Что помогает производителю рационально. Что помогает производителю рационально решать основные вопросы экономики?В чем состоит принцип "невидимой руки" рынка? а) Процесс воздействия человека на вещество природы в целях создания материальных благ, необходи

  • Почему мы не всегда можем купить то, что хотим?
  • Что и для кого выгодно производить?
  • Как победить в конкурентной борьбе?
  • Рынок: зло или благо для общества?

Потребности и ресурсы: проблема выбора . В первой главе учебника вы познакомились с многообразными потребностями человека: материальными, социальными, духовными. Теперь попробуем вместе разобраться, что необходимо для их удовлетворения и как экономика участвует в этом.

Чтобы сшить костюм, нужна ткань. Чтобы построить дом, нужны материалы: дерево, цемент, техника. Чтобы произвести бензин для машины, нужна нефть. Все это называется ресурсами (от франц. ressourse - вспомогательное средство).

Ресурсы в экономике ограниченны, и примеры этому вокруг нас: леса, источники воды, запасы полезных ископаемых и т. д. Изучая вопросы взаимодействия природы и человека, вы уже ознакомились с проблемой ограниченности природных ресурсов. Это определяет необходимость их бережного, умелого использования, разумной организации хозяйственной деятельности человека.

Ограниченность тех или иных ресурсов заставляет выбирать варианты их использования. Например, об ограниченности денежных ресурсов вы, вероятно, вспоминаете каждый раз, когда отправляетесь в магазин. Вы хотели бы купить и новый магнитофон, и новую куртку, но можете позволить себе приобрести что-то одно. Возможно, пройдясь по магазинам, вы сможете купить менее модную куртку и дешевый магнитофон, но в этом случае вы жертвуете качеством в обмен на возможность приобрести обе вещи.

Каждый человек решает проблему экономического выбора по-своему, но, как правило, стремится поступать рационально (от лат. ratio - разум; rationis - мера, расчет), т. е. разумно, расчетливо. В экономике это предполагает выбор варианта, который кажется человеку наилучшим, приносит ему больше выгоды по сравнению с затратами.

Итак, человеческие потребности всегда превосходят имеющиеся возможности. Это противоречие рождает сложную проблему выбора. На что истратить имеющиеся ограниченные средства? Какие потребности удовлетворить в первую очередь? Как распорядиться тем, что имеем, наилучшим образом? Проблема распределения ограниченных ресурсов - основная проблема экономики.

Факторы производства . Чтобы жить и удовлетворять свои потребности, нам нужна экономическая деятельность, позволяющая превращать ресурсы в экономические блага, т. е. предметы, удовлетворяющие ту или иную потребность человека (продукты питания, одежду, автомобиль, книги и др.). Для производства благ необходимо соединение природы, человека, техники.

Основные группы ресурсов, используемых в процессе производства, называются факторами производства (от лат. factor - делающий, производящий; фактор - это причина, движущая сила какого-либо процесса, явления, определяющая его характер или отдельные его черты). К ним относят землю, труд, капитал, предпринимательские способности. Во второй половине XX в. стал очевиден еще один источник богатства - информация. «Тот, кто владеет информацией, владеет миром». Отсюда повышенное внимание в настоящее время к этому ресурсу.

Земля - это природные ресурсы, используемые в производстве: собственно земля (пахотные земли, место размещения производственных объектов), полезные ископаемые, леса, вода и воздух, растительный и животный мир природы.

Труд - это участвующая в производстве рабочая сила, так называемый «человеческий капитал»: способности и умения, здоровье, образование, квалификация работников.

Капитал как фактор производства - это созданные людьми средства производства: здания и сооружения, машины и инструменты, оборудование.

Предпринимательские способности - это фактор, связывающий воедино остальные факторы производства. Он позволяет наилучшим образом использовать ресурсы с целью получения высоких результатов (большее количество продуктов и лучшего качества). Это совокупность энергичной деятельности предпринимателей, их организационно-хозяйственного новаторства (поиск и реализация новых идей, технологий, подходов) и готовности к риску при организации нового дела.

Информация (от лат. informatio - разъяснение, изложение) - ресурс, используемый в экономических процессах. Как продукт мыслительной деятельности информация - это прежде всего знания, сведения, сообщения, данные, используемые в процесса анализа и выработки экономических решений, в управлении и т. д. Информация настолько важный в современном обществе, переживающем информационную революцию, ресурс, что, по мнению экономистов, заслуживает особого места в ряду факторов производства.

Главные вопросы экономики . Ограниченность экономических ресурсов на планете и необходимость решения человеком проблемы их распределения рождает три главных вопроса экономики: что, как и для кого производить.

Что надо производить , т. е. какие товары и услуги должны быть предложены потребителю. Как производить , т. е. какими способами получить необходимый результат. Для кого следует производить эти товары и услуги, т. е. кто сможет их приобрести.

Ответы на эти вопросы во все времена пытались найти и каждый производитель, и общество в целом.

При натуральном хозяйстве люди могли жить независимо друг от друга. При разделении труда стал необходим обмен продуктами между производителями. Кто же станет специализироваться на производстве, например, глиняной посуды, будучи не очень уверен в том, что ее удастся обменять на одежду, продукты питания и другие необходимые блага. Такая зависимость между производителями требует согласования их деятельности. А способ регулирования деятельности производителей в условиях разделения труда называется экономической системой.

Выделяют следующие типы экономических систем: традиционная, централизованная (командная) и рыночная. Их отличают разные подходы к решению основных вопросов экономики: что, как и для кого производить. Так, в традиционной экономике эти проблемы решаются на основе обычаев и традиций (все делать так, как раньше), в централизованной - с помощью плана, устанавливаемого государством, а в рыночной - на основе личных интересов свободных производителей, стремящихся изготавливать товары, пользующиеся спросом на рынке и приносящие им прибыль.

Продукт, произведенный свободным производителем для обмена, называется товаром. Вспомните, что для обмена в разные времена использовался особый товар-посредник: скот, шкуры зверей, соль, даже морские раковины. Это были первые, так называемые товарные деньги.

Деньги - это товар, посредством которого измеряется ценность других товаров, оплачивается покупка, постепенно роль денег стали выполнять драгоценные металлы: золото и серебро. В настоящее время деньгами являются особые бумаги и монеты, выпускаемые центральным банком каждого государства.

Обмен товаров на другие товары или деньги происходит на рынке (рынок не как место для обмена и заключения торговых сделок, а в научном значении слова). В экономическом смысле рынок - это система экономических отношений, связанных с обменом, совокупность условий, благодаря которым продавцы и покупатели находят друг друга и могут совершать сделки.

Экономическая система, в которой решение вопроса о том, что, как и для кого производить, является результатом взаимодействия продавцов и покупателей на рынке и называется рыночной экономикой. Рассмотрим на ее примере, как отдельные производители решают главные вопросы экономики.

«Невидимая рука» рынка . Рынок как общий принцип организации экономической жизни страны имеет следующие характерные черты: свободный обмен между продавцами и покупателями, стимулируемый выгодой от сделки; реальная материальная ответственность участников рыночного обмена (продавцы и покупатели затрачивают свои средства и рискуют ими); конкуренция между производителями (продавцами) товаров и услуг за потребителей (покупателей) их продукции. Поскольку конкуренция играет очень важную роль в рыночной экономике, остановимся на ней подробнее.

Конкуренция - соперничество, борьба за достижение лучших результатов в каком-либо деле. Слово «конкур» обозначает особый вид конных соревнований - преодоление различных препятствий. Более знакомое вам слово «конкурс» - состязание, соперничество за достижение определенных преимуществ. Вспомните, конкуренция, борьба между производителями товаров и услуг существовала уже С первых шагов развития товарного производства. Каждый производитель стремился быстрее продать свой товар на рынке и получить прибыль на вложенные деньги. В рыночной экономике продавцы товаров и услуг конкурируют друг с другом, стараясь привлечь как можно больше покупателей. Для этого они снижают цены, улучшают качество товаров.

Конкуренция побуждает производителей совершенствовать свои товары, искать наиболее рациональные способы получения и использования ограниченных ресурсов для их изготовления.

Несмотря на то что производитель решает главные вопросы экономики на свой страх и риск, т. е. свободно и самостоятельно, в обществе не воцаряется хаос и анархия. Почему? Дело в том, что в условиях рынка производитель подчиняется очень влиятельной силе - диктатуре цен.

Чтобы понять, как цены на рынке подсказывают производителю, что, как и для кого производить, познакомимся с понятиями «спрос» и «предложение».

Спрос - это желание и возможности потребителя купить конкретный товар или получить услугу в конкретное время и в конкретном месте. Основа спроса - потребности, но ограниченные платежеспособностью покупателя, т. е. той суммой средств, которую он может выделить из своих доходов для приобретения конкретного товара или услуги. Спрос находится в обратной зависимости от цены. Чем выше цена единицы товара, тем меньше спрос на данный товар.

Предложение - это желание и возможности продавцов продать конкретный товар в конкретное время и в конкретном месте. Предложение находится в прямой зависимости от цены: чем выше цена единицы товара, тем больше товара производители согласны произвести и продать.

Ситуацию на рынке, когда продавец может и хочет продать ровно столько товара и по такой цене, сколько покупатель захочет и сможет купить за эту цену, экономисты называют рыночным равновесием, а цену, по которой заключается реальная сделка,- равновесной ценой. Равновесная цена не просто условие продажи товара, она становится важным ориентиром для производителей, подсказывая им, что и при каких ценах может быть куплено на рынке и что, следовательно, можно производить.

Цена, определяемая спросом на товар, не единственный сигнал для производителя в выборе того, что производить. Другим сигналом служит выгодность товара. Он выбирает для выпуска те товары, по которым превышение выручки над затратами на его производство, называемое прибылью, будет наибольшим.

Главный принцип рынка - сделка должна быть выгодной и продавцу, и покупателю .

Благодаря этому все люди (а значит, и все общество) достигают наилучшего для себя результата, ресурсы общества распределяются наиболее рационально. Положение, когда все участники рынка стремятся обеспечить повышение благосостояния всех по мере того, как каждый продавец и каждый покупатель стремятся удовлетворить личный интерес в отношении своего благосостояния, великий английский экономист Адам Смит называл «невидимой рукой» рынка. Именно она заставляет каждого думать об интересах других, потому что иначе товар производителя может оказаться ненужным и вместо выгоды принести убытки. «Невидимая рука» рынка направляет желания отдельных производителей на общее благо.

Посмотрим, как взаимодействие спроса и предложения помогает ответить на вопрос, как производить, какие технологии и способы производства применять. Чтобы получить большую прибыль, производителю необходимо снизить затраты на производство, поэтому он вводит режим экономии, внедряет новую технику.

Наконец, рынок отвечает на вопрос, для кого производить или как распределяются товары и услуги. Они распределяются рынком между желающими их купить на единственной основе - наличие денег на покупку. А если товаров не хватает, то их получает тот, кто может больше заплатить. Именно его предпочтут производители в стремлении получить наибольшую выгоду.

    Основные понятия

  • Экономическая система, рыночная экономика, рынок, факторы производства, конкуренция, спрос, предложение.

    Термины

  • Экономические блага, ресурсы, равновесная цена, деньги.

Вопросы для самопроверки

  1. Почему человек вынужден выбирать способы использования ресурсов для удовлетворения своих потребностей?
  2. Какая экономическая система обеспечивает более эффективное распределение ограниченных ресурсов и почему?
  3. Что помогает производителю рационально решать основные вопросы экономики? В чем состоит принцип «невидимой руки» рынка?
  4. Каковы характерные черты рыночной экономики?

Задания

  1. Объясните, как вы понимаете следующее высказывание Дж. Бернарда Шоу: «Экономика - это умение пользоваться жизнью наилучшим образом».
  2. Докажите, что ограниченность ресурсов является основной проблемой любого общества, страны.
  3. Объясните, как рынок обеспечивает эффективное распределение ограниченных ресурсов. В чем состоит принцип «невидимой руки» рынка?
  4. Укажите признаки рыночной экономики. Найдите один неправильный ответ:
    1. конкуренция производителей;
    2. свободное ценообразование;
    3. централизованное установление цен государством;
    4. самостоятельность производителей.
  5. Большая часть человечества отдает предпочтение рыночному способу хозяйствования. Попробуйте найти аргументы в пользу этого выбора.

Что помогает производителю рационально решать основные вопросы экономики?В чем состоит принцип "невидимой руки" рынка?

Ответы:

Способность рынка самостоятельно регулировать рспределение ограниченных ресурсов и предоставлять надежную информацию покупателям и продавцам выдающийся экономист Адам Смит называл "невидимой рукой провидения.Покупатель не знает ни продавца ни производителя,продавец не знает своего покупателя.но ими обоими управляет "невидимая рука",обеспечивая благосостояние всех по мере того,как каждый из продавцов и покупателей обеспечивает свое благосостояние.То есть стремление к благосостоянию каждого ведет к богатству общества в целом.А это уже принцип итальянского экономиста Вильяма Перето)

Похожие вопросы

  • длина ленты 152 см. она разделена на 3 части. первая часть в 4 раза короче, чем вторая, а третья часть в 2 раза длиннее первой. найди длину каждого отрезка.
  • От каждой коровы фермер получал в год в среднем по 54 ц молока.С одного центнера молока можно приготовить 4 кг масла.Сколько масла можно изготовить из молока, полученного от 8 коров?
  • Написать несколько слов о Юрии Алексеевиче Гагарине на английском (где и когда родился? где учился? и т.д.)
  • Яблоня за неделю впитывает 63 литра воды.Сколько литров воды яблоне понадобится в августе?
  • Характерные признаки птиц болот и водоёмов.
  • Каковы характерные черты рыночной экономики?
  • Укажите количество грамматических основ в этом предложении: При этом кошка в России никогда не была рпедметом для поклонения и не пользовалась повышенным вниманием, но зато избежала гонений, заняв достойное место в доме. Помогите пожалуйста)
  • в равнобедренной трапеции угол при основании равен 45 градусам а высота равна 5. ,меньшее основание равно 6 найти большое основание

1. почему человек вынужден выбирать способы использования ресурсов для удовлетворения своих потребностей?
2. какая экономическая система обеспечивает более эффективное распределение ограниченных ресурсов и почему?
3. что помогает производителю рационально решать основные вопросы экономики? в чем состоит принцип "невидимой руки" рынка?
4. каковы характерные черты рыночной экономики?

каковы условия функционирования рынка?

почему конкуренцию считают главным мотором рыночной экономики?

Что влияет на спрос и предложение на рынке?

Как производители в условиях рынка решают главные вопросы экономики?

Каков механизм установления равновесной цены?

В чём состоит принцип "невидимой руки" рынка?

Иногда начинающие предпринематели в своих попытках организовать доходное дело терпят неудачу. Может оказаться, что их предложения не устраивают рынок

либо по качеству, либо по содержанию, либо подобных предложений гораздо больше, чем потребность в них. Иногда кажущиеся вполне новаторскими идеи и изобретения не находят отклика у людей потому, что их применение не упрощает, а, наоборот, усложняет жизнь. Телеграф, как известно, появился задолго до телефона и быстро стал популярным стредством передачи информации. но мало кто знает, что в 19 веке была попытка сделать бизнес на торговле телеграфными аппаратами, продвигая их на рынок как устройства для личного бытового использования. Подобный бизнес не состоялся, поскольку каждому покупателю аппарата приходилось изучать азбуку Морзе и преобретать навыки общения на этом "нечеловеческом языке". Инженер Белл, увидев, что общество нуждается в средствах коммуникации, вскоре изобрел телефон, обеспечив простой и естественныый для людей способ общения. С использованием телефона коммуникационный бизнес стал быстро расширатьсяю.

Как в конкретной ситуации решались основные вопросы экономики:

1) Что и в каком количестве производить?

2) Как производить?

3) Для кого произодить?

1 Закончите фразу. «Процесс обесценивания денег, который проявляется в виде долговременного повышения цен на товары и услуги,

называет­ся...».

Ниже приведён ряд терминов. Все из них, за исключе-
нием одного, относятся к понятию «потребление». Найдите и
укажите термин, выпадающий из общего ряда и относящийся
к другим характеристикам экономической жизни общества.

Товар, прожиточный минимум, специализация, покупательная способ­ность, спрос, услуга.

. Прочитай текст и ответь на вопросы.

«Поскольку никакой мыслимый центр не в состоянии всегда быть в курсе всех обстоятельств постоянно меняющихся спроса и предложения на различные товары и оперативно доводить эту информацию до сведения заинтересованных сторон, нужен какой-то механизм, автоматически регистрирующий все суще­ственные последствия индивидуальных действий и выражающий их в универсальной форме, которая была бы и результатом прошлых, и ориентиром для будущих индивидуальных ре­шений.

Именно таким механизмом является в условиях конкурен­ции система цен, и никакой другой механизм не может его за­менить. Наблюдая движение сравнительно небольшого количе­ства цен, как наблюдает инженер движение стрелок приборов, предприниматель получает возможность согласовывать свои дей­ствия с другими. Существенно, что эта функция системы цен реализуется только в условиях конкуренции, т.е. лишь в том случае, если отдельный предприниматель должен учитывать движение цен, но не может его контролировать».

Вопросы и задания: 1. Каким образом в условиях конкурен­ции отдельные производители согласовывают свои действия с действиями других? 2. Как вы думаете, почему учёный назы­вает рыночную цену товара «результатом прошлых и ориенти­ром для будущих индивидуальных решений» производителей? 3. Охарактеризуйте значение и роль равновесной (рыночной) цены в реализации принципа «невидимой руки» рынка.

Цели для учащихся:

  • Определить роль государства в развитии экономики;

  • Определить роль и виды налогов в экономики страны;

  • Определить роль государственного бюджета в экономики страны;

  • Определить цели задачи государства в экономической сфере.


Поверка д/з:

  • Тест;

  • Вопросы к §19.


1. Производство – это…

  • а) Процесс воздействия человека на вещество природы в целях создания материальных благ, необходимых для существования и развития общества;

  • б) деятельность людей на предприятиях, создающая материальные блага;

  • в) процесс включения работников в трудовые отношения по поводу создания продукта.


2. Скачок в развитии производственных сил, заключающийся в переходе мануфактуры к машинному производству – это…

  • а) Научно-технический прогресс;

  • б) Научно-техническая революция;

  • в) Промышленный переворот.


3.Товар – это…

  • а)Все, что продается на рынке;

  • б)Продукт труда, предлагаемый для обмена путем купли продажи;

  • в) Вещь, обладающая высоким качеством.


4. Экономика – это…

  • а)Искусство ведения домашнего хозяйства;

  • б)Организация хозяйства по территориальному признаку;

  • в)Рациональное распределение ограниченных благ;


5. Инфляция – это…

  • а) повышение общего уровня цен;

  • б) падение ценности и покупательной способности денег;

  • в) рост стоимости жизни;


Ответы:

  • 1. а

  • 2. в

  • 3. б

  • 4. а

  • 5. а,б


Вопросы к §19

  • 1. Почему человек вынужден выбирать способы использования ресурсов для удовлетворения своих потребностей?

  • 2. Какая экономическая система обеспечивает более эффективное распределение ограниченных ресурсов и почему?


Вопросы к §19

  • 3. Что помогает ли производителю рационально решать основные вопросы экономики?

  • 4. В чем состоит принцип «невидимой руки» рынка?

  • 5. Каковы характерные черты рыночной экономики?


Изучение нового материала

  • ПЛАН:

  • 1. Зачем экономике государство?

  • 2. Налоговая система.

  • 3. Государственный бюджет.


Функции правительства по А. Смиту

  • Обеспечение национально обороны;

  • Определения правосудия;

  • Организация общественных работ, невыгодных частному предпринимательству, но необходимых гражданам;

  • Сбор налогов для оплаты нужд государства.





Важнейшие денежные потоки в экономике:



Государственный бюджет


Виды бюджета



  • ФЕДЕРАЛЬНЫЕ МЕСТНЫЕ

  • РЕГИОНАЛЬНЫЕ

  • (налоги субъектов РФ)

  • НАЛОГИ ЕСТЬ ПЛАТА ЗА ЦИВИЛИЗОВАННУЮ ЖИЗНЬ


Как соотносятся затраты и прибыль?

Вспомни: Что и для кого выгодно производить? Кого можно назвать рациональным производителем? Где границы экономической свободы?

Нужно ли регулировать производство? Ограниченность экономических ресурсов на планете порождает необходимость решения человеком проблемы их рационального использования и распределения. Из предыдущего параграфа вы узнали, что постоянно делать экономический выбор приходится всем, кто принимает экономические решения: домашним хозяйствам, фирмам, государству. Любое общество , независимо от уровня благосостояния, должно уметь определить, какие товары, как и для кого производить. Эти три вопроса организации экономики являются решающими для. развития общества. Рассмотрим их подробнее.

Что производить? Какие из возможных товаров и услуг должны быть произведены в данное время? Отдельный человек может обеспечить себя необходимыми товарами различными путями: произвести их самостоятельно, обменять на другие блага, получить их в качестве подарка. Общество в целом не может увеличить производство всех товаров и услуг одновременно. Ему приходится делать достаточно трудный выбор: что хотелось бы получить немедленно, с получением чего можно подождать или от чего-то вообще отказаться. Фирмы, отдельные предприниматели постоянно принимают решения о том, какие товары и услуги должны быть произведены с использованием имеющихся и их распоряжении ресурсов и предложены потребителю.

Итак, суть проблемы в том, что ресурсы ограниченны и экономика не может обеспечивать неограниченный выпуск товаров и услуг. Поэтому необходимо принимать решения, какие товары и услуги следует производить, а от каких надо отказаться. (Приведи примеры подобных решений участниками экономики.)

Как производить? Решение этого вопроса связано с выбором экономических ресурсов, технологии, места размещения предприятия, организации производства и т. п.

Существуют различные варианты производства благ. Из множества вариантов важно выбрать наиболее эффективный. Так, всегда существует несколько способов строить дороги, изготавливать машины, осваивать новые месторождений полезных ископаемых. Один способ требует больших денежных затрат, другой - технических, третий - значительного использования трудовых ресурсов и т. п. Какой вариант соединения необходимых для производства ресурсов является оптимальным? При решении этого вопроса берется во внимание в первую очередь экономическая эффективность проекта.

Экономическая эффективность означает получение данного объема продукции при наименьших затратах ограниченных ресурсов. Большее количество продуктов, произведенных благодаря данному объему затрачиваемых ресурсов, означает большую эффективность, и наоборот. Из обществоведческого курса 7 класса вы знаете связи между количеством ресурсов производства и количеством и качеством произведенного продукта. Напомним, что производитель, решая проблему «затраты – выпуск», стремится найти лучшие способы комбинации ресурсов и организации своего производства. Так, эффективно использовать ресурсы и снижать затраты производителю помогают следующие способы: внедрение технических новшеств и новых технологий, экономное и бережное расходование ресурсов, совершенствование мастерства работника, использование разделения труда.

Таким образом, общество в целом и отдельные производители должны решать: кем, из каким ресурсов и с помощью какой технологии должны быть произведены блага, как должно быть организовано производство?

Для кого производится продукт? Кто сможет приобрести товары и услуги и как они распределяются между членами общества?

Поскольку ни одно общество не в состоянии каждому желающему предоставить, например, собственный коттедж или автомобиль, то приходится мириться с тем, что кто-то живет в многоквартирном доме или пользуется общественным транспортом. Общество вынуждено ориентировать производителей на определенного потребителя экономических благ. Производитель учитывает потребности в товарах и услугах различных групп населения с разными доходами и решает, для кого производить: для богатых (предметы роскоши), для массового потребителя или для бедных (дешевые товары}.

Производитель часов может выпускать наручные часы в простом металлическом корпусе или в золотом, обычные механические будильники или сложные электронные. Его выбор будет зависеть, в частности, от решения вопроса о том, кто будет пользоваться произведенной продукцией. Тем самым посредством выбора решается и проблема распределения экономических благ.

Все перечисленные основные экономические вопросы основаны на выборе и решаются участниками экономики в тесной взаимосвязи.

Экономическая система и ее функции. Мы уже затрагивали вопрос о том, как люди совершают выбор в условиях ограниченности ресурсов. Дли того чтобы экономика любой страны нормально работала, необходимо найти способ координировать этот выбор миллионов людей.

Разнообразии способов координации хозяйственной жизни и принятия решений по главным экономическим вопросам зависит от господствующей в обществе формы собственности (кто имеет доступ к экономическим ресурсам), методов принятия экономических решении об организации производства и распределении благ (стихийно с помощью приказов, команд), а также методов примечания людей к экономической деятельности (стимулы и мотивы участия в деятельности).

В самом общем виде должно назвать три пути решения обществом главных вопросов экономики: согласно заведенным издавна обычаям (по традиции); путем отдачи распоряжений и приказов «сверху вниз» (командными методами); с помощью рынка. Более подробно остановимся на них далее.

Развитие общества показало возможность существования нескольких вариантов организации экономической жизни. Они получили название экономических систем.

Экономическая система - совокупность организационных способов согласования экономической деятельности людей для решения вопросов: что, как и для кого производить?

Экономисты выделяют следующие основные типы экономических систем: традиционную, централизованную (командную), рыночную. Каждая из них ищет свои подходы к решению главных экономических вопросов и пути распределения ограниченных ресурсов. Однако подобное выделение экономических систем достаточно словно. В реальной жизни трудно найти государство с чисто выраженным типом экономической системы. Действующие в мире экономические системы используют различные сочетания названных выше способов организации экономической жизни.

Типы экономических систем. Хозяйственная деятельность людей, осуществляемая в той или иной экономической системе, имеет свои особенности. Рассмотрим их на примере основным типов экономики.

Традиционная экономика - экономическая система, которой обычаи и традиции определяют практику использования ограниченных ресурсов. Она основана на широком использовании ручного труда, отсталой технологии, общинном ведении хозяйства, натуральном обмене, Основные экономические вопросы решаются и соответствии с обычаями и традициями (все делать так, как раньше).

Обитатели африканских джунглей или островов южных морен, канадские эскимосы ведут хозяйственные дела на основе вековых традиций, передаваемых из поколения в поколение. Экономические ресурсы в традиционной экономике чаще всего находятся в коллективной собственности племени или общины. Решение об использовании общинных ресурсов принимаются коллективно.

Набор производимых экономических благ не отличается разнообразием. То же характерно и для отдельных видов деятельности (преимущественно труд в сельском хозяйстве, ремесла). Технологии и способы производства в традиционной экономике не меняются веками, что тормозит развитие экономики и рост эффективности производства. Такая экономическая система, несмотря на стабильный, предсказуемый характер, способна удовлетворять лишь минимальные, жизненно необходимые потребности людей.

В настоящее время традиционная экономическая система сохранилась в чистом виде у некоторых племен Центральной Африки , Южной и Юго-Восточной Азии. Отдельные элементы такой экономики можно найти в ряде слаборазвитых и развивающихся стран. Например, в некоторых штатах Индии сохраняется полунатуральное хозяйство.

(Подумай, существуют ли в современном российском обществе какие-либо стороны экономической жизни, регулируемые традициями и обычаями.)

Рыночная экономика - способ организации хозяйственной жизни, основанный на многообразии форм собственности, предпринимательстве и конкуренции, свободном ценообразовании. В этой экономической системе решение вопросов, что как и для кого производить, является результатом взаимодействия продавцов и покупателей на рынке. В экономическом смысле рынок - это совокупность экономических отношений, проявляющихся в сфере обмена, а также условий, благодаря которым продавцы и покупатели находят друг друга и могут совершать сделки.

В рыночной экономике основные ресурсы производства и его результаты находятся в руках частных лиц. Действующие в этой экономике люди свободны от власти обычаев и распоряжений «сверху». Каждый самостоятельно принимает экономические решения в соответствии с собственными интересами и потребностями. Потребитель принимает решение о покупке, руководствуясь желанием получить большую пользу от потребления товара. Производитель, решая производить тот пли иной товар, рассчитывает получить прибыль. Поэтому на вопрос «что производить?» в рыночной экономике есть один ответ: производиться будут лишь те товары, которые могут принести прибыль, а те товары, производство которых влечет за собой убытки, выпускаться не будут. При этом производитель стремится выбрать такую технологию производства, которая обеспечит ему наибольшую прибыль . В рыночной экономике производство осуществляют лишь те фирмы, которые желают и способны применять новую технологию производства. Применение новых технологий обеспечивает рост экономической эффективности в результате снижения издержек производства. Тем самым рыночная экономическая система благоприятствует техническому прогрессу.

Если каждый участник экономики действует в своих интересах, то как же решается проблема справедливого распределения благ? Приобретение потребителями произведенного продукта зависит от величины их денежных доходов и цен на товары и услуги. Чем больше доход потребителя, тем большую часть продукта он сможет приобрести. Чем ниже цена продукта, тем в большем количестве он потребляется, и наоборот. Именно цены, свободно формирующиеся в процессе купли-продажи, дают ответ на вопросы: что, как и для кого производить? О том, как действует рынок, каким образом цены способствуют эффективному распределению и использованию экономических ресурсов, вы подробно узнаете на последующих уроках.

Мнения . Экономисты ведут серьезные споры об эффективности рыночной экономики: она, с одной стороны, способствует рациональному распределению ресурсов и личной свободе, а с другой - недостаточно эффективна. К так называемым «просчетам рынка» относят безработицу, чрезмерное неравенство в доходах населения. экономическую нестабильность и др.

Командная экономика экономическая система, в которой основные экономические решения принимаются государством, выступающим организатором хозяйственной деятельности общества. Ее характеризует государственная собственность на средства производства, централизованное планирование производства, распределения и потребления материальных благ.

Все экономические и природные ресурсы находятся в собственности государства . Поэтому, что, как и для кого производить, государство планирует из единого центра на основе приказов (директив), законов, плановых заданий. Государство контролирует и регулирует производство и распределение основных благ. Такая экономическая система была в СССР, других социалистических странах. Единый экономический центр пытался учесть все потребности - от общественных до индивидуальных, предусмотреть все возникающие проблемы, связанные с их удовлетворением, (Подумай, возможно ли составить идеальный план развития экономики всей страны. Что может мешать этому?)

Результатом такого планирования нередко были недостаточность одних товаров (ваши родители еще помнят многочисленные очереди) или избыток других, затягивание из-за сложных административных процедур сроков внедрения новых технологий в производство и новой техники в быт населения.

Производители, отстраненные от самостоятельных экономических решений, превращались в исполнителей чужих распоряжений. Они не были заинтересованы в результатах деятельности, так как значительная часть дохода перечислялась государству. Это вызывало снижение производительности труда и в целом эффективности общественного производства. Как следствие - низкий уровень удовлетворения потребностей людей в товарах и услугах. Это одна из причин крушения командной экономики в нашей стране и сужения круга стран в мире, сохраняющих этот тип экономики. В настоящее время командная экономика действует на Кубе, в Северной Корее, некоторых странах Юго-Восточной и Средней Азии .

Современная экономика большинства стран является смешанной. В ее основе лежит рынок, но при этом используются различные формы государственного регулирования, частная собственность и государственная собственность взаимодействуют. Смешанная экономика современное хозяйство, в котором активную роль играет как рынок, так и государство.

Документ . Российский ученый-экономист, доктор экономических паук Е. Н. Лобачева так характеризует рассматриваемый тип экономики:

«В современных условиях наиболее распространенной экономической системой следует, очевидно, признать смешанную экономику. Для нее характерно: развитый рынок, экономическая свобода, а потому разнообразная предпринимательская деятельность широких слоев трудоспособного населения и активная регулирующая роль государства… Это позволяет реализовать возможности рыночной экономики для повышения эффективности производства, а через государственное регулирование ориентировать страну на рациональное и более полное пользование ограниченных ресурсов, применение безопасных технологий и сохранение окружающей среды . Достаточно длительный период функционирования разумных моделей смешанной экономики показывает, что регулируемое государством рыночное хозяйство способно обеспечить экономическое и научно-техническое развитие страны и предоставлять достаточно высокие социальные гарантии ее гражданам».

Соотношение экономической роли государства и рынка в управлении Экономикой серьезно различается в современных развитых странах. Так, в США около 4/5 всего объема произведенной в стране продукции обеспечивается рыночной системой. Экономику Японии характеризует государственное планирование и координация экономической деятельности правительства и частного сектора.

Итак, экономическая система способствует решению задачи эффективного использования ограниченных ресурсов. Основная задача экономической системы привести в соответствие безграничные потребности и ограниченные возможности членов общества через решение вопросов: что, как и для кого производить?

Проверь себя

1. Как решить противоречие между ограниченностью ресурсов и ростом потребностей людей?

2. Что такое экономическая эффективность?

3. В чем различие способов координации экономического выбора в различных экономических системах?

4. Каковы особенности функционирования основных экономических систем?

В классе и дома

1. Прочитай приведенный ниже текст, в котором пропущены слова.

В рыночной экономике ресурсы производства и его результат - продукт - принадлежат не общине, как в - , и не государству, как в - а частным

лицам. Поэтому проблема стимулов к производству в рыночной экономике не стоит. Каждый производитель выбирает самый выгодный для себя продукт и производит его, чтобы получить в итоге - . Он также выбирает по возможности наиболее эффективную - производства, при которой отношение результата к затратам является наибольшим. Рыночная экономика основана на предпринимательстве и частной - . Исторический опыт показал преимущество рыночной экономики над другими -.

Выбери из предлагаемого ниже списка то, что необходимо вставить и запиши в тетрадь (Слова даны в именительном падеже; слов в списке больше, чем необходимо выбрать): 1) командная экономика ; 2) традиционная экономика; структура; 4) прибыль; 5) торговля; 6) технология; 7) выручка; 8) экономическая система.

2. Используя знания истории России, определи, признаки каких экономических систем характеризуют экономику эпохи Петра I. Приведи необходимые примеры.

3. Заполни в своей тетради таблицу.

Рыночная экономика

Командная экономика

Традиционная экономика

Впиши перечисленные признаки той или иной хозяйственной системы в соответствующую графу таблицы: господство натурального хозяйства; экономическая самостоятельность производителей; контроль над распределением благ со стороны государства; преобладание государственной собственности; «простой труд» как основа хозяйства; равные права для всех форм собственности: принятие государственных планов, обязательных л ли производителен; производство продукции преимущественно для собственного потребления; поддержка государством стабильного уровня цен; замкнутость хозяйства; централизованное перераспределение хозяйственных ресурсов; использование производственных ресурсов на основе обычаев.

Загрузка...
Top