«Особенности обучения письму и чтению детей с умственной отсталостью. Использование методики Марии Монтессори при обучении умственно отсталых детей счету Зворыгина Н. В., Удмуртская Республика, г. Глазов Обучение чтению детей с умственной отсталостью

  • Реабилитация и социализация детей с умственной отсталостью - (видео )
    • ЛФК ) для детей с умственной отсталостью - (видео )
    • Рекомендации родителям относительно трудового воспитания детей с умственной отсталостью - (видео )
  • Прогноз при умственной отсталости - (видео )
    • Дают ли ребенку группу инвалидности при умственной отсталости? - (видео )
    • Продолжительность жизни детей и взрослых при олигофрении

  • Сайт предоставляет справочную информацию исключительно для ознакомления. Диагностику и лечение заболеваний нужно проходить под наблюдением специалиста. У всех препаратов имеются противопоказания. Консультация специалиста обязательна!

    Лечение и коррекция умственной отсталости (как лечить олигофрению? )

    Лечение и коррекция умственной отсталости (олигофрении ) – сложный процесс, требующий много внимания, сил и времени. Тем не менее, при правильном подходе можно добиться определенных положительных результатов уже через несколько месяцев после начала лечебных мероприятий.

    Можно ли вылечить умственную отсталость (снять диагноз умственная отсталость )?

    Олигофрения неизлечима. Связано это с тем, что при воздействии причинных (провоцирующих заболевание ) факторов происходит повреждение определенных отделов головного мозга . Как известно, нервная система (особенно центральный ее отдел, то есть головной и спинной мозг ) развиваются во внутриутробном периоде. После рождения клетки нервной системы практически не делятся, то есть способность головного мозга к регенерации (восстановлению после повреждения ) практически минимальна. Однажды поврежденные нейроны (нервные клетки ) уже никогда не будут восстановлены, вследствие чего однажды развившаяся умственная отсталость сохранится у ребенка до конца его жизни.

    В то же время, дети с легкой формой заболевания хорошо поддаются лечебным и коррекционным мероприятиям, вследствие чего могут получать минимальное образование, обучаться навыкам самообслуживания и даже устраиваться на простую работу.

    Также стоит отметить, что в некоторых случаях целью лечебных мероприятий является не излечение умственной отсталости как таковой, а устранение ее причины, что позволит предотвратить прогрессирование заболевания. Проводить такое лечение следует сразу после выявления фактора риска (например, при обследовании матери до, во время или после родов ), так как чем дольше причинный фактор будет воздействовать на организм малыша, тем более глубокие расстройства мышления у него могут развиться в дальнейшем.

    Лечение причины умственной отсталости может проводиться:

    • При врожденных инфекциях – при сифилисе , цитомегаловирусной инфекции , краснухе и других инфекциях могут назначаться противовирусные и антибактериальные препараты.
    • При сахарном диабете у матери.
    • При нарушении обмена веществ – например, при фенилкетонурии (нарушении обмена аминокислоты фенилаланина в организме ) исключение из рациона продуктов, содержащих фенилаланин, может помочь решить проблему.
    • При гидроцефалии – хирургическая операция сразу после выявления патологии может предотвратить развитие умственной отсталости.

    Пальчиковая гимнастика для развития мелкой моторики

    Одним из нарушений, встречающихся при умственной отсталости, является нарушение мелкой моторики пальцев рук. Детям при этом трудно выполнять точные целенаправленные движения (например, держать ручку или карандаш, завязывать шнурки и так далее ). Исправить данный недостаток поможет пальчиковая гимнастика, целью которой является развитие мелкой моторики у детей. Механизм действия метода заключается в том, что часто выполняемые движения пальцами «запоминаются» нервной системой ребенка, вследствие чего в дальнейшем (после многократных тренировок ) ребенок может выполнять их более точно, затрачивая при этом меньше усилий.

    Пальчиковая гимнастика может включать:

    • Упражнение 1 (пересчитывание пальцев ). Подходит для детей с легкой степенью олигофрении, которые учатся считать. Вначале нужно сложить руку в кулак, а затем выпрямлять по 1 пальцу и считать их (вслух ). Затем нужно обратно сгибать пальцы, также пересчитывая их.
    • Упражнение 2. Вначале ребенок должен растопырить пальцы обеих ладоней и поставить их друг перед другом так, чтобы соприкасались между собой только подушечки пальцев. Затем ему нужно сводить ладони вместе (чтобы они также соприкасались ), а после этого возвращаться к исходному положению.
    • Упражнение 3. Во время данного упражнения ребенок должен складывать руки в замок, при этом вначале сверху должен располагаться большой палец одной руки, а затем – большой палец другой руки.
    • Упражнение 4. Вначале ребенку следует растопырить пальцы руки, а затем свести их вместе так, чтобы кончики всех пяти пальцев собрались в одной точке. Упражнение можно повторять много раз.
    • Упражнение 5. Во время данного упражнения ребенку нужно сжимать руки в кулаки, а потом выпрямлять пальцы и растопыривать их, повторяя данные действия несколько раз.
    Также стоит отметить, что развитию мелкой моторики пальцев рук способствуют регулярные занятия с пластилином, рисование (пусть даже ребенок просто водит карандашом по бумаге ), перекладывание мелких предметов (например, разноцветных пуговиц, однако при этом нужно следить, чтобы ребенок не проглотил одну из них ) и так далее.

    Лекарства (препараты, таблетки ) при умственной отсталости (ноотропы, витамины, нейролептики )

    Целью медикаментозного лечения олигофрении является улучшении обмена веществ на уровне головного мозга, а также стимуляция развития нервных клеток. Кроме того, лекарственные средства могут назначаться для купирования определенных симптомов заболевания, которые могут быть выражены у различных детей по-разному. В любом случае лечебную схему нужно подбирать для каждого ребенка индивидуально, учитывая тяжесть основного заболевания, его клиническую форму и другие особенности.

    Медикаментозное лечение умственной отсталости

    Группа препаратов

    Представители

    Механизм лечебного действия

    Ноотропы и препараты, улучшающие мозговое кровообращение

    Пирацетам

    Улучшают обмен веществ на уровне нейронов (нервных клеток ) головного мозга, повышая скорость использования кислорода ими. Это может способствовать обучению пациента и его умственному развитию.

    Фенибут

    Винпоцетин

    Глицин

    Аминалон

    Пантогам

    Церебролизин

    Оксибрал

    Витамины

    Витамин В1

    Необходим для нормального развития и функционирования центральной нервной системы.

    Витамин В6

    Необходим для нормального процесса передачи нервных импульсов в центральной нервной системе. При его недостатке может прогрессировать такой признак умственной отсталости как заторможенность мышления.

    Витамин В12

    При недостатке данного витамина в организме может наблюдаться ускоренная гибель нервных клеток (в том числе на уровне головного мозга ), что может способствовать прогрессированию умственной отсталости.

    Витамин Е

    Защищает центральную нервную систему и другие ткани от повреждения различными вредными факторами (в частности при недостатке кислорода, при интоксикациях , при облучении ).

    Витамин А

    При его недостатке может нарушаться работа зрительного анализатора.

    Нейролептики

    Сонапакс

    Угнетают активность головного мозга, позволяя устранить такие проявления олигофрении как агрессивность и выраженное психомоторное возбуждение.

    Галоперидол

    Неулептил

    Транквилизаторы

    Тазепам

    Также угнетают активность центральной нервной системы, помогая устранить агрессивность, а также тревожность , повышенную возбудимость и подвижность.

    Нозепам

    Адаптол

    Антидепрессанты

    Триттико

    Назначаются при угнетении психоэмоционального состояния ребенка, сохраняющемся на протяжении длительного времени (более 3 – 6 месяцев подряд ). Важно отметить, что сохранение такого состояния в течение длительного времени значительно снижает способность к обучению ребенка в дальнейшем.

    Амитриптилин

    Паксил


    Стоит отметить, что дозировка, кратность и длительность применения каждого из перечисленных препаратов также определяется лечащим врачом в зависимости от множества факторов (в частности от общего состояния пациента, преобладания тех или иных симптомов, эффективности проводимого лечения, возможных побочных явлений и так далее ).

    Задачи массажа при умственной отсталости

    Массаж шеи и головы является частью комплексного лечения умственно отсталых детей. В то же время, массаж всего тела может стимулировать развитие опорно-двигательного аппарата, улучшать общее самочувствие пациента, повышая его настроение.

    Задачами массажа при олигофрении являются:

    • Улучшение микроциркуляции крови в массируемых тканях, что улучшит доставку кислорода и питательных веществ к нервным клеткам головного мозга.
    • Улучшение оттока лимфы, что улучшит процесс удаления токсинов и побочных продуктов обмена веществ из мозговой ткани.
    • Улучшение микроциркуляции в мышцах, что способствует повышению их тонуса.
    • Стимуляция нервных окончаний в области пальцев и ладоней, что может способствовать развитию мелкой моторики рук.
    • Создание положительных эмоций, благоприятно влияющих на общее состояние больного.

    Влияние музыки на детей с умственной отсталостью

    Занятия музыкой или просто ее прослушивание положительно влияет на течение умственной отсталости. Вот почему практически всем детям с легкой и умеренной формой заболевания рекомендуется включать музыку в коррекционные программы. В то же время, стоит отметить, что при более тяжелой степени олигофрении дети не воспринимают музыку, не понимают ее смысла (для них это просто набор звуков ), в связи с чем положительного эффекта у них достичь не удастся.

    Занятия музыкой позволяют:

    • Развивать речевой аппарат ребенка (во время пения песен ). В частности у детей улучшается произношение отдельных букв, слогов и слов.
    • Развивать слух ребенка. В процессе прослушивания музыки или пения пациент учится различать звуки по их тональности.
    • Развивать интеллектуальные способности. Чтобы спеть песню, ребенку нужно выполнить сразу несколько последовательных действий (набрать в грудь воздуха перед очередным куплетом, дождаться подходящей мелодии, правильно подобрать громкость голоса и скорость пения ). Все это стимулирует мыслительные процессы, нарушенные у детей с умственной отсталостью.
    • Развивать познавательную деятельность. В процессе прослушивания музыки ребенок может изучать новые музыкальные инструменты, оценивать и запоминать характер их звучания, а потом узнавать (определять ) их по одному лишь звуку.
    • Обучить ребенка игре на музыкальных инструментах. Это возможно лишь при легкой форме олигофрении.

    Образование лиц с умственной отсталостью

    Несмотря на отставание в умственном развитии, почти все пациенты с умственной отсталостью (кроме глубокой формы ) могут поддаваться определенному обучению. В то же время, не для всех детей могут подойти общеобразовательные программы обычных школ. Крайне важно правильно подобрать место и вид обучения, что позволит ребенку максимально развить свои способности.

    Обычные и коррекционные школы, интернаты и классы для школьников с умственной отсталостью (рекомендации ПМПК )

    Чтобы ребенок развивался максимально интенсивно, нужно правильно подобрать учебное заведение, в которое его отдавать.

    Обучение умственно отсталых детей может проводиться:

    • В общеобразовательных школах. Данный метод подходит для детей с легкой формой олигофрении. В некоторых случаях умственно отсталые дети могут успешно заканчивать первые 1 – 2 класса школы, при этом каких-либо различий между ними и обычными детьми не будет заметно. В то же время, стоит отметить, что по мере взросления и утяжеления школьной программы дети начнут отставать от сверстников в успеваемости, что может стать причиной определенных трудностей (пониженного настроения, боязни неудач и так далее ).
    • В коррекционных школах или интернатах для умственно отсталых лиц. Специальная школа для детей с олигофренией имеет как свои плюсы, так и минусы. С одной стороны, обучение ребенка в интернате позволяет уделить ему гораздо больше внимания со стороны учителей, чем при посещении им обычной школы. В интернате педагоги и воспитатели обучены работе с такими детьми, вследствие чего легче устанавливают с ними контакт, находят к ним индивидуальный подход в обучении и так далее. Основным недостатком такого обучения является социальная изоляция больного ребенка, который практически не общается с нормальными (здоровыми ) детьми. Более того, во время пребывания в интернате за детьми осуществляется постоянное наблюдение и тщательный уход, к которому они привыкают. После окончания интерната они могут оказаться просто неподготовленными к жизни в социуме, в результате чего будут нуждаться в постоянном уходе до конца жизни.
    • В специальных коррекционных школах или классах. В некоторых общеобразовательных школах есть классы для умственно отсталых детей, в которых им преподают упрощенную школьную программу. Это позволяет детям получать необходимые минимальные знания, а также пребывать среди «нормальных» сверстников, что способствует их внедрению в общество в дальнейшем. Подходит данный метод обучения лишь для пациентов с легкой степенью умственной отсталости.
    Направлением ребенка в общеобразовательную или специальную (коррекционную ) школу занимается так называемая психолого-медико-педагогическая комиссия (ПМПК ). Входящие в состав комиссии врачи, психологи и педагоги проводят короткую беседу с ребенком, оценивая при этом его общее и умственное состояние и стараясь выявить признаки умственной отсталости или задержки психического развития.

    Во время обследования на ПМПК ребенка могут спросить:

    • Как его зовут?
    • Сколько ему лет?
    • Где он живет?
    • Сколько человек в его семье (могут попросить кратко рассказать о каждом члене семьи )?
    • Есть ли дома домашние животные?
    • Какие игры любит ребенок?
    • Какие блюда он предпочитает на завтрак, обед или ужин?
    • Умеет ли ребенок петь (при этом могут попросить спеть песенку или рассказать короткий стишок )?
    После этих и некоторых других вопросов ребенка могут попросить выполнить несколько простых заданий (скомпоновать картинки по группам, назвать увиденные цвета, нарисовать что-либо и так далее ). Если в процессе обследования специалисты выявляют какие-либо отставания в психическом или умственном развитии, они могут порекомендовать направить ребенка в специальную (коррекционную ) школу. Если же отставание в умственном развитии незначительно (для данного возраста ), ребенок может посещать обычную школу, но при этом оставаться под наблюдением психиатров и педагогов.

    ФГОС ОВЗ (федеральный государственный образовательный стандарт

    ФГОС – это общепризнанный стандарт обучения, которого должны придерживаться все учебные заведения страны (для дошкольников, школьников, студентов и так далее ). Данный стандарт регламентирует работу учебного заведения, материальное, техническое и другое оснащение учебного заведения (какой персонал и в каком количестве должен в нем работать ), а также контроль обучения, доступность обучающих программ и так далее.

    ФГОС ОВЗ – это федеральный государственный образовательный стандарт для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Он регламентирует учебный процесс для детей и подростков с различными физическими или умственными дефектами, в том числе для умственно отсталых пациентов.

    Адаптированные основные общеобразовательные программы (АООП ) для дошкольников и школьников с умственной отсталостью

    Данные программы являются частью ФГОС ОВЗ и представляют собой оптимальный метод обучения лиц с умственной отсталостью в дошкольных учреждениях и школах.

    Основными задачами АООП для детей с умственной отсталостью являются:

    • Создание условий для обучения умственно отсталых детей в общеобразовательных школах, а также в специальных школах-интернатах.
    • Создание схожих образовательных программ для детей с олигофренией, которые могли бы эти программы освоить.
    • Создание образовательных программ для получения умственно отсталыми детьми дошкольного и общего образования.
    • Разработку специальных программ для детей с различными степенями олигофрении.
    • Организацию учебного процесса с учетом поведенческих и умственных особенностей детей с различными степенями олигофрении.
    • Контроль качества образовательных программ.
    • Контроль усвояемости информации учениками.
    Применение АООП позволяет:
    • Максимально развить умственные способности каждого отдельного ребенка с олигофренией.
    • Научить умственно отсталых детей самообслуживанию (если это возможно ), выполнению простой работы и другим необходимым навыкам.
    • Научить детей правильно вести себя в обществе и взаимодействовать с ним.
    • Развить в учениках интерес к обучению.
    • Устранить или сгладить недостатки и дефекты, которые могут иметься у умственно отсталого ребенка.
    • Научить родителей умственно отсталого ребенка правильно вести себя с ним и так далее.
    Конечной целью всех перечисленных пунктов является максимально эффективное обучение ребенка, которое позволило бы ему вести наиболее полноценную жизнь в семье и в обществе.

    Рабочие программы для детей с умственной отсталостью

    На базе основных общеобразовательных программ (регламентирующих общие принципы обучения умственно отсталых детей ) разрабатываются рабочие программы, предназначенные для детей с различными степенями и формами олигофрении. Преимуществом такого подхода является то, что рабочая программа максимально учитывает индивидуальные особенности ребенка, его способность к обучению, восприятию новой информации и общению в социуме.

    Так, например, рабочая программа для детей с легкой формой олигофрении может включать обучение самообслуживанию, чтению, письму, математике и так далее. В то же время, дети с тяжелой формой заболевания не способны читать, писать и считать в принципе, вследствие чего их рабочие программы будут включать лишь общие навыки самообслуживания, обучение контролю эмоций и другим простейшим занятиям.

    Коррекционные занятия при умственной отсталости

    Коррекционные занятия подбираются для каждого ребенка индивидуально, в зависимости от имеющихся у него нарушений психики, поведения, мышления и так далее. Данные занятия могут проводиться в специальных школах (профессионалами ) или на дому.

    Целями коррекционных занятий являются:

    • Обучение ребенка базовым школьным навыкам – чтению, письму, простому счету.
    • Обучение детей поведению в социуме – для этого применяются групповые занятия.
    • Развитие речи – особенно у детей, у которых нарушено произношение звуков или имеются другие подобные дефекты.
    • Научить ребенка самостоятельно себя обслуживать – при этом преподаватель должен акцентировать внимание на опасностях и рисках, которые могут подстерегать ребенка в повседневной жизни (например, ребенок должен усвоить, что хвататься за горячие или острые предметы не нужно, так как после этого будет больно ).
    • Развивать внимание и усидчивость – особенно важно для детей с нарушением способности концентрировать внимание.
    • Учить ребенка контролировать свои эмоции – особенно если у него случаются приступы гнева или ярости.
    • Развивать мелкую моторику рук – если она нарушена.
    • Развивать память – заучивать слова, фразы, предложения или даже стихотворения.
    Стоит отметить, что это далеко не полный список дефектов, которые могут исправляться во время коррекционных занятий. Важно помнить, что положительный результат может быть достигнут лишь после длительных тренировок, так как способность умственно отсталых детей к обучению и освоению новых навыков значительно снижена. В то же время, при правильно подобранных упражнениях и регулярно проводимых занятиях ребенок может развиваться, обучаться самообслуживанию, выполнять простую работу и так далее.

    СИПРы для детей с умственной отсталостью

    СИПР – это специальная индивидуальная программа развития, подбираемая для каждого конкретного умственно отсталого ребенка в отдельности. Задачи данной программы схожи с таковыми при коррекционных занятиях и адаптированных программах, однако при разработке СИПР учитывается не только степень олигофрении и ее форма, но и все особенности заболевания, имеющиеся у ребенка, степень их выраженности и так далее.

    Для разработки СИПР ребенок должен пройти полное обследование у множества специалистов (у психиатра, психолога, невролога , логопеда и так далее ). Во время обследования врачи будут выявлять нарушения функций различных органов (например, нарушения памяти, нарушения мелкой моторики рук, нарушения концентрации внимания ) и оценивать их выраженность. На основании полученных данных и будет составляться СИПР, призванная корректировать, в первую очередь, те нарушения, которые у ребенка выражены максимально.

    Так, например, если у ребенка с олигофренией отмечается нарушение речи, слуха и концентрации внимания, однако двигательные расстройства отсутствуют, нет смысла назначать ему многочасовые занятия для улучшения мелкой моторики рук. На первый план в данном случае должны выступать занятия с логопедом (для улучшения произношения звуков и слов ), занятия по повышению способности концентрировать внимание и так далее. В то же время, нет смысла тратить время на обучение ребенка с глубокой формой олигофрении чтению или письму, так как он все равно не освоит данные навыки.

    Методика обучения грамоте (чтению ) детей с умственной отсталостью

    При легкой форме заболевания ребенок может научиться читать, понимать смысл прочитанного текста или даже частично пересказывать его. При умеренной форме олигофрении дети также могут научиться читать слова и предложения, однако чтение текста у них неосмысленное (они читают, но не понимает о чем ). Пересказать прочитанное они также не в состоянии. При тяжелой и глубокой форме умственной отсталости ребенок читать не может.

    Обучение чтению умственно отсталых детей позволяет:

    • Научить ребенка распознавать буквы, слова и предложения.
    • Научиться выразительному чтению (с интонацией ).
    • Научиться понимать смысл прочтенного текста.
    • Развивать речь (во время чтения вслух ).
    • Создать предпосылки для обучения письму.
    Для обучения чтению умственно отсталым детям нужно подбирать простые тексты, которые не содержат сложных фраз, длинных слов и предложений. Также не рекомендуется использовать тексты с большим количеством абстрактных понятий, пословиц, метафор и других подобных элементов. Дело в том, что у умственно отсталого ребенка слабо развито (или вовсе отсутствует ) абстрактное мышление. Вследствие этого даже после правильного прочтения какой-либо пословицы он может понять все слова, однако не сможет объяснить ее суть, что может негативно повлиять на стремление к обучению в дальнейшем.

    Обучение письму

    Научиться писать могут лишь дети с легкой степенью заболевания. При умеренно выраженной олигофрении дети могут пытаться брать в руки ручку, выводить буквы или слова, однако написать что-то осмысленное так и не смогут.

    Крайне важно, чтобы перед началом обучения ребенок хотя бы в минимальной степени научился читать. После этого его следует учить рисовать простые геометрические фигуры (круги, прямоугольники, квадраты, прямые линии и так далее ). Когда он это освоит, можно переходить к написанию букв и их заучиванию. Затем можно приступать к написанию слов и предложений.

    Стоит отметить, что для умственно отсталого ребенка трудность заключается не только в освоении письма, но и в понимании смысла написанного. В то же время, у некоторых детей отмечается выраженное нарушение мелкой моторики рук, что мешает им овладеть письмом. В данном случае рекомендуется сочетать обучение грамматике и коррекционными упражнениями, позволяющими развивать двигательную активность в пальцах рук.

    Математика для детей с умственной отсталостью

    Обучение математике детей с легкой формой умственной отсталости способствует развитию мышления и социального поведения. В то же время, стоит отметить, что математические способности детей с имбецильностью (умеренной степенью олигофрении ) весьма ограничены – они могут выполнять простые математические действия (складывать, вычитать ), однако более сложные задачи решать не в состоянии. Дети с тяжелой и глубокой олигофренией математику не понимают в принципе.

    Дети с легкой формой олигофрении могут:

    • Считать натуральные числа.
    • Выучить понятия «дробь», «пропорция», «площадь» и другие.
    • Освоить основные единицы измерения массы, длины, скорости и научиться применять их в повседневной жизни.
    • Научиться делать покупки, рассчитывать стоимость сразу нескольких предметов и количество необходимой сдачи.
    • Научиться пользоваться измерительными и счетными приборами (линейкой, циркулем, калькулятором, счетами, часами, весами ).
    Важно отметить, что изучение математики не должно заключаться в банальном зазубривании информации. Дети должны понимать то, что они учат и сразу же учиться применять это на практике. Чтобы этого достичь, каждый урок можно заканчивать ситуационной задачей (например, раздать детям «деньги» и сыграть с ними в «магазин», где они должны будут купить какие-либо вещи, расплатиться и забрать у продавца сдачу ).

    Пиктограммы для детей с умственной отсталостью

    Пиктограммы – это своеобразные схематические картинки, на которых изображены определенные предметы или действия. Пиктограммы позволяют наладить контакт с умственно отсталым ребенком и обучать его в тех случаях, когда общаться с ним посредством речи невозможно (например, если он глухой, а также, если не понимает слов окружающих ).

    Суть методики пиктограмм заключается в том, чтобы ассоциировать у ребенка определенное изображение (картинку ) с каким-либо определенным действием. Так, например, картинку с изображением унитаза можно ассоциировать с желанием сходить в туалет. В то же время, картинку с изображением ванной или душа можно ассоциировать с водными процедурами. В дальнейшем данные картинки можно закрепить на дверях соответствующих помещений, вследствие чего ребенок будет лучше ориентироваться в доме (захотев в туалет, он самостоятельно найдет дверь, в которую ему нужно для этого войти ).

    С другой стороны, использовать пиктограммы можно и для общения с ребенком. Так, например, на кухне можно держать картинки с изображением чашки (кувшина ) с водой, тарелки с едой, фруктов и овощей. Когда ребенок почувствует жажду, он может указывать на воду, в то время как указывание на картинку с едой поможет окружающим понять, что ребенок голоден.

    Выше были приведены лишь некоторые примеры использования пиктограмм, однако с помощью данной методики можно обучать умственно отсталого ребенка самым разнообразным занятиям (чистить зубы по утрам, самостоятельно заправлять и расстилать постель, складывать вещи и так далее ). Однако стоит отметить, что данная методика будет максимально эффективной при легкой олигофрении и лишь частично эффективной при умеренной степени заболевания. В то же время, дети с тяжелой и глубокой степенью умственной отсталости обучению с помощью пиктограмм практически не поддаются (из-за полного отсутствия ассоциативного мышления ).

    Внеурочная деятельность детей с умственной отсталостью

    Внеурочная деятельность – это занятия, которые проводятся не в классе (как все уроки ), а в другой обстановке и по другому плану (в виде игр, соревнований, путешествий и так далее ). Изменение метода преподнесения информации умственно отсталым детям позволяет стимулировать у них развитие интеллекта и познавательной деятельности, что благоприятно сказывается на течении заболевания.

    Целями внеурочной деятельности могут быть:

    • адаптация ребенка в обществе;
    • применение полученных навыков и знаний на практике;
    • развитие речи;
    • физическое (спортивное ) развитие ребенка;
    • развитие логического мышления;
    • развитие способности ориентироваться в незнакомой местности;
    • психоэмоциональное развитие ребенка;
    • приобретение ребенком нового опыта;
    • развитие творческих способностей (например, во время походов, игр в парке, в лесу и так далее ).

    Обучение на дому детей с умственной отсталостью

    Обучение умственно отсталых детей может выполняться в домашних условиях. Непосредственное участие в этом могут принимать как сами родители, так и специалисты (логопед, психиатр, учителя, умеющие работать с такими детьми, и так далее ).

    С одной стороны, такая методика обучения имеет свои плюсы, так как ребенку при этом уделяется намного больше внимания, чем при обучении в группах (классах ). В то же время, ребенок в процессе обучения не контактирует со сверстниками, не приобретает необходимых ему навыков общения и поведения, вследствие чего в дальнейшем ему будет намного сложнее влиться в общество и стать его частью. Следовательно, обучение умственно отсталых детей исключительно в домашних условиях практиковать не рекомендуется. Лучше всего совмещать обе методики, когда днем ребенок посещает образовательное учреждение, а после обеда родители занимаются с ним дома.

    Реабилитация и социализация детей с умственной отсталостью

    Если диагноз умственной отсталости подтвержден, крайне важно своевременно начать заниматься с ребенком, что при легких формах заболевания позволит ему ужиться в социуме и стать полноправным его членом. В то же время, особое внимание следует уделять развитию мыслительных, психических, эмоциональных и других функций, которые нарушены у детей с олигофренией.

    Занятия с психологом (психокоррекция )

    Первостепенной задачей психолога при работе с умственно отсталым ребенком является установление с ним дружеских, доверительных отношений. После этого в процессе общения с ребенком врач выявляет те или иные психические и психологические расстройства, которые преобладают у данного конкретного пациента (например, неустойчивость эмоциональной сферы, частая плаксивость, агрессивное поведение, необъяснимая радость, трудности в общении с окружающими и тому подобное ). Установив основные нарушения, врач старается помочь ребенку от них избавиться, тем самым, ускорив процесс обучения и улучшив качество его жизни.

    Психокоррекция может включать:

    • психологическое воспитание ребенка;
    • помощь в осознании своего «Я»;
    • социальное воспитание (обучение правилам и нормам поведения в обществе );
    • помощь в переживании психоэмоциональных травм;
    • создание благоприятной (дружественной ) обстановки в семье;
    • совершенствование навыков общения;
    • обучение ребенка контролю эмоций;
    • обучение навыкам преодоления тяжелых жизненных ситуаций и проблем.

    Логопедические занятия (с дефектологом-логопедом )

    Нарушения и недоразвитие речи могут наблюдаться у детей с различными степенями умственной отсталости. Для их коррекции назначаются занятия с логопедом, который поможет детям развить речевые способности.

    Занятия с логопедом позволяют:

    • Научить детей правильно произносить звуки и слова. Для этого логопед использует различные упражнения, во время которых детям приходится многократно повторять те звуки и буквы, которые они выговаривают хуже всего.
    • Научить ребенка правильно строить предложения. Это также достигается посредством занятий, во время которых логопед общается с ребенком в устной или письменной форме.
    • Повысить успеваемость ребенка в школе. Недоразвитие речи может быть причиной неуспеваемости по многим предметам.
    • Стимулировать общее развитие ребенка. Обучаясь правильно говорить и произносить слова, ребенок одновременно запоминает новую информацию.
    • Улучшить положение ребенка в социуме. Если школьник научится правильно и корректно разговаривать, ему будет легче общаться с одноклассниками и заводить друзей.
    • Развить у ребенка способность концентрировать внимание. Во время занятий логопед может давать ребенку читать вслух все более длинные тексты, что будет требовать более длительной концентрации внимания.
    • Расширить словарный запас ребенка.
    • Улучшить понимание устной и письменной речи.
    • Развивать абстрактное мышление и воображение ребенка. Для этого врач может давать ребенку читать вслух книги со сказками или вымышленными историями, а затем обсуждать с ним сюжет.

    Дидактические игры для детей с умственной отсталостью

    Во время наблюдений за умственно отсталыми детьми было отмечено, что они неохотно занимаются изучением какой-либо новой информации, однако с большим удовольствием могут играть во всевозможные игры. На основании этого и была разработана методика дидактических (обучающих ) игр, во время которых преподаватель в игровой форме доносит до ребенка определенную информацию. Главным преимуществом данного метода является то, что ребенок, сам того не осознавая, развивается в умственном, психическом и физическом плане, учится общаться с другими людьми и приобретает определенные навыки, которые понадобятся ему в дальнейшей жизни.

    С обучающей целью можно использовать:

    • Игры с картинками – детям предлагают набор картинок и просят выбрать из них животных, машины, птиц и так далее.
    • Игры с цифрами – если ребенок уже умеет считать, на различные предметы (на кубики, книги или игрушки ) можно наклеить цифры от 1 до 10 и перемешать их, а затем попросить ребенка расставить их по порядку.
    • Игры со звуками животных – ребенку показывают ряд картинок с изображениями животных и просят продемонстрировать, какие звуки издает каждое из них.
    • Игры, способствующие развитию мелкой моторики рук – на мелких кубиках можно нарисовать буквы, а затем попросить ребенка собрать из них какое-либо слово (название животного, птицы, города и так далее ).

    Упражнения и лечебная физкультура (ЛФК ) для детей с умственной отсталостью

    Целью ЛФК (лечебной физкультуры ) является общее укрепление организма, а также коррекция физических дефектов, которые могут иметься у умственно отсталого ребенка. Подбирать программу физических занятий следует индивидуально или объединяя детей со схожими проблемами в группы по 3 – 5 человек, что позволит инструктору уделить достаточно внимания каждому из них.

    Целями ЛФК при олигофрении могут быть:

    • Развитие мелкой моторики рук. Так как данное нарушение чаще других встречается у умственно отсталых детей, упражнения по его коррекции должны быть включены в каждую программу занятий. Среди упражнений можно отметить сжимание и разжимание кистей рук в кулаки, разведение и сведение пальцев, прикосновение кончиками пальцев друг к другу, поочередное сгибание и разгибание каждого пальца в отдельности и так далее.
    • Коррекция деформаций позвоночника. Данное нарушение встречается у детей с тяжелой формой олигофрении. Для его коррекции применяются упражнения, развивающие мышцы спины и живота, суставы позвоночника , водные процедуры, упражнения на турнике и другие.
    • Коррекция двигательных нарушений. Если у ребенка отмечаются парезы (при которых он слабо двигает руками или ногами ), упражнения должны быть направлены на развитие пораженных конечностей (сгибания и разгибания рук и ног, вращательные движения ими и так далее ).
    • Развитие координации движений. Для этого можно выполнять такие упражнения как прыжки на одной ноге, прыжки в длину (после прыжка ребенок должен сохранить равновесие и остаться стоять на ногах ), метание мяча.
    • Развитие мыслительных функций. Для этого можно выполнять упражнения, состоящие из нескольких последовательных частей (например, поставить руки на пояс, затем присесть, вытянуть руки вперед, а после этого выполнить то же самое в обратном порядке ).
    Также стоит отметить, что дети с легкой или умеренной степенью заболевания могут заниматься активными видами спорта, однако только при постоянном наблюдении инструктора или другого взрослого (здорового ) человека.

    Для занятия спортом умственно отсталым детям рекомендуется:

    • Плавание. Это помогает им научиться решать сложные последовательные задачи (прийти в бассейн, переодеться, умыться, поплавать, снова умыться и одеться ), а также формирует нормальное отношение к воде и к водным процедурам.
    • Прогулки на лыжах. Развивают двигательную активность и способность координировать движения рук и ног.
    • Катание на велосипеде. Способствует развитию равновесия, концентрации внимания и способности быстро переключаться с одной задачи на другую.
    • Путешествия (туризм ). Смена обстановки стимулирует развитие познавательной деятельности умственно отсталого пациента. В то же время, при путешествии происходит физическое развитие и укрепление организма.

    Рекомендации родителям относительно трудового воспитания детей с умственной отсталостью

    Трудовое воспитание умственно отсталого ребенка является одним из ключевых моментов в лечении данной патологии. Ведь именно от способности к самообслуживанию и к труду зависит, сможет ли человек жить самостоятельно или же будет нуждаться в уходе посторонних на протяжении всей своей жизни. Трудовым воспитанием ребенка должны заниматься не только учителя в школе, но и родители в домашних условиях.

    Развитие трудовой деятельности у ребенка с олигофренией может включать:

    • Обучение самообслуживанию – ребенка нужно научить самостоятельно одеваться, соблюдать правила личной гигиены , ухаживать за своей внешностью, принимать пищу и так далее.
    • Обучение посильному труду – уже с ранних лет дети могут самостоятельно раскладывать вещи, подметать улицу, пылесосить, кормить домашних животных или убирать за ними.
    • Обучение работе в команде – если родители идут выполнять какую-либо несложную работу (например, собирать грибы или яблоки, поливать огород ), ребенка следует брать с собой, объясняя и наглядно демонстрируя ему все нюансы выполняемой работы, а также активно сотрудничая с ним (например, поручить ему приносить воду во время поливки огорода ).
    • Разностороннее обучение – родителям следует обучать ребенка самым разным видам труда (даже если вначале выполнять какую-либо работу у него не получается ).
    • Осознание ребенком пользы от своего труда – родители должны объяснить ребенку, что после поливки огорода на нем вырастут овощи и фрукты, которые малыш потом сможет съесть.

    Прогноз при умственной отсталости

    Прогноз при данной патологии напрямую зависит от степени тяжести заболевания, а также от правильности и своевременности проводимых лечебных и коррекционных мероприятий. Так, например, если регулярно и интенсивно заниматься с ребенком, у которого диагностирована умеренная степень олигофрении, он может научиться говорить, читать, общаться со сверстниками и так далее. В то же время, отсутствие каких-либо обучающих занятий может спровоцировать ухудшение состояния пациента, вследствие чего даже легкая степень олигофрении может прогрессировать, переходя в умеренную или даже в тяжелую.

    Дают ли ребенку группу инвалидности при умственной отсталости?

    Так как способность к самообслуживанию и полноценной жизни умственно отсталого ребенка нарушена, он может получить группу инвалидности , что позволит пользоваться определенными преимуществами в обществе. В то же время, та или иная группа инвалидности выставляется в зависимости от степени олигофрении и общего состояния пациента.

    Детям с умственной отсталостью могут присвоить:

    • 3 группу инвалидности. Выдается детям с легкой степенью олигофрении, которые могут самостоятельно себя обслуживать, поддаются обучению и могут посещать обычные школы, однако требуют повышенного внимания со стороны семьи, окружающих и педагогов.
    • 2 группу инвалидности. Выдается детям с умеренной степенью умственной отсталости, которые вынуждены посещать специальные коррекционные школы. Они плохо поддаются обучению, плохо уживаются в обществе, слабо контролируют свои поступки и не могут нести ответственность за некоторые из них, в связи с чем часто нуждаются в постоянном уходе, а также в создании специальных условий для проживания.
    • 1 группу инвалидности. Выдается детям с тяжелой и глубокой олигофренией, которые практически не способны обучаться или самостоятельно себя обслуживать, в связи с чем нуждаются в непрерывном уходе и опеке.

    Продолжительность жизни детей и взрослых при олигофрении

    При отсутствии других заболеваний и пороков развития, длительность жизни умственно отсталых людей напрямую зависит от способности к самообслуживанию или от ухода за ними со стороны окружающих.

    Здоровые (в физическом плане ) люди с легкой степенью олигофрении могут себя обслуживать, легко поддаются обучению и даже могут устраиваться на работу, зарабатывая деньги себе на пропитание. В связи с этим средняя продолжительность их жизни и причины смерти практически не отличаются от таковых среди здоровых людей. То же самое можно сказать о пациентах с умеренно выраженной олигофренией, которые, однако, также поддаются обучению.

    В то же время, пациенты с тяжелыми формами заболевания живут намного меньше обычных людей. В первую очередь, это может быть связано с множественными пороками и врожденными аномалиями развития, которые могут приводить к смерти детей в течение первых лет жизни. Другой причиной преждевременной смерти может послужить неспособность человека критически оценивать свои действия и окружающую обстановку. При этом больные могут находиться в опасной близости от огня, работающих электрических приборов или ядов, падать в бассейн (при этом, не умея плавать ), попадать под машину (случайно выбегая на дорогу ) и так далее. Вот почему продолжительность и качество их жизни напрямую зависят от внимания со стороны окружающих.

    Перед применением необходимо проконсультироваться со специалистом.

    2. Бабкина Н.В. Оценка готовности к школьному обучению детей с задерж- Е кой психического развития. М., 2015. g ю

    3. Бабкина Н.В. Жизненные компетенции как неотъемлемая составляющая g ° содержания образования детей с задержкой психического развития // Воспитание школьников. 2016. № 7. С. 5-12.

    4. Зыкова Т.С., Зыкова М.А., Носкова Л.П. Программы специальных (коррек-ционных) образовательных учреждений I вида. М., 2003.

    5. Инденбаум Е.Л. Школьники с легкими формами интеллектуальной недостаточности: психолого-педагогическая диагностика и характеристики психосоциального развития. Иркутск, 2012.

    6. Концепция Специального Федерального государственного образовательного стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья / Н.Н. Мало-феев, О.И. Кукушкина, О.С. Никольская, Е.Л. Гончарова. М., 2013.

    7. Коробейников И.А. Нарушения развития и социальная адаптация. М., 2002.

    И.А. Каткова

    Особенности обучения чтению умственно отсталых обучающихся классов для детей со сложным дефектом

    Представлена собственная апробированная периодизация этапов формирования навыка чтения у умственно отсталых детей со сложным дефектом: формирование мотивации, интереса к процессу чтения (с использованием приемов глобального чтения); усвоение гласных и согласных звуков и букв; изучение слоговых структур и отдельных слов; чтение элементарных текстов. Определены общие требования и требования для отдельных категорий (умственно отсталые дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата, с расстройствами аутистического спектра, с нарушениями зрения и др.), которые позволили достичь положительных результатов в обучении чтению. Ключевые слова: сложный дефект развития, умственно отсталые дети со сложным дефектом, восприятие буквы, требования к обучению чтению умственно отсталых детей, специфические требования к обучению чтению детей со сложным дефектом развития.

    | | Чтение, являясь не только предметным (специальным), но и межпред° 2 метным (общеучебным) умением, во многом определяет успешность

    g ш обучения. Чтение - средство развития речи, вовлечение в творческий

    ä процесс ума и воображения, в том числе и у обучающихся с интеллек-

    ^ туальной недостаточностью.

    В существующих классах для умственно отсталых детей сложный дефект представлен нарушениями опорно-двигательного аппарата (НОДА), расстройствами аутистического спектра (РАС), нарушениями зрения, речи, синдромальными и соматическими нарушениями, и может встречаться в самых различных сочетаниях разнообразных психических, сенсорных, неврологических и двигательных нарушений. Чтение у этой категории детей обеспечивает коррекцию нарушений их развития и их социальную адаптацию. Известные советские олигофренопедагоги (В.В. Воронкова, Г.М. Гусева, З.Н. Смирнова) отмечают, что чтение способствует развитию мыслительной деятельности, усвоению школьной программы, расширяет социальные компетенции умственно отсталого школьника. Вместе с тем этот процесс сопряжен с рядом психолого-педагогических сложностей, которые необходимо учитывать для определения наиболее продуктивных путей и форм обучения чтению всех обучающихся в таком классе.

    При разработке направлений и этапов формирования навыков чтения у умственно отсталых обучающихся в классах для детей со сложным дефектом мы использовали известные в отечественной практике методические подходы и принципы по освоению букваря умственно отсталыми учащимися (А.К. Аксёнова, И.М. Бгажнокова, В.В. Воронкова, М.Ф. Гнездилов, Е.И. Капланская, Р.И. Лалаева, Н.К. Сорокина, М.И. Шишкова и др.), дополнив их условиями и требованиями к формированию навыков чтения у обучающихся с нарушениями зрения (В.З. Денискина, Н.А. Крылова, Л.И. Плаксина и др.), опорно-двигательного аппарата (М.В. Ипполитова, И.Ю. Левченко, И.И. Мамайчук и др.), расстройствами аутистического спектра (Н.Г. Лаврентьева, Т.И. Морозова, Л.Г. Нуриева и др.) и своими авторскими наработками, удлинив сроки становления этого процесса. Взаимодополнение классических традиций и современных методик позволило выработать положительную динамику в формировании навыка чтения у детей со сложным дефектом. Мы апробировали собственную периодизацию этапов формирования навыка: формирование мотивации, интереса к процессу чтения (с использованием приемов глобального чтения); усвоение гласных и согласных звуков и букв; изучение слоговых структур и отдельных слов; чтение элементарных текстов (таблица 1).

    При обучении чтению в классах для детей со сложным дефектом в связи с определенными ограничениями вербальной коммуникации

    нами использовались элементы звукового (начинали с изучения зву- | ков с последующим складыванием их в слоги, слова, потом переходи- § ^ ли к предложениям), слогового (заучивали буквы, потом слоги) чтения 5 ^ по складам, аналитико-синтетического (деление фразы на слова, слов ^ | на слоги, слогов на звуки и т.д.; чтение легких слов целыми словами), | 2 глобального методов чтения (узнавание слова целиком). о й

    Работа в классе для умственно отсталых детей со сложным дефектом ч ^ осложнялась тем, что необходимо было учитывать сочетания наруше- с ний, входящих в структуру множественного дефекта, принимать во внимание особенности и глубину нарушений зрения, опорно-двигательного аппарата, расстройств аутистического спектра, а также особенности состава детей по степени выраженности умственной отсталости, сочетающейся в разных вариантах.

    Для детей со сложным дефектом, сочетающим умственную отсталость с недостатками зрения, в работе должны использоваться специальные средства, позволяющие осуществлять индивидуальную коррек-ционно-педагогическую работу на уроках: учебники с укрупненным шрифтом, исключающие дополнительную информацию, не соответствующую цели и задачам урока; дидактические материалы, содержащие рельефно выполненный иллюстративно-графический материал (т.е. рассчитанные на одновременное использование осязания и зрения); наборы букв крупного размера, окрашенные предпочтительно в оранжево-красные или зеленые цвета; оптические, тифлотехнические и технические средства, облегчающие учебно-познавательную деятельность слабовидящих обучающихся, рекомендованные адаптированной основной образовательной программой для слабовидящих. Важно соблюдать условия по режиму зрительной нагрузки, по организации пространства. определенные действующим СанПиНом.

    Работу с умственно отсталыми детьми с РАС вследствие крайней неоднородности и выраженности аутистических нарушений следует начинать с приемов глобального чтения, формируя интерес к процессу чтения и развивая у ребенка возможность его участия во фронтальной работе на уроке. Чрезвычайно важно затем постепенно переводить ребенка с приемов глобального чтения на аналитико-синтетический способ, учитывая при этом особую предрасположенность аутичных детей к стереотипиям и стереотипным способам взаимодействия с окружающим миром. Важно предупреждать их склонность к фиксированно-сти на определенных заданиях, стереотипном воспроизведении текста. Следует максимально использовать способности этих детей к быстрому усвоению различных символов и знаков, в том числе букв, расширяя содержание упражнений и заданий.

    | | Таблица 1

    1 этап Формирование интереса к чтению Глобальное чтение как средство развития зрительного внимания и памяти. На материале уроков развития речи. Зрительное изображение предмета на картинке заменяется графическим изображением слова на карточке и объединяется с акустическим образом. Образец произношения дается педагогом. Дети проговаривают слово сопряженно или сопряженно-отраженно. Непродолжителен по времени. Вырабатывается навык передвижения взгляда по строке слева направо. Идет накопление мнестических образов в речевой памяти, запоминание письменного образа слова и изображения, запоминание некоторых букв. Упражнения по составлению подписей к картинкам из слов, узнаваемых глобально.

    2 этап Изучение букв

    2.1. Изучение гласных букв 1-го ряда а, о, у, ы, э Упражнения в чтении слов из 2-х, 3-х, 4-х и т.д. гласных. Тренировка силы голоса, протяжности, интонации. Задания на правильность речевого дыхания, артикуляционных движений, угадывание буквы по артикуляционной позе. Называют пройденный звук. Указывают, как заданный звук обозначается на письме. Называют слова с нужным звуком. Подбирают буквы к нужному звуку. Находят букву среди других. Составляют букву из элементов. Раскладывают на звуки звукокомплексы из 2-х, 3-х гласных. Определяют последовательность звуков и букв.

    2.2. Изучение гласных букв 2-го ряда и, я, е, ё, ю

    2.3. Изучение согласных с большой долготой звучания: х, с, м, ф, ш, в, н, л, з, ж, р Символ звука находится перед глазами как зрительный образ-подсказка. Упражнения на закрепление тактильного образа буквы. Узнавание буквы в различных шрифтах, размерах, цвете, положениях на странице. Изолированное воспроизведение буквы. Закрепление артикуляционной позы. Соотнесение звука и буквы. Подбор картинок на конкретный звук. Нахождения места звука в слове (в начале и конце).

    2.4. Изучение согласных, не имеющих длительности: й, п, б, к, т, г, д

    2.5. Изучение наиболее трудно усваиваемых согласных: ч, ц, щ

    2.6. Изучение буквы ь Как буква, не обозначающая звука, только после согласных, всегда их смягчает. Отработка с отдельными согласными: сь, мь, ль, ть и т.д., в словах на конце слова, в середине слова: ко-нь, ко-нь-ки и т.д. Упражнения на выкладывание слова.

    2.7. Изучение буквы ъ Чтение слогов: се - съе, ве - въе и т.д. Выкладывание слогов. Отработка в словах: съел, подъезд и т.д.

    3 этап Изучение слоговых структур и отдельных слов Изучение открытых слогов с изученными гласными 1-го ряда, слияние в слоги с добавлением гласной перед слогом: ГСГ; с постепенным добавлением (прием наращивания) последующей согласной: СГ, СГС, СГСС, ССГС. Использование символов слогослияния при чтении слов. Дополнение недостающего слога до целого слова. Составление слов из слоговых карточек с опорой на картинку. Сравнение слогов и слов, отличающихся одной гласной, количеством букв, с оппозиционными звуками. Чтение слов, подписей к картинкам, предложений. Чтение слогов с гласными 2-го ряда. Изолированное чтение буквы. В начале и конце слова: Ю-ла, Ю-ра. во-ю, но-ю. В слогах: лю, рю и т.д. Многократные повторы. Заучивание. Отработка их в словах с обогащением словаря с наращиванием синтагматических связей: ко-лю, со-лю; лю-к, к-лю-ка и т.д. Сравнение слоговых структур.

    4 этап Этап чтения элементарных текстов Буквы отрабатываются по мере их усвоения в словах, далее из слов формируются предложения, предложения складываются в текст. Вова. Вова у ивы. У Симы ¿М #

    | "I Для умственно отсталых детей с НОДА специальные рекоменда-§ 2 ции включают использование специальных методов, приемов и средств * ш обучения, обеспечивающих реализацию «обходных путей» обучения & и т.д, с целью формирования правильной артикуляции с опорой на зри-^ тельный образ при чтении отдельных букв; развития пространственной ориентации на листе бумаги, преодоления «зеркальности» при восприятии букв.

    Важную роль выполняют и специальные приспособления (утяжелители на ручки, приспособления, закрепляющие разрезную азбуку / книгу / тетрадь на парте, специальные приспособления «прорези»), позволяющие концентрировать внимание на определенном отрезке текста и способствующие контролю за непроизвольными действиями рук.

    Трудности, связанные с реализацией поставленных задач, требуют удлинения сроков обучения.

    Так, этап с использованием глобального чтения позволяет решать следующие задачи: формирование интереса к процессу чтения; развитие психических процессов, лежащих в основе базиса чтения; накопление в речевой памяти акустических образов слов, а в двигательной - кинестетических образов в их соотношении с графической формой; вырабатывание навыка передвижения взгляда по строке слева направо; правильное произнесение слова; запоминание отдельных букв. Несмотря на то, что метод глобального чтения переводит внимание ребенка на знаковый символический уровень, мы используем этот метод частично, ограниченно во времени, т.к. метод достаточно пассивный.

    Не следует перегружать картинками ребенка с НОДА, а ребенку со зрительной патологией следует предлагать яркие контрастные карточки, избегая бледных оттенков. Использование приемов глобального чтения примерно одинаково для всех категорий детей. Задание сначала выполняется коллективно, затем с долей самостоятельности каждым учеником. Хорошо в дальнейшем в изучаемых словах выделять первые буквы и акустически, и графически, как опору, на которую дети могут ориентироваться при выборе слова.

    Этап изучения букв включает формирование обобщенного образа буквы, включающего формирование акустического, кинестетического и зрительно-пространственного образов. Ведется работа по развитию фонематического слуха, по закреплению правильной артикуляции каждого звука и воспитания четкости произношения. Отрабатывается навык прослеживания взглядом за перемещаемым предметом, умение выделять части предмета, сравнивать их, располагать в определенной последовательности. У детей со сложным дефектом, включающим НОДА, важнейшая для психического развития совместная деятель-

    ность руки и глаза - зрительно-моторная координация - формируется Е с трудом и дефектно, что требует ежедневной кропотливой коррекци- § ^ онной работы, особенно над появлением навыка точного воспроизве- 5 ™ дения образца. Следует отметить, что размер пособия с элементами | | букв может отличаться: у детей с нормальным зрением он может быть | 2 мельче, а у детей с патологией зрения и с НОДА - должен быть круп- о й нее для удобства работы. Упражнения по ориентировке на листе бумаги 5 готовят школьников к ориентации в печатной странице, к правильному с направлению чтения предложения. Умственно отсталым детям с НОДА и нарушениями зрения полезны упражнения на развитие мелкой моторики и кинестетических ощущений мелких мышц кистей рук: пальчиковая гимнастика, обведение образцов по трафарету, контуру, письмо элементов букв на наждачной бумаге, песке.

    Навык чтения отрабатывается на этапе изучения различных слоговых структур и отдельных слов и далее на этапе чтения элементарных текстов. Учителю рекомендуется выделять строку ориентирами в виде особых значков цветным карандашом или специальными трафаретами.

    Характерные для умственно отсталых детей тугоподвижность мыслительных процессов мешают им при переходе от чтения слогов к целым словам, даже односложным. Выбор метода и приемов на каждом этапе зависит от глубины и сложности дефекта.

    Библиографический список

    1. Аксенова А.К. Методика обучения русскому языку в специальной (коррек-ционной) школе. М., 1999.

    2. Гончарова Е.Л. Формирование базовых компонентов читательской деятельности у детей с глубоким нарушением зрения и слуха // Дефектология. 1995. № 4. С. 3-10.

    3. Денискина В.З. Особые образовательные потребности детей с нарушениями зрения // Дефектология. 2012. № 6. С. 17-25.

    5. Лаврентьева Н.Б. Педагогическая диагностика детей с аутизмом // Дефектология. 2003. № 2. С. 88-93.

    6. Лалаева Р.И. Нарушение процесса овладения чтением у школьников. М., 1983.

    7. Левченко И.Ю., Приходько О.Г. Технологии обучения и воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. М., 2001.

    8. Солнцева Л.И. Некоторые особенности психического развития детей с нарушениями зрения в современных условиях // Дефектология. 2000. № 4. С. 3-8.

    Увеличивающееся количество тяжело умственно отсталых детей, развитие которых зачастую осложнено еще и сопутствующими нарушениями слуха, зрения, расстройствами аутистического спектра, тяжелыми нарушениями речи, настоятельно требует особого внимания специалистов коррекционной педагогики. Современные коррекционные образовательные учреждения, работающие с детьми указанной категории, испытывают значительные трудности в выборе форм и методов работы. Они обусловлены отсутствием регламентирующих документов, учебников, специального дидактического инструментария, публикаций в специальной литературе, освещающих практический опыт работы с тяжело умственно отсталыми детьми. Между тем, социальный заказ родителей, обучающих детей в коррекционных образовательных учреждениях, весьма значителен: адаптация в обществе (формирование элементарных навыков жизнеобеспечения), овладение навыками письма, чтения, счета.

    Проблема коррекционно-логопедической помощи детям с неврологической патологией в настоящее время является чрезвычайно актуальной. Сегодня до 80% новорожденных оказываются физиологически незрелыми, свыше 86% имеют перинатальную патологию центральной нервной системы, отсутствие своевременной коррекции которой приводит к развитию стойких нарушений в будущем (Е.М. Бомбардирова, Е.Т. Лильин, О.И.Маслова, К.А.Семенова)

    У всех детей, с которыми мне пришлось работать, (всего 6 чел.) по результатам медико-логопедического обследования на фоне тяжелой умственной отсталости выявлена средняя степень неврологической патологии. Это – синдром двигательных расстройств (6 чел.), эписиндром (4 чел.), ДЦП (1 чел.), церебрастенический синдром (6 чел.), речедвигательные расстройства (дизартрия) – 5 чел. Таким образом, все тяжело умственно отсталые дети (6 чел) имеют сложную структуру дефекта.

    На первом месте по распространенности в ряду тяжелой речевой патологии у детей стоит дизартрия – нарушение звукопроизношения, обусловленное недостаточностью иннервации речевой мускулатуры. Это происходит в результате органического поражения ЦНС, при котором нарушается двигательный механизм речи. При данной речевой патологии наряду с нарушением звукопроизносительной стороны речи и просодики, отмечаются нарушения речевого дыхания, голоса и артикуляционной моторики. Разборчивость речи при дизартрии нарушена, речь смазанная, нечеткая, со стойким характером нарушений звукопроизношения (нарушено произношение не только согласных, но и гласных звуков). Ограничено движение мышц языка, наблюдается нарушение произвольного глотания. Парез губных мышц является причиной гиперсаливации – усиленного слюнотечения.

    У детей моей группы по результатам логопедического обследования установлено: нарушение общей разборчивости речи, “смазанность” звукопроизношения (многочисленные выраженные искажения во многих фонетических группах), отсутствие голосовых модуляций, нарушение тонуса язычной, губной и языковой мускулатуры, гиперсаливация. Нарушены все компоненты речи: как произносительная сторона, так и лексическое, грамматическое и фонематическое развитие. Отмечается выраженное ограничение словарного запаса, которое проявляется в том, что дети пользуются только обиходными словами, часто употребляют слова в неточном значении, подменяя их по сходству, по ситуации, по звуковому составу. Нарушено овладение грамматическими формами языка: опускаются предлоги, недоговариваются или неправильно употребляются окончания, категории числа, имеются затруднения в согласовании и управлении.

    Учитывая тяжесть речевых нарушений у данной категории тяжело умственно отсталых детей, логопедическая помощь им не может ограничиваться только исправлением недостатков звукопроизношения, поскольку устраняются только “внешние” проявления речевого дефекта (произношение отдельных звуков), но не преодолеваются аграмматизм, недоразвитие связной речи, способность к фонетико-фонематическому анализу слов. Нужны другие подходы к организации логопедической работы. Меня заинтересовала публикация Н.Б.Лаврентьевой “Обучение чтению детей с аутизмом: создание “личного букваря” (журнал “Дефектология” № 6, 2008 год). Автором предложен метод моментального восприятия целого слова. Психолого-педагогическая диагностика потенциальных возможностей тяжело умственно отсталых детей показывает, что у них наиболее сохранна зрительная механическая память. Это обусловило выбор логопедической помощи детям через обучение чтению глобальным методом. В методике глобального чтения единицей чтения является слово, а не отдельно взятая БУКВА или СЛОГ . Такая методика предполагает, что для начального этапа обучения выбираются простые слова, обозначающие предметы, хорошо знакомые ребенку. Таблички с названиями предметов ребенок учится соотносить с картинками, изображающими эти предметы. При таком подходе слово запоминается ребенком целиком, как единый графический образ. Достоинства этой методики очевидны: – вся предназначенная для усвоения информация представлена в зрительном поле ребенка, что обеспечивает: концентрацию его внимания, моментальное зрительное восприятие и непроизвольное зрительное запоминание, соотнесение слова с изображением предмета, которое оно обозначает, что и обеспечивает чтению осмысленность.

    Процесс оказания логопедической помощи начался с тематического планирования, в котором использовался речевой материал, наиболее знакомый ребенку по темам: “семья, овощи, одежда, игрушки, посуда”. Предполагалось, что в каждой теме будет использовано до 10 слов (см. фрагмент тематического планирования по темам: “семья, овощи”, Таблица № 1), с оформлением “Личного букваря” ребенка (картинка и печатное слово к ней). Параллельно с глобальным чтением слов дети учились произносить звуки {А, О, У, М, С, Х, Ш}, узнавать и печатать буквы А, О, У, М, С, Х, Ш. Графическое изображение каждого изученного звука (буквы) помещалось в кармашки разрезной азбуки. Узнавание, складывание, называние слогов и слов с изученными буквами позволило детям приблизиться к начальному навыку звукобуквенного анализа. Структура занятий выстраивалась с учетом соблюдения охранительного педагогического режима, повышения учебной мотивации, соблюдения динамических пауз, выбора наглядно-дидактического материала. В каждое занятие на развитие лексико-грамматических форм языка включались задания на формирование психофизической сферы детей. Это психогимнастика, релаксация, игры на развитие мелкой и общей моторики, голосовые и дыхательные упражнения, игры на внимание. В предлагаемой системе занятий реализовался основной принцип специального образования – принцип коррекционной направленности при соблюдении триединой задачи, а именно коррекционное воспитание, коррекционное развитие, коррекционное обучение. Все занятия дублировались родителями в семейной обстановке. Коррекционное развитие проводилось по основным направлениям:
    – развитие сенсорных и моторных функций;
    – формирования кинестетической основы артикуляторных движений;
    – развитие эмоционально-волевой сферы и игровой деятельности;
    – развитие интеллектуальных функций – памяти, восприятия, внимания, ориентировки в пространстве.

    Соблюдение принципа “от простого – к сложному”, использование системы поощрений, создание ситуации успеха, дозировка речевого материала, работа с детьми в группе и индивидуально позволило увеличить объем изучаемого материала. Так дети запомнили и читали имена сверстников группы, имя и отчество педагога, названия некоторых предметов мебели.

    Итоговый мониторинг по формированию навыка чтения глобальным методом показал положительную динамику: за период обучения с сентября по май 2009–2010 года дети запомнили и читали по карточкам от 13 до 78 слов из изученных 6 тем “семья, овощи, одежда, игрушки, посуда, имена” (см. Таблица №2). В целом по группе процент усвоения материала составил 61,4%. Логопедическое обследование состояния речи по итогам работы с детьми показало расширение объема не только пассивного, но и активного словаря, освоение начального навыка звукового анализа слога, чистое изолированное произношение звуков {А, О, У, М, С, Х, Ш}, безошибочное нахождение и называние букв А, О, У, М, С, Х, Ш. Обучение чтению глобальным методом позволило детям в первый год работы запомнить и безошибочно называть дополнительно еще буквы: П, Р, Т.

    В 2010–2011 учебном году логопедическая работа с детьми по исправлению недостатков речи с использованием метода глобального чтения продолжилась. В период с сентября по март месяц 2010–2011 года осуществлялась работа по закреплению навыка составления слов с изученными буквами с помощью разрезной азбуки. Продолжалась работа по изучению новых букв: Ы, Л, Н, К, И, З, Г, В и глобальному чтению слов по темам: “Квартира” (окно, дверь, лампа, стена, пол, потолок, звонок, зеркало, дом, квартира, комната, кухня, прихожая), “Продукты” (сыр, хлеб, колбаса, молоко, масло, мясо, конфета, вода, сок, суп, сушка, компот, кефир, творог, сметана, соль, сахар, отработки понятия “Молочные продукты”, “Мясные продукты”, “Напитки”). Для расширения объема речевых высказываний и формирования дальнейшего навыка чтения слов глобальным методом введены глаголы (копает, читает, собирает, накрывает, рисует, играет, украшает, катается, лепит, пьет, варит, наливает, ест, накрывает) и предлоги (в, на, у). Это позволяет детям уже прочитать глобальным методом простую фразу типа: Рома пьет сок. Бабушка собирает овощи.

    В ходе обучения тяжело умственно отсталых детей чтению глобальным методом на каждом занятии в игровой форме проводилась артикуляционная, дыхательная, пальчиковая гимнастика.

    Результаты проведенного промежуточного мониторинга динамики речевого развития тяжело умственно отсталых детей со сложной структурой психофизического и речевого развития показывают бесспорную эффективность логопедической помощи детям на основе обучения чтению глобальным методом (см. Таблица № 3).

    Фрагмент тематического планирования логопедических занятий по исправлению речевых нарушений у детей с использованием метода глобального чтения слов

    Таблица № 1.

    Время проведения Тема Словарь Предметно-практическая деятельность Лексическая тема
    Сентябрь “Семья”

    Звук и буква А(а)

    Я (Сережа, Рома…), мама, папа, брат, сестра, бабушка, сын, дочь, дедушка, внучка, внук, семья , воспитатель, няня, врач, повар.

    Произношение звука “А” в слогах (прямых и обратных), повтор простых предложений по теме совместно с логопедом.

    Альбом с фотографиями детей, картинки членов семьи.
    Сказка “Репка”, “Три медведя”.
    Карточки с названием членов семьи.
    Составление рассказа о семье с опорой на предметные и сюжетные картинки.
    Оформление “личного букваря”.
    Нахождение буквы А в словах.
    Обобщающее слово – “семья”.
    Глобальное чтение слов по теме: “Семья”.
    Артикуляционные, дыхательные упражнения, пальчиковая гимнастика
    “Осень”.

    Признаки осени в рисунках.
    Лепка.
    Экскурсии.

    Работа по уточнению и обогащению словаря с использованием предметных и сюжетных картинок.

    Пазлы, разрезные картинки.

    Октябрь “Овощи”.

    Звук и буква О(о).

    Помидор, огурец, свекла, морковь, лук, чеснок, капуста, кабачок, картофель, салат, редис, сок.

    Обобщающее слово – “овощи” .

    Произношение звука “О” в прямых и обратных слогах, в начале слова. Артикуляционные упражнения.

    Оформление “Личного букваря” ребенка по теме: “Овощи”.
    Чтение слов по табличкам с названием овощей.
    Нахождение буквы О в словах.
    Раскрашивание букв А.О.

    Исследование овощей на запах, вкус, цвет, форму.

    “Осень”.
    Признаки осени.
    Составление рисуночного рассказа о признаках осени.
    Экскурсия в парк, сбор листьев.
    Игры-лото “Овощи”.
    Лепка букв А,О из пластилина.
    Прослушивание стихов.
    Сюжетно-ролевые игры по мотивам сказок “Репка”, “Три медведя”.

    Мониторинг сформированности у детей навыка чтения глобальным методом за первый год обучения (май 2010 год)

    Таблица № 2.

    Название темы Итого
    п/п семья овощи одежда игрушки посуда имена Кол-во слов % усвоения
    Кол-во слов в теме 11 14 20 16 9 8 78 100%
    Фамилия, имя ребенка
    1 Женя К. 8 13 19 16 9 8 73 93,5
    2 Рома З. 7 11 18 15 8 8 67 85,8
    3 Наташа В. 8 8 13 10 7 8 54 69,2
    4 Сережа П. 1 3 1 3 3 2 13 16,6
    5 Кристина П. 11 14 20 16 9 8 78 100
    6 Егор Д. 1 2 3 4 2 1 13 16,6

    Мониторинг динамики речевого развития тяжело умственно отсталых детей со сложной структурой дефекта при использовании метода глобального чтения слов

    (Март 2011 год.)

    Таблица № 3.

    № п/п 1 2 3 4 5
    Фамилия, имя Наташа В. Рома З. Женя К. Кристина П. Сережа П.
    Знает изученные буквы (17) 14 17 14 17 8
    Печатает изученные буквы 10 17 10 14 6
    Составляет из разрезной азбуки и читает слоги + + + + С помощью
    Составляет из карточек предложения + + + + С помощью
    Читает слова на карточках + + + + С помощью
    Печатает по образцу слоги и слова С помощью С помощью С помощью С помощью С помощью
    Сливает звуки в слоги С помощью С помощью С помощью С помощью
    Строит фразы по вопросу или картинке + + + + +
    Понимает смысл сюжета + + + + частично
    Использует изученные слова в самостоятельной речи + частично + + частично
    Оценка динамики речевого развития ребенка родителями Положительная Положительная Положительная Положительная Не удовлетворены
    результатом

    Конспект фронтального логопедического занятия на тему: “ Автоматизация звука {С}”.

    Цель занятия:

    • Образовательная. Обогащать словарный запас детей; закреплять навык глобального чтения слов

    В настоящее время существуют три методики обучения ребенка чтению . Чтобы остановить свой выбор на какой-либо из этих методик, нужно знать: Что она даст ребенку? Что даст родителям? Что – учителям?

    Традиционная методика обучения ребенка чтению

    Она самая распространенная и самая древняя. Возраст этой методики обучения ребенка чтению – пять тысяч лет. И до сих пор почти во всех школах мира учат детей читать именно по этой методике. Обучение основано на фонемном принципе. Ещё пять тысяч лет назад гениальные наши предки догадались расчленить звучащее слово на фонемы (звуки речи). За определенными звуками были закреплены определенные значки. Эти значки назвали буквами.

    Процесс обучения ребенка чтению идет в обратном порядке. Сначала его знакомят с буквами. Учат: как эти буквы озвучиваются. Потом учат буквы-звуки сливать в слоги. Это самый сложный этап обучения. Долгое время дети не понимают, как из отдельных букв получаются слова. Причем, даже годовалый ребенок способен все буквы выучить за несколько дней. Это очень просто! Но читать он научится только через несколько лет! Долгое время ребенок не способен понять закономерности чтения. Буквы начнет забывать, а секрет чтения так и не раскроет.

    Только в возрасте 5 – 7 лет ребенок научится осмысленному чтению. Но сам процесс расшифровывания букв для ребенка очень утомителен, поскольку скорость понимания прочитанного крайне низка. По нескольку раз ребенок, тыча пальчик в каждую букву, озвучивает их. И только на третий, четвертый, пятый раз догадается: что за слово написано. Когда ребенок в таком утомительном напряжении расшифрует все слова в предложении, он половину из них забудет. Нужно опять расшифровывать. Когда же ребенок осмыслит предложение целиком? И захочет ли расшифровывать следующее?

    Методика обучения ребенка чтению «Кубики Зайцева»

    Еще в 80-х годах прошлого века Николай Александрович Зайцев разработал уникальную методику для обучения детей чтению с двух лет. В основе методики лежит складовый принцип. Обучение начинается не с буквы, а со склада (МУ – МО – МА – МЭ – МЫ; МЮ – МЁ - МЯ – МЕ – МИ).

    Идея обучать ребенка читать по складовому принципу родилась еще в начале XIX века, начиная с «Азбуки» Ф. Кузьмичева. Горячим сторонником складового принципа был Л. Н. Толстой, обучавший в своих школах детей читать именно по этому принципу.

    Окончательно в стройную методическую систему складовый принцип воплотился в «Кубиках Зайцева». Борьба звуковиков и складовиков продолжается два столетия и не прекратилась по сей день, несмотря на очевидность огромных преимуществ складового принципа перед звуковым.

    Еще в 1873 году Л. Н. Толстой писал, что по складовому способу «способный ученик выучивается в 3, 4 урока, хотя медленно, но правильно читать, а неспособный – не более как в 10 уроков». (Л.Н.Толстой. Письмо к издателям. О методах обучения грамоте. – ПСС, т.17, М., 1936.)

    Обучение ребенка чтению по методике Домана

    Обучать не с буквы, не со склада, а сразу с целого слова! Именно так догадались лечить больных детей врачи Института Развития Человеческого Потенциала (Филадельфия, США).

    Перед медиками стояла задача: найти методику лечения детей, страдающих нарушениями умственной деятельности. Специалисты под руководством Глена Домана, основателя Института, искали возможность активизировать умственную деятельность больных детей через обучение ребенка чтению. Но как ни бились врачи, стремясь научить читать умственно отсталых детей по традиционным букварям, - ничего не получалось. Дети никак не понимали: как из букв получаются слова. К тому же английские правила чтения чрезвычайно сложны. Складовый принцип здесь тоже не подходит.

    Пригодным оказался лишь принцип обучения через слово. Запоминать целиком написанные слова и отождествлять их с соответствующими предметами для слаборазвитых детей оказалось самым простым. Больные дети через такое обучение быстро догоняли здоровых детей в развитии. И они не только стали здоровыми, они научились читать.

    Очень часто выдающиеся открытия совершаются не специалистами данной области науки, а специалистами смежных областей. Так получилось и с обучением ребенка чтению. Передовую технологию обучения малышей читать целыми словами разработали не педагоги, а врачи. Перед врачами стояла совсем иная задача: не научить ребенка читать, а активизировать его мозг. Результат превзошел все ожидания. Мозг больных детей так активизировался, что они легко осваивали чтение, причем сразу беглое. А что же педагоги? 5000 лет они обучали чтению, начиная с буквы. И ещё 5000 лет, наверное, продолжали бы учить именно так.

    Что же дало новое открытие педагогам?

    Новые проблемы. Вся программа начальной школы становится бессмысленной. Дети весь этот материал легко осваивают задолго до школы. Что же дало открытие врачей родителям? Возможность самим сделать своих детей и здоровыми, и умными, и счастливыми.

    "Ген гениальности» пока не найден, но зато путем многолетних экспериментов мы твердо определили, что важнейшим фактором в достижении интеллектуальных высот является правильная работа с ребенком в первый год его жизни, а также активная поддержка, которую могут оказать малышу .

    Загрузка...
    Top