Презентация на тему "полевые сорняки и борьба с ними". Урок по агротехнике растениеводства (10 класс) «Сорные растения и меры борьбы с ними Открытый урок по теме сорные растения

Зацветает мышинный горошек, И в метёлку выходит пырей, Нет, не даром о травах хороших Слышал я разговор косарей.

А Комаров

Особую и весьма своеобразную группу представляют собой сорные растения в ши­роком смысле слова. Этим термином, как из­вестно, обозначают растения, являющиеся обычным спутником человека. Где нет чело­веческих жилищ и человек является редким посетителем среди степей, лесов и т.п., там нет и этих растений. Но, как только человек поселяется в новой местности и обзаводится хозяйством, вслед за ним поселяются сорные растения, занимая место росших здесь ранее. Наоборот, стоит человеку оставить насижен­ное место, и его спутники - растения совер­шенно вытесняются другой растительностью. Сорняки можно встретить и на поле, и на пустырях, и в огороде, и у дороги. Принято считать, что сорные растения приносят толь­ко вред, но как оказалось, многие из них яв­ляются лекарственными, кормовыми, пище­выми, почвозащитными и т.д.

Если вам приходилось полоть грядки с ово­щами, то вы, наверное, встречали маленькую травку с мелкими овальными листочками, всегда мокрую на ощупь, даже в сухую пого­ду. У этой травки название неприятное - «мок

­ рица» , однако, латинское название доволь­но поэтичное ( Stellaria media ), то есть звезд­чатка средняя относится к семейству гвоздич­ных.

Действительно, её тонкие белые лепес­тки, разделённые надвое, имеют вид изящной звёздочки. По этим цветкам можно предска­зать погоду, если до 9 часов утра венчик не раскроется, то днём будет дождь. Этим баро­метром можно пользоваться всё лето, так как мокрица цветёт с апреля до поздней осени.

Это своеобразное по своей биологии рас­тение является хорошей пищей для цыплят и комнатных птиц, от чего его иногда называют «птичьим салатом». Мокрица способствует увеличению молока у коров. Данное растение может употреблять в пищу и человек в сы­ром виде, как салат, варить из него щи и де­лать пюре.

Спорыш птичий (Polygonum aviculare )

или, как называют его в народе, «травка-му-равка», имеет тонкие, но крепкие стебли, ко­торые бывают распростёрты по дороге. Из па­зух листьев торчат три розоватых мелких цвет­ка. Семена этого растения вместе с грязью налипают на обувь прохожих, на колёса авто­транспорта и переносятся таким образом по дорогам на большие расстояния. Но, это не­заметная, удивительно выносливая трава, оказывается также может быть полезной. Мо­лодая зелень её нежна и питательна. В лис­тьях есть белки, сахар и витамин С. Из неё можно приготовить суп и пюре, а из корней добывают синюю краску.

Известно очень интересное сорное расте ние, которое старые люди рекомендуют класть в постель от блох и клопов - это полынь или артемизия ( Artemisia ), названная так в честь греческой богини охоты Артемиды. Полынь относится к семейству сложноцветных. Её легко узнать по беловатым шелковисто-вой­лочным, перисторассечённым листьям, изда­ющим резкий запах. Цветёт она в июле, авгу­сте, мелкими, жёлтыми корзинками, собран­ными в крупные облистные кисти. Полынь ра­стёт на сухих почвах и переносит сильную за­суху. Это связано с тем, что обильное выде­ление эфирного масла так же как и войлок волосков на листьях, предохраняет полынь от испарения воды. Человек использует полынь как лекарственное растение при сыпи, золо­тухе и для улучшения пищеварения.

Дикорастущий пырей (Elytrigia repens )

также полезен. В его корневище содержится до сорока процентов сахара, 11% белка, 0,03% жира. Из размолотых корневищ пырея получается мука, по питательности не уступа­ющая муке из зёрен пшеницы. В Германии из корневищ пырея приготавливают особый вид пива. Содержащийся в корневищах углевод-тритици идёт на приготовление пилюль. В на­родной медицине пырей употребляют как кро­воочистительное средство. Сено из пырея -хороший корм для скота. Старые конюхи под­кармливают лошадей корневищами пырея, чтобы они были выносливы и шерсть их была гладкой и блестящей.

Злостный сорняк, бич посевов - пырей, стал родоначальником замечательных высокоуро­жайных сортов многолетней пшеницы.

Все перечисленные выше растения про­израстают у нас в Амурской области и яв­ляются одними из самых распространённых. Проходя мимо невзрачных на первый взгляд растений, мы порой даже не подозреваем о их лечебных. медоносных и других полезных свойствах.

Разработка открытого урока по предмету

«Основы агрономии»

в группе Т/М - 20 по специальности «Тракторист машинист сельскохозяйственного производства»

Тема урока:

«Сорные растения и меры борьбы с ними»

Разработала преподаватель

Д.А. Стрельцов

с. Боровской 2015

Дидактическая цель: создать условия для осознания и осмысления учебной информации посредством элементов модульной технологии и интерактивного включения обучающихся в образовательный процесс.

Цели:

  • сформировать понятие сорные растениях и растения засорители сельскохозяйст-венных посевов;
  • ознакомить с классификацией сорных растений по способу питания, размножения и продолжительности жизни;
  • сформировать представление о способах учета сорных растений в посевах культурных,
  • сформировать представление о мерах защиты культурных растений от сорняков;
  • продолжить формирование коммуникативных способностей, информационной компетентности, выстраивать свою индивидуальную образовательную траекторию.

Планируемые результаты:

обучающиеся в ходе урока должны:

  • давать определение сорные растения и растения засорители;
  • уметь обосновывать разнообразный вред, причиняемый сорными растениями культурным;
  • делать выводы о том, почему трудно бороться с сорными растениями;
  • иметь представление об экономических порогах вредоносности сорных растений и их классификации;
  • описывать способ учета сорных растений;
  • иметь представление о методах защиты культурных растений;
  • пользоваться различными источниками информации;
  • работать в парах.

Основные термины и понятия: сорные растения, прямой и косвенный вред сорных растений, классификация сорных растений, технологии защиты культурных растений от сорных трав.

Межпредметные связи: биология – фазы развития растения, химия – правила безопасной работы с ядохимикатами.

Материально-техническое оснащение :

  1. Литература: учебник Третьяков Н.Н. “ Агрономия” стр. 133-134.
  2. Видеоролик «Сорные растения»
  3. Электронная презентация по теме в программе Netobook
  4. Мультимедийный проектор, компьютер, интерактивная доска.
  5. Программные средства: Word, Nоtеbook
  6. Карточки-задания.

Х ОД У Р О К А

  1. 1. Организационный момент.

1.1. Проверка присутствующих.

1.2. Проверка готовности к уроку.

Учебный материал с указанием задания

Руководство по усвоению материала

Цель: в результате овладения содержанием модуля вы должны сформировать знания о сорных растениях, способах их распространения, о разнообразном вреде, причиняемом сорными растениями культурным; о способах учета сорных растений и пороге их вредоносности в зависимости от классификации, о методах защиты культурных растений.

Внимательно прочитайте цель урока.

Повторение изученного.

Цель: проверить усвоение основных понятий по обработке почвы, связать приемы обработки почвы с защитой культурных растений от сорняков.

Задание №1,2,3 - выполняется отдельными обучающимися на интерактивной доске.

Установите соответствие приемов обработки почвы.

Прием обработки почвы

Буква

Боронование

Культивация

Прикатывание

Дискование

Коллективная работа группы по проверке правильности выполнения заданий.

Задание 1,2,3-оцениваются отдельно преподавателем.

Работа самостоятельно в тетради для контрольных работ – выполните тест.

Проверка результатов работы.

За каждый правильный ответ - 1 балл

Устный ответ по тетради один обучающийся, остальные проверяют и выставляют баллы в оценочный лист.

Вред причиняемый сорняками

Цель: сформировать понятие сорные растениях и растения

засорители сельскохозяйственных посевов;

  • доказать, что сорные растения наносят культурным растениям ощутимый вред, выражающийся снижением урожайности и качества урожая;

Задание: прочитайте текст учебного материала на стр. 1-2 и ответьте на вопросы.

  1. Почему одни и те же виды растений называют лечебными, пищевыми, сорными? (Приведите примеры)
  2. Какой прямой вред, причиняют сорные растения культурным?
  3. Объясните косвенный вред, причиняемый сорными растениями культурным.

Работа самостоятельно с учебным материалом

Проверка выполнения работы

За каждый правильный ответ на вопрос - 1 балл выставить в оценочный лист.

Биологические особенности сорных растений.

Цель: раскрыть биологические особенности сорных растений, позволяющие им успешно конкурировать с культурными растениями;

Задание: пользуясь текстом учебника на стр. 67-68, ответьте на вопрос.

1. Почему очень трудно бороться с сорными растениями?

Критерии оценки: 3 балла за правильный ответ

2- балла за 1 ошибку.

1- балл за 2 ошибки.

0- баллов за три и более.

Работа самостоятельно в тетради

Работа с группой, проверка выполнения задания.

За правильный ответ на вопрос - 3 балла.

Классификация сорных растений

Цель: иметь представление о классификации сорных растений по способу питания, размножения, и продолжительности жизни;

Задание: Заполните схему №1(на отдельном листочке)

Критерии оценки: 3 балла за правильное составление схемы.

2- балла за 1 ошибку.

1- балл за 2 ошибки.

0- баллов за три и более.

Заполнить схему, используя учебный материал, сравните с эталонным ответом на доске.

За правильное

составление схемы - 3 балла выставить в оценочный лист.

Экономический порог вредоносности и способ подсчета сорных растений

Цель: иметь представление об экономических порогах вредоносности сорных растений и способе их подсчета;

Задание: пользуясь таблицей вредоносности сорных растений на интерактивной доске и в учебнике стр 76 дайте ответ на следующий вопрос:

1. От чего зависит порог вредоносности сорных растений?

2. Решите задачу:

Подсчет всех сорных растений проводился в посеве яровой пшеницы площадью 10 га, при этом получены следующие значения

1. подсчет- 3 растения;

2.подсчет -5 растений;

3. подсчет -2 растения;

4. подсчет- 1 растение;

определите порог вредоносности сорных растений в посевах и дайте рекомендации по целесообразности проведения истребительных мероприятий (обработка гербицидами).

Ответы написать в тетрадь.

За правильный ответ на вопрос - 1 балл.

При решении задачи пользуйтесь материалом учебника и таблицей на стр. 76. За правильное решение задачи 1 балл.

Баллы выставить в оценочный лист.

Классификация способов борьбы с сорняками

Цель: иметь представление о способах борьбы с сорной растительностью в посевах культурных растений.

Задание 1 согласно таблицы изучите способы борьбы с сорной растительностью по учебному материалу №

таблица-Классификация способов борьбы с сорняками

1.

2.

3.

4.

Самостоятельная работа с учебным материалом.

После изучения материала выполнить задание №2.

Работу выполнить в таблице.

Работа с группой, проверка выполнения задания с места.

Критерии оценки: 5 баллов-10-9 правильных ответов; 4 балла-8 правильных ответов; 3 балла-7 правильных ответов; 2 балла-6 ответов.

Подведение итогов урока.

Оценочный лист

Фамилия, имя

Критерии оценки: 20 баллов -5 оценка

14 баллов -4 оценка

8 баллов -3 оценка

3 балла -2 оценка

2. Домашнее задание стр. 140 – 146

Заполнить на отдельном листке, сдать преподавателю.

Задание на интерактивной доске по теме: «Приемы обработки почвы»

Задание №1 Игровой момент: «Черный ящик» (на интерактивной доске)

По нескольким предложениям угадайте, что спрятано в Черном ящике.

(проверка правильности ответа проводится удаление передней стороны черного ящика)

1. Это прием обработки почвы.

2. Он не является основным приемом обработки.

3. Этот прием проводят до посева культур, после посева и для ухода

за отдельными культурами.

4. Почву обрабатывают в основном на глубину до 8 см.

5. Цель этого приема выровнять и разрыхлить поверхность почвы, уничтожить всходы сорных растений.

6. Когда этот прием проводят рано весной, то его часто называют

закрытием влаги.

7. Для проведение этого приема используют игольчатые, сетчатые и зубовые

Задание №2 Установите соответствие (на интерактивной доске)

Переместите приемы обработки почвы в соответствии с их характеристикой, (проверка правильности ответа проводится на слайде удаление невидимых прямоугольников).

Задание №3 Установите соответствие приемов обработки почвы (на интерактивной доске)

Задание на карточках по теме «Приемы обработки почвы»

Задание №4 (индивидуальное)

Установите соответствие приемов обработки почвы.

Прием обработки почвы

Краткая характеристика приемов.

Буква

Боронование

Выравнивает поверхность почвы, улучшает контакт семян с почвой и ускоряет их прорастание.

Культивация

Прием часто применяют на вспаханных полях для разделки крупных глыб, а также для измельчения корневищ сорных растений.

Прикатывание

Цель этого приема выровнять и разрыхлить поверхность почвы, чтобы предотвратить капиллярное испарение влаги, уничтожить сорняки в фазу ниточки.

Дискование

Прием обработки почвы особенно необходим перед посевом, чтобы создать выровненное «плотное ложе» для семян культуры.

Во время вегетации на пропашных культурах прием используют для борьбы с сорняками.

ОТВЕТ на задание:

Прием обработки почвы

Краткая характеристика приема

Задание № 2 Дайте утвердительный или отрицательный ответ на следующие утверждения:

1. Истощение –это многократное подрезание сорняков рабочими органами культиваторов.

2. Удушение –это вытаскивание на поверхность корней сорняков рабочими органами культиваторов.

3. Довсходовое боронование - это боронование по всходам.

4. Очистка семенного материала, относится к физическим мерам борьбы с сорными растениями.

5.Химические меры борьбы не безопасны для окружающей среды.

6. Удобрения увеличивают конкурентоспособность культурных растений.

7. Гербициды бывают только сплошного действия.

8.Выжигание поля после уборки урожая- относится к экологическим мерам борьбы с сорной растительностью.

9.Картирование- это создание карт с нанесенными на них сведениями о количестве сорных растений и их плотности.

10. Приемы обработки почвы выравнивание, шлейфование дают хороший эффект в борьбе с сорняками.

Ответ на задание:

№ вопроса

Ответ (да или нет)

Фамилия, имя обучающегося______________________________________

Оценочный лист заполняется систематически после проверки выполнения заданий по каждому Учебному элементу, в конце урока все баллы по всем элементам складываются и выводится итоговый балл.

Критерии оценки по итоговому баллу: ОЦЕНКА 5 - 20 баллов

4 - 14 баллов

3 - 8 баллов

2- 3 балла

Оценочный лист

Фамилия, имя

Цель : обобщить и систематизировать уж имеющиеся знания по сорным растениям, расширить и закрепить их.

Задачи:

  1. Содействовать уточнению представлений о сорных растениях.
  2. Способствовать развитию более глубокого понимания некоторых операций ухода за культурными растениями.
  3. Содействовать развитию способности устанавливать причинно-следственные связи.
  4. Способствовать развитию временных и пространственных представлений.
  5. Развивать связь между визуальным восприятием, активным мышлением и речевой деятельностью.
  6. Способствовать развитию таких мыслительных операций как: сравнение и сопоставление, развитию памяти.
  7. Содействовать развитию ассоциативного мышления.
  8. Способствовать расширению словарного запаса.
  9. Содействовать развитию коммуникативных навыков.

Оборудование и материалы:

  1. презентация,
  2. карточки с заданиями,
  3. пластиковые ёмкости с рассадой, заросшей сорными растениями.

Ход урока.

Сегодня мы проводим урок по теме: «Однолетние сорные растения и способы борьбы с ними». Кто уже догадался, о чём мы будем говорить на уроке?
Предполагаемый ответ . Мы будем говорить о сорных растениях.
Давайте разберёмся с целями урока, узнаем, что вы должны будете научиться?

Вы должны будете:

  1. Узнать какой вред приносят сорные растения.
  2. Научиться распознавать однолетние сорные растения.
  3. Понять и запомнить способы борьбы с сорными растениями.

Цели вывешиваются на доске.

И ещё я хочу, что бы вы сегодня научились дружить, помогать друг другу слушать друг друга, так как мы будем работать парами.
Итак, в теме урока прозвучало слово «однолетние». Скажите, какие растения мы называем однолетними.

Предполагаемый ответ . Однолетние растения живут одно лето.

Учитель: Правильно. Но давайте уточним, что происходит с однолетним растением.

Предлагается рисунок на слайде.

Однолетнее растение к концу лета начинает увядать и у него образуются большое количество семян, которые попадают в землю. К зиме у однолетнего растения отмирает и надземная и подземная часть. На второй год новое растение начинает своё развитие из семени.
Очень важно запомнить, что однолетние растения размножаются семенами.

Давайте познакомимся с некоторыми особенностями сорных растений.

  1. Образуют очень много семян , на одном растение мокрицы их может созреть 25 тыс.штук.(представляется слайд с иллюстрациями).
  2. Семена прорастают при холодной погоде и долго сохраняют всхожесть.
    Например: семена мокрицы сохраняют всхожесть на протяжении 30 лет и всходят при +2°,+3 ° (представляется слайд с изображением уличных термометров С разными показателями температур) Учитель предлагает найти нужные показатели.
  3. Выживают в самых суровых условиях. (Представляется слайд с иллюстрациями).

Давайте уточним, почему нужно уничтожать сорные растения, то есть какой они приносят вред.

  1. Сорные растения развиваются быстрее культурных растений и поэтому закрывают их от солнца. (слайд)
  2. Сорные растения высасывают из почвы влагу. (слайд)
  3. Сорные растения забирают из почвы элементы питания. (слайд)
  4. На сорных растениях поселяются вредители и болезни, которые могут перейти на культурные растения. (слайд)

Попробуем выполнить задание.
На экране появляются поочерёдно два ассоциативных рисунка, комментирующих вред сорных растений.

Поясните, пожалуйста, рисунки.

Ожидаемые ответы:

  1. сорные растения забирают у культурных влагу,
  2. на сорных растениях находятся болезни и вредители, которые могут передаться культурным растениям.

Загорается слайд «Задание»

А теперь посоветуйтесь и вместе выполните задание. У вас на столах есть карточки, там напечатаны начала предложений по вреду сорных растений, вам следует их продолжить.

Задания для каждой пары.

  1. Сорные растения высасывают из почвы …………… .
  2. Сорные растения отбирают у культурных …………. ……………
  3. Сорные растения являются разносчиками …………… и …………..

Ученики выполняют задания .

Учитель: Давайте познакомимся с самыми распространёнными, чаще всего встречающимися сорными растениями.

На экране попарно появляются изображения мокрицы и лебеды, а затем сурепки и пастушьей сумки. Учитель просит обратить внимание на форму листьев и плодов.

Загорается слайд «Задание».
Затем текст задания.

  1. Определите сорные растения и подберите к ним правильное название.

В различных местах мастерской, видимых для учащихся, расположены фотографии с изображением различных сорных растений. Обучаемым надо найти 4 растения, с которыми они познакомились, закрепить на доске, и подобрать к ним карточки с названиям.

Ученики успешно справляются с заданием.

Учитель: Попытайтесь определить сорные растения по форме листьев и по форме плода.

Предлагаются слайды с формой листьев мокрицы и лебеды; и с формой плодов пастушьей сумки и сурепки.

Ученики выполняют задание.

Учитель. Перейдём к самому главному, к способам борьбы. Выясним, что надо делать, что бы сорной растительности не было.

Загорается слайд.

Способы борьбы включают:
1. профилактику (предупреждение) появления сорных растений
и их
2. уничтожение.

Слово «профилактика» для вас уже знакомо, мы с ним встречались, когда изучали профилакторный период телёнка, и говорили, что в это время надо делать всё возможное, что бы телёнок не заболел, то есть предупредить заболевание.

Давайте разберёмся с профилактикой появления сорной растительности.
(Предлагается слайд)

Комментарии к нему:

Первое, чего не следует делать, это не использовать свежий навоз, так как семена, попадающие внутрь животного вместе с травой, имеют настолько плотную оболочку, что она не разрушается пищеварительными соками. Семена выходят наружу, вместе с навозом, сохраняя свою всхожесть. Внося, свежий навоз, мы высеваем в большом количестве семена сорных растений. Что бы этого не происходило, необходимо, что бы навоз перепрел в течение 2-х лет, в этом случае оболочка семян разрушится, внутрь семени попадёт инфекция, зародыш погибнет, семена потеряют свою всхожесть.

(Предлагается слайд)

Комментарии к нему:

Второе, что надо делать, это необходимо обкашивать межи до цветения трав. Что такое «межа». Вы видите 2 вскопанных участка, а между ними полоска с зелёной травой, она находится м е ж д у, отсюда слово межа. Вот эти полоски земли, вокруг вскопанного участка необходимо скашивать до цветения трав. Почему до цветения? Потому, что после цветения начинают быстро формироваться и созревать семена, которые ветром может занести на наш участок.

Загорается слайд. «Задание».
Затем текст задания: Ответь на прочитанные одноклассниками вопросы.

Ученики выходят к учительскому столу, на котором, как экзаменационные билеты разложены карточки. Суть задания заключается в следующем: Каждая пара выбирает по одной карточке, зачитывает её, и адресует вопрос к кому-либо из другой пары.

Вопросы к заданию.

  1. Почему внесение свежего навоза увеличивает количество сорняков на участке?
  2. Что такое межа?
  3. Почему обкашивать межи надо до цветения трав?

Ученики выполняют задание.

Загорается слайд «Уничтожение».

А сейчас, давайте разбираться, всё ли мы знаем об уничтожении сорных растений?

1-ый способ это перекопка . (Загорается слайд). Но обратите внимание, копать надо не как попало, а с обязательным оборотом пласта, аккуратно укладывая один пласт к другому. В этом случае сами сорные растения перегнивают и превращаются в перегной, а семена сорных растений с глубины 27см не могут прорасти.

2-ой способ. (Загорается слайд). Провокация роста сорных растений с последующей перекопкой. Что значит слово «провокация». Провоцировать, подразумевает заставлять кого-то делать то, чего он не хочет. Часто такие ситуации у вас возникают на переменах, когда один ученик не хочет ни с кем сориться, а его начинают дразнить, обзывать, то есть заставляют его начать конфликт. Вот такое поведение называется провокацией. Зачем же мы будем провоцировать сорную растительность, то есть заставлять её прорастать. Я уже говорила, что оболочка семян очень плотная, а семена сорных растений могут сохранять свою всхожесть на протяжении многих лет. А вот проклюнувшиеся семена, очень слабые. Мы этим и воспользуемся. Представим себе участок после схода снега: почва очень плотная, на поверхности почвы находится много растительных остатков, а на них как бы в подвешенном состоянии лежат семена сорных растений, и конечно прорасти в воздухе они не могут. Мы возьмём грабли, пробороним участок, после этого на поверхности почвы появятся свежие бороздки, куда в результате боронования попадут семена сорных растений и начнут прорастать. Нам как раз это и нужно. Подождём несколько дней и перекопаем почву, ослабленные проростки семян погибнут.

3-ий способ. Довсходовое боронование . (Загорается слайд)
Представьте себе, что на участке посажен картофель, он прорастает в течение 2-х недель. За это время на поверхности почвы появляется множество мельчайших всходов сорных растений. Необходимо взять грабли, выбрать солнечный ветреный день и пробороновать участок. Мелкие всходы сорной растительности зубьями граблей будут выдернуты из почвы, солнышко и ветер нам помогут их подсушить и они погибнут.

4-ый способ всем знаком – это прополка. (Загорается слайд). Только обязательно надо выдёргивать с корнем. Иначе, что произойдёт?

Ожидаемый ответ: Растение снова отрастёт из корня.

5-ый способ. Использование чистых паров. (Загорается слайд).
Чистый пар – это участок земли, на котором в течение лета не выращиваются культурные растения.

Новое словосочетание вывешивается на доске.

Казалось бы, как просто, ничего не надо делать и сорная растительность сама исчезнет. На самом деле, этот участок земли в течение лете необходимо перекапывать. При перекопке происходит послойное очищение пахотного слоя. Представим себе, что пахотный горизонт состоит из 3-х слоёв. Семена сорных растений прорастают в том слое, который находится ближе всего к поверхности. Мы подождём месяц и в конце июня перекопаем участок с оборотом пласта на полную глубину, на 27см. На этой глубине проросшие семена погибают. Теперь на поверхности оказался нижний слой, дадим возможность прорасти семенам и перекопаем участок на 2/3. В результате семена начинают прорастать в среднем слое, снова перекапываем на полную глубину. Таким образом, очищаются от семян все три слоя пахотного горизонта. Участок стал «чистым», а «пар», потому, что когда летом тёплую землю перекопаешь, от неё поднимается пар. Отсюда название способа «Чистый пар».

6-ой способ. (Загорается слайд). Химические средства борьбы . Но этот способ на своих приусадебных участках лучше не применять. Так как химические вещества являются сильнодействующим, очень ядовитыми и опасными для здоровья и жизни человека.

Загорается слайд. «Задание». Затем сам вопрос: К какому способу борьбы с сорными растениями относятся следующие изображения?

Поочерёдно появляются изображения: лопаты, граблей, косы, рук в перчатках, парящей кучи навоза, граблей и лопаты, 3-х лопат и опрыскивателя.

Ученики определяют по изображениям способ борьбы .

Учитель: Последнее задание. Я на доске по кругу размещу названия способов борьбы с сорными растениями. А в центре буду располагать слова или словосочетания, вы посовещавшись с напарником должны будете указать стрелкой к какому способу это выражение относится и пояснить почему.

Карточки в центре. «Оборот пласт», «благоприятные условия для роста сорняков», «респиратор», «полдень», «выдёргивать с корнем», «послойное очищение».

Карточки по кругу. «Химический способ», «перекопка», «провокация роста сорняков», «довсходовое боронование», «чистый пар», «прополка».

Ученики подходят к доске и выполняют задание.

Учитель: Молодцы, справились.

Весь урок мы боролись с сорняками, защищали от них культурные растения. В результате у нас выросли замечательные цветы, которые называются: цветок «Понимания», цветок «Памяти» и цветок «Лёгкости». Только они у нас какие – то невзрачные, я предлагаю сделать их яркими и красивыми. Кому было всё понятно предлагаю закрепить лепестки розового цвета на цветке «Понимания»; кто считает, что усвоил только половину материала –жёлтого цвета; кто ничего не усвоил белого цвета. (Лепестки на всех «цветах» разной формы).

Учащиеся закрепляют лепестки, почти все розового цвета, несколько штук – жёлтого и ни одного белого.

Учитель объявляет оценки и благодарит за работу.

Презентация “Однолетние сорные растения и способы борьбы с ними”

«Географическая характеристика Африки» - Исследователи. Физико-географическое положение. Письма. Река Нил. Африка. Исследования финикийцев. Мунго Парк. Пустыня Сахара. История исследования. Континент преобладания равнин. Снимки из космоса. Древнейший материк мира. Карфаген. Васко Да Гама. Положение материка. Бартоломеу Диаш. Крайние береговые точки.

«Некрасов Н.А.» - Бурлаки на Волге. С картины И. Крамского. Что за дело? Поля опустели, Только не сжата полоска одна… Сжалился. По стенам гуляющие мухи. С картины В. Перова. Служил ты хозяину много, В последний разок послужи!... Привал арестантов. «Школьник». Похороны крестьянина. «Несжатая полоса». А.Н. Некрасов, Автобиографические наброски.

«История Дня святого Валентина» - Наибольшей популярности "валентинки" достигли к восемнадцатому веку. Валентинки. Венера давала Психеи невыполнимые задания. Валентин стал не только молиться о здоровье своих пациентов. В этот день все поздравляют друг друга. Прекрасный праздник. Скоро День Святого Валентина. Что такое День Святого Валентина.

«Индийская культура» - Основные религии Древней Индии. Росписи в пещерах Аджанты. Индуизм охватывает широкое многообразие верований и обрядов. Пещерный храм Эллора. Индуизм. Основные практики и верования. Буддизм. Состоит из индуистских и буддистских павильонов. Кастовое строение общества. Назовите сходства и отличия: Пещерный монастырь Аджанта.

«Сложение и вычитание величин» - Пете и Вове нужно развесить скворечники. Сложение и вычитание величин. Сумма. Какую гирю поставил Петя. У Вовы и Пети есть гири. Слагаемое. Математика. На какие группы можно разбить эти равенства. На каждом дереве должен быть один скворечник. Помоги Кате решить задачу. Сложение и вычитание.

«Композиции из геометрических фигур» - Квадрат. Воздушный шарик из овала. Снеговик. Домик из квадрата и треугольника. Треугольник. Колпак из треугольника. Овал. Стол из овала и прямоугольников. Трапеция. Машина из прямоугольников. Смешная рожица. Окно из квадрата. Ёлочка из треугольников. Круг, квадрат, треугольник, трапеция, прямоугольник, овал.

Всего в теме 23688 презентаций

Слайд 1

Сорные растения

Слайд 2

Группа «Исследователи»
Цель: Изучение значения сорных растений в природе и жизни человека. Задачи: Определение видового состава сорных растений нашего огорода; Изучение сорных растений, являющихся целебными лекарственными растениями; Определение значений этих растений в природе и жизни человека.

Слайд 3

Введение.
Сорняки – это растения, засоряющие сельскохозяйственные угодья и наносящие вред сх культурам. К сорным принадлежат растения, не культивируемые человеком, но исторически приспособившимся к условиям возделывания культурных растений, растущих вместе с ними и наносящие вред посевам. Сорняки встречаются на полях, лугах и других сх угодьях. Сорняки отличаются большой устойчивостью к неблагоприятным почвенно-климатическим условиям. Приспосабливаясь к жизни культурных растений, они вырабатывают аналогичные им свойства как высокоорганизованные растения, обладают высокой экологической пластичностью. На пашне и других сх угодьях культурные и сорные растения произрастают вместе и представляют собой искусственные цензы – агрофитоцинозы, в которых благодаря исключительной жизнеспособности сорняков сохраняется их устойчивость к уничтожению. В результате длительного сх использования почвы в ней создаются и накапливаются семена сорных растений и их вегетативные зачатки.

Слайд 4

Слайд 5

Рассмотри и запомни эти цветы, В них столько тепла и земной красоты! Все, человек, что тебя окружает, Любит и лечит тебя, охраняет.

Слайд 6

Осот огородный
Бодяк

Горошек мышиный
Мать-и-мачеха

Слайд 7

Подорожник
Одуванчик
Полынь горькая
Лопух

Слайд 8

Подорожник - многолетнее травянистое растение В научной медицине листья применяют как ранозаживляющее, противовоспалительное, кровоостанавливающее, отхаркивающее, снотворное, обезболивающее, бактерицидное и противоаллергическое средство. Отвар из листьев применяют при бронхитах, туберкулёзе, других заболеваниях дыхательных органов, заболеваниях желудочно-кишечного тракта, в том числе при язвенной болезни желудка и двенадцатиперстной кишки, при воспалении почек. Спиртовой экстракт листьев понижает артериальное давление. Отхаркивающее действие подорожника используют в грудных сборах. В народной медицине настой листьев рекомендован при сенной лихорадке (аллергии), горячке, поносе, геморрое, при воспалении мочевого пузыря, раке желудка и лёгких. Свежие листья прикладывают к ранам, ссадинам, порезам, язвам и фурункулам. Мазь с порошком сушёного подорожника - эффективное средство для лечения гнойничковых заболеваний кожи. Одуванчик - одно из самых распространенных на земле растений Интересно, что парашюты точно выполняют свое назначение: при полете семянки не раскачиваются, не перевертываются, они всегда внизу. Плод долго плывет по воздуху и приземляется где-нибудь далеко от материнского растения. Так расселяется этот сорняк. Одна корзинка одуванчика содержит до 200 семянок, а все растение - до 3000. Полынь иногда используется в кулинарии в качестве приправы, в том числе к жирным блюдам. Многие любят её горький запах и вкус, используют как приправу к жареным мясным блюдам, особенно к жареному гусю. Надземной частью можно окрашивать ткани в различные тона зелёного цвета. Виды рода Лопух (лопух большой, лопух малый, лопух войлочный), - старинные лекарственные растения, широко используются в народной медицине. Корни содержат инулин, сахар, эфирное масло. Различные препараты их применялись при лечении многих болезней. Масло, содержащееся в количестве 25-30 % в плодах и корнях лопухов (репейное масло), также находило лечебное применение. Его используют для укрепления волос. Молодые корни и побеги используются в пищу. Большие листья также съедобны, но невкусны.

Слайд 9

Тысячелистник обыкновен-ный нетребователен к богатству почвы, но избегает чрезмерно кислых и солонцеватых почв. Стоек к вытаптыванию. Вид также не требователен к теплу и влаге, но не встречается при сильном переувлажнении. Растение чувствительно к затенению, предпочитает открытые солнечные места. В дикой природе тысячелистник встречается на лугах, опушках, полянах, в светлых лесах, по берегам водоемов, особенно массово он встречается в лесной, лесостепной и степной зоне.
Тысячелистник обыкновенный

Слайд 10

Белена черная
Белена - ядовитое растение, дети отравляются ее семенами, принимая их за мак. Она дает такую же картину отравления, как красавка, так как содержит тот же алкалоид - гиосциамин. Народ давно подметил возбуждающее действие белены; отсюда ведет начало поговорка «белены объелся» - про человека, совершающего несуразные поступки....

Слайд 11

Дурман обыкновенный
Дурман обыкновенный из семейства пасленовых. Название происходит от арабского и персидского слов и означает «колючий плод». Видовое название означает «вонючий» и указывает на неприятный запах свежих листьев этого растения. Дурман очень ядовит, поэтому в народе с лечебной целью почти не употребляется. Известны случаи отравления лошадей, крупного рогатого скота и даже гусей при поедании ими дурмана в сене или в свежем виде....

Слайд 12

Крапива обыкновенная
Многие виды крапивы защищаются от травоядных животных при помощи жгучих волосков, располагающихся на частях растений. Ряд видов применяется в медицине и может применяться в пищу и на корм скоту Крапиву используют для приготовления салатов, супов, щей, соусов, начинки для пирожков, а также солят и квасят. Из листьев молодой крапивы можно сделать отвар и настой, который «всякую чёрную немочь из тела выгоняет, восстанавливает силы мужские, останавливает внутреннее кровотечение». Молодые нежные соцветия заваривают в чай, сушат. Крапиву применяют также при уходе за волосами, отвар крапивы помогает при выпадении волос. Волокна некоторых видов крапивы обладают качествами, позволяющими использовать их для изготовления одежды.

Слайд 13

Пырей ползучий
Листья служат кормом для многих травоядных. Семена едят некоторые птицы, например пуночки. В научной медицине траву и корневища применяют как мочегонное, потогонное, отхаркивающее и слабое слабительное средство. В народной медицине сок свежих листьев используют для лечения простуды, бронхита, воспаления легких, желче- и моче-каменной болезни, остеохондроза, фурункулеза. Целебные ванны с настоем травы полезны при диатезе (золотухе), геморое и рахите.

Слайд 14

Зверобой продырявленный
Говорят, что зверобой помогает от 99 болезней. Может оно и так... Моя бабушка была такой любительницей зверобоя, что пила его вместо чая, каждый день. Хотя, это и чересчур, но всё же лучше, чем съесть тонну лекарств... Названия у растения очень интересное. "Зверобой" - значит убивающий зверей. Действительно, при скармливании зверобоя овцам, часто наступают отравления, появляются язвы. При этом страдают только овцы белого цвета. Это связано с тем, что зверобой повышает чувствительность непигментированных участков кожи к свету. Растёт зверобой на лугах и полянках. Это многолетнее растение.

Слайд 15

Слайд 16

Вывод
Лишь недавно человек задумался над тем, что уничтожая мир растений, он не только разрушает природу, но и губит сам себя. Вот почему во многих государствах, в том числе и в нашей республике принят закон об охране природы. Он требует бережно использовать леса, луга, охранять зеленые насаждения, создавать заповедники, заказники, ботанические сады. Но никакой закон не поможет, если каждый человек не поймет, как важно беречь родную природу, заботиться о ней, если все люди - все до одного - не будут охранять ее. Это относится и к нам, ребята. Изучая растения нельзя не заметить их чарующей красоты. Увидев гармонию мира растений, ставшую источником вдохновения поэтов, писателей, художников, пожалуй никто из нас не сломает березку в лесу, не станет портить деревья в парке, не оставит непотушенным костер и не позволит делать этого другому

Загрузка...
Top