Кто придумал куличи на пасху. Исторические и библейские факты о пасхе, яйцах и куличах. Кулич как нетленный символ возрождения Христа

Приближающийся праздник Пасхи неизменно ассоциируется у нас с куличом. Высоким, сдобным, политым сверху сладкой помадкой. Именно такие куличи и носят сегодня освящать в церковь в великую субботу. Но вот вопрос: всегда ли они были такими?


Задуматься об этом можно было бы, даже исходя из простого соображения. Сегодняшняя кружевная сдоба - не такое уж и древнее завоевание кулинарной практики. Понятно, что несколько веков назад русская выпечка такой быть не могла. Да, кулич всегда был праздничным изделием, делался из пшеничной муки (дорогой и не сильно доступной). Но по вкусу, вероятнее всего, он напоминал тогда своего «близкого родственника» - калач.

Кстати, это созвучие - возможно случайно. Ведь слово «калач» - это производное от славянского "коло" (круг, колесо, кольцо). Буква "а" появилась в результате падения редуцированных гласных и закрепления «аканья» на письме. А «кули́ч» произошло от греческого κουλλίκι(ον) и κόλλιξ, что означает «хлеб круглой или овальной формы». Что, впрочем, не отменяет гипотезы о том, что оба эти названия происходят от более древней словоформы, означающий «круглый».

Но каким же был тот старый кулич? Ведь, согласитесь, трудно предположить, что в крестьянской избе даже в начале XIX века были специальные формочки (глиняные, медные?) для выпекания этого изделия. Их, конечно, не было. А вот восстановить вид того кулича вполне возможно. Попытаемся распутать эту кулинарную загадку.

Помогут нам в этом и поварские книги, и старые словари, и живопись русских художников.

Отсутствие отечественных кулинарных книг до конца XVIII века не позволяет разобраться в тонкостях рецепта. Однако, очевидно, что еще 200 лет назад кулич в России выпекался без формы. Он был подовый, т.е. готовился либо на «поду» в печи, либо на противне. Этот тип кулича сохранился надолго. Собственно еще в первой половине XX века в деревнях нередко его таким и пекли.

А уж в веке XIX подовый кулич упоминается даже в самых известных кулинарных книгах. Вот, к примеру, «Санкт-Петербургская кухня» Игнатия Радецкого (1862). Обратите внимание - «раскатать тесто… сложить на подслоенный маслом плафон»:


Слово «плафон» несколько настораживает. Может быть, это и есть сегодняшняя формочка для кулича? Однако, нет. Как сообщает нам Исторический словарь галлицизмов русского языка (М., 2010), «плафон» - это «устар., кулин. Большое металлическое плато для жарки в печи» . Там же есть ссылка на «Альманах гастрономов» Радецкого: «Ниже полок кругом стены <кухни> столы с подножками, на подножках ставятся плафоны, противни, листы и тому подобное » (Радецкий 1852 1 с. IX).

Подовые куличи остались не только в книгах. Их изображения мы находим в живописи тех лет. Обратили внимание на верхнюю иллюстрацию? Это написанная в 1891 году картина Николая Пимоненко «Пасхальная заутреня в Малороссии». А теперь присмотримся повнимательнее к ее фрагменту:

Не правда ли, совсем не напоминает сегодняшний кулич? Кто-то скажет: "Ну, это же «Малороссия», в России-то было совсем не так". И ошибется. Поскольку написанное уже по российской действительности полотно Владимира Маковского «Молебен на Пасхе» (1887) лишь подтверждает общее правило.


Обратим внимание на фрагмент этой картины. Яйца и подовый кулич:

Или еще один пример:


Журавлев Ф.С. Пасхальное угощение (до 1901 г.)

Посмотрим-ка подробнее фрагмент. Под салфеткой явно кусок кулича (а какая еще хлебная выпечка может быть на пасху?). И кулич этот выпечен не в форме.

А вот и пасхальная открытка начала XX века. Что лежит на столе рядом с крашеными яйцами? Правильно - подовый кулич:


Традиция эта не умерла у нас и позже. Когда, казалось бы, с формами для куличей никаких проблем уже не было. Вот перед вами картина художника Ивана Владимирова (1869-1947). Это же ведь не хлебный каравай в окружении пасхальных яиц?


Владимиров И. С заутреней


В отличие от сегодняшнего кулича тесто у подового было более плотное, а не «кружевное». И если Радецкий описывает его в изящной кухне, то, скажем, П.Андреев приводит его рецепт в своей книге «Дешевый русский стол» (СПб., 1898), рассказывая о вполне "демократическом" меню небогатой публики:

Но когда же кулич приобрел сегодняшнюю форму? Ответ на этот вопрос будет непростым. Потому, что процесс этот был длительным в нашей кухне. Для начала попробуем разобраться, что из другой выпечки напоминает нам сегодняшний праздничный высокий кулич? Правильно - бабу, бабку (ее часто называют и ромовой бабой). Это в советские времена ром-баба была маленькой сдобной булочкой с изюмом, помещающейся в ладони. А в классическом виде это вполне сравнимое с куличом изделие.

И биографию свою оно ведет из XVIII века. Считается, что именно повар свергнутого польского короля Станислава Лещинского Николя Сторер в 1720-х годах привез во Францию рецепт «бабы». Ценитель хорошей кухни, Лещинский окунул как-то эльзасский kouglof (показавшийся ему сухим) в вино. Результат впечатлил его. А новый десерт был назван по имени любимого героя короля - Али-Бабы. Версия с этим названием, хоть и описывается в литературе, - не факт, что достоверна. Ведь, слово «баба» или «бабка» встречается и в русской, и в украинской кухне и к Али-бабе никакого отношения не имеет. Но за давностью лет проверить это уже невозможно.


Сегодняшняя ромовая баба из кондитерской Pâtisserie Stohrer в Париже
(фото Гелии Делеринс)


Так вот, по заказу Лещинского королевский повар Сторер, усовершенствовал рецепт - стал использовать для приготовления бабы тесто для бриошей с добавлением изюма. Такая баба-бриошь выпекалась с шафраном, пропитывалась малагой и подавалась вместе с кондитерским кремом, изюмом и свежим виноградом.

Известный гастроном француз Брийя-Саварен спустя несколько десятилетий усовершенствовал блюдо. Из-под его умелых рук вышла известная нам «Ромовая баба» (Baba Au Rhum). Он придумал особый ромовый сироп, которым пропитывал бабу вместо вина, и назвал свое угощение «Baba Au Savarin». Десерт приобрел во Франции большую популярность, однако название прижилось то, которое известно нам до сих пор - ромовая баба.

Довольно скоро с иностранными поварами ром-баба проникает и в Россию. Впервые о ней можно прочесть в изданном в 1795 году «Словаре поваренном, приспешничьем, кандиторском и дистиллаторском». А к середине XIX века - это уже вполне привычный десерт на русском столе. Хотя память о его происхождении бережно сохранялась. Вот, к примеру, в изданной в 1862 году «Петербургской кухне» Игнатия Радецкого рецепт так и называется - «баба короля Станислава»:

Утвердившись среди российской публики, это блюдо начало расширять свои границы. И естественным образом вошло в коллизию со старинным куличом. Логика этого процесса понятна. Ведь, люди всегда стремились сделать кулич как можно более праздничным, насыщенным, скоромным. С этой целью туда добавляли и яйца, и сахар, и сухофрукты, использовали отборную пшеничную муку. Добивались мягкости и сдобы. И тут появляется эта «баба». Вот он, казалось бы, идеал самого что ни на есть изящного кулича, да еще пропитанного вином, ромом. Так постепенно и происходила «замена» одного блюда другим, а часто и параллельное существование. Сначала в обеспеченных домах с изящной кухней. А потом уже и продаваться начали эти высокие формовые куличи.

Ромовая баба (фото из книги советского кондитера Роберта Кенгиса, 1981 год)

Советский быт лишь закрепил этот процесс. Понятно, что в городах на коммунальных кухнях печь подовые куличи было затруднительно. Собственно, одно время вообще слово "кулич" стало в СССР не совсем совместимым с «советским образом жизни». Кекс - вот она замена этому старинному блюду. Не носящая религиозного оттенка, эта выпечка покорила отечественных хозяек. Хотя при некотором умении вполне напоминала традиционный кулич. А уж выпускавшийся советскими хлебокомбинатами кекс «Майский» и вовсе завершил эту эволюцию старого блюда. Он ведь, неслучайно так назывался. Поскольку появлялся в магазинах весной к Пасхе, и вскоре после нее исчезал. Эта пролетарская альтернатива должна была победить церковный кулич. Не получилось.

П асхальный кулич – это главное блюдо на праздник Светлого Воскресения. Традиция выпекать кулич на Пасху уходит своими корнями далеко вглубь истории.

С ледует отметить, что пасхальные куличи выпекали и в дохристианские времена. В тот период праздник Пасхи знаменовал окончание зимы и приход весны. Пасхальные куличи выпекались округлой формы, символизируя плодородие. Однако это празднество относилось к языческим традициям.

С огласно ветхозаветным учениям праздник Пасхи до рождения Иисуса Христа отмечался, как освобождение народа из-под египетского гнета. В этот день принято было есть мацу – пресные хлебцы и мясо молодого агнца, благодаря Господа за то, что помог обрести свободу и землю.

Т радиция выпекания дрожжевого пасхального куличи свойственна славянам. Многие специалисты и по сей день утверждают, что это еще пережитки язычества, потому как в современном мире куличи на Пасху выпекают преимущественно только славянские народы (украинцы, россияне, беларусы и т.д.). Во многих европейских странах выпечка пасхальная выпечка имеет иную форму.

С егодня же на столе – это символ присутствия Бога в доме, поскольку именно дрожжевой хлеб был освящен Иисусом во время Тайной вечери. Также пасхальный кулич на столе в праздник Святого Воскресения символизирует почтение к Иисусу, который вкушал хлеб с апостолами. Согласно традициям во время праздничного застолья следует оставлять центральное место за столом пустым, чтобы Иисус мог сесть во главе стола, как он это делал во время трапез с апостолами.

Р ецепты современного пасхального кулича разнообразны. Некоторые хозяйки сумели сохранить рецепты своих бабушек и прабабушек и сегодня выпекают куличи также, как это делали несколько поколений назад. Кто-то покупает готовые пасхальные куличи. Но традиция освящать пасхальный кулич в церкви в день Пасхи и выставлять в качестве основного блюда на стол сохранилась во многих даже не религиозных семьях.

П асхальные куличи принято подавать на стол в окружении окрашенных яиц, которые являются символом продолжения жизнь. Преимущественно яйца окрашивают в красный цвет, украшают дополнительными узорами. Пасхальный кулич и окрашенные яйца – это незаменимые блюда на Пасху, которые, к тому же, обладают отменными вкусовыми качествами.

Последнее обновление - 16.02.2015 г.

12 апреля православные и католики празднуют самый большой праздник христианского мира — Светлое Христово Воскресение. На пасхальном столе непременно должны быть кулич и пасха.

Что означают эти пасхальные угощения и откуда пошла традиция их готовить, объясняет АиФ.ru.

Откуда пошла традиция печь куличи на Пасху?

Кулич — один из древнейших символов Воскресения Христа. Кулич подобен артосу — особому круглому высокому хлебу с изображением креста и тернового венца. Артос в храме означает жертву за людей — самого Христа.

В пасхальном угощении отражена вера христиан в незримое присутствие воскресшего Господа за их праздничной трапезой.

Предание говорит, что апостолы на общей молитве вспоминали Тайную Вечерю и причащались Тела и Крови Христовых. А при трапезе они первое место за столом оставляли невидимо присутствующему Господу и полагали на Его место хлеб.

Подражая апостолам, пастыри Церкви установили в праздник Воскресения Христова полагать в храме на столе или налое перед Царскими вратами особый хлеб, , обозначая, что пострадавший за нас Спаситель стал для нас хлебом жизни.

Все дни Светлой седмицы после Литургии артос крестным ходом обносят вокруг храма. В субботу Светлой седмицы артос с молитвой раздробляют и в конце Литургии при целовании Креста раздают народу как святыню.

На Руси к Пасхе в каждом доме выпекали внешне похожий на артос, но сдобный, с изюмом и орехами, праздничный хлеб и освящали его в храме. Этот хлеб получил название «кулич» от греческого слова «kollikion» — «круглый хлеб». Слово вошло и в европейские языки: kulich (испанский), koulitch (французский).

Куличи выпекают из сдобного теста с большим количеством масла и яиц. У католиков, кроме дрожжевых куличей, пекут и песочные, так называемые «бабы».

В разных регионах России куличи выпекают разных форм; например, в Вологодской губернии — в форме раскрытого ягодного пирога, но чаще всего им придают цилиндрическую форму, как у артоса.

Существовала примета, что, если кулич удался на славу, значит, и в доме будет процветание и благополучие. В Пасху на праздничном столе верх кулича срезали горизонтально, резали кулич кругами или ломтями, и все получали по куску. Остаток кулича накрывали срезанным верхом.

Почему мы готовим пасху к Воскресению Христову?

К Светлому Христову Воскресенью готовят не только кулич, но и пасху из творога.

Творожная пасха в виде усечённой пирамиды означает Гроб Господень, в котором совершилось Воскресение Христово. Готовят пасху в специальной разборной деревянной форме — пасочнице из деревянных дощечек, на внутренней стороне которых вырезаны буквы «ХВ» («Христос Воскресе!»), а также крест, копьё, трость, ростки и цветы — символы страдания и воскресения Иисуса Христа, а иногда и голубь — символ Святого Духа. Эти изображения и надпись остаются на готовой пасхе, когда пасочницу снимают.

* А́ртос (по-гречески άρτος — хлеб) — освящённый квасной (дрожжевой) хлеб, иначе называемый просфора всецелая (то есть просфора без изъятых из неё частиц). Просфора (просвира) (от др.—греч. предлога προ и глагола φέρω — нести, т. о. «просфора» буквально означает «приносимое») — в первые века христиане называли так приношения из хлеба и вина, с которыми верующие приходили в храм.Такое значение просфоры сохраняется в Православной церкви и в настоящее время.

Кулич — это пасхальный хлеб, напоминающий нам о Воскресении Христовом. Кулич стал символом праздника Пасхи, традиционным блюдом Пасхальной седмицы, которое готовят православные христиане. Откуда же появилась традиция готовить куличи? Нет ли в ней языческих корней и как правильно приготовить кулич?

История происхождения кулича

Многие считают, что печь куличи изначально — языческая традиция. Хлеб пекли весной и приносили его в жертву богам плодородия. Этот обряд существовал у многих народов. В христианстве же кулич — прообраз артоса (квасной хлеб, который освящают сейчас на Пасхальную седмицу). После Воскресения Христос приходил к апостолам на трапезу. Для Спасителя оставляли хлеб и место за пасхальным столом. Постепенно эта традиция пришла в каждую православную семью, ведь семья — это малая Церковь.

В кругу близких людей кулич выступает в качестве артоса. Артос вкушают в храме, его приготовляют, освящают в алтаре, а потом раздают верующим. Его выпекают в монастырской или приходской пекарне. Кулич же выпекают дома, приносят в храм и освящают. Кулич — домашний артос, который символизирует возрождение Христа. Церковь считает, что христианская традиция не имеет ничего общего с языческой. Возможно, язычники имели похожую традицию, но в христианстве выпекание кулича имеет совершенно другие корни.

На Руси кулич раньше выпекали в печах, это была так называемая подовая выпечка. При таком способе приготовления кулича вода сильнее выпаривается. Подовый хлеб — это сдобный хлеб. Традиционный кулич — это именно кулич из плотного теста, потому что мягкое тесто не будет держать свою форму на поду.

Свою современную форму кулич приобрел благодаря польскому королю Станиславу Лещинскому, который правил Польшей в начале XVII века, точнее, благодаря его повару. Считается, что он же изобрел «мини-кулич». То, что сейчас называют пирожным «ромовая баба». «Ромовая баба» изначально — кулич, который готовят из мягкого песочного теста. Правда, такое кондитерское изделие пропитывают ромом.

Одно время на Руси готовили и подовые куличи, и куличи, которые приехали в Россию из Польши. Сейчас выпекают польскую «версию» куличей. В Католической Церкви подовых куличей не было никогда, в странах, где преобладали католики, изначально готовили куличи из песочного, а не из дрожжевого теста.

Пасхальный кулич и его роль в православии

После окончания Пасхального богослужения верующие «разговляются» и впервые после поста позволяют себе есть не постную пищу. На Пасху — это кулич, неотъемлемая часть Пасхальной трапезы. В Великую субботу Пасхальную трапезу освящают в храме. Освящение трапезы — это не язычество, а желание верующих людей доступным для них способом приобщиться к святости. Если по каким-то причинам освятить снедь не удалось, это не значит, что празднование Пасхи не состоялось. Для православного христианина важнее исповедоваться и Причаститься на Пасху. Не освятить пищу не считается грехом. Православные христиане обычно угощают друг друга Пасхальной трапезой, обмениваются крашеными яйцами и куличами. Друг друга поздравляют словами «Христос Воскресе!» — «Воистину Воскресе».

Рецепт правильного кулича

Для приготовления Пасхального кулича вам понадобится:

  • 100 мл молока
  • 3 яйца
  • 180 г сливочного масла
  • 6 столовых ложек сахара
  • 1 чайная ложка соли
  • 450 г муки пшеничной
  • 4 чайные ложки дрожжей
  • 100 г изюма
  • 50 г цукатов

Сначала в подогретое, но не кипящее молоко добавляется сахар (3 столовые ложки). Потом в готовую смесь засыпают дрожжи, оставляя на 20 минут, чтобы дрожжи разошлись в молоке. Далее смесь взбивают в блендере, добавляют оставшиеся сахар и соль. В эту же смесь взбивают яйца. Размягчают сливочное масло и смешивают с получившейся смесью. Постепенно просеивают муку и замешивают тесто. Тесто для кулича должно подняться. Обычно это занимает около получаса. В тесто добавляют цукаты. Посыпают изюмом. Можно засыпать немного ванильного сахара. Тесто для кулича готово.

Выпекают кулич в духовке или в мультиварке. Форму кулича можно выбрать по своему вкусу. Полтора часа тесто «доходит», потом кулич можно выпекать в духовке до готовности. В мультиварке кулич готовится около часа. В духовке все зависит от веса кулича. Если кулич весит менее 1 кг, выпекать его следует около 30 минут. Готовность кулича можно проверить длинной деревянной палочкой так, как обычно проверяют готовность сдобных изделий спичкой. Надо воткнуть палочку в середину кулича. Если на ней остаются крошки и тесто остается липким и жидким, следует подождать до готовности.

Чтобы приготовить глазурь для кулича, вам понадобится:

  • 1 яйцо
  • 150 г сахарной пудры

Белок яйца надо отделить от желтка, взбить до образования пенки, подержать в холодильнике около часа и смешать с сахарной пудрой. Такую глазурь наносят на готовый кулич. Важно, чтобы кулич при этом не был горячим.

На самом деле рецепт кулича не имеет значения и вы можете готовить его по знакомому с детства рецепту мамы или бабушки. Строгих правил о том, что должно содержаться в составе кулича и как он должен быть украшен, в Церкви не существует. То же самое касается цвета крашеных яиц и приготовления творожной пасхи.

Кулич как нетленный символ возрождения Христа

Воскресение Господне — главный церковный праздник. Без Воскресения Христова наша вера напрасна. В этом заключается наше будущее. Воскреснув, Господь, даровал нам возможность воскреснуть. После Крестной смерти Господь сошел во ад, чтобы освободить праведников из ада. Царство Божие было закрыто от человека прежде. После сошествия Христа во ад у всех, не только у праведников, появилась возможность достигнуть Царства Отца. Своей Крестной жертвой Господь искупил наши прошлые и будущие грехи.

Мы ищем Царствие Божие прежде, чем благоденствия в нашей жизни. Иногда для этого нам приходится отказываться от земных благ. Мы сосредоточены на жизни будущей. О грядущем воскресении мертвых в Ветхом Завете говорил еще пророк Иезекииль. И если после грехопадения смерть человеческого тела неизбежна, то Христос даровал нам возможность спасти душу для вечной жизни с Господом. В дни Пасхальной седмицы человек своей душой соприкасается с Царствием Небесным, с радостью возможности обрести жизнь вечную.

Если постом люди ограничивают себя в еде, то на Пасхальных торжествах хлеб насыщался сметаной, маслом и снедь становилась вкусной и праздничной в знак радости соприкосновения с Вечностью. На Пасху также готовят одноименное творожное блюдо и красят яйца. Считается, что святая Мария Магдалина отдала крашеное яйцо второму римскому императору Тиберию, сказав, что в яйце нет жизни, но, если его высидит птица, в нем появится жизнь. Господа же нашего положили во гроб, и Он воскрес. В определенных условиях жизнь может появиться там, где ее не было, в этом ее чудо. Яйцо символизирует гроб Господень, в котором появилась жизнь вечная. Традиционно яйца красят в красный цвет, в знак Царского достоинства Спасителя.

Главное — не забывать о том, что суть Пасхи не в приготовлении кулича, а в радости о Воскресении Господа нашего Иисуса Христа, пострадавшего за наши грехи и даровавшего нам жизнь вечную в Царствии Небесном.

Приветствую Всех на страничках блога !
Вот и закончился Великий Пост и началась Страстная Неделя – воспоминание последних дней земной жизни Иисуса Христа. Во весь период поста, христиане задумывались о своей жизни, о своих согрешениях, кто-то пытался себя ограничить от определенной пищи, кто-то старался исправить свою духовную жизнь – очиститься от грехов. Пост – это время покаяния, воспоминание о земной жизни Христа, Его проповеди, Его страданий и распятия. На каждая семья тщательно готовится к великому торжеству – празднику Пасхе. Весь пост мы очищали свои души от грязи греховной, чтобы встретить праздник Пасху — Воскресение Христа с чистой душой, также за неделю до праздника мы очищаем свои жилища. Также есть такой древний обычай выпекать в великий четверг куличи.

Откуда пошла традиция, выпекать к Пасхе куличи? Что символизирует кулич, какова его история возникновения?
Ну, чтобы узнать саму историю возникновения кулича и его символ, нужно вспомнить ветхозаветную историю.

Почему именно пресный хлеб? Потому как это было им в воспоминание о том, что исход из Египта был очень поспешным, и они просто не успели заквасить хлеб, и взяли с собой только пресный. Вот отсюда и второе название Пасхи – Праздник Опресноков. Каждая семья должна приносить в храм агнца и по специальному Моисееву закону закалывали ягненка, этот агнец служил прообразом и напоминанием о грядущем Спасителе.
Агнца, который назывался – Пасха, семья должна была запечь и съесть с горькими травами, это было воспоминание о горькой жизни еврейского народа в Египте. За праздничным ужином отец семейства рассказывал историю исхода евреев из египетского рабства.

После того как пришел Иисус Христос, празднование Пасхи Нового Завета приобрело нового значения, а старозаветное празднование Пасхи потеряло смысл. Далее движемся в Новый Завет, что мы видим из строк Нового Завета.
«В первый же день опресночный приступили ученики к Иисусу и сказали Ему: где велишь нам приготовить Тебе пасху? Он сказал: пойдите в город к такому-то и скажите ему: Учитель говорит: время Мое близко; у тебя совершу пасху с учениками Моими» (Матфея 26: 17 – 18 ст.).

За тайной вечерей Христос сидел посреди учеников, преломлял хлеб и раздавал ученикам говоря: «приимите, ядите: сие есть Тело Мое. И, взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов. Сказываю же вам, что отныне не буду пить от плода сего виноградного до того дня, когда буду пить с вами новое вино в Царстве Отца Моего» (Матфея 26: 26 – 29 ст.).

Как видите, хлеб был символом, и по традиции ветхозаветной выпекался в воспоминание, освобождения из рабства, а во время тайной вечери Иисус Христос дал Новое значение «сие есть Тело Мое, за вас ломимое; сие творите в Мое воспоминание».

Пасхальный кулич по своей форме напоминает артос – хлеб, который приносится в храм и освящается на богослужении на сам праздник Пасху, а на Пасхальной неделе раздается верующим. Пасхальный артос — символ Самого Господа Иисуса Христа. Когда Христос обращался к ученикам, говорил: «Я есмь хлеб жизни… Хлеб, сходящий с небес, таков, что ядущий его не умрет. Я хлеб живый, сшедший с небес; ядущий хлеб сей будет жить во век; хлеб же, который Я дам, есть Плоть Моя, которую Я отдал за жизнь мира» (Ин. 6, 48-51).
Этот хлеб – артос всегда приготавливается из дрожжевого теста, в отличии от иудейского опреснока, у квасного теста есть жизнь, закваска дышит, в ней жизнь, которая может длиться вечно.

Артос – это символ самого насущного хлеба – Иисуса Христа Спасителя, Который есть Жизнь!
Но в пасхальном куличе, за праздничным столом, наоборот присутствует сдоба, сладость. Такое видоизменение артоса, так же имеет свой смысл, свою символическую основу.
Пасхальный кулич тот, который мы приносим на освящение, он сладок и символизирует присутствие Божие во всем мире. Сдоба, сладость, украшение – это символ заботы Господа о нас всех. Господь, принесенный в жертву, дал нам сладкую жизнь.
Таким образом, – это символ радости, сладости райской жизни, блаженной Вечности.

Загрузка...
Top