Что такое блуд? Прелюбодеяние и блуд - в чем разница. Блуд — это грех или просто физиология? Значение заповеди «не прелюбодействуй»

Блуд и прелюбодеяние — какое значение имеют эти грехи в Православной Церкви? Об этом Вы сможете узнать, если прочитаете нашу статью.

Блуд и прелюбодеяние

С величайшей скорбью приходится приступать к следующим страницам: в очерках, рассчитанных на крещеных, на верующих, на членов Церкви этих страниц по существу не должно было быть. Апостол Павел пишет: «А блуд и всякая нечистота и любостяжание не должны даже именоваться у вас» (Еф 5:3, см. также 1 Кор 6:9-10). Однако разврат окружающего мира сего настолько притупил нравственное чувство («худые сообщества развращают добрые нравы», — 1 Кор 15:33), что даже у воспитанных в православной вере (даже у них!) появились добрачные связи и разводы. Тот, кто не вступил в брак, кто тверд в своем брачном союзе, кого не смущают помыслы внебрачного прелюбодеяния и кто не несет крест пастырского служения, — тем лучше этот очерк не читать.

Священник Александр Ельчанинов в своих записках отмечает (и это наблюдение подтверждают другие пастыри), что мужчины часто не каются в грехе случайного похотливого прелюбодеяния, считая его малосущественным; они признаются в нем лишь при прямом вопросе исповедующего. Он вспоминает даже одну жену, говорившую уезжавшему в командировку мужу: «Если тебе будет очень нужно, то ты можешь там кем-нибудь воспользоваться, — я не возражаю и ревновать не буду. Мне важно, чтобы твоя жизнь в целом принадлежала мне». И это говорила женщина, в какой-то степени верующая, своему в какой-то мере верующему мужу. Полное непонимание Евангельских заповедей, святоотеческих наставлений, духа церковного и даже заповедей Моисеевых!

Что значит «не прелюбодействуй»?

Что можно сказать против такого греха? Приведем лишь высказывания святых Отцов и слова Священного Писания.
1. «Вы слышали, что сказано древним: не прелюбодействуй. А Я говорю вам, что всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем» (Мф 5:27-28).
2. «…блуд и всякая нечистота и любостяжание не должны даже именоваться у вас, как прилично святым, знайте, что никакой блудник, или нечистый, или любостяжатель, который есть идолослужитель, не имеет наследия в Царстве Христа и Бога. Никто да не обольщает вас пустыми словами, ибо за это приходит гнев Божий на сынов противления» (Еф 5:3~6).
3. «Не должно быть блудницы из дочерей Израилевых и не должно быть блудника из сынов Израилевых» (Втор 23:17).
4. «Бегайте блуда; всякий грех, какой делает человек, есть вне тела, а блудник грешит против собственного тела» (1 Кор 6:18). «Разве не знаете, что тела ваши суть члены Христовы? Итак отниму ли члены у Христа, чтобы сделать их членами блудницы? Да не будет! Или не знаете, что совокупляющийся с блудницею становится одно тело с нею? ибо сказано: два будут одна плоть» (1 Кор 6:15-16).
5. «Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святаго Духа, Которого имеете вы от Бога, и вы не свои? Ибо вы куплены дорогою ценою» (1 Кор 6:19-20). Как оскверню храм сей блудодеянием?
6. «Пекись о теле своем, как о храме Божием, — пекись, как имеющий воскреснуть и дать ответ Богу; бойся Бога как имеющий дать отчет Ему во всем, что наделал; когда тело твое получает рану, заботишься ты уврачевать его, так пекись, чтобы оно явилось чистым и в воскресение» (Авва Исаий)
7. «Если предающийся блуду прежде брака осуждается и наказывается то тем более — после брака. Ибо здесь бывает двойное и тройное преступление это тяжелее всякого греха.
Раскроем смысл слов великого учителя Церкви свт. Иоанна Златоуста. Здесь — грех против собственного тела и нарушение седьмой заповеди «не прелюбодействуй». Здесь — нарушение и восьмой заповеди, гласящей: «не кради», ибо «…тело твое, — как говорит Златоуст, — есть ее (жены) собственность и собственность драгоценнейшая всякого имущества. Не обижай же ее в важнейшем предмете и не наноси ей смертельной раны. Но, если презираешь ее, то побойся Бога, мстителя за такие дела, Который угрожает невыносимыми страданиями за такие грехи». Здесь — нарушение девятой заповеди — «не лжесвидетельствуй», ибо прелюбодей обычно лжесвидетельствует о себе своему супругу или супруге — большинство разводов начинается со лжи в отношениях между супругами. Здесь часто нарушение и десятой заповеди, гласящей: «не желай жены ближнего твоего, и не желай дома ближнего твоего ни всего, что есть у ближнего твоего»
8. Свт. Иоанн Златоуст восклицает: «…нет подлинно ничего постыднее человека, который блудодей-ствует после брака».
9. «Мед источают уста чужой жены, и мягче елея речь ее; но последствия от нее горьки, как полынь, остры, как меч обоюдоострый» (Притч 5:3-4).
Внебрачные связи разлагают супружескую любовь, разрушают семьи, лишают детей одного из родителей, растлевают тела и души.
10. «Я писал вам в послании — не сообщаться с блудниками; впрочем не вообще с блудниками мира сего, или лихоимцами, или хищниками, или идолослу-жителями, ибо иначе надлежало бы вам выйти из мира сего. Но писал я вам не сообщаться с тем, кто, называясь братом, остается блудником с таким даже и не есть вместе» (1 Кор 5:9-11).
11. «Подумай же, что жена терпит когда слышит от кого-нибудь или только подозревает, что ты предался блудной женщине. Представляя это, не только избегай прелюбодействий, но не подавай повода и к подозрению; а если жена будет подозревать несправедливо, то успокой ее и разуверь. Не по вражде и гордости она делает это, но по заботливости».
12. «От целомудрия рождается любовь, а от любви бесчисленное множество благ. И так считай всех женщин как бы каменными, зная, что если ты после брака посмотришь похотливыми глазами на другую женщину делаешься виновником в грехе прелюбодеяния и если увидишь, что в тебе возбуждается похоть к другой женщине и затем жена твоя от этого кажется тебе неприятною, то войди во внутреннюю комнату и, раскрыв эту книгу, взяв в посредники Павла и непрестанно повторяя эти слова, погаси пламень. Таким образом и жена будет для тебя вожделенною; потому что такое пожелание не станет истреблять твоего благорасположения к ней….
13. «Но, во избежание блуда, каждый имей свою жену, и каждая имей своего мужа. Муж оказывай жене должное благорасположение; подобно и жена мужу. Жена не властна над своим телом, но муж; равно и муж не властен над своим телом, но жена. Не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию, на время, для упражнения в и молитве, а потом опять будьте вместе, чтобы не искушал вас сатана невоздержанием вашим» (1 Кор 7:2-5).
14. «Брак у всех да будет честен и ложе непорочно; блудников же и прелюбодеев судит Бог» (Евр 13:4).
15. «Тщательно соблюдая эти слова (то есть слова 1 Кор 7:2-4. — Авт.) и на площади и дома, и днем, и вечером, и за столом, и на ложе, и везде будем и сами стараться, и жен научать и нам говорить так, чтобы целомудренно прожить настоящую жизнь, сподобиться нам и царствия небесного благодатию и человеколюбием Господа нашего Иисуса Христа, через Которого и с Которым Отцу вместе со Святым Духом слава во веки веков. Аминь.

Ни за кого так не тяжело молиться, как за впавших в блуд и прелюбодеяние.

Отречение от Христа и блуд с прелюбодеянием ставят стену между человеком и Богом, через которую трудно возносить молитву близким и любящим, и даже священникам. Как отречение от Сына Человеческого приводит к отпадению от Церкви, так и блуд, если он не растворяется глубочайшим смирением и покаянием, приводит к потере веры. Мы это знаем и на примере мирян, и на примере священников, некоторые из которых, соблудив, лишались сана (по 25-му Правилу святых апостолов и 3-му Правилу Василия Великого) и становились штатными воинствующими безбожниками. Их узнавали по бегающим блудливым глазам.

Только смирение и глубочайшее покаяние могут вернуть отрекшихся от Христа и блудников к Богу, подобно отрекшемуся от Христа ап. Петру, который «выйдя вон, плакал горько» (Мф 26:75).

Отречение может быть импульсивным, как у ап. Петра, мгновенным. Блуд же, чтобы быть совершенным, требует времени, некоторой рассчетливости, приготовления. Он не может быть грехом невольным, подобно вспышке гнева или сорвавшемуся резкому слову — он всегда грех вольный. Даже убийство может быть невольным, а у блудников всегда есть время опомниться и спросить себя: «А что я собираюсь делать?» и отойти от греха в теле, совершив его только в сердце своем. Блуд ужасен явной сознательностью совершаемого преступления.

Блудник хуже блудницы, подобно тому как алкоголичка хуже алкоголика — она практически почти неизлечима, а алкоголика, если он очень хочет, можно вылечить. Блудник гнусен тем, что он сознательно или бессознательно рассчитывает на свою безнаказанность.

«Наше дело не рожать, — насладиться и бежать», — так в оцензуренном виде звучала одна из солдатских заповедей. Женщина, а тем более девушка всегда рискует. Законченные блудники, как показывает опыт войны, в бою обычно трусы.

Мы знаем покаявшихся блудниц, ставших святыми, и великою святою почитаем Марию Египетскую. Священникам и старейшинам иудейского народа Иисус Христос сказал: «говорю вам, что мытари и блудницы впереди вас идут в Царствие Божие», но Он не сказал блудники.

Среди мужчин неизвестны извалявшиеся в блуде и ставшие святыми; среди них Марии Египетской нет.

Однако на протяжении веков нравы общества потворствовали мужчинам («быль молодцу не в укор») и осуждали женщин («гулящая баба»). Против таких взглядов выступали Отцы Церкви свтт. Василий Великий, Иоанн Златоуст и многие другие. Первый писал: «Господне изречение, яко не позволительно раз-решитеся от брака разве словесе любодейного равно приличествует мужчинам и женам. Но не то в обычае. О женах находим много строгих изречении.

«Не говори мне теперь, — восклицал свт. Иоанн Златоуст, — о внешних законах, которые жен прелюбодействующих влекут в судилище и подвергают наказаниям, а мужей, которые имеют жен и развратничают со служанками, оставляют без наказания; я прочитаю тебе закон Божий, который равно укоряет и жену и мужа и называет это дело прелюбодеянием».

Есть, впрочем, и страшные женщины, которые «на пари» или из мести, или зависти соблазняют чистых юношей и женатых мужчин. Они встречаются во всех слоях общества и имеют иногда вид респектабельных дам, увенчанных почетными званиями и степенями.

Тяжело и противно обо всем этом писать, но надо кричать со страхом и болью в сердце: «Смотрите, ка-ко опасно ходите!» Грех сидит в нас, грех мира окружает нас, предлагая нам свои соблазнительные образы. Ад нередко одевается в одежды не только «чувства», но и эстетической прелести.

Примерами могут служить любимая песня многих вечеринок «Из-за острова на стрежень», где вначале мотив захватывает шириной волжских просторов, а текст заканчивается восхвалением Степана Разина, который всю ночь «провозился» с княжной, а наутро в угоду товарищам утопил девицу, как ненужный предмет. Еще более обманчиво и вкрадчиво звучит изумительно музыкальный романс «Мой костер в тумане светит». Вдумайтесь только в страшное значение слов, одетых в изящную музыкальную оболочку: «Вспоминай, коли другая, / Друга милого любя, / Будет песни петь, играя, / На коленях у тебя…».

Можно привести множество других песен, мотивов, кинофильмов, новелл, картин и т. д., возбуждающих чувственность, растлевающих душу и тело… «Сам сатана, — по словам ап. Павла, — принимает вид Ангела света, а потому не великое дело, если и служители его принимают вид служителей правды» (2 Кор 11:14-15), — и, добавим мы, — эстетической утонченности. Вполне закономерно, что под покровом ночи в любительско-товарищеских группах и «творческих» объединениях при выездах на лоно природы под аккомпанемент страстной музыки с ее эстетически-чувственными выкриками и полушепотом молодежь развращается и разваливаются ранее заключенные браки.

В подобных «товариществах» участие христиан, членов Церкви, должно быть исключено. Помните слова ап. Павла: «Какое согласие между Христом и Велиаром? Или какое соучастие верного с неверным?» (2 Кор 6:15). Это не значит, что мы против всякого товарищества верующих с неверующими. Вопрос лишь в том, когда и в чем мы можем и должны быть с ними, а когда и в чем обязаны выйти из их среды и отделиться (см. 2 Кор 6:17), памятуя, что «дружба с миром есть вражда против Бога» (Иак 4:4).

Кажется, никогда в истории мира после потопа чувство греха не было так глубоко утрачено народами, как в настоящее время. Много потрудились князья мира сего, чтобы исторгнуть его из человеческого сознания. Особенно возмущала их всегда седьмая заповедь. Не случайно во всем мире, в разных странах с различным социально-экономическим и политическим строем растет преступность. В некоторых странах даже мужеложество не считается предосудительным поступком и такие связи охраняются законом.

Живя в условиях развращенного мира, христианин тем не менее призван к чистоте («блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят», — Мф 5:8); необходимо постоянно поддерживать в себе сознание и чувство того, где начинается грех, воспитывая в себе страх перед грехом, ибо грех, особенно плотский, удаляет нас от Бога.

Живя в миру, надо постоянно помнить, что христианин призван к «невидимой брани» со грехом, сидящим в нем, со грехом, обступающим его совне, к борьбе за чистоту и любовь, за добро, за стяжание Духа Святого, за Царствие Божие, которое, по слову Спасителя (Лк 17:21), должно быть внутри нас. Каждый христианин должен осознавать себя воином Христа Бога нашего с грехом, — воином, стяжающим радость Духа Святого уже здесь, на земле.

Борьбу с плотским грехом американец Джон Мотт, основатель христианского студенческого движения, назвал «труднейшей борьбой в жизни студента». Через эту борьбу прошли все или почти все монашествующие. Ее не избегают и многие вступающие в брак. Грех, особенно плотский, начинается с помысла, «ибо извнутрь, из сердца человеческого, исходят злые помыслы, прелюбодеяния, любодеяния, убийства, кражи, лихоимство, злоба, коварство, непотребство, завистливое око, богохульство, гордость, безумство, — все это зло извнутрь исходит и оскверняет человека» (Мк 7:21-23). Поэтому необходим постоянный контроль за своими помыслами, особенно за такими коварными, как похоть, прелюбодеяние и тщеславие.

Христос в Нагорной проповеди учил: «Вы слышали, что сказано древним: не прелюбодействуй. А Я говорю вам, что всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем. Если же правый глаз твой соблазняет тебя, вырви его и брось от себя, ибо лучше для тебя, чтобы погиб один из членов твоих, а не все тело твое было ввержено в геенну» (Мф 5:27-29).

Всемирно известный психолог В. Джеме указывал, что будет вполне закономерно, если человек, днями и неделями предающийся блудным помыслам, пойдет, наконец, в публичный дом, а святой Марк Подвижник писал: «Согрешивши, вини не тело, а мысль; ибо, если бы не текла мысль, не последовало бы за нею и тело».

Первое азбучное правило борьбы с помыслами — никакого участия в «сальных» разговорах и анекдотах. Если вам невозможно их прервать, то ни улыбкой, ничем не одобряйте их — читайте в это время Иису-сову молитву. Мы знали солдат, которые при каждом нецензурном ругательстве произносили эту молитву и за все время войны ни разу нецензурно не ругались. Вести себя необходимо так, чтобы рассказывать вам подобные анекдоты и сомнительные истории было бы психологически невозможно, а рассказывать при вас было бы неудобно. Для этого не надо объявлять себя христианином или что-то говорить, а нужно лишь иметь в себе внутреннее целомудрие и молитвенную память. Иисусова молитва в подобных ситуациях не только предохранит вас от нечистоты, но и саму психическую атмосферу коллектива вокруг вас сделает чище. Она — оружие в невидимой брани, война Христова за свою чистоту и за чистоту других. Второе азбучное правило — не ходите даже в старости на сладострастные фильмы, не участвуйте в товарищеско-любительских песенных кружках с сомнительным репертуаром, будьте целомудренны в выборе книг для чтения и т. д.

Обобщая опыт святых Отцов, изложенный в «Добротолюбии», надо подчеркнуть, что человеческое сознание не может быть не занятым: оно либо предается пустым помыслам, в том числе и блудным, либо занято молитвой и трудом, размышлением о горнем.

Для рассматриваемого греха более, чем для какого-либо другого, справедлива народная пословица: «Лень — мать всякого греха». Труд, молитва и взаимная любовь да будут спутниками вашей жизни и да охранят чистоту и прочность вашего брака.

| | | | |
блуд мифология древней, блуд мифология египта
Блуд (води́ло, укр. блуд, польск. błąd, błęd) - персонаж украинской, а также русской и польской, мифологии, нечистая сила, которая сбивает с дороги. Схожие образы существуют и у других славян. Часто блуд представлялся как нечто невидимое и неперсонифицорованное, но при этом реальное, однако, иногда мог представать в образе животного или человека.

Согласно быличкам, оказавшийся под воздействием блуда человек не способен сориентироваться на местности, на которой он оказался, и может долго блуждать, ходя кругами, иногда даже на очень маленьком пространстве. Перед ним как будто возникают непреодолимые преграды или ему просто становится нехорошо и он теряет все ориентиры. Блуд водит человека, пока тот не окажется в каком-нибудь труднопроходимом месте. некоторых случаях заблудившийся может погибнуть.

Считалось, что можно заблудиться как ночью, так и днём. Встречались представления о местах, в которых часто водит нечистая сила. ряде случаев народ объяснял действие блуда сознательным или нет нарушением запретов, правил поведения в природном пространстве. Существовал ряд ритуалов, которые выполнялись, чтобы не заблудиться или выйти на нужный путь, если уже сбился с дороги.

  • 1 Названия и распространение мифа
  • 2 Внешний облик
  • 3 Воздействие на человека
  • 4 Средства против блуждания
  • 5 Примечания
  • 6 Литература

Названия и распространение мифа

Блуд как самостоятельный персонаж, нечистая сила, которая сбивает с дороги:20, характерен прежде всего для украинской мифологии. Словом блуд в украинских мифологических текстах называют ненормальное психическое состояние человека, когда он не узнаёт знакомую ему местность и не может определить требуемое направление движения; его бесцельные и хаотические движения в таком состоянии; и неведомую демоническую силу, которая вызывает такое состояние:24. Можно говорить о том, что блуд - это олицетворение потери ориентации на местности:20. Народные верования о блуде, несмотря на довольно обильный материал:21, остаются одними из наименее исследованных в украинской демонологии:20. Представления о блуде и блуждании (укр. блукання), вызванном сверхъестественными силами распространены по всей территории Украины и сегодня, однако имеются различия традиционных и современных представлений:21.

Схожие образы существуют и у других славян:24. У русских мифоним блуд обозначает духа, заставляющего плутать в лесу, а иногда также в поле и дома, и соотносится с лешим, хотя может рассматриваться и самостоятельно. У поляков представления о сбивающем с дороги в поле и лесу демоне блуде, способном принимать образ птички, встречались преимущественно на востоке Малой Польши. Само слово блуд - общеславянское и в большинстве славянских языков означает «ошибка, заблуждение, блуждание». Иларион (Огиенко), исходя из наименования, предполагал связь блуда с восточнославянским божеством Переплутом, что, впрочем, вызывает возражения.

Другие названия персонажа: украинские - блудник:23, облуд, облуда, ман, мана, обійник; русские - блудь, води́ло, во́дка, уво́дна, мани́ло; польские - bełt, błąd, błęd:107, błądzeń, błądzón, błędnik, błud, błudón, obłęd, zwodziciel. Про заблудившегося говорили, что его водит:23, заводит, блудит, хапает:23, берёт, тягает, не пускает, манит, на него нападает, к нему чіпляється:23 нечистая сила неопределённого или самого разнообразного вида, он ходит блудом, в блуд пошёл.

В восточнославянской мифологии также способны сбивать с дороги черти, лешие:22, болотники:22, лесные и болотные люди, заложные покойники:22, русалки:22, полуночницы, полудницы, блуждающие огни:22, ведьмы:22, Дед Кострубатый:22. У западных славян с дороги сбивают лесные и болотные духи, дивьи люди, русалки, богинки, мамуны:162-163, блуждающие огни:169. Иногда указывается, что они принуждают блуждать за обиды, нанесённые им при жизни. У южных славян мотив блуждания встречается реже; у сербов могли водить осења, омаја, сотона, прикојаса, олалија; у хорватов - smetenjak, osjena. Многие из этих существ способны принимать облики различных людей, часто выступающих попутчиками, и животных.

Внешний облик

Блуд - это поливариантный и полиморфный персонаж.:20 Он может восприниматься, например, на Гуцульщине:23 и в Полесье, как нечто, лишённое чётких внешних признаков и не имеющее ни человеческого, ни животного вида - это что-то невидимое, страшное, аморфное, неперсонифицированное, но тем не менее реальное:21. Возможно, что такой неопределённый образ является более древним, чем антропоморфные и зооморфные образы:23; хотя возможно и обратное допущение, предполагающие редукцию сложного образа до олицетворения отдельной функции. Есть легенда, что блуд - это демон, скинутый с неба, но не успевший долететь до земли и зависший в воздухе.

Но в ряде историй блуд может показываться в виде животных (козы, пса, кошки, птиц), человека любого пола, сословия и возраста, иногда карлика, предмета (копны сена), света. Часто блуд описывался в виде птицы (так называемый дури́птах, дури́потя), улетающей всё дальше и заманивающей за собой человека: эта птица бывает как будто слабая, не способная лететь, а лишь убегающая от преследователя, но когда человек уже хочет схватить её и заносит над ней руку, она тут же вспархивает и отлетает на несколько шагов, где вновь садится и ждёт; человек бежит за ней дальше, и она так ведёт его за собой, пока он вовсе не собьётся с дороги. Когда идут два товарища, блуд может имитировать голос одного из них и сбивать таким образом с пути; тот же, чей голос имитируется при этом как будто окаменевает и лишается сил. Может он быть и в виде свечения - мигает на одном месте, а когда человек подходит, то переносится на другое место. Звуковых проявлений блуд, как правило, не имеет.

Воздействие на человека

Мария Якунчикова. Страх. 1895 год

Народ верил, что человек в основном не сам теряет дорогу, а что его водит нечистая сила. Оказавшийся под воздействием блуда человек не способен сориентироваться на местности, на которой он оказался, и может долго блуждать иногда даже на очень маленьком пространстве, причём как в «чужом», так и в «своём» и хорошо знакомом:24, например, на пастбище, вокруг скирды, в селе или около него:24, вокруг бузины, на огороде, в доме:24 и даже на печи:24. Перед ним как будто возникают из ниоткуда леса:25, горы, реки, стены. Или блуд показывает человеку сразу несколько дорог, так что тот не может понять, куда ему идти. Или в голове делается нехорошо, как будто наваждение:22, внезапно теряются все ориентиры:24, и человек не понимает, как попал в это место и как ему теперь выйти на дорогу:22. Человек ходит вокруг того места, которое ему нужно, но попасть туда не может. При этом жертва блуда часто ощущает головокружение, панический страх и отчаяние.:26

Согласно народным представлениям, блуд водит человека до изнеможения, издеваясь над ним. Он может завести в какое-нибудь непроходимое место: в болото, в воду, в непролазную чащу, в овраг, где делает с ним, что ему вздумается. Например, в одной истории блуд в образе женщины водит мужчину до полуночи, а после заводит его в ров и там так бьёт, что мужчина погибает на следующий день. На Терском берегу Белого моря рассказывали, что блудь может подхватить и унести человека или животное, в дальнейшем он приносит их к близким, но если не успеть забрать их тут же, то он разорвёт их на мелкие кусочки. Зимой блуждания часто заканчиваются замерзанием жертвы. По некоторым представлениям, встреча с блудом могла предрекать несчастья.

В основном считалось, что блуд не имеет привязки и к какому-либо определённому месту:24, хотя рассказывали также, что есть такие локации, где шанс заблудиться больше, например, в Украинских Карпатах был такой лес, который так и назывался Блудник. Считалось также, что блуд «цепляется» в тех местах, где кто-то повесился, где было совершено убийство или где закопан задушенный матерью младенец или самоубийца. Согласно народным представлениям, человек может заблудиться как ночью, так и днём. ряде случаев народ объяснял действие блуда сознательным или нет нарушением запретов, правил поведения в некотором месте, хозяином которого является некий дух.:26 Так, несмотря на то, что сельские жители традиционно много времени проводили в лесу, он, тем не менее всё же считался потенциально опасной, чужой территорией:26:157-158, в которой нужно вести себя как гость. Например, считалось, что нельзя в лесу переступать через поваленные деревья, наступать на сухие ветки и непонятные предметы:26; нельзя громко разговаривать, кричать и отвечать на крик:26, свистеть:32 и бегать:32. Блуждание могло начаться в следствие попадания на тропу, на след, или в место, принадлежащее духу:26, касания камня, в котором он обитает (у поляков), наступания на «блудный корень» или «блудную траву» (у чехов).

Повсеместно распространены представления, что блуд может начать водить, если дорогу перейдёт баран, заяц:26, поп или женщина:26. Человек мог заблудиться, если выйдет из дома в «недобрый» час (минуту, секунду), если перед уходом он будет проклят. Считалось, что особенно легко могут заблудиться пьяные, а также люди неблагоговейные и суеверные.

Средства против блуждания

Чтобы не заблудиться, при выходе из дома славяне традиционно рекомендовали или присесть (что, возможно, символизирует конец домашней стратегии поведения и переход к «чужому» пространству):27, 29, или перекреститься:27, 29 либо помолиться:27, 29, например прочитать «Отче наш», или произнести формулу-оберег, например: «Не сама я иду. Иисус Христос впереди, Божья Матерь позади, я - посередине. Что им - то и мне»:27, или вернуться назад перед выходом, чтобы вернуться сюда и потом:29, или взять с собой какую-то металлическую вещь:32 или кусок хлеба, особенно так называемый забутній хлеб, то есть тот, который забыли в печи при выпечке, или чеснок:32, или конский помёт, или положить в башмак четырёхлистный клевер (у сербов), или перед выездом трижды обойти воз (у лужичан). Считалось, что блуд не может повлиять на первенцов и тех, кто ест неочищенный чеснок. Если приходилось проезжать могилу самоубийцы, то на неё необходимо было бросить ветку, камень или ком глины. Аналогично в Черновицкой области, чтобы умилостивить блуд, кидали на определённые поляны в лесу ветки деревьев. украинском Прикарпатье матери, когда искали у детей вшей на голове, пугали их, чтобы принудить сидеть спокойно, что если они не найдут парное количество вшей, то ребёнок заблудится.

Для избавления от блуда советовали или вспомнить, на какой день недели в этом году выпадали Рождество:30, Благовещение либо Пасха:30 и какие блюда тогда подавали, либо с кем стоял рядом в этот день на праздничной службе, либо с кем ел первое пасхальное яйцо:30 либо яблоко в Рождественский сочельник (у чехов), или кто стоял по правую руку от заблудившегося во время причастия, или какое евангелие читали в воскресенье (у лужичан), или припомнить день своего рождения и крещения. Всё это - магия сакрального начала. После советовали взять земли из-под ног и посыпать себе на голову.:30 Также можно или переодеть наизнанку, задом-наперёд или слева-направо всю свою одежду и/или обувь или только отдельные её предметы, или согнуться и посмотреть себе между ног:28 и сказать: «Мне туда дорога», или, если едешь на волах, поскидывать с возу все верёвки, или немного посидеть на пеньке:27, или подержать руки перед глазами либо сесть на землю с закрытыми глазами (у лужичан), или раздеться, лечь и заснуть (возможно, просыпание в таком случае символизирует начало нового, «чистого» времени):27-28, или лечь лицом вниз, или посмотреть внутрь обуви:28, или заткнуть юбку за пояс, или снять один башмак и кинуть его за спину (у чехов), или сделать девять деревянных крестиков и бросить их перед собой, или поесть хлеба (у белорусов), или на Пасху съесть освящённый хрен, а когда заблудишься, то произнести: «Святой хрен, выведи меня на дорогу» (Черниговская область) либо «Хрен его знает, где я хожу». Также от действия вызывающей блуд нечистой силы помогало перекрещивание, молитва, вспоминание Бога и с другой стороны грубая брань:29 и произнесение бессмысленных фраз, например, «Приди вчера!»:29 (неправильное состояние исправлялось неправильным действием):29. одной буковинской истории человек смог избавиться от чар блуда, начав собирать его следы на заснеженном поле. Также можно попробовать откупиться от вызывающего блуждание духа едой либо водой или пообещать ему вознаграждение.:27 Упоминается и такой способ: нужно взять руки назад и сказать: «Шо перше - на небі, шо друге - двоє очів в голові, шо третє - трійця в церкві, шо четверте - штири колеса воза, шо п’єте - п’ять пальців на руках, шо шосте - курашка на небі, шо семе - де є сім дівок, своя вечерниця, шо є восьме, - де є вісім хлопців, - свої косарі, шо дев’єте - за девіть грейцарів купив у дурня вепря», на что рассерженный дух ответит: «На ше тобі запрашки до юшки».

«Вождению» приписывали и случаи пропажи людей и скота. Помочь вернуть заблудившегося могли колдуны, молитвы близких, особым образом отслуженные молебны, выкрикивание имени пропавшего в дымоход.

Примечания

  1. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 Хобзей Н. В. Блуд // Гуцульська міфологія. Етнолінгвістичний словник / Інститут українознавства імені І. Крип"якевича НАН України (укр.)русск.. - Львів, 2002. - С. 45-46. - 216 с. - ISBN 966-02-2299-8. (укр.)
  2. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60
  3. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18
  4. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31
  5. 1 2 Померанцева Э. В. Мифологические персонажи в русском фольклоре / Институт этнографии им. Н. Н. Миклухо-Маклая, Академия наук СССР. - М.: Наука, 1975. - С. 117. - 192 с. - 14 500 экз.
  6. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 Власова М. Н. Блуд; Блудь // Энциклопедия русских суеверий = Новая абевега русских суеверий = Русские суеверия: Энциклопедический словарь. - СПб.: Азбука-классика, 2008. - 622 с. - 15 000 экз. - ISBN 978-5-91181-705-3.
  7. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 Власова М. Н. Водило // Энциклопедия русских суеверий = Новая абевега русских суеверий = Русские суеверия: Энциклопедический словарь. - СПб.: Азбука-классика, 2008. - 622 с. - 15 000 экз. - ISBN 978-5-91181-705-3.
  8. 1 2 3 4 5
  9. 1 2 Дынин В. И. О номенклатуре русских мифологических персонажей // Вестник ВГУ. Сер. История. Политология. Социология. - 2012. - № 1. - С. 97-98. - ISSN 1995-5480.
  10. 1 2 3 Гура А. В. Символика животных в славянской народной традиции. - М.: Индрик, 1997. - С. 16. - 910 с. - (Традиционная духовная культура славян. Современные исследования). - ISBN 5-85759-056-6.
  11. 1 2 3 4 5 Podgórscy B. i A. Wielka Księga Demonów Polskich. Leksykon i antologia demonologii ludowej. - Katowice: Kos, 2005. - S. 49. - 560 S. - ISBN 9788389375407; ISBN 8389375400. (польск.)
  12. Блуд // Толковый словарь живого великорусского языка: в 4 т. / авт.-сост. В. И. Даль. - 2-е изд. - СПб. : Типография М. О. Вольфа, 1880-1882.
  13. Блуд // Этимологический словарь русского языка = Russisches etymologisches Wörterbuch: в 4 т. / авт.-сост. М. Фасмер; пер. с нем. и доп. чл.‑кор. АН СССР О. Н. Трубачёва, под ред. и с предисл. проф. Б. А. Ларина. - Изд. 2-е, стер. - М. : Прогресс, 1986-1987.
  14. Блуд; Блудить; Блуждать // Этимологический словарь русского языка / Под рук. и ред. Н. М. Шанского. - М.: Издательство Московского университета, 1965. - Т. I, вып. II.: Б. - С. 144-145. - 272 с.
  15. Блуд; Блукати // Етимологічний словник української мови: 7 т. / АН УРСР. Ін-т мовознавства ім. О. О. Потебні; Редкол. О. С. Мельничук (головний ред.) та ін.. - К.: Наукова думка, 1982. - Т. 1: А - Г / Укл.: Р. В. Болдирєв та ін.. - С. 212-213. - 632 с. (укр.)
  16. Худаш М. Походження наймення та релiгiйно-мiфологiчнi функцiї давньо-руського язичницького божества, вiдомого як переплут // Народознавчі зошити. - 2010. - № 1-2. - С. 88, 90. (укр.)
  17. 1 2 Зубов М. І. Кілька етимологічних зауважень до назв слов’янських міфологічних персонажів // Мовознавство. - 2010. - № 2-3. - С. 118. (укр.)
  18. 1 2 Лепкий Д. Х. З віровання нашого люду: блуд або ман, обійник // Зоря. - 1884. - № 23.
  19. 1 2 3 4 5 6 7 8 9
  20. 1 2 Хобзей Н. В. Мана // Гуцульська міфологія. Етнолінгвістичний словник / Інститут українознавства імені І. Крип"якевича НАН України (укр.)русск.. - Львів, 2002. - С. 124-125. - 216 с. - ISBN 966-02-2299-8. (укр.)
  21. 1 2 Санникова О. В. Польская мифологическая лексика в этнолингвистическом и сравнительно-историческом освещении: автореферат дис. … кандидата филологических наук / Институт славяноведения и балканистики АН СССР. - М., 1990. - С. 6. - 16 с. - (10.02.03: Славянские языки).
  22. 1 2 Pełka L.. Demonologia leśna // Polska demonologia ludowa. - Warszawa, 1987. - S. 105-111. - 236 S. - ISBN 83-207-0610-6. (польск.)
  23. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40
  24. 1 2 3 4 Baranowski B.. Duchy leśne // W kręgu upiorów i wilkołaków. - Łódź: Wydawnictwo Łódzkie, 1981. - S. 157-170. - 326 S. - ISBN 83-218-0072-6. (польск.)
  25. Демонології української символіка: Блуд / Л. Е. Довбня // Енциклопедичний словник символів культури України / За заг. ред. В. П. Коцура, О. І. Потапенка, В. В. Куйбіди. - 5-е вид.. - Корсунь-Шевченківський: ФОП В. М. Гавришенко, 2015. - С. 208. - 912 с. - ISBN 978-966-2464-48-1. (укр.)
  26. 1 2 3 Гайдученко Л. В. Світоглядні орієнтири малоросів Буковини в міфологічних та християнських легендах у записах Л. А. Штауфе-Симигиновича // Мова і культура. - 2012. - Т. 4, вып. 15. - С. 267-268. (укр.)
  27. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
  28. 1 2 3 Франко І. Я. Людові вірування на Підгір"ю // Етнографічний збірник. Т. V / Під ред. І. Я. Франко. - Львів: Друкарня Наукового товариства ім. Т. Шевченка, 1898. - С. 173, 210. (укр.)
  29. Виноградова Л. Н. Народная демонология и мифо-ритуальная традиция славян / Отв. ред. С. М. Толстая. - М.: Индрик, 2000. - С. 119. - 432 с. - (Традиционная духовная культура славян. Современные исследования). - ISBN 5-85759-110-4.
  30. 1 2 3 4 5 6 7 10 июля 10 июля 2016. (укр.) (рус.)
  31. Кузьмінська Б. «Ходячі мерці» в сучасних віруваннях опілян // Питання стародавньої та середньовічної історії, археології й етнології. - 2012. - Т. 1. - С. 244. (укр.)
  32. 1 2 3 Наугольник Д. Категорія нижчої міфології в системі світоглядних уявлень карпатських українців // Poznańskie Studia Slawistyczne. - Wydawnictwo Naukowe UAM, 2012. - № 3. - С. 268. - ISBN 978-83-232-2473-0. - ISSN 2084-3011. (укр.)
  33. Мойсей А., Боднарюк Ю. Демонологічні уявлення українців Новоселицького району Чернівецької області (на прикладі села Чорнівка) // Карпати: людина, етнос, цивілізація. - 2011. - № 3. - С. 208-209. (укр.)

Литература

Вторичная литература

  • Лепкий Д. Х. З віровання нашого люду: блуд або ман, обійник // Зоря. - 1884. - № 23. (укр.)
  • Колесса Ф. М. Людові вірування на Підгір"ю, в с. Ходовичах Стрийського пов.: Народна міфологія: Блуд // Етнографічний збірник. Т. V / Під ред. І. Я. Франко. - Львів: Друкарня Наукового товариства ім. Т. Шевченка, 1898. - С. 93-94. (укр.)
  • Гнатюк В. М. Блуд // Нарис української міфології. - Львів: Інститут народознавства НАН України, 2000. - С. 122-123. - 263 с. - ISBN 966-02-1460-X. (укр.)
    • Гнатюк В. М. Останки передхристиянського релігійного світогляду наших предків: Блуд // Етнографічний збірник. Т. XXXIII. Знадоби до української демонології, т. II, випуск 1. - Львів: Друкарня Наукового товариства ім. Т. Шевченка, 1912. - С. XXIV-XXV. (укр.)
  • Власова М. Н. Блуд; Блудь; Водило // Энциклопедия русских суеверий = Новая абевега русских суеверий = Русские суеверия: Энциклопедический словарь. - СПб.: Азбука-классика, 2008. - 622 с. - 15 000 экз. - ISBN 978-5-91181-705-3.
  • Новичкова Т. А. Блуд // Русский демонологический словарь. - СПб.: Петербургский писатель, 1995. - С. 58-59. - 640 с. - 4100 экз. - ISBN 5-265-02803-X.
  • Блуждать / Е. Э. Будовская // Славянские древности: Этнолингвистический словарь: в 5 т. / Под общей ред. Н. И. Толстого; Институт славяноведения РАН. - М. : Международные отношения, 1995. - Т. 1: А (Август) - Г (Гусь). - С. 197-199. - ISBN 5-7133-0704-2.
  • Левкиевская Е. Е. Низшая мифология славян: Блуд // Очерки истории культуры славян / Институт славяноведения и балканистики РАН. - М.: Индрик, 1996. - С. 192-193. - ISBN 5-85759-042-6.
  • Хобзей Н. В. Блуд; Мана // Гуцульська міфологія. Етнолінгвістичний словник / Інститут українознавства імені І. Крип"якевича НАН України (укр.)русск.. - Львів, 2002. - С. 45-46, 124-125. - 216 с. - ISBN 966-02-2299-8. (укр.)
    • Хобзей Н. В. Міфологічна лексика в «Галицько-руських народних приповідках» Івана Франка // Записки Наукового товариства імені Шевченка. - Львів, 2005. - Т. CCXL. Праці Філологічної секції. - С. 456. (укр.)
  • Чебанюк О. Ю. Блуд чіпляється людини найбільше в лісі. Gazeta.ua (17 вересня 2009). Проверено 10 июля 2016. Архивировано из первоисточника 10 июля 2016. (укр.) (рус.)
  • Чебанюк О. Ю. Українські народні вірування і перекази про блукання: семантика, прагматика, функції // Слов"янський світ. - 2014. - № 13. - С. 20-32. - ISBN 966-02-2984-4. (укр.)

Сборники мифологических рассказов

  • Materyjały do demonologii ludu ukraińskiego: z opowiadań ludowych w powiecie czehryńskim / Spisał A. Podbereski. - Kraków: Drukarnia Uniwersytetu Jagiellońskiego, 1880. - S. 48-54. - 82 S. - (Zbiór wiadomości do antropologii krajowej. Dział III, t. IV). (польск.)
  • Блуд // Етнографічний збірник. Т. XV. Знадоби до галицько-руської демонології / Зібрав В. М. Гнатюк. - Львів: Друкарня Наукового товариства ім. Т. Шевченка, 1903. - С. 107-113. (укр.)
  • Матеріали до гуцульскої демонології: Блуд / Записав у Зеленици, Надвірнянського повіта, 1907-1908, народний учитель А. І. Онищук // Матеріали до української етнології. - Львів: Друкарня Наукового товариства ім. Т. Шевченка, 1909. - Т. XI. - С. 96. - 139 с. (укр.)
  • Блуд // Етнографічний збірник. Т. XXXIII. Знадоби до української демонології, т. II, випуск 1 / Зібрав В. М. Гнатюк. - Львів: Друкарня Наукового товариства ім. Т. Шевченка, 1912. - С. 208-222. (укр.)

блуд картинки, блуд мифология древней, блуд мифология египта, блуд энд соул

Блуд (мифология) Информацию О

Блуд - это половое распутство или разврат, если выражаться простыми словами. Это явление, которое несет негативный характер. Люди в современном мире распоряжаются свободно своими телами и отношениями и на данные понятия не обращают внимания или смотрят с долей скептицизма.

Одно дело - социальный взгляд, а другое - религиозный.

Нечистый демон

Так можно назвать блуд. Многие не понимают, что такого в плотских отношениях вне брака, ведь совершается всё по согласию обоих и без нанесения ущерба или какого-либо вреда.

Но так как тема религиозная, следует вспомнить о значении слова «грех». Под ним подразумеваются беспредел и беззаконие. А нарушаются законы именно духовной жизни, вследствие чего происходят саморазрушение и беды. Ведь на грехах и ошибках ничего хорошего не строится.

В святом писании найдется целомудренное и подробное объяснение того, чем является блуд. Хоть после него и не возникает тяжелейших последствий, он всё равно считается грехом. Священный источник предупреждает, что если не перестать будить и не покаяться, то не наследовать царства Божия. Блудникам до покаяния и прохождения через нравственно-исправительные меры запрещено причащаться. Такие меры долго длятся и весьма суровы.

Причины негативного восприятия

В православии интим никогда не возбранялся. Он даже благословлялся, но только тогда, когда женщина и мужчина объединялись в брачный союз. Еретик Павел писал об интиме, что не стоит уклоняться друг от друга, но надо обязательно заключить брак, чтобы сатана не искушал.

Брак всегда считался чем-то высоким и духовным, святым. После его заключения жена и муж становились одной плотью. Интимные и близкие отношения закрепляли их союз и сильнее привязывали друг к другу супругов.

Мужчины и женщины в браке объединяются в единую плоть во имя своей любви, но вне его это считается грехом. Поэтому блуд - это проявление безответственности, слабости и получения греховного наслаждения. Каждая такая связь - это глубокая рана для тела и души, которую часто осознают, лишь столкнувшись с последствиями. Если человек находит свою любовь и вступает в брак, все его прошлые связи кладутся на душу тяжёлым грузом. Ведь прошлые грехи стереть невозможно.

Блуд соединяет людей лишь ради осквернения тела и души. Это не даёт человеку истинного счастья. Его можно найти только в доверии и любви, духовном единении.

Что влияет на буйство плоти

Следует отметить несколько причин , по которым усиливается тяга к блуду у многих людей. Перечислил их церковный писатель Aвва Исаи в «Отечнике». Он отметил:

  • тщеславие;
  • любовь к красивым одеждам;
  • празднословие;
  • долгий сон.

Всё перечисленное касается получения удовольствия и удовлетворения собственных желаний. Следует отказаться от всего этого и заняться молитвословием. Ничего нельзя оставлять, ведь страсти держатся друг за друга, словно звенья в цепи.

Другие мнения

Существуют современные трактовки. Мыслители нашего времени говорят, что на вопрос, почему блуд является грехом, можно ответить только с религиозной точки зрения. Ведь с других позиций всегда будут контраргументы.

Человек, живущий в разврате и блуде, не видящей разницы между супружеской добродетелью и распутством, воспринимает цинично и иронично всё ранее сказанное. Таковых называют порабощенными, больными физически и опустившимися морально. Блудник, согласно православным законам, - это одержимая личность, которая является жилищем демонов. В данных суждениях приводят в качестве примеров сексуальных маньяков и «падших женщин».

Последствия блуда

Если отойти от религии, то, конечно же, вспомнятся венерические заболевания, слухи о непорядочности человека, незапланированная беременность и нравственная распущенность.

Также близкородственный брак противоречат божьим заповедям и считается блудом и грехом. Если рождались дети от такого брака, то часто с генетическими уродствами и пороками, которые отражались и на их потомках.

В ветхом завете говорится, что, кто посягнет на подобное блудодеяние, тот будет предан дьяволу.

Женщины-блудницы

Можно подробнее рассказать и о развратных женщинах. Блудница в Библии - это персонаж, который встречается с первой и по последнюю книгу. Если говорить простыми словами, то это проститутка. Свои услуги, согласно Библии, они предоставляли за козлят, но далее брали и более ценное богатство.

В Священных источниках упоминаются только развратные женщины, о мужчинах ни слова. Также в Библии нет строк, в которых говорится, как девушки становятся проститутками.

Как такое осквернение могло вообще произойти, неясно. Остаётся только догадываться. Возможно, что бедные семьи девушек посылали их на заработки. Ведь в те времена они находились полностью под отцовским контролем, так что если бы главный в семье пожелал, чтобы она стала проституткой, то против отца у неё не получилось бы пойти. Итогом этого становится принужденный блуд.

Прелюбодеяние

Это понятие имеет непосредственное отношение к теме, но его следует отметить отдельно и разобраться, в чём же разница между блудом и прелюбодеянием.

Прелюбодеяние, согласно словарю, - это супружеская измена . То есть это тоже является интимным плотским грехом. Дословно еврейское слово «прелюбодеяние» переводится как нарушение брака. Бог полагает, что этим грехом народ отступает к иным идолам.

Грехи против целомудрия

Это именно то, чем являются блуд и прелюбодеяние. Что общего и в чём разница, - очевидно. Мыслители нашего времени называют это грехом против целомудрия. Дух современного мира всячески соблазняет и развращает. Такому воздействию противостоять все сложнее. Соблазн присутствует везде: в эфире и СМИ, на рекламных щитах и в видеороликах, в песнях, книгах и музыке, в социальных сетях.

Если отвлечься от религии, встречается множество поломанных судеб, суицида, жизненных трагедий и болезней от плотских грехов. Плотские грехи ужасны тем, что они словно опаляют и отравляют сердца и души людей. Человек, даже раскаявшийся, пытается долгое время излечиться.

Плоским грехам очень тяжело противостоять. Человек, поддавшись им, получает сильное удовольствие. Это схоже с наркотическими веществами . Разврат также вызывает зависимость.

Понятие похоти

«Похоть» не является синонимом к слову «блуд», но понятия эти родственные. Под термином подразумевается искажение отношений полов, а не половое желание. К похоти ведет грехопадение, которое связано с эгоизмом, жаждой власти, видением в человеке только объекта для своего удовлетворения.

Похоть - это незаконная страсть, вожделение, которое отвращает человека от Бога и развращает его сердце. Всё это влечет к грехам. По Библии, похоть является самым опасным и частым грехом, который заразен .

Как наказывает Бог за блуд

Все вышеперечисленные грехи являются настоящим злом , даже если на них смотреть с человеческой и нравственной точки зрения, а не с религиозной. Что происходит после прелюбодеяния? Человек:

Если возвращаться к религии, то стоит знать, что искупление возможно только в том случае, если человек обратится к Господу с чистосердечным покаянием. Важно действительно раскаиваться в содеянном и просить прощения искренне.

Человек перестает жить прежней жизнью , понимает, что чернота пожирает его изнутри. И он направляется в церковь в поисках успокоения, поняв силу совершённых грехов и их тяжесть. Понимает, как сильно страдает его тело, пытаясь найти утеху в случайных связях. Чем раньше человек поймет, что он наделал, и переосмыслит свою жизнь, тем быстрее он станет на правильный путь, от которого начнется дорога к счастью.

Блуд - понятие, требующее уточнения. Если поговорить с верующими, каких только определений не услышишь! Для кого-то блуд - любая плотская страсть, и всякая она - грех. Другой копает глубже, мол, блуд, он разный: словоблудие в том числе, а не только физические стороны греха. Для одного блуд - измена, для второго - проституция, для третьего - секс вне брака, а четвёртый во всяком интимном акте видит блудодеяние.

Внесём же для начала ясность, что на самом деле говорит на эту тему православие. А затем поговорим, как избавиться от греха блуда и почему это нужно.

Блуд - это интимная близость людей вне брака, а также отклонение от промысла Божьего

Блуд - это многозначный термин. В православии есть два значения этого понятия:

отвержение веры в существование богов

  1. Блуд - это интимная близость людей, которые не состоят в законном браке.
  2. Блуд - это любое отклонение человека от замысла Божьего (атеизм, язычество).

Второе определение - более широкое. Но чаще, говоря о блуде, православные подразумевают разные действия интимного характера, которые не одобрены Церковью:

  • любодеяние - блудное разжение, то есть намеренная попытка распалить в себе плотские страсти. Потакание своим желаниям. Обычно имеются в виду действия интимного или услаждающего характера, совершённые не в браке. С точки зрения православия, это неестественный и греховный путь. Сексуальную связь до брака можно назвать и блудством, и любодеянием. Это довольно широкий термин;
  • прелюбодеяние - супружеская измена, нарушение верности. То есть, технически это уже не блуд, а другой грех;
  • рукоблудие - онанизм.

Блуд - это не только сексуальный грех, но и невоздержанность.

Соответственно, можно дать определение разным сопутствующим понятиям. Блудница - это просто распутная женщина, не замужняя. А если она таким занимается в браке, то это уже прелюбодейка, либо блудная жена.

Но понятия часто смешиваются и путаются в разных источниках. Например, свт. Григорий Богослов даёт такое определение:

«Блудом и прелюбодеянием

называется не только грех

в рассуждении тела, но и всякий грех,

особенно же беззаконие

в рассуждении Божества».

Григорий Богослов

Да и в Ветхом Завете 7-ая заповедь содержит всего один закон - «не прелюбодействуй», но христиане понимают её шире - как запрет любых грехов интимного характера.

Поэтому всегда нужно уточнять, что каждый конкретный источник подразумевает под блудом, любодеянием или прелюбодеянием.

Блуд мешает духовному развитию православного человека

О том, какой вред может причинить блуд верующему христианину, сказал апостол Павел в Священном Писании:

«Тело же не для блуда, но для Господа, и Господь для тела. Бог воскресил Господа, воскресит и нас силою Своею. Разве не знаете, что тела ваши суть члены Христовы? Итак отниму ли члены у Христа, чтобы сделать их членами блудницы? Да не будет!

Или не знаете, что совокупляющийся с блудницею становится одно тело с нею? ибо сказано: два будут одна плоть. А соединяющийся с Господом есть один дух с Господом. Бегайте блуда; всякий грех, какой делает человек, есть вне тела, а блудник грешит против собственного тела.

Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святаго Духа, Которого имеете вы от Бога, и вы не свои? Ибо вы куплены дорогою ценою. Посему прославляйте Бога и в телах ваших и в душах ваших, которые суть Божии».

(1 Кор. 6:13-20)

Самое страшное утверждение для православного верующего звучит в этих строках: «блудники и прелюбодеи царства Божия не наследуют». Но у христианина всегда остаётся возможность покаяться и исправить ситуацию.

Православие противопоставляет блуд браку и считает его грехом

Православие негативно относится к блудной срасти и ставит её в один ряд со многими другими грехами. Это не случайно, ведь апостол Павел называет блуд грехом в одном списке с мужеложеством и идолослужением:

«Не обманывайтесь: ни блудники, ни идолослужители, ни прелюбодеи, ни малокии, ни мужеложники… Царства Божия не наследуют».

(1 Кор. 6: 9–10)

Православие опирается не только на Священное Писание, но и на труды Святых Отцов. О блуде высказывались многие из них. Святитель Василий Великий противопоставлял блуд браку:

«Блуд - не брак, и даже не начало брака.

Посему если возможно,

чтоб вступившие в связь блудно,

разлучались, то это всего лучше;

если же они всемерно желают жить вместе,

то пусть понесут наказание,

но и получат дозволение,

чтоб не было чего худшего».

Василий Великий

святитель

Он же писал, что в блуде виноваты обе стороны:

«Блудник, который слагает вину на блудницу, что она побудила его ко греху, не меньшему за это подвергается осуждению».

Иоанн Златоуст подчёркивает нечистую природу блуда:

«От блуда все тело

становится нечистым,

оно оскверняется так,

как бы упало в грязный сосуд,

наполненный нечистотою».

Иоанн Златоуст

Безусловно, «Всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем», но мысли - это одно, а поступки - другое. Лучше всего восхищаться красотой без желания обладать. К этому стоит стремиться.

Сексуальная жизнь супругов - это не блуд, православие её одобряет

Но не стоит спешить с выводами и ставить крест на сексуальной жизни. Как раз к ней у христианства в целом и у православия в частности положительное отношение. Апостол Павел не забывает об этом в своём послании:

«Муж оказывай жене должное благорасположение; подобно и жена мужу.

Жена не властна над своим телом, но муж; равно и муж не властен над своим телом, но жена.

Не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию, на время, для упражнения в посте и молитве, а потом опять будьте вместе, чтобы не искушал вас сатана невоздержанием вашим».

(1 Кор. 7: 3–5)

Блуд - не секс вообще, а секс незаконный, то есть, незакреплённый законом - церковным или человеческим. Конечно, есть разные ситуации. Мужчина и женщина, которые остались друг с другом на всю жизнь на необитаемом острове, выхода не имеют.

Но в большинстве случаев люди пренебрегают браком. Именно это православная Церковь и осуждает. Она считает, что отношения необходимо подкреплять поступками.


Брак - это официальное заявление о принятии на себя ответственность за человека. Женатую пару благословляет Святой Дух. Так на это смотрит Церковь.

Брак - это противовес блуду.

Противоестественные блудные грехи между супругами - это нонсенс. Православная Церковь не влезает в интимные отношения мужчины и женщины, дозволяя им заниматься тем, что они считают для себя приемлемым.

Единственное ограничение в православной традиции касается анального секса. Всё остальное рассматривается как скрепляющее отношения и физическое выражение любовного чувства.

6 признаков блуда

Чтобы демон блуда не взял над человеком верх, полезно знать признаки греха. Их помогают сформулировать труды преподобного аввы Исайи:

1. Празднословие - то есть, разговоры сверх меры на темы, не полезные для духовного развития. Это тревожный звоночек для верующего, так как ум его мятежен и может навести на блудство.

От словоблудия предостерегали оптинские старцы. Преподобный Амвросий утверждал следующее:

«Благое говорить - серебро рассыпать, а благоразумное молчание - золото».

«Умное молчание дороже всего. Если положить все правила благоразумия на одну весовую чашу, а на другую чашу положить благоразумное молчание, то молчание одно перевесит».

Амвросий

преподобный

2. Тщеславие - это желание выглядеть в глазах окружающих лучше, чем ты есть. Часто в корне этого стремления лежит блудная страсть.

3. Слабость - дух блуда выкачивает силы из человека, поэтому бессилие - верный признак того, что энергия уходит не в созидательное русло.

4. Беспокойность в молитве. Блудная страсть отвлекает на себя мысли и мешает молиться. Само по себе это не признак блуда. Даже монахи признаются в том, что их отвлекают блудные мысли. Вопрос в том, кто победит.

5. Чрезмерное внимание к внешнему виду. Ухаживать за собой - это прекрасно. Нет ничего плохого в том, что молодая девушка красиво наряжается для мужа или для того, чтобы выглядеть привлекательно.

Но иногда это перерастает в нарциссизм, культ собственного тела. Тогда плоть превращается в товар. Нужно уметь выдержать меру.


6. Пресыщение. Отношения полов иногда могут человеку надоесть. Причины бывают разные. У кого-то просто слишком много забот, чтобы расслабиться, кто-то психически заболел.

А бывает, что человек стал жертвой блуда: его голова настолько забита одной похотью, что от обычного секса просто тошно. Хочется излишеств, чтобы искусственно подогреть интерес. Это уже блудное сознание.

Православная Церковь запрещает рукоблудие

Что такое грех рукоблудия? Это онанизм, хотя к библейскому Онану это не имеет никакого отношения. Церковь негативно относится к рукоблудию потому, что видит в нём искажение отношений между полами.

Обычно в плотских отношениях участвуют жена и муж, а здесь нет двух полов, только один. Это форма любви к себе. Православие предупреждает - душа должна быть властна над своим телом, а не наоборот.

Святые отцы говорят о рукоблудии как о грехе, против которого сложно бороться.

Святитель Феофан Затворник считал, что грех этот вреден для души:

«Кто частым удовлетворением этой похоти образует в себе склонность к услаждениям её, тот болезнует похотною страстию, которая тяготит, томит и мучит его тирански.

В этом состоянии она овладевает всем человеком, и он начинает проводить жизнь свою только среди таких порядков, которые могут питать и услаждать её.

Прелюбодеянием называется физическая близость людей, состоящих в супружестве с другими. К этой страсти относят блудные ощущения и желания чужого тела, нечистые помыслы и беседы в пошлой манере. Прелюбодействует не только изменщик, но и тот, с кем этот грех совершается: вина и позор лежат на обеих сторонах.

Блуд и прелюбодеяние: в чем отличие

Апостолы говорят, что всякие нечистые дела и мысли вообще не должны упоминаться в Священных писаниях. Однако окружающий разврат чрезвычайно притупил чувства нравственности, что даже у воспитанных в христианстве людей появились добрачные половые отношения и разводы.

  • Грех прелюбодеяния в православии ассоциируется, в первую очередь, с супружеской неверностью, изменою. Поддаваясь плотским соблазнам, человек разрушает собственную семью. Страсть можно расценить как предательство, потому что заключенный брак всегда является священным союзом. Разрушаются отношения, на спад идёт все то, что было построено в любви друг к другу.
  • Блуд отличается тем, что люди вступают в связь, не состоя в брачных отношениях. Человек всем своим видом и поведением показывает, что имеет сильное желание добиться поставленной перед собою цели. Блудная жизнь заставляет нарушать моральные устои и ослепляет разум личности, нарушает закон целомудрия.

Прелюбодействующие личности провоцируют большое количество проблем и бедствий. Грех разрушает дома и порождает раздоры, иссушает любовь и благорасположение. Распутники лишают себя огромного количество благ и заменяют их дьявольскими неурядицами.

Православные священники говорят, что нет никого постыднее человека, совершающего мерзкое прелюбодеяние.

На заметку! Подозревающие в измене живут тяжелыми эмоциями. Им кажется, что стол наполнен ядами, а дом окутан бесчисленным злом. Таким людям плохо спится, не милы им речи добрых друзей и свет яркого солнца. Они испытывают страдания не только, когда видят прелюбодеяние своей половины, но и при мыслях об этом.

Супруги должны быть очень близки друг с другом, поэтому им становится тягостно, когда муж или жена оказывается в нечистом и незаконном услужении другого человека. Люди, предающиеся блуду, крайне осуждаются народом и религией. Прелюбодеяние влечет большее наказание, потому что супруги заключали священный договор и клялись в верности друг другу.

О семье в православии:

Верующая на исповеди

Наказание за прелюбодеяние

Блудом именуют плотскую утеху без причинения какого-либо ущерба другому.

Грех прелюбодеяния порождает навет (ложь) и обиду законному союзу. В качестве наказания церковь может отлучать прелюбодействующего от приобщения к Святым Тайнам на 15 лет. Блуднику предписывается семилетний срок.

Важно! Мера епитимии (церковного наказания) устанавливается в зависимости от состояния совершившего грех человека.

  • Народ весьма порицает всякое проявление неверности, поэтому прелюбодей будет ощущать неприятные разговоры на стороне.
  • Впавшие в блуд не могут причащаться, пока не понесут покаяние.
  • Наказание происходит от собственной совести, которая не дает забыть грех долгое время. Очищение приходит только после уничтожения памяти об этом событии.
  • Последствием греха прелюбодеяния являются страдания, рождающиеся после узнавания об измене. Супругам приходится добиваться развода, потому что сохранить брак еще сложнее.
  • Любой блудный грех закрывает душе ворота в Небесную обитель.
  • Прелюбодеи понесут «вторую смерть в адском озере, преисполненном огня и серы.
  • В Новом Завете тела каждого человека становятся членами Христова тела, поэтому согрешивший наносит бесчестие Сыну Божьему и расторгает первозданное единство. Потеряв священную опору, человек отдается во власть чудовищных демонов.
  • Блуд и прелюбодеяние сооружают метафизическую стену, через которую тяжело просачиваются молитвы и прощения. Если не проводит соответствующих мер по исцелению души, есть вероятность отпасть от Церкви и Бога навсегда.
  • От прелюбодея отстраняются, отворачиваются. Его считают предметом позора и презрения, он приносит печаль своим родителям и является предметом нелестных отзывов.
  • Грех прелюбодеяния в православии способен разрушать не только физическую, но и духовную оболочку. Они аннулируют законы морали, которые имеют независимость от воли человеческой.
На заметку! Святой Василий, рассуждая о супружеской измене, не делал различий между прелюбодеяниями со стороны жены и мужа. В обоих случаях грехи становились смертными и требовали полного покаяния .

Это позиция долгое время не приживалась в христианской традиции, потому что жена в древние времена не имела статуса полноправного члена общества.

Значение заповеди «не прелюбодействуй»

Против этого греха особую силу имеют высказывания святых Отцов и определенные отрезки из Евангелие.

  • Прелюбодействует уже тот, кто с вожделением смотрит на женщину.
  • Дети Израиля не должны подвергаться этой страсти, так как Небесная обитель не принимает нечистых сердцем людей.
  • Тела в православии расцениваются как храм, в котором обитает Святой Дух. Считается, что нет ничего в материальном мире, что принадлежало бы нам, поэтому грешить в гостях запрещено и противоестественно.
  • Необходимо позаботиться о чистоте тела своего, потому что придет время и каждому христианину придется дать ответ за проделанную жизнь.
  • Прелюбодейство обязательно судится Всемогущим Господом, но чистый брак и непорочное ложе Богом разрешены.

Причины прелюбодеяния и греха блуда в православии

Важнейший фактор падения в эту опасную страсть - мысленное стремление к услаждению плоти и нетрезвой жизни. Враг (грех) находит лазейки в сознание христианина, если последний не отгоняет прочь злые и блудные помыслы. Душа, ослабившая контроль над соблазнами, приближается к несчастному и губительному падению.

  • Священнослужители отмечают, что прелюбодеями и блудниками становятся те, кто уже подпал под власть другой страсти. Корень любой похоти находится в стяжании похвалы и славы.
  • Греховность усиливается, когда люди не охраняют своего тело от предметов соблазна. Гордость и тщеславие, которые редко замечаются личностью, побуждают идти на блудные сношения ради удовлетворения собственной похоти.
  • Апостолы называют причиною любодеяния (блуда) и прелюбодеяния пресыщенность. Когда тело наше сыто, бес обжорства отходит и приглашает нечистый дух прелюбодеяния придти и смутить разум грязными помыслами, а тело - истечениями.
  • Дух сонливости также достаточно мучает несчастного, потому что ленный и сонливый рассудок не способен оказать полноценное сопротивление суровому бесу блуда.
  • Часто помощь Всевышнего отступает от просящих, потому что те злословят, укоряют и осуждают своих ближних. Идя против братьев, человек остается один и оказывается неспособен противостоять разрушительным соблазнам.
  • Набег мысли - стремительная причина, которая практически неуловима сознанием. Она без слова и образа мгновенно возбуждает страсть.

Как искупить блудливый грех

Каждая из страстей способна захватить душу и отстранять от общения с Вечной чистотою Господа. Если грехи объединяются, становится сложение выйти из опасного положения, поэтому делом каждого православного заключается в истреблении всех семян греховности.

  • Первое дело - очищение тайников сердца, что позволит увидеть в душе Бога. Он будет давать наставления и верные советы, которые уберегут от влияния греха блуда. Ни одна мысль не скроется от Творца, поэтому стремление к блуду или прелюбодеянию должно уничтожаться большим стыдом перед лицом Всевышнего.
  • Священнослужители учат мирян быть более внимательными к чувствам и желаниям. Бесы похотливой греховности часто предстают в образе полезного и благого дела. Нечистые создания сначала помрачают ум, а после втолковывают то, что им нужно.
  • Исцеление придет, когда помышление о противоположном поле перестанут возбуждать страсть. Для снижения соблазна необходимо уменьшать время общения и отстранять от себя порочные размышления. Огонь похоти разгорается именно в движении мысли, а не в теле.
  • Так как бесовское нападение совершается на организм и душу, сопротивляться следует двояким способом. Одного телесного поста недостаточно, мирянину следует постоянно размышлять о Священном Писании , а также занимать свои руки трудом или рукоделием.
  • Если возникает перед человеком искушение, он обязан найти причину, внутреннюю или внешнюю, и искоренить ее. Целомудрие предполагает простоту в одеянии и покой собственной плоти, что не позволит возникать в уме блудным настроениям.

Молитвенная помощь:

Дело каждого христианина - истребление порочного настроения. Этим способом верующий приближает себя к истинному знанию, чистоте и блаженству.

  • Христианин обязан избегать греха пьянства , что позволит быть бдительнее, и не даст бесу блуда ввести в соблазн. Необходимо очищать собственное сердце, в котором, по словам Соломона, обитают источники жизни и смерти. Человеку нужно стать смиренным и скромным, потому что страсти возникают от свободы общения.
  • Одной из важнейших орудий в борьбе - сохранение чувств в своих пределах. Церковь учит отстраниться от суеты и сконцентрироваться на достижении основной цели - очищения сердца и ума. Священники дают следующий совет: к вещам можно относиться нейтрально, даже если они и способны вызывать вожделение. Важно само отношение личности к окружению.
  • Христианин спасет душу от растления, если сумеет избежать общения с бесом прелюбодеяния. Врагу не следует противоречить, помогает абсолютное игнорирование. Противодействие лишь усилит агрессию нечистого демона, который не успокоится, пока не будет побежден смирением.
  • Еще одним способом избавления от блудных помыслов является праведный гнев. Если христианин увидит в душе признаки возрастающей похоти, он должен рассердиться на это. Сочувствие же позволит греху удержаться внутри и вернуться в моменты слабости.
  • Христианин не должен осуждать окружение, важно иметь терпение и кротость. Человеку морально запрещено приписывать другим то, о чем он не знает достоверно. Верующему рекомендуется трудиться только над собственным сознанием, расчищая дорогу в Небесные обители.
  • В борьбе помогают исповеди и молитвы. Часто эти методы являются последним шансом спасения для глубоко погрязшей души.
Важно! Сегодня молодежь становится жертвой «духа времени», и редко знает, что последствия блудной жизни могут привести к серьезным страданиям. Однако даже самая заблудшая душа имеет шанс вернуться к Богу, так как христианство есть религия воскресения. История знает большое количество примеров исправления блудниц, которые становились святыми, совершая колоссальный подвиг.

Духовная и телесная чистота (целомудрие) - это добродетель, которая является полной противоположностью прелюбодейства и блуда. Греховная измена отдает страдание семье и всем ее членам. Внебрачная связь не наносит никому обиды, но оставляет семя блуда на продолжительное время.

Церковь обязывает всех православных всеми силами искоренять эту порочную слабость с помощью молитв, исповеданий и постов. Избавление от блудных страстей открывает дорогу в царствие Небесное и очищает сознание.

Посмотрите видео о блуде и прелюбодеянии

Загрузка...
Top