Магеллан вернулся из путешествия. Первое кругосветное путешествие. Если бы Магеллан выжил

Первый мореплаватель, совершивший кругосветное плавание, известен под именем Магеллана. Он стал организатором экспедиции, которая преодолела тяжелейший путь и погиб, не завершив путешествия. В его честь назван открытый им пролив, и 2 звездных скопления в космосе: Магеллановы облака Большие и Малые. Ф. Магеллан стал первым европейцем, который пересек 3 океана.

Ферденанд Магальяйнш (Магеллан) родился более 500 лет назад – в 1480 г., поэтому история не сохранила точных сведений о его биографии. Дата и место рождения имеет двоякую информацию: он рожден в селении Саброза (городе Порту) Португалии, 17 октября (20 ноября).

Улицы поселка Саброза

Известные факты жизни путешественника условно разделены на несколько периодов:


Замысел

Идея плавания зародилась именно у Магеллана при изучении королевских секретных архивов Португалии. Им была найдена карта, созданная немецким географом Мартином Бейхемом. На карте обозначен пролив между Атлантическим океаном и неизведанным Южным морем, которое было во владениях Испании (открытое Нуньесом де Бальбоа со стороны Панамского перешейка).

Был разработан проект похода до богатых Молуккских островов, но не восточным португальским, а западным путем. В нем предполагалось, что путь окажется короче, чем западный. После долгих торгов о получении обоюдных выгод, король Испании согласился на проведение поисков. К одобрению проекта Карла V привела ситуация, сложившаяся в Европе в конце 15 в.

  • Европейцы очень высоко ценили специи (мускатный орех, гвоздику и черный перец), привозимые с Молуккских островов, их стоимость соизмерялась с ценой золота. Пряности привозили и продавали арабы по высокой цене.
  • В 1493 г. римским Папой утверждено Тордесильясское соглашение: 2 страны-соперницы Испания и Португалия имели законное право обладания территориями, открытыми:
  • к востоку – за Португалией;
  • к западу – за Испанией.
  • В 15 в. право обладания богатыми индонезийскими Островами пряностей было за Португалией. В 1498 г португальцы нашли более безопасный морской путь.
  • Испанцы претендовали на право пользования далекими землями, для этого им необходимо было доказать, что географически Молукки находятся на западном (испанском) полушарии. В интересах Испании было найти более короткий путь для доставки золотоносного товара.

Подготовка к экспедиции

Кругосветное плавание экспедиции Ф. Магеллана было начато с подготовки к отплытию. Этим основополагающим этапом он занимался сам и доверился только своему близкому соратнику – Рую Фалейру, который, как и он, обладал хорошими астрономическими знаниями. Перед отплытием Фалейру отказался от участия в походе, потому что составленный гороскоп посулил ему смерть в плавании.

Капитан-генерал руководил установкой на суднах пушек и осуществления погрузок:

  • военного имущества;
  • продовольствия – в основном легковесные сухари, мясо и рыба в соленом и вяленом состоянии, крупы, сахар, сушеные ягоды и фрукты, приправы, вина;
  • товаров для торговли – зеркала, колокольчики, женские украшения, ткани, ртуть (в медицинских целях).

Состав и снаряжение экспедиции

В кругосветной экспедиции участвовало 5 разнотипных кораблей.

Тринидад
Название судна Капитан Водоизмещение судна, т Экипаж по штату, чел.
Тринидад Фернан де Магеллан 110 55
Сан-Антонио Хуан де Картахена 120 60
Консепсьон Гаспар де Кесада 90 45
Виктория Луис де Мендоса 85 42
Сантьяго Жуан Серран 75 32

В плаванье тронулось 234 интернациональных моряка и 26 заштатных сотрудника, из различных государств Европы. Кроме них были размещены около 50 африканских и азиатских рабов. Точное количество людей, которое было в походе неизвестно, вербовка моряков производилась и в пути.

В команде было несколько переводчиков и историограф Антонио Пигафетту. За все время пути он старательно записывал все, что происходило. По прибытию на родину все рукописи были переданы королю Карлу V. На всех 5 судах было установлено 70 пушек.

В арсенале из военного снаряжения имелось:

  • 60 арбалетов;
  • 50 аркебуз;
  • 100 наборов лат;
  • другое вооружение – сабли, шпаги.

Магеллан изобрел систему сигнализации, которая позволяла судам флотилии не терять друг друга из виду. Капитаны собирались на «Тринидаде», они рапортовали о событиях и принимали от командира указания для дальнейшего путешествия.

Атлантический океан

Путешествие началось 20 сентября 1519 г. из порта Санлукар де Баррамеда. Экспедиция через Атлантический океан стала долгой и тяжелой. Сначала был выбран нелегкий путь вблизи берегов Африки из-за опасения встреч с португальским флотом. Потом, боясь пропустить желанный пролив, Магеллан держался близко к берегам Южной Америки.

Экспедиция с трудом пробиралась к южным широтам, природные условия не давали развернуть большую скорость. 13 февраля 1520 г. они попали в жуткую грозу с огромными электрическими разрядами в виде разветвленных искрящихся кистей, касающихся мачт судов. В дальнейшем поход сопровождался многочисленными холодными штормами, усиливающимися в южных широтах.

Первый конфликт среди офицеров

Кругосветное плавание экспедиции Ф. Магеллана для капитанов-испанцев проходило в условиях секрета маршрута. Они еще в начале экспедиции начали требовать от адмирала разъяснений. На что было сказано: просто они должны держаться его флага днем, и его фонаря – ночью. Естественно, такой заносчивый ответ португальца совсем не нравился, и капитаны договорились при удобном случае «проучить» Магеллана.

Капитан Хуан Картахена в походе представлял королевскую власть. Со временем, на ежедневных рапортах он начал выказать свое неуважительное отношение к адмиралу, называя его капитаном, а не капитан-генерал, как положено по субординации. Несмотря на замечания Магеллана, так продолжалось несколько дней.

Тогда генерал провозгласил его арестованным, а командование судном передал Алвару Мишкита. Картахена продолжил плавание под стражей на судне «Виктория».

Ла плата - не пролив

26 декабря 1519 г. флот достиг залива Ла-Плата. Предполагалось, что заветный пролив находится в нем. Ранее, в 1515 г. район был обследован Хуаном Солисой. Он был убежден, что разыскал пролив в Восточный океан, но не исследовал его. Он не предполагал, что отыскал широкие устья рек Уругвая и Параны.


Ла плата с космоса

Около месяца флотилия исследовала невысокие берега залива. В разведку вверх по реке Парана был отправлен корабль «Сантьяго», но он вскоре вернулся с известием, что это русло большой полноводной реки, а не пролив.

Снова мятеж

Флотилия продвигалась все дальше к югу, преследуемая холодами и сильными штормами, близилась южная зима. 31 марта 1520 г. встали на зимовку в бухте Сан-Хулиан. Все судна вошли в залив, а корабль генерала устроился на его входе. Вечером 1 апреля начали разворачиваться события, о который Магеллан узнал только утром следующего дня.

Мятежники освободили Картахена, арестовали Мишкиту, капитан Кесада убил кормщика – ставленника Магеллана Х. Элорьягу. В их власти было 3 судна: «Консепсьон», «Виктория», «Сан-Антония».

Капитаны выдвинули требование по выполнению инструкции короля – повернуть направление и к Молуккским островам пойти на восток. Наставив пушки на флагмана и «Сантьяго», они потребовали к себе на переговоры генерала. В ответ, через посыльного, передали приглашение лишь капитану «Виктории».

Пока Луис Мендоса читал письмо, его смертельно ранил посланник Магеллана Гонсало Эспиносу. Командиром судна назначен шурин генерала Дуарти Барбоза. На оставшихся двух мятежных судах матросы сами обезвредили офицеров и сдались.

Мятежники были осуждены трибуналом, учрежденным для суда над ними. Суд постановил казнить 40 участников, но их помиловали.

Капитаны-мятежники судов понесли суровые наказания:

  • отрубили голову капитану Кесаде;
  • труп Мендосы четвертовали;
  • капитана Картахена и его соратника-священника высадили на берег с небольшой провизией.

Зимовка

Кругосветное плавание экспедиции Ф. Магеллана было остановлено на зимовку 31 марта 1520 г. в заливе Сан-Хулиан. Зима началась неожиданно и продлилась около 5 месяцев. На время зимовки были урезаны дневные нормы питания, что вызвало недовольство моряков.

Голод и холод привели к тому, что за зимовку погибло 30 человек. Кроме того, длительное путешествие, ветра и штормы поспособствовали обветшанию судов флотилии.

За зимовку, в мае судно «Сантьяго» совершило разведку дальнейшего маршрута. Им выявлен залив Санта-Крус. В шторм у судна сломалась система навигации, и оно разбилось о скалы. Вся команда, за исключением одного члена, уцелела, но до своей базы они дошли лишь через 3 недели, замерзшие и истощенные. Потеря судна нанесла значительный урон флотилии.

За время рейда путешественники взаимодействовали с индейцами. Индейцы зимой, защищая ноги от охлаждения, обматывали их сухой травой, поэтому размеры ног казались особенно большими. Эту землю Магеллан назвал Патагония (большие ноги).

Перед экспедицией король издал приказ об обязательной доставке представителей новых народов. Из-за чего произошла стычка с местными жителями. Обманом моряки заманили двух индейцев. В схватке обе стороны понесли потери, в пути оба индейца погибли.

Зимовка была завершена 24 августа. Но, из-за поломок судов, а также из-за критических погодных условий флотилия через 2 дня вынуждена снова встать на рейд до 18 октября.

Магелланов пролив

Продолжая путь на юг, 21 октября, странниками был замечен узкий проход. На разведку были отправлены суда «Сан-Антонио» и «Консепсьен». Они возвратились с вестью, что возможно пролив обнаружен. Караван судов начал свой путь по узкому проливу между скалистыми берегами. Приливные волны достигали высоты более 10 м и окатывали палубы.

У одного из островов, названному Доусоном, путь раздвоился. Было принято решение: «Сан-Антонио» и «Консепсьен» пойдут разведывать юго-восточное направление. А юго-западное – исследует лодка. Остальные будут ждать вестей.

Кругосветное плавание экспедиции Ф. Магеллана открыло более безопасны пролив, в отличие от опасного пролива Дрейка. В честь первооткрывателя пролив был назван Магеллановым проливом

Лодка вернулась за 3 дня, с радостью известив о свободной воде. В скором времени возвратился «Консепсьен». Опасный поход через пролив, названный Проливом Всех Святых, продолжился 38 дней, его расстояние – 372 км.

На судне «Сан-Антонио» произошел мятеж, возглавленный кормчим Эстебаном Гомешом. Мятежники арестовали капитана Мишкиту и поплыли в Испанию. Вернувшись в Севилью, Гомеш донес на Магеллана, обвинив его в измене королю.

Тихий океан

Мореплаватели не знали о длительности их экспедиции, их современники считали, что Азия расположена вблизи от Америки. В океан флотилия из 3 судов вышла 28 ноября и пошла в северном направлении, стараясь быстрее уйти из холодных вод. В течение 15 суток они плыли вдоль скалистых берегов Южной Америки, затем повернули от материка.

По Тихому океану суда прошли расстояние около 17000 км. За все время плавания по океану не произошло ни одного шторма, поэтому он был назван Тихим. Пережив трудные испытания в Атлантике, экспедиция была не готова к долгому и тяжелому переходу по океану, который продолжился около 4 месяцев.

Путь экспедиции прошел так, что они не встретили ни одного обитаемого острова. Провизия закончилась, в питание пошло все, что можно: сухарная пыль с червями, древесные опилки, готовили кожаные изделия, ловили крыс, пили протухшую воду. Моряки погибали от голода и цинги. Наконец на 100 день увидели вершину горы.

Воровские острова и остров Хомонхом

Кругосветное плавание экспедиции Ф. Магеллана приблизилось к Марианскому архипелагу – населенному острову Гуам – 6 марта 1521 г. Островитяне на лодках окружили суда, предлагая свежую пищу в обмен на испанские товары. Отвлекая странников, местный народ похищал с судов все, что можно было унести, даже попытались увести шлюпку.

Разгневанные мореплаватели сошли с кораблей и сожгли поселение, погибли 7 местных жителей. Забрав местную провизию и свою лодку, флот поплыл дальше. Островитяне попытались отомстить, забрасывая корабли камнями, но никакого урона не причинили. Вся цепь архипелага получила название Ландронесские (Воровские).

Флотилия достигла Филиппинских островов, названным именем Святого Лазаря. 17 марта мореплаватели сошли на безлюдный остров Хомонхом, организовали лазарет. Вылечившись и набравшись сил, экипажи судов снова тронулись в поход. На одном из островов раб Магеллана услышал свою родную речь – стало понятно, что они совершили кругосветный поход.

Битва при Мактане. Смерть Магеллана

7 апреля 1521 г. мореплаватели подступили к порту острова Себу. Богатство селения позволило свободно обменивать местные продукты, золото на испанские товары. Властитель Себу – раджа Хумабон был поражен военной мощью моряков и сразу согласился стать подданным Карла V. Вначале он покрестился сам (стал Карлос), а за ним его семья и почти все жители острова.

Магеллан сделал попытку привезти к власти новоявленного Карлоса все окружающие острова. Но не все острова хотели стать подданными Испании, правитель острова Мактан Лапу-Лапу был один из них. Магеллан на примере захвата острова захотел показать мощь Испании. Но покорение острова не было подготовлено должным образом.

Ранним утром 27 апреля 1521 г. 60 моряков на лодках пошли в бой за остров. Но, с самого начала все пошло не по плану: из-за прибрежных рифов лодки не смогли подступиться к берегам, чтобы помочь огнем десанту из 50 моряков. Мактанцы прятались за деревянными щитами. Из-за расстояния моряки не могли пробить щиты ни стрелами, ни пулями. Тогда Магеллан приказал сжечь поселение.

Такой оборот событий сильно разозлил островитян, и они ринулись в атаку на пришельцев, используя стрелы, копия, камни. Поняв, что они проигрывают, испанцы начали отступать. При отходе Магеллана сначала ранили в лицо копьем, потом в руку. После получения ранения в ногу, он рухнул, и островитяне добили его копьями. В бою погибло 9 моряков.

Последствия этого сражения были плачевны – все прежние завоевания были погублены, престижу Испании нанесен огромный ущерб. Капитаны Жуан Серран и Дуарте Барбоза, просили Лапу-Лапу отдать тело генерала. Но он категорически отказался.

Молуккские острова

Бывший союзник Хумабон воспользовался ситуацией. Узнав, что иностранцы уходят, он устроил прощальное пиршество, созвав весь офицерский состав флотилии, но заподозрив подвох некоторые остались.

Во время обеда устроил бойню – погибли все. Суда быстро покинули остров. До Молуккских островов добирались несколько месяцев. Там до них дошло известие: король Португалии провозгласил Магеллана изменником, его флот приказано арестовать.

Начальником экспедиции назначен Жуан Карвалью (позже его переизбрали за саботаж указаний короля). Проанализировав техническое состояние кораблей, начальник и капитаны Г. Эспиноса и Х. Элькано приняли решения по дальнейшему их использованию.

  • Совсем обветшалое судно «Консепсьон» подлежит сожжению. Команда переместилась на «Тринидад» и «Викторию».
  • «Тринидад» (капитан Гонсалу Эспиносы) восстановили, и он пустился в обратном восточном курсе к Панаме, находящейся во владении Испании. Но, корабль вынужден возвратиться в Молукку из-за полосы встречных ураганов. Судно арестовали португальцы, матросы отосланы на каторгу.
  • 8 ноября «Виктория» (капитан Хуана Элькано) погрузив в трюмы большое количество специй, отправилось в плавание на запад по Индийскому океану мимо мыса Доброй Надежды в Африке.

Острова Зелёного мыса

Кругосветное плавание близилось к финалу, но лишения продолжали преследовать экспедицию. Запасы провизии подошли к концу, часть членов экипажа начала требовать сдаться португальским властям в Мозамбике. Но, основной костяк – приверженцы Ф. Магеллана – решили плыть дальше.

20 мая судно, обойдя мыс Доброй Надежды, продолжило нелегкий путь на северо-запад в Атлантическом океане. В походе по Индийскому океану команда потеряла около 25 моряков. 9 июля 1522 г. потрепанное судно подошло к португальским островам Зеленого мыса. Не встать на острове было нельзя – кончились продукты и питьевая вода.

Купить продукты было решено на острове Святого Иакова. Первый рейс с 2 лодками стал удачным – португальцы поверили в выдуманную историю об аварии с фок-мачтой на экваторе (ее потеряли у мыса Доброй Надежды), а генерал с другими судами поплыл в Испанию. Второй рейс завершился арестом 13 моряков. Судно с оставшимся экипажем поспешно пустилось в дальнейшее плавание.

Завершение экспедиции

6 сентября 1522 г. обветшалое судно «Виктория» причалило к испанскому берегу. Плавание продлилась 1081 дней. В экипаже осталось 18 человек. Через 5 месяцев Испания выкупила всех арестованных моряков на острове Святого Иакова. В 1525 г. вернулись еще 4 моряка с судна «Тринидад».

Вырученные деньги с привезенных пряностей с лихвой покрыли расходы в экспедицию. Ко всему Испания стала первооткрывательницей Марианских и Филлипинских архипелагов. Карл V предъявил претензии на Молуккские острова. Португалии пришлось их выкупить за огромное состояние – 350 тыс. дукатов.

Итоги экспедиции, что открыл Магеллан

Во время первого кругосветного мореплавания получены материалы, которые изменили представления о планете:


Испанская экспедиция первая пересекла Тихий, а позже Индийский океаны.

Открыты:


Мореплаватель не намеревался свершить кругосветное плавание. В его намерениях было открыть новый западный путь к Молуккам. Это желание заставило его организовать экспедицию и совершить тяжелый переход через 3 океана. Не он лично закончил великий поход, это сделали остатки его флота. Но первое известное в мире путешествие известно под именем Ф. Магеллана.

Оформление статьи: Владимир Великий

Видео о путешествии Магеллана

Документальный фильм кругосветного путешествия Магеллана:

Фернан Магеллан (Фернан ди Магальяйнш) – (рожд. 20 ноября 1480 г. – смерть 27 апреля 1521 г.)

Что открыл Магеллан Фернан

Выдающийся португальский мореплаватель Магеллан Фернан, его экспедиция совершила первое в истории кругосветное путешествие, предполагавшее поиск западного пути к Молуккским островам. Это доказывало наличие единого мирового океана и представляло практическое доказательство шарообразной формы Земли. Магеллан открыл все побережье Южной Америки к югу от Ла-Платы, обогнул континент с юга, открыл пролив, который был назван его именем, и Патагонскую Кордильеру; первым пересек Тихий океан.

Биография Фернана Магеллана

Среди людей, совершивших глобальные перевороты в сознании людей и развитии человечества, немалую роль смогли сыграть и путешественники. Самой яркой фигурой из них является португалец Фернан ди Магальяйнш, который стал известен всему миру под испанизированным именем Фернан Магеллан.

Фернан Магеллан родился в 1470 году в местности Саброза, в глухой северо-восточной провинции Португалии Траз ош Леонтиш. Его семья относилась к знатному, но обедневшему рыцарскому роду и пользовалась уважением при дворе. Незря король Жуан II отца Фернана, Педру Руй ди Магальяйнша, назначил старшим алькальдом* важной в стратегическом отношении гавани Авейру.

(* Алькальд – судебный или муниципальный чиновник, который обладал исполнительной властью. Глаавной его задачей было следить за сохранением общественного порядка).

Обучение

Связи при дворе дали возможность алькальду в 1492 году пристроить старшего сына пажом королевы Элеоноры. Так, Фернан получил право воспитываться в королевской резиденции. Там, кроме рыцарских искусств – верховой езды, фехтования, соколиной охоты, – он смог овладеть астрономией, навигацией и картографией. При португальском дворе эти предметы со времен принца Генриха Мореплавателя были обязательны для изучения юными придворными. Именно им доводилось отправляться в дальние морские экспедиции с целью завоеваний и открытия новых земель. Недаром за их уроками наблюдал сам король Мануэль, сменивший на троне Жуана.

Честолюбивый Фернан серьезно увлекся мореплаванием. В стремлении оказаться подальше от дворцовых интриг, он в 1504 году попросил короля отпустить его в Индию под руководством вице-короля Индии Франсишку ди Алмейда и, получив согласие, весной 1505 года покинул Лиссабон.

Карьера Магальяйнша-мореплавателя

Экспедиция Алмейды носила чисто военный характер и имела цель усмирение непокорных мусульманских правителей от Софалы до Ормуз и от Кочина до Баб-эль-Мандеба. Надо было стереть с лица земли мусульманские укрепления и вместо них заложить португальские крепости.

Магальяйнш принимал участие в морских и сухопутных сражениях при Кильве, Софале, Момбасе, Каннануре, Каликуте, а также в разграблении этих городов и со временем превратился в доблестного воина, опытного и привыкшего к любым жестокостям и злоключениям своей суровой эпохи. Быстро приобрел он и репутацию храброго капитана, искусного в бою и мореплавании. При этом уже тогда забота о братьях по оружию стала одной из основных черт будущего пионера кругосветных плаваний.

1509 год – во время боев под Малаккой Магальяйнш смог прославиться, почти в одиночку придя на помощь горстке своих соотечественников, которые подверглись нападению малайцев. Так же благородно он поступил и во время возвращения из Малакки в Индию. Во главе всего 5-ти человек Фернан поспешил на помощь португальской каравелле и помог одержать победу.

В самом начале 1510 года карьере Магальяйнша-мореплавателя чуть было не пришел конец: при неудачном штурме Каликута его тяжело ранили, причем вторично. Первая рана, полученная во время похода на Марокко, сделала его на всю жизнь хромым. Удрученный Фернан решил возвратиться на родину.

Маршрут Магеллана

Весной небольшая флотилия из трех судов отправилась из Кочина в Португалию. На борту одного из кораблей находился и Магальяйнш. Но домой в этот раз он так и не попал. В ста милях от индийского берега два корабля наскочили на подводные камни опасной Падуанской мели и пошли ко дну. Офицеры и знатные пассажиры решили на оставшемся судне возвратиться в Индию, оставив без воды и пищи на узкой песчаной мели своих безродных спутников, которым не было места на корабле. Фернан отказался плыть с ними: знатность и высокий чин были своего рода гарантией того, что за оставшимися все-же могут прислать помощь. В конце концов так и произошло. Спустя две недели потерпевших крушение спасли и по прибытии в Индию они повсюду рассказывали о необычайной твердости их покровителя, который сумел в тяжелых условиях пробудить в людях надежду и укрепить стойкость.

Фернан еще какое-то время оставался в Индии. Согласно документам, он смело высказывал свое мнение в тех случаях, когда другие капитаны молчали. Это, вероятно, и могло стать основной причиной его разногласий с новым вице-королем Афонсу ди Альбукерки.

Португалия

1512 год, лето – Магальяйнш возвратился в Португалию. Об этом свидетельствует запись в платежном листе королевского двора, по которой ему назначалась ежемесячная королевская пенсия в 1000 португальских реалов. Спустя 4 недели ее увеличили почти вдвое, что может свидетельствовать о том, что заслуги доблестного капитана были признаны двором.

Во время войны с маврами Азаморы (современный Аземмур в Марокко) Фернана назначили майором, т. е. он получил довольно престижную и выгодную должность. В его полном распоряжении были пленные и все захваченные трофеи. Пост предоставлял неограниченные возможности для личного обогащения, потому недостатка в недоброжелателях у Магальяйнша не было.

Спустя какое-то время его безосновательно обвинили в том, что он организовал нападение мавров на стадо и позволил угнать 400 голов скота, получив за это немалые деньги. Через некоторое время обвинение сняли, однако оскорбленный Фернан подал в отставку.

Оставшись без достаточных средств к существованию, известный своей доблестью воин надеялся на милость короля. Он просил Мануэля увеличить ему пенсию всего на 200 португальских реалов. Но король не любил людей с твердым характером и, по словам хрониста Барруша, «…всегда питал к нему отвращение», а потому отказал. Возмущенный Магальяйнш в 1517 году тайно покинул родину и перебрался в Испанию.

Испания

С этого времени и начинается история небывалого по тем временам морского похода вокруг Земли, о шарообразности которой тогда только предполагалось. А заслуга его организации и осуществления целиком принадлежит Фернану Магальяйншу, ставшему отныне Фернаном Магелланом.

Позднее король Мануэль спохватился и с упорством, достойным лучшего применения, начал препятствовать Магеллану в осуществлении его планов. Но ошибку исправить уже не удалось, и Португалия второй раз после истории с утратила шанс извлечь пользу из открытий своих великих сынов, недооценив их потенциальные возможности.

«Молуккская Армада» - корабли Магеллана

Известно, что еще в Португалии он внимательно изучал морские карты, завязывал знакомства с мореходами и много занимался проблемами определения географической долготы. Все это очень помогло ему в реализации его идеи.

Согласно папской булле Inter cetera 1493 года все новые территории, открываемые к востоку от линии демаркации, установленной в 1494 году, принадлежали Португалии, а к западу – Испании. Но способ исчисления географической долготы, принятый в те времена, не давал возможности для четкой демаркации Западного полушария. Потому Магеллан, а также его друг и помощник, астролог и космограф Рюй Фалейру, полагали, что Молуккские острова должны принадлежать не Португалии, а Испании.

1518 год, март – они представили свой проект в Совет Индий. После продолжительных переговоров он был принят, а испанский король Карлос I (он же император Священной Римской империи Карл V) обязался снарядить 5 судов и выделить запасы на 2 года. В случае открытия новых земель компаньонам давалось право стать их правителями. Они также получали 20% от доходов. При этом права должны были передаваться по наследству.

Незадолго до этого знаменательного события в жизни Фернана произошли серьезные перемены. Прибыв в Севилью, он примкнул к колонии португальских эмигрантов. Один из них, комендант севильской крепости Алькасара, Дьогу Барбоза, ввел доблестного капитана в свою семью. Его сын Дуарти стал близким другом Фернана, а дочь Беатрис стала его женой.

Очень не хотелось Магеллану оставлять молодую, горячо любящую его супругу и недавно родившегося сына, но долг, честолюбие и стремление обеспечить семью настойчиво звали его в море. Не смог остановить его и неблагоприятный астрологический прогноз, сделанный Фалейру. А ведь именно из-за этого Рюй отказался от участия в плавании, и Магеллан стал единоличным ее начальником и организатором.

Кругосветное путешествие Магеллана

В Севилье были подготовлены 5 судов – флагман «Тринидад», «Сан-Антонио», «Консепсьон», «Виктория» и «Сантьяго». 20 сентября 1519 года Фернан Магеллан попрощался на пристани с беременной Беатрис и новорожденным Родриго и приказал поднять якорь. Больше им не суждено было увидеться.

В списках небольшой флотилии числилось 265 человек: командиры и кормчие, боцманы, канониры, рядовые матросы, священники, плотники, конопатчики, бондари, солдаты и люди, не имевшие определенных обязанностей. Весь этот разношерстный многонациональный экипаж (в его составе кроме испанцев и португальцев были также итальянцы, немцы, французы, фламандцы, сицилийцы, англичане, мавры и малайцы) необходимо было держать в повиновении. А недовольство началось едва ли не с первых недель плавания. Агенты португальского короля проникли на корабли, а усердием португальского консула в Севилье Алвариша трюмы частично были заполнены гнилой мукой, заплесневелыми сухарями и тухлой солониной.

26 сентября мореплаватели дошли до Канарских островов, 3 октября взяли курс на Бразилию, а 13 декабря вошли в бухту Рио-де-Жанейро. Отсюда путешественники направились на юг вдоль южноамериканского побережья в поисках прохода в «Южное море», при этом двигались лишь днем, чтобы в темноте не пропустить его. 1520 год, 31 марта – корабли вошли в бухту Сан-Хулиан у берегов Патагонии для зимовки.

Мятеж

Фернан Магеллан – подавление мятежа

В скором времени Магеллану пришлось отдать приказ о сокращении рациона. Но часть экипажа воспротивилась такому решению и стала требовать возвращения в Испанию, но получила решительный отказ. Тогда во время празднования Пасхи главари мятежников, воспользовавшись тем, что основная часть экипажей сошла на берег, смогла захватить три судна.

Магеллан решил применить силу и хитрость. Нескольких верных людей он отправил на «Викторию» с письмом к мятежному казначею Луису де Мендосе. Он был заколот во время чтения письма, а экипаж не оказал никакого сопротивления. На другой день два мятежных капитана, Гаспар де Кесада и Хуан де Картахена, попытались вывести свои корабли из бухты, но путь им преградили «Тринидад», «Сантьяго» и отбитая у мятежников «Виктория». «Сан-Антонио» сдался не сопротивляясь. Командовавшего им Кесаду тут же арестовали, а спустя какое-то время был пленен и Картахена.

По приказанию Фернана Магеллана мертвое тело Мендосы четвертовали, Кесаде отрубили голову, а Картахену и предателя-священника Педро Санчеса де ла Рейна оставили на берегу. Но мятежные матросы не пострадали. Им была дарована жизнь, главным образом потому, что они были нужны для судовых работ.

Магелланов пролив

В скором времени эскадра, потерявшая при рекогносцировке «Сантьяго», двинулась дальше на юг. Но предательства на этом не прекратились. 1 ноября, когда эскадра уже шла искомым проливом, в последствии названным Магеллановым, кормчий Иштебан Гомиш, воспользовавшись тем, что его судно оказалось вне пределов видимости с остальных кораблей, захватил «Сан-Антонио» и бежал в Испанию. Магеллан так никогда и не узнал о предательстве, как не узнал и того, какую роковую роль сыграл Гомиш в судьбе его семьи. Прибыв в Испанию, дезертир обвинил своего генерал-капитана в измене королю. Как результат Беатрис с детьми была подвергнута домашнему аресту и дознанию. Она была лишена казенного пособия оставлена в жестокой нужде. Ни она, ни ее сыновья не дожили до возвращения экспедиции. А Гомиш за «выдающиеся заслуги, оказанные флотилии Магеллана», был удостоен королем рыцарского звания.

Открытие Марианских островов

28 ноября корабли Фернана Магеллана вышли в океан, по которому еще не плавал ни один европеец. Погода, к счастью, оставалась хорошей, и мореплаватель назвал океан Тихим. Пересекая его, он прошел не меньше 17 тысяч км и обнаружил много мелких островов, но неточные исчисления не позволяли отождествить их с какими-то конкретными точками на карте. Бесспорным считается только открытие в начале марта 1521 года двух обитаемых островов, Гуама и Рота – самых южных из группы Марианских островов. Магеллан назвал их Разбойничьими. Островитяне украли у мореплавателей лодку, и генерал-капитан, высадившись с отрядом на берег, сжег несколько туземных хижин.

Почти 4 месяца длилось это плавание. Несмотря на отсутствие характерных для этого района ураганов, людям приходилось очень несладко. Они были вынуждены питаться сухарной пылью, смешанной с червями, пить гнилую воду, есть воловьи кожи, древесные опилки и корабельных крыс. Эти твари казались им чуть ли не деликатесом и продавались по полдуката за штуку.

Экипаж замучила цинга, много людей умерло. Но Магеллан продолжал уверенно вести эскадру вперед и как-то на предложение возвратиться заявил: «Мы будем идти вперед, хотя бы пришлось съесть всю воловью шкуру».

Открытие Филиппинских островов

1521 год, 15 марта – экспедиция оказалась вблизи острова Самар (Филиппины), а спустя неделю, продвигаясь по-прежнему на запад, прибыла к острову Лимасава, где раб Магеллана, малаец Энрике, услышал родную речь. Это означало, что путники находятся где-то вблизи островов Пряностей, т. е. почти выполнили свою задачу.

И все же мореплаватель стремился дойти до заветных островов. Но он решил на некоторое время задержаться, чтобы обратить филиппинцев в христианство.

1521 год, 7 апреля – флотилия бросила якоря у острова Себу, где был расположен крупный порт и резиденция раджи. Искренне религиозный Магеллан настаивал, чтобы островитяне приняли христианство без расчета на какие-то материальные выгоды, но, сам того не желая, убедил туземцев, что на благожелательное отношение со стороны могущественного испанского короля они могут рассчитывать только в том случае, если отрекутся от старой веры и станут поклоняться кресту.

14 апреля властитель Себу Хумабон решил креститься. Хитрый раджа, именовавшийся теперь Карлосом, заручился поддержкой Магеллана против своих недругов-язычников и, таким образом, в один день подчинил себе всех, кто оспаривал его власть. Кроме этого, Хумабон заручился обещанием, что когда Магеллан возвратиться на Филиппины во главе большого флота, то сделает его единоличным правителем всех островов в награду за то, что раджа принял христианство первым. Больше того, к повиновению стали приводить и правителей близлежащих островов. Но вождь одного из таких островов, Мактана, по имени Силапулапу, не желал подчиниться Карлосу-Хумабону. Тогда мореплаватель решил применить силу.

Смерть Магеллана

Смерть Магеллана

1521 год, 27 апреля – 60 вооруженных мужчин в латах, с несколькими небольшими орудиями, сели в лодки и направились на Мактан. Их сопровождали несколько сот воинов Хумабона. Но удача отвернулась от испанцев. Генерал-капитан недооценил противника, не вовремя вспомнив историю завоевания Мексики , когда горстка испанцев смогла овладеть целой страной. В битве с воинами Мактана его закаленные в битвах спутники потерпели поражение, а сам генерал-капитан сложил голову. Во время отступления к лодкам туземцы настигли его в воде. Раненный в руку и ногу, и без того хромой Магеллан упал. Дальнейшее красноречиво описано хронистом экспедиции Антонио Пигафеттом:

«Капитан упал лицом вниз, и тут же его закидали железными и бамбуковыми копьями и стали наносить удары тесаками до тех пор, пока не погубили наше зерцало, наш свет, нашу отраду и нашего истинного вождя. Он все время оборачивался назад, посмотреть, успели ли мы все погрузиться в лодки…»

Дальнейшая судьба моряков

Последующие события свидетельствовали о правоте Пигафетты, назвавшего Магеллана «истинным вождем». Как видно, только он мог держать в узде эту алчную свору, готовую в любое время на предательство.

Его преемники не сумели удержаться на завоеванных позициях. Первым делом они с лихорадочной поспешностью доставили на корабли выменянные товары. Потом один из новых вожаков бездумно оскорбил малайца Энрике, и тот склонил Хумабона к предательству. Часть испанцев раджа заманил в ловушку и приказал убить, а за оставшегося в живых капитана «Консепсьон» Хуана Серрау потребовал выкуп. Видя в нем соперника, временно назначенный командиром флотилии Жуан Карвалу бросил товарища и приказал поднимать паруса.

В живых осталось около 120-ти человек. На трех судах они на ощупь, часто изменяя курс, все же добрались до Молуккских островов, по дороге уничтожив изъеденную червями «Консепсьон». Здесь они, не думая о возможной опасности со стороны местного населения, где испанцев не слишком любили, и трудностях пути на родину, бросились скупать пряности. В конце концов «Виктория» под командованием Эстебана Элькано покинула Молукки, а тяжелогруженый «Тринидад» остался для ремонта. Наконец его экипаж, сделавший неудачную попытку добраться до Панамы, попал в плен. В течении долгого времени его члены томились в тюрьмах и на плантациях, вначале на Молуккских островах, а потом на островах Банда. Позднее их отправили в Индию, где они жили подаянием и находились под неусыпным надзором властей. Лишь пятерым в 1527 г. посчастливилось вернуться на родину.

А «Виктория» под командованием Элькано, старательно обходя пути следования португальских кораблей, пересекла южную часть Индийского океана, обогнула мыс Доброй Надежды и через острова Зеленого Мыса 8 сентября 1522 года прибыла в испанскую гавань Сан-Лукар. Из ее экипажа в живых осталось всего 18 человек (по другим данным – 30).

На родине морякам пришлось нелегко. Вместо почестей им досталось публичное покаяние за один «потерянный» день (в результате движения по часовым поясам вокруг земли). С точки зрения церковников, это могло произойти только в результате нарушения постов.

Элькано, правда, почестей удостоился. Он получил герб, изображающий земной шар с надписью «Ты первый объехал вокруг меня», и пенсию в 500 дукатов. А о Магеллане никто и не вспомнил.

Истинную роль этого замечательного человека в истории смогли оценить потомки, и, в отличие от Колумбовой, она никогда не оспаривалась. Его плавание произвело революцию в представлении о Земле. После этого путешествия полностью прекратились какие-либо попытки отрицания шарообразности планеты, было доказано, что мировой океан един, получены представления об истинных размерах земного шара, окончательно установлено, что Америка является самостоятельным континентом, найден пролив между двумя океанами. И недаром Стефан Цвейг в своей книге «Подвиг Магеллана» написал: «Лишь тот обогащает человечество, кто помогает ему познать себя, кто углубляет его творческое самосознание. И в этом смысле подвиг, совершенный Магелланом, превосходит все подвиги его времени».

Фернан Магеллан - португальский и испанский мореплаватель-первооткрыватель, который жил в конце 15 - начале 16 веков. Это сообщение - рассказ о нём и его великом путешествии, перевернувшем мир.

Жизнь путешественника до совершенных им открытий

Краткие факты из биографии:

  1. Родился Ф. Магеллан в португальском городе Саброза в 1480 г.
  2. В 12 лет мальчик получил возможность служить пажом у португальской королевы. Так 1492 по 1504 года он находился в составе свиты при королевском дворе, где и получил образование. Он изучал такие науки, как астрономия, космография, навигация, геометрия, военное морское дело. И здесь же он узнал о том, насколько важны для Португалии развитие экономических взаимоотношений с другими странами и открытие новых торговых путей для их развития.

В 15-16 веках между Испанией и Португалией шла активная конкурентная борьба за захват земель и освоение новых морских путей. Победитель получал не только новые территории и подданых, но и больше возможностей для ведения торговли с разными странами. Особенно важными считались экономические и торговые связи с Индией и Молуккскими островами (в те времена их называли островами Пряностей) из-за торговли специями.

В средние века специи были самым дорогостоящим товаром и приносили европейским торговцам баснословные прибыли. Поэтому вопрос доминирования в торговых отношениях был принципиально важным.

  1. С 1505 по1513 года Магеллан принимал участие в морских сражениях и проявил себя, как отважный воин. За эти качества он был награжден чином морского капитана. Вероятно, именно в этот период, во время многочисленных походов к Индийским берегам, у Магеллана появляется мысль о том, что путь до Индии в восточном направлении слишком длинный. Идя по традиционному маршруту, утвердившемуся после , мореплавателям приходилось огибать Африку, проходя западное и восточное её побережье и пересекать Аравийское море. На весь путь одну сторону приходилось затрачивать около 10 месяцев. Магеллан решил, что возможно, получится сократить расстояние, если отправится на запад. По одной из версий, тогда-то и зародилась мысль отыскать пролив в Южном море. Ни Магеллан, ни другие путешественники того времени понятия не имели об истинных размерах Земного шара.
  2. Идея поиска нового торгового пути не нашла поддержки у Португальского короля, и подав в отставку со службы, Магеллан в 1517 г. отправился жить в Испанию, где перешёл на службу к испанскому королю Карлу 1. Ему уже было 37 лет и с этого момента в биографии путешественника появляются новый великие страницы.

Экспедиция Магеллана

Получив поддержку Испанского короля и финансирование из бюджета Испании, Магеллан принялся за организацию экспедиции. На подготовку к ней ушло около 2-х лет.

В сентябре 1519 года маленькая флотилия, состоящая из 5-ти парусных кораблей и 256 моряков на них, вышла из испанского порта Сан-Лукарас и взяла курс в сторону Канарских островов. 13 декабря 1519 г. моряки вошли в бухту Баня-Санта-Лусия (Бухта Рио-де-Жанейро в наст. время), открытую ранее португальцами.

Далее путь продолжился вдоль побережья Южной Америки и в январе 1520 г. флотилия прошла земли, где сегодня находится столица Уругвая Монтевидео. Ранее это место открыл испанский исследователь Хуан Солис, который посчитал, что здесь и есть проход в Южное море.

В октябре 1520 г. флотилия вошла в очередную неизвестную бухту. Отправленные на разведку 2 судна вернулись к остальным кораблям только лишь через неделю и сообщили о том, что до конца бухты дойти им не удалось и что перед ними, вероятно морской пролив. Экспедиция отправляется в путь.

К середине ноября 1920 г., преодолев узкий, извилистый и усеянный скалами и мелями пролив, корабли выходят к океану, не нанесенному ни на одну карту.

Позже этот пролив будет назван в честь Магеллана - Магеллановым проливом. Пролив разделяет континентальную часть Южной Америки и острова Огненной Земли и соединяет Тихий и Атлантический океаны.

В течение 98 дней длилось путешествие Магеллана и его команды по Южному морю. За время путешествия природа была благосклонна к капитану и ему посчастливилось пройти этот отрезок пути без штормов, ураганов и бурь. Поэтому мореплаватель дал Южному морю новое название - Тихий океан.

К тому моменту, когда экспедиция достигла Марианских островов, было пройдено уже 13 тысяч километров. Это было первое в мире безостановочное путешествие такой протяженности.

Пополнив запасы продовольствия на о. Гуам, в марте 1521 года экспедиция двинулась дальше в поисках Молуккских островов или островов Пряностей, как их тогда называли.

Здесь Магеллан решил подчинить земли и туземцев власти Испанского короля. Часть населения повиновалась пришлым европейцам, другая же часть отказалась признавать власть Испании. Тогда Магеллан применил силу и со своей командой напал на жителей о. Мактан. В бою с туземцами он погиб.

Руководство экспедицией и оставшимися в живых испанцами взял на себя Себастьян Элькано - опытный и храбрый моряк , имевший опыт руководства командой судна.

В течение полугода остатки флотилии бороздили воды Тихого океана, и в ноябре 1521 г. корабли экспедиции добрались до островов Пряностей. В декабре 1521 г. единственный оставшийся от флотилии корабль, загруженный пряностями и специями, берёт курс на запад и отправляется домой. Ему предстоит пройти 15 000 километров: Индийский и часть Атлантического океана - до Гибралтарского пролива.

В Испании экспедицию уже и не ожидали обратно. Однако в сентябре 1522 года корабль вошел в Испанский порт Сант- Лукар.

Так закончился великий поход, в результате которого впервые удалось обойти вокруг земли под парусами. Несмотря на то, что сам Магеллан - инициатор и идейный вдохновитель похода, не дожил до триумфального завершения экспедиции, его начинание имело огромное значение для дальнейшего развития наук.

Результаты экспедиции Магеллана:

  • Из всех европейских путешественников, он первым пересек Тихий океан.
  • Было совершено первое в мире задокументированное кругосветное плавание.
  • В результате экспедиции было доказано, что:
    1. Земля имеет шарообразную форму, поскольку постоянно придерживаясь западного направления, в Испанию экспедиция вернулась уже с востока.
    2. Земля покрыта не отдельными водоёмами, а единым Мировым океаном, омывающим сушу и занимает океан гораздо большие площади, чем предполагалось.
  • Был открыт ранее неизвестный пролив, соединяющий Атлантику с Тихим океаном, который позже был назван Магеллановым проливом.
  • Были открыты новые острова, позже названные его именем.
Если это сообщение тебе пригодилось, буда рада видеть тебя

500 лет назад в Севильский порт прибыл всеми забытый корабль. Его экипаж состоял из восемнадцати изможденных и умирающих от жажды и голода людей. Но этот корабль вернулся из путешествия огромной важности. Он изменил ход истории и повлиял на то, как мы живем сейчас.

Каракка «Виктория» стало первым судном в истории мира, которое обогнуло земной шар. В ходе этого морского путешествия был пересечен великий океан, были проложены новые торговые пути и выяснены истинные размеры нашей планеты. Это был триумф человеческого духа, история смелости и преодоление трудностей, голода и мятежа, героизма и смерти. Она превратила моряка и солдата Фернана Магеллан в одного из самых великих и легендарных людей на планете, но в этом великом географическом открытии имеются некоторые неизвестные факты.

Стало легендой, но реальная история намного сложнее легенды, он не думал совершать кругосветное плавание, но ряд чрезвычайных событий, сделало его эпопею вехой в истории.

Великое путешествие Магеллана началось 21 сентября 1519 года, когда он отплыл из Испании в неизвестность. Флотилию оснастили всем необходимым. На пяти парусных кораблях «Тринидад», «Сан-Антонио», «Консепсьон», «Виктория» и «Сантьяго» были люди разных национальностей общей численностью 241 человек. Для капитана Фернана Магеллана это путешествие было реализацией пятилетней мечты. Твердый и решительный португалец ставил на карту всё - славу и богатство, и даже сама жизнь зависели от исхода экспедиции. Среди офицеров был молодой штурман по имени Хуан Себастьян Элькано. Этому испанцу предстояло сыграть важную роль в этом эпохальном плавании. Цели Магеллана были чисто коммерческими - найти для Испании прямой путь к самому ценному тогда товару - пряностям. В XVI веке они ценились больше золота, но для Испании были недоступны.

В 1494 году Папа поделил мир между двумя морскими державами. У Испании были права на западную часть, а Португалия получила весь восток, а именно на восток лежал известный путь к Островам Пряностей нынешним Молуккским островам. Идея первооткрывателя заключалась в том, чтобы найти западный путь к Островам пряности, через испанские воды. Это был дерзкий план, так как раньше никто не проходил по этому пути. Никто не знал, существует ли он, но если его найти Испания станет самой богатой страной на планете, и Магеллан в накладе не останется.

современная реплика каракки «Виктория»

Он получил в команду, и пять парусных судов типа каракка, конструкция которых была рассчитана на длительное плавание в открытом море. Маршрут Магеллана должен был привести его из знакомых вод в неизвестность. Многие считали это невозможным. Для этого требовалась недюжинная смелость. Путь, который предлагал мореплаватель, был заблокирован огромным Южно-Американским континентом. Первооткрыватель считал, что существует пролив южнее Южной Америки.

Капитан не до конца раскрывал свои планы, опасаясь, что многие от страха откажутся сопровождать его в таком долгом плавании, которое собирался предпринять. Люди могли пугаться жестоких штормов в океане, в которые они направлялись.

Но что могло побудить человека, на такое рискованное путешествие. Для начала, нужно понять каким был Фернан Маггелан. О Магеллане известно немного. Это был хороший семьянин, порядочный и не тщеславный человек. Он 8 лет прослужил на португальском флоте в Индийском океане. Здесь он завоевал репутацию бойца, любителя рисков и славы. Но вернувшись домой, его не встречали фанфарами. Португальский двор принял его холодно, и тогда он сказал: «Мной здесь пренебрегают, тогда я уеду в Испанию и сделаю то, что докажет мою правоту. Закончу то, что начал и не довел до конца Колумб, а в процессе обойду Южную Америку, подобно тому как Васко да Гамма обогнул Африку». В годы юности Магеллана эти два мореплавателя рисковали всем в поисках пряностей, и завоевали место в истории. Первооткрыватели вдохновили Фернана Магеллана на великое путешествие в неизведанное - вокруг Южной Америки.

Реализовать этот честолюбивый проект стало его заветной мечтой, и вот, наконец, он ведет эскадра к югу, при этом впервые в жизни командует кораблем и флотом. 3 октября 1519 года погода ухудшилась. Яростные течения и шквалы швыряли парусные корабли из стороны в сторону. Паруса рвало. Так корабли блуждали в различных направлениях, пока буря не улеглась.

Мореплаватель плыл через одно из самых опасных морей в мире, казалось, что штормы никогда не закончатся. Это порядком потрепало и команду. Но Магеллан был полон решимости в отличие от напуганной команды. Разумеется, эти люди постоянно молились, и их молитвы были услышаны. Во время бури к кораблям часто приближался образ Святого Эльма, особенно во время плохой погоды ночью. Святой появлялся в образе горящего огня на верхушке мачты и оставался там более двух часов. Это явление получило название «огни Святого Эльма». Дело в том, что во время грозы облака накапливают мощный отрицательный заряд, электрическое напряжение достигает 30 тысяч вольт на квадратный сантиметр. После этого заряд эффектно разряжается на концах мачт и на острых углах корабля. Моряки давно заметили, что огни извещают об окончании шторма. Поэтому они естественно думали, что это знак помощи свыше. Знамение действительно помогло, силы моряков истощались, но любой современный исследователь подтвердит, причина по которой человек сдается не в теле, а в духе. Визит святого имел реальное влияние, он помог мореплавателям собраться с духом. Спустя почти 4 месяца после отплытия из Испании потрепанная флотилия достигла берегов Южной Америки. Они бросили якорь в дикой бухте там, где однажды появится Рио-де-Жанейро. Затем первооткрыватели отправились на юг, и по пути они увидели много странных и удивительных вещей - бесчисленное множество попугаев, и обезьян мордой похожих на льва, и даже летучих рыб.

Наконец первопроходцы достигли границ известного мира 35 градусов Южной широты, так далеко не забирался ни один европеец. Все шло к тому, что именно здесь Магеллан найдет пролив, поскольку береговая линия сворачивала к западу, и земли на юге не было видно. Это место назвали мысом Санта Мария, мореплаватели полагали, что именно отсюда начинается пролив, ведущий в Южное море. После двух недель исследований открылась горькая правда, это был не пролив, а гигантский залив, протянувшийся на 300 км вглубь и на 200 км в ширину. Это было устье Ла-Платы. Магеллан заплыл в тупик. Его вера в существование пролива пошатнулось, но повернуть назад было немыслимо, и он принял замечательное решение заглянуть за край известного мира, плыть туда где не бывал ни один цивилизованный человек. Он без оглядки пустился на юг вдоль длинного побережья, который назвал Патагонией, навстречу самым бурным на свете морям и зиме.

Мореплаватели продолжали плыть к югу 3 месяца, но пролива не было. Припасы кончались, а дни становились короче. 31 марта 1520 года всего в тысячи миль от Антарктики Магеллан нашел убежище в бухте, которую назвали Пуерто-Сан-Хулиан. К этому времени моряки страдали от холода, голода и потери духа. А когда Магеллан урезал рацион, это стало последним ударом. Капитаны подали петицию, они требовали возвращения в Испанию. Но это было невозможно для человека, который все поставил на карту успеха. Экспедиция была под угрозой. Вскоре все это вылилось в мятеж, который был вскоре подавлен. После этого генерал-капитан приказал устраиваться на зимовку, у них не было опыта в таких делах, а еды оставалось очень мало. Погодные условия ухудшались, один из кораблей «Сантьяго» разбился о скалы, но ничто не могло победить одержимость Магеллана. После семимесячный зимовки мореплаватели снова двинулись на поиски неуловимого пролива. Четыре оставшихся судна плыли вдоль дикого Патагонского побережья, упрямо исследуя один залив за другим. Наконец морякам повезло, они нашли китовый ус, что говорило о близ проходящем маршруте миграции китов. Из этого следовало, что где-то впереди лежит открытое море. 21 октября 1520 года мореплаватели чудом нашли пролив, у мыса который назвали Кабо Вирхенес. Отправившись через множество фьордов и тупиков, мореплаватели все сильнее подозревали, что это еще одна бесплодная попытка. В этом проливе Магеллан потерял второй корабль «Сан-Антонио» намеренно остался в тумане и ушел обратно в Испанию. Это был сильный удар, так как на нем было большое количество провианта, на которое надеялся Маггелан. Оставшиеся три корабля медленно шли к северо-западу. Долго тянулось страшное путешествие через пролив, длина которого как мы сейчас знаем 530 километров. В поисках прошло 38 дней, прежде чем Магеллан услышал новость, который так долго ждал. Впереди лежало открытое море. В этот момент мореплаватель понял, сейчас он стал в один ряд с героями своего детства. Его мечта сбылась, но даже в этот момент личного триумфа Магеллан вряд ли догадывался об историческом значении своего открытия. В последующие 400 лет Магелланов пролив стал главным морским путем в Тихий океан, вплоть до открытия Панамского канала. Это было поразительное открытие, но Магеллан его команда надеялись, что это лишь прелюдия к чему-то более великому, к западному пути на богатые Острова пряностей. 28 ноября 1520 года Магеллан повел флотилию к северу. Погода была настолько хорошей, что Магеллан назвал океан Тихим.

Здесь даже ночное небо было другим. Богобоязненные моряки удивлялись Южному кресту, и замечали на небесах нечто странное - несколько маленьких звезд собранных вместе наподобие двух облаков, а между ними две не очень яркие звезды, которые сильно мерцали. В наше время ученые признали эти звездные тучи ближайшими галактиками, а Магеллановы облака помогли астрономам узнать размеры вселенной и увидеть гибель сверхновых звёзд.

Вскоре флотилия повернула на запад в самое сердце Тихого океана. И не осознанно мореплаватель допустил серьезную ошибку, он думал, что находится в трех днях плавания от Островов пряностей, так как этот расчет был основан на картах того времени. Однако капитану предстояло узнать, что расчеты отличались от действительности на 11 тысяч километров, а эта недостающая часть 28 процентов окружности Земли и есть Тихий океан. Магеллан вел своих людей в безбрежное пространство.

Шли недели. На кораблях начался голод. В ход пошли воловья кожа, покрывавшая грота-реи, чтобы ванты не перетирались. Ели гнилые сухари, крысы уходили по полдуката за штуку, но и за эти деньги их трудно было достать. К концу января Магеллан продолжал вести флотилию на запад, через тысячи километров открытого океана без передышки. Скорей всего в этот момент и у Маггелана появились сомнения о существовании земли. Но спустя 5 месяцев и 20 тысяч километров после выхода из пролива мореплаватели увидели землю на 10 градусе Северной Широты. Это были Филиппинские острова. Совершив подвиг упорства, Магеллан привел флотилию спасения к Островам пряностей, которые лежали всего в неделе плавания к югу. Казалось риск окупился. Эти острова показались им раем - свежая вода, пышные джунгли, в которых было полно фруктов и дичи, а местные жителей казались радушными.

Магеллан начал с того, что провозгласил Филиппины собственностью Испании, главным орудием которого было христианство. Уверенный в себе и своем оружии капитан принял роковое решение, чтобы укрепить свой авторитет у местного крещеного вождя. Он решил напасть на его соперника с соседнего острова, который отказался принять христианство. На борту «Виктории» в ночь перед атакой испанские моряки веселились. Они были уверены в себе, но Лапу-Лапу вождь племени острова Мактан воспринял угрозу мореплавателей всерьез. Он собрал самых сильных воинов, и вызвал духов войны.

На рассвете 27 апреля Магеллан и 50 моряков высадились на побережье Мактан, чтобы сразиться с непокорными вождем и сотнями воинов. Хотя враги превосходили в численности, Магеллан верил в победу - он рассчитывал на испанское оружие и доспехи. Но капитан совершил раковую ошибку - он прибыл во время отлива, и мореплавателям пришлось километр грести до берега, а для пушечных выстрелов было далеко. Вначале битвы испанцы быстро израсходовали боеприпасы, и орда Лапу-Лапу пошла в атаку. Враги узнали Магеллана, и один из них всадил ему в левую ногу копьё. Капитан упал. Затем туземцы бросились на него с железными пиками и бамбуковыми палками. Магеллан долго держался, но его задавили количеством.

Магеллан не обошел вокруг света, он даже не добрался до Островов пряностей, его убили на Филиппинах. Это была трагедия положившая конец всему путешествию. Все его мечты закончились здесь, и закончились навсегда. Но тут возникает парадокс, если предположить что Магеллан, не погиб бы в битве, а добрался до Островов пряности, то, скорее всего он тем же путем как приплыл, вернулся бы в Испанию. А раз так, если бы не один человек, который решил попытать удачу, вероятнее всего эпохальное плавание Магеллана не было бы таким знаменитым и известным.

неизвестный мореплаватель Хуан Себастьяна Элькано

Смерть Магеллана могла повлечь разброд, однако испанцы знали, что Острова пряностей так близко, что их можно практический учуять. Первооткрыватели на двух кораблях отправились на поиски островов. Командование каракки «Виктория» принял новый капитан Хуан Себастьян Элькано. Его роль во всем путешествие незаслуженно принижают, благодаря ему, испанцы наконец добрались до Островов пряностей. Путешествие длиной 28 тысяч километров обошлось сотни жизней, включая Магеллана, и осуществили его мечту.

Хуан Себастьян Элькано и его команда знали цену пряностей, которыми являлись не что иное как плоды гвоздичного дерева. С одного дерева можно собрать около 3 кг, и стоили дороже золота.

Но чтобы стать богатым, пряности необходимо доставить в Испанию. Для этого Элькано предстояло сделать выбор, возвращаться по пути, которым мореплаватели пришли или продолжать идти на запад. В итоге один корабль выбрал восток, другой запад. «Тринидад» отплыл на восток в Тихий океан, но вскоре попал в руки португальцам. Драгоценный товар был конфискован, судно сожжено, а команда была брошена в тюрьму. Элькано на «Виктории» поплыл на запад. Испания была в 20 тысячах километрах. Путь пролегал через португальскую сферу влияния. Чтобы избежать захвата он шел не отмеченными на карте водами. Через 2 месяца и почти 5000 километров их начало трепать ужасными штормами. Запасы провизии снова подошли к концу. Цингой заболело 30 человек, 19 из которых умерло. По иронии судьбы экипаж не знал, что они сидели на грузе гвоздики, содержащей витамин C, который мог бы их спасти. Элькано избежал цинги, потому что ел желе из айвы. Оно содержало достаточно витамина C, чтобы защитить себя от болезней.

Хуан Себастьян Элькано направил «Викторию» через бескрайние воды океана мимо мыса Доброй Надежды и островов Зеленого мыса обратно в Испанию. Из 240 людей, которые отправились в путь, вернулась жалкая горстка. Они выжили и рассказали историю величайшего плавания начатого Магелланом тремя годами раньше.

В понедельник 8 сентября 1522 года Элькано бросил якорь в гавани порта Севилья. Из 60 отплывших с Молуккских островов осталось только 18 моряков. А каракка «Виктория» стала первым судном, обогнувшим земной шар. Великий мореплаватель Хуан Себастьян Элькано был удостоен особого герба, в котором земной шар опоясанный лентой с надписью: «Ты первый обогнул меня».

карта кругосветного путешествия Фернана Маггелана и Хуан Себастьяна Элькано

Даже пять столетий спустя кругосветное путешествие по-прежнему значительное достижение. Плавание «Виктории» вошло в историю, а надежды экипажа так и не сбылись, они не стали богатыми. Пряности продали с выгодой, но почти всю прибыль получила королевская казна, ведь экспедицию снаряжали за казенный счет. Хуан Себастьян Элькано через 4 года послали повторить кругосветное плавание и закрепить Острова пряностей за Испанией, однако в Тихом океане он умер от цинги.

Фернан Магеллан ставший легендой, даже не закончил путешествие, но именно его называют первым человеком, совершившим кругосветное плавание. И только в Испании вам скажут, кто стал первым кругосветным мореплавателем. Им был Хуан Себастьян Элькано. А люди, которые плыли с ним, совершили одно из величайших географических открытий. Это путешествие окончательно определило форму и размеры Земли, оно навсегда изменило географический, духовный и политический ландшафт планеты.

Хуан Себастьян Элькано - первый мореплаватель в истории, совершивший кругосветное путешествие, имя которого мало кому знакомо за пределами Испании. Элькано обычно не упоминают в учебниках истории - лишь изредка, как одного из участников экспедиции Магеллана. А меж тем, сам португалец прошел лишь половину запланированного им маршрута. И неизвестно, вернулся ли бы хоть один из его спутников домой, если бы не Хуан Элькано. Ему мы и посвящаем сегодняшний выпуск совместного фрегатом «Штандарт » проекта « ».

Люди из стали. Часть 5: Хуан Себастьян Элькано — баск, первым обогнувший Землю

Это было время, когда корабли строились из дерева,
а люди, ими управлявшие, были выкованы из стали.

Хуан Себастьян Элькано родился в 1486 в Гетарии - небольшом портовом городке в Стране Басков, недалеко от Сан-Себастьяна. Он рано связал собственную судьбу с морем, сделав нередкую для предприимчивого человека того времени «карьеру» - вначале сменив работу рыбака на долю контрабандиста, и позднее записавшись в военный флот, чтобы избежать наказания за свое слишком вольное отношение к законам и торговым пошлинам. Элькано успел поучаствовать в Итальянских войнах и военной кампании испанцев в Алжире 1509 года. Баск неплохо освоил морское дело на практике в бытность свою контрабандистом, но, именно в военном флоте, Элькано получает «правильное» образование в области навигации и астрономии.

Покинув военную службу, никогда всерьёз не прельщавшую молодого авантюриста низким заработком и необходимостью соблюдать дисциплину, Элькано решает начать новую жизнь в Севилье. Баску кажется, что впереди его ждет блестящее будущее, - в новом для него городе никто не знает о его не совсем безупречном прошлом, вину перед законом мореплаватель искупил в боях с врагами Испании, у него есть официальные бумаги, позволяющие ему работать капитаном на торговом судне… Но торговые предприятия, участником которых становится Элькано, оказываются все как одно убыточными. В 1517 году в счет уплаты долгов он продал судно, находившееся под его командованием, генуэзским банкирам - и эта торговая операция определила всю его дальнейшую судьбу. Дело в том, что владельцем проданного корабля был не сам Элькано, а испанская корона, и у баска ожидаемо вновь возникают сложности с законом, на этот раз грозящие ему смертной казнью. Элькано вновь находит способ уйти от наказания. Он записывается добровольцем-рулевым на один из кораблей в составе готовящейся экспедиции Магеллана к Островам Пряностей.

Флот из 5 кораблей под командованием Магеллана покинул Севилью 10 августа 1519 года. Через восемь месяцев плавания, незадолго до выхода экспедиции в Тихий океан, на нескольких кораблях вспыхнул бунт. Причин тому было много - затянувшееся путешествие многих начало утомлять, матросов страшило приближение возможного края света, испанским офицерам досаждало командование «португальского выскочки». Были свои причины и у Хуана Элькано, примкнувшего к бунтовщикам. Бунт был подавлен, и большинство его участников постигла страшная участь, - их посадили на колья, и их выбеленные солнцем скелеты . Элькано оказался среди немногих, кому Магеллан сохранил жизнь. Неизвестно, чем руководствовался португалец, в чем смог его убедить баскский рулевой, но именно это решение Магеллана станет одним из самых удачных по ходу экспедиции.

Элькано сохранил жизнь, но не свободу. Последующие пять месяцев он проведёт в цепях, пока Магеллан не освободит его, испытывая нужду в офицерах. Благодаря своим знаниям и талантам Элькано скоро становится капитаном одного из кораблей экспедиции. Баск не участвовал в злополучной стычке с местным населением на острове Матан, унесшей жизнь Магеллана и многих его спутников. Спустя несколько месяцев после трагедии испанский флот достиг цели своего путешествия - островов Пряностей, но лишь один из вышедших из Севильи кораблей - «Виктория» - смог продолжить путь, приняв на борт ценный груз гвоздики и корицы. Капитаном судна, а по совместительству - руководителем всей экспедиции - был Хуан Себастьян Элькано. Он принимает судьбоносное решение, - не идти назад (как исходно планировал Магеллан), а продолжить движение на запад и вернуться в Испанию через Индийский Океан и мыс Доброй Надежды.

6 сентября 1522 года «Виктория» достигла испанских берегов. Первое в истории человечества кругосветное плавание, продлившееся три года, завершилось. Король Карл I достойно отблагодарил Элькано за службу - из рук монарха, чей корабль он за несколько лет до этого продал генуэзцам, бывший контрабандист, бунтовщик и предатель получил дворянский титул и личный герб с изображением земного шара и фразой над ним: «Primus circumdedisti me» («Ты первый обогнул меня»). Досталась Элькано и часть прибыли от продажи привезенных им пряностей.

В 1525 году Элькано отправится в новую экспедицию по тому же маршруту, и вновь примет на себя командование флотом после гибели адмирала Гарсии де Лоайса. Но повторить свой успех ему будет не суждено - Хуан Себастьян Элькано умрет от болезни 4 августа 1526 года, на борту своего судна посреди Тихого океана. Из более чем 450-ти участников этой экспедиции домой вернутся лишь пять - спустя одиннадцать лет.

В учебниках истории Хуан Себастьян Элькано незаслуженно оказался в тени славы Фернана Магеллана, но на родине его помнят и почитают. Имя Элькано носит учебный парусник в составе Военно-морских сил Испании. В рулевой рубке корабля можно увидеть герб Элькано, а сам парусник успел осуществить уже десяток кругосветных экспедиций.

Материал подготовили:

Светлана, волонтер «Штандарта»
Даня, компания «Полветра»

Основная цель проекта «Люди из стали» — образовательная, и мы, команда «Штандарта» и компания «Полветра», поддерживаем и приветствуем распространение выпусков нашей исторической серии на других онлайн-ресурсах и сайтах. Тем не менее, этот проект авторский и уникальный, и мы просим упоминать его создателей при копировании этих материалов и давать ссылки на оба источника — | shtandart.ru . Спасибо!

Загрузка...
Top