Как создать в компании классную атмосферу? Творческая атмосфера Деятельность руководителя школы по созданию творческой атмосферы

ТВОРЧЕСКАЯ АТМОСФЕРА

Работая методом действенного анализа, особенно важно, чтобы учащиеся поняли плодотворность этого метода и создали необходимую творческую атмосферу репетиций. Этюдные репетиции могут вначале вызвать у некоторых товарищей либо смущение, либо преувеличенную развязность, а у наблюдающих товарищей ироническое отношение, а не творческую товарищескую заинтересованность. Не вовремя брошенная со стороны реплика, смешок, перешептывание могут надолго выбить репетирующих из нужного творческого самочувствия, нанести непоправимый вред. Исполнитель этюда может потерять веру в то, что он делает, а потеряв веру, он неминуемо пойдет по линии изображения, по линии наигрыша.

Глубокая заинтересованность каждого из участников в исполняемом упражнении, этюде - это и есть та творческая атмосфера, без которой невозможен путь к искусству.

Весь сложный творческий процесс создания актером образа - это не только репетиция с руководителем и товарищами. Этот процесс не вмещается только в рамки репетиций. Актер, готовящий роль, должен быть целиком захвачен ею на всем протяжении работы над пьесой.

Станиславский часто употреблял выражение, чрезвычайно близкое по аналогии «быть беременным ролью». Актер, как мать вынашивает ребенка,- вынашивает в себе образ. Он в течение всего процесса работы над ролью не расстается с мыслями о ней. Он и дома, и в метро, и на улице, и в любое свободное время ищет ответов на те многочисленные вопросы, которые поставлены перед ним драматургом.

Каждый из нас знает, как часто полюбившийся мотив песенки неотступно преследует нас, от него иногда невозможно отвязаться, и поешь ею без конца. Так должно быть и с ролью. Она должна неотступно быть с актером - он обязан быть одержим ею. И какое громадное творческое счастье испытывает актер, когда еще неясные черты полюбившегося героя, которого ему надлежит создать, всплывают в его сознании, когда он озаряется неожиданно для самого себя видением новых черт характера, когда для него открывается весь строй мыслей и поступков создаваемого им образа.

И вот когда актер пришел на репетицию и принес результат этой большой внутренней работы, руководителю и товарищам необходимо с особой осторожностью и чуткостью отнестись к рождению этого нового человека. А это возможно только тогда, когда на репетиции существует подлинно творческая атмосфера.

Много ли молодых актеров могут похвастаться такой одержимостью ролью, такой титанической работой, какую проделывали прославленные мастера нашей сцены, когда создавали роли, принесшие им признание и славу?

И с каким трепетом и преклонением я думаю о тех мастерах, которые, создав уже незабываемые образы в спектаклях, продолжают жить мыслями о них. Не могу удержаться, чтобы не привести один из особенно дорогих мне примеров.

Много лет назад мне привелось быть в Ялте, где отдыхала О. Л. Книппер-Чехова. Я навестила ее. Она лежала в постели осунувшаяся, бледная, еще не оправившаяся после тяжелой болезни. Я не успела войти, как она сказала мне: «Вы знаете, мне запретили читать, так лежу и все думаю о Маше».

Я не сразу даже поняла, о какой это Маше она говорит. Оказалось, что она говорит об одной из своих блестящих ролей, о Маше из «Трех сестер» А. П. Чехова. Она рассказывала мне о ней, как о человеке безгранично близком, раскрывала ее внутренний мир с удивительной глубиной и тонкостью. Она мысленно проживала целые сцены, изредка произнося отдельные реплики. Я ушла потрясенная этой творческой памятью большого художника, потрясенная тем, что Ольга Леонардовна сохранила такую живую непосредственную связь с созданной ролью.

Нужно ли что-либо добавлять к сказанному? Если созданная роль оставляет такой глубокий след в памяти, то как надо любить и лелеять еще вынашиваемую роль!

Я не могу отделить любовь к роли, творческую одержимость в период рождения образа от той творческой атмосферы, которая окружала актера и в процессе создания и в процессе воплощения роли. Но если до сих пор я говорила об атмосфере репетиционной, то не менее важно поговорить и об атмосфере закулисной во время спектакля.

Как мне знакомо то необычайное волнение и возбуждение, которое сопровождает каждый спектакль, и как мне, к сожалению, знакомо, сколь много отрицательных, прямо противопоказанных явлений иногда сопровождает спектакль. Мы должны стремиться к созданию творческой атмосферы, мы должны отметать то, что мешает нам в творческом процессе создания спектакля и воплощения его.

Творческая атмосфера - это один из могучих факторов в нашем искусстве, и мы должны помнить, что создать рабочую атмосферу необычайно трудно. Это не в состоянии сделать один руководитель - создать ее может только коллектив. Разрушить же ее, к сожалению, может любой человек. Достаточно одному скептически настроенному человеку посмеяться над серьезно работающими товарищами, и этот микроб неверия начинает разъедать здоровый организм.

Много примеров можно привести из практики работы разных театров и в первую очередь театра, где царил дух высокой требовательности ко всей окружающей актера творческой атмосфере, театра, где была впервые сформулирована система психотехники творчества актера, театра, созданного нашими учителями К. С. Станиславским и Вл. И. Немировичем-Данченко.

Всем известно, как путем огромной энергии, требовательности к себе, к актерам, ко всем техническим цехам Станиславский и Немирович-Данченко создали в Художественном театре ту удивительную атмосферу, которая стала предметом изучения театров всего мира.

Мне хочется рассказать о закулисной атмосфере во время спектакля «Вишневый сад», в котором я многие годы играла Шарлотту.

Несмотря на то, что пьеса начинается с большой сцены между Лопахиным, Дуняшей, а потом Епиходовым, все занятые в «приезде» - то есть Раневская, Гаев, Аня, Пищик, Варя, Шарлотта (а в период моих первых спектаклей это были О. Л. Книппер-Чехова, В. И. Качалов, Л. М. Коренева) - сидели до открытия занавеса на скамейке в ожидании своего выхода. После слов Лопахина - Леонидова: «Вот, кажется, и едут...» - всегда один и тот же бутафор проходил с противоположной стороны сцены, держа в руках кожаные ошейники, обшитые бубенцами-колокольчиками, и ритмично встряхивал ими, усиливая звук бубенцов, приближаясь к нам. Как только раздавался звон колокольчиков, все занятые в «приезде» уходили в глубь сцепы, чтобы оттуда, разговаривая, выйти, принося с собой оживление приезда.

На примере этой сцены, которую зритель воспринимал на слух, я на всю жизнь восприняла, какими тонкими средствами Станиславский добивался того, что зрители верили в правду происходящего. Для «стариков», игравших много-много лет «Вишневый сад», по-видимому, в плоть и кровь вошла эта закулисная сцена. И каждый раз она игралась ими совершенно так же, как если бы шла при открытом занавесе. Кнпппер-Чехова уже за кулисами была именно в том удивительно приподнятом состоянии, при котором казались совершенно естественными почти одновременные и смех, и слезы, и слова: «Детская, наша детская...»

С необычайной легкостью, достигнутой, конечно, громадным трудом, все участники сцены после первых же звуков колокольчиков включались в это удивительное самочувствие людей, приехавших на родину, не спавших ночь, людей, которым зябко от утренней сырости весеннего воздуха, возбужденных и радостью возвращения, и острой горечью утрат, и ощущением нелепо сложившейся жизни.

Поражала меня и атмосфера, царившая на «скамейке» еще до момента начала «закулисного приезда». Книппер, Качалов, Тарханов, Коренева приходили, садились, здоровались друг с другом, даже перебрасывались иногда фразами, не имевшими отношения к спектаклю, но вместе с тем это были уже не Книппер, не Качалов, не Тарханов и Коренева, а Раневская, Гаев, Фирс, Варя.

В этом умении существовать в зерне образа была огромная сила Художественного театра. К великому сожалению, наша молодежь не верит, что зерно образа - тончайшая перестройка всей нервной системы - не дается так легко и просто и что нельзя, болтая за кулисами бог знает о чем, сразу овладеть всем комплексом изображаемой личности.

Мне вспоминается еще другой момент ожидания выхода. Второй акт начинается со сцены Дуняши, Яшкиг Еппходова и Шарлотты, потом Шарлотта уходит, но у нее есть еще один проход, так что, уйдя со сцены, я опять садилась на «скамеечку». Через несколько минут после Шарлотты уходил со сцены Москвин - Епиходов. «Я знаю, что мне делать с моим револьвером»,- произносил он предупреждающе-трагически, и мы слышали, как каждый раз эту фразу зрители встречали гомерическим смехом. Потом Москвин проходил по мостику за кулисы, мимо нас и дальше по сцене, к себе в уборную, с таким же удрученным, обиженным лицом. Эта чуть-чуть преувеличенная серьезность была одной из сторон громадного комического таланта Москвина. К нему подходил бутафор, Москвин отдавал ему гитару, но лицо его не менялось. И каждый раз я думала: когда же он «стирает» с лица это удивительное выражение? В какой момент трагически-глупые, пытающиеся осмыслить непосильную задачу глаза Епиходова становятся знакомыми москвинскими глазами? И что заставляет Москвина после своей сцены, будучи уже за кулисами, все еще быть Епиходовым? Уже потом я поняла, что это и есть искусство, когда артисту, зараженному мыслями и чувствами героя, не так-то просто сбросить с себя все это.

Но такое искусство не приходит сразу. Оно требует огромного напряжения сил.

«Труд театра! - писал Вл. И. Немирович-Данченко.- Вот что мы, люди театра, любим больше всего на свете. Труд упорный, настойчивый, многоликий, наполняющий все закулисье сверху донизу, от колосников над сценой до люка под сценой: труд актера над ролью; а что это значит? Это значит - над самим собой, над своими данными, нервами, памятью, над своими привычками...».

Мне кажется, что эти слова имеют огромное значение.

Из книги Философия Энди Уорхола автора Уорхол Энди

Из книги Кино Италии. Неореализм автора Богемский Георгий Дмитриевич

Ренцо Ренци. Атмосфера 1940 года Мысли, высказанные Феллини, помогают лучше понять «Дорогу» и с большей откровенностью участвовать в развернувшейся дискуссии о неореализме и путях его развития. Обо всем этом нельзя рассуждать априорно, без обращения к конкретным фактам,

Из книги Инки. Быт. Культура. Религия автора Боден Луи

Из книги Классики и психиатры автора Сироткина Ирина

Из книги Искусство жить на сцене автора Демидов Николай Васильевич

Разнузданность не есть творческая свобода Среди моих учеников была одна молодая, очень культурная женщина, по образованию художница. Она много бывала в театрах, и у нее уже образовался свой взгляд на искусство актера. При несомненных способностях, в работе она все-таки

Из книги Литературное произведение: Теория художественной целостности автора Гиршман Михаил

Основы диалогического мышления и его культурно – творческая

Из книги Богини в каждой женщине [Новая психология женщины. Архетипы богинь] автора Болен Джин Шинода

Из книги Цыпочки в Нью-Йорке автора Демэй Лайла

Атмосфера SPA-салона Нью-Йорк – город бьющей через край энергии, придающий сил и уверенности в себе, помогающий добиться успеха. Жизнь здесь течет с невиданным размахом, в бешеном темпе и ритме. Но подчас энергия зашкаливает, и тогда ты чувствуешь себя как выжатый лимон.Мы

Из книги Религия для атеистов автора Боттон Ален де

Дзен-атмосфера в кабинете стоматолога Дантисты в столице либерализма, как, впрочем, и врачи других специальностей, не в силах уклониться от правил бизнеса и избежать конкуренции. Чтобы приручить клиентов и компенсировать рост страховых премий (взносов), зародилась новая

Из книги Музыкальная журналистика и музыкальная критика: учебное пособие автора Курышева Татьяна Александровна

б) Нравственная атмосфера 1Христианство никогда не возражало против создания нравственной атмосферы, в которой люди могли указывать на недостатки друг друга и признавать, что есть возможности для самоулучшения.И не видя особых различий между взрослыми и детьми,

Из книги Кумыки. История, культура, традиции автора Атабаев Магомед Султанмурадович

6. Творческая личность как объект оценки. Творческий портрет Мы рождены для вдохновенья А.С.

Из книги Петербургские окрестности. Быт и нравы начала ХХ века автора Глезеров Сергей Евгеньевич

Из книги Культура и мир детства автора Мид Маргарет

Творческая лаборатория в Кикерино Среди предприятий Петербургской губернии, связанных со строительством, существовала уникальная керамическая мастерская «Гельдвейн-Ваулин» в Кикерино, за короткое время она стала ведущим производителем керамики для построек

Из книги Машины зашумевшего времени [Как советский монтаж стал методом неофициальной культуры] автора Кукулин Илья Владимирович

Из книги автора

Разрыв смысла как творческая сила Письмо травмы стало еще с 1970-х годов предметом внимательного изучения психологов и филологов. Его постоянными признаками считают «вытеснение» самой травмы, которая не упоминается в тексте (или затрудненность разговора о ней), и

Весна - время, когда природа просыпается ото сна и дарит всем без исключения вдохновение и силы на новые свершения. Кто-то возразит: «Нет, это не про меня, я ничего нового не создаю!» . Так вот, в большинстве случаев, если человек ничего не делает, то у него просто нет под рукой того, с чем он действительно хотел бы работать.

Атмосфера творчества – это не просто выставка-продажа, а яркое событие в мире рукоделия. Она дарит посетителям не только приятные покупки - авторские работы, товары для творчества - но и много положительных эмоций.

Чудесное мероприятие проходило с 30 по 2 апреля. На нем люди, которые хотели бы что-нибудь создать своими руками, могли приобрести все необходимое для творчества, начиная от салфеток для декупажа и заканчивая дорогими тканями для пошива одежды.

Компания по организации выставок занимается проектной деятельностью более пяти лет. Помимо улыбок и новых идей, на их счету множество успешно проведенных мероприятий. И каждое из них чем-то удивляет и открывает новые горизонты и направления: декупаж, вышивка бисером, мыловарение, лэмпворк, квиллинг и огромное количество других техник. Проводятся и специальные выставки, которые заинтересуют даже самую привередливую мастерицу: «Восточная коллекция», «ЭкоСфера», фестивали «Творчество без границ», WoolArtFest, «Пикник «Атмосфера творчества».

Анжелика Аликберова и Владислав Чермышенцев провели день на этой выставке. Невероятная атмосфера, царившая там, может любого человека заразить жаждой творчества. А если посетитель все-таки сомневается в своих способностях к рукоделию, то в зоне мастер-классов он может отправиться на открытые уроки по разнообразным направлениям. Так, в первый день на мероприятии побывали преподаватели «Университета декупажа», которые уже несколько лет занимаются этой кропотливой техникой. Они охотно поделились с гостями ее секретами.

Корреспондентам Artifex удалось пообщаться с одним из организаторов проекта Еленой Мурадовой, которая рассказала, чем «Атмосфера творчества» является лично для нее.

Artifex: Расскажите, как появилась идея создать такую площадку?

Замысел родился из моих предпочтений. Я сама занимаюсь декупажем, вышивкой и различными направлениями рукоделия. И в какой-то момент я поняла, что в Москве нет выставки, которая объединяет разносторонние виды handmade. В настоящее время мы хотим, чтобы люди, которые придут к нам, попадали изначально в «обучение», то есть зону мастер-классов, попробовали себя в различных видах рукоделия, а потом смогли приобрести необходимые материалы. Также сейчас мы запустили серию встреч по интересам «Атмосферные посиделки».



Artifex: Вы сами, как увлеченный рукоделием человек, посетили бы такое мероприятие?

Да, я организую его, скорее всего, для себя и исхожу из своих представлений и пожеланий - от оформления, до списка участников, выкладки на стендах.

Artifex: Как проходит отбор участников?

Обычно присылается резюме и фотографии материалов. Если это интересно и в тему, мы всегда рады сотрудничать. Есть уже сложившийся пул участников: около 70% ходит постоянно, стараясь удивлять с каждой выставкой, а 30% - это новые участники. С ними происходит определенная ротация. Есть сезонные участники, которые презентуют свои направления – например, валяние - только осенью.

Artifex: Расскажите подробнее о разветвлениях вашей выставки, например, об «ЭкоСфере».

Я лично делала «ЭкоСферу». Мы показывали натуральные материалы: дерево, шерсть. Этот проект состоялся один раз, и пока наша команда не собирается его возобновлять. Сейчас мы сосредоточены на «Атмосфере», в ноябре пройдет «Восточная коллекция». Тема этой выставки пока не раскрыта для москвичей, но она манит, ее надо показывать во всей красе. Мы стараемся презентовать ее так, чтобы люди не пугались восточной культуры, а обогащались ее сокровищами.

Artifex: Какова ваша целевая аудитория?

Это женщины с детьми, объединение ребенка и мамы, которые могли бы проводить время вместе, занимаясь творчеством.

Artifex: Вы бы хотели привлечь больше людей, чтобы помочь им раскрыть свои таланты?

Мы стараемся учить людей, совершенствовать их навыки для того, чтобы они потом могли продавать свои работы. Есть несколько порталов, где мастерицы пытаются что-то выставить, но у них не получается. Здесь нужна целая команда специалистов, начиная от фотографов и заканчивая правильным брендом. А для этого нужно разносторонне обучение.

Artifex: А что у вас могут найти для себя те посетители, которые не занимаются рукоделием?

У нас есть целый желтый сектор, где представлены работы мастеров. Если человек сам не готов что-то создавать, он может приобрести у них различные изделия, зная, что они выполнены руками. Я думаю, что если купленные вещи понравятся, то человек обязательно придет к нам учиться.

Artifex: У вас, как у мастера, есть «любимчики» среди участников?

Есть те, кто наиболее оперативно реагируют на потребности покупателей. Это всегда нравится. Они быстро ловят интересы посетителей и удовлетворяют их. Какие-то участники «раскачиваются» медленнее, и мы стараемся это менять. Работа с покупателем в приоритете.

Artifex: В чем смысл «Атмосферы творчества»?

Ее смысл – в самореализации. Женщины, которые получили определенные творческие навыки и умеют за короткое время сделать красивую работу своими руками, уверены в себе, у них спина прямее.

Artifex: Какого настроения вы хотите пожелать вашим гостям, которые уже уходят с выставки?

Конечно, удовлетворения и вдохновения. И еще чтобы они хотели поскорее воплотить все свои идеи и задумки дома.

«Атмосфера творчества» - яркое и, самое главное, доступное мероприятие. Здесь любой человек – и тот, кто только начал заниматься творчеством, и тот, кто уже стал опытным мастером, – обязательно найдет для себя что-то новое.

Лана Майер
Статья: «Создание творческой атмосферы на занятиях объединений технической направленности в дополнительном образовании детей.»

Согласно Закону Российской Федерации «Об образовании » основное предназначение дополнительного образования – «удовлетворять постоянно изменяющиеся индивидуальные социокультурные и образовательные потребности детей » и «создать условия для творческой самореализации личности».

В рамках озвученной темы мне хотелось бы остановиться на трех моментах, от которых напрямую зависит эффективность работы педагога дополнительного образования с детьми .

1. Каким должен быть педагог дополнительного образования , чтобы эффективно справиться с возложенной на него задачей?

2. Что вообще скрывается под термином «техническое творчество » и что такого особенного развитие этого творчества может дать ребенку ?

3. Как, какими способами педагог дополнительного образования может создать необходимые условия для творческой самореализации личности?

Основной способ взаимодействия с детьми – это общение. В. А. Кан-Калик установил и охарактеризовал такие стили педагогического общения, как :

* общение, основанное на увлеченности совместной творческой деятельностью педагогов и учащихся;

* общение, в основе которого лежит дружеское расположение

* общение-дистанция;

* общение-устрашение

* общение-заигрывание.

Рассмотрим эти стили чуть детальнее.

Общение на основе увлеченности совместной творческой деятельностью . В основе этого стиля – единство высокого профессионализма педагога и его этических установок. Ведь увлеченность совместным с учащимися творческим поиском – результат не только коммуникативной деятельности учителя, но в большей степени его отношения к педагогической деятельности в целом.

Этот стиль общения можно рассматривать как предпосылку успешной совместной учебно-воспитательной деятельности. Увлеченность общим делом – источник дружественности и одновременно дружественность, помноженная на заинтересованность работой, рождает совместный увлеченный поиск.

Общение, в основе которого лежит дружеское расположение. Дружественность должна быть педагогически целесообразной , не противоречить общей системе взаимоотношений педагога с детьми.

Общение-дистанция. Этот стиль общения используют как опытные педагоги, так и начинающие. Суть его заключается в том, что в системе взаимоотношений педагога и учащихся в качестве ограничителя выступает дистанция. Но и здесь нужно соблюдать меру. Дистанция должна существовать в системе взаимоотношений учителя и детей , она необходима. Но она должна вытекать из общей логики отношений ученика и педагога, а не диктоваться учителем как основа взаимоотношений. Дистанция выступает как показатель ведущей роли педагога, строится на его авторитете.

Превращение «дистанционного показателя» в доминанту педагогического общения резко снижает общий творческий уровень совместной работы педагога и учащихся. Это ведет к утверждению авторитарного принципа в системе взаимоотношений педагога с детьми, который, в конечном счете, отрицательно сказывается на результатах деятельности.

В чем популярность этого стиля общения? Дело в том, что начинающие учителя нередко считают, что общение-дистанция помогает им сразу же утвердить себя как педагога, и поэтому используют этот стиль в известной мере как средство самоутверждения в ученической, да и в педагогической среде. Но в большинстве случаев использование этого стиля общения в чистом виде ведет к педагогическим неудачам.

Авторитет должен завоевываться не через механическое установление дистанции, а через взаимопонимание, в процессе совместной творческой деятельности . И здесь чрезвычайно важно найти как общий стиль общения, так и ситуативный подход к человеку. Общение-дистанция в известной степени является переходным этапом к такой негативной форме общения, как общение-устрашение.

Общение – устрашение. Этот стиль общения, к которому также иногда обращаются начинающие учителя , связан в, основном с неумением организовать продуктивное общение на основе увлеченности совместной деятельностью. В творческом отношении общение-устрашение вообще бесперспективно. В сущности своей оно не только не создает коммуникативной атмосферы , обеспечивающей творческую деятельность , но, наоборот, регламентирует ее, так как ориентирует детей не на то , что можно делать, а на то, чего делать нельзя, лишает педагогическое общение дружественности, на которой зиждется взаимопонимание, так необходимое для совместной творческой деятельности .

Заигрывание опять-таки характерно, в основном, для молодых учителей и связанно с неумением организовать продуктивное педагогическое общение. По существу, этот тип общения отвечает стремлению завоевать ложный, дешевый авторитет у детей , что противоречит требованиям педагогической этики. Появление этого стиля общения вызвано, с одной стороны, стремлением молодого учителя быстро установить контакт с детьми, желанием понравиться классу, а с другой стороны – отсутствием необходимой общепедагогической и коммуникативной культуры, умений и навыков педагогического общения, опыта профессиональной коммуникативной деятельности.

Такие стили общения, как устрашение, заигрывание и крайние формы общения-дистанции при отсутствии у педагога коммуникативных умений, необходимых для создания творческой атмосферы сотрудничества , при их частом использовании становятся штампами, воспроизводя малоэффективные способы педагогического общения.

Из числа разработанных в последние годы за рубежом классификаций стилей педагогического общения интересной представляется типология профессиональных позиций учителей, предложенная М. Таленом, который сразу обращает внимание на то ,

что его классификация демонстрирует то, что педагог избирает свою роль, модель поведения, исходя из своих потребностей, но не из потребностей учеников.

Приведу эти модели с их кратким описанием. Каждый может оценить, какие роли ему доводилось играть по мере профессионального педагогического роста и какая позиция из представленных, наиболее соответствует ему сейчас.

Модель I – «Сократ» . Это учитель с репутацией любителя споров и дискуссий, намеренно их провоцирующий на занятиях . Ему свойственны индивидуализм, несистематичность в учебном процессе из-за постоянной конфронтации; обучающиеся усиливают защиту собственных позиций, учатся их отстаивать.

Модель II – «Руководитель групповой дискуссии» . Главным в учебно-воспитательном процессе считает достижение согласия и установление сотрудничества между учащимися, отводя себе роль посредника, для которого поиск демократического согласия важнее результата дискуссии.

Модель III – «Мастер» . Учитель выступает как образец для подражания , подлежащий безусловному копированию, и, прежде всего, не столько в учебном процессе, сколько в отношении к жизни вообще.

Модель IV – «Генерал» . Избегает всякой двусмысленности, подчеркнуто требователен, жестко добивается послушания, так как считает, что всегда и во всем прав, а ученик, как армейский новобранец , должен беспрекословно подчиняться отдаваемым приказам. По данным автора типологии, этот стиль более распространен, чем все вместе взятые, в педагогической практике.

Модель V – «Менеджер» . Стиль, получивший распространение в радикально ориентированных школах и сопряженный с атмосферой эффективной деятельности класса, поощрением их инициативы и самостоятельности. Учитель стремится к обсуждению с каждым учащимся смысла решаемой задачи, качественному контролю и оценке конечного результата.

Модель VI – «Тренер» . Атмосфера общения в классе пронизана духом корпоративности. Учащиеся в данном случае подобны игрокам одной команды, где каждый в отдельности не важен как индивидуальность, но все вместе они могут многое. Учителю отводится роль вдохновителя групповых усилий, для которого главное - конечный результат, блестящий успех, победа.

Модель VII – «Гид» . Воплощенный образ ходячей энциклопедии. Лаконичен, точен, сдержан. Ответы на все вопросы ему известны заранее, как и сами вопросы. Технически безупречен и именно поэтому зачастую откровенно скучен.

Техническое творчество определяют как вид деятельности обучающихся, результатом которой является технический объект , обладающий признаками полезности и субъективной (для обучающихся) новизны. Т. т. развивает интерес к технике и явлениям природы , способствует формированию мотивов к учёбе и выбору профессии, приобретению практических умений, развитию творческих способностей и др .

Основной путь организации Т. т. - создание проблемной ситуации и формулировка творческих задач конструкторского характера. Процесс Т. т. включает ряд

последовательных этапов : анализ исходных фактов и формулировка проблемы, выдвижение гипотезы, логическое развитие идеи и детализация проекта, его воплощение в рисунке, чертеже, модели, наконец, материальное воплощение. Центральный момент Т. т. - нахождение гл. идеи технического решения , требующей обоснования, расчётов и экспериментальной проверки. (Бим-Бад Б. М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 289)

Давно замечено, что люди делятся на «технарей » и «гуманитариев» . Техническое творчество и его разнообразные направления привлекают в наши объединения детей с разными способностям и склонностями к познанию мира. Как преподавателю фотографии и компьютерной графики, мне приходится ежедневно подавать один и тот же учебный материал как для «технарей » , так и для «гуманитариев» . Здесь очень важная сторона образовательного процесса – это творческие способы подачи материала на занятиях , такие как – творческий отчёт , дискуссия, диспут, конференция, экскурсия, ролевая игра, исследование, круглый стол, визуализация информации и развитие визуального мышления методом интеллект-карт, скетчбуков и скетчноутинг (создание визуальных заметок ) . Почему это работает? Да потому, что на вербальный канал получения информации приходится только 7%, а остальные 93% - на невербальные каналы, из которых зрительное восприятие дает около 55% информации, получаемой сознанием.

Так что если задействованы эти 2, то и в памяти остается значительно больше, что доказано научными экспериментами. Двум группам по 20 человек предложили прослушать 2-х минутное сообщение и запомнить его содержание. При этом первая группа могла только слушать текст, участники второй были вправе делать пометки или рисовать. Как вы думаете, кто запомнил больше?

Вы правы, рисовавшие помнили на 29% больше информации, чем остальные.

Также эти методы помогают «технарям » развивать креативное мышление, а «гуманитариям» - лучше запомнить технические стороны освоения искусства фотографии, графики или видео.

Иногда, чтобы понять как надо, следует привести пример от обратного или как не надо делать, так вот кандидат психологических наук Л. М. Митина выделяет наиболее типичные ошибки преподавателей, мешающие созданию атмосферы творчества :

1. Излишняя строгость общения в тоне и лексике.

2. Многословие в общении, монологизм, что в англоязычных странах известно как учительский синдром ТТТМ (teacher talks too much – учитель говорит слишком много) .

3. Слабость эмоционального контакта педагога с учащимися.

4. Частое указание на недостатки , подчеркивание застенчивости ученика.

5. Нетребовательность, тон неуверенности в общении педагога с учащимися.

Также Л. М. Митина дает такие советы преподавателю, который хочет создать творческую атмосферу :

1. С самого начала и на всем протяжении учебного процесса демонстрировать учащимся полное доверие к ним.

2. Целесообразней исходить из того , что у учащихся есть внутренняя мотивация к учению и большие потенциальные возможности.

3. Хотелось бы, чтобы преподаватель был для учащихся источником разнообразного опыта (нравственного, эмоционального, интеллектуального, к которому можно обратиться за помощью в решении той или иной проблемы.

4. Для продуктивности общения необходимо развивать в себе способность чувствовать эмоциональный настрой учащегося, группы и принимать его. Для развития творческого мышления имеет смысл наряду с традиционными методами использовать метод проблемного обучения, который является аналогом научного творчества : ставится проблема, осуществляется поиск путей ее решения, а результат решения проблемы – новое знание.

Могу сказать, что эти советы нахожу полезными, хотя бы потому, что сама лично наступила на ряд граблей, набираясь педагогического опыта. Так вот, прочитав постфактум эти советы, я увидела, что могла если не избежать, то хотя бы смягчить действие этих граблей, попадись мне это издание в нужное время в нужном месте.

Не секрет, что многие великие художники имели не менее великолепные художественные студии. Ведь развитое чувство эстетики у человека, несомненно, отражается на том, как он организовывает свое личное пространство. Существует также и обратная связь. Зрение, слух, обоняние, осязание, вкус являются нашими проводниками для общения с внешним миром. Поэтому чем богаче эти восприятия, тем ярче наша фантазия.

Леонардо да Винчи, как один из высочайших ценителей эстетики и красоты, в свое время был известен не только как выдающийся художник, но и как талантливый музыкант, танцор, и даже повар. Совершенствование остроты всех чувств было краеугольным камнем в его способе познания мира. Он хорошо понимал, что информация, которую мы получаем нашими органами чувств из повседневности, несомненно, отражается на наших мыслительных способностях. Заглянув к нему в мастерскую, вы бы никогда не увидели слабое освещение, безвкусно окрашенные стены или убогий вид из окна.

Чтобы создать собственную студию необходимо, прежде всего, выбрать помещение, в котором вы сможете спокойно работать. Идеальным вариантом будет, конечно, снимать отдельную комнату или найти родственников с пустующей квартирой. Однако такую роскошь не каждый может себе позволить, особенно . Поэтому мы остановимся на том варианте, когда мастерская будет находиться в вашей квартире.

Давайте рассмотрим основные составляющие, которые помогут нам создать собственный эквивалент креативной студии.

Помещение

Это может быть любая просторная комната с белым или бежевым цветом стен. Однако если вы поклонник стиля лофт, то кирпичная стена тоже вполне подойдет. Уберите из комнаты все лишнее, что может вас отвлекать: старую мебель, сломанную технику, лишние стулья или стол, заваленный бумагами.

Беспорядочным скоплениям сувениров и прочей мелочи здесь тоже не место – лучше сложить их в шкаф или унести в другую комнату. В этой комнате не должно быть телевизора и даже компьютера (если только вы не используете его для работы), которые притягивают к себе внимание как магниты. По возможности в вашей студии должны находиться только мебель и предметы, которые необходимы для занятия творчеством. Это может быть стеллаж для хранения красок и кистей, комод с холстами, полка для подрамников, вешалка для рабочего халата, небольшой столик и естественно мольберт. Простота и минимализм дадут простор для мыслей и полета фантазии, а грамотная организация пространства позволит не отвлекаться по мелочам.

Lisa Madigan

Освещение

Освещение для таких целей лучше всего подходит естественное, поэтому ищите комнату с большими окнами. Слишком яркое освещение также не годится как для фотографии, так и для живописи, поэтому южная сторона в доме для мастерской не желательна. Если же все-таки нет другого варианта, то придется приобрести однотонные рольшторы, желательно белого или кремового цвета. Для зимнего варианта освещения используйте флуоресцентные лампы широкого спектра, галогенные лампы, лампы накаливания или качественные светодиодные лампы с высоким индексом цветопередачи.


Студия Brian Rutenberg

Звук

Независимо от того, предпочитаете ли вы работать в тишине или под музыку, качественная стереосистема будет здесь не лишней. Вы сможете включать музыку и наслаждаться ей во время перерывов в работе или использовать в качестве фона во время работы. Для таких целей лучше всего подойдет классическая музыка или джаз. Можно проводить эксперименты и работать под любые стили музыки, а затем анализировать и записывать результат, чтобы понять, что для вас наиболее подходит. В любом случае, не стоит ограничивать себя уже привычными и знакомыми мелодиями. Изучая стили и различные стили и направления всех эпох, возможно, вы откроете для себя неожиданно новый мир ощущений.

Эстетика

Мастерская – это своеобразный храм творчества, поэтому здесь должно быть то, что вдохновляет художника, подпитывает его и помогает создавать шедевры. Развесьте на стенах ваши любимые фотографии, картины и время от времени меняйте экспозицию, чтобы сохранить свежесть восприятия. Декорируя комнату, вход может пойти все- что угодно: лепнина из гипса, красивый календарь, декоративные тарелки.

Главное не перестараться и не превратить студию в склад. В дополнение к этому обязательно обзаведитесь живыми растениями, которые не только круглый год радуют глаз своей зеленью, но и заодно будут очищать воздух в помещении и насыщать его кислородом. Кроме того, приобретите большое зеркало, которое не только украсит комнату, но и станет вашим незаменимым помощником при рисовании. Как советовал в своих заметках Леонардо да Винчи, просто взгляните на свою работу через зеркало, и вы увидите ее словно чужими глазами, что обязательно поможет в поиске и устранении ошибок.


Fia Cielen

Воздух

Для хорошей мастерской очень важно регулярно проветривать помещение. Воздух не должен быть слишком сухим или наоборот влажным – это влияет на качество хранения ваших работ. Зимой особенно важно помнить, что деревянные подрамники могут перекоситься, когда они близко стоят к батарее.

Для регулировки влажности приобретите увлажнитель воздуха, а если есть возможность, то и очиститель воздуха в комплексе и ионизатором. После того как комната будет наполнена чистым и свежим воздухом, можно попробовать наполнить ее различными ароматами. В вашем арсенале могут быть благовония, сухие духи или эфирные масла. Смешивая их между собой, вы можете создавать неповторимые ароматы и сами исследовать их влияние на психику человека. А если вы дополните свою мастерскую живыми букетами цветов, то получите не только приятный аромат, но и дополнительный источник для вдохновения природной красотой.


Laura Jones

Всем вдохновения и удачной планировки собственной студии!

Чухарева

Татьяна Иннокентьевна,

учитель русского языка и

литературы

МОУ СОШ №142

Чкаловского района

г.Екатеринбурга

Аннотация

(Тезисы)

В период изменения общества во всех его сферах, при возникновении множества нестандартных ситуаций, требующих от человека нестандартных решений, особенно актуальной является проблема творчества. Известно, что одарённость зависит от природных задатков. Важно вовремя увидеть эти проявления и помочь им развиться. Это важнейшая задача педагога. Для решения педагогической задачи по созданию условий для проявления творческих способностей учащихся должна быть создана целая программа, которая позволила бы учителю помочь обрести (или не потерять) ученику возможность для самореализации, для выражения своего «Я». Но пока такой программы нет, попробуем обобщить некоторый практический опыт.

Создание творческой атмосферы для развития способностей учащихся.

(Тезисы)

В период изменения общества во всех его сферах, при возникновении множества нестандартных ситуаций, требующих от человека нестандартных решений, особенно актуальной является проблема творчества. Потребность в творчестве как воплощении индивидуальности, форме самореализации личности, возможности выразить своё, неповторимое отношение к миру, заложена в самой природе человека. Но реализуется она в течение человеческой жизни далеко не полностью.

Известно, что одарённость зависит от природных задатков. Важно вовремя увидеть эти проявления и помочь им развиться. Это важнейшая задача педагога. Но не менее важно (а, может, наиболее трудно) помочь остальным ученикам открыть в себе способности, о которых они и не подозревают.

Для решения педагогической задачи по созданию условий для проявления творческих способностей учащихся должна быть создана целая программа, которая позволила бы учителю помочь обрести (или не потерять) ученику возможность для самореализации, для выражения своего «Я». Но пока такой программы нет, попробуем обобщить некоторый практический опыт.

Думается, что основным в работе по созданию творческой атмосферы должно быть следующее:

-личность учителя : внимательный, доброжелательный, компетентный, дальновидный, терпеливый, творческий, тактичный, эмоциональный, авторитетный…

-атмосфера сотрудничества и сотворчества ;

- используемые технологии:

риторизация предметов (работа с текстами разных стилей, создание текстов разных стилей);

проектная технология , способствующая формированию исследовательских умений, умений принимать оптимальные решения, помогающая самовыразиться, максимально развивающая самообразовательную деятельность учащихся;

технология междисциплинарного обучения , когда содержательной основой урока становятся не только узкие предметные темы, а широкие темы философского уровня обобщения. Такое обучение повышает мотивацию обучающегося к исследовательской деятельности, развивает интеллектуальные способности:

личностно-ориентированные технологии, т.е. создание педагогических условий для максимального влияния образовательного процесса на развитие индивидуальности ученика;

технология коллективных способов обучения

- формы уроков:

творческий отчёт, дискуссия, диспут, конференция, экскурсия, деловая игра, ролевая игра, концерт, аукцион, бенефис, консилиум, исследование, круглый стол …

- факультативные и элективные курсы;

-использование приёмов и методов, стимулирующих поисковую мыслительную деятельность учащихся: творческие задания, подразумевающие длительную самостоятельную работу (рефераты, сочинения, эссе, опыты, эксперименты…)

Кроме этого, развитие творческих способностей учащихся - это результат внеурочной деятельности (как по предмету - олимпиады, смотры, конкурсы, так и в системе воспитательной работы на уровне класса, параллели, школы, района, города…)

Условие успешной творческой деятельности – взаимодействие детей, родителей, педагогов .

Загрузка...
Top