Символика образной системы в пьесах А. Островского. А.Н. Островский "Снегурочка": описание, герои, анализ произведения Характеристика снегурочки из сказки островского кратко

Кукушкина Ангелина

Проектная работа посвящена изучению образа Снегурочки в пьесе Островского и устном народном творчестве

Скачать:

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №2 с углубленным изучением отдельных предметов имени Героя Советского Союза

генерала-майора Ивана Ивановича Жемчужникова»

города Лебедяни Липецкой области

секция: филология

«Образ Снегурочки в «Весенней сказке» А.Н. Островского и в произведениях УНТ»

Руководитель: Мальцева Татьяна Николаевна,

учитель русского языка и литературы

Лебедянь, 2018

1 Введение ___________________________________________________ __________2 стр

2 Основная часть _______________________________________________________4 стр

2.1 История создания сказки-пьесы А.Н. Островского «Снегурочка» ____________4 стр

2.2 Сказки, мифы и легенды о Снегурочке, нашедшие отражение в одноименном произведении А.Н. Островского «Снегурочка»_______________________________ 7 стр

2.3 Образ Снегурочки в устном народном творчестве________________________10 стр

2.4 Образ Снегурочки в произведении А.Н.Островского «Весенняя сказка»______11 стр

2.5 Отличие между Снегурочками из русских народных сказок и Снегурочкой из произведения А.Н. Островского___________________________________________15 стр

2.6 Социологический опрос _______________________________________________16 стр

3. Заключение_________________________________________________________17 стр

4. Литература _________________________________________________________18 стр

  1. Введение.

У русского народа очень много праздников. Один из самых ярких и любимых – Новый год. Мне нравится наряжать елку, украшать комнату различными гирляндами. В Новый год исполняются все желания. Дед Мороз раздает подарки.

Сколько лет Деду Морозу? Когда он появился?

Приблизительно в одно время с елкой постоянным персонажем новогоднего праздника становится Дед Мороз, хотя возраст сказочного деда уже перевалил за тысячу лет.

До сих пор никто точно не знает, откуда к нам пришел Дед Мороз, и кто был его прототипом. В разных странах – разные мнения. Одни считают, что Дед Мороз-это потомок местных гномов, другие - средневековых бродячих жонглеров, третьи – странствующих продавцов игрушек. Но все это только предположения, на самом деле, узнать кто такой Дед Мороз и откуда он взялся, очень трудно.

Многие думают, что Дед Мороз имеет русское происхождение, а его родословная восходит к образу морозного старика из русских народных сказок. Это не совсем так, вернее – совсем не так.

В преданиях наших предков издревле существовал Мороз – повелитель зимних холодов. В его образе нашли отражение представления древних славян о Карачуне – боге зимней стужи. Мороза представляли в образе старичка низенького роста с длинной седой бородой. С ноября по март у Мороза всегда много работы. Он бегает по лесам и стучит своим посохом, отчего случаются трескучие морозы. Мороз проносится по улицам и раскрашивает оконные стекла узорами. Он леденит гладь озер и рек. Мороз щиплет за нос, дарит нам румянец, веселит пушистыми снегопадами.

Этот образ зимнего повелителя художественно развивается и воплощается в русских сказках в образах Деда Студенца, Деда Трескуна, Мороза Ивановича, Морозко. Однако, хотя эти морозные деды не были лишены чувства справедливости и сострадания и иногда одаривали забредающих в их владения добрых и трудолюбивых людей, они не были связаны с приходом Нового года, и раздавать подарки не было их главной заботой.

Прообразом современного Деда Мороза считают реального человека по имени Николай, родившегося в III веке в Малой Азии (на берегу Средиземного моря) в богатой семье и впоследствии ставшего епископом. унаследовав немалое состояние, Николай помогал бедным, нуждающимся, несчастным и особенно заботился о детях. После смерти Николай был канонизирован.

В России Святой Николай, прозванный Николаем Чудотворцем или Николаем Мирликийским, также снискал славу и поклонение, став одним из самых почитаемых святых. Его считали своим покровителем и заступником мореплаватели и рыбаки, но особенно много доброго и чудесного сделал этот святой для детей.

О милосердии и заступничестве Святого Николая в отношении детей существует много преданий и легенд.

Одеяние Деда Мороза, также как и его образ, претерпело значительные изменения. Он изображается как старик в цветной-голубой, синей, красной или белой шубе, с длинной белой бородой и посохом в руке, в валенках. ездит на тройке лошадей.

Уже много лет одним из любимых и всеми обожаемых персонажей Нового года является эта прекрасная и милая девушка. Еще древние славяне почитали образ Снегурочки, дочери Снежной Царицы и Мороза. Однако в народных обрядах такой персонаж не фигурировал. К нам Снегурочка пришла из русского народного фольклора как девочка, сделанная из снега и оживающая в народной сказке.

Я задала себе вопросы:

  1. Как же случилось, что у нас появилась Снегурочка, это живое олицетворение «юности и первой любви»?
  2. Почему образ Снегурочки встречается только в России?
  3. Благодаря кому эта девушка стала знаменита и любима нашим народом?

Чтобы ответить на эти вопросы я обратилась к устному народному творчеству, русской народной сказке «Снегурочка», сказке «Девочка Снегурочка» В.И. Даля, сказке А. Островского «Снегурочка», прочитала предания и легенды, связанные с этим образом.

Актуальность моей работы обусловлена тем, что всеми любимый образ Снегурочки недостаточно изучен. В своей работе я постараюсь создать целостный образ этой прекрасной девушки.

Объект исследования : Снегурочка.

Предмет исследования: история Снегурочки.

Методы исследования:

  1. поисковый (работа с литературой, ресурсами Интернета);
  2. анализ произведений литературы;
  3. анализ и сравнение литературного образа;
  4. обобщение результатов исследования;
  5. анкетирование учащихся.

Гипотеза исследования: Образ Снегурочки почитаем и любим на Руси во многом благодаря весенней сказке Островского.

На основании вышесказанного я ставлю перед собой следующую цель: исследовать историю возникновения образа Снегурочки и отношение к ней нашего народа.

Для реализации поставленной цели мною были выдвинуты следующие задачи:

1. Изучить историю происхождения Снегурочки;

2. Проанализировать литературу по данной теме;

3. Познакомиться с произведениями о Снегурочке;

4. Выявить сходства и отличия образа Снегурочки в разных произведениях.

  1. Основная часть.

2.1 История создания сказки-пьесы А.Н. Островского «Снегурочка»

Было в окрестностях Щелыкова одно заветное место, где писатель бывал десятки раз-Ярилина долина и Голубой ключ. Названия эти вызывали воспоминания о масленичных гуляниях и обрядах.

Солнечная поляна, окруженная могучими соснами, рядом с которыми-юные березки и кусты ольшаника. Тихий голубой ключ. Видно песчаное дно. Из него бьют роднички. То ли солнце, пробивающееся сквозь зелень, то ли минеральные соли придают ей неяркий матово-голубой цвет. Благоухание трав и цветов. И над всем этим-небо, подобного которому, кажется, нигде нет. Впечатления так сильны, что складываются в стихи:

Полна чудес могучая природа!

Дары свои обильно рассыпая,

Причудливо она играет; бросит

В болотинке, в забытом уголке

Под кустиком цветок весны жемчужный,

Задумчиво склоненный ландыш брызнет

На белизну его холодной пылью

Серебряной росы,-и дышит цветик

Неуловимым запахом весны…

Но ведь природа, как человек, отдыхает. Она спит, стареет, ее голова покрывается сединой:

Лежат поля остылые. В оковах

Игривые ручьи,-в тиши полночи

Не слышно их стеклянного журчанья.

Леса стоят безмолвны, под снегами

Опущены густые лапы елей,

Как старые нахмуренные брови.

В малинниках, под соснами, стеснились

Холодные потемки, ледяными

Сосульками янтарная смола

Висит с прямых стволов. А в ясном небе,

Как жар, горит луна и звезды блещут

Усиленным сиянием.

Таких стихов возникало все больше.

В Ярилину долину в начале лета на праздник приходили сильные, веселые люди. Целую ночь, с вечера и до утра, звучали над долиной песни в честь солнца, труда, любви. Праздник был связан с идущей от давних языческих времен верой в Ярилу-Солнце.

Александр Николаевич часто бывал на этом празднике. После него долго держалась уверенность: «Сама жизнь-то есть радость». Но иногда возникала и грусть: почему-то казалось, что возле Голубого ключа растаяла пришедшая из далекого детства прекрасная Снегурочка, героиня давно задуманной пьесы-сказки.

…. Когда отец будущего драматурга, Николай Федорович Островский, надумал жениться вторично, то в канун 1836 года по желанию будущей жены, Эмилии Андреевны, он решил сделать детям особенно веселую елку. Вечерами он возвращался домой более оживленным, чем обычно, и приносил им то коробку игрушек, то цветную бумагу. Вместе с няней ребята за большим столом клеили цепи, фонарики, свертывали хлопушки. За работой рассказывали были и небылицы, вспоминали смешные истории. И, конечно, были рассказы о чудесах. Няня говорила, что в дом, где хорошие дети, в праздничную ночь или на елку приходит Дед Мороз и оставляет свои подарки то в большом грибе, будто бы только что принесенном из лесу, то в красном мешке, запорошенном снежком, то прямо под подушкой.

Александр (ему шел тринадцатый год) уже знал, что это-неправда: подарки делаются родителями, а чудом люди называют воплощение своей мечты. Он решил малышам показать на елке чудо, которое они создадут сами-Снегурочку. Сказку о красавице Снегурочке, дочери Весны, знали все дети.

Когда Саша сказал о своем решении, ребята отнеслись к этому с большим жаром. Добрая Наташа притащила свою самую большую куклу, предприимчивый Миша откуда-то принес надорванный пакетик конфетти, няня достала белые и алые лоскутки-работа закипела. Кукле сшили белую шубку и белые сапожки. Голову покрыли алым капором, на руки сделали алые рукавички. Щечки подрумянили красным карандашом-Снегурочка раскраснелась на ветру. Когда все это было готово, на плечи ей посыпали конфетти-проходя по лесу, она покрылась снегом, который начал таять под солнцем, а в капли спрятались цветные лучики.

После «рождения» Снегурочки дня елки ждали с нетерпением. Когда загорелись елочные свечи, отец поздравил детей с праздником, пожелал им здоровья и успехов, на весь вечер и Снегурочкой, и детьми завладел Саша. Он рассказывал и показывал сказку, похожую и непохожую на ту, что дети не раз слышали от старой няни. Ребят поразило, что Снегурочка заговорила нежным голосом. Как живая девочка, она просто и трогательно рассказала, с каким трудом вышла из лесу, через сколько сугробов перебралась, как встретилась с людьми и узнала их. Она спела несколько песен, говорила, какое новое, совсем незнакомое чувство радости испытывает. Ребята прониклись живейшей симпатией к ней, хотели вместе с ней порезвиться. Однако в этот момент откуда-то из-за елки появился лист картона с огромным оранжевым солнцем-это тоже было неожиданностью. Всем стало еще интереснее. А Снегурочка начала плакать, жаловаться, уходить в сторону-и затем своим уже голосом Саша печально возвестил, что она растаяла.

2.2 Сказки, мифы и легенды о Снегурочке, нашедшие отражение в одноименном произведении А.Н.Островского «Снегурочка»

Все мы родом из детства, а в детстве мы верим в чудеса, сказки. Конечно же, все мы знаем такого сказочного персонажа как девочка - Снегурочка. Но, к сожалению, мало кто знает, откуда к нам пришел этот образ.

Значения слова «Снегурочка» в толковых словарях русского языка:

Толковый словарь Ожегова.

снегурочка - сказочная снежная девушка, тающая под весенними лучами солнца

Пример: Дед Мороз и С. (традиционные персонажи новогодних праздников).

Ефремова Т.Ф. Толковый словарь русского языка.

Снегурочка ж.

1) Героиня русской народной сказки, вылепленная из снега и ожившая.

2) Внучка Деда-Мороза.

С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова. Толковый словарь русского языка.

снегурочка, -и, ж. Сказочная снежная девушка, тающая под весенними

лучами солнца. Дед Мороз и С. (традиционные персонажи новогодних

праздников).

Снежная девушка, приходящая к нам под Новый год – явление уникальное. У каждого сказочного героя существуют свои легенды, объясняющие его происхождение, место жительства, особенности характера.

Снегурочка-дух природы. Как правило, в сказках сделанная из снега Снегурочка оживает.

Вариант сказки, где Снегурочка тает, прыгая через костер (по всей видимости, купальский), наиболее показателен. В нем нашел отражение миф о природных духах, погибающих при смене сезона (рожденное зимой из снега существо при наступлении лета тает, превращается в облачко). Снегурочка-олицетворение зимы, силы, враждебной людям и почти потусторонней, связанной с загробным миром.

Если некие подобия Деда Мороза под разными именами существуют во многих странах, то Снегурочка – наше чисто русское достояние, порождение великого и щедрого истинно русского духа.

По вопросу о происхождении Снегурочки существует несколько версий:

Как литературный персонаж – образ дочери Мороза;

Образ Костромы;

Символ застывших вод;

и еще несколько разных версий. Сейчас мы их рассмотрим.

Образ Снегурочки формировался веками.

Первоначально образ Снегурочки возник в русских народных сказках, как образ ледяной девочки – внучки, которую слепили из снега бездетные старик со старухой себе в утешение, а людям на радость. (В. Даль в сказке «Девочка Снегурочка») Этот сюжет был обработан и опубликован в 1869 году А. Н. Афанасьевым во втором томе его труда «Поэтические воззрения славян на природу».

В 1873 году А. Н. Островский, под влиянием идей Афанасьева, пишет пьесу «Снегурочка». В ней Снегурочка предстает как дочь Деда – Мороза и Весны – Красны, которая погибает во время летнего ритуала почитания бога Солнца Ярилы. Имеет вид прекрасной бледной светловолосой девушки. Одета в бело – голубую одежду с меховой опушкой (шубка, меховая шапка, рукавички).

  1. Также существует предположение о том, что сказка о Снегурочке возникла на основе древнего славянского обряда. Давно это было. Жила на свете могущественная богиня Кострома. Поклонялись ей люди, просили скорого прихода весны, плодородной земли, хорошего урожая.

Пока ее задабривали и величали, выполняла она просьбы, но постепенно люди стали забывать о силе Костромы. И сама она со временем превратилась из мудрой богини в холодную, пугающую людей снежную деву. И стала показываться она только зимой, когда стужа, вьюги и заледеневшие реки губили народ. За это и прозвали ее в народе Снегурочкой. Попросил тогда народ у Весны защиту. А Весна добрая, ласковая по–другому рассудила. Подарила она Снегурочке сердце горячее, душу добрую, да взгляд ласковый, и назвала ее своей дочерью. И с тех пор Снегурочка стала воплощением духа растительности, забытой богини Костромы. Многие утверждают, что Кострома это и есть та самая Снегурочка. С давних пор существует обряд похорон Костромы. Соломенное чучело, изображающее девушку Кострому, сжигают подобно Масленице на костре. Само слово Кострома имеет один корень со словом костер. Сожжение Костромы – это одновременно проводы зимы. Обряд призван обеспечить плодородие земель. Так же и Снегурочка дожила до весны и погибла на костре.

Но вопреки всем легендам о гибели Снегурочки люди верят, что живет она на радость взрослым и детям круглый год в Сказочной Костроме, где находится ее терем.

2.3 Образ Снегурочки в устном народном творчестве.

Снегурками, снегирями и снеговиками издавна на Руси называли птах, зимующих в наших лесах, да еще «складенных из снега болванов, подобие человека», - пишет В. И. Даль в 1866 году.

Испокон веков наши предки лепили, начиная со дня святого Спиридона (25 декабря) снеговиков – идолов Снежной Бабы. Вера в то, что снежная куколка может ожить, отразилась в сказках. Прочитав несколько вариантов народных сказок о Снегурке, я пришла к выводу, что часто бездетные дед и баба, глядя на то, как ребятишки за окном катают снег, тоже выходили и лепили себе снежную внучку – помощницу, которая потом оживала.

Знаменитый собиратель русских народных сказок Афанасьев Александр Николаевич в своих «Русских народных сказках» пишет о том, что Снегурочка была вылеплена из снега крестьянином Иваном и его женой Марией. Они были бездетны и, глядя на детей, которые лепили из снега снежную бабу, тоже взялись за дело. Когда они вылепили носик, сделали вместо глаз две ямки во лбу, на них дохнуло от куклы теплым духом, на них смотрели голубые глазки и губки улыбались. Смотрит Иван – зашевелила Снегурка, точно живая, и ручками, и ножками, и головкой. «Ах, Иван!- вскрикнула Марья от радости, - да ведь это Господь нам дитя дает!» Как видно из упоминания Господа этот вариант сказки возник после Крещения Руси. В варианте языческого периода, о котором упоминает Афанасьев, снеговик или снежная баба это нимфа, которая с приходом весны испаряется в небо, унося с собой сокровенные желания крестьян. Так или иначе, но с приходом Весны Снегурочка тает, прыгая через костер, и уносится белым облаком. В таком виде показаны представления народа о том, когда от жгучих лучей солнца тают снежные насыпи, и, испаряясь, собираются в тучи. В зимнюю пору, когда облака из дождевых превращаются в снеговые, прекрасная облачная дева сходит на землю. Это соответствует представлениям о духах природы, которые погибают при смене определенного сезона и воскресают с приходом этого сезона вновь.

Другая сказка, рассказанная В. И. Далем , собирателем живого русского языка, объясняет появление Снегурочки из комочка снега, который старик принес домой с улицы, снег растаял, и из этой талой водицы появилась живая девочка «беленькая, как снежок, и кругленькая, как комок».

Из этих сказок видно, что Снегурочка – это символ воды, но в зимнее время: снежная, ледяная, холодная внешне, но теплая живая изнутри.

2.4. Образ Снегурочки в произведении А. Н. Островского «Весенняя сказка»

«Снегурочка-сказка, мечта, национальное предание, написанное, рассказанное в великолепных звучных стихах Островского.

В 1873 году в Костромской области в имении Щелыково А. Н. Островский, под влиянием сказок Афанасьева, пишет пьесу «Снегурочка». основная работа над пьесой велась в течение марта 1873 года. Последний раз автор внес изменения в пьесу в августе 1873 года, когда он в корректуре вписал новое начало пятого явления первого действия. В первоначальном плане произведение под названием «Девушка-Снегурочка» предполагалось иное развитие сюжета, чем то, к которому впоследствии пришел драматург. Здесь не намечалось изображение царства берендеев и их праздника поклонения солнцу, в роли жениха должен был выступать Иван-царевич, в действии участвовал дурак – Авоська.

Больших трудов стоила ему и разработка стихотворных размеров отдельных эпизодов пьесы. О хоре гусляров, которым открывается второе действие, он писал П. И. Чайковскому: «Ритм, кажется, подходит к словам, я его извлек из поэмы XII века – «Слово о полку Игоревом»» (ПСС, XV, 10). По черновой рукописи «Снегурочки» можно проследить, как драматург экспериментировал, «извлекая ритм» из «Слова о полку Игореве». Выписав рифмы будущего эпизода, он затем создал его первый вариант, в котором отразились поиски размера, близкого своеобразной гармонической организацией тексту «Слова о полку Игореве» и соответствующего стилю хора гусляров. Затем по схеме найденного размера писатель исправил все строки соответственно этому размеру.

«Снегурочка» соткана из фольклорных мотивов, почерпнутых из сказок, песен и произведений других жанров народного творчества. Некоторые сюжетные ситуации имеют отдаленное сходство с мотивами сказки о девушки-снегурушке в сборнике И. А. Худякова «Великорусские сказки» (вып. 3, Спб., 1862, стр. 87-88, №97). Записи песен А. В. Терещенко, П. Н. Рыбникова, Т. И. Филиппова и др. дали драматургу материал для вставных эпизодов - песен и лирических монологов героев. Фантастический образ Берендеева царства, очевидно, был навеян писателю народным приданием о древнем племени берендеев.

В царстве берендеев царь – отец и слуга народа, всегда радушный и каждому доступный, заботливый рачитель всеобщего блага, строгий блюститель справедливости. Услышав о проступке Мизгиря, обманувшего доверчивость девушки, Берендей говорит: «Вина его ужасна, берендеи; для милости закроем наше сердце на этот раз».

Счастливые берендеи живут в мире, довольстве и радости. У них пастух и царь вместе возносят хвалу красному солнышку - источнику земного плодородия.

Сотканная из чудесных мотивов устнонародного творчества, « Снегурочка» является гимном большой настоящей человеческой любви, красоте, справедливости, гуманности, своеобразной песней о счастье простого трудового народа, освобожденного от гнета и деспотизма, живущего по своей воле.

Главная героиня этой пьесы-Снегурочка, наивная, чистая, гуманная, душевно щедрая, вся устремленная к красоте, правде, любви.

В этом произведении героиня предстает как дочь Деда – Мороза и Весны – Красны.

Снегурочка не похожа на жителей Берендеева царства. Именно поэтому Снегурочка – существо очень противоречивое. В ее сердце холод – это наследие ее отца, сурового и угрюмого Мороза. Долгое время Снегурочка живет в глуши лесной, а ее терем старательно охраняет суровый отец. Но, как оказалось, Снегурочка похожа не только на своего отца, но и на мать, прекрасную и добрую Весну. Именно поэтому она устала жить в одиночестве, взаперти. Ей хочется увидеть настоящую человеческую жизнь, познать всю ее красоту.

Снегурочка поражает людей своей красотой. Она кажется прекраснее, скромнее и нежнее, чем все окружающие девушки. Но она не знает любви, поэтому не может ответить на горячие человеческие чувства. В ее душе нет тепла. Существо, не знающее любви, вызывает удивление и жалость.

Образами Снегурочки, Леля, Елены Прекрасной, Купавы, Мизгиря, девушек и парней из царства берендеев утверждается, что человек рожден для счастья, для любви. Холодному Морозу, отцу Снегурочки, любовь кажется «губительным чувством»

Мать Снегурочки, Весна, думает совсем иначе: «На свете все живое должно любить» - и дарит своей дочери чувство любви. О необходимости любить говорят все берендеи. Царь Берендей говорит: «Природой неизменно положена пора любви для всех».

За мгновения любви Снегурочка платит жизнью, но жизнь обрела именно в этом чувстве:

…все, что есть на свете дорого,

Живет в одном лишь слове. Это слово:

Любовь.

Лес, озеро, лицо и фигура Мизгиря-все стало новым для охваченной любовью Снегурочки.

Снегурочка полюбила, она счастлива.

Но почему не принимают Снегурочку и Мизгиря берендеи? Ответить на этот вопрос сложно. Возможно Мизгирь не похож на берендеев, так как берендеи обладают сердечной теплотой, а Мизгирь обделен ей. Все берендеи похожи друг на друга, а Мизгирь индивидуален, поэтому и не боится нарушить законы, которые так святы для берендеев. Таким разрушающим началом входит Мизгирь в жизнь уравновешенных берендеев, нарушая их законы внезапной изменой, дерзкими речами, оскорбляющими «девичью гордость» Купавы.

Мизгирь похож на Мороза. Он такой же властный, холодный, эгоистичный. Он не останавливается перед осуществлением своих желаний и прихотей и не задумывается о своих поступках. Горячая любовь Купавы ему не нужна.

Невольно возникает вопрос почему Снегурочка полюбила именно Мизгиря?

Снегурочке, так же как и Мизгирь, чужда миру берендеев, для которых любовь-главная ценность и смысл жизни. Ледяное сердечко Снегурочки не только не способно любить, но и не способно к состраданию и жалости. Ее не трогают слезы Леля, а ревнивое чувство, которое испытывает Снегурочка, связано не с любовью, а с уязвленным самолюбием.

Гибель Снегурочки происходит от горячих человеческих чувств. Это печально, но не навсегда. Придет зима – принесет снег, морозы, застынут во льдах воды. Затем весна – тепло, солнце, радость от того, что люди пережили холодные тяжелые времена, и опять Снегурочке захочется любить и быть любимой. И опять она улетит облачком в светлое голубое небо, унося с собой горести зимы, не зря царь Берендей говорит: «Снегурочки печальная кончина и страшная погибель Мизгиря тревожить нас не могут!» В Берендееве жизнь продолжается.

Гибель Снегурочки представляется берендеям чем-то закономерным. Снегурочке было чуждо тепло души, поэтому ей было трудно найти свое счастье среди людей.

  1. Отличия между Снегурочками из русских народных сказок и Снегурочкой из произведения А. Н. Островского

Для наглядности и удобства мы составили таблицу.

Образ Снегурочки в русских народных сказках

Образ Снегурочки в произведении А. Н. Островского

Бездетные дед с бабкой слепили себе на радость.

Дочь Деда – Мороза и Весны - Красны.

Дед с бабкой любят свою снежную дочку.

На долю Снегурочки выпадает испытание людским равнодушием (жители Слободы равнодушны к ней, они ее не понимают; старик Бобыль и старуха Бобылиха используют Снегурочку, хотят разбогатеть).

В народных сказках героиня борется с силами зла.

В «Весенней сказке» Островский показывает противоборство «горячих» и «холодных» чувств в душе Снегурочки.

Во всех сказках Снегурочка погибает, но везде разные версии этого происшествия. В одной сказке подружки убили Снегурочку из-за жадности. Пошли они по ягоды. Снегурочка в чашку собирала, а подружки ели. «Смотрят, полная у Снегурушки чашечка, а у них ничего нет. Обидно стало, и убили они Снегурушку.» Закопали подружки ее и прутик воткнули. Проезжий купец сорвал этот прутик и сделал из него дудочку. Стал сынишка его дудеть в дудочку, и запела она голосом Снегурушки. Дали одной из подружек подудеть, а она отказалась и бросила дудочку на землю. «Дудочка разбилась, а в ней Снегурушка живая сидела».

В другой сказке Снегурочка тает, прыгая с подружками через большой жаркий костер, и превращается в маленькое облачко, улетающее в небо.

По версии Островского погибает Снегурочка во время летнего ритуала почитания бога Солнца Ярилы.

В народных сказках Снегурочка – это маленькая девочка, «такая-то умная, такая-то разумная, что только в сказках живут, а взаправду не бывают».

Снегурочка представляется как абсолютно положительный персонаж, но попавший в неудачные окружающие условия. Даже страдая, сказочная Снегурочка не проявляет ни одной отрицательной черты.

У Островского это прекрасная светловолосая девушка, способная зажечь сердца юных берендеев горячим чувством любви. Одета в бело-голубую одежду с меховой опушкой (шубка, меховая шапка, рукавички).

Снегурочка олицетворяет сердечную стужу, дитя Мороза и Весны. Тоскуя от одиночества, желая быть счастливой, как все берендеи, Снегурочка выпрашивает у своей матери девичью любовь. Загоревшись восторгом кипучих страстей, Снегурочка, как и предсказывал ее отец, гибнет от «сладких чувств любви».

2.6. Социологический опрос.

В начале исследования был проведен социологический опрос учащихся нашей школы, в ходе которого было предложено ответить на вопросы:

  1. Какие новогодние персонажи вам известны?
  2. Знаете ли вы родину Снегурочки?
  3. Назовите произведения, где встречается Снегурочка.
  4. Какими чертами характера наделена Снегурочка?
  5. Кто ее родители?
  6. Кем является Снегурочка Деду Морозу?
  7. В каком наряде она приходит к нам?

Результаты опроса

В опросе участвовало 75 человек. Все 75 опрашиваемых верно ответили на 1, 2, 4 и 6, 7 вопросы. Правильно ответили на 3 вопрос- 15 человек, на 5-20 человек.

  1. Заключение.

Исследуя образ Снегурочки, я пришла к выводу, что образ Снегурочки в русском фольклоре фигурирует как персонаж народной сказки о сделанной из снега девочки, которая ожила.

Родиной Снегурочки можно считать Кострому. Во-первых, образ снежной девушки возник из древнего славянского обряда похорон Костромы, давшее название городу. Во-вторых, «Весенняя сказка» А. Н. Островского была создана на родине писателя, костромской земле.

Из выше сказанного я сделала следующие выводы:

На протяжении продолжительного времени в жизни нашего народа существовала, жила, доставляла радость и создавала грустное, но светлое настроение девочка Снегурочка;

Образ Снегурочки волновал писателей, а также художников и композиторов. И во многом благодаря им образ Снегурочки вошел в нашу жизнь как неотъемлемая часть.

В ходе работы я узнала историю нашей новогодней гостьи, получила новые знания. Также я познакомилась с художественными произведениями о Снегурочке.

Эта работа научила меня анализировать литературный текст, выделять основные проблемы, поднятые автором в произведении, а также помогла развить творческое воображение.

Полученные знания мы можем применить на уроках литературного чтения, музыки, изо, при проведении классных часов. Благодаря этой работе мы пополняем знания детей о загадочной девочке Снегурочке, которая приходит к нам на Новый Год. Мы рассматриваем несколько легенд о ее происхождении. Я считаю, что эта тема интересна не только детям, но и взрослым.

Литература:

  1. А.Н. Островский Биография писателя, издательство «Просвещение», 1965 год, стр 99
  2. http://grani.org.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=3465:2010-01-01-20-57-20&catid=3:commentable-category&Itemid=20
  3. А.Н. Афанасьев «Русские народные сказки». М.:Олма Медиа Групп, 2013
  4. В.И. Даль «Девочка Снегурочка». М.: Советская Россия, 1985
  5. В.И. Даль «Девочка Снегурочка». М.: Просвещение. 1984. Стр. 3
  6. «История русской литературы XIX века». Москва «Просвещение» 1978 стр. 252-253
  7. А.Н. Островский «Полное собрание сочинений в двенадцати томах 7 Пьесы(1866-1873)» Москва «Искусство» 1977, стр. 587-594
  8. https://www.workle.ru/id534562.10/manage/
  9. http://что-означает.рф/Сборник словарей:Ефремовой,Ожегова,Шведовой
  10. ru.wiktionary.org Снегурочка-Вики-словарь
  11. Мороз // Мифы народов мира. Энциклопедия: В 2 томах.- М., 1987.- Т. 2.- С. 176
  12. А. Островский «Снегурочка». М.: Детская литература, 212
  13. Жарникова С.В. Исторические корни славянских обрядов. Вологда. 2003

Лиризм сочетается в «Снегурочке» с эпосом, поэзия природы - с переживаниями человека, нешуточными страстями, «очищенными» от современных социальных условий. История переплелась со сказкой. Одновременно пьеса своим пафосом, всей своей направленностью была адресована современному человеку, его духовному миру, ибо в ней поднимаются вечные и всегда современные нравственные вопросы: любви и счастья, жизни и смерти, добра и зла.

Драматическое действие обогащено элементами устного народного творчества, обрядовыми играми и забавами, пришедшими из седых веков и сохранившимися в народной памяти. В тексте сочетаются трагедийные и комические эпизоды, монологи чередуются с короткими, динамичными репликами персонажей, декламация - с пантомимой, балет - с пением. В основе всего этого лежит безрифменный, но разнообразно ритмизованный стихотворный текст.

Современный читатель, от которого русская обрядность отдаляется всё более и более, словно сам принимает участие в проводах Масленицы и в чудесной, фантастической купальской ночи; оказывается в сказочном царстве берендеев, знакомится с языческим богом Ярилой, усваивает народные представления о Весне, Зиме, Солнце... «Снегурочка» соткана из фольклорных мотивов, пришедших из сказок, песен и произведений других жанров народного творчества.

Откуда черпал автор материал для своего детища? А.Н. Островский серьёзно изучал труды фольклористов, этнографов, историков. Он читал русские летописи, знакомился с материалами экспедиций, беседовал со знатоками старинного быта, консультировался с археологами и чутко прислушивался к их советам.

Целый ряд сюжетных ситуаций имеют сходство со сказкой о девушке-снегурушке; сказка эта была опубликована в сборнике И.А. Худякова «Великорусские сказки». Образ Берендеева царства связан с народным преданием о древнем племени берендеев. Упоминание о племени берендеев есть в летописях XI-XIII веков. Образ Солнца-Ярилы восходит к старинным календарным обрядам, а сам бог Ярила - один из главных богов славян.

Бесконечно далёкое минувшее в «Снегурочке» воссоздаётся с помощью народной поэзии. Фольклорное начало бережно сохраняется Островским как факт глубочайшего уважения к нашим далёким пращурам, их жизни, их бытовому укладу, их представлениям и верованиям. Изображение «времён минувших» - не самоцель и тем более не фон. В пьесе естественным образом переплетаются мотивы старины сдвижением времени и характеров, тесно связанных с историей. Только современность представлена не напрямую её предстоит прочувствовать читателю пьесы и зрителю театрального представления. «Снегурочка» предвосхитила открытия нового искусства грядущего XX столетия.

Художественную самобытность «Снегурочки» составляет органическое, естественное сочетание слова и музыки, но поэзия слова стоит в центре пьесы.

Герои «весенней сказки» Островского живут в мире одухотворённой их верованиями природы, в мире сказки. Вместе с тем, в отличие от народной сказки, условия жизни героев, их «быт» переданы писателем достаточно определённо и конкретно. Уже из «Пролога» очевидно, что страна, где происходят события, находится в средней полосе славянских земель. Её природа - это длинные суровые зимы, медленно приходящая и поначалу холодная весна, которая приближается постепенно, не вдруг. На смену ей приходит летний расцвет, но и он перемежается жаркими и прохладными летними месяцами. Славянский люд, живущий па лоне природы, носящий условное название «берендеи», полон нерастраченных первозданных духовных и физических сил. За свой неустанный трудом вознаграждается плодородием земель.

Мир берендеев уютный. Он противопоставлен во втором действии пьесы междоусобным войнам, которые ведут «близких соседей окрестные царства».

Герои Островского реальные люди нереальной земли. Они родственны, близки современным людям. Столица царя Берендея стоит на берегу реки. За ней на холме в лесу - святилище главного, но не единственного бога берендеев-языч-ников - Ярилы, бога Солнца, плодородия и тепла. Вокруг столичного посада расположились слободы. В заречной живут земледельцы; разводят они также и скот. Среди них есть торговый гость из Берендеева посада Мизгирь. Их отдалённость от нас во времени, включение их в сказочные обстоятельства позволяют Островскому при поэтическом изображении жизни создавать характеры глубоко обобщённо и символично. Мотивы, завязывающиеся в Прологе, во многом определяют дальнейшее действие и его исход.

Снегурочка . Мотив чудесного рождения Снегурочки - один из древнейших сказочных сюжетов. Но история Снегурочки в пьесе целиком не совпадает ни с одним из вариантов народной сказки - Островский трактует фольклорный сюжет по-своему. Из сказочного повествования о «неудачном» человеке, чудесное рождение которого из непрочного материала глины, песка, снега - предопределяет его быстрое разрушение, писатель создаёт историю об «опасном» рождении, которое таит в себе семена трагической судьбы. В образе Снегурочки соединены два противоположных начала: красота, внутренняя чистота, божественная девственность, с одной стороны, и потребность в безоглядной любви - с другой. В этом основа «весенней сказки». Героиня проходит испытание людским равнодушием и любовью, в равной мере губительными. Эти испытания реальны.

В волшебной сказке одним из приёмов является запрет, который нарушается центральным персонажем, но важно, что этот запрет не обосновывается в фольклорных произведениях психологически. Он - данность, которую принимает и сказитель, п слушатель (читатель). Снегурочка также нарушает запрет. Но её поступок глубоко обоснован: она, следуя непреодолимым законам молодости и природы, стремится к общению с людьми, душевному теплу, любви. Ее чистота и невинность холодны, но она болезненно ощущает равнодушие и холодность других. В ней живёт «весеннее», пробуждающееся, «родниковое» начало. Может быть, именно поэтому её появление нарушает привычный и чинный, казалось бы, навсегда заведённый порядок жизни в берендеевой слободе: парни «С ума сошли, оравами, стадами / Без памяти кидались» за нею.

Снегурочка вносит смуту в сердца простодушных берендеев. Простой расчёт Мороза не оправдывается. Её божественная сущность, необычность видна всем и всеми признана. «Не похожа Снегурочка на наших баб и девок», - говорит богатый слобожанин Мураш, имея в виду, что в её нравственной стойкости можно быть уверенным. Укоряет Снегурочку за излишнюю строгость и стыдливость, «неприличную» бедной девушке, её приёмный отец Бобыль. Он тоже понимает, что она отличается от других девушек слободы: «Иной богач готов купить за деньги / Для дочери стыдливости хоть малость...», а у Снегурочки - бедной девушки - она в избытке. Её красота привлекает внимание слободских парней, однако это лишь внешние, поверхностные, мимолётные чувства. Не получив желаемого, они с лёгкостью возвращаются к прежним увлечениям, невестам, ибо «от новой взятки гладки».

Со сказочными героями Снегурочку роднит идеальная чистота, целомудрие и душевная щедрость. Жар души, разбуженный весной, дарит ей способность любить. Сравнение Снегурочки со скромным, затерянным в глуши «задумчиво склонённым» ландышем, сделанное Берендеем, необыкновенно близко фольклорным представлениям о красоте и добре. Но в том-то и отличие, что «ландышевая сущность» - это одна сторона характера героини; есть и другая - «льдинка», холодность, способная растаять под яркими лучами солнца. Одним из основных слов Пролога не случайно является именно это: «таять». Может быть, героиня сравнима и со всей северной природой, которая медленно, с трудом просыпается после долгого зимнего сна, в короткий срок буйно расцветает и почти неожиданно вдруг увядает.

Мизгирь . Ещё более непредсказуем, во всяком случае необычен для сказки, образ возлюбленного Снегурочки Мизгиря. В народных сказках герой такого типа непременно спаситель; оп избавляет любимую от волшебного злого действа, оживляет её, его любовь горяча, верна и всегда спасительна. Так и здесь: кажется, именно Мизгирь обязан вырвать Снегурочку из холодного плена Мороза, спасти от угрозы жгучего и жестокого тепла Ярилы-Солнца.

Снегурочка получила от матери волшебный подарок, венок из «приворотных» чарующих цветов. Согласно сказочному мотиву, она должна полюбить первого встречного. Однако встреча с Мизгирём - не случайность. Мизгирь искал её, ради этого был в лесу, боролся с препятствиями - наваждением и Лешим. Но отличает Мизгиря то, что он не ищет спасения, избавления девушки, как это бывает в народной сказке, а думает только овладеть сю и спасти себя. На её робкую мольбу: «Спасай свою Снегурочку!» - он подчёркнуто прозаически, жестокосердно, хотя по форме «вежливо» отвечает:

      Дитя,
      Спасать тебя? Любовь твоя - спасенье
      Изгнаннику. На солнечном восходе
      Мизгирь тебя супругою покажет,
      И царский гнев правдивый укротится.

Вот главная его выгода: брак со Снегурочкой должен спасти его от царского гнева. Он даже не допускает мысли, что высшие силы могут вмешаться в его судьбу и судьбу его возлюбленной, что спасти может только искренняя и бескорыстная любовь. Эти рассуждения особо значимы ещё и потому, что они вложены в уста не труса, не слабого человека, а властного и мужественного героя.

Мизгирь оценивает Снегурочку как товар: её можно сменять на редкую уникальную жемчужину, добытую в дальних морях и странах. Это своё представление он выражает откровенно, ссылаясь на оценку красоты на рынках в странах Востока, где разбойники ведут торговлю рабынями.

Снегурочка возражает Мизгирю: «Недорого ценю я / Свою любовь, но продавать не стану». Непохожесть на остальных, уникальность не только лица, но и личности лишь подогревают интерес Мизгиря, заставляя его любой ценой добиваться своего. Снегурочка становится для него целью жизни, предметом всеохватывающей страсти. Островский ничего не упрощает, не делает из Мизгиря обычного искусителя-злодея. Всё сложнее. На строгом суде перед царём Берендеем Мизгирь не предаёт своей любви к Снегурочке. «У Мизгиря невеста - Снегурочка», - спокойно и непреклонно заявляет он и обещает царю:

      Огонь любви моей воспламенит
      Снегурочки нетронутое сердце.
      Клянусь тебе великими богами,
      Снегурочка моей супругой будет,
      А если нет - пускай меня карает
      Закон царя и страшный гнев богов!

Мизгирь идёт на нарушение закона Берендеева царства, отказывается от Купавы, объясняя ей причину: прежняя возлюбленная уже не может соответствовать его представлениям о женском идеале. Встреча со Снегурочкой изменила его жизненные ценности.

Для Купавы Мизгирь желанен, ибо статен, силён, красив; она любуется «мужским румянцем загрубелым» любимого человека.

У Снегурочки, получившей дар любви из рук Весны, иное представленье о любимом. Снегурочка не просто видит перед собою кудрявого парня, «отецкош сына», «рода Мизгирьего», похожего на остальных, но и всей душой чувствует именно этого, единственного в своём роде человека, гордого, отважного, мужественного, много пережившего и властного. Снегурочка в Мизгире ценит его мужество, его властную волю, готовую склониться перед её женским обаянием - и именно это для неё самое главное.

Лель . В первоначальном плане Островский записал: «Лель - сын солнечный». В окончательном тексте пьесы в речи Мороза содержатся слова: «Солнца Любимый сын пастух». Он действительно Солнца сын и не боится жгучих его лучей, лежит, «когда бежит от Солнца всё живое». В этом его необычность. Но действует в пьесе Лель как простой житель берендеевой слободы. От других поселян он отличается лишь тем, что меньше их привязан к земле, но ближе, чем они, стоит к природе.

Образ Леля может вызвать в сознании читателя ассоциацию с амуром, но прямых указаний на этот счёт в «Снегурочке» нет. Островский не уподобил его никому. Лель лишь угоден богу Яриле, он баловень его, потому что Ярило покровительствует стадам. Пастух Лель назван в честь божества. Боги одарили его ещё одним прекрасным качеством: он слагает песни и гимны.

Лель в пьесе - поэтический образ, который играет важную художественную роль: соединяет конкретную образность с художественной метафорой. Он человек, для которого невозможное привычно. Поэт Лель словно бы демонстрирует уверенность древних людей в правильности их понимания мира, например, он повествует о том, что день имеет глаза и открывает их: «Проснулся день и раскрывает веки / Светящих глаз». Одновременно с этим здесь присутствует и другая мысль писателя: древний человек был способен на поэтическое отношение к жизни. Речь Леля яркая и образная. Его пение привлекает девушек, а царь Берендей уверен: пение юноши даровано богами.

Песни Леля имеют устойчивую связь как с фольклором, так и с мифом. Наиболее ярко это проявляется в песне «Туча со громом сговаривалась...». Она была исполнена во время ритуального гулянья по просьбе царя-жреца. В духе народной символики здесь тучи встречаются с громом (грозой). Эта встреча символизирует любовное соединение, побуждающее природу плодоносить, а человека - любить.

Берендей . Часто в народных сказках необычен, порою даже забавен образ царя. Необычен он и в «Снегурочке». Берендей показан в окружении скоморохов, гусляров. Это добрый и умный правитель, который умеет ценить красоту в искусстве и природе. Высшим благом для государства он считает умножение природных богатств и сохранение разумного и справедливого порядка.

Любовь, по мнению Берендея, «великий дар природы», который следует оберегать и ценить. Именно поэтому нарушение любовных обетов для него - государственное преступление. Берендей в высшей степени демократичен: он считает, что любовь «не терпит принужденья».

История Леля и Купавы настолько романтична, что стала символом самой чистой, искренней и честной любви. Когда-то она существовала в форме народного предания, однако с XIX века больше известна по авторской сказке драматурга Александра Островского и написанной по ней опере Н. А. Римского-Корсакова «Снегурочка».

Центральное место в этом произведении занимает сама Снегурочка и ее трагичная история: дочь Мороза и Весны, она погибает, как только ее сердце согревает любовь. Лель и Купава же обретают свое счастье, пережив собственные драмы: Лелю отказывает в любви Снегурочка, и из-за нее же оставляет свою невесту Купаву Мизгирь.

В этом «любовном четырехугольнике» каждому отведена определенная роль. Купава воплощает живое, земное, человеческое женское начало. Характер прекрасного пастуха Леля заимствован из славянской мифологии: современники Островского полагали, что в древние времена на Руси так звали божественного покровителя любви и брака, которого можно сравнить с купидоном (современные исследователи не поддерживают эту точку зрения). В сказке же он обладает поистине магической властью над женскими сердцами, вплоть до того, что его просто не пускают переночевать в дома, где есть дочери на выданье. И Лель, и его возлюбленная Купава проделывают большой путь, чтобы обрести истинную любовь: Купава отказывается от «брака по расчету», а Лель готов преодолеть свою легкомысленность и раскрыть сердце. И пока Снегурочку и Мизгиря в прямом смысле сжигают страсти, Купава и Лель познают самую настоящую и живую любовь.

События сказки «Снегурочка» происходят в дохристианские времена: вымышленное Берендеево царство встречает приход весны и лета по языческим обычаям. Александр Островский весьма бережно обращался с народным наследием, создавая авторское произведение, поэтому заимствованные из фольклорной культуры сюжеты и мотивы аккуратно вплетаются в эту историю.

Мастера-камнерезы также стремились сохранить это очарование: лиричность образа музыканта подчеркнута нежной гаммой использованного камня. Скрупулезная детальность работы проявилась в решении декора одежды: вышивка на рубахе, пестрая клетка ткани штанов, обильный узор на сапогах. А узорчатый резной малахит основания и столь же прихотливо проработанная сказочная трава-мурава из офита объединяют персонажей одной сказки в этой серии - Леля и Купаву.

Из весенней сказки А. Островского «Снегурочка»

Купава:

Насилу я нашла тебя, желанный,

Сердечный друг, голубчик сизокрылый!

Не в глазки, нет, не в щечки целовать, -

У ног лежать, голубчик сизокрылый,

У ног лежать должна Купава.

Лель:

Летят и льнут к соте мухи,

К воде листок, к цветочку пчелка льнет -

К Купаве Лель.

Купава:

Голубчик сизокрылый!

Тепло мое сердечко, благодарной

Навек тебе останусь; ты от сраму,

От жгучих игл насмешки и покоров

Купаве спас девическую гордость.

При всем честном народе поцелуем

Сравнял меня, забытую, со всеми.

Лель:

Да разве я не знал, какое сердце

Куплю себе, тебя целуя. Если

У глупого мальчонка-пастуха

Рассудка нет, так вещим сердцем сыщет

Подружку он.

Купава:

Подружку? Нет, собачку.

Мани меня, когда ласкать захочешь,

Гони и бей, коль ласка надоест.

Без жалобы отстану, только взглядом

Слезящимся скажу тебе, что я, мол,

Приду опять, когда поманишь.

Лель:

Души моей, Купава, сиротинка

Свою гульбу-свободу отгулял.

Победная головка докачалась

До милых рук, долюбовались очи

До милых глаз, домаялось сердечко

До теплого приюта.

Купава:

Лель пригожий,

Надолго ли любовь твоя, не знаю;

Моя любовь до веку и до часу

Последнего, голубчик сизокрылый!

Лель:

Идем скорей! Бледнеют тени ночи.

Смотри, заря чуть видною полоской

Прорезала восточный неба край,

Растет она, яснее, ширясь. Это

Проснулся день и раскрывает веки

Светящих глаз. Пойдем! Пора приспела

Встречать восход Ярила-Солнца. Гордо

Перед толпой покажет Солнцу Лель

Любимую свою подругу.

Рассматривая систему «образ-символ» в пьесах А.Н. Островского «Бесприданница» и «Снегурочка» в первую очередь хочется проанализировать те образы, о которых уже говорили, изучая произведения писателя.

К таким образам относится; река.

В «Снегурочке» местоположение страны берендеев - заречная слобода Берендеевка. Слобода находится за рекой, река-символ черты, символ разделения двух миров. И по пьесе мир разделяется на сказочный (мир лешего, Мороза, Весны) и реальный (страна берендеев). Образ реки - символ смерти. Мизгирь увидев, что Снегурочка растаяла, от отчаяния и любви бросается в озеро. Река приносит и уносит Мизгиря. Образ реки - символ наказания и поощрения. В пьесе важным и самым ярким является образ луча солнца и самого солнца, олицетворяющий Бога.

Древние славяне верили в Бога Солнца - Ярилу. Ярило - Бог Весны и молодого Солнца. Он ярко показывается людям в день весеннего равноденствия, таким образом, оповещая людей о конце зимы и начале весны. Бог Ярило обладает пылким характером, силен и любвеобилен. Такими же чертами характера обладает Лель - сын Ярилы, он подразумевается как молодое Солнце, но показан нам простым пастухом, которого с младенчества лелеяло солнце. Сделаем вывод: образ Солнца - символ Бога Ярилы, символ весны. Помимо этого он имеет другие символические значения:

Символ зла (для Мороза и всего что связано с ним),символ смерти, гибели во благо:

«…И солнышко горячий разговор

Услышала о том, что будто Солнце

Сбирается губить Снегурку; только

И ждет того, чтоб заронить ей в сердце

Лучом своим огонь любви; тогда

Спасения нет Снегурочке, Ярило

Сожжет ее, испепелит, растопит.

Не знаю как, но умертвит…»

Символ брака, воссоединения мужчины и женщины:

«..Соединим, лишь только Солнце брызнет

Румяными лучами по зеленым

Верхам дерев. И пусть тогда сольются

В единый клич привет, на встречу Солнцу

И брачная торжественная песнь.

Угодней нет Яриле жертвы!..»

Восход и закат солнца знаменует об уходе старой и рождении новой любви:

Именно на восходе солнца Снегурочка обретает любовь.

Можно провести параллель между образом грозы в пьесе «Гроза» и лучом солнца в «Снегурочке». Луч солнца - символ смерти, символ любви, символ наказания за непослушание.

«Яркий луч солнца прорезывает утренний туман

и падает на Снегурочку.

Но что со мной: Блаженство или смерть?

Какой восторг! Какая чувств истома!..»

Здесь смерть и жизнь, смерть и любовь- все смешивается в одном человеке, буря эмоций наполняет душу девушки и терзают ее в положительном смысле, ведь это чувство до сей поры не было ей изведано.

Напутствие матери - Весны:

Спеши домой, не медля: не любуйся

Багряными потоками рассвета, -

Вершины гор покрылись позолотой,

И скоро царь светил осветит землю.

Беги домой тропинками лесными

В тени кустов и избегая встречи;

Предчувствие тревожит сердце мне.

Прощай, дитя, до нового свиданья,

И матери советов не забудь…»

В пьесе прослеживается образ цветка, в некоторых случаях венка из цветов.

По быту: цветок - подарок Лелю от Снегурочки, элемент природы. Но если заглянуть глубже, то цветок имеет символическое значение.

Образ цветка-символ сердца, любви, невинности, символ души человеческой:

Снегурочка:

«…Как больно здесь, как сердцу тяжко стало!

Тяжелою обидой, словно камнем,

На сердце пал цветок, измятый Лелем

И брошенный. И я как будто тоже

Покинута и брошена, завяла…»

«…Смотри-ка, мать! Лазоревый цветочек -

Живехонек….»

(Душа девушки зажила, возродилась, либо в преддверии новой жизни, любви).

«…Раскрывшейся для первых чувств, цветок

Невинности благоуханной!»

Цветок-символ красоты, женственности, юной жизни:

« …Под кустиком, цветок весны жемчужный,

Задумчиво склоненный ландыш, брызнет

На белизну его холодной пылью

Серебряной росы, - и дышит цветик

Неуловимым запахом весны,

Прельщая взор и обонянье.

Не плачу я, что цветики увяли,

Такой цветок цветет перед очами…»

Также образ цветка - это символ чувств:

По пьесе, каждый цветок является олицетворением какого- либо чувства, порождает его в груди человеческой:

«…Один цветок, который ни возьми,

Души твоей дремоту пробуждая,

Зажжет в тебе одно из новых чувств,

Незнаемых тобой, - одно желанье,

Отрадное для молодого сердца,

А вместе все, в один венок душистый

Сплетясь пестро, сливая ароматы

В одну струю, - зажгут все чувства разом,

И вспыхнет кровь, и очи загорятся,

Окрасится лицо живым румянцем

Играющим, - и заколышет грудь

Желанная тобой любовь девичья.

Цветок-символ увядшей (если цветок повял) и новой, воскресшей любви. Венок из цветов - символ молодости, девичества, юношества, юной, чистой любви. Наличие венка на девушке символизирует желание найти суженого.

Из песни девушек:

«…Рвала цветы с травы,

Плела венок с яхонты.

Кому венок износить?»

Лель выбрал подругу Снегурочки, а Мизгирь вот - вот (на утро) сделает ее своей невестой:

«…Завял венок; наутро надо новый

Сплести себе из тонких гибких веток;

Вплету туда цветочки - василечки»

В произведении проскальзывает образ огня, огненной любви.

У древних славян огонь считался посредником между человеком и божеством. Образ огня - символ смерти с одной стороны (огонь связывает мир мертвых и живых), с другой стороны символ очищающего пламени, дающий начало новому, активному началу. Образ огня - символ любви. Даже в заговорах, присушках на любовь необходимым атрибутом был огонь, сожжение чего-либо было обязательным:

Снегурочка:

«…В очах огонь... и в сердце... и в крови

Во всей огонь. Люблю и таю, таю…»

Символика в пьесе А.Н. Островского «Бесприданница»

«Бесприданница» - это чудесная пьеса. Что самое интересное, то в отличии от других пьес символическое значение некоторых образов достаточно сложно найти и понять. Но мы постараемся, и так, начнем.

Образ реки-Волги в «Бесприданнице» уже затрагивал Сергей Юрский в своей работе «Кто держит паузу». Он говорил об образе Волги, как символе черты между жизнью и смертью, писал о том, что Волга приносит и забирает людей. Опираясь на его выводы стоит развить, расширить символическое значение этого образа. Обратим внимание на описание местности, где все начинается:

«Городской бульвар на высоком берегу Волги, с площадкой перед кофейной; направо от актеров вход в кофейную, налево -- деревья; в глубине низкая чугунная решетка, за ней вид на Волгу…»

«Высокий берег Волги», то есть большинство людей находящихся на этом высоком берегу смотрят на жизнь, любовь и все, что связанно с душой, с человечностью (Волга часто имеет именно такие значения) свысока. По быту: Волга некий элемент украшения, пейзажа, но заметьте, что никто кроме Ларисы не обращает внимание на Волгу, для них важнее пароходы плывущие по ней и люди, которых она приносит, да и то не все люди имеют важность, а те, что побогаче.

Сделаем вывод: образ Волги, а конкретно высокий берег реки - символ высокомерия, символ бездушия, отсутствие человечности, символ высокого положения в обществе. Заметим: на берегу сидят слитки общества.

Смерть Ларисы происходит тоже на берегу Волги. Она Всю жизнь мечтала уехать на ту сторону реки, по быту: в деревню (имение Карандышева), по пьесе: в другой мир.

Перед приездом Паратова на Волге раздаются выстрелы:

«На Волге пушечный выстрел…»

В быту: пушечный выстрел означает встречу, празднование приезда какого-нибудь барина. По пьесе: Выстрел-символ вмешательства в спокойную жизнь. Выстрел- символ предвестия смерти. Паратов приплыл из-за Волги, с другого мира, принес беду и смерть.

Образ выстрела и оружия сопровождает всю драму. По быту: оружие - часть какой либо сцены, проверяющей человека на прочность, уверенность характера.

Со слов Сергея Паратова:

««Я слышал, вы хорошо стреляете». -- «Да, недурно», -- говорит офицер. Сергей Сергеич дает ему пистолет, ставит себе стакан на голову и отходит в другую комнату, шагов на двенадцать. «Стреляйте», -- говорит…»

«…Стрелял и, разумеется, сшиб стакан, но только побледнел немного. Сергей Сергеич говорит: «Вы прекрасно стреляете, но вы побледнели, стреляя в мужчину и человека вам не близкого. Смотрите, я буду стрелять в девушку, которая для меня дороже всего на свете, и не побледнею». Дает мне держать какую-то монету, равнодушно, с улыбкой, стреляет…»

Или часть интерьера, некое украшение, например в доме у Карандышева на ковре висит оружие (о символике данного явления уже говорил С. Юрский).

В конце пьесы, оружие-орудие убийства. Но по пьесе все не так просто:

выстрелы или наличие оружия в руках говорит о скором действие, резко меняющим ход пьесы, оружие и выстрел - символ предвестия переворота в жизни героев.

Перед приездом Паратова - выстрел, перед побегом невесты - Карандышев берется за оружие, перед смертью Ларисы-снова взялись за оружие.

Образ оружия - символ перемен, символ того времени, времени, где жизнь человека ничего не значила, все воспринималось товаром, игрушкой, украшением.

Выстрел из оружия - символ наказания (для Карандышева), символ спасения (для Ларисы).

В произведении основополагающим является образ птицы - ласточки.

Символическим является название катера Паратова, который он хочет продать Вожеватову Василию, судно имеет название «Ласточка».

Ласточка прилетает из-за моря, является символом иного мира, выступает посредником между жизнью и смертью. Помимо этого образ ласточки имеет противоположную символику: с одной стороны, это символ опасности, непрочности и ненадёжности жизни, с другой, это символ счастья и уюта.

Для Ларисы, ласточка-символ надежды. Лариса надеется. что Паратов любит ее и вернется к ней.

Интересно, что ласточка (в быту) каждый год возвращается домой. И именно через год Паратов на «Ласточке» приплывает в «гнездо».

В народной легенде о распятии Христа ласточки старались избавить Его от мучений: кричали «умер, умер!», похищали гвозди, вынимали колючие тернии из Его венца и носили Ему воду. «Ласточка» приблизила смерть Ларисы, но при этом дала ей насладиться природой, любовью, всем чего она так желала. Так как именно на пароходе она совершает последнее путешествие.

Образ ласточки - символ избавления.

Сопоставить данный образ и судьбу девушки можно с болгарской легендой:

Болгарская легенда гласит: ласточкой становится невеста солнца или девушка, выданная за разбойника. Во время бегства ее схватили за фату или за волосы и вырвали клок, отчего у ласточки стал раздвоенный хвост.

Образ ласточки - символ женского начала.

Со слов Паратова:

Но достается оно мне не дешево: я должен проститься с моей свободой, с моей веселой жизнью; поэтому надо постараться, как можно повеселей провести последние дни.

Перед своей свадьбой он прощается со свободой, проводит последние деньки неженатым. Одновременно он продает свою «Ласточку» и гуляет последний раз на ней.

Образ ласточки - символ свободы, воли.

Образы, присутствующие в драме очень важны для правильного восприятия мыслей автора, они создают целостную картину, дают возможность узнать жизнь и приоритеты людей того времени.

Содержание песен. Герои. Идеалы автора. Красота природы. Холодное существо. Мощь и красота природы. Характер музыки. Римский-Корсаков. Результаты теста. В.М.Васнецов. Купава и Мизгирь. Огромная сила. Музыка Римского-Корсакова. Волшебный венок. Зимняя сказка. Народный фольклор. Песни. Музыкальные инструменты. Пастуший рожок. Любовь. Тесты на закрепление по теме. Дед Мороз. Фантастические персонажи.

«Пьеса «Бесприданница»» - Героиня “Грозы” - человек более волевой. Образ Паратова. Стать богатой содержанкой?.. «Бесприданница». Верное решение?... А может вот верное решение: откровенное предложение Кнурова…. Мир Ларисы вмещает и цыганскую песню, и русский романс. Как и Катерина, Лариса принадлежит к женщинам с “горячим сердцем”. Лариса. О Паратове сказано: «Блестящий барин». Но ведь способность увлекаться и мотовство вовсе не отвергают трезвый расчет.

«Пьеса Островского «Гроза»» - Прочитайте выразительно монолог Катерины в сцене покаяния. Сделаем вывод. Катерина. Дикой Савел Прокофьич - типичный представитель «темного царства». Значение имен в драме. Какого мнения вы придерживаетесь и почему? «Гроза» в русской критике. Могла ли Катерина найти счастье в семье? Путешествие по Волге. Охарактеризуйте речь, манеру говорить, общаться Дикого. Борьба Катерины за счастье. Что является причиной необузданного произвола Дикого?

«Пьеса Островского «Бесприданница»» - Нужна ли Лариса Паратову. Цыганская песня. Анализ пьесы. Проблемные вопросы. Каков Карандышев. Островский. Романс. Жестокий романс. Что придает цыганская песня пьесе и фильму. Любовь для Ларисы. Приобретение навыков анализа текста. Тайна пьесы Островского. Жених Ларисы. Печальная песня о бесприданнице. Что же за человек Паратов. Стихотворные строки. Навыки изложения своих мыслей. Выстрел Карандышева.

«Островский «Бесприданница»» - Анализ драмы «Бесприданница». А.Н. Островский Драма «Бесприданница». Что мы узнаем о Паратове. Обычно название пьес Островского-поговорки, пословицы. Идеи творчества А.Н. Островского. Символический смысл имен и фамилий. Паратов Сергей Сергеевич. Действующие лица. Обсуждение образа Л.И. Огудаловой. На первый взгляд, первые два явления – это экспозиция. Карандышев. Цель урока.

«Герои «Грозы»» - И.Левитан. Малый Академический Художественный театр. Полемика вокруг пьесы. Московский Государственный Университет. Приём контраста. Понятие о зеркальных образах. Словарь. Н.А.Добролюбов. Колумб Замоскворечья. Наиболее известные пьесы А.Н.Островского. Дом-музей Островского в Москве. Смысл заглавия пьесы «Гроза». Особенности стиля Островского. Как воспитывалась Катерина. Драма «Гроза». Идея драмы «Гроза».

Загрузка...
Top