Предлоги в русском языке 2. Общее понятие о предлоге. Раздельное написание предлогов со словами. Морфологические признаки предлогов

Класс: 2

Тема урока: “Общее понятие о предлоге”.

Цель урока: познакомить учащихся с предлогом, как со служебной частью речи.

Задачи урока:

  1. Образовательные:
  2. расширить знания учащихся о предлоге как части речи; его роли в русском языке; учить писать предлоги отдельно от других частей речи.
  3. Развивающие:
  4. развивать устную и письменную речь учащихся, фонематический слух, орфографическую зоркость; совершенствовать культуру речи учащихся; развивать психические процессы, аналитическое мышление, память, внимание, способность к самоконтролю, умение выполнять вербальные инструкции учителя, делать выводы.
  5. Воспитательные:
  6. воспитывать коммуникативную культуру учащихся; аккуратность, усидчивость, самостоятельность, дисциплинированность; формировать интерес к изучению русского языка.

Оборудование: мультимедийные слайды; учебники “Русский язык. 2 класс.” Авторы: Л.М.Зеленина, Т.Е.Хохлова; индивидуальные карточки с заданиями для учащихся; сигнальные карты.

Контингент участников: - учащиеся 2-го класса (9 лет).

Ожидаемый результат: расширены знания учащихся о предлоге, как части речи, его роли в русском языке; отрабатывается умение учащихся писать предлоги отдельно от других частей речи. Учащимися показаны умения: правильно употреблять предлоги в устной и письменной речи; анализировать предлагаемые задания, находить правильные пути решения. Продемонстрированы навыки работы учащихся в парах и группах; выполнение индивидуальных заданий. В конце урока учащиеся оценили сою работу и работу класса.

Тип урока: урок получения новых знаний.

План урока

  1. Словарная работа.
  2. Постановка учебной цели урока (проблемный вопрос).
  3. Поэтапное изучение нового материала.
  4. Первичное закрепление. Отработка навыков применения теоретических знаний на практике.
  5. Вторичное закрепление. Самостоятельное выполнение практических заданий (работа по группам).
  6. Проверка и оценивание самостоятельной работы.
  7. Подведение итогов урока.

Ход урока.

I. Организационный момент.

  • Я желаю вам успешной работы и приятного общения на уроке. Посмотрите друг на друга, улыбнитесь и пожелайте своему соседу удачи.
  • II. Актуализация знаний учащихся.

  • Работа со словами:
  • Б*реза, п*щит, з*леный, м*ро*, под, м*стерит, за*ц, бл*стит, у*кая, б*льшая. Слайд 1.

    а). Орфографическая зарядка.

    • Вставьте пропущенные буквы, объясните орфограммы. (Цепочкой).
    • Какие орфограммы встретились в словах?

    б). Разделить слова на группы.

    • Прочитайте еще раз эти слова глазками и скажите, по какому признаку можно разделить эти слова на группы?
    • Сколько будет групп? Какие? Слайд 2.
    • Запишите слова в три группы самостоятельно: 1 ряд – имена существительные, 2 ряд – имена прилагательные, 3 ряд – глаголы.

    (Проверка путем чтения учащихся с места и высвечивание на слайде). Слайд 3.

    • Прочитайте первую группу слов. Это какая часть речи? Докажите.
    • Прочитайте вторую группу слов. Это какая часть речи? Докажите.
    • Прочитайте третью группу слов. Это какая часть речи? Докажите.
    • Покажите сигналами, кто выполнил это задание без ошибок.
    • Какое слово оказалось лишнее? Почему? Слайд 4.
    • Кто знает, как можно назвать слово под ?
    • Ребята, изучая азбуку, русский язык, литературное чтение, мы встречались с предлогами?

    Но мы не говорили о них подробно.

    • Может, кто-нибудь догадался, о чем мы сегодня будем говорить на уроке?

    ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

    III. Работа над новым материалом.

    1. Объявление темы урока и постановка целей.
    • Правильно, сегодня мы поговорим о предлогах, как части речи; узнаем, для чего нужны предлоги в русском языке; как они пишутся с другими частями речи. Тема нашего урока: “Общее понятие о предлоге”.

    2. Выполнение упражнения №83, стр. 54 учебника. Слайд 5.

    • Отвечая на вопросы, вы использовали слова: на, под, за, к. Как они называются?
    • Совершенно верно, это – предлоги. В русском языке существует множество и других предлогов: на, из, по, об, от, в, у, о, с, над и много других.
    • Слайд 6.

    Таблица 6.

    • Ребята, попробуйте задать к предлогам вопрос. Получается у вас это сделать?
    • Предлог – это часть речи. К предлогам нельзя поставить вопрос, они не изменяются.
    • Слайд 7.

    Таблица 8.

    • А вот для чего служат предлоги в русском языке, вы мне попробуете ответить, выполнив следующее задание.

    3. Работа с текстом.

    Кружатся снежинки ….. холодном воздухе. Катаются дети ….. коньках …. льду.

    Весело детям ….. зимнее время …. улице. Слайд 8.

    • Прочитайте предложения. Скажите, связаны ли в них слова по смыслу?
    • Как установить связь слов в предложениях? Чего не хватает в тексте?
    • Давайте вставим предлоги.

    Ученики записывают в тетрадях, по ходу записи комментируют ученики, названные учителем.

    • Установилась ли связь слов в предложениях?
    • Какую роль предлоги выполняют в русском языке?
    • Верно, предлоги служат для связи слов в предложении. Поэтому они называются служебной частью речи.
    • Слайд 9.

    Таблица 9

    • Обозначьте в предложениях части речи. (Цепочкой).
    • Перед какими частями речи стоят предлоги? Перед какой частью речи предлогов нет?
    • Правильно, предлоги дружат с именами существительными и прилагательными, а вот с глаголами предлог не дружит, поэтому перед глаголами предлоги не употребляются.
    • Слайд 10.

    Таблица 10



    Таблица 11 Таблица 13 Таблица 14

    (Схемы употребления предлогов с другими частями речи).

    Обратите внимание, как написаны предлоги с другими словами.

    • Предлоги с другими частями речи пишутся раздельно.
    • Слайд 11.

    Таблица 11

    • Чтобы не ошибиться в написании предлогов со словами нужно помнить правило: между предлогом и словом можно вставить другое слово или вопрос. Например:

    за дерево – за высокое дерево; за (какое?) дерево. Слайд 12.

    Таблица 7
    Таблица 1

    4. Формирование навыка написания предлогов с другими частями речи.

    • Списать текст, раскрывая скобки. Между предлогом и словом вставить подходящие по смыслу слова. Объяснить написание предлогов. Слайд 13.

    Пришла весна (в) лес. Набухли почки (на) деревьях. Оживает (под) снегом молодая травка.

    Запись предложений по рядам, каждый ряд - по одному предложению.

    5. Составление алгоритма темы урока. Слайд 14.

    1). Предлог – служебная часть речи.

    2). Предлоги не изменяются, к ним нельзя поставить вопрос.

    3). Предлоги служат для связи слов в предложении.

    4). Перед глаголами предлоги не употребляются.

    5). Предлоги с другими частями речи пишутся раздельно.

    6). Между предлогом и словом можно вставить другое слово или вопрос.

    ФИЗКУЛЬТМИНУТКА (для глаз)

    6. Самостоятельная работа с применением уровневой дифференциации.

    1 группа. (3 человека, слабоуспевающие учащиеся, работающие только на продуктивном уровне).

    Упражнение 87 стр. 56 учебника.

    • Списать скороговорку, подчеркнуть предлоги. Слайд 15.

    У Семёна с Саней в сетях сом с усами.

    2 группа. (6 человек, учащиеся, работающие на репродуктивно-продуктивном уровне).

    • Объединить пары слов с помощью предлогов. Слайд 16.

    Выходить ….. (дом); идти ….. (лес); заботиться ….. (щенок)

    3 группа. (4 человека, учащиеся, работающие на продуктивном и творческом уровнях).

    • Найти в предложениях ошибки, исправить их, правильно записать предложения в тетрадь. Слайд 17.

    Налесную тропку изкустов вы скочил рябчик. Мяч за бросили всетку ворот.

    (Проверка путем чтения учащимися заданий, одновременно высвечивается на слайде. Учащиеся сигналами показывают, как они справились с заданием.) Слайды 18-20.

    IV. Итог урока.

  • Обобщение знаний о предлоге.
    • Представьте, что ваш товарищ заболел и не был сегодня в школе.
    • Что вы ему расскажите об уроке русского языка?
    • Итак, мы с вами знали части речи: имя существительное, имя прилагательное, глагол. Сегодня мы выучили еще одну часть речи – предлог. Слайд 21, 24.

      Тест – опрос.

    У вас на столах листы с тестом по теме урока. Выполните его.

    1. Выбери верное утверждение.
    2. А. Предлоги не служат для связи слов в предложении.
      Б. Предлоги служат для связи слов в предложении.

    3. Перед какой частью речи не бывает предлогов?
    4. А. Перед именем существительным.
      Б. Перед именем прилагательным.
      В. Перед глаголом.

    5. Как пишутся слова:
    6. (с) веселой, (на) улице, (за) клюквой?
      А. Раздельно.
      Б. Слитно.

    7. Укажите номера, в которых допущена ошибка.
    8. А. по танцевал
      Б. за школой
      В. на писать

    9. В каких предложениях есть предлоги?
      А.
    10. У берлоги вырос холмик желтой глины.
      Б. Летят на землю белые хлопья снега.
      В. Потускнела зелень елок.

    Взаимопроверка с образца. Сигналами покажите, кто справился без ошибок? У кого все задания выполнены не верно? Слайд 22.

    V. Домашнее задание.

    Стр. 55 – выучить правило.
  • Раскрасить рисунок и составить по нему рассказ о приключениях котёнка, используя данные предлоги. Слайд 23.

  • Таблица 3

    VI. Рефлексия.

    Сегодня первый день весны. Весной природа просыпается, оживает. С приходом весны появляются первые весенние цветы – подснежники. И мне хотелось бы, чтобы у нас в классе тоже наступила весна. У вас на партах лежат подснежники. Возьмите один из них и прикрепите на нашу поляну. Если вам урок понравился, у вас хорошее настроение – прикрепите цветок, который уже распустился, если что-то не понравилось, что-то не поняли – прикрепите цветок, который распустился наполовину, если урок вам не понравился совсем, у вас плохое настроение – прикрепите цветок, который еще не распустился совсем.

    Таблица 5
    Таблица 4

    Предлог - это служебная часть нашей речи, которая выражает смысловые связи между существительными, числительными и местоимениями и других слов в предложениях или словосочетаниях: пошёл в школу, взобрался на гору, побежал по улице, подошёл к отцу.

    Предлоги в русском языке , как и другие служебные части речи, не изменяются и всегда остаются в том виде, в котором они существуют: посередине, напополам, на, с . Также предлоги не являются членами предложения, но при синтаксическом разборе предложения предлоги подчёркиваются вместе с тем членом предложения, к которому относятся: После недолгих колебаний животное подошло ко мне (после колебаний - обстоятельство, ко мне - обстоятельство).

    Предлоги, союзы частицы - это служебные (несамостоятельные) части речи. Несмотря на это, они имеют свою классификацию и делятся на определенные виды.

    Виды предлогов.

    По морфологическим признакам предлоги можно поделить на три вида:

    1. Простые предлоги - предлоги, которые состоят из одного слова, которое имеет одну основу: на, в, по, к, с, изо, над, около, после, до, благодаря и др.
    2. Сложные предлоги - предлоги, которые состоят из одного, но имеют два корня и пишутся через дефис: из-под, из-за, по-над и др.
    3. Составные предлоги - это предлоги, которые состоят из двух или более слов: в течение, в продолжение, в отличие от, несмотря на и др.

    По происхождению предлоги бывают:

    • Непроизводные предлоги - это обычные предлоги, которые нельзя связать с образованием от какой-либо части речи: от, на, в, при, к, по, из, за и многие другие. К непроизводным предлогам также относятся сложные предлоги: по-над, из-за, из-под.
    • Производные предлоги - это предлоги, образованные от других частей речи (существительными, глаголами и др.): в течение, в продолжение, несмотря на, ввиду, вроде и др.

    Производные предлоги.

    Производные предлоги бывают нескольких видов, которые зависят от части речи, с которой связано образование предлога:

    1. Отыменные предлоги - это предлоги, образованные чаще всего от существительных. Образование таких предлогов может происходить с помощью наречий или непосредственно от имени существительного. К отыменным предлогам относятся следующие: в силу, в отличие, в течение, наподобие, ввиду, вследствие, в продолжение, в отличие от и другие. Существительное с предлогом или предлог?
    2. Отглагольные предлоги - это предлоги, которые образованы от деепричастий: несмотря, включая, благодаря, спустя, спустя, невзирая и др. Чем предлоги отличаются от союзов или другой части речи?
    3. Наречные предлоги - это предлоги, которые происходят от наречий: позади, впереди, около, внутри, вблизи, вокруг, кроме, вопреки и т.д.

    Предлоги и согласование падежей.

    Предлоги могут употребляться как с одной, так и с несколькими формами падежей . При этом, есть предлоги, которые требуют управления в каком-то определенном падеже: согласно - дательный, из-за - родительный, а в - предложный и винительный:

    Согласно расписанию, согласно графику; из-за дождя, из-за матери; в Крым, в Крыму.

    Разряды предлогов по лексическому признаку.

    Предлог может выражать:

    • Временное отношение: прыгать с утра до вечера ;
    • Пространственное отношение: побывать в Питере и на Байкале ;
    • Отношение сравнения и сопоставления: ростом с меня, что-то вроде вспышки ;
    • Отношение сопровождения: взять с собой, приехать с братом ;
    • Отношение причины: зарыдать от горя ;
    • Объектное отношение: забыть про отдых, говорить о свадьбе ;
    • Отношения цели: платье для выхода; еда для праздника ;

    И другие разряды.

    Как делать морфологический разбор предлога?

    План разбора предлога :

    1)Часть речи, назначение данной части речи;

    2)Вид предлога: простой, составной или сложный;

    3)Тип предлога: производный или непроизводный;

    4)К какому слову относится;

    5)В каком падеже управляется в предложении (словосочетании);

    6)Разряд предлога по лексическому признаку.

    Пример морфологического разбора предлога.

    На крыльце стояли двое: он и с ним.

    На (крыльце) - предлог, служит для связи слов в данном предложении, простой, непроизводный, относится к имени существительному «крыльце» , употребляется с предложным падежом, имеет пространственно-объектные отношения с существительным.

    С (ним) - предлог, служит для связи слов в предложении, простой, непроизводный, относится к местоимению «ним» , употребляется с творительным падежом, имеет значение сопровождения.

    В2 предполагает умение находить в указаннных предложениях слова разных частей речи, в частности, предлогов .


    Образцы формулировок заданий

    Найдите предлоги в предложениях 15 - 18 .
    Из предложений 12 -16 выпишите все предлоги .

    Что требуется для выполнения заданий В2

    Нужно уметь отличать предлоги от других частей речи: сочетаний существительных с предлогом, деепричастий, наречий, частиц, союзов и др.

    Материал для справок

    С точки зрения образования предлоги делятся на непроизводные и производные.

    • Непроизводные предлоги: без , в , до , для , за , из , к , на , над , о , об , от , по , под , пред , при , про , с , у , через .
    • Производные предлоги образованы путём перехода самостоятельных частей речи в служебную. При этом утрачиваются лексическое значение и морфологические признаки слов. Примеры:
      Вокруг парка - предлог, образованный от наречия вокруг .
      В течение часа - предлог, образованный от существительного с предлогом.
      Благодаря помощи - предлог, образованный от деепричастия.

    Производные предлоги часто путают с другими частями речи.

    С точки зрения структуры предлоги делятся на простые и составные .

    • Простые - это предлоги, состоящие из одного слова: в , на , к , под , над , вопреки и др.
    • Составные - это предлоги, состоящие из двух, реже трех слов: в продолжение , в течение , в связи с , в зависимости от , по направлению к и др.

    Составные предлоги часто путают с другими частями речи.

    Примеры омонимии предлогов с другими частями речи:

    Сложи лист вдоль .
    Вдоль — наречие.

    Идём вдоль улицы.
    Вдоль — предлог.

    Аня сделала задание несмотря на трудности.
    Несмотря на — предлог.

    Списки предлогов и примеры к трудным случаям можно найти в :
    СOC—Старшая школа—Грамматический словарик—Предлоги, а также:
    СОС—Средняя школа—Грамматический словарик—Предлоги.

    Научиться находить предлоги в текстах помогут наши тренинги.

    Тренинг № 1

    Найдите в тексте все предлоги

    Дуэль! Только этот разряд убийственной силы мог стремительно восстановить нравственное равновесие. Подлец знал, что его подлость может быть наказана не взиманием штрафа через год по приговору суда, а сегодня вечером. Самое позднее — завтра утром. Пошляк не говорил двусмысленностей вслух, остерегаясь немедленного возмездия. Сплетник вынужден был осторожничать. В грозном свете дуэльных правил слово быстро отливалось в свинец.

    А как же Пушкин? Какая непоправимая и бессмысленная гибель... Да, непоправимая, но не бессмысленная. Да, "невольник чести", но ведь чести! За год до дуэли Рушкин писал графу Репнину: "Как дворянин и отец семейства, я должен блюсти честь и имя, которое оставлю своим детям". Вот и всё, что остаётся детям: честь и имя. Всё остальное им не нужно, всё остальное неважно. Очевидно, нам ещё многое предстоит пережить и передумать, чтобы вернуться к пониманию истины.

    (По Д. Шеварову)


    Тренинг № 2

    Найдите в тексте все предлоги

    Каков язык, такова и жизнь. Именно языком как сознательно управляемым орудием взаимодействия людей, средством выражения либо благотворной, либо злотворной мысли создаётся определённый образ жизни. Здесь есть о чём поспорить: противоположная позиция — мы, мол, только наблюдатели, а не творцы, и разве можно диктовать языку свои законы, уж куда он, язык, захотел, туда и повернулся... Реально это выглядит так: лезет в нашу жизнь словесная непристойность — да разве с ней управишься? Такова жизнь... Но всякая жизнь требует сознательного управления, и управлять приходится прежде всего своим сердцем, где и рождаются мысли. Тогда и жизнь, создаваемая языком, словом, становится либо благоденствием, либо бедствием. Это закон активного формирования языком образа жизни общества.

    Необходимо вселять в сознание каждого человека (и почаще об этом говорить, особенно в школе), что через язык выражается вся сущность человека: мысли, чувства, воля, дела. Встречают по одежке, провожают по уму, выраженному через слово. Скажи мне слово — и я скажу, кто ты. Классическая формула определения человека во всех гимназических учебниках словесности: человек — создание словесное, а "сила ума и дар слова", по словам главного учителя Царскосельского лицея Н. Ф. Кошанского, — главное отличие человека от других одушевлённых созданий.

    (По Вл. Аннушкину)

    Тренинг № 3

    Найдите в тексте все предлоги

    Вспомнился Саврасов: грачи, весна, ещё лежит снег, а деревья уже проснулись. И всё вообще вспомнилось, что бывает вокруг нас и что бывает внутри наших душ, когда приходит русская весна и прилетают грачи и скворцы. Это не опишешь. Это возвращает в детство. И это связано с глубоким ощущением родины, России. И пускай ругают наших русских художников за старомодность и литературность сюжетов. За именами Саврасова, Левитана, Серова, Коровина, Кустодиева скрывается не только вечная в искусстве радость жизни. Скрывается именно русская радость, со всей её нежностью, скромностью и глубиной. И как проста русская песня, так проста живопись.

    Может ответить любой школьник, эту часть речи дети начинают изучать со второго класса и о том, какие бывают предлоги, узнают на протяжении всей школьной программы. Однако в разговоре начинают ими пользоваться с самых первых фраз, потому как именно они позволяют выстроить зависимость слов друг от друга так, чтобы высказывание обрело смысл и стало предложением. И хотя предлог - это неизменяемая часть, которая совсем не выступает в роли члена предложения, а лишь может быть привязана к таковым, для правильно построенного высказывания его присутствие обязательно и незаменимо. Поэтому для правильно поставленной речи просто необходимо знать, какие бывают предлоги, как они влияют на окончания слов, с которыми связаны, и как правильно их употреблять. Ведь именно эта маленькая деталь образует смысловые зависимости и отношения между словами.

    В гуманитарном словаре определение предлога русского языка звучит примерно так: это которая является служебным словом, оформляющим подчинение падежной формы имен к другому слову, выражающее отношение к предметам относительно их действий.

    Основные функции

    Как и все служебные слова, предлоги не используются самостоятельно, они всегда связаны с существительным или другим словом, употребленным в качестве такового, что обусловливает невозможность определения этого элемента как части речи, однако они входят в их число. В некоторых случаях именно предлог может определить антонимичные и синонимичные оттенки и пары, благодаря чему достаточно просто подобрать нужную комбинацию слов для высказывания.

    Например: в школу - из школы; до урока - после урока; при садике - у садика - около садика; из-за невнимательности - по причине невнимательности.

    Какие бывают предлоги

    Все предлоги разделяют на временные, пространственные, причинные и целевые. Одни из них могут быть использованы с существительными в одном падеже, а другие употребляются со словами в разных падежах. Например:

    • к подруге, к школе - Д. п. (к кому? к чему?);
    • благодаря подруге, благодаря школе - Д. п. (благодаря кому? благодаря чему?);
    • в семь часов - В. п. (во что?);
    • в парке - П. п. (в чем?).

    Из примера видно, что предлог «в» может быть использован со словами в разных падежах. Именно такие предлоги, как в, про, из, при, через, у, на, без , могут иметь огромное количество значений. В русском языке их называют непроизводные предлоги.

    Если же предлог образован из и используются лишь с одним падежом, то его называют производным. Например:

    - вокруг дома, исходная форма предлога - наречие вокруг;

    - в течение часа, исходная форма предлога - существительное течение, использованное с предлогом «в»;

    - благодаря помощи, исходная форма предлога - деепричастие.

    Структурные различия

    Наряду со всеми различиями русские предлоги разделяют также и по их структуре. А именно:

    • Простые, состоящие из одного слова. Как правило, это одно- и двусложные. Непроизводные и некоторые производные предлоги: на, в, к, под, над.
    • Сложные или парные, по сути, являющиеся разновидностью простых предлогов: из-за, из-под и другие.
    • Составные, являющиеся предложно-падежными сочетаниями: в деле, вдоль по, по части, в отношении, в зависимости и так далее.

    Разряды по значению

    Поскольку предлог является лишь связующей частью, собственного значения он иметь не может, а лишь определяет грамматические отношения между существительными, употребленными в косвенных падежах, и другими словами. Иначе говоря, его лексическое значение зависит от слова, к которому он привязан, однако он может передавать различные обстоятельственные оттенки связи слов между собой.

    Все предлоги русского языка разделяют на такие разряды:

    • Пространственные или предлоги места: из, в, к, у, по, под, из-за, около, перед, вокруг, возле. Например: живет в городе; работает на заводе; бегает вокруг дома.
    • Временные или предлоги времени: до, через, в, по, к, с, перед, в течение. Например: через полчаса; бег по утрам; прогулка перед сном.
    • Причинные: от, за, со зла, в силу, благодаря, по случаю, ввиду, вследствие. Например: покраснел от стыда; разбил со зла вазу; ошибся по невнимательности.
    • Предлоги, указывающие на цель: ради, для, в, к и другие. Например: сказать ради шутки; речь по случаю; уехать на отдых.
    • Объектные, определяют и указывают, на какой предмет направлено действие: о, про, с, насчет, относительно, об и другие. Например: скучать по дочери; узнать насчет оценок.

    Классификация производных предлогов

    В зависимости от части речи, из которой образован предлог, они подразделяются на такие разряды. Тому, какие бывают предлоги, произошедшие от других частей речи, в школьной программе уделено много часов, и это правильно, ведь очень важно знать, какую связь слов они могут образовать, и как правильно их употреблять в речи и на письме.

    Правописание предлогов

    Знания о том, какие бывают предлоги, так же важны, как и их правописание. Поэтому одной из главных тем школьной программы, касающейся предлогов, выступает правописание. Самое первое правило, с которым знакомятся дети, звучит так: «Предлоги с другими словами пишутся отдельно». Чтобы правильно определить, является ли слово служебным, между предлогом и связанным с ним словом можно поставить вопрос или дополнение.

    Например: на (чем?) море или на (Черном) море.

    В старших классах детей знакомят с образованными от наречий. И тут самое главное - определить, является ли эта часть предложения наречием или это уже предлог. Для этого нужно определить, есть ли в предложении существительное в и как оно связано со спорной частью.

    Например: осмотреться вокруг (наречие) или осмотреться вокруг себя (предлог).

    Существует и такое правило: «Чтобы убедиться в том, что слово в предложении является предлогом, а не другой частью речи, его следует заменить синонимичным предлогом. При этом смысловое значение не должно меняться». Вот список взаимозаменяемых вспомогательных предлогов:

    • ввиду (из-за, по причине);
    • вроде (подобно);
    • насчет (об, о);
    • вследствие (по причине).

    Например: По причине плохой погоды мы не пошли гулять. Из-за плохой погоды мы не пошли гулять.

    Примечания

    Раздельно пишутся такие предлоги: в течение, в продолжение, на протяжении, в заключение, во избежание, в деле, в отличие от .

    Также следует отметить, что парные или срощенные предлоги, такие как из-за, из-под, по-за, за-ради, по-над, пишутся только через дефис.

    Например: Из-за туч вышло солнце. Из-под шкафа выскочил кот.

    Существуют и такие предлоги, правописание которых нужно просто запомнить. А именно: близ (без и сквозь (с мягким знаком).

    Употребление предлогов с падежами

    Очень важно знать, какие предлоги бывают у падежей, поскольку часто именно благодаря предлогу можно правильно определить, в каком падеже употреблено то или другое слово, что очень важно для правильного написания. Следует отметить, что с именительным предлоги не употребляются, лишь с косвенными:

    • с родительным падежом - без, вокруг, для, из, от, у, с;
    • с дательным падежом - к, благодаря, согласно, вопреки, наперекор, навстречу, по;
    • с винительным падежом - сквозь, про, несмотря, через, в, на, под, за;
    • с творительным падежом - над, перед, между, за, под, с;
    • с предложным падежом - о, при, в, на.

    Данная таблица предлогов составлена с учетом производных и непроизводных предлогов, которые в каждом отдельном случае могут употребляться только с одним или несколькими падежами имен существительных.

    Вместо заключения

    На самом деле выучить эту тему в школьные годы досконально не так уж и сложно, правил правописания и образования предлогов из других частей речи здесь совсем немного. Главная задача состоит в том, что следует научиться отличать предлог от других элементов и знать, как правильно его употребить. Именно это позволит не только грамотно выстраивать слова предложения, но и суметь записать их, не путая окончаний.

    Где сидит Колобок? На пеньке. Предлог НА.

    Рис. 6. Колобок на пеньке ()

    С кем дружит собака? С кошкой. Предлог С.

    Рис. 7. Собака с кошкой ()

    Корабль плывёт по чему? По морю. Предлог ПО.

    Рис. 8. Корабль плывёт по морю ()

    Где сидит ученик? За партой. Предлог ЗА.

    Рис. 9. Ученик за партой ()

    Запомним предлоги : в, без до, из, к, на, по, о, от, перед, при, через, для, с, у, за, над, об, под, про.

    В отличие от существительных, прилагательных и глаголов предлоги не отвечают на вопросы. Однако связь слов в предложении без предлогов невозможна.

    Запомним:

    Предлоги со словами пишутся раздельно .

    Мы уже знаем, что в русском языке есть похожие приставки. Но приставки - это часть слова, поэтому они пишутся со словами слитно. А предлоги - это часть речи, поэтому они пишутся со словами раздельно.

    Давайте узнаем, как отличить приставку от предлога.

    Определим, где приставка, а где предлог.

    (На)писал (на)конверте.

    Первый способ: можно отбросить или поменять приставку, а предлог - нет. Попробуем:

    Писал (на) конверте. Слова связаны по смыслу. Значит, первое НА - приставка.

    Написал конверте. Связь нарушилась. Значит второе НА - предлог.

    Написал - НА приставка - пишем слитно. На конверте - НА предлог - пишем раздельно.

    Запомним: предлоги с глаголами не употребляются!

    Рассмотрим второй способ:

    (Про)читал (про)животных.

    Второй способ: между предлогом и словом можно вставить другое слово. Попробуем:

    Прочитал - что сделал? - это глагол, ПРО - приставка, вставить другое слово нельзя.

    Прочитал про домашних животных . ПРО - предлог, напишем раздельно.

    Прочитал про животных.

    Слово предлог в перевод с греческого означает «перед словом ». По частоте употребления предлоги занимают четвёртое место после имён существительных, глаголом и имён прилагательных.

    Закрепим полученные знания на практике.

    Давайте поиграем с предлогами.

    Название какого хвойного дерева состоит из четырёх предлогов?

    Сосна - С, О, С, НА.

    Название какого домашнего животного состоит из двух предлогов?

    Кот - К, ОТ.

    Название какого домашнего животного состоит из трёх предлогов?

    Коза - К, О, ЗА.

    Без каких четырёх предлогов не надуешь колесо?

    Насос - НА, С, О, С.

    Составим и запишем словосочетания с предлогами В, НА.

    Конфеты, ваза;
    Книги, полка;
    Картина, стена;
    Скатерть, стол;
    Карандаш, пенал;
    Кубики, коробка.

    Проверим:

    Конфеты в вазе;
    Книги на полке;
    Картина на стене;
    Скатерть на столе;
    Карандаш в пенале;
    Кубики в коробке.

    Вставим подходящие по смыслу предлоги:

    Птицы … клетке.

    Листики … ветке.

    Кошка … столом.

    Садик … углом.

    Проверим:

    Птицы в клетке.

    Листики на ветке.

    Кошка за столом.

    Садик за углом.

    Предлоги со словами написаны раздельно.

    Спишем, раскрывая скобки:

    Миша (в)бежал (в)класс.

    Вова (до)ехал (до)школы (на)трамвае.

    Нина (по)шла (по)дорожке (в)сад.

    Тропинка (с)пускалась (с)горы.

    Цветы (под)окном (под)резали (под)корень.

    Проверим:

    Миша вбежал в класс. Миша что сделал? вбежал. Вбежал - это глагол, значит В - это приставка, пишем слитно. Вбежал в большой класс. Можно вставить слово, значит В - предлог, пишем раздельно.

    Вова доехал до школы на трамвае. Вова что сделал? доехал. Доехал - это глагол, значит ДО - это приставка, пишем слитно. Доехал до своей школы. Можно вставить слово, значит ДО - предлог, пишем раздельно. Доехал на красном трамвае. Можно вставить слово, значит ДО - предлог, пишем раздельно.

    Нина пошла по дорожке в сад. Нина что сделала? пошла. Пошла - это глагол, значит ПО - это приставка, пишем слитно. По маленькой дорожке. Можно вставить слово, значит ПО - предлог, пишем раздельно. В городской сад. Можно вставить слово, значит В - предлог, пишем раздельно.

    Тропинка спускалась с горы. Тропинка что делала? спускалась. Спускалась - это глагол, значит С - это приставка, пишем слитно. Спускалась с высокой горы. Можно вставить слово, значит С - предлог, пишем раздельно.

    Цветы под окном подрезали под корень. Цветы под моим окном. Можно вставить слово, значит ПОД - предлог, пишем раздельно. что сделали? Подрезали - это глагол, значит ПОД - это приставка, пишем слитно. Подрезали под самый корень. Можно вставить слово, значит ПОД - предлог, пишем раздельно.

    На этом уроке мы узнали, что предлог - это часть речи, которая служит для связи слов. Нужно помнить, что предлоги со словами пишутся раздельно.

    1. Климанова Л.Ф., Бабушкина Т.В. Русский язык. 2. - М.: Просвещение, 2012 (http://www.twirpx.com/file/1153023/)
    2. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В. Русский язык. 2. - М.: Баласс.
    3. Рамзаева Т.Г. Русский язык. 2. - М.: Дрофа.
    1. Фестиваль педагогических идей "Открытый урок" ().
    2. Социальная сеть работников образования Nsportal.ru ().
    1. Климанова Л.Ф., Бабушкина Т.В. Русский язык. 2. - М.: Просвещение, 2012. Ч.2. Выполни упр. 158, С. 113; упр. 161, С. 115.
    2. Составь 4 теста с тремя вариантами ответа по теме урока.
    3. * Используя полученные на уроке знания, составь несколько загадок по примеру из раздела Это интересно .
    Загрузка...
    Top