Презентация по истории на тему «Тайна египетских иероглифов» скачать бесплатно. Презентация, раздаточный материал к уроку "письменность древнего египта" Что это такое

1 слайд

Тайна египетских иероглифов Презентация ученицы 5 “Г” класса МАОУ гимназии №22 Ли Анны

2 слайд

Как была разгадана тайна египетских иероглифов Языковеды и историки склоняются к мысли, что наиболее ранние письменные тексты появились в Египте без малого пять тысяч лет назад. Обнаружены древние памятники письменности были достаточно давно, но длительное время тексты не поддавались расшифровке. Только два столетия назад были прочитаны первые из дошедших до современников иероглифов.

3 слайд

На пороге открытия Расшифровка древних египетских текстов и перевод их на современные языки оказались довольно сложным делом. Действительно, как прочесть тайные письмена, начертанные на языках, которые давно не употребляются и стали достоянием истории? Ведь ни грамматических справочников, ни словарей древнего языка в распоряжении ученых не было. Раскрыть тайну египетских иероглифов сумел французский ученый и языковед Жан Франсуа Шампольон. Он был разностороннее образованным и одаренным исследователем, знавшим несколько современных и древних языков. Еще в раннем возрасте Шампольон задумался над тем, можно ли найти ключ к разгадке таинственных знаков, составлявших египетскую письменность.

4 слайд

В распоряжении пытливого исследователя была массивная каменная плита с выбитыми на ней письменами, которую в конце 18 века обнаружили французские солдаты вблизи египетского города под названием Розетта. Так называемый розеттский камень стал в итоге английским трофеем и был вывезен в Лондон, где и занял почетное место в качестве экспоната Британского музея. В начале 19 века копия каменной плиты с иероглифами была доставлена в столицу Франции. розеттский камень

5 слайд

Как были расшифрованы египетские иероглифы Шампольон приступил к изучению письменного памятника и установил, что нижняя часть текста была выполнена греческими буквами. Имея представление о древнегреческом языке, ученый без особого труда восстановил эту часть надписи. В греческом тексте речь шла о правителе Египта Птолемее 5, который царствовал за две сотни лет до новой эры. Над греческим текстом имелись значки в виде крючков, черточек, дуг и прочих замысловатых символов. Еще выше располагались изображения фигур, людей и животных в сочетании с бытовыми предметами. Шампольон пришел к выводу, что первая часть непонятного текста была более поздней египетской скорописью, а верхняя представляла собой собственно иероглифы, которые составляли древнеегипетскую письменность. Птолемей V

6 слайд

В качестве отправного пункта для расшифровки ученый выбрал предположение, что все три текста памятника сообщали одно и то же. Ученый длительное время не мог проникнуть в значение таинственных знаков египетской письменности. После долгих поисков и мучительных раздумий Шампольон предположил, что египтяне в древности употребляли знаки, несущие смысловую нагрузку, одновременно с буквами. Буквы он искал в именах собственных, которые уже знал по греческому тексту. Работа шла очень медленно. Составляя одно слово за другим, исследователь понемногу научился читать древние иероглифы. В сентябре 1822 года, спустя пару недель после своего открытия, Шампольон выступил в Парижской академии с сенсационным докладом. Через некоторое время ученому удалось узнать содержание и других древнеегипетских текстов, которые содержали песни и магические заклинания. Именно в эти годы зародилась новая наука – египтология.














1 из 13

Презентация на тему: Письменность Древнего Египта

№ слайда 1

Описание слайда:

№ слайда 2

Описание слайда:

В науке существуют разные гипотезы по поводу прародителей египетского письма, хотя много ученных указывают на Древний Египет. Конечно, гипотеза еще не показатель, но история показывает, что Египет уже в давние времена был страной с довольной развитой культурой. Старинные памятки, написанные египетскими иероглифами, припадают на конец 4 тысячелетия до нашей эры. Расцвет культуры, наряду с исполнением пышных культовых обрядов, обусловил появление письменности. Египетское письмо точнее показывает нам эволюцию первичных форм письма. В стародавних надписях на скалах, глине – это типовое пиктографическое письмо, позднее идеографическое и, наконец, алфавитная система с 24 консонантных звуков. Иероглифическое письмо в Египте сначала было привилегией жрецов и господствующих слоев населения, лишь со временем, с изобретением папируса, оно стало достоянием широких слоев. Термин «иероглиф» впервые употребил Климент Александрийский (150-217). Слово походит от греческого слова íε ρóς (священный) и γλνφη (вырезать). Изобретение папируса относят к периоду I династии (III тысячелетия до нашей эры).

№ слайда 3

Описание слайда:

№ слайда 4

Описание слайда:

Изготовление папируса Тонкие полоски высушенного растения располагали в два ряда - горизонтально и вертикально, один над другим. Затем их накрывали тканью и придавливали камнем или простукивали деревянным молотком. Со временем полоски склеивались благодаря выделению собственных клейких соков.Склеивание было настолько крепким, что до нашего времени они держатся крепко, как один слой. Для того, чтобы чернила на папирусе не расплывались, поверхность пропитывали клеем; после этого его сушили на солнце, обрабатывали лущильником, устраняли неровности и гладили до тех пор, пока поверхность не блестела. Хорошо обработанный папирус был гибким, эластичным.

№ слайда 5

Описание слайда:

Отдельно обработанный страницы папируса склеивали в долгие полоски, которые скручивали в рулоны. Папирус продавали, как и теперь бумагу, в рулонах большими партиями. Для письма с такого рулона отматывали полосу и отрезали. Длина полос достигала 40м. Сначала использовали папирус шириной в 15-17 см. Позднее можно встретить полосы уже в три раза шире. Уже в III ст. до н.э. техника изготовления папируса достигла высокого уровня. Высочайшим сортом папируса считается древнейший, так называемый иератичный. Египтяне строго придерживались государственной монополии на папирус. В Древнюю Грецию он попал в VII ст. до н.э., в Рим – в III ст. до н.э.

№ слайда 6

Описание слайда:

№ слайда 7

Описание слайда:

Иероглифы Египетская книга всегда имела форму сувоя. Текст делили на довольно узкие колонки, являвшие собой своего рода страницы, которые раскрывались читателю по мере открытия сувоя.В египетских иероглифах видимые предметы обозначались соответствующими изображениями (рука, рот, палец, и так далее) или символичными знаками (солнце, месяц, царь и так далее). Для глаголов употребляли изображение близких символов: скипетр – господствовать, две ноги – ходить, слизняк, что оставляет черепашку, – выходить и так далее.Если не учитывать некоторые «святые» книги, то можно утверждать, что на папирусах не применялось первичное иероглифическое письмо, с его численными образами; употреблялась более удобная скорописная форма иероглифического письма, так называемое иератическое.

№ слайда 8

Описание слайда:

Возникновение иератического письма связывают с применением папируса как материала для письма. Сначала переписчики копировали формы иероглифов, высеченных на камнях, а со временем стали сокращать и совершенствовать некоторые знаки. Так и выработалась иератическое письмо, которое, хотя и походит от первобытного египетского, по качеству, однако, есть уже новым. С изобретением папируса изменяется не только внешняя форма иероглифов, но и их содержание. Постепенно значение иероглифов как идеографического письма – обозначение понятий, вещей (в некоторых случаях) – заменяется хотя и примитивным, но фонетическим письмом.

№ слайда 9

Описание слайда:

Написать слово, напоминающее какую-то вещь, было просто, но когда оно не ассоциировалось с вещью, дело усложнялось. Тогда, плюс к сотне известных иероглифов, означавших слова, египтяне придумали еще 24 настоящих буквы. Система их создания была очень простой. В египетском языке было очень много коротких слов, например «пуи» - одеяло, «ро» - рот. Согласно новым правилам, рисунок рта также обозначал букву «р». К слову, написанному буквами, египтяне часто прибавляли детерминатив, отображающий написанное. Так, писали «ан» - рыба и сопровождали написанное рисунком.

№ слайда 10

Описание слайда:

Базальтовая палитра На этой палитре выгравировано царское имя, означая, что писец, которому она принадлежала, был на высшей службе у фараона. Краски обычно изготавливались из угля или сажи для предания черного оттенка, а также из красной охры и голубых и зеленых минералов.

№ слайда 11

Описание слайда:

Кисти Египтяне употребляли для написания косо срезанную камышинку, которую, оборачивая, можно было приспособить для написания тонких или грубых черточек египетского письма. А с III ст. до н.э. начали использовать остро заточенную камышинку, так называемый «каламус», который давал возможность получать точное очертание букв; с того времени каламус, вместе с линейкой, стали повсеместно употребляемым неотъемлемым орудием каждого писца. Чернила изготавливали из сажи или из древесного угля, воды и живицы. Качество чернил было очень велико, характерно, что оно с тех времен сохранило свой глубокий черный глянец. Для написания титулов и названий разделов использовали также красную краску - натуральную охру. Писцы хранили свои кисточки и чернила в пенале - изготовленной из дерева принадлежности с двумя вырезами для удержания кисточек и двумя углублениями для мисок с чернилами.

№ слайда 12

Описание слайда:

Сувой. Способы хранения Папирусы наматывали на тонкие, круглые палки, тем самым, создавая сувой. Сувои хранили в глиняных кувшинах, шкатулках, кожаных, полотняных или деревянных футлярах, к которым крепили ярлык с названием книги.. Злейшим врагом папируса была влага.В сухой зоне, в песках Среднего и Горного Египта, папирусные сувои хорошо консервировались. Собственно, египетские гробницы были чудесным местом хранения для такого хрупкого материала. В последние столетия до н.э. существовал обычай изготавливать саркофаги для мумий из порезанных и склеенных кусков папируса, которые покрывали слоем гипса; именно благодаря такому способу, многие тексты сохранились и дошли до нашего времени. Однако, большинство папирусов сохранилось благодаря религиозным обычаям класть в могилы различные тексты молитв (например «Книгу мертвых»), что должно было охранять умершего во время путешествия в царство мертвых.

№ слайда 13

Описание слайда:

Когда Египет утратил свою независимость, египетское письмо, язык и культура быстро пришли в упадок, попав под греческое и латинское влияние. В III ст. до н.э греческий язык и письмо одерживают окончательную победу. Египтяне начали использовать письмо, базирующееся на греческом алфавите, которое называли коптским.

Презентация по слайдам

Текст слайда: Тайна египетских иероглифов Презентация ученицы 5 “Г” класса МАОУ гимназии №22 Ли Анны


Текст слайда: Как была разгадана тайна египетских иероглифов Языковеды и историки склоняются к мысли, что наиболее ранние письменные тексты появились в Египте без малого пять тысяч лет назад. Обнаружены древние памятники письменности были достаточно давно, но длительное время тексты не поддавались расшифровке. Только два столетия назад были прочитаны первые из дошедших до современников иероглифов.


Текст слайда: На пороге открытия Расшифровка древних египетских текстов и перевод их на современные языки оказались довольно сложным делом. Действительно, как прочесть тайные письмена, начертанные на языках, которые давно не употребляются и стали достоянием истории? Ведь ни грамматических справочников, ни словарей древнего языка в распоряжении ученых не было. Раскрыть тайну египетских иероглифов сумел французский ученый и языковед Жан Франсуа Шампольон. Он был разностороннее образованным и одаренным исследователем, знавшим несколько современных и древних языков. Еще в раннем возрасте Шампольон задумался над тем, можно ли найти ключ к разгадке таинственных знаков, составлявших египетскую письменность.


Текст слайда: В распоряжении пытливого исследователя была массивная каменная плита с выбитыми на ней письменами, которую в конце 18 века обнаружили французские солдаты вблизи египетского города под названием Розетта. Так называемый розеттский камень стал в итоге английским трофеем и был вывезен в Лондон, где и занял почетное место в качестве экспоната Британского музея. В начале 19 века копия каменной плиты с иероглифами была доставлена в столицу Франции. розеттский камень


Текст слайда: Как были расшифрованы египетские иероглифы Шампольон приступил к изучению письменного памятника и установил, что нижняя часть текста была выполнена греческими буквами. Имея представление о древнегреческом языке, ученый без особого труда восстановил эту часть надписи. В греческом тексте речь шла о правителе Египта Птолемее 5, который царствовал за две сотни лет до новой эры. Над греческим текстом имелись значки в виде крючков, черточек, дуг и прочих замысловатых символов. Еще выше располагались изображения фигур, людей и животных в сочетании с бытовыми предметами. Шампольон пришел к выводу, что первая часть непонятного текста была более поздней египетской скорописью, а верхняя представляла собой собственно иероглифы, которые составляли древнеегипетскую письменность. Птолемей V


Текст слайда: В качестве отправного пункта для расшифровки ученый выбрал предположение, что все три текста памятника сообщали одно и то же. Ученый длительное время не мог проникнуть в значение таинственных знаков египетской письменности. После долгих поисков и мучительных раздумий Шампольон предположил, что египтяне в древности употребляли знаки, несущие смысловую нагрузку, одновременно с буквами. Буквы он искал в именах собственных, которые уже знал по греческому тексту. Работа шла очень медленно. Составляя одно слово за другим, исследователь понемногу научился читать древние иероглифы. В сентябре 1822 года, спустя пару недель после своего открытия, Шампольон выступил в Парижской академии с сенсационным докладом. Через некоторое время ученому удалось узнать содержание и других древнеегипетских текстов, которые содержали песни и магические заклинания. Именно в эти годы зародилась новая наука – египтология.

Слайд 2

«Иероглиф» греческого происхождения «Hieros» -«священный» «Glipho» - «вырезаю», «врезаю» «Cвященные письмена, вырезанные на камне»

Слайд 3

Обелиск, покрытый иероглифами. Храм Амона-Ра в Луксоре. XIII в. до н. э. Интерьер гробницы египетских зубоврачевателей. Древний Египет. V династия. 2.000 лет до н. э. Иероглифы «клык» и «глаз» внизу справа Письменность в Египте возникла примерно к началу I династии (т.е., во второй половине IV тысячелетия до н.э.) и не изменялась несколько тысячелетий.

Слайд 4

Египетские иероглифы с картушами имениРамсеса II в храме г. Луксор (периодНовое царство)

Слайд 5

Первоначальная стадия письменности - пиктографическое (рисуночное) письмо петроглифы

Слайд 6

Следующим шагом было создание идеографического (смыслового) письма. Далее появляются звуковые знаки, «алфавитные».

Слайд 7

Египтяне писали по методу ребуса, соединяя в письме звуковые и идеографические знаки. Египетские иероглифы на сосуде. Лувр Система египетской письменности, построена на игнорировании гласных. То есть гласные не прописывали, но при чтении учитывали.

Слайд 8

Принцип чтения иероглифов: 1) Обычно читаются справа налево; 2) сверху вниз (никогда не читались снизу вверх); 3) изображения людей, животных, птиц, всегда повернуты лицом к началу строки; 4) встроке верхний знак имеет первенство перед нижним.

Слайд 9

Иератическое письмо - от греческого слова «иератикос» - «жреческий». Употреблялся в священных текстах. Демотическое письмо. от греческого «демос» - «народ»). Применяли в деловой и бытовой переписке. В Египте, помимо иероглифической письменности, существовало еще с два способа записи: Фрагмент папируса, 12 век до н. э. Договор 6 веку до н.э. - написан на папирусе

Слайд 10

Василий Григорьевич Барский (1701-1747) – русский путешественник, побывал в Египте в 1727 и 1730 гг. Египетский обелиск, известный под названием «Игла Клеопатры», был возведен в Гелиополе по приказу Тутмоса III. Интерес европейских путешественников к египетским древностям

Слайд 11

Известковая плита, найдена в гробнице Рамзеса II (1279- 1213 гг. до н.э.) в Абидосе, с именами семи египетских царей, каждое из которых заключено в картуш: (слева направо) Аменхотеп II Тутмос IV Аменхотеп III Хоремхеб Рамзес I Сети I Рамзес II. Картуш - овальная рамка, в которую включена группа иероглифов

Слайд 12

Слайд 13

«Розеттский камень» Хранится в Британском музее, Лондон. 196 год до н. э. В 1799 г. В г. Рашид (недалеко от Александрии) был обнаружен «Розеттский камень». Именно с него началась успешная расшифровка египетских иероглифов.

Слайд 14

греческий алфавит (54 строки) иероглифы иератические и демотические письмена (32 строки)

Слайд 15

Томас Юнг - установил значение пяти знаков.

Слайд 16

Жан Франсуа Шампольон (1790-1832) - французский ученый-лингвист. Сумел правильно осмыслить и блестяще разрешитьсложнейшую научную проблему по расшифровке иероглифов. Изучал коптский язык, который был очень похож на язык древних египтян.

Урок №7. Конспект ФГОС к уроку на тему: Письменность и знания древних

египтян.

Цель:

Сформировать представление учащихся с историей возникновения письменности, раскрыть особенности древнеегипетского письма;

Развивать умение работать с историческими источниками, анализировать, обобщать и делать выводы;

- воспитывать любознательность, интерес к историческому прошлому и уважительное отношение к прошлому.

Планируемые результаты:

Предметные :

Расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов.

Формирование у учащихся умений реализации новых способов действия.

Познавательные УУД: Выделяют и формируют познавательную цель. Выбирают

знаково символические выполняют операции со знаками и символами. Осуществляют поиск и выделение необходимой информации.

Личностные УУД: Формирование устойчивой мотивации к исследовательской деятельности.

Регулятивные УУД: Сличают способ и результат своих действий с заданным эталоном, обнаруживают отклонения и отличия от эталона. Выделяют и осознают то,

что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознают качество и уровень усвоения.

Коммуникативные УУД: С достаточной полнотой и точностью выражают свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Средства обучения: Компьютер, проектор, учебник, раздаточный материал, презентация.

Технология: Критического мышления.

Этапы урока; Цель этапа

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1 этап. Мотивационный этап. Стадия вызова.

1.орг момент: цель: настроить на урок, создать

атмосферу

сотрудничества.

2. Погружение в тему: подвести к актуализации, проверка д\з

цель: повторить изученное и создать

ситуацию затруднения.

Приветствие

Определить термин:

1.Река в Сев. Вост. Африке?

2. Высокий тростник?

3.Огромный треугольник образовавший рукав реки?

4.Кто возле фараона занимал самое почётное положение?

5. Кто вёл учёт населения?

6. Как наз. приспособление для

полива полей?

7. Египетское чудо света

8. царь Египта

9.Священные письмена? – ситуация затруднения.

Дети слушают пожелания учителя отвечают на

вопросы.

Все ученики работают над

повторением, с затруднением на новый материал.

Записывают формулировку.

(Знаки для письма и чтения в Древнем Египте называются иероглифами.)

2 этап. Этап целеполагания

Определение темы:

Постановка целей и задач урока.

Составить логическую цепочку:

Иероглиф- письменность- знания- египтяне.

Тема урока: Письменность и знания древних египтян.

Определите цели урока:

(по ключевым словам)

Узнать...

Отличать…

Запомнить…

Составляют логическую цепочку, сами определяют тему урока.

Сами определяют цели и задачи урока.

3 этап. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии (Осмысления) Домашнее Задание.

Открытие нового знания

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Прием ПРИЁМ «Пометки на полях» (Инсерт).

Вспомните: когда вы пришли в школу, то чему, каким действиям, вас обучали в первую очередь? (Читать, писать и считать). Давайте поближе познакомимся с древнеегипетской письменностью.

Многие слова изображались рисунками. Некоторые рисунки могли обозначать и слова, и отдельные звуки. Например: изображение закрытого рта – это и слово “рот” и звук “р”; изображение дома – это и слово “дом”, и сочетание “дм”. В египетском письме не было гласных букв . Давайте подумаем, чем это было неудобно. Например, у нас есть иероглиф “СЛ” – какие слова он может обозначать? (Село, сало, сила, осел, если, сел, соло).Это мог быть значок-определитель, который не читался, а только подсказывал, о чем идет речь. Например, иероглиф, напоминающий яму с водой (иероглиф воспроизводится на доске) , обозначал в одном случае слово “колодец”, в другом – сочетание двух согласных “хм”, а в третьем тот же знак не читался, а лишь подсказывал, что речь в тексте идет о воде - прудах, болотах и т.п.

Долгое время никто не мог разгадать тайну иероглифов и прочесть египетские тексты. Почему было так сложно расшифровать египетскую письменность? (Один и тот же иероглиф мог обозначать и звук, и целое слово, и быть определителем-подсказкой). Лишь в начале ХIХ века этот секрет был раскрыт французским ученымФрансуа Шампольоном . В 1799 году французские солдаты под командованием Наполеона высадились в Египте и около города Розетты нашли огромную каменную плиту с надписью на двух языках: греческом и египетском. По приказу Наполеона эту плиту перевезли во Францию. Многие ученые пытались разгадать эти надписи, но безуспешно. Это удалось сделать Франсуа Шампольону только через 23 года после того, как была найдена эта плита.

Как же Франсуа Шампольон прочел египетские надписи? Давайте проделаем тот самый путь, по которому шел великий ученый.

Он предположил, что иероглифы, заключенные в рамку (так называемый картуш), означают имя какого-нибудь фараона (см. Рисунок 1). Знаток многих древних языков, Шампольон установил, что два последних знака означают звук “с”. Предшествующий иероглиф он также знал – это был звук “м”. Оставалось разгадать самый первый значок. Что он означает? (Солнце). Вспомните, как у древних египтян назывался бог Солнца (Ра). Что получается? Имя какого фараона напоминает вам это слово? (Рамсес)

Ребята, а давайте и мы с вами попробуем написать зашифрованное письмо. У вас на столе есть таблицы с иероглифами. . Вы можете воспользоваться ими или придумать свои. Зарисовываем свое зашифрованное предложение на отдельный листочек и предлагаем соседу по парте расшифровать его значение. (Работа в парах. Чтение вслух понравившихся предложений.)

Интересные у вас получились письма.

Трудно ли было составлять их?

В чем заключалась самая большая трудность?

В чем трудность?

Как вы думаете, все ли египтяне умели писать и читать?

А кто умел?

Прочитайте информационный текст в учебнике стр.61 п.12 пункт 1, отметьте на полях специальными знаками информацию.

Использование текста для составления опорного конспекта

1. Что такое иероглиф?

2.Сколько иероглифов в египетском письме?

3.Есть ли гласные звуки?

4.Легко ли выучить иероглифы?

Иероглифы – священные письмена, их 750, гласные нет, трудно выучить, кто выучил - мудрец.

Раздаточный материал (составить любое

предложение на тему: Египет иероглифами).

сделайте пометки на полях:

« V » - это мне известно;

«-» - думал иначе

«?» - это мне непонятно, есть

вопросы

«+» - новое

Проверяют себя по эталону.

ЕСЛИ ОСТАНЕТСЯ ВРЕМЯ

Цель: знать, как изготовить папирус.

Домашнее задание

    На чем писали иероглифы?

    Слайды.

    Свиток, папирус.

Объяснение учителя, задают вопросы.

4 этап. Первичное закрепление. Самопроверка.

Цель этапа:

Привести полученные знания в систему

Мини-тест Закончи предложение

1. Священные письмена - это…

2.Кто разгадал тайну иероглифов…

3. Были ли гласные звуки в иероглифах?

4. На чем писали в Древнем Египте?

5. Сколько иероглифов было в египетской письменности?

Работают все.

Эталон

Слайд

5 этап. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Подведение итогов урока.

Записать в тетради

Сегодня на уроке я…

Узнал(а)…

Понял(а)…

Продолжить предложение.

Загрузка...
Top