Юрий мамлеев. Список основных публикаций на иностранных языках

Мамлеев Юрий Витальевич - писатель и философ, драматург и поэт. Его произведения переведены на основные европейские языки. Основатель философско-патриотической доктрины (учения) "Вечная Россия" (она изложена в книге "Россия Вечная", Аиф-принт, 2002). Основатель нового литературного течения в современной русской литературе - метафизический реализм.

Биография

Юрий Витальевич Мамлеев родился 11 декабря 1931 г. в Москве. В 1956 г. окончил Московский лесотехнический институт, получил диплом инженера. С 1957 по 1974 г. преподавал математику в вечерних школах. Но основной сферой его деятельности была литература. Его рассказы, романы, философские эссе распространялись в Самиздате, так как их было невозможно публиковать в советских издательствах. На его квартире в Южинском переулке собирались в 60-е годы многие деятели (люди) "неофициальной культуры" того времени. Среди них такие поэты и художники, как Леонид Губанов, Генрих Сапгир, Лев Кропивницкий, Александр Харитонов, позднее Вениамин Ерофеев и многие другие известные сейчас представители творческой интеллигенции, проявившие себя в искусстве, философии, литературе.
Из-за невозможности публикации своих произведений Ю.Мамлеев вместе с женой эмигрировал в 1974 г. в США, где преподавал и работал в Корнельском университете (Cernell University), выступал в других престижных университетах США, а позже, в 1983 г., переехал в Париж, во Францию, где преподавал русскую литературу и язык в Медонском институте русской культуры, а потом в знаменитом Институте восточных цивилизаций в Париже. В период вынужденной эмиграции его произведения были переведены на европейские языки, его творчество получило признание на Западе.
После изменения режима в России Юрий Мамлеев одним из первых приехал в Россию. С начала 90-х годов его книги стали широко публиковаться в России. За это время (с начала 1990-х по 2008 г.) опубликовано 27 его книг, включая книги по философии, появилось множество статей, интервью в прессе, выступлений по радио и телевидению. Одновременно продолжалась публикация его книг на Западе. Как на западных, так и на русском языках появилось много статей, исследований о его творчестве, защищены дипломы и диссертации. Пьесы Юрия Мамлеева ставились в России и на фестивале в Австрии, в Граце (на немецком языке).
С 1994 по 1999 г. Юрий Мамлеев как индолог преподавал индийскую философию на философском факультете МГУ. Он член исполкома Общества российско-индийской дружбы. Занимался и общественной деятельностью: был членом Комиссии по возвращению гражданства при Президенте РФ. Он является членом французского Пен-клуба (международной организации писателей), Союза писателей России, Союза театральных деятелей, русского Пен-клуба. Он создал новое литературное течение (метафизический реализм), основы которого изложены в главе "Метафизика и искусство" его философской книги "Судьба бытия". Авангард этого течения организован как секция при Союзе литераторов России, и Ю.Мамлеев - Президент Клуба метафизического реализма ЦДЛ.
Как философ, Юрий Мамлеев, помимо преподавания индийской философии в МГУ, известен своими главными философскими работами: "Судьба бытия" (опубликована в журнале "Вопросы философии" за 1993 г. №10, 11 и потом - в сборнике "Unio mistica", Терра, 1997) и "Россия Вечная" (см. "Россия Вечная", Аиф-принт, 2002).
В "Судьбе бытия" Ю.Мамлеев обосновал собственное философское учение. Как индолог, он исходил из некоторых положений Веданты (признанной сейчас во всем мире в качестве одной из вершин человеческой мысли). Но далее Ю.Мамлеев вышел за пределы Веданты, создав учение метадуализма, особенно в главе "Последняя доктрина", которая вносит нечто принципиально новое в мировую метафизическую Традицию.
В книге "Россия Вечная" Ю.Мамлеев исследует глубины русской культуры и духа. В результате им создана совершенно новая трактовка русской идеи, фактически цельное философско-патриотическое учение, не имеющее нигде аналогов.
Творчество Ю.Мамлеева неоднократно отмечалось различными литературными грантами и премиями: в 2000 году он получил высоко престижную Пушкинскую премию (Германия), международную премию имени Андрея Белого (1993 г.).
О Мамлееве и его творчестве можно прочесть статьи в литературных и иных энциклопедиях, словарях (в том числе и на иностранных языках), в энциклопедическом словаре "Отечество" (издательство РЭ, 1999), в который включены наиболее выдающиеся люди России в области культуры, науки, политики и т.п. за весь период существования Руси и России (от древней эпохи до настоящего времени).
Произведения Мамлеева публиковались на английском, французском, немецком, итальянском, голландском, греческом, чешском, румынском, болгарском, сербском, иврите, китайском языках.
О творчестве Мамлеева вышло исследование Розы Семыкиной. "О "соприкосновении мирам иным": Ф.М.Достоевский и Ю.В.Мамлеев" (Барнаул: Барнаульский государственный педагогический университет, 2007).
Лауреат премии "Словесность" Союза литераторов (2008)

Умер писатель и философ Юрий Мамлеев. Ему как мало кому подходила формула «парадоксов друг». В нем, кажется, все вступало в противоречие со всем. Он был интеллигентным и вежливым в беседе человеком, любил рассуждать о важности веры в Бога - при этом написал один из самых страшных романов ХХ века «Шатуны». Такой жуткий, что ему даже не нашлось определения. Пришлось придумать странное: «метафизический реализм». В середине 1970-х он уехал в эмиграцию и именно там (важное видится издалека) начал разрабатывать философскую доктрину «Вечной России» - но был одним из первых, кто вернулся. Юрий Мамлеев подчеркивал, что его концепция - вовсе не смесь православия с социализмом, она не имеет ничего общего с патриотизмом и уж тем более национализмом. И даже написал ее популярное изложение в романе «Русские походы в тонкий мир». Но нет сомнений, что многим захочется истолковать идеи философа в том ключе, который ему бы не понравился. «Лента.ру» собрала цитаты из интервью Юрия Мамлеева, проясняющие его художественные и философские идеи.

«Это реальная история про женщину, у которой действительно мальчик ножницами испортил ковер. Какой-то дорогой. И она в ярости стала бить его ножницами, в месиво. Потом она пришла в ужас, утащила к врачам. А врачи говорят, что у него уже все косточки переломаны, уже ничего не сделаешь. Только рубить. Ну, отрубили ему руки. И она пришла домой и повесилась».

«"Христос воскрес" - этот случай нам рассказал священник. Была Пасха. Бандюк пришел и порубил отца и мать, а маленький был в другой комнате, он ничего не знал, ничего не понял. И когда он вышел, он еще не видел этот ужас, говорит дяденьке: "Христос воскрес". И убийцу это поразило».

«Мой отец и некоторые родственники были психиатрами. Я прекрасно знал психиатрию, интересовался пограничными, психопатическими состояниями человека и использовал их. Как Достоевский использовал криминал и убийство для объяснения состояний человеческой души».

«Мои произведения часто не полностью открыты для меня самого. Это как состояние созерцания при медитации. При первых опытах было довольно трудно войти в это состояние, но когда я входил в него, сразу менялся язык».

«Когда я после читал свои произведения, я порой сам ужасался, особенно когда работал над "Шатунами". Я сам не верил, что это написал, потому что был в другом состоянии. Когда я из него выходил, то просто приходил в ужас. Потом это состояние стало более привычно».

«Сторона нечистой силы меня мало интересовала. Меня интересовали прежде всего Бог и человек. Но сдвиги, которые там описываются, - это сдвиги, когда человек хочет выйти за свои пределы, и то, что лежит за пределами человеческого разума. На этом основаны "Шатуны", там описаны фантастические души, поскольку они хотят выйти за пределы возможного».

«Однажды два человека сказали мне, что роман "Шатуны" спас их от самоубийства. Сквозь кромешную тьму прорывается свет. Он - в подтексте. Получилось так, что даже в "Шатунах", самом страшном моем произведении, нет смерти, но есть бессмертие. И многие замечали это. Многие говорили мне, что реальность при всех ее страшных сторонах настолько фантастична, что все-таки хочется жить: ведь всегда интересно, что будет потом».

«Не познав природу своего темного, можно и темноту принять за свет. Человеку надо познать самого себя».

«Наша цивилизация основана на лжи о человеке. Якобы человек - лишь рациональная обезьяна, и никакого будущего после смерти у него нет. Это материалистическая цивилизация, в которой важны нажива, социальный дарвинизм и пропаганда животного происхождения человека. Все это мировоззрение рухнет как карточный домик в ближайшие 100-200 лет».

«Человек создан по образу и подобию Божьему, значит, внутри него есть Бог. Но он находится в потенциальном состоянии. Крещение - это мистический акт, который дает дорогу света при жизни».

«Я рос в советской семье. Родители, хоть и были крещеные, боялись говорить о Боге в 30-е годы, но я с самого детства осознавал, что есть Бог. Главной причиной моего отвращения к коммунистическому строю был именно атеизм. И когда я стал юношей, я пришел к вере в Бога».

«В религии открывается далеко не все, то есть только то, что необходимо человеку для спасения. А познание невидимой Вселенной, познание Абсолюта - это уже другое. Бог дал свободу, и человеческий разум может участвовать в процессе познания».

Фото: из личного архива Юрия Мамлеева

«Существуют так называемые параллельные миры - кто в это не верит, пожалуйста. Но доказательства этому есть, люди всегда в это верили и знали это из опыта - контакт с этими мирами был. И материализм, который пытался это отвергнуть, потерпел полное крушение».

«До конца света еще очень далеко. Многие пророчества еще не исполнились, не выявлены все силы добра и зла. Но то, что цивилизация голого чистогана, золотого тельца, любая чисто материалистическая цивилизация агонизирует, - для меня несомненно».

«Существуют национальные государства, которые весьма различны по менталитету, духу, религии. Есть такое немецкое философское положение - каждый народ представляет собой мысль Бога о человеке. Как отдельные индивидуумы неповторимы, так и народы - исключительны, неповторимы и представляют собой какую-то глобальную мысль. Эту глобальную мысль народ вырабатывает сам...»

«Еще Бердяев сказал, что русская душа парадоксальна. И действительно, у нас очень сильная тяга к запредельности. И хаос присутствует. Тут такое сочетание, что при тяге к хаосу абсолютно необходим порядок, иначе распад».

«Наши отцы погибли в ГУЛАГе, Машин (жена Юрия Мамлеева - прим. «Ленты.ру» ) и мой, они были профессорами и погибли в ГУЛАГе».

«(В эмиграции - прим. «Ленты.ру» ) меня обуяла такая невиданная тоска по России. И не только меня - многих. И тогда я задумался о причинах этого даже не чувства, а явления, которым всегда отличалась русская эмиграция. Начал перечитывать русскую классику - до Серебряного века. Именно в ней, мне казалось, изложены таинственные начала, которые могут объяснить мою тоску. И мне открылось то, что в самом существовании России заключена какая-то великая тайна, что она к чему-то предназначена. Я использовал философские методы изучения этого, опирался на русскую культуру и на мой опыт жизни в России. Так родилась "Россия вечная"...»

«Русским я называю того, кто любит Россию, кто живет в ее языке и культуре».

«Моя философия "России вечной" НЕ является, во-первых, национализмом. Потому что национализм часто основан на вражде к другим народам. Вообще современный национализм родился во время Французской революции, как известно... Во-вторых, она НЕ является патриотизмом, потому что "патриотизм" - слишком узкое, банальное, затасканное слово. Она несоизмеримо шире. И в-третьих, она НЕ является религией. Она является русской идеей как мировоззрением. Одним из ее учителей является Бердяев».

«Я жажду восстановления единства всей великой русской культуры. Россия - это самостоятельная цивилизация. Поэтому мы интересны всем и чужды всем. Противоречия есть между всеми цивилизациями мира, но есть разница между западной духовностью и русской духовностью. Есть между нами и некая тайна».

«Есть в России такая великая формула: Бог, царь, Отечество. Она поддерживается столетиями, но сейчас эта формула не может работать. Царя у нас нет, ситуация совсем другая. Однако Бог и Родина остались. И вот это - фундамент, но между ними есть еще одна вещь - это личность человека».

«Реализм предполагает изображение действительности. Но! "Реальность" - это такое широкое понятийное поле! Одно дело натуральный реализм, в котором выражается буквально все, - "сидим, едим, разговариваем" и т.д. А "метафизический реализм" предполагает соединение реализма не с фантастикой, а с наличием метафизических знаний или с прозрением, с визионерством».

«Были проведены исследования, которые совершенно ясно доказывали существование потустороннего мира. Ученые уловили голоса умерших. Они были зафиксированы не на слух, а на приборах».

«Я не очень пристально изучал личность Сталина, но знаю, что в разговорах с де Голлем он, например, часто употреблял слово "смерть", касаясь жизни, человеческого существования. Он понимал, что смерть все земное уничтожает, что главный победитель - смерть. То есть Сталин, по крайней мере, относился к этому явлению серьезно. А с этого и начинаются религиозные переживания. Представить Хрущева, задумывающегося о жизни и смерти, невозможно».

При подготовке материала использованы тексты следующих изданий: «Российская газета» , «Известия» , Colta.ru , «Московский комсомолец» , независимый альманах «Лебедь» , веб-журнал «Перемены» .

Писатель и философ Юрий Мамлеев, создатель "метафизического реализма", скончался в воскресенье на 84-м году жизни в Москве после продолжительной болезни. Об этом агентству ТАСС сообщил литературный критик, близко общавшийся с Мамлеевым Владимир Бондаренко, а "Интерфаксу" - друг писателя Сергей Шаргунов.

Юрий Витальевич Мамлеев (11 декабря 1931, Москва — 25 октября 2015) — российский писатель, драматург, поэт и философ. Лауреат литературной премии Андрея Белого (1991). Президент «Клуба метафизического реализма ЦДЛ», член американского, французского и российского Пен-клуба, Союза писателей, Союза Литераторов и Союза драматургов России. Основатель литературного течения «метафизический реализм» и философской доктрины «Вечная Россия». Произведения Мамлеева переведены на многие европейские языки.

Родился в Москве. В 1956 г. окончил Московский лесотехнический институт, получил диплом инженера. С 1957 г. по 1974 г. преподавал математику в вечерних школах. Но основной сферой его деятельности была литература. Его рассказы, романы, философские эссе распространялись в Самиздате, так как их было невозможно публиковать в советских издательствах. На его квартире в Южинском переулке собирались в 60-е годы многие деятели (люди) «неофициальной культуры» того времени. Среди них такие поэты и художники, как Леонид Губанов, Генрих Сапгир, Лев Кропивницкий, Александр Харитонов, позднее Венедикт Ерофеев и многие другие известные сейчас представители творческой интеллигенции, проявившие себя в искусстве, философии, литературе.

В 1974 году вместе с женой Марией Александровной эмигрировал в США, где преподавал и работал в Корнельском университете (Cornell University), выступал в других престижных университетах США, а позже, в 1983 г., переехал в Париж, во Францию, где преподавал русскую литературу и язык в Медонском институте русской культуры, а потом в Институте восточных цивилизаций в Париже. В период вынужденной эмиграции его произведения были переведены на европейские языки, его творчество получило признание на Западе. В Парижском литературном журнале 1986 году достоевед Жак Катто, писал о Мамлееве как о достойном наследнике Гоголя и Достоевского.

После провозглашения курса на демократизацию общества одним из первых приехал в Россию. С начала 1990-х годов его книги стали широко публиковаться в России. За это время (с начала 1990-х по 2008 г.) опубликовано 27 его книг, включая книги по философии, появилось множество статей, интервью в прессе, выступлений по радио и телевиденью. Одновременно продолжалась публикация его книг на Западе. Как на западных, так и на русском языках появилось много статей, исследований о его творчестве, защищены дипломы и диссертации. Пьесы Юрия Мамлеева ставились в России и на фестивале в Австрии, в Граце (на немецком языке). Являлся членом исполкома Общества российско-индийской дружбы. Занимался и общественной деятельностью: был членом Комиссии по возвращению гражданства при Президенте РФ. Был членом французского Пен-клуба (международной организации писателей), Союза писателей России, Союза театральных деятелей, русского Пен-клуба. Он создал новое литературное течение (метафизический реализм), основы которого изложены в главе «Метафизика и искусство» его философской книги «Судьба бытия». Авангард этого течения организован как секция при Союзе литераторов России, и писатель становится президентом Клуба метафизического реализма ЦДЛ. С 1994 г. по 1999 г. как индолог преподавал индийскую философию на философском факультете МГУ. Главные философские работы: «Судьба бытия» (опубликована в журнале «Вопросы философии» за 1993 г. № 10, 11 и потом — в сборнике «Unio mistica», Терра, 1997, позднее вышла отдельным изданием) и «Россия Вечная», изданная дважды, последний раз в 2011 году.

В «Судьбе бытия» обосновал собственное философское учение. Как индолог, он исходил из некоторых положений Веданты, но вышел за её пределы, развивая собственное учение. В книге «Россия Вечная» исследовал глубины русской культуры и духа. В результате им создана новая трактовка русской идеи, фактически цельное философско-патриотическое учение.

Творчество писателя отмечалось различными литературными грантами и премиями. В 2000 году он получил Пушкинскую премию (Германия), премию имени Андрея Белого (1993 г.), премию «Словесность» Союза литераторов (2008) и др. Также он является кавалером государственного Ордена Дружбы за творчество и литературные заслуги. Статьи о писателе и его творчестве входят в литературные и другие энциклопедии, словари (в том числе и на иностранных языках), в энциклопедический словарь «Отечество» (издательство РЭ, 1999), в который включены наиболее выдающиеся люди России в области культуры, науки, политики и т.п. за весь период существования Руси и России (от древней эпохи до настоящего времени). О творчестве писателя вышло авторское исследование Розы Семыкиной «О «соприкосновении мирам иным»: Ф.М. Достоевский и Ю.В. Мамлеев» (Барнаул: Барнаульский государственный педагогический университет, 2007).

Произведения автора публиковались на английском, французском, немецком, итальянском, голландском, греческом, чешском, румынском, болгарском, сербском, иврите, китайском языках. В 2012 году основная философская работа автора «Судьба бытия» издана на французском языке.

Основные произведения

Шатуны (роман, 1966)
Судьба Бытия (1997) (Философская работа)
Россия Вечная (1997) (Философская работа)
Московский гамбит (роман)
Мир и хохот (роман)
Крылья ужаса (роман)
Блуждающее время (роман)
Другой (роман, 2006)
Наедине с Россией (роман, 2009)
Империя Духа (роман, 2011)
После конца (роман, 2011)
Вселенские истории (роман, 2013)

Роман вызвал у меня множество смешанных чувств, в основном - отрицательных.
Может, как для советской литературы 60-х гг. это могла быть бомба. Но сегодня... Книга определенно опоздала с изданием на русском языке и не производит должного впечатления.

Критики предлагают 2 варианта трактовки произведения Ю. Мамлеева. Первый - о том, что автор описал ад на земле. Люди сами не заметили, как превратились в монстров, и создали себе арсенал пыток, извращений, чудовищных пороков и т.п. Ценители творчества Мамлеева сравнивают его персонажей с героями картин Босха. Наверное, такая точка зрения оправданна. Действующие лица в "Шатунах" подчеркнуто телесны, у них гипертрофированы отдельные черты личности, преувеличены части тела, пугающе изгажено все - от головы до пят. Вторая трактовка - о том, что даже во тьме и ужасе люди продолжают искать истину, высший смысл и Дух. Эти искания проходят в непривычной форме. Автор опровергает засушенные представления о свете знания и самоценности правды. Для него понимание как раз несет многие печали, а поиски смысла проходят в таких мрачных глубинах, где света и быть не может.

Сюжет романа абсурден. Найти в происходящем логику будет трудно. Традиционную канву романа-воспитания и даже романа об интеллектуально-творческих кружках Мамлеев разрывает, рассыпает на нитки. Он последовательно издевается над сентиментальными представлениями о дружеских объединениях энтузиастов, уютных вечерах с единомышленниками на даче, семейных узах, искренней вере и прочим. Герои-шатуны - это маньяки, садисты, убийцы и вандалы, это интеллектуалы, фанатики и подающая надежды молодежь. Их поведение напоминает механические действия, ползания насекомых. Или пожирающих друг друга пауков в том самом чулане, по Достоевскому. Бога в этом мире нет, хотя многие персонажи любят о нем поговорить. Они изобретают новую религию - поклонение собственному "Я". Доходя до экстаза в самолюбовании и самопожирании, герои обретают собственный Ад или Эдем. В сознании героев они слиты воедино.

Язык книги своеобразен. Но меня он оттолкнул своей предсказуемостью. Автор злоупотребляет уменьшительно-ласкательными формами. У толстых садистов - не лица, а "личики". У мерзких бабищ - не руки и глаза, а "рученьки", "глазыньки". И это бесконечно повторяется, из раза в раз, в каждом втором предложении. То же самое - с излюбленными авторскими эпитетами. Например, слово "извивный" по отношению к любым предметам, частям тела и персонажам стало очень напрягать со временем. Одним из недостатков романа кажется и неизменно ироническое отношение автора ко всему происходящему, ко всем персонажам. В серьезные духовные поиски на этом фоне никак не поверится. Все герои Мамлеева - слишком ничтожные, жалкие и гадкие. Если это ад на земле, то уж очень он скучный. Не пугает, даже своей серостью.

В романе чувствуется что-то не из проходной литературы, но можно ли это назвать глубоким произведением искусства? Сомневаюсь. Или я чего-то очень сильно не поняла здесь.

Юрий Витальевич Мамлеев – знаковая фигура альтернативной культуры, русский писатель с мировой известностью, основатель литературной школы «метафизического реализма» и философской доктрины «Вечная Россия». Этого мастера современной прозы критика частенько сравнивает с Гоголем, его творчество объявляет «сплавом Достоевского с Бердяевым». Книги Мамлеева населяют упыри, экстрасенсы, призраки, маньяки-убийцы и прочие странные персонажи. Читать его – всё равно, что заглядывать в адскую бездну. Самое афористичное определение прозы Мамлеева – Литература конца света.

Юрий Витальевич Мамлеев появился на свет 11 декабря 1931 года в Москве, в роддоме на Арбате. Его отец, Виталий Иванович Мамлеев, был профессором патопсихологии, занимался изучением трудов Зигмунда Фрейда. Судьба его сложилась трагически, – в 40-е годы он был репрессирован и погиб в лагерях. Мать писателя долгое время скрывала от сына этот факт, говоря, что отец отправился «в длительную командировку». Он, несомненно, оказал сильное влияние на сына, что нашло своё отражение в творчестве писателя, – разбудило особое видение человека, пробудило интерес и открыло доступ к «тёмной» стороне, изнанке жизни.

Мать Юрия Витальевича принадлежала к староверческому роду Романовых. Она получила хорошее гуманитарное образование (классическая гимназия), а затем закончила МГУ, стала специалистом по экономической географии и овладела несколькими иностранными языками, что впоследствии позволило ей работать переводчиком. После смерти отца мать с Юрием жили в Южинском переулке, – это место станет, наверное, самым знаменитым во всей «подпольной» Москве конца пятидесятых.

В 1956 г. Юрий Мамлеев закончил Московский лесотехнический институт, получил диплом инженера. С 1957 г. по 1974 г. преподавал математику в вечерних школах. Но основной сферой его деятельности была литература. В 1956 году Юрий Витальевич организовал «мистический кружок» в своей квартире в уже упомянутом Южинском переулке (ныне Большой Палашевский). Дом № 3 представлял собой двухэтажный барак, Юрий Витальевич квартировал в двух смежных комнатах коммуналки. Чтобы попасть к нему, существовал условный сигнал – шесть звонков.

Квартиру посещали представители тогдашнего андеграунда – писатели, поэты, художники, музыканты. Читали свои произведения, рисовали, пели песни. Среди них были: философ Гейдар Джемаль, поэт, мистик и знаток алхимии Евгений Головин, поэты Леонид Губанов, Генрих Сапгир, Игорь Холин, художники Анатолий Зверев, Оскар Рабин, Владимир Ковенацкий. Позднее стал заходить Веничка Ерофеев. Там же, в Южинском, Мамлеев познакомился со своей будущей женой Марией.

С 1953 по 1973 Мамлеев написал более ста прозаических произведений. В самиздате распространялись его тексты и магнитофонные плёнки с записью его чтений. Роман «Шатуны» (центральное произведение, о котором речь впереди) был уже создан, но обречён оставаться «в столе».

Из-за невозможности публикации своих произведений Ю. Мамлеев вместе с женой эмигрировал в 1974 г. в США, где преподавал и работал в Корнельском университете (Cernell University), выступал в других престижных университетах США. Если в Союзе над всеми тяготел творческий вакуум, то здесь, в Штатах, было нечто другое, гораздо более страшное, – здесь по полной программе царил вакуум духовный. Это нашло отражение в «Американских рассказах» Мамлеева. После выхода в США на английском языке сборника «The Sky Above Hell» (1980), названного по одному из рассказов – «Небо над адом», писатель был принят в члены ПЕН-клуба.

В 1983 г. Юрий Мамлеев переехал во Францию, где преподавал русскую литературу и язык в Медонском институте русской культуры, а потом в знаменитом Институте восточных цивилизаций в Париже. В 1986 году здесь, во Франции, наконец, увидел свет роман «Шатуны», написанный в 60-е годы. В «Шатунах» наиболее полно нашёл своё воплощение тот метод, который впоследствии получит название «метафизический реализм». Негативизм бытия в «Шатунах» настолько обнажён, настолько лишён каких бы то ни было смягчающих оттенков, что он в результате автоматически выворачивается наизнанку, в светлое измерение. Сложно сказать, как это произведение было прочитано в действительности, что увидели в нём западные читатели, однако Юрий Мамлеев добился признания. В России роман «Шатуны» вышел в 1993 году вместе с романом «Московский гамбит» (написанном в эмиграции), повестью «Крылья ужаса» и рассказами, написанными в разное время. Эти произведения объединены в книге «Избранное» (Терра, 1993).

В 1991 году Юрию Мамлееву было возвращено российское гражданство. Вернувшись на родину, он преподаёт индийскую философию в Московском Государственном университете, публикуется в журнале «Вопросы философии». Юрий Мамлеев является членом русского ПЕН-центра, Союза Писателей, Союза Драматургов и исполкома Международного общества культурных связей с Индией.

В 1997-м выходит работа Юрия Витальевича «Судьба бытия», где излагается собственное философское учение автора («Unio mistica», Терра, 1997). Последние крупные произведения писателя – романы «Блуждающее время» (2001), «Мир и хохот» (2003) и «Другой» (2008), «Империя Духа» (2010), «После конца» (2011). Особняком стоит философская книга «Россия вечная», в которой речь идёт о духовной сущности России и её судьбе в бытии. В каком-то смысле продолжением «России вечной» является вышедшая в свет в 2009 году книга «Русские походы в тонкий мир», включающая повесть «Наедине с Россией» и эссе «Метафизический образ России».

Произведения Мамлеева публиковались на английском, французском, немецком, итальянском, голландском, греческом, чешском, румынском, болгарском, сербском, иврите, китайском языках.

В 2007 указом президента России награжден орденом Дружбы. Творчество Ю. Мамлеева неоднократно отмечалось различными литературными грантами и премиями: в 2000 году он получил высоко престижную Пушкинскую премию (Германия), международную премию имени Андрея Белого (1993 г.). Лауреат премии «Словесность» Союза литераторов (2008). Член Русского ПЕН-центра, Союза театральных деятелей России, Президент клуба метареалистов при ЦДЛ.

Загрузка...
Top