Что определяло внешнюю политику. Общая характеристика внешней политики государства и международных отношений. Определение внешней политики

Внешняя политика – это общий курс государства в международных делах. Она регулирует отношения данного государства с другими государствами и народами в соответствии с его принципами и целями, которые реализуются различными способами и методами. Внешняя политика любого государства тесно взаимосвязана с его внутренней политикой и должна отражать характер государственного и общественного строя. В этом случае она сочетает национальные интересы и ценности с общечеловеческими интересами и ценностями особенно в вопросах безопасности, сотрудничества и укрепления мира, в решении глобальных международных проблем, возникающих на пути социального прогресса.

Формирование внешней политики происходит по мере вызревания объективных потребностей данного общества или государства вступить в определенные взаимоотношения с внешним миром, то есть с другими обществами или государствами. Поэтому она появляется позднее, чем внутренняя политика. Обычно начинается с простого интереса: а что у них есть такого, чего у нас нет? И когда этот интерес становится осознанным, то он превращается уже в политику – в конкретные действия по его реализации.

Существует множество теорий внешней политики, которые по-разному объясняют ее основные цели и задачи, сущность и функции. Но есть и общая теория, на базе которой разрабатываются наиболее эффективные средства и методы достижения поставленных целей, осуществляется планирование и координация различных внешнеполитических мероприятий и акций.

В свою очередь планирование внешней политики означает перспективную разработку конкретных действий на международной арене, и оно состоит из нескольких стадий. Во-первых , составляется прогноз вероятного развития системы международных отношений в целом или в отдельных регионах, а также отношений между данным государством и другими государствами. Такой прогноз является одним из самых сложных видов политического прогнозирования и он дается на основе анализа тенденций возможного изменения тех или иных элементов системы международных отношений. Это позволяет произвести достаточно точную оценку вероятностных последствий планируемых внешнеполитических действий. Во-вторых , определяются размеры ресурсов и средств, которые потребуются для решения выдвинутых внешнеполитических задач. В-третьих , устанавливаются первоочередные цели внешней политики данного государства по различным направлениям, исходя прежде всего из его экономических и политических интересов. В-четвертых , разрабатывается комплексная программа всех внешнеполитических мероприятий, которая обязательно утверждается правительством страны.

Из конкретных теорий внешней политики наиболее известной считается теория американского политолога Г. Моргентау. Он определяет внешнюю политику прежде всего как политику силы, в которой национальные интересы возвышаются над любыми международными нормами, принципами и поэтому сила (военная, экономическая, финансовая) превращается в основное средство достижения поставленных целей. Отсюда вытекает и его формула: «Цели внешней политики должны определяться в духе национальных интересов и поддерживаться силой».

Приоритет национальных интересов служит двум задачам:

1. Придает внешней политике общую ориентацию;

2. Становится критерием выбора в конкретных ситуациях.

Таким образом, национальные интересы определяют как долговременные, стратегические цели, так и краткосрочные, тактические действия. Для оправдания использования силы Г. Моргентау вводит в оборот термин «баланс сил», который известен еще с эпохи Возрождения. Под этим термином он подразумевает, во-первых, политику, направленную на определенную расстановку военной силы, во-вторых, описание любого действительного состояния сил в мировой политике, в-третьих, относительно равное распределение силы на международном уровне. Однако при таком подходе, когда руководствуются только собственными национальными интересами, взаимовыгодное сотрудничество может отойти на второй план, так как предпочтение отдается только конкуренции и борьбе. В конечном счете, это та же древняя максима: хочешь мира – готовься к войне.

В конце ХХ века война не должна быть инструментом внешней политики, иначе нельзя гарантировать суверенное равенство всех государств, самоопределение народов в выборе пути развития, недопустимости захвата чужих территорий, установление справедливых и взаимовыгодных экономических и хозяйственных связей и т.п.

Современная мировая практика знает три основных способа обеспечения международной безопасности:

1. Сдерживание возможной агрессии при помощи различных форм давления (экономических, политических, психологических и др.);

2. Наказание агрессора путем применения против него конкретных практических действий;

3. Политический процесс как способ достижения мирных целей без силового решения (переговоры, совещания, встречи на высшем уровне и т.п.).

Среди основных целей внешней политики следует выделить, во-первых, обеспечение безопасности данного государства, во-вторых, стремление к увеличению материального, политического, военного, интеллектуального и др. потенциала страны и, в-третьих, рост ее престижа в международных отношениях. Реализация этих целей обусловливается определенным этапом развития международных отношений и конкретной ситуацией в мире. При этом деятельность государства во внешней политике должна учитывать цели, интересы и деятельность других государств, иначе она окажется неэффективной и может стать тормозом на пути социального прогресса.

К важнейшим функциям внешней политики государства относятся:

1. Оборонительная, противодействующая любым проявлениям реваншизма, милитаризма, агрессии со стороны других стран;

2. Представительно-информационная, имеющая двойное назначение: информирование своего правительства о положении и событиях в той или иной стране и информирование руководства других стран о политике своего государства;

3. Торгово-организаторская, направленная на установление, развитие и укрепление торгово-экономических и научно-технических связей с различными государствами.

Главным средством внешней политики является дипломатия. Этот термин греческого происхождения: диплома – сдвоенные дощечки с нанесенными на них письменами, которые выдавались посланцам вместо ныне действующих верительных грамот, подтверждающих их полномочия. Дипломатия – это совокупность невоенных практических мероприятий, приемов и методов, применяемых с учетом конкретных условий и поставленных задач. Работники дипломатической службы, как правило, готовятся в специальных высших учебных заведениях, в частности, в России – это Московский государственный институт международных отношений и Дипломатическая академия. Дипломат – это должностное лицо государства, которое представляет его интересы за рубежом в посольствах или миссиях, на международных конференциях по внешней политике, по защите прав человека, имущества и граждан своего государства, временно находящихся за границей. Поэтому дипломат должен обладать искусством ведения переговоров с целью предотвращения или урегулирования международных конфликтов, поиска консенсуса (согласия), компромиссов и взаимоприемлемых решений, расширения и углубления взаимовыгодного сотрудничества по всем направлениям.

К наиболее распространенным дипломатическим методам относятся официальные визиты и переговоры на высшем и высоком уровне, конгрессы, конференции, совещания и встречи, консультации и обмен мнениями, подготовка и заключение двусторонних и многосторонних договоров и других дипломатических документов, участие в работе международных и межправительственных организаций и их органов, дипломатическая переписка, публикации документов и т.п., периодические беседы государственных деятелей во время приемов в посольствах и миссиях.

Внешняя политика имеет свой собственный конституционно-правовой механизм организации, главными определяющими которого являются обязательства данного государства, закрепленные в нормах международного права, созданного на основе взаимных уступок и компромиссов.

Одним из важнейших принципов международного права и отношений между государствами стала их территориальная целостность. Это означает недопустимость каких-либо посягательств на территорию другого государства или насильственных мер, направленных против неприкосновенности его территории. Такой принцип основывается на правиле взаимного уважения территориальной целостности государств, тесно связан с их обязанностью воздерживаться от применения или угрозы применения силы, с правом любого государства на индивидуальную или коллективную самооборону в случае вооруженного нападения извне. Это закреплено в Уставе Организации Объединенных Наций и в многочисленных межгосударственных соглашениях. В соответствии с Декларацией ООН от 1960 г. о предоставлении независимости колониальным странам и народам каждый народ имеет неотъемлемое право на полную свободу осуществления своего суверенитета и целостность национальной территории. Поэтому любое насильственное удержание чужой территории или угроза захвата ее представляет собой либо аннексию, либо агрессию. И сегодня стало очевидным, что безопасность каждого народа неотделима от безопасности всего человечества. Таким образом, возникает проблема всестороннего осмысления нового построения мира и перспектив его развития.

В политологии обычно используются два понятия: «мировой порядок» и «международный порядок». Они не идентичны. Первое охватывает более широкую сферу, так как характеризует не только внешние, но и внутриполитические отношения государств. Иначе говоря, это понятие помогает разрешить противоречия, возникающие в процессе функционирования международной системы, помогает упорядочить взаимодействие и взаимовлияние совершающихся в мире политических процессов. Второе понятие – «международный порядок» является основой мирового порядка, потому что оно требует интернационализации международных связей на базе укрепления мира и безопасности, на базе прогрессивного развития международного правопорядка, обеспечивающего суверенное равенство всех государств, больших и малых, самоопределения народов в выборе пути развития, установление справедливых экономических и хозяйственных отношений и т.д.

деятельность государства на международной арене, а также общественных и политических организаций вне национальных границ по осуществлению своих потребностей и интересов.

Отличное определение

Неполное определение ↓

ПОЛИТИКА внешняя

это общий курс государства в международных отношениях. Она охватывает деятельность государства на международной арене, регулирующую отношения с другими субъектами внешнеполитической деятельности: государствами, международными организациями, зарубежными политическими партиями и иными общественными объединениями. Среди основных целей П.в. следует выделить: во-первых, обеспечение безопасности данного государства, во-вторых, стремление к увеличению материального, политического, военного, интеллектуального потенциала страны; в-третьих, рост престижа в международных отношениях. Реализация этих целей обусловливается определенным этапом развития международных отношений и конкретной ситуацией. При этом деятельность государства в П.в. должна учитывать цели, интересы и деятельность других государств, иначе она окажется неэффективной и не сможет достичь поставленных целей. К важнейшим функциям П.в. государства относят: 1) оборонительную, противодействующую любым проявлениям агрессии, реваншизма, милитаризма со стороны других стран; 2) представительно-информационную, имеющую двойное назначение - информирование своего правительства о положении и событиях в той или иной стране и руководства других стран о политике своего государства; 3) торгово-организаторскую, направленную на установление, развитие и укрепление торгово-экономических и научно-технических связей с различными государствами. Традиционными формами осуществления П.в. является установление дипломатических отношений между государствами, членство или открытие представительств во всемирных и региональных международных организациях, установление и поддержание контактов с разными партиями и общественными движениями в зарубежных странах.

Отличное определение

Неполное определение ↓

Введение

политика международный глобальный

Как известно, ни одно национальное государство не может развиваться вне связи с другими странами, народами. Необходимо отметить, что связи весьма разнообразны и регулируются как в рамках каждой отдельной страны, так и в международном масштабе. Из этого следует, что любое суверенное государство осуществляет не только внутреннюю, но и внешнюю политику, которая выступает как элемент политического процесса. В свою очередь любое государство старается всеми силами защитить свои национальные интересы, для чего требуется проведение определённой внешней политики.

Очевидно, что внешняя политика являет собой продолжение внутренней политики, ее распространение на отношения с другими государствами. Как и внутренняя политика, она теснейшим образом связана с господствующим экономическим укладом, общественным и государственным строем общества и выражает их на мировой арене. Главная ее цель - обеспечение благоприятных международных условий для реализации интересов того или иного государства, обеспечения национальной безопасности и благополучия народа, предотвращение новой войны.

На основе внешнеполитической деятельности отдельных государств складываются определенные международные отношения, то есть совокупность экономических, политических, культурных, правовых, военных и других связей и взаимоотношений между народами, государствами, экономическими, политическими, научными, культурными религиозными организациями и учреждениями на международной арене.

Так как в современности связи между странами всё более расширяются, вопрос проведения подходящей для каждого конкретного государства внешней политики становится всё более актуальным, что представляет интерес для автора этой работы.

Цель данной работы - проанализировать внешнюю политику как элемент политического процесса. Для достижения поставленной цели, необходимо выполнение, осуществление следующих задач: во-первых, необходимо раскрыть сущность внешней политики; во-вторых, подробно остановиться на выполняемых ею функциях; в-третьих, представляется необходимым сформулировать цели, которые преследует внешняя политики в своей реализации; в-четвёртых, необходимо обозначить средства, которые имеются в арсенале любой страны для осуществления внешней политики; в-пятых, представляется целесообразным указание субъектов внешней политики, т.е. непосредственных её участников.

Таким образом, решив в процессе работы над темой поставленные и задачи, представляется возможным сделать и ряд важных выводов по вопросу внешней политики, в том числе внешней политики Российской Федерации.

Внешняя политика государства

Понятие внешней политики

По своему содержанию политика - явление сложное, единое, неделимое. Внешняя политика - это общий курс государства в международных делах. Политическая деятельность государства осуществляется как в системе внутренних общественных отношений, так и за пределами его границ - в системе международных отношений. Поэтому и различают политику внутреннюю и политику внешнюю. Внешняя регулирует отношения данного государства с другими государствами и народами в соответствии с его принципами и целями, которые реализуются различными способами и методами. Внешняя политика любого государства тесно взаимосвязана с его внутренней политикой и должна отражать характер государственного и общественного строя. Они имеют много общего и в то же время отличаются своей спецификой. Внешняя политика вторична по отношению к внутренней, она сформировалась позже и осуществляется в иных общественных условиях. Однако и внутренняя, и внешняя политика решают одну задачу - обеспечить сохранение и упрочение существующей в данном государстве системы общественных отношений. Внешняя политика регулирует отношения данного государства с другими государствами, обеспечивает реализацию его потребностей и интересов на международной арене. Это общий курс государства в международных делах.

В этом случае она сочетает национальные интересы и ценности с общечеловеческими интересами и ценностями, особенно в вопросах безопасности, сотрудничества и укрепления мира, в решении глобальных международных проблем, возникающих на пути социального прогресса.

Формирование внешней политики происходит по мере вызревания объективных потребностей данного общества или государства вступить в определенные взаимоотношения с внешним миром, то есть с другими обществами или государствами. Поэтому она появляется позднее, чем внутренняя политика. Обычно начинается с простого интереса: а что у них есть такого, чего у нас нет? И когда этот интерес становится осознанным, то он превращается уже в политику - в конкретные действия по его реализации.

Существует множество теорий внешней политики, которые по-разному объясняют ее основные цели и задачи, сущность и функции. наиболее известной считается теория американского политолога Г. Моргентау. Он определяет внешнюю политику, прежде всего как политику силы, в которой национальные интересы возвышаются над любыми международными нормами, принципами и поэтому сила (военная, экономическая, финансовая) превращается в основное средство достижения поставленных целей. Отсюда вытекает и его формула: «Цели внешней политики должны определяться в духе национальных интересов и поддерживаться силой». Приоритет национальных интересов служит двум задачам:

1. Придает внешней политике общую ориентацию и

2. Становится критерием выбора в конкретных ситуациях.

Таким образом, национальные интересы определяют как долговременные, стратегические цели, так и краткосрочные, тактические действия. Для оправдания использования силы Г. Моргентау вводит в оборот термин «баланс сил», который известен еще с эпохи Возрождения. Под этим термином он подразумевает, во-первых, политику, направленную на определенную расстановку военной силы, во-вторых, описание любого действительного состояния сил в мировой политике, в-третьих, относительно равное распределение силы на международном уровне. Однако при таком подходе, когда руководствуются только собственными национальными интересами, взаимовыгодное сотрудничество может отойти на второй план, так как предпочтение отдается только конкуренции и борьбе. В конечном счете, это та же древняя максима: хочешь мира - готовься к войне.

Но есть и общая теория, на базе которой разрабатываются наиболее эффективные средства и методы достижения поставленных целей, осуществляется планирование и координация различных внешнеполитических мероприятий и акций.

В свою очередь планирование внешней политики означает перспективную разработку конкретных действий на международной арене, и оно состоит из нескольких стадий. Во-первых, составляется прогноз вероятного развития системы международных отношений в целом или в отдельных регионах, а также отношений между данным государством и другими государствами. Такой прогноз является одним из самых сложных видов политического прогнозирования, и он дается на основе анализа тенденций возможного изменения тех или иных элементов системы международных отношений. Это позволяет произвести достаточно точную оценку вероятностных последствий планируемых внешнеполитических действий. Во-вторых, определяются размеры ресурсов и средств, которые потребуются для решения выдвинутых внешнеполитических задач. В-третьих, устанавливаются первоочередные цели внешней политики данного государства по различным направлениям, исходя, прежде всего из его экономических и политических интересов. В-четвертых, разрабатывается комплексная программа всех внешнеполитических мероприятий, которая обязательно утверждается правительством страны.

Специфика внешней политики обуславливается и тем, что в мире существуют различные государства (в настоящее время около 200) с их несовпадающими интересами и программами, целями и задачами. Это вызывает необходимость согласования, стыковки этих интересов, независимо от их государственных различий. Ныне, как никогда, возрастают роль и значение глобальных, а также региональных проблем, особенно в сфере обеспечения безопасности, охраны окружающей среды, развития экономических отношений. Поэтому нужны не только скоординированные действия, но и определенная корректировка внутренней политики государств. Тем самым внешняя политика рационализирует внутреннюю политику, приводя её в большее или меньшее соответствие с международными реалиями, закономерностями и критериями функционирования мирового сообщества.

Таким образом, внешняя политика представляет собой деятельность и взаимодействие официальных субъектов, получивших право от имени всего общества выражать национальные интересы на международной арене, избирать соответствующие средства и методы их реализации. В качестве главных субъектов внешней политики выступают государства и неправительственные организации.

Итак, как правило выделяют следующие основные субъекты внешней политики:

Государство, его институты, а также политические лидеры и главы государств. Государству принадлежит определяющая роль в формировании внешнеполитического курса.

Неправительственные организации, так называемая «народная дипломатия», которая включает деятельность как политических партий и движений, так и неполитических объединений и союзов.

Продолжим тему того, что внешняя политика - это есть деятельность и взаимодействие официальных субъектов, имеющих или присвоивших право выступать от имени общества, выражать интересы общества, избирать определённые методы и способы их реализации.

Поскольку государства являются основными субъектами международных отношений, общество защищает свои интересы главным образом через институт государства. Поэтому достаточно распространённой в научной литературе является точка зрения, согласно которой понятие национальной и государственной безопасности тождественны. Однако между этими понятиями существуют определённые различия, так же, как и между понятиями «национальный» и «государственный» интерес. При определённых обстоятельствах национальные и государственные интересы могут не совпадать, например, участие России в первой мировой войне не было связано с защитой национальных интересов, но победа в войне укрепила бы позиции самодержавия. Вообще в основе внешней политики государства лежат интересы нации или многонационального общества, но государственные и национальные интересы совпадают только тогда, когда внешняя политика государства адекватно отражает потребности общества.

Внешнеполитическая деятельность, не отражающая реальные общественные потребности, не находит прочной поддержки со стороны общества и поэтому обречена на неудачу. Кроме того, ложно понятые и неадекватные потребностям общества интересы могут стать причиной международных конфликтов и обернуться огромными потерями.

К сфере национальных интересов общество относит, прежде всего, повышение материального и духовного уровня жизни населения, обеспечение безопасности государства, его суверенитета, территориальной целостности. Обеспечить реализацию национальных интересов призвана внешняя политика государства, что подчёркивает её неразрывную связь с политикой внутренней. Фактически она призвана обеспечить благоприятные внешние условия для реализации целей и задач внутренней политики. Однако это не означает, что внешняя политика есть простое продолжение политики внутренней. У неё есть свои собственные цели, она оказывает обратное, притом достаточно сильное воздействие на политики внутреннюю. Особенно это влияние заметно в современных условиях, когда усиливается международное разделение труда, расширяются экономические, политические и культурные связи между государствами и народами.

Внешняя политика – общий курс государства в международных делах, который призван регулировать отношения данного государства с другими государствами и народами, в соответствии его принципами и целями, осуществляемыми различными средствами и методами. Внешняя политика не может обеспечить в полной мере потребности и интересы данного государства. В этом смысле внешняя политика является продолжением и дополнением внутренней политики. Т.о, внутренняя и внешняя политика тесно взаимосвязаны. Эта взаимосвязь распространяется практически на все сферы общественной жизни.

Внутренняя политика каждого государства не только определяет направление, но и обеспечивает средства реализации внешней политики. Эффективная внешняя политика способна активно влиять на реализацию целей внутренней политики и осуществлять её корректировку в соответствии с международными условиями.

Виды внешней политики:

Активная заключается в интенсивных поисках равновесия между внутренней и внешней политикой.

Пассивная присуща в основном экономически слаборазвитым государствам, вынужденным приспосабливаться к международной коньюктуре.

Агрессивная заключается в формировании собственной внутренней политики, стремлении с помощью своей внешнеполитической деятельности оказать давление на изменение внутренней и внешней политики других государств.

Консервативная - заключается в активной, иногда агрессивной, охране достигнутого ранее равновесия между внутренней и внешней политикой.

Сущность внешнеполитической деятельности государства нельзя рассматривать в отрыве от целей, которые оно ставит перед собой.

Цели внешней политики разнообразны, но в концентрированном виде основные цели можно выделить в группы:

1) Обеспечение национальной безопасности данного государства: одна из важнейших задач государства. В периоды конфликтов, угроз суверенитета и территориальной целостности, государство обычно подчиняет все другие цели, обеспечение своей национальной безопасности, чтобы создать эффективные гарантии от внешнего нападения.

2) Возрастание экономического и политического могущества государства: представляет одно из первостепенных направлений в деятельности государства. Могущество государства зависит от его внутриполитической стабильности, способности регулировать противоречия интересов различных слоёв общества. Государство посредством своей внешнеполитической деятельности, участие в экономических и политических группировках может способствовать эффективному экономическому развитию страны, повышению материального и культурного уровня жизни.

3) Рост престижа государства в международных делах: Каждое государство заинтересовано в создании позитивного международного имиджа, прочих международных позиций среди остальных государств мирового сообщества.



Для внешней политики характерно выполнение ряда функций:

Охранительная – направлена на охрану прав и интересов государства и его граждан за границей; на предотвращение угрозы, на поиски мирного политического решения спорных проблем. Угрозу для государства могут представлять:

· Снижение престижа в глазах мирового сообщества

· Появление территориальных претензий со стороны соседних государств

· Поддержка националистических сепаратистских движений внутри страны со стороны иностранных держав.

Институтами, способствующими реализации охранительной функции являются посольства, консульство, представительства, культурные центры. Специальная задача лежит на плечах разведки и контрразведки.

Представительно-информационная – направлена на аналитический анализ международной обстановки по конкретным вопросам, на формирование посредством влияния на общественное мнение и политические группы стран, благоприятные условия для решения внешнеполитических задач. Находит своё выражение в деятельности соответствующих органов по формированию международного авторитета государства в мировом сообществе. Реализуется в рамках культурных и научных обменов, деятельности центров культуры иностранных государств и т.д.

Организаторская - заключается в инициативных действиях, направленных на поиски выгодных торговых, научно-технических и других контактов, благоприятствующих внешнеполитическим условиям в деятельности государства.

Реализация этих функций осуществляется через министерство иностранных дел, посольства, консульства.

Важным элементом процесса внешнеполитической деятельности государства является выбор средств и оценка их эффективности. Осуществляя свою внешнюю политику государство обычно применяет разнообразные средства. Сгруппировать их можно следующим образом:

1. Инфомационно-прогностические средства

2. Экономические средства – Государство, обладающее сильной экономикой имеет и прочные международные отношения. Важнейшими экономическими средствами внешней политики являются также энергетическая и сырьевая базы государства, внешняя торговля, импорт и экспорт, инвестиционная и лицензионная политика. В международной практике часто используют такие средства. Как экономическое эмбарго, или режим наибольшего благоприятствования в торговле.

3. Политические (дипломатические отношения)

4. Военные. Военными средствами принято считать военную мощь государства, т.е. численность армии, виды вооружённых сил и вооружений, наличие военных баз, обладание ядерным оружием. Военные средства часто используются в целях оказания давления на другие страны. Формами такого давления могут быть учения, маневры, парады, испытания новых видов оружия и т.д.

43.Сущность и основные субъекты международных отношений.

Международные отношен.-совокупн.экономич.,политич., правовых, идеологич, дипломатич, военных, и др, связей и взаимоотношений между субъектами, действующими на мировой арене.

Отлич. Особен.междунар.отношений явл.следующее:

1)полицентризм-отсутствие центра власти;

2) значительная степень стихийности междунар.отношен.;

3)большая значимость субъективного фактора опред.внешнеполитич.курса гос-ва.

Субъектами междунар.отношен.явл.:

1)государство;

2)сообщества государства;

3)религиозные, интернац.гос-ва;

4)организации идеологич.хар-ра;

5)военно-политич.блоки или союзы(НАТО и др.)

Действия участников междунар.отношен.зависят от многих объективных и субъект.факторов:

1)географ;

2)Религиозных;

3)научно-технич.;

4)идеологич.

5)культурно-цивилизац.;

6)обществен.мнение;

7)междунар.право.

45. Основные направления политической мысли в России в XIX – нач.XX века.

Сложились два течения русской общественно-политической мысли, столкнувшиеся между собой в непримиримом конфликте. Это были учения западников (П.В.Анненков, И.К.Бабст, И.В.Вернадский, Т.Н.Грановский). Они верили в единство человеческой цивилизации и считали, что во главе ее идет Западная Европа. Она указывает правильный путь всему остальному человечеству, поскольку здесь наиболее полно и успешно осуществляются принципы гуманности, свободы и прогресса. Они всячески пропагандировали конституционные политические учреждения и другие прогрессивные, в сравнении с Россией, образцы западноевропейской, социальной и духовно-культурной жизни. Славянофилы (К.С.Аксаков, И.В.Киреевский, Ю.Ф.Самарин, А.С.Хомяков) утверждали, что единой общечеловеческой цивилизации и, следовательно, единого пути развития для всех не существует. Каждый народ живет своей самостоятельной жизнью, в основе которой лежат глубокие идейные начала. Отвергали отсталость российского общества в духовно-культурном плане, признавая лишь отставание экономическое и техническое. Поздние славянофилы – Н.Я.Данилевский, К.Н.Леонтьев – были убеждены, что русский народ, для сохранения своей независимости должен избавиться от болезни бездумного подражательства западноевропейским, либеральным формам общественной жизни.

В ХХ в. Весьма плодотворная идея конвергенции , т.е. взаимосближения, взаимопроникновения и взаимодополняемости западных и восточных форм организации общественной жизни, оптимизации соотношения между ее индивидуалистским (Запад) и коллективистским (Восток) началами.

Революционно-демократическая идеология (В.Г.Белинский, А.И.Герцен, Н.Г.Чернышевский, Н.А.Добролюбов). Они считали, что главной движущей силой развития общества составляют народные массы. Считали, что в России можно избежать капиталистического пути развития и перейти к социализму через крестьянскую общину, в которой они видели прообраз будущего общества. Обеспечить это могла бы Республика, в которой власть принадлежит народу.

Вопрос о новом социально-политическом устройстве России становиться основным в произведениях идеологов народничества . Она соединяла в себе демократические политические идеи и идеи крестьянского социализма. Существуют две тенденции: революционная и либеральная, которые сходились в основных теоретических принципах и расходились в вопросах тактики. Революционное направление (М.А.Бакунин, П.Л.Лавров, П.Н.Ткачев), либеральное (Н.К.Михайловский, В.П.Воронцов, Н.Ф.Даниельсон).

В конце XIX в.в России появляется марксистское направление (Г.В.Плеханов, В.И.Ленин, С.Н.Булгаков, Н.А.Бердяев). Занимались критикой идей либерального народничества, в особенности положения о самобытном пути России к социализму. Они исходили из того, что движущей силой грядущей социалистической революции будет не крестьянство, а пролетариат. Вскоре его представители разделились на различные политические группы: Ленин возглавил большевиков, Плеханов стал лидером меньшевиков, Бердяев перешел на либерально-демократические позиции.

Ленинизм в теории в конечном счете исходил из идеи самобытного пути России к социализму, а в политическом действии он ориентировался на восстание, захват власти, диктатуру во имя спасения народа. Произошло незаметное соединение традиции революционного марксизма с традицией старой русской революционности, не желавшей допустить капиталистической стадии в развитии России.

В нач. ХХ в. перед страной открылась перспектива перехода к правовым, демократическим формам политической жизни, но этот шанс реализовать не удалось. Парламентарии атаковали друг друга и правительство отвергало какие бы то ни было формы политического сотрудничества. В стране отвергалось нестандартная, творческая мысль, а роль единственного генератора социально-политических идей присвоил себе Сталин. Он выдвинул ряд политических постулатов: обострение классовой борьбы, переход к коммунизму в отдельно взятой стране, сосредоточение власти в руках исполнительного аппарата государства, которые привели к массовым репрессиям, отчуждению народа от средств производства и власти.

В 1955 г. создается советская ассоциация политических наук, а с сер.70-ых годов в ряде вузов стали читать отдельные лекции по актуальным проблемам советской и зарубежной политологии.

Благодаря стремлению Ивана 3 создать единое государство появились ресурсы, необходимые для активного ведения внешней политики. Так как в конечном итоге все сводилось к присоединению новых земель, можно с уверенностью сказать, что внешняя политика государства напрямую зависела от внутренней.

После победы над Золотой Ордой, Русское государство начало вести активную борьбу с ханствами, образовавшимися после распада Золотой Орды. Первый удачный поход на Казанское ханство, закончился принятием вассалитета Москвы. Однако к началу 16 века, в связи с образованием Турецкой империи, где с 1475 г. вассалом стало Крымское ханство, внешнеполитическая ситуация России изменилась. Турция и Крымское ханство пошли против нее, желая завладеть Казанью. Казанское ханство имело не малое значение для России: во-первых, оно богато плодородными землями и занимало значимое стратегическое положение, во-вторых, Казань ранее была одной из городов, совершавших разрушительные набеги на Русь.

Исходы борьбы с ханством были различными. Совершенные при Иване 4 походы на Казань (с 1547 по 1548 гг., и с 1549 по 1550 гг.) потерпели неудачу. Однако в 1552 г. войска России взяли Казань. В 1556 г. Россия присоединила Астраханское ханство, а Ногайская Орда признала свою вассальную независимость. В 1557 г. была окончательно присоединена основная часть Башкирии.

К середине 16 века к территории России относилась часть Поволжья и Урала. Это способствовало открытию пути для дальнейшего следования на Восток. В 1582 г. Россия принялась за покорение Сибири. В 1586 г. была сооружена крепость «Тюмень», а в 1587 г. - «Тобольск». К концу 16 века Сибирское ханство было повержено. Постепенно формировался многонациональный характер государства.

Свое военно-политическое развитие Россия вела и в сторону Запада. Во второй половине 16 века она начала налаживать отношения с некоторыми западными государствами. Присоединить все восточнославянские земли, ранее входившие в состав Киевской Руси, стало главной стратегической целью государей Москвы. Но на пути России встал Ливонский орден, перекрывший доступ к Балтийскому морю (соответственно и связям с западной Европой).

За время борьбы с Литвой (с 1487 по 1522 гг.) Россия смогла завладеть лишь частью Черниговской земли. Одержать победу над Ливонским орденом удалось Ивану 3, он принудил их платить дань за г. Юрьев.

В конце 50-х годов 16 века западное направление становиться наиболее важным во внешней политики России, благодаря успехам Ивана 4, достигнутых на Востоке. В 1558 г. началась Ливонская война, поводом для которой стал союз между Литвой и Ливонским орденом против Российского государства, а также отказ Литвы от уплаты дани. Несмотря на победу России над орденом, против нее выступили Литва, Польша и Швеция. В 1563 г. Россия завладела одним из центров западной Руси - г. Полоцк.

С 1564 г. удача отвернулась от России. Политика реформ внутри государства сменилась кровавым опричным террором. В 1571 г. почти вся Москва была сожжена крымским ханом Давлет-Гирей. К 1577 г. Россия овладела практически всей Прибалтикой, но силы страны сильно ослабли из-за постоянных войн и конфликтов. С 1578 г. войска Речи Посполитой и Швеции вели борьбу с Россией. В 1582 г. Россия подписала соглашение мира с Речью Посполитой, а в 1583 г. со Швецией.

За время 25-летней Ливонской войны России не удалось территориально продвинуться вперед, а лишь потерять завоевания в Прибалтике и Белоруссии. Но даже, несмотря на это, Российское государство с начала своего существования показало стремление к расширению границ, продолжая завоевания на протяжении всего 16 века. Территория России за это время увеличилась почти вдвое.

Загрузка...
Top