Гос совет был создан. Создание государственного совета российской империи как попытка реализации идеи разделения властей. Информация об изменениях

Введение. 3

Теоретические аспекты деятельности Государственного совета РФ.. 5

1.1. Сущность и история создания Государственного совета РФ.. 5

1.2 Структура и порядок работы Государственного совета РФ.. 8

1.3. Государственные советы в международной системе государственного управления. 10

Глава 2. Практические аспекты деятельности Государственного совета РФ.. 17

2.1. Взаимодействие Государственного совета с остальными органами власти. 17

2.2. Пути повышения роли Государственного совета РФ в системе государственного управления. 20

Заключение. 24

Список использованной литературы.. 25

Введение

Начало 21 века для современной России стало периодом коренного перелома, временем кардинальной смены власти в стране и, соответственно, всех социальных, экономических и политических ориентиров, как во внутренней, так и внешней политике государства.

Непредвзятый взгляд на современную ситуацию в России вынуждает признать

нас то, что государственное управление как система не в большей мере не соответствует своему истинному предназначению. Более того, оно неадекватно обществу, его потребностям и ожиданиям: не уберегает граждан Российской Федерации от терроризма, войн, коррупции, не приводит к тотальному соблюдению их прав и свобод, дает поводы для усомнения в своей рациональности и эффективности.

В 2000 году произошла системная реформа, согласно которой был создан

главный политический центр, по мнению его создателей который должен был задать вектор направления страны, не исключая за собой парламент на ряду с правительством.

Этим центром стал Государственный Совет Российской Федерации, создание которого носило цель, направленную на укрепление единства страны, борьбу с террором, а также больной для нас сейчас темой – коррумпированностью.
С момента создания Госсовета прошло более 10 лет, и с самого своего появления он занят крепкое место в системе управления и стал одним из ключевых звеньев во всем государственном аппарате. И это совсем неудивительно, так как в сферу его рассмотрения входит широчайший круг вопросов: начиная от внутренней и заканчивая внешней политикой.



Целью моей работы явились: экскурс в историю создания Госсовета, начиная с

19 века, то есть его первого упоминания, описание деятельности Государственного Совета Российской Федерации в настоящие дни, анализ деятельности государственных советов в различных государствах, а также обозначение ключевых ролей Госсовета, ведущих направлений в его развитии и увеличении эффективности деятельности.

Предметом моего изучения стали нормативно-правовые акты, определяющие структуру и порядок деятельности Государственного совета РФ, его взаимодействие с другими ключевыми органами власти и определяющие его правовой статус, а вместе с тем, и направления в работе.

Основу в анализе деятельности составили общенаучный метод познания и частнонаучные методы познания правовых явлений: формально логические (анализ и синтез, индукция и дедукция).

Структура курсовой работы состоит из введения, двух глав, состоящих из пяти параграфов, заключения и списка использованной мною литературы и ресурсов в сети Интернет. В первой главе я описал теоретические аспекты деятельности Государственного совета РФ и типовых органов в международной системе управления, а во второй главе выявил практические аспекты, направленные на повышение значимости и роль органа в системе государственного управления.

Теоретические аспекты деятельности Государственного совета РФ

Сущность и история создания Государственного совета РФ

Государственный Совет в России появился благодаря либеральным реформам Александра I. Будучи императором, Александр в 1801 году упразднил учрежденный еще Екатериной II в конце 18 века Совет при высочайшем дворе и своим указом создал совещательный орган, который был назван Советом непременным. Одновременно с этим общественный и государственный деятель Михаил Михайлович Сперанский по поручению императора осуществлял подготовку масштабных либеральных преобразований всей системы государственных органов того времени.

Согласно проекту Сперанского, как он говорил, “вершину всей государственной организации и ее последнее звено” должен был составлять Государственный Совет, где, как он считал, должны соединяться все части законодательной, судебной и исполнительной власти.

Отсчет с начала истории всей деятельности Государственного Совета начался 1 января 1810 года, когда официально вышел манифест Александра I об организации этого учреждения. С того момента Государственный Совет являлся высшим законосовещательным учреждением Российской Империи. Он занимался рассмотрением внесенных министрами законопроектов, после чего отправлял на утверждение Императору, принимал или отклонял сметы и штаты государственных учреждений, жалобы на определения департаментов Сената. Для этих целей при Совете действовали Комиссия составления законов и Государственная канцелярия во главе с государственным секретарем. Помимо того, как заниматься делопроизводством, последняя редактировала тексты законопроектов, выносимых на обсуждение, проводила работу по составлению законов. Законопроекты сперва рассматривались в департаментах, а затем выносились на общее собрание Государственного Совета и после утверждения императором получали силу закона. При этом император мог поддержать мнение как большинства, так и меньшинства Совета, а мог отвергнуть и то, и другое.

Можно с уверенностью сказать, что Госсовет сыграл важную роль в издании множества законов, а в царствовании императора Александра II принимал непосредственное участие в разработке законодательной базы реформ 1860-1870-х годов .

С момента своего появление Государственный совет включал в себя 35 членов, которые назначались указом Императора. Председателем считался сам император – в этом, к слову, прослеживается некая параллель с днем сегодняшним, когда назначение осуществляет Президент, и он же берет на себя председательство. В отсутствие императора председателем был ежегодно назначаемый императором деятель из числа членов Совета. Стоит заметить, что в период с 1812 года по 1865 год председатель Государственного Совета одновременно являлся и председателем Кабинета министров.

После издания Манифеста от 17 октября 1905 произошли преобразования: Государственный Совет стал верхней палатой российского парламента, половина которой назначалась императором, а другая избиралась от особо сословных и профессиональных курий. Выборные члены избирались от духовенства, губернских земских собраний, дворянских обществ, Академии наук и университетов, а также промышленников и торговцев. После этих преобразований государственный совет рассматривал принятые Государственной Думой законопроекты до их утверждения императором, и поскольку Дума и Совет имели равные законодательные права, на рассмотрение императора представлялись только те законопроекты, которые были одобрены обеими палатами парламента.

После Февральской революции 1917 года произошли существенных изменения политической системы страны, и как следствие, Государственный Совет прекратил своё существование.

Как стало ясно, орган под названием “Государственный Совет” берет свое начало в далеком 1810 году. С того момента произошло огромное количество различного рода реформаций и перемен, однако данный совещательный орган по ходу истории государственного управления, разве что за исключением смены политических курсов нашего государства, никогда не терял и по сей день не теряет своей важности, спустя больше, чем два столетия, в настоящее время являясь важнейшим инструментом государственного управления.

Узнав историю происхождения Государственного совета, будет крайне интересно изучить его становление и работу уже в наши дни, в дни современной России.

В РФ Госсовет был создан в июле 1991 года как “Государственный совет при президенте РСФСР”. Ставя перед собой консультативно-совещательные задачи, орган включал в свой состав государственного секретаря РСФСР, государственных советников РСФСР, целый ряд министров государственных комитетов, а вместе с тем и их председателей.

В 1991 году, в ноябре, орган был упразднен указами Президента. Вместе с этим Конституцией был предусмотрен иной совещательный орган, который находился под руководством Президента РСФСР – Совет безопасности Российской Федерации.

В сентябре 1991 года Государственный совет СССР был образован на межреспубликанской основе для согласованного решения вопросов внутренней и внешней политики, затрагивающих общие интересы республик государства.

В состав входил Президент СССР и высшие должностные лица всех союзных республик. Решения Государственного Совета СССР носили неукоснительный характер выполнения.

В будущем был не один проект создания Госсовета: разработка лежала на таких деятелях, как Сергей Михайлович Шахрай (1995) и Анатолий Борисович Чубайс (1996-1997). Однако, востребованной идея создания Государственного Совета оказалась лишь спустя время, в 2000 году после того, как Президент Владимир Владимирович Путин 19 мая внес в Государственную Думу проект закона о новом порядке формирования Совета Федераций – верхней палаты Федерального Собрания Российской Федерации.

Что в верхней, что в нижней палатах Парламента члены Совета Федерации, в итоге, решили обратиться к Президенту с просьбой создать Государственный Совет – орган, который, по их мнению, должен был взять на себя часть работы, непосредственно связанную с проблемами внутри регионов России.

26 июля 2000 года был принят Закон о порядке формирования Совета Федерации. 27 июля 2000 года Владимир Владимирович Путин подписал распоряжение, согласно которому предложение высших должностных лиц субъектов Федерации было одобрено и означало только одно: Госсовету России - быть.

На образование Государственного Совета России ушло немного времени. В 2000-м году, 1 сентября, в соответствии с указом Президента было утверждено положение о Госсовете России. В соответствии с ним орган и в настоящее время является совещательным, призванным содействовать реализации полномочий главы государства по вопросам обеспечения согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной власти. В своей деятельности Госсовет России руководствуется Конституцией, федеральными конституционными законами, федеральными законами, указами и распоряжениями президента.

Первое заседание датируется 22 ноября 2000 года. На повестке дня тогда был вопрос “О стратегии развития государства на период до 2010 года”. Открывая заседание, Президент заявил о том, что Госсовет должен стать политическим органом стратегического значения, что являлось кардинальным отличием этой структуры от других государственных органов.

После издания 6.8.1905 г. закона о создании Государственной думы началась разработка соответствующего преобразования Государственного совета (см. Образование Государственного совета 1810 г.). Один вариант реформы был составлен помощником начальника гл. управления местного хозяйства МВД С.Е.Крыжановским. Он стремился "поставить Государственный совет так, чтобы личный состав его помимо служебного опыта и познаний имел и общественный вес в стране, а не казался бы Государственной думе одним лишь советом чиновников, постановляющим свои заключения по указаниям высшего начальства". По мысли Крыжановского верхняя палата должна состоять из, во-первых, наследственных членов из числа старших представителей аристократических родов, отличившихся, по мнению императора, на государственной или общественной службы, во вторых, пожизненных членов, назначенных монархом из числа лиц, "заявивших себя особыми трудами и познаниями в области государственного управления, общественной, научной, промышленной или торговой деятельности", в третьих, из выборных членов (1/2 общего состава палаты) от дворянских обществ и крупнейших землевладельцев "коренных русских губерний", торгово-промышленных организаций, столичных университетов, Синода или особого Духовного собора. По словам Крыжановского, Совет с предлагаемым им составом " будет прочной общественной силой, на которую правительство всегда может опереться, и которое будет иметь обширное влияние на местах и найдет существенную поддержку образу своих мыслей и суждений в широких общественных кругах".

Более умеренный вариант реформы был подготовлен в государственной канцелярии под руководством председателя Государственного совета гр. Д.М.Сольского. Он предусматривал выборы половины членов палаты на 10 лет губернскими избирательными собраниями по выборам в Думу (из крупнейших землевладельцев), Академией наук и ун-тами, всероссийским съездом представителей биржевой торговли и сельского хозяйства, Святейшим синодом и высшими органами инославных исповеданий. Назначаемую часть палаты реформировать не предполагалось.

В октябре 1905 г. под руководством Сольского эти проекты были сведены воедино. При этом за основу был взят проект государственной канцелярии. Из текста Крыжановского было заимствовано увеличенное представительство православного духовенства, но предложенные им гарантии независимости членов по назначению в виде наследственности и пожизненности их должностей приняты не были. В связи с изданием манифеста 17.10.1905 г. проект в ноябре 1905 - январе 1906 был пересмотрен Совещанием для разработки необходимых в действующем Учреждении Гос. совета изменений во главе с Сольским, включавшим министров и видных членов Совета (с участием Крыжановского). Оно повысило возрастной ценз для выборных членов с 35 до 40 лет, установило выборы членов Совета от территорий земствами и съездами крупных землевладельцев. По предложению петербургского и московского предводителей дворянства гр. В.В. Гудовича и кн. П.Н. Трубецкого было введено представительство поместного дворянства (имевшееся у Крыжановского, но не включенное в октябрьский проект). Было исключено представительство инославного духовенства и установлено деление членов по назначению на присутствующих и не присутствующих.

В связи с предоставлением Гос. думе законодательных прав Совещание решило поставить в аналогичное положение и Гос. совет. Из его ведения были изъяты все судебные и административные (кроме утверждения контингента новобранцев), а также некоторые категории финансовых и законодательных дел, которые было решено не вносить в Думу. По аналогии с ней Совет получил более определенное право законодательной инициативы и некоторые контрольные полномочия.

Наибольшие споры вызвал вопрос о соотношении законодательных прав Думы и Совета. Несколько министров (главноуправляющий землеустройством и земледелием Н.Н. Кутлер, обер-прокурор Святейшего синода кн. Алексей Д. Оболенский) предлагали предоставить верхней палате лишь право отлагательного вето, установив, что законопроекты, отклоненные Советом, но вновь одобренные Думой 2/3 голосов, представляются для утверждения императору. Пред. Совета министров гр. С.Ю. Витте колебался. Все остальные сановники решительно настаивали на равноправии палат и абсолютном вето Гос. совета. На II Царскосельском совещании (февраль 1906) проект был окончательно одобрен с рядом частных поправок. По вопросу о вето верхней палаты Николай II согласился с большинством. 20.2.1906 был издан о переустройстве учреждений Государственного совета.

Затем в государственной канцелярии под руководством государственного секретаря бар. Ю.А. Икскуля фон Гиндельбандта был подготовлен проект нового Учреждения Государственного совета, которое объединяло указ 20.2, некоторые постановления готовящегося указа 23.4.1906 об упразднении Комитета министров и сохранявшие силу положения Учреждения дореформенного Совета. Этот документ был одобрен совещанием гр. Сольского и утвержден императорским указом 24.4.1906 г. Этот закон действовал до 1917 г. и предлагается вниманию читателей.

Реформа Государственного совета не вызвала возражений лишь в консервативных кругах. Его равноправие с Думой и право абсолютного вето вызвало негативное отношение даже либералов, подавляющее большинство которых выступало за двухпалатную систему.

Члены реформированного Государственного совета по назначению продолжали, за единичными исключениями, представлять высшую бюрократию и видели в императоре и, отчасти, правительстве начальство. Между тем именно они играли в Совете руководящую роль, т.к.были образованнее, компетентнее и сплоченнее своих выборных коллег, принадлежащих к разным регионам и общественным слоям, иногда с недоверием относившихся друг к другу и часто занятых делами вне верхней палаты.

Поэтому Государственный совет в основном играл роль арбитра в столкновениях правительства и Думы, в значительном большинстве случаев поддерживая первое и смягчая радикальность думских реформ. Однако определение направления законодательства оставалось за Думой.

Введение.

1. Государственный совет составляет государственное установление, в коем обсуждаются законодательные предположения, восходящие к верховной самодержавной власти по силе Основных государственных законов и в порядке, установленном в сём Учреждении и в Учреждении Государственной думы. В Государственном совете образуются также департаменты и особые присутствия для рассмотрения дел, к ведению оных отнесённых.

2. Государственный совет образуется из членов по высочайшему назначению и членов по выборам.

3. Председатель и вице-председатель Государственного совета назначаются ежегодно высочайшей властью из числа членов Совета по назначению. Вице-председатель Совета в случае отсутствия председателя исполняет обязанности последнего, в остальное же время участвует в собраниях Совета на правах его члена.

4. Каждый из членов при вступлении в Государственный совет подписывает присягу по форме, при сём приложенной.

5. Государственный совет в делах, ему предлагаемых, пользуется всей свободой мнений.

6. В Государственный совет воспрещается являться депутациям, а также представлять словесные или письменные заявления и просьбы.

7. Председатель Государственного совета ежегодно повергает на высочайшее воззрение всеподданнейший отчёт о деятельности Совета за каждую истекшую сессию.

8. Для производства дел по Государственному совету состоит государственная канцелярия.

Раздел первый. О Государственном совете.

Глава первая. О членах Государственного совета.

9. Общее число членов Государственного совета, призываемых высочайшей властью к присутствованию в Совете из среды его членов по высочайшему назначению, не должно превышать общего числа членов Совета по выборам . Состав присутствующих в Совете членов по высочайшему назначению может быть пополняем из числа сих членов как не присутствующих в Совете, так и вновь назначаемых. Члены по высочайшему назначению увольняются только по их о том просьбам.

10. Состав членов Совета по выборам может быть заменён новым составом до истечения срока полномочий сих членов (ст. 18) по указу императорского величества, коим назначаются и новые выборы членов Совета .

11. Состав присутствующих в Совете членов по высочайшему назначению, а также членов по выборам ежегодно публикуется во всеобщее сведение .

12. Члены Государственного совета по выборам избираются: 1) от духовенства православной российской церкви, 2) от губернских земских собраний, 3) от дворянских обществ, 4) от императорской Академии наук и императорских российских университетов, 5) от Совета торговли и мануфактур, московского его отделения, местных комитетов торговли и мануфактур, биржевых комитетов и купеческих управ.

Примечание: Правила о выборах членов Государственного совета от губернских земских собраний в губерниях, в коих введены земские учреждения на основании Высочайше утверждённого 12 июня 1890 года Положения, а также правила о производстве выборов членов Государственного совета от землевладельцев в губерниях: Астраханской, Виленской, Витебской, Волынской, Гродненской, Киевской, Ковенской, Курляндской, Лифляндской, Минской, Могилёвской, Оренбургской, Подольской, Ставропольской и Эстляндской , в области войска Донского и в губерниях царства Польского при сём приложены.

13. От духовенства православной российской церкви избираются Святейшим синодом в порядке, им с высочайшего утверждения определяемом, шесть членов Государственного совета: трое из монашествующего православного духовенства и трое из белого православного духовенства .

14. Каждое губернское земское собрание избирает по одному члену Государственного совета .

15. Дворянские общества в губерниях и областях, в которых производятся дворянские выборы , избирают из своей среды каждое по два выборщика. Съезд сих выборщиков собирается в С.-Петербурге и выбирает из своей среды восемнадцать членов Государственного совета.

16. Императорская Академия наук и каждый императорский российский университет избирают по три выборщика: Академия в полном академическом собрании избирает их из числа ординарных академиков, а совет каждого университета – из числа ординарных его профессоров. Съезд сих выборщиков собирается в С.-Петербурге и выбирает из своей среды шесть членов Государственного совета.

17. Совет торговли и мануфактур избирает четырёх выборщиков, в том числе двух от торговли и двух от промышленности. Московское отделение сего Совета , а также иваново-вознесенский, костромской и лодзинский комитеты торговли и мануфактур – по два выборщика от промышленности, прочие комитеты торговли и машуфактур – по одному выборщику от промышленности; биржевые комитеты: с.-петербургский и московский (общих бирж) – по четыре выборщиков, в том числе по два от промышленности и по два от торговли, варшавский, одесский, киевский, нижегородский, рижский, ростовский-на-Дону, харьковский (общей биржи), самарский, саратовский, лодзинский, либавский, екатеринбургский, пермский, томский и омский – по два выборщика, в том числе по одному от промышленности и по одному от торговли, комитет Харьковской каменноугольной биржи – одного выборщика от промышленности, все же прочие биржевые комитеты, а также купеческие управы – по одному выборщику от торговли. Съезд сих выборщиков собирается в С.-Петербурге и избирает из своей среды двенадцать членов Государственного совета, в том числе шесть от промышленности и шесть от торговли .

18. Члены Государственного совета по выборам избираются сроком на 9 лет с тем, чтобы каждые три года одна треть каждого разряда сих членов выбывала в очередном порядке. В тех случаях, когда число членов данного разряда не делится на три, превышающее делимое на три число членов выбывает в составе последней трети. Взамен выбывающей к истечению трёхлетнего срока трети членов Совета избирается подлежащими установлениями такое же число членов Совета соответствующих выбывающим разрядов. Выбывающие в очередном порядке члены Совета могут быть вновь избираемы.

Примечание: В первые по издании указа 20 февраля 1906 года (собр. узак., 198) выборы в члены Государственного совета избирается полное число членов Совета с тем, чтобы по истечении первого трёхлетия со дня выборов одна треть каждого разряда первоначального состава членов, а по истечении второго трёхлетия другая треть каждого разряда того же состава членов выбывала по жребию с соблюдением при том правил, постановленных в сей (18) статье .

19. Избрание членов Государственного совета производится подлежащими съездами (ст. 15-17) под председательством выбранных ими из своей среды лиц.

20. Не могут быть избираемы в члены Государственного совета: 1) лица, не достигшие сорокалетнего возраста, 2) не окончившие курс хотя бы в средних учебных заведениях или не выдержавшие соответствующего испытания, 3) иностранные подданные и 4) указанные в пункте 1 статьи 6 и в статьях 7 и 8 Положения о выборах в Государственную думу лица, не участвующие в выборах в Думу .

21. Выборы производятся закрытой подачей голосов посредством баллотировки шарами или посредством записок. Избранными считаются получившие больше половины голосов избирателей в порядке большинства голосов; в случае же их равенства избрание определяется по жребию. Если число получивших более половины голосов не достигнет подлежащего избранию числа выборщиков или членов Государственного совета, то на следующий день проводятся дополнительные выборы недостающего числа выборщиков или членов Совета. В случае безуспешности этих дополнительных выборов на третий день производятся окончательные выборы недостающего числа выборщиков или членов Совета, причём избранными считаются получившие относительное большинство голосов.

22. Жалобы на неправильность производства выборов в члены Государственного совета приносятся на имя Совета. Жалобы эти подаются в трёхдневный срок со дня закрытия избирательного собрания или съезда его председателю и препровождаются им с его объяснениями в Совет в недельный срок со дня получения жалобы.

23. В случае отмены всего выборного производства Государственным советом производятся подлежащими установлениями новые выборы. В случае же отмены выборов по отношению к отдельным членам Совета на место их вступают в порядке старшинства избирательных баллов те из следующих за ними лиц, которые получили при выборах большинство голосов. Если таких лиц не окажется, то производятся подлежащим избирательным собранием или съездом новые выборы.

24. В случае выбытия из состава Государственного совета члена по выборам, если до окончания срока, на который он был избран в Совет, остается более года, выбывшего члена, на остающийся его срок полномочий заменяет в порядке старшинства избирательных баллов следующее за ним лицо, получившее при выборах большинство голосов. Если такого лица не окажется, то производятся подлежащим избирательным собранием или съездом новые выборы.

25. Разъяснение сомнений по применению постановлений сего Учреждения относительно выборов в члены Государственного совета принадлежит Правительствующему сенату, причём дела сии разрешаются в первом его департаменте порядком, указанным в ст. 21 Положения о выборах в Государственную думу.

26. Члены Государственного совета по выборам не обязаны отчетом перед своими избирателями и в отношении свободы суждений и мнений по делам, подлежащим ведению Совета, подчиняются соответствующим правилам, постановленным для членов Государственной думы.

27. Члены Государственного совета по выборам в отношении лишения или ограничения личной их свободы и временного устранения от участия в собраниях Совета, равно как условий и порядка отказа от звания члена Совета, сложения сего звания и выбытия из состава Совета в случаях, указанных в статье 17, пунктах 1 и 2 статьи 18 и статье 19 Учреждения Государственной думы, подчиняются соответствующим правилам, постановленным для членов Государственной думы.

28. Членам Государственного совета по выборам в течение его сессии производится суточное из казны довольствие в размере двадцати пяти рублей в день каждому. Сверх того означенным членам Совета возмещаются из казны раз в год путевые издержки из расчёта 5 копеек на версту от места их жительства до С.-Петербурга и обратно. Упомянутые члены Совета, если они занимают другие должности, коим присвоено содержание, получают его лишь в случае отказа от суточного довольствия.

Глава вторая. О порядке производства дел в Государственном совете.

29. Законопроекты поступают в Государственный совет из Государственной думы (Учр. Гос. думы, ст. 49). Законопроекты, предначертанные по почину Государственного совета, вносятся в совет либо министрами и главноуправляющими отдельным частями, либо комиссиями, образованными из членов Государственного совета (ст. 56 сего Учр.).

30. Продолжительность ежегодных занятий Государственного совета и сроки перерывов в течение года определяются указами императорского величества .

31. Для законного состава заседаний Государственного совета требуется присутствие не менее одной трети общего числа данного состава членов Совета без различия членов по высочайшему назначению либо по выборам.

32. От Государственного совета зависит предначертанные по его почину или же переданные из Государственной думы и ею одобренные законопроекты обращать для предварительного соображения в особые, образуемые Советом из своей среды комиссии .

33. Заседания Государственного совета, а также образуемых Советом комиссий назначаются, открываются и закрываются председателями.

34. Суждения Государственного совета по делу прекращаются, если оно постановлением Совета признано достаточно выясненным .

35. В собраниях Государственного совета могут присутствовать министры и главноуправляющие отдельными частями, но участвовать в голосовании они имеют право только в том случае, если состоят членами Совета.

36. Государственный совет может обращаться к министрами и главноуправляющими отдельными частями за разъяснениями, непосредственно касающимися рассматриваемых им дел. Министры и главноуправляющие имеют право отказаться от сообщения Совету разъяснений по таким предметам, кои по соображениям государственного порядка не подлежат оглашению. Равным образом министры и главноуправляющие должны быть выслушаны в собрании Государственного совета каждый раз, когда они о том заявят.

37. Разъяснения сообщаются в указанном предшедшей (36) статьей порядке министрами и главноуправляющими отдельными частями как лично, так и через их товарищей или начальников отдельных частей центрального управления. Сведения же по специальным предметам могут быть предъявляемы ими при содействии других должностных лиц, заведующих делами по означенным предметам.

38. В заседания образуемых Государственным советом комиссий ни посторонние лица, ни представители печати не допускаются.

39. Председателю Государственного совета предоставляется разрешать присутствие в заседаниях общего его собрания, кроме заседаний закрытых, посторонним лицам в числе, не превышающем количества отведенных для них мест с соблюдением установленных правил . От председателя Совета зависит разрешать с соблюдением тех же правил присутствовать в заседаниях общего его собрания, кроме заседаний закрытых, представителям выходящих в свет изданий повременной печати в числе, не превышающем количества отведённых для них мест, но не более одного от отдельного издания. В заседаниях общего собрания Государственного совета, кроме заседаний закрытых, имеют право присутствовать члены Государственной думы, сенаторы и особы дипломатического корпуса. В случае нарушения лицами, допущенными в заседание, правильности его хода, они удаляются из заседания по распоряжению председателя Совета.

40. Закрытые заседания общего собрания Государственного совета назначаются по постановлению общего его собрания или по распоряжению председателя Совета. По распоряжению председателя Совета закрытые заседания общего его собрания назначаются и в том случае, когда министр или главноуправляющий отдельной частью, предметов ведомства коих касается дело, подлежащее рассмотрению Совета, заявит, что оно по соображениям государственного порядка не должно подлежать оглашению.

41. Отчеты о всех заседаниях общего собрания Государственного совета составляются присяжными стенографами и по одобрении председателем Совета допускаются к оглашению в печати, кроме отчетов о закрытых заседаниях.

42. Из отчета о закрытом заседании общего собрания Государственного совета могут подлежать оглашению в печати те части, опубликование которых сочтёт возможным либо председатель Совета, если заседание было объявлено закрытым по постановлению Совета или по распоряжению его председателя, либо министр или главноуправляющий отдельной частью, если заседание было объявлено закрытым вследствие их о том заявления.

43. Государственный совет может возбуждать предположения об отмене или изменении действующих и издании новых законов (ст. 54-56), за исключением Основных государственных законов.

44. Государственный совет может обращаться к министрам и главноуправляющим отдельными частями, подчинённым по закону Правительствующему сенату, с запросами по поводу таких последовавших с их стороны или подведомственных им лиц и установлений действий, кои представляются незакономерными (ст. 57-59).

45.Законопроект, предначертанный по почину Государственного совета, может быть взят обратно внёсшим его министром или главноуправляющим отдельной частью не иначе, как с согласия на то Совета. Законопроект, предначертанный по почину Государственной думы и по ее одобрении поступивший в Совет, не может быть взят обратно министром или главноуправляющим, внёсшим такой законопроект в Думу.

46. Постановлением Государственного совета по рассмотренным им делам почитается мнение, принятое в общем его собрании большинством голосов. В случае разделения голосов поровну производится новое голосование. Если и затем не получится большинства голосов, то голос председателя Совета даёт перевес. Постановление Совета об отмене выборов в члены Совета по неправильности сих выборов получает силу в том случае, если принято большинством двух третей наличных членов Совета.

47. Законопроекты, поступившие в Государственную думу и ею одобренные, передаются в Государственный совет. Законопроекты, предначертанные по почину Государственного совета и им одобренные, поступают в Государственную думу.

48. Законопроекты, не принятые Государственным советом или Государственной думой, признаются отклонёнными.

49. В тех случаях, когда Государственный совет, не отклоняя одобренного Государственной думой законопроекта, признает необходимым внести в него изменения, дело для нового его рассмотрения может быть по постановлению Совета либо возвращено в Думу, либо передано в особую комиссию, образуемую из равного числа членов от Государственного совета и Государственной думы, по выбору Совета и Думы, по принадлежности. В комиссии председательствует один из ее членов по выбору самой комиссии. Из комиссии дело с её заключением вносится в Государственную думу и получает дальнейшее движение в установленном порядке .

50. Законопроекты, поступившие в Государственную думу и одобренные как ею, так и Государственным советом, равно как законопроекты, предначертанные по почину Государственного совета и одобренные как им, так и Государственной думой, представляются императорскому величеству.

51. Законопроекты, предначертанные по почину Государственного совета или Государственной думы и не удостоившиеся высочайшего утверждения, не могут быть внесены на законодательное рассмотрение в течение той же сессии. Законопроекты, предначертанные по почину Государственного совета или Государственной думы и отклонённые одним из сих установлений, могут быть вносимы на законодательное рассмотрение в течение той же сессии, если последует высочайшее на то повеление.

52. В том случае, когда заседание Государственного совета не состоится по неприбытию положенного числа его членов (ст. 31), подлежащее рассмотрению дело, если оно признается внесшим его министром или главноуправлящим отдельной частью неотложным, назначается к новому слушанию не позднее двух после несостоявшегося заседания недель. При таком слушании дело рассматривается, каково бы ни было число прибывших в заседание членов Совета.

53. Проекты государственной росписи доходов и расходов рассматриваются Государственным советом с соблюдением Правил о порядке рассмотрения государственной росписи доходов и расходов, а равно о производстве из казны расходов, росписью не предусмотренных .

54. Об отмене или изменении действующего или издании нового закона члены Государственного совета подают письменное заявление председателю Государственного совета. К заявлению об изменении действующего или издании нового закона должен быть приложен проект основных положений предлагаемого изменения в законе с объяснительной к проекту запиской. Если заявление это подписано не менее чем тридцатью членами, то председатель вносит его на рассмотрение Государственного совета.

55. О дне слушания в Государственном совете заявления об отмене или изменении действующего или издании нового закона извещаются министры и главноуправляющие отдельными частями, к предметам ведомства которых заявление относится, с сообщением им копий с заявления и относящихся к нему приложений не позднее как за месяц до дня слушания.

56. Если Государственный совет разделяет изложенные в заявлении соображения о желательности отмены или изменения действующего или издания нового закона, то соответствующий законопроект вырабатывается и вносится в Государственный совет подлежащим министром либо главноуправляющим отдельной частью. В случае отказа министра или главноуправляющего от составления такого проекта Государственным советом может быть образована для его выработки комиссия из своей среды .

57. О сообщении сведений и разъяснений по поводу таких последовавших со стороны министров и главноуправляющих отдельными частями, а равно подведомственных им лиц и установлений, действий, кои представляются незакономерными, члены Государственного совета подают письменное заявление председателю Государственного совета. Если заявление подписано не менее чем тридцатью членами, то председатель вносит его на обсуждение Государственного совета.

58. Принятое большинством членов Государственного совета заявление (ст. 57) сообщается подлежащему министру или главноуправляещему отдельной частью, которые не далее одного месяца со дня передачи им заявления либо сообщают Государственному совету надлежащие сведения и разъяснения, либо извещают Совет о причинах, по коим они лишены возможности сообщить требуемые сведения и разъяснения.

59. Если Государственный совет большинством двух третей членов не признает возможным удовлетвориться сообщением министра или главноуправляющего отдельной частью (ст. 58), то дело представляется председателем Государственного совета на высочайшее благовоззрение .

60. Подробности внутреннего распорядка в Государственном совете определяются Наказом, издаваемым Советом. Наказ сей публикуется во всеобщее сведение чрез Правительствующий сенат .

61. Правила о допущении в заседания Государственного совета посторонних лиц и об охранении в помещениях Совета должного порядка составляются по соглашению председателя Государственного совета с председателем Совета министров и утверждаются высочайшей властью.

Глава третья. О порядке представления законопроектов на высочайшее утверждение.

62. Законопроекты, одобренные Государственным советом и Государственной думой, представляются императорскому величеству председателем Государственного совета.

63. О законопроектах, не удостоившихся высочайшего утверждения, сообщается государственным секретарем по принадлежности.

64. Законоположения издаются за собственноручной подписью или утверждением императорского величества с изъяснением в них, что они последовали с одобрения Государственного совета и Государственной думы. Собственноручное утверждение отдельных законоположений выражается словами: «Быть по сему».

65. Законоположения скрепляются государственным секретарем с указанием места и времени их утверждения.

Раздел второй. О департаментах и особых присутствиях в Государственном совете

Глава первая. О департаментах

66. В составе Государственного совета состоят два департамента: первый и второй.

67. Департаменты образуются из председателей и членов, ежегодно назначаемых в оные высочайшей властью из числа членов Государственного совета по высочайшему назначению. Должность председателя департамента в случае его болезни или отсутствия, когда не будет к тому назначен его императорским величеством иной член Государственного совета, замещает старший в чине из наличных членов департамента.

68. Ведению первого департамента подлежат:

1. дела об учреждении заповедных имений;

2. дела об утверждении в почётных достоинствах (княжеском, графском и баронском) и о передаче дворянами фамилий, гербов и титулов;

3. дела, из общих собраний Правительствующего сената на основании Учреждения оного поступающие ;

4. дела об ответственности за преступные деяния, совершённые членами Государственного совета и членами Государственной думы при исполнении или по поводу исполнения обязанностей, лежащих на них по сим званиям, а также об ответственности за нарушение долга службы председателя Совета министров, министров, главноуправляющих отдельными частями, наместников и генерал-губернаторов и о предании суду за преступления должности прочих высших чинов, занимающих должности первых трёх классов;

5. дела об употреблении имуществ и капиталов, пожертвованных для определённой надобности казне, земству, городу или какому-либо обществу, учреждению и т.п., если употребление сих имуществ или капиталов сообразно указанному жертвователем назначению сделается по изменившимся обстоятельствам невозможным (зак. гражд., ст. 986).

69. Ведению второго департамента подлежат:

1. кассовый отчет министра финансов;

2. годовые отчеты Государственного банка и государственных сберегательных касс;

3. годовые отчеты государственных Дворянского земельного и Крестьянского поземельного банков;

4. отчеты С.-Петербургской и Московской ссудных казн при разногласиях между министром финансов и государственным контролером;

5. годовой отчет по операции выдачи ссуд на сельскохозяйственные улучшения;

6. дела о разрешении постройки частных железных дорог, если не требуется ассигнования средств из казны, а равно дела об устройстве подъездных путей в тех случаях, когда для сего требуется высочайшее разрешение (Пол. подъезд. пут., ст. 22, п. 1) ;

7. дела об избрании способов удовлетворения правительства по его претензиям к железным дорогам, принятым в казённое управление от несостоятельных обществ (Уст. железн. дор., изд. 1886 г., ст. 143);

8. дела об образовании и отводе, а равно продаже участков казённой земли в случаях, указанных в статьях 112 и 115 приложения к статье 28 и в статье 7 приложения к статье 29 Устава сельского хозяйства (изд. 1903 г.);

9. дела о предоставлении в случае, указанном в статье 14 приложения к статье 28 Устава сельского хозяйства (изд. 1903 г.), в потомственное пользование свободных казённых участков и прочие дела об отводе в пользование участков казённой земли.

70. Ведению департаментов, кроме дел, указанных в статьях 68 и 69, подлежат также дела на основании особых узаконений, равно как по особенным высочайшим повелениям вносимые. Дела сии распределяются между департаментами по постановлению соединённого присутствия департаментов.

71. Собрания департаментов прерываются на летние месяцы. Продолжительность вакантного в департаментах времени определяется особыми на каждый год высочайшими повелениями, объявляемыми председателем Государственного совета.

72. Дела в департаменты поступают от министров и главноуправляющих отдельными частями.

73. Заседания департаментов, назначаются, открываются и закрываются их председателями.

74. В департаментах могут принимать участие по приглашению председателя также и члены, к составу департамента не принадлежащие. В департамент председателем оного могут быть приглашаемы без права голоса лица, от коих по свойству дела можно ожидать полезных объяснений. Министры и главноуправляющие отдельными частями относительно приглашения в департаменты лиц, могущих принести пользу своими объяснениями, сносятся с председателем подлежащего департамента.

75. Министры и главноуправляющие отдельными частями не обязаны присутствовать по делам их в департаментах, но могут, когда признают нужным, представлять объяснения свои департаментам лично или чрез товарищей, или начальников отдельных частей центрального управления. Равным образом департаменты, когда признают нужным, могут чрез своих председателей приглашать министров и главноуправляющих в свои собрания.

76. В заседания департаментов Государственного совета ни посторонние лица, ни представители печати не допускаются.

77. Когда первый департамент Государственного совета усмотрит, что в деле, из Сената поступившем, есть такие документы, кои не были Сенатом достаточно уважены и рассмотрены или вовсе не были в виду оного при решении дела, то департамент может обратить дело в Сенат к новому рассмотрению и решению.

78. Внесенное министром или главноуправляющим отдельной частью дело, не заслушанное в департаменте, возвращается им в случае заявленного им желания. Дело, заслушанное в департаменте, возвращается министру либо главноуправляющему отдельной частью по их желанию с разрешения департамента.

79. Дела в департаментах решаются по большинству голосов.

80. Министры и главноуправляющие отдельными частями имеют право участвовать в голосовании только в том случае, если состоят членами Государственного совета.

81. По каждому выслушанному в департаменте делу составляется отдельный журнал, который подписывается председателем и членами.

82. Положения департаментов представляются в мемориях непосредственно на высочайшее благоусмотрение.

83. Мемории департаментов подписываются председателями подлежащих департаментов и скрепляются государственным секретарём.

84. Исполнение по делам департаментов совершается либо именными указами, либо объявляемыми председателями департаментов высочайшими повелениями.

85. Непосредственно в департаментах без представления на высочайшее усмотрение оканчиваются: 1) дела, вносимые в департамент лишь для сведения его; 2) дела, по коим представление министра или главноуправляющего отдельной частью по соглашению с ним ему возвращается; 3) дела, которым дается лишь законное направление, когда направление это, по свойству его, не требует высочайшего разрешения.

86. Дела об ответственности и о предании суду поименованных в пункте 4 статьи 68 лиц производятся порядком, указанном в нижеследующих (87-95) статьях.

87. Донесения и жалобы, содержащие обвинения в преступных деяниях, указанных в пункте 4 статьи 68, представляются на высочайшее усмотрение.

88. Удостоенные высочайшего уважения донесения и жалобы обращаются в первый департамент Государственного совета .

89. Департамент сообщает привлекаемым к ответственности лицам как о предметах обвинения, так и об имеющихся доказательствах и требует от них объяснений.

90. По рассмотрении представленных объяснений и собрании сведений, какие для разъяснения дела окажутся необходимыми, департамент полагает заключение о дальнейшем направлении дела.

91. Когда по обстоятельствам дела окажется нужным предварительное следствие, производство такого возлагается на одного из сенаторов кассационных департаментов по высочайшему назначению, а прокурорские по сему следствию обязанности исполняются обер-прокурором уголовного кассационного департамента.

92. Оконченное следствие вносится при заключении обер-прокурора уголовного кассационного департамента о дальнейшем направлении дела в первый департамент Государственного совета, который постановляет о прекращении начатого преследования, или о наложении на привлеченного к ответственности взыскания без суда, или о предании обвиняемого суду. В отношении членов Государственного совета и Государственной думы департамент постановляет или о прекращении начатого преследования или о предании обвиняемого суду.

93. Состоявшееся в департаменте (ст. 90 и 92) постановление о прекращении дела, предании суду или наложении взыскания без суда представляется на высочайшее усмотрение .

94. Постановление департамента о производстве предварительного следствия (ст. 90 и 91) обращается к исполнению без испрошения высочайшего утверждения.

95. Удостоенное высочайшего утверждения представление департамента о предании суду члена Государственного совета, члена Государственной думы, председателя Совета министров, министра, главноуправляющего отдельной частью, наместника или генерал-губернатора служит основанием обвинительного акта, который составляется обер-прокурором уголовного кассационного департамента и вносится им в Верховный уголовный суд.

Глава вторая. Об особом присутствии по делам о принудительном отчуждении недвижимых имуществ и вознаграждении их владельцев.

96. Особое присутствие по делам о принудительном отчуждении недвижимых имуществ и вознаграждении их владельцев состоит из назначаемых высочайшей властью четырёх членов Государственного совета по высочайшему назначению с возложением на одного из них во высочайшему усмотрению обязанностей председателя.

97. Рассмотрению присутствия подлежат дела о принудительном отчуждении недвижимых имуществ, временном их занятии и установлении права участия в пользовании ими для государственной или общественной пользы, а также дела о вознаграждении частных лиц за имущества, отчуждаемые или временно занимаемые для государственной или общественной пользы.

98. На особое присутствие распространяются правила, постановленные в главе первой сего раздела в отношении департаментов Государственного совета.

Глава третья. Об особом присутствии для предварительного рассмотрения всеподданнейших жалоб на определения департаментов Правительствующего сената.

99. Особое присутствие для предварительного рассмотрения всеподданнейших жалоб на определения департаментов Правительствующего сената состоит из председателя и четырех членов, назначаемых высочайшей властью из числа членов Государственного совета по высочайшему назначению и сенаторов. Главноуправляющий канцелярией его императорского величества по принятию прошений участвует, когда признает нужным, в заседаниях присутствия.

100. Кроме указанных в предшедшей (99) статье жалоб, поступающих от главноуправляющего канцелярией его императорского величества по принятию прошений, никакие другие жалобы, прошения, объяснения, документы или иные бумаги особым присутствием ни от кого не принимаются.

101. Участвующие в деле и посторонние лица, равно как представители печати в заседания присутствия не допускаются.

102. По жалобам, принесённым по истечении 4 месяцев со времени объявления обжалованного определения или со времени приведения его в действительное исполнение, присутствие постановляет заключение об оставлении их без последствий.

103. Доклад по жалобам, принесённым с соблюдением установленного срока (ст. 102), производится устно и заключается в изложении сущности жалобы, обстоятельств дела и возникающих в деле по содержанию жалобы вопросов.

104. По докладу и обсуждению жалобы присутствие, не разрешая дело по существу, постановляет заключение о том, в какой мере изложенные в жалобе объяснения могут служить достаточным основанием (Учр. Сен., ст. 217, по Прод.; Зак. Суд. гражд., ст. 351, Зак. Суд. угол., ст. 439) к переносу дела на рассмотрение общего собрания Сената.

105. Единогласные заключения присутствия, а также последовавшие между членами разные мнения повергаются на всемилостивейшее государя императора усмотрение .

106. Высочайшие повеления, воспоследовавшие по заключениям Особого присутствия, сообщаются главноуправляющему канцелярией его императорского величества по принятию прошений для объявления лицам, принесшим жалобы.

107. Сношения присутствия со всеми местами и лицами производятся чрез председателя присутствия.

Раздел третий. О государственной канцелярии.

Глава первая. О составе и устройстве государственной канцелярии.

108. Главное управление государственной канцелярией возлагается на государственного секретаря. Труды государственного секретаря разделяет товарищ государственного секретаря, состоя на правах товарища министра.

109. Государственному секретарю принадлежит высшее заведование Государственной типографией, библиотекой Государственного совета и зданиями Мариинского дворца, архива Государственного совета и отдельного дома государственной канцелярии.

110. На государственную канцелярию сверх обязанностей по делопроизводству в Государственном совете, равно как в департаментах и особых присутствиях, возлагается также разработка и издание Свода законов и местных узаконений Российской империи и Полного собрания законов.

111. В составе государственной канцелярии образуются отделения, управляемые статс-секретарями или, по распоряжению государственного секретаря, помощниками статс-секретарей на правах статс-секретарей. Должностные лица государственной канцелярии: помощники статс-секретарей, делопроизводители, экспедиторы и другие чины распределяются по отделениям государственным секретарем.

112. При государственной канцелярии состоят пристав Государственного совета с помощниками и присяжные стенографы.

113. Классы должностей, оклады содержания и разряды пенсий чинов государственной канцелярии определяются штатом. Пристав Государственного совета приравнивается по служебным преимуществам к помощникам статс-секретарей, а помощники пристава – к старшим делопроизводителям.

114. Государственному секретарю предоставляется: 1) определять число делопроизводителей и других назначаемых им на должности чинов государственной канцелярии, а также чинов управления Государственной типографии, не выходя за пределы сумм, ассигнуемых по штатам каждого из сих установлений; 2)определять оклады содержания присяжным стенографам, не выходя из пределов общей суммы, ассигнуемой на сей предмет; 3)распределять дела по отделениям канцелярии; 4) определять порядок делопроизводства по канцелярии и обязанности её чинов, равно как порядок присутствования их в заседаниях.

115.Государственный секретарь, товарищ государственного секретаря, статс-секретари, помощники статс-секретарей и начальник Государственной типографии определяются и увольняются указами Государственному совету за собственноручным высочайшим подписанием. Определение и увольнение всех прочих чинов государственной канцелярии и Государственной типографии зависит от государственного секретаря.

116.Чинам государственной канцелярии воспрещается разглашать сведения, которые стали им известны по служебному их положению, если сведения эти оглашению не подлежат.

117.Архив предназначается для хранения дел Государственного совета, а также и других дел по особым высочайшим повелениям.

118.Государственная типография управляется на основании особого о ней Положения. Относительно управления хозяйственной частью зданий Мариинского дворца, архива Государственного совета, отдельного дома государственной канцелярии, а также Государственной типографии изданы особые правила.

Глава вторая. О порядке издания Свода законов и местных узаконений и Полного собрания законов Российской империи.

119.Свод законов и местных узаконений, а также продолжения к Своду (ст. 124) и Полное собрание составляются по распоряжениям государственного секретаря на основании особо установленных правил.

120.По предметам, относящимся до издания Свода и Полного собрания законов и подлежащим непосредственному государя императора разрешению государственный секретарь испрашивает повелений его императорского величества всеподданнейшими докладами.

121.В тех случаях, когда при изготовлении нового издания Свода законов или при внесении в него новых узаконений встретятся вопросы, которые не могут быть разрешены порядком кодификационным, а также когда при этом обнаружится неполнота или недостаточность действующего закона, государственный секретарь или министр, до ведомства которого предмет относится, входят с представлением о разъяснении, изменении или дополнении подлежащих статей Свода или других узаконений.

122.По всем могущим возникнуть при изготовлении нового издания Свода вопросам, по коим представиться нужным иметь в виду заключение министерств и главных управлений, государственный секретарь входит в сношение с министрами и главноуправляющими отдельными частями по принадлежности, а в случае признанной им надобности препровождает к ним на рассмотрение и самые проекты нового издания отдельных частей Свода.

123.Новые издания отдельных томов или частей Свода законов обнародываются Правительствующим сенатом установленным порядком на основании высочайших повелений, объявляемых государственным секретарем.

124.Свод законов по его издании дополняется вновь выходящими узаконениями посредством продолжений очередных и сводных, которые издаются по мере надобности и обнародываются порядком, указанным в статье 123.

Приложения.

Приложение к статье 4. Форма присяги членов Государственного совета.

«Мы, нижепоименованные, обещаем пред всемогущим Богом исполнять возложенные на нас обязанности членов Государственного совета по крайнему нашему разумению и силам, храня верность его императорскому величеству государю императору и самодержцу всероссийскому и памятуя лишь о благе и пользе России, в удостоверение чего своеручно подписуемся».

Приложение к статье 12 (прим.). Правила о выборах членов Государственного совета от губернских земских собраний, а также членов Государственного совета от землевладельцев в губерниях: Астраханской, Виленской, Витебской, Волынской, Гродненской, Киевской, Ковенской, Курляндской, Лифляндской, Минской, Могилёвской, Оренбургской, Подольской, Ставропольской и Эстляндской, в области войска Донского и в губерниях царства Польского.

1. В губерниях, в коих введены земские учреждения, на основании высочайше утверждённого 12 июня 1890 года Положения (Свод. зак., т. II, изд. 1892 г.), выборы членов Государственного совета производятся в губернских земских собраниях в составе, означенным Положением определенном, на основаниях, изложенных в статьях 2-4, 9 и 10 сего приложения.

2. Каждое губернское земское собрание выбирает по одному члену Государственного совета из числа: 1) лиц, владеющих в губернии на праве собственности или пожизненного владения, а в отношении горнозаводских дач также и на посессионном праве не менее трех лет пространством обложенной сбором на земские повинности земли, в три раза превышающим количество земли, дающее право на непосредственное участие в земских избирательных собраниях , и 2) лиц, владеющих в губернии на праве собственности или пожизненного владения, а в отношении горнозаводских дач также и на посессионном праве не менее того же трехлетнего срока пространством обложенной на земские повинности земли, дающим право на непосредственное участие в земских избирательных собраниях, если лица сии прослужили не менее двух выборных сроков в должностях губернского или уездного предводителя дворянства, председателя губернской или уездной земской управы, городского головы или почетного по выборам мирового судьи.

3. С.-Петербургскому, Московскому и Херсонскому губернским земским собраниям предоставляется выбирать по одному члену Государственного совета не только из числа указанных в предшедшей (2) статье землевладельцев, но также из лиц, владеющих в С.-Петербурге, Москве и Одессе на праве собственности или пожизненного владения не менее трёх лет недвижимым имуществом, оценённым для взимания земского сбора не ниже сорока пяти тысяч рублей, или же оценённым на том же основании не ниже пятнадцати тысяч рублей, если владелец имущества прослужил не менее двух выборных сроков в перечисленных в статье 2 сего приложения должностях.

4. Списки лиц, имеющих право быть избранными в члены Государственного совета, составляются уездными земскими управами. Списки эти по губерниям С.-Петербургской, Московской и Херсонской дополняются сведениями о лицах, упомянутых в статье 3 сего приложения, на основании сообщений городских управ С.-Петербурга, Москвы и Одессы. Составленные таким образом списки сообщаются уездными управами губернатору, по распоряжению которого публикуются в местных ведомостях не позднее как за 2 недели до выборов. В течение недели со дня опубликования списков могут быть подаваемы жалобы на их неправильность и неполноту в губернскую по делам о выборах в Государственную думу комиссию. Постановления губернской комиссии почитаются окончательными и обжалованию не подлежат.

5. Впредь до открытия земских учреждениях в губерниях: Астраханской, Виленской, Витебской, Волынской, Гродненской, Киевской, Ковенской, Курляндской, Лифляндской, Минской, Могилевской, Оренбургской, Подольской, Ставропольской и Эстляндской, в области войска Донского и в губерниях царства Польского, выборы членов Государственного совета от землевладельцев сих губерний и области производятся на основаниях, изложенных в нижеследующих статьях (6-10) сего приложения.

6. В губерниях Астраханской, Виленской, Витебской, Волынской, Гродненской, Киевской, Ковенской, Курляндской, Лифляндской, Минской, Могилёвской, Оренбургской, Подольской, Ставропольской и Эстляндской, а также в области войска Донского образуются в губернских и областном городах под председательством губернского, а в области войска Донского областного предводителя дворянства, съезды лиц, имеющих в сих губерниях и области, по количеству состоящей во владении их земли (Пол. о выбор. в Гос. думу, ст. 25, п. 1 и 2), право непосредственного участия в съезде уездных землевладельцев, если притом они владеют той землей не менее трех лет, и если они не принадлежат к числу лиц, которые не допускаются к участию в выборах по основаниям, указанным в пунктах 1, 2. 3 и 6 статьи 6 и в статьях 7 и 8 Положения о выборах в Государственную думу. Каждый из сих съездов избирает по одному члену Государственного совета из числа: 1) лиц, владеющих в губернии или области на праве собственности или пожизненного владения, а в отношении горнозаводских дач также и на посессионном праве не менее указанного трехлетнего срока пространством обложенной сбором на земские повинности земли, в три раза превышающим количество земли, дающее право непосредственного участия в съездах уездных землевладельцев, и 2) лиц, владеющих в губерниях Астраханской, Курляндской, Лифляндской, Оренбургской, Ставропольской и Эстляндской, а также в области войска Донского на праве собственности или пожизненного владения, а в отношении горнозаводских дач также и на посессионном праве не менее того же трехлетнего срока пространством обложенной сбором на земские повинности земли, дающим право непосредственного участия в съездах уездных землевладельцев, если лица сии прослужили не менее двух выборных сроков в должностях губернского или уездного, а в названной области – областного или окружного предводителя дворянства, в губерниях же Лифляндской и Эстляндской и в должностях ландрата или уездного депутата.

7. В губерниях царства Польского образуются в губернских городах под председательством особых лиц, назначенных к тому высочайшей властью, съезды лиц, имеющих в сих губерниях по количеству состоящей во владении их земли (Пол. о выб. в Гос. думу, ст. 25, п. 1 и прил.) право непосредственного участия в съездах уездных землевладельцев, если притом они владеют той землей не менее трех лет, и если они не принадлежат к числу лиц, которые не допускаются к участию в выборах по основаниям, указанным в 1, 2, 3, и 6 статьи 6 и в статьях 7 и 8 Положения о выборах в Государственную думу. Каждый губернский съезд избирает по шести выборщиков из числа лиц, владеющих в губернии на праве собственности или пожизненного владения не менее указанного трёхлетнего срока пространством обложенной государственным налогом или местными сборами земли, в три раза превышающим количество земли, дающее право непосредственного участия в съездах уездных землевладельцев. Общий в городе Варшаве съезд этих выборщиков под председательством особого лица, назначенного к тому высочайшей властью, выбирает из своей среды шесть членов Государственного совета.

8. Списки лиц: 1)имеющих право участия в выборах членов Государственного совета, и 2)имеющих право быть избранными в члены Совета составляются уездными по делам о выборах в Государственную думу комиссиями. Списки эти сообщаются уездными комиссиями губернатору, а в области войска Донского войсковому наказному атаману, по распоряжению коих публикуются в местных ведомостях не позднее как за две недели до выборов. В течение недели со дня опубликования списков могут быть подаваемы жалобы на их неправильность и неполноту в губернскую или областную по делам о выборах в Государственную думу комиссию. Постановления губернской или областной комиссии почитаются окончательными и обжалованию не подлежат.

9. При исчислении упомянутого выше, в статьях 2, 3, 6 и 7 сего приложения, срока владения недвижимыми имуществами, дающего права быть избранным в члены Государственного совета, принимается в расчёт и срок владениям сим имуществом наследодателя по восходящей линии.

10. Члены Государственного совета избираются в порядке, определённом в статьях 2. 3, 6 и 7 сего приложения, сроком на три года с соблюдением правил, изложенных в статьях 20-24 сего Учреждения.

11. Виновные в преступных деяниях, совершённых при производстве выборов в порядке, определенном в сём приложении, подвергаются преследованию и наказанию на основании именного высочайшего указа 8 марта 1906 года (собр. узак., 353) .

12. По преобразовании и введении земских учреждений в местностях, перечисленных в статьях 1 и 6 сего приложения, новые выборы членов Государственного совета производятся губернскими и областными земскими собраниями не ранее, как по истечении того трехлетия, на которое действующими ныне в упомянутых местностях земскими учреждениями или образованными для выборов съездами были избраны члены Совета.

Законодательные акты переходного времени. 1904-1908 гг. М., 2010. С. 832-861

В 1810 г. был создан Государственный совет, а с 1811 г. начал действовать важный законодательный акт, определяющий основные принципы организационного устройства министерств и порядок их деятельности - «Общее учреждение министерств».

Принятие этого документа завершило министерскую реформу, начало которой относится к 1802 г.

Председателем Государственного совета был император. Общее количество членов Совета составляло от 40 до 80. В их число входили все министры и некоторые другие высшие чиновники, часть членов Совета назначалась императором по своему усмотрению.

На Государственный совет была возложена функция разработки законопроектов, утверждаемых императором. Главная за- дача Государственного совета была определена как приведение всей правовой системы страны к единообразию.

Государственный совет включал пять департаментов - дел военных, дел гражданских и духовных, законов государственной экономии. В 1831 г. к ним был добавлен еще один - департамент царства Польского. Деятельность Государственного совета

была организована в форме общих собраний и заседаний по департаментам. Все текущее делопроизводство было сосредоточено в канцелярии Государственного совета, которой руководил государственный секретарь.

Высшим судебным органом Российской империи был Сенат, однако эти его функции четко обозначились не сразу. В 1802 г. Александром I была предпринята попытка придать Сенату важные управленческие функции. Сенат был объявлен верховным учреждением империи и в соответствии с этим должен был контролировать деятельность коллегий и губернаторов, проводить ревизии деятельности местных органов власти, для чего собирал и обобщал необходимые материалы, которые затем передавал в случае необходимости компетентным органам. Кроме того, на Сенат были возложены функции конституционного суда, т. е. представлять императору данные о несоответствиях издаваемых указов существующим. Однако эта попытка оказалась неудачной, и постоянно шел процесс сужения компетенции Сената, который из высшего органа суда и надзора за правительственными учреждениями превратился в 20-е гг. XIX в. в высший судебный орган империи. Департаменты Сена- та являлись высшими апелляционными инстанциями для судов губерний.

Организационно в первой половине XIX в. Сенат представлял собой совокупность ряда полу самостоятельных учреждений - департаментов. В состав каждого департамента входили несколько сенаторов, назначаемых царем, также несколько генералов, а во главе каждого департамента стоял обер-прокурор. Число департаментов Сената к середине XIX в. увеличилось до 12.

Работа Сената характеризовалась медлительностью в принятии решений и огромным наплывом дел. В канцеляриях департаментов Сената процветали взяточничество и волокита, чиновники Сената нередко покрывали нарушения законов. Сенат постепенно превращался в своеобразную организацию для престарелых высших чиновников, и деятельность его в целом была малоэффективной. Все попытки реформировать Сенат, предпринимаемые, в частности, Сперанским, ни к чему не привели.

В отличие от Сената система центральных органов отраслевого управления претерпела в этот период значительные изменения.

  1. Категоризация. Парадигматика языка советской действительности как смыслового кода ориентированного (заряженного) языкового сознания

Государственный совет - высший законосовещательный орган Российской империи в 1810-1906 годах и верхняя палата законодательного учреждения Российской империи в 1906-1917 годах.

О создании Государственного совета было объявлено манифестом «Образование Государственного совета» императора Александра I, изданным 1 (13) января 1810 года. Предшественником Госсовета был Непременный совет, учреждённый 30 марта (11 апреля) 1801 года, который неофициально также именовался Государственным советом, поэтому дату основания последнего иногда относят к 1801 году. Образование Государственного совета было одним из элементов программы преобразования системы власти в России, разработанной М. М. Сперанским. Цели его создания были подробно раскрыты в записке Сперанского «О необходимости учреждения Государственного совета».

Членов Государственного совета назначал и увольнял император, ими могли стать любые лица, вне зависимости от сословной принадлежности, чина, возраста и образования. Абсолютное большинство в Госсовете составляли дворяне, назначение в Госсовет в большинстве случаев было фактически пожизненным. По должности в число членов входили министры. Председатель и вице-председатель Государственного совета ежегодно назначались императором. В 1812-1865 годах председатель Госсовета был одновременно и председателем Комитета министров, среди членов Госсовета всегда были представители императорской фамилии, а с 1865 по 1905 годпредседателями Госсовета были великие князья (до 1881 года - Константин Николаевич, потом - Михаил Николаевич). Если на заседании Госсовета присутствовал император, то председательство переходило к нему. В 1810 году было 35 членов Государственного совета, в 1890 году - 60 членов, а в начале XX века их число достигло 90. Всего за 1802-1906 годы в Госсовете состояло 548 членов.

Полномочия Государственного совета предусматривали рассмотрение:

новых законов или законодательных предположений, равно как и изменений в уже принятых законах;

вопросов внутреннего управления, требующих отмены, ограничения, дополнения или разъяснения прежних законов;

вопросов внутренней и внешней политики в чрезвычайных обстоятельствах;

ежегодной сметы общих государственных приходов и расходов (с 1862 г. - государственной росписи доходов и расходов);

отчетов Государственного контроля по исполнению росписи доходов и расходов (с 1836 г.);

чрезвычайных финансовых мер и пр.

Государственный совет состоял из общего собрания, Государственной канцелярии, департаментов и постоянных комиссий. Кроме того, при нём действовали различные временные особые совещания, комитеты, присутствия и комиссии.

Все дела поступали в Госсовет только через Государственную канцелярию на имя возглавлявшего её государственного секретаря. После определения, принадлежит ли данное дело ведению Госсовета, государственный секретарь распределял его в соответствующее отделение канцелярии, которое готовило его к слушанию в соответствующем департаменте Госсовета. Срочные дела по повелению императора могли сразу передаваться в общее собрание Госсовета, но обычно дело сначала проходило соответствующий департамент, а потом уже попадало в общее собрание. Согласно манифесту 1 января 1810 года через Государственный совет должны были проходить все принимаемые законы, но на деле это правило соблюдалось не всегда. Решение в департаментах и общем собрании принималось большинством голосов, но император мог утвердить и мнение меньшинства Госсовета, если оно более отвечало его взглядам. Например, Александр I из 242 дел, по которым голоса в Совете разделились, утвердил мнение большинства лишь в 159 случаях (65,7 %), причем несколько раз поддержал мнение всего лишь одного члена Госсовета.

Согласно указу от 5 (17) апреля 1812 года Госсовет на время отсутствия императора подчинял себе министерства, а указ 29 августа (10 сентября) 1801 года, определял, что в случае продолжительного отсутствия императора в столице решения большинства общего собрания Госсовета принимают силу закона. В 1832 году полномочия Совета были несколько сокращены: министры перестали передавать ему ежегодные отчеты о своей деятельности.

15 (27) апреля 1842 года был принят новый документ, определяющий деятельность Совета, заменивший собой манифест 1810 г.: «Учреждение Государственного совета», разработанное комитетом под председательством князя И. В. Васильчикова. Новое положение несколько ограничило сферу деятельности Госсовета, обозначив ряд направлений законодательной деятельности, не подлежащих рассмотрению на его заседаниях, но одновременно и расширило её за счет административных дел и вопросов судопроизводства.

В начале 19 века была предпринята реформа высшего управления. В 1801г был образован непременный совет (постоянный) в качестве совещательного органа при императоре. Состав совета назначался самим императором из числа высших чиновников. Сенат был восстановлен в правах высшего судебно-административного органа с титулом «правительствующий». В свои руки он получил высшую административную, судебную и исполнительную власть. Сенат был разделен на 9 департаментов. Святейший сенод управлялся обер-прокурором, который выбирался из числа гражданских лиц; его назначал император. Высшее духовенство вызывалось, а не собиралось на заседания сенода. Это означало полное подчинение духовной власти светской.

С 1802 – 1811гг была проведена министерская реформа. Ее целью было сделать министерство высшим органом исполнительной власти. Было создано 8 министерств: военное, морское, иностранных дел, коммерции, юстиции, внутренних дел, просвещения и финансов. Вскоре – министерство императорского двора и уделов. Каждое министерство получило единообразное устройство. Во главе был министр и его товарищ (заместитель). Министерство делилось на департаменты во главе с директором департамента. Департамент делился на отделения во главе с начальником отдела. Отделения делились на столы во главе со столоначальником.

В основе деятельности министерств лежал принцип единоначалия и и строгое подчинение низшего высшему. Министр назначался императором и был ответственен только перед ним. Министерство входило в состав сената. В январе 1810 года был создан государственный совет. Он стал связующим звеном между законодательной, судебной, исполнительной властью и монархом.

Государственный совет состоял из общего собрания 4 департаментов: законов, военных, гражданских и духовных дел, государственной экономии.

Введение

1.2 Образование и деятельность Государственного Совета как высшего законосовещательного органа Российской империи

2. Развитие государственной системы во второй половине XIX в.

2.1 Реформирование Государственного Совета

2.2 Роль Государственного Совета в системе центральных органов власти в период деятельности Государственной Думы

Заключение

Список использованной литературы

Введение

Актуальность темы исследования. Глубокие преобразования в экономической, политической, юридической сферах требуют переоценки исторического наследия России, анализа становления и развития органов государственной власти, эволюции формы правления российского государства. Особое место в истории российской государственности занимает Государственный совет Российской империи, просуществовавший с 1810 по 1917 год. Это первый в истории России периода абсолютной монархии государственный орган, который хотя бы в некоторой степени ограничивал власть монарха. Этот государственный орган являлся ключевым звеном во всей системе государственного аппарата, так как к предметам его ведения по "Образованию" 1810 г. входило рассмотрение всех важнейших государственных вопросов внутренней и внешней политики. Важнейшие государственные решения до утверждения императором проходили процедуру обсуждения в Государственном совете и оформлялись царскими манифестами.

Степень научной разработанности темы. История Государственного совета постоянно привлекала внимание отечественных исследователей, как историков, так и юристов, особенно дореволюционных. Ей были специально посвящены работы В.Г. Щеглова, где анализировалась деятельность Совета в период правления Александра I. В работе П.Н. Данилевского, посвященной истории образования Государственного совета, хронологически охватывается период времени деятельности государственных органов, начиная с Боярской думы до 1855 г.

Общая картина реформ и эволюции государственных органов в Российской империи была рассмотрена в работах других дореволюционных ученых: М.И. Богдановича, Н.К. Шильдера, А.Д. Градовского, А.Н. Пыпина, В.И. Семевского. Сочинения М.И. Богдановича, Н.К. Шильдера имеют особую ценность в связи с публикацией подлинных документальных материалов. Во всех этих трудах большое значение авторы придавали личности Александра I, рассматривая внутреннюю политику через призму его взглядов.

В процессе написания курсовой работы автор опирался на работы дореволюционных исследователей - С.Ф. Березкина, Э.Н. Берендтса, М.И. Богдановича, А.Ф. Бычкова, В.И. Вагина, А.В. Васильева, М.М. Винавера, Н.В. Голицына, Ф.М. Дмитриева, М.В. Довнара-Запольского, В.З. Завитневича, Н.В. Калачова и др.

Источниковая база курсовой работы. Деятельность Государственного совета, его роль в истории Российского государства отражена в достаточно широком круге источников. В работе широко использованы нормативно-правовые акты, опубликованные в Полном собрании законов Российской империи и в Своде законов, а также в других изданиях. Проанализировано большое количество документов и материалов, связанных с темой исследования (письма, записки, проекты, воспоминания, протоколы заседаний Непременного совета и Государственного совета), значительная часть которых опубликована.

Цель работы состоит в том, чтобы на основе историко-правового анализа выявить, роль Государственного совета в структуре государственной власти Российской империи в первой половине XIX в., определить его реальный правовой статус.

Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи :

рассмотреть реформу системы высших и центральных органов власти и обосновать необходимость создания Государственного совета;

проанализировать нормативно-правовые акты, раскрывающие правовой статус Государственного совета;

охарактеризовать структуру и порядок деятельности Государственного совета;

проследить взаимоотношения Государственного совета с императором и высшими органами государственной власти;

определить роль Государственного совета в процессе систематизации права в первой половине XIX в.

Объектом исследования является деятельность Государственного совета в истории Российского государства в первой половине XIX в., его роль в разработке, обсуждении и утверждении важнейших законопроектов рассматриваемого периода.

Предметом исследования являются нормативно-правовые акты, определяющие порядок деятельности Государственного совета, его взаимодействия с другими высшими государственными органами, а также архивные материалы, раскрывающие основные направления деятельности органа власти.

Методологическую основу исследования составили общенаучный диалектический метод познания и частнонаучные методы изучения правовых явлений: формально-логические (анализ и синтез, индукция и дедукция и др.), конкретно-исторический, системный, историко-правовой, сравнительно-правовой, технико-юридический и др.

Структура курсовой работы: введение, две главы, состоящие из четырех параграфов, заключение и список использованной литературы.

1. Развитие государственной системы в первой половине XIX в.

1.1 Центральные органы власти и управления

В первой половине XIX в. Россия по форме правления оставалась абсолютной монархией.

Кризис крепостничества, рост капиталистических отношений, усиление классовой борьбы в стране - все это заставляло царизм уделять значительное внимание укреплению государственного аппарата, приспосабливать его к новым условиям.

Во главе громадного и разветвленного государственного аппарата по-прежнему стоял император, наделенный всеми атрибутами абсолютного монарха. Юридическое и фактическое полновластие царя отнюдь не означало, что лишь он осуществлял всю деятельность по управлению государством. Царь опирался на большую армию чиновников, на обширный аппарат управления.

В этот период получил дальнейшее развитие Совет при императоре. Это был совещательный орган с узким составом членов. Он часто менял свое название. До 1801 года действовал Совет при Высочайшем дворе, затем был создан Непременный совет из 12 человек с чисто совещательными функциями. Он функционировал до создания Государственного совета.

В июне 1801 г. Сенату был направлен ряд указов, в которых повелевалось выработать на незыблемой законодательной основе систему прав и обязанностей этого органа, была сделана попытка восстановления Сената в качестве высшего органа правительственной власти. Сенату поручалось привести в порядок действующее законодательство, для чего при нем образовывалась специальная комиссия. Сенат должен был стать верховным хранителем законов. Тем самым в первых преобразованиях XIX в. наметилось стремление к "правовому государству" .

В мае 1801 г. императору был представлен проект создания особого "негласного комитета" для разработки и проведения государственных реформ. Предполагалось, после выяснения реального положения дел, реформировать механизм государственного управления, а затем придать новой государственной машине конституционную, правовую основу. Преобразования должны были коснуться как внутренней, так и внешней политики России.

Александр I намеревался издать некую Хартию или Декларацию, в которой он хотел сформулировать свою программу правления. Другой его идеей было преобразование Сената: по одному варианту, он должен был состоять из высших чиновников и представителей высшего дворянства, по другому - только из высших чиновников. О "народном представительстве" речи не шло. Предполагалось такт же издать Жалованную грамоту народу, нечто подобное английскому Habeascorpusact .

В "негласном комитете" обсуждались вопросы о предоставлении права владеть недвижимостью купцам, мещанам и государственным крестьянам, а также проблемы отмены крепостного права. В Комитете полагали, что такая отмена должна быть произведена не по произволу верховной власти, а по желанию самого дворянства. К этому его должна подтолкнуть экономическая и правовая ситуация (государство должно было выкупить у помещиков дворовых людей, предлагалось запретить продажу крепостных без земли и т.п.).

Было принято решение, что отмену крепостного права нужно рассматривать как длительный и сложный процесс, с этим нельзя торопиться.

В феврале 1802 г. императору был представлен проект о преобразовании системы центрального управления. В докладе Чарторыйского указывалось на необходимость разделения компетенции высших законодательных, исполнительных, надзорных и судебных органов. Так, предлагалось разграничить также компетенцию Сената и Непременного совета (при этом Сенату отдавались судебные и административные споры, а Совету - совещательные и законопроектные функции). Что касается ведомственного разделения, здесь предлагалось более четко разделить предметы ведения высших учреждений и усилить единоличную ответственность их глав, т.е. заменить коллегиальную власть единоличной, министерской.

В сфере суда предлагалось воспринять новые французские установления: суд делился на уголовный, гражданский и полицейский. Общей для всех судов высшей инстанцией становится Кассационный суд.

Однако реализована на практике была лишь часть проекта преобразований: в сентябре 1802 г. были учреждены первые министерства.

Таким образом, идея преобразования Сената в законодательный орган была отвергнута "негласным комитетом". Сенату отводилась роль высшего судебного и надзорного органа, непосредственно подчиненного императору. Сам император видел в Сенате тормоз его планирующимся преобразованиям и долго не соглашался передать Сенату контроль над министерствами. "Негласный комитет" прекратил свою деятельность весной 1802 г., подготовкой и проведением реформ стал заниматься Комитет министров. Несмотря на обвинения членов "негласного комитета" в радикализме и "якобинстве", результаты его трудов были скромными, ни вопрос об ограничении самодержавия, ни вопрос об отмене крепостного права решены в нем не были.

Загрузка...
Top