Механизм правового регулирования: понятие, стадии и основные элементы. Правовое регулирование и его механизм Социальный механизм правового регулирования понятие и элементы

Правовое регулирование - целенаправленное воздействие на поведение людей и общественные отношения с помощью правовых (юридических) средств.

Общественные отношения как предмет правового регулирования можно подразделить на две большие группы. Первую группу составляют отношения людей по производству, обмену, использованию материальных и нематериальных благ (ценностей). В этих отношениях наиболее четко проявляются индивидуальные интересы, их сочетание с интересами общесоциальными. Они реализуются, как правило, по добровольному взаимному согласию сторон и отражают частноправовой характер регулирования. Вторую группу составляют отношения организационного, управленческого и охранительного характера, которые относятся к публично-правовой сфере регулирования. Эти отношения обусловлены необходимостью осуществления властных полномочий, восстановления нарушенных прав, обеспечения надлежащего правопорядка в обществе. Они отражают прежде всего обще-социальные, общегосударственные интересы в их сочетании с интересами индивидов.

Методы правового регулирования детерминированы характером общественных отношений и правовым статусом их участников.

Метод децентрализованного регулирования предполагает определенную самостоятельность частей целого, согласование целей и интересов сторон в правоотношениях. Используется этот метод преимущественно в гражданском, гражданско-процессуальном, предпринимательском, трудовом праве, реже - в конституционном и муниципальном праве.

Метод централизованного регулирования отражает публичный, державный интерес и применяется, как правило, в административно-правовых, уголовно-правовых, налоговых отношениях.

По степени категоричности различают диспозитивный метод, позволяющий субъектам правоотношения самостоятельно устанавливать правила "игры", если иное не предусмотрено в законе или договоре, и императивный метод, при котором субъекты правоотношения должны действовать только так, как предписано нормой права, и не иначе.

Способы правового регулирования отражают конкретизацию нормативно-правовых предписаний относительно поведения участников правоотношения. Можно выделить три способа:

  • 1) управомочивание, когда управомоченному лицу предоставляются права на совершение определенных действий (например, собственник жилого дома может жить в нем, сдавать в аренду или продать - ст. 288 ГК РФ);
  • 2) обязывание означает возложение на одного из участников правоотношения обременения в виде обязанности совершить необходимые действия (например, вовремя заплатить налоги - п. 1 ст. 45 ПК РФ);
  • 3) запрещение - запрет на совершение каких-либо действий (например, работодателю запрещено применение труда женщин на работах, связанных с подъемом и перемещением вручную тяжестей, превышающих предельно допустимые для них нормы, - ст. 253 ТК РФ).

Тины правового регулирования объединяют общие, наиболее повторяемые черты способов регулирования в правовой системе общества.

Общедозволительный тип регулирования соответствует формуле "дозволено все, кроме прямо запрещенного в законе". Он отражает сущностную природу права, связан с закреплением в праве социальной свободы, с правом человека па выбор средств и способов достижения поставленных целей. Например, в соответствии с п. 4 ст. 421 ГК РФ условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами.

Разрешительный тип регулирования соответствует формуле "запрещено все, кроме прямо разрешенного в законе". Этот тип характерен для отраслей публичного права (административное, уголовное). Здесь в целях обеспечения прав и свобод граждан, недопущения административного произвола и злоупотребления властью устанавливается исчерпывающий перечень полномочий, за пределы которого выходить категорически запрещено. Примером может служить ст. 3.2 КоАП РФ "Виды административных наказаний".

Типы правового регулирования представлены на рис. 21.

При сочетании и взаимодействии различных методов, способов, типов правового регулирования в соответствующих сферах общественных отношений может сложиться своеобразный правовой режим. Так, внутри отрасли административного права правовой режим регулирования управ

Рис. 21.

ленческих отношений в армии, военизированных учреждениях и организациях существенно отличается от правовой регламентации управленческих отношений в сфере государственного управления высшим образованием.

Правовое регулирование осуществляется при помощи всей совокупности юридических средств, т.е. механизма правового регулирования. Последний выражает функционально-динамическую сторону правовой системы. В качестве его составных частей рассматривают юридические нормы, их внешнюю форму выражения - нормативные правовые акты, юридические факты, правоотношения, акты реализации и применения права, акты официального толкования, правосознание, режим законности. Каждая из составных частей механизма правового регулирования выполняет свои регулятивные функции, по-своему воздействует на поведение людей на разных стадиях процесса регулирования.

На первой стадии издаются нормативные правовые акты, содержащие правовые нормы. В них определяется правовой статус субъектов правоотношений, т.е. круг возможных прав, свобод и обязанностей. Так, ст. 152 ГК РФ предоставляет право гражданину или организации требовать но суду опровержения порочащих их честь, достоинство или деловую репутацию сведений. В данной норме закреплена возможность любого члена общества обратиться за защитой своей чести, достоинства, репутации в суд.

На второй стадии правового регулирования после наступления обстоятельств, предусмотренных нормами, которые именуются юридическими фактами, возникают индивидуализированные правовые отношения. У участников данных правоотношений возникают конкретные права и обязанности. Допустим, если деловая репутация гражданина А. была опорочена гражданином Б., то согласно ст. 152 ГК РФ гражданин А. обращается с иском в суд, а суд принимает исковое заявление к рассмотрению.

На третьей стадии происходит реализация, воплощение в жизнь прав и обязанностей субъектов права. Так, цель правовой защиты деловой репутации гражданина А. будет достигнута, когда, например, порочащие сведения, опубликованные в средствах массовой информации, будут но решению суда опровергнуты и потерпевшему будет возмещен моральный вред и другие убытки.

Анализ динамической, функциональной стороны правовой системы позволяет определять оптимальный набор правовых средств для регулирования общественных отношений в то или иное время, на том или ином пространстве, выявлять противоречия процесса регулирования, а также прогнозировать пути дальнейшего развития правовой системы.

Участники и стадии правового регулирования представлены на рис. 22.

Правовое регулирование, как специально-юридическое воздействие права на общественные отношения, осуществляется посредством особого механизма – механизма правового регулирования.

Механизм правового регулирования это взятая в единстве система всех правовых средств, организованных последовательным образом, при помощи которой обеспечивается результативное специально-юридическое воздействие на общественные отношения.

Категория механизм правового регулирования (далее - МПР) позволяет исследовать сущность и природу права с новой стороны, в особом измерении – в плоскости его практической «работы», действия, реализации запланированных в нем результатов. Данное понятие позволяет охватить единым термином различные юридические явления, изучить их в совокупности, во взаимосвязи и взаимодействии, показать их в процессе «работы», подчеркнуть их значение и роль.

Следует отметить, что МПР – не просто случайный набор различных юридических средств, объединенных произвольно в единую категорию. Напротив, МПР – это особая система , со свойственной ей внутренней организацией, особой логикой построения. Применение термина «механизм» здесь не случайно. Юридические средства, объединенные в эту систему образуют именно механизм , ибо они организованны особым образом, «выстроены» так, чтобы действовать согласованно, последовательно и поэтапно. Категория МПР призвана показать прежде всего как, посредством каких механизмов протекает специально-юридическое воздействие на общественную жизнь, какие этапы оно проходит.

Характерная особенность МПР - это его функциональная, динамическая сущность . МПР есть механизм поэтапного «развертывания» объективного права во вне, в область реальных общественных отношений. В правовой системе общества он играет роль своеобразного постоянно действующего «привода», «регулятивной цепи», связывающей право (должное) и жизнь (сущее), идеальные модели и реальные процессы и явления. Каждое звено данной цепи занимает в ней свое особенное место, выполняет специфические задачи и функции и, в то же время, включается в общую систему, способствуя таким образом достижению целей механизма в целом.

Довольно разноплановые по своей природе и функциям юридические средства, объединяясь в МПР, образуют целостный «организм», единую, внутренне согласованную непротиворечивую комбинацию элементов, назначение которой заключается в постоянном действии, в непрерывном «прокручивании» правовой «энергии».

Именно регулятивная, динамическая сущность отличает МПР от такого сложного многоэлементного правового явления как правовая система общества.

На первый взгляд, эти два феномена имеют довольно схожие определения. Так, под правовой системой общества нередко понимается совокупность всех юридических явлений, существующих в обществе, весь арсенал правовых средств, находящихся в его распоряжении.

Однако эти категории не совпадают и соотносятся как часть (МПР) и целое (правовая система). Последнее понятие более широкое и включает в себя наряду с МПР такие явления как право, юридическую практику, правовую политику, правовую идеологию и др. МПР - это только часть, регулятивная, функциональная плоскость правовой системы.

Пожалуй, главным содержательным признаком МПР, объясняющим сущность и значение данной категории, является то, что МПР призван обеспечить практическую реализацию поставленных законодателем целей, гарантировать достижение запланированного в праве результата , и в конечном счете обеспечить практическую реализацию интересов субъектов правовых отношений. МПР- специфический юридический «канал», соединяющий интересы субъектов с ценностями и обеспечивающий доведение процесса управления до определенного логического результата.

Формальным признаком МПР является то, что он есть единая система различных по своей природе и функциям юридических средств , определенный комплекс регулятивных элементов правовой сферы. Данный признак указывает на структурное строение этого правового феномена.

Итак, выделим более четко основные характерные признаки механизма правового регулирования.

1) МПР по своей природе есть упорядоченная совокупность юридических средств, разнообразных регулятивных феноменов правовой системы.

2) Основное назначение МПР – обеспечить реализацию поставленных законодателем целей правового регулирования.

3) МПР представляет собой организованную, логично выстроенную систему, в которой юридические средства выстроены особым образом, последовательно, сориентированы на конкретные стадии работы МПР.

4) МПР – функционирующая, динамическая система, природа которой предопределяет ее постоянное действие, «работу» правовых средств.

Структура механизма правового регулирования

В юридической науке наиболее распространена точка зрения согласно которой критерием для выделения основных элементов МПР является структура самого процесса правового регулирования. Большинство правоведов выделяют основные элементы МПР в зависимости от той стадии правового регулирования, на которой они вступают в «работу», к каждой стадии данного процесса как бы «привязывается» определенная совокупность правовых средств.

Подобный подход позволяет охватить различные юридические средства и представить их в виде единой функционирующей системы, показать ее внутреннюю логику, отразить роль и функциональное назначение каждого юридического инструмента в общей схеме МПР.

С нашей точки зрения, структура МПР складывается из четырех основных звеньев , которые образуют:

1) Нормы права (юридические средства нормативного характера);

2) Юридические факты;

3) Правовые отношения;

4) Акты реализации прав и обязанностей (юридические средства правореализационной практики).

Рассмотрим структуру МПР более подробно.

Правовое регулирование представляет собой длящийся во времени процесс, проходящий ряд стадий, этапов, на каждом из которых реализуются особые цели, и действуют различные юридические инструменты, призванные служить достижению конкретных правовых результатов.

Данный процесс начинается непосредственно с момента регламентации определенных социальных связей с помощью права, с момента создания правотворческими органами государства нормативной базы правового регулирования.

Первая стадия правового регулирования – стадия нормативно-юридического регламентирования общественных отношений . Эта стадия находит свое отражение в таком элементе МПР как юридическая норма.

Сущность юридической нормы, как известно, заключается в обобщении множества широко распространенных, видовых жизненных ситуаций и отношений в едином, обязательном для всеобщего выполнения правиле поведения. Норма есть абстрактная модель, эталон, стандарт, в соответствии с которым схожие социальные взаимосвязи единообразно регулируются.

Особенность юридической нормы заключается также в том, что она осуществляет общее, неперсонифицированнное воздействие на участников общественной жизни.

Юридическая норма выступает типовым масштабом поведения субъектов. Она моделирует круг участников социальных отношений, на которых распространяется правовое воздействие, ориентирует их на достижение поставленных целей, предоставляет им разнообразные правовые инструменты, необходимые для реализации их интересов, определяет фактические обстоятельства, с которыми связано возникновение, изменение либо прекращение правоотношений (юридические факты), регламентирует условия и формы практической правореализационной деятельности, указывает на ее возможные последствия и т.п. Другими словами, норма права призвана прежде всего осуществлять «юридическое программирование» социальной жизни.

Если рассматривать юридическую норму в качестве правового средства, как одно из основных звеньев структуры МПР, то нетрудно заметить, что она не является монолитным образованием, каким-то базовым, первичным регулятивным элементом МПР. Напротив, она представляет собой комплексный собирательный юридический феномен, ибо за ней всегда стоит конкретный набор разноплановых юридических средств, образующих в своей совокупности целостный регулятивный механизм: юридические факты, запреты, дозволения, обязывания, санкции, модели средств правореализационной практики и т.п.

Следовательно, норма права является своеобразным юридическим средством комплексного, собирательного характера, которое состоит из простых, базовых инструментов.

Следовательно, юридическая норма выполняет в процессе правового регулирования особую организационную функцию, которая заключается в систематизации, определенном упорядочении всего модельного юридического инструментария.

Следует подчеркнуть, что норма права - не просто форма механического объединения правовых целей и средств. Ее роль в правовом регулировании выражается в особой качественной организации юридических инструментов. Разнообразные юридические средства, объективируясь в норме права, приобретают особые свойства (формальное выражение, общеобязательная нормативность, государственная поддержка), которые позволяют им быть реальными действенными регуляторами социальных связей.

Вторая стадия правового регулирования – стадия наступления юридически значимых фактов и конкретизации условий действия нормативных юридических программ . Здесь происходит своеобразное «сцепление» общих нормативных моделей с реальной жизнью, с конкретными общественными отношениями. Суть данного процесса в том, что правило для всех становится правилом для индивидуального субъекта, находящегося в конкретной ситуации.

Для того чтобы подобный переход состоялся, необходимо прежде всего четко определить те условия, которые должны наступить для того, чтобы норма права «заработала», оговорить время, место, обстановку ее действия, круг конкретных субъектов, которые используют ее на практике, их цели и мотивы и т.д.

Юридическим средством, характеризующим данную стадию правового регулирования, является юридический факт или система юридических фактов (фактический состав).

Юридические факты, как правовые регуляторы, выделяются среди других юридических средств, входящих в МПР, своей специфической природой и особыми функциями.

Природа юридического факта двойственна. Прежде всего он всегда выступает конкретным явлением объективной общественной жизни, представляет собой реальное, фактическое обстоятельство, событие или процесс социального либо природного характера. В роли юридических фактов могут выступать какие-либо события (стихийные бедствия, катастрофы, аварии, истечение сроков, наступление естественной смерти и т.п.) или действия субъектов (волевые акты правомерного или противоправного поведения людей).

В ряде случаев для возникновения, прекращения либо изменения конкретного правового отношения, для успешной реализации какой-либо юридической модели и возникновения желаемого результата необходимо возникновение сложной жизненной ситуации, наступление не одного, а группы обстоятельств, наличие целой системы, комплекса юридических фактов. Такая система обозначается в правоведении понятием фактический (юридический) состав.

Юридический факт есть явление, относящееся к сфере объективно сущего, ибо он не основан непосредственно на праве, не порождается им как многие другие юридические средства. Однако это лишь формальная сторона природы данного феномена.

Сущностная же сторона заключается в том, что юридические факты – это не любые жизненные обстоятельства, а лишь те из них, которые в силу их значимости для общества и государства, закреплены, предусмотрены юридическими нормами в качестве связующего звена между общей программой регулирования и конкретными общественными отношениями, практикой реальных субъектов.

Юридический факт, с одной стороны, существует как модель - в юридической норме (в сфере юридически должного), а с другой выступает как реальное обстоятельство общественной жизни (сферы объективно сущего).

Особая природа юридического факта предопределяет ту специфическую роль, которую данное средство играет в процессе правового регулирования.

Во-первых, наиболее общая задача юридического факта в рамках МПР состоит в обеспечении непрерывности связи между правовой нормой, охватывающей формально закрепленные правовые цели и модельный юридический инструментарий, с конкретными субъектами права, находящимися в заданной нормой ситуации. Юридический факт выполняет, таким образом, коммуникативную функцию, играет роль своеобразного «проводника» юридической энергии, того «магнита», который «притягивает», «связывает» право (сферу должного) и жизнь (сферу сущего), идеальные модели и «живые» правоотношения.

Во-вторых, будучи компонентом нормы права, одним из нормативно установленных правовых средств, юридический факт имеет своей целью гарантировать начало процесса правового регулирования в необходимых ситуациях. При наступлении в реальной жизни фактического обстоятельства, адекватного нормативно заданной модели, юридический факт выступает тем «рычагом», который запускает действие установленного в законодательстве юридического инструментария и «направляет» его работу на достижение соответствующих результатов. В этом проявляется особенности регулятивной функции юридического факта в рамках МПР.

Следует также отметить, что отнесение юридических фактов ко второй стадии процесса правового регулирования является несколько условным теоретическим приемом. Дело в том, что данные правовые средства работают не на каком-либо одном этапе правового регулирования. Они «вплетены» в этот процесс и действуют на различных его стадиях. Ведь юридические факты опосредуют не только возникновение, но и изменение, а также прекращение правовых связей, и поэтому ими могут выступать многие звенья МПР: акты реализации прав и обязанностей, некоторые охранительные акты правоприменения и др.

Так, например, при назначении субъекта на государственную должность приказ директора соответствующего органа выступает в качестве правоприменительного акта, который, являясь по сути дела завершающим элементом правового регулирования, служит одновременно юридическим фактом, изменяющим правоотношения (по поводу принятия на должность) и открывающим новый цикл правового регулирования - правоотношения по поводу осуществления субъектом своих должностных обязанностей.

Третья стадия правового регулирования – установление индивидуальной юридической связи между субъектами социальных отношений . На данной стадии на основе нормы права и при наступлении соответствующих юридических фактов, складываются реальные правовые связи между субъектами.

Юридическим средством, характеризующим данную стадию правового регулирования является правовое отношение .

Правоотношения - это урегулированные правом и находящиеся под охраной государства общественные отношения, участники которых выступают в качестве носителей взаимно корреспондирующих друг другу юридических прав и обязанностей.

Особенности функциональной роли правоотношений в МПР предопределены прежде всего специфической природой данных феноменов. Во-первых, всякое правовое отношение это реально существующая связь между конкретными, четко определенными субъектами. Правоотношение также всегда имеет фактическое материальное содержание (экономическое, политическое, культурно-нравственное и др.), в зависимости от тех интересов, на основе которых субъекты взаимодействуют друг с другом.

Во-вторых, правоотношение есть такая социальная связь, которая особым образом урегулирована правом, в результате чего приобретает особое юридическое содержание, которое образуют взаимные субъективные права и юридические обязанности лиц, гарантированные государством.

Следовательно, правовое отношение - это, с одной стороны, феномен, относящийся к сфере сущего, к области реальной общественной жизни, а, с другой стороны, оно есть особая «живая», материальная форма существования юридически должного, правового. Правовое отношение – фактическая общественная связь, на которую «спроецирована» определенная юридическая модель. Юридическое содержание правоотношения вытекает из той или иной нормы права, при наступлении соответствующих юридических фактов, которые трансформируют общую программу поведения в реальную жизненную ситуацию.

Основная цель правоотношения, как особого юридического средства МПР, заключается в конкретизации условий действия юридических норм, в индивидуализации субъектов, на которых нормы распространяют свое действие.

Правоотношение также является тем средством, с помощью которого вся система нормативного юридического инструментария концентрированно оформляется в два блока мер поведения, которые являются своеобразными формами «живого» существования правовых инструментов. Такими блоками выступают субъективные права и юридические обязанности участников правовых отношений.

Права и обязанности представляют собой особые комплексные правовые средства, которые на стадии оформления правоотношений охватывают собой множество первичных юридических инструментов. Так, нормативные правовые обязывания, запреты, санкции приобретают форму конкретной практической обязанности; дозволения, поощрения, льготы, предусмотренные правовыми нормами, становятся субъективными правами определенных лиц. Юридическая обязанность (вид и мера требуемого законом поведения) и субъективное право (вид и мера дозволенного и гарантированного законом поведения) представляют собой два важнейших юридических средства, с помощью которых соответствующие правовые средства-модели воплощаются в жизнь.

Наконец, правоотношение выполняет в МПР такую важную функцию, как справедливое распределение юридического инструментария между участниками социальных связей. Правоотношение есть то средство, при помощи которого субъекты права наделяются правовыми инструментами, которые необходимы для удовлетворения их интересов. «Распределение» правовых инструментов производится так, чтобы праву одного субъекта соответствовала обязанность другого. Одна из сторон правоотношения всегда является управомоченной на использование соответствующих правовых средств для достижения необходимого результата, а другая – обязанной не препятствовать этому процессу, либо активно содействовать управомоченному субъекту. Права и обязанности субъектов корреспондируют друг другу, выступают в единстве, и таким образом достигается целесообразность процесса правового регулирования, гарантируется практическое достижение запланированных законодателем и субъектами права результатов.

Следовательно, формирование правовых отношений – важный закономерный этап правового регулирования, необходимый элемент процесса достижения юридических целей. Если норма – основа правового регулирования, юридический факт - проводник правовой энергии, то правоотношение – то средство, благодаря которому юридические модели получают возможность практической реализации. Вне конкретного правового отношения реальное функционирование правовых средств и достижение юридических целей немыслимо. Именно поэтому данные феномены имеют всеобщее значение, являются обязательным юридическим средством в МПР, ибо если этот механизм приводится в действие, то он не может миновать стадию правоотношения.

Четвертая стадия правового регулирования – это стадия практической реализации субъективных прав и юридических обязанностей . На данной стадии процесс правового регулирования завершается: общие юридические модели, установленные в правовых нормах и конкретизированные в правоотношениях, переходят в то фактическое поведение субъектов, к которому стремился законодатель. Субъекты практически, своими активными действиями воплощают в жизнь те права и обязанности, которые предоставляются им соответствующей нормой права в той или иной юридической ситуации, и, таким образом, реализуют соответствующие цели.

Так, например, собственник вещи в правоотношении, вытекающим из договора купли-продажи, достигает своей цели лишь тогда, когда реально (своими действиями) исполняет свою обязанность по передаче вещи покупателю и одновременно реально использует свое право на получение вознаграждения.

На данном этапе нередко происходит задействование различных правообеспечительных, правоохранительных средств и механизмов, гарантирующих устранение возможных препятствий. В итоге на завершающей стадии правового регулирования происходит реализация конкретных юридических целей, их трансформация в практические результаты.

Данная стадия правового регулирования объективно выражается в таком элементе МПР как юридические средства правореализационной практики , которые образуют собой замыкающее звено МПР. По своей природе данные средства есть разнообразные юридические явления регулятивного характера, система которых обладает как признаком единства, так и некоторой внутренней дифференциацией.

Во-первых, главным существенным признаком средств правореализации является то, что они призваны обеспечить практическое использование юридических средств нормативного характера, реальное осуществление субъектами правоотношений своих прав и обязанностей и гарантировать, таким образом, завершение процесса правового регулирования. В этом проявляется своеобразие регулятивной функции правореализационных средств.

Во-вторых, выступая элементом юридической практики, формами деятельности субъектов права, они, с другой стороны, существуют и на нормативном, модельном уровне, ибо прямо или косвенно предусмотрены нормами права.

В-третьих, они всегда выступают в неразрывном единстве с юридическим инструментарием нормативного характера, образуя особую подсистему МПР - механизм реализации права.

Роль средств правореализации в процессе правового регулирования выражается в том, что при наступлении соответствующих юридических фактов и формирования конкретного правоотношения, средства-деяния переходят из своего модельного состояния в сферу практической деятельности, где с их помощью субъекты права оперируют всеми правовыми инструментами для достижения своих целей. На практике этот механизм выглядит так: обязанность исполняется, право используется, запрет соблюдается, санкция применяется и т.п.

Юридические средства правореализационной практики выступают, таким образом, в качестве форм существования и функционирования юридических средств-инструментов в сфере правореализационной деятельности, на заключительном этапе правового регулирования. Их назначение в МПР в первую очередь заключается в «обслуживании» юридического инструментария, в образовании тех процессуальных форм, в которых последний реализуется на практике.

В-четвертых, по своей природе средства правореализационного характера неоднородны и могут иметь как письменно выраженную, документальную форму (средства-документы), так и выступать в форме юридически значимых результативных действий субъектов правоотношений (средства-деяния).

Формально выраженные акты реализации прав и обязанностей, такие как договоры, иски, претензии, разнообразные следственные и судебные акты и другие юридические средства-документы являются важными правовыми механизмами для достижения юридических целей, ведь в ряде случаев без их использования невозможно достижение необходимого юридического результата.

Однако реализация прав и обязанностей далеко не всегда имеет документально выраженную форму. В ряде случаев она связана непосредственно с процессом, с определенным поведением, с действием, либо юридически значимым бездействием участников правоотношений.

Юридические средства-деяния в наиболее общем виде можно выразить в четырех основных формах реализации права: соблюдении, исполнении и использовании и применении.

Особую роль в механизме правореализации играют такие юридические средства как индивидуальные правоприменительные акты, которые представляют собой официальные решения компетентных органов по конкретным юридическим делам. Они содержат государственно-властные веления, выраженные в определенной форме и направленные на индивидуальное регулирование общественных отношений.

Акты правоприменения обычно выражены в форме юридических документов: акты Президента, федеральных и региональных исполнительных органов власти, акты органов прокуратуры, милиции, суда, разного рода надзорных и контрольных органов и др. Иногда они могут выражаться в форме процесса, действия: устные распоряжения руководителя, жесты работника милиции, регулирующего дорожное движение и др. Они могут быть оперативно-исполнительными либо правоохранительными по своему характеру.

Роль данных актов в правовом регулировании состоит в том, что они, действуя на основе юридических норм, порождают индивидуальные права и обязанности и выступают поэтому как важные юридические факты.

Рассмотренные выше основные элементы МПР являются его наиболее важными и крупными звеньями. Между тем, очевидно, что каждый такой узловой элемент в свою очередь сам является системой, объединяющей едиными задачами разнообразные юридические средства. Таким образом, в структуре МПР, помимо макроуровня – уровня четырех базовых регулятивных звеньев, обнаруживается и более глубокий микроуровень – уровень первичного, базового правового инструментария. Наиболее полно данный срез правовых инструментов представлен на уровне правовых норм.

Микроуровень структуры МПР образуют разнообразные первичные, исходные средства правового регулирования. Особое значение среди них имеют такие ключевые первичные юридические средства-инструменты как дозволения, запреты, обязывания, меры наказания и меры поощрения.

Ключевое значение перечисленных правовых инструментов в МПР заключается в том, что они, во-первых, непосредственно связаны со специально-юридическими функциями права, представляют собой концентрированное воплощение основных способов воздействия права на социальные связи, и, во-вторых, они имеют первичный, базовый характер по отношению к другим правовым средствам, лежат в основе их системы, так как в определенных сочетаниях образуют все остальные средства-инструменты и средства-деяния, оформляются и выражаются в них. Первичные правовые средства есть те базовые частицы, из которых «соткана» вся регулятивная ткань права.

Механизм правового регулирования - это система юридических средств, организованных наиболее последовательным образом в целях преодоления препятствий, стоящих на пути удовлетворения интересов субъектов права.

Этот механизм позволяет: обеспечить комплексное воздействие различных средств на общественные отношения, поведение людей; показать динамику права, механизм его реального функционирования; выявить специфические функции и регулятивные возможности каждого из явлений правовой действительности, его связи с иными правовыми явлениями и процессами.

Цель механизма правового регулирования -- обеспечить беспрепятственное движение интересов субъектов к ценностям (содержательный признак). Механизм правового регулирования -- система различных по своей природе и функциям юридических средств, позволяющих достигать его цели (формальный признак).

Элементами механизма правового регулирования являются отправные, реально функционирующие фрагменты правовой системы, отражающие основные этапы воздействия права на общественные отношения. Различают: этап регламентации отношений; этап возникновения индивидуальных прав и обязанностей; этап реализации прав и обязанностей. На каждом из этапов в качестве системообразующих центров, определяющих основное содержание этапа, выделяются основные элементы механизма правового регулирования. Вокруг них в качестве своеобразных подсистем группируются все иные юридические явления и процессы, образующие вспомогательные элементы механизма правового регулирования (правосознание, правовая культура, юридическая техника и др.).

Можно выделить следующие элементы механизма правового регулирования:

норма права (в ней устанавливается модель удовлетворения интересов);

юридический факт или фактический состав с таким решающим фактом, как организационно-исполнительный правоприменительный акт;

правоотношение (нормативные требования здесь конкретизируются для соответствующих субъектов);

акты реализации прав и обязанностей (действия субъектов в форме соблюдения, исполнения и использования);

охранительный правоприменительный акт (употребляется в случае правонарушения).

Под правовым регулированием понимается воздействие права на общественные отношения с помощью правовых средств, способов и методов. Так, уголовное право содержит требование не совершать общественно опасные деяния. В этом случае для соответствующего юридического воздействия на общественные отношения используются соответствующие средства (запрещающая норма права, юридическая ответственность, наказание), способ (запрещение), метод (императивный).

В совокупности средства, способы и методы воздействия права на общественные отношения представляют из себя механизм правового регулирования. Таким образом, механизм правового регулирования -- это система правовых средств, способов и методов воздействия права на общественные отношения, позволяющая претворять в жизнь содержащиеся в нормах права правила поведения.

Способ правового регулирования -- это те приемы, которыми осуществляется правовое регулирование. Их содержание зависит от особенностей правовых норм, которыми осуществляется такое регулирование.

Основными способами правового регулирования являются дозволение, запрещение, обязывание.

Дозволение -- способ правового регулирования, предоставляющий участнику правоотношения выбор своих действий по реализации того или иного субъективного права в рамках предоставляемых этим нравом возможностей.

Юридические дозволения выражаются в нормативных актах. Чаще всего это делается посредством управомочивающнх норм права. Например, собственник имущества может распоряжаться им по своему усмотрению: продавать, дарить, сдавать в аренду, закладывать.

Запрещение -- способ правового регулирования, означающий, что участник правоотношения обязан не совершать действий, указанных в правовых нормах.

Юридическое запрещение является важным правовым способом обеспечения организованности социальных отношений, охраны прав отдельных граждан, организаций, государства, общества в целом. Это своеобразный барьер на пути нежелательного, вредного и опасного для общества поведения.

Юридические запреты исходят, как правило, из соответствующих моральных запретов, принятых в обществе. Например, в обществе осуждается ложь. Некоторые ее разновидности (клевета, лжесвидетельство и др.) отрегулированы в нормах права как юридические запреты.

Нарушение запретов предполагает наступление юридической ответственности. Наличие юридического запрета предполагает также наличие органа или должностного лица, которые вправе потребовать его выполнения.

Юридические запреты выражаются в нормативных актах в виде запрещающих норм. Особенно наглядно это видно в уголовном законодательстве. Все статьи Особенной части УК РФ содержат запреты не совершать указанные в диспозициях действия под угрозой наказания.

Обязывание -- способ правового регулирования, означающий, что участник правоотношения обязан совершить определенные действия, указанные в правовых нормах.

В отличие от запрета обязывание предусматривает не пассивное, а активное поведение. Обязывание используется обычно для регулирования финансовой деятельности, охраны окружающей среды, охраны труда.

Обязывание выражается в нормативных актах в виде обязывающих норм. Например, согласно ст. 57 Конституции РФ каждый обязан платить установленные налоги и сборы, а по ст. 59 Конституции РФ гражданин России обязан нести военную службу в соответствии с федеральным законом. Как и в случае с юридическим запретом, невыполнение юридической обязанности влечет за собой юридическую ответственность.

Следует отметить, что способы правового регулирования непосредственно связаны со средствами регулирования общественных отношений. Так, для дозволения как способа правового регулирования необходимы соответствующие юридические средства: упра- вомочиваюшие нормы, правовые ограничения, субъективные права и др. Соответственно, для запрещения и обязывания -- запрещающие и обязывающие нормы, юридическая обязанность, запреты, правовые стимулы, правовые поощрения, правовые ограничения и др.

Методы правового регулирования

Понятие способа правового регулирования тесно связано с понятием метода правового регулирования (в литературе эти термины применяются иногда как взаимозаменяемые).

Метод правового регулирования показывает характер взаимоотношений участников правоотношения. Обычно выделяют два основных метода правового регулирования:

императивный метод предполагает властное веление одних участников правоотношений другим. Например, в случае совершения преступления государство применяет достаточно жесткие меры принуждения к преступнику. Этот метод в литературе называется также методом подчинения, авторитарным методом, методом субординации;

диспозитивный (автономный) метод предполагает равноправие субъектов правоотношений, например в гражданско-правовых отношениях -- заключение договоров купли-продажи, аренды, хранения.

Правовое регулирование - одна из форм воздействия права на общественные отношения, причем это воздействие осуществляется с помощью специфических правовых средств – норм права, правоотношения, актов реализации права.

Механизм правового регулирования - это система юридических средств, организованных наиболее последовательным образом в целях упорядочения общественных отношений, содействия удовлетворению интересов субъектов права.

Цель механизма правового регулирования - обеспечить упорядочение общественных отношений, гарантировать справедливое удовлетворение интересов субъектов. Это главный, содержательный признак, объясняющий значимость данной категории и показывающий, что роль механизма правового регулирования заключается в организации социальной жизни, осуществлении интересов людей.

Принято считать, что прямая и непосредственная цель механизма правового регулирования - регулировать общественные отношения, поведение людей и деятельность коллективов, а уже в процессе этого регулирования опосредуются (защищаются, охраняются, достигаются) разнообразные цели, интересы, потребности, которые присутствуют везде, во всех правовых явлениях.

Механизм правового регулирования показывает , как работает то или иное звено при достижении его целей, позволяет выделить основные, ключевые, опорные юридические инструменты, занимающие определенное иерархическое положение среди всех иных.

Механизм правового регулирования - организационное воздействие правовых средств, позволяющее в той или иной степени достигать поставленных целей, т.е. результативности, эффективности. Как и любой иной управленческий процесс, правовое регулирование стремится к оптимизации , к действенности правовой формы, в наибольшей мере создающей режим благоприятствования для развития полезных общественных отношений.

Понятие механизма правового регулирования позволяет собрать и систематизировать юридические средства правового воздействия на общественные отношения, обозначить место и роль того или иного юридического средства в правовой жизни общества.

Именно неоднозначность проблемы удовлетворения интересов как содержательного момента предполагает и разнообразие их правового оформления, юридического обеспечения.

Можно выделить следующие основные элементы механизма правового регулирования:

1) норма права;

2) юридический факт или фактический состав (особенно организационно-исполнительный правоприменительный акт);

3) правоотношение;

4) акты реализации прав и обязанностей;

5) охранительный правоприменительный акт (факультативный элемент).

В качестве своеобразных дополнительных элементов механизма правового регулирования могут выступать акты официального толкования норм права, правосознание, режим законности и др.

Пять стадий механизма правового регулирования весьма жестко связаны с его элементами.

1. На первой стадии формулируется общее правило поведения (модель), которое направлено на удовлетворение тех или иных интересов, находящихся в сфере права и требующих их справедливого упорядочения.

2. На второй стадии происходит определение специальных условий , при наступлении которых "включается" действие общих программ и которые позволяют перейти от общих правил к более детальным. Элементом, обозначающим данную стадию, является юридический факт, который используется в качестве "спускового крючка" для движения конкретных интересов по юридическому "каналу".

3. Третья стадия - установление конкретной юридической связи с весьма определенным разделением субъектов на управомоченных и обязанных. Иначе говоря, здесь выявляется, какая из сторон имеет интерес и соответствующее субъективное право, призванное его удовлетворять, а какая - обязана либо не препятствовать этому удовлетворению (запрет), либо осуществить известные активные действия в интересах именно управомоченного (обязанность).

4. Четвертая стадия - реализация субъективных прав и юридических обязанностей , при которой правовое регулирование достигает своих целей - позволяет интересу субъекта удовлетвориться. Акты реализации субъективных прав и обязанностей - это основное средство, при помощи которого права и обязанности претворяются в жизнь, т.е. осуществляются в поведении конкретных субъектов. Эти акты могут выражаться в трех формах: соблюдении, исполнении и использовании.

5. Пятая стадия является факультативной. Она вступает в действие тогда, когда субъекты в процессе правореализации нарушают нормы права и когда на помощь неудовлетворенному интересу должна прийти соответствующая правоприменительная деятельность.

Эффективность правового регулирования - это соотношение между результатом правового регулирования и стоящей перед ним целью.

В современных условиях можно выделить следующие направления повышения эффективности правового регулирования.

1. Совершенствование правотворчества , в процессе которого в нормах права (с учетом высокого уровня законодательной техники) наиболее полно выражаются общественные интересы и те закономерности, в рамках которых они будут действовать. Нужно создавать с помощью соответствующих юридических и информационных средств такое положение, когда соблюдение закона будет выгоднее его нарушения.

2. Совершенствование правоприменения "дополняет" действенность нормативного регулирования, а значит, и в целом механизм правового регулирования.

3. Повышение уровня правовой культуры субъектов права также будет влиять на качество правового регулирования, на процесс укрепления законности и правопорядка.

Интересы человека - вот главный ориентир для совершенствования элементов механизма правового регулирования, повышения его эффективности. Выступая своего рода юридической технологией удовлетворения данных интересов, механизм правового регулирования должен быть социально ценным по своей природе, должен создавать режим благоприятствования осуществлению законных стремлений личности, упрочению ее правового статуса.

1. Правовое регулирование: предмет, особенности, стадии

Из пройденной части курса Теории государства и права известно, что право - это система общеобязательных, исходящих от государства и им охраняемых норм, выражающих волю государства и являющихся регулятором общественных отношений.

При изучении темы посвященной системе права, мы установили, что право подразделяется на отрасли, институты и нормы права. Первичной ячейкой права является норма права.

Норма права - это общеобязательное, формально-определенное правило поведения, которое устанавливается и охраняется компетентными органами государства и уполномоченными государством общественными организациями в целях решения задач и функций государства.

Возникает вопрос: как же это правило поведения, установленное и охраняемое государством может регулировать общественные отношения?

Для этого необходим особый механизм перевода государственных предписаний в реальное поведение людей, гарантирующий высокий уровень исполнения и соблюдения действующих законов. Для этой цели служит механизм правового регулирования.

Понятие механизма правового регулирования (МПР) и его элементы рассмотрим во втором вопросе.

В отличие от управления социальное регулирование предполагает наличие свободы выбора. Регулировать - значит определять поведение людей и их коллективов, давать ему направления функционирования и развития, вводить его в рамки, целенаправленно его упорядочить.

Социальное регулирование может осуществляться с помощью различных социальных норм - норм морали, общественных организаций, обычая, религиозных норм, а также норм права.

При использовании в качестве регулятора нормы права принято говорить о правовом регулировании.

Правовое регулирование - осуществляемое при помощи права и всех правовых средств целенаправленное упорядочение общественных отношений.

Однако термины регулирование и воздействие несут разную смысловую нагрузку. Во-первых, регулировать можно волевые общественные отношения, а воздействовать можно на волевое поведение людей.

Во-вторых, регулирование предполагает упорядочение внешней стороны отношений людей, а воздействие направлено на сознание человека (его внутреннюю сторону).

2. черты правового регулирования

Правовое регулирование, в отличие от социального регулирования, осуществляется с помощью права и всех правовых средств.

Оно отражает волю и интересы государства

Обеспечивается государством.

Предмет правового регулирования - волевые общественные отношения которые по своей природе могут поддаваться нормативно-организационному воздействию, и в данных условиях требуют такого воздействия.

Таким образом, для предмета правового регулирования являются важным два обстоятельства:

1. Способность общественных отношений регулироваться правом (те общественные отношения, которые можно урегулировать нормами права (а их большинство) принято называть правовыми, а те которые не поддаются регулированию нормами права - неправовыми. Причины не возможности урегулировать нормами права различны: это и действия невменяемых, другие не волевые (например инстинктивные действия), а также социально незначимое поведение.

2. Потребность общественных отношений в правовом регулировании.

Проводимая в любом правовом государстве политика на снижение уровня государственности в обществе означает, прежде всего снижение доли права в правовом регулировании. По общему правилу, право должно вступать в действие только тогда, когда иные социальные нормы не справляются с регулированием общественных отношений и наблюдается негативная тенденция в развитии общественных отношений - это при регулятивной функции права. Другая причина принятия правовой нормы, когда необходимо изменить существующие общественные отношения в угодную для государства сторону.

Только этими обстоятельствами определяется потребность правового регулирования.

3. стадии правового регулирования

1. Стадия формирования и действия юридических норм.

Характеризуется тем, что правовые нормы общим образом регламентируют поведение людей. На этой стадии только обозначается возможное поведение будущих участников общественных отношений. Здесь правовое регулирование на уровне информационном, это лишь право на бумаге.

2. Стадия возникновения прав и обязанностей (правоотношений) характеризуется тем, что на основе юридических норм при наличии предусмотренных обстоятельств (юридических фактов) у конкретных субъектов возникают права и обязанности - индивидуальные меры поведения.

3. Стадия реализации прав и обязанностей. Характеризуется тем, что программы поведения, которые заложены в юридических нормах и затем выражены в конкретных мерах поведения для данных субъектов (в правах и обязанностях) воплощаются в жизнь, осуществляются в фактическом поведении участников общественных отношений, становятся реальностью.

Механизм правового регулирования - это взятая в единстве система правовых средств, при помощи которой обеспечивается результативное правовое воздействие на общественные отношения.

4. обязательные элементы мпр

Выделенным выше трем стадиям соответствует 3 элемента.

1. Нормы права - Юридические нормы представляют собой основу, исходную юридическую базу регулирования. С их помощью «програмируется» поведение граждан.

2. Правоотношения - это первый шаг в реализации общих программ поведения, содержащихся в нормах права. Это главное средство воплощения, перевода общих моделей поведения в конкретное поведение. Оно показывает, что перед нами - точно определенные люди, которые в юридическом плане что-то могут или должны. Это проявляется в установленных правом субъективных правах и юридических обязанностях для данных субъектов.

3. Акты реализации прав и обязанностей - это юридически значимые результативные действия субъектов, в которых реально осуществляются выраженные в правах и обязанностях меры поведения - возможности и требования. Здесь действие правового регулирования завершается, происходит перевод общих предписаний юридических норм в то фактическое, реальное поведение, на которое направлена воля законодателя.

Кроме обязательных элементов МПР принято выделить и факультативные элементы, т.е. такие элементы, которые вносят в МПР различные авторы.

Это правосознание - совокупность понятий, представлений и чувств в которых выражается познавательно-оценочное отношение к праву (действительному и желаемому) деятельности правоприменительных органов, а также действиям людей, совершаемым в сфере правового регулирования. Безусловно правосознание может влиять на каждой из стадий правового регулирования. И на стадии формирования правовых норм и на стадии правоотношений, от того как субъекты правоотношений уяснят правовую норму так и сложится между ними права и обязанности.

Все это в конечном счете скажется и на последней стадии - на стадии реализации прав и обязанностей. В этом заключается факультативность правосознания в регулировании общественных отношений, что оно действует через обязательные элементы механизма правового регулирования.

Метод правового регулирования - совокупность приемов, способов воздействия права на определенную область общественных отношений.

Если предмет правового регулирования отвечает на вопрос, что необходимо регулировать с помощью правовых средств, то метод правового регулирования обозначает с помощью чего происходит это регулирование.

Принято выделять три способа правового регулирования.

Дозволение - состоит из предоставления субъекту положительных действий (действовать самому, требовать действий от обязанного лица, обратиться за защитой к государству) дозволение закреплено в управомочивающих нормах. Субъект наделенный субъективным правом или нет. В таких случаях принято говорить о мере возможного поведения субъекта.

Обязывание - заключается в возложении подкрепленного долга совершать определенные действия. Для субъекта это мера должного поведения. Такое обязывание принято называть позитивным обязыванием. Субъект должен выполнять активные действия, чем оказывать влияние на изменение общественных отношений в угодную для государства сторону.

Запрет - состоит в обязанности воздержаться от действия определенного рода.

5. типы правового регулирования

Под типом правового регулирования понимается общая направленность правового регулирования, зависимая от того, что лежит в основе регулирования - общее дозволение или общий запрет.

1. Общедозволительное - т.е. такое регулирование, в основе которого находится общее дозволение и которое потому строится по принципу «дозволено все, кроме…. Лица при таком порядке вправе совершать любые действия, лиш бы они не попадали в разряд запрещенных, т.е. тех, которые прямо запрещены правом.

2. Разрешительное. Т.е. такое регулирование, в основе которого лежит общий запрет и которое потому строится по принципу «Запрещено все, кроме того, что предусмотрено» В этом случае лица вправе совершать только действия, оговоренные в нормах. Это характерно для государственных органов. Например, работник милиции вправе совершать лиш те действия, которые предусмотрены законом.

Инструментальный (социально-юридический аспект)

Психологический аспект.

Социальный механизм действия права.

Через правовое регулирование общественных отношений осуществляется главная функция права - регулятивная функция может быть статической и денамической.

Каждая из функций и регулятивно статистическая и регулятивно динамическая. Имеют особенности в использовании способов правового регулирования

Регулятивно статистическая функция заключается в закреплении незыблемости сложившихся общественных отношений, поэтому основным способом правового регулирования является запрет на определенные действия, которые по мнению законодателя влекут негативные изменения в общественных отношениях.

Например, запрет на потребление суррогатов был направлен на рост токсикомании. При регулятивно-динамической функции наоборот необходимо изменение общественных отношений в желательную для законодателя сторону. И здесь приоритет принадлежит позитивному обязыванию, т.е. ряду субъектов вменяется обязанность проводить активные действия.

И вот от того как поддерживается это позитивное обязывание по выполнению активных действий и принято выделять три аспекта МПР.

1. Инструментальный (социально-юридический аспект). Этот аспект охватывает весь комплекс средств, который работает в процессе правового регулирования. Для регулятивно-динамической функции кроме позитивного обвязывания здесь характерно наличие способа дозволения. Дозволение выступает в качестве «Контроля» за позитивным обязыванием.

2. Психологический аспект его суть заключается в формировании у субъекта позитивного обязывания внутренних побудительных мотивов надлежащим образом выполнять свою обязанность.

Формирование этих побудительных мотивов может осуществляться различно. Это и убеждение и стимулирование. Главная здесь в том, что субъект надлежаще выполняет активные действия не из-за наличия дозволения, а по своему внутреннему убеждению.

3. Социальный аспект действия права заключается в формировании общественного или группового правосознания. т.е. выполнение позитивного обязывания стимулируется законопослушной установкой соответствующей социальной группы. Если субъект уклоняется от позитивного обязывания, то его перестают уважать в этой группе.

Загрузка...
Top