Мы научимся правильно писать окончания -ТСЯ И -ТЬСЯ в глаголах. Определим, в каких формах глагола употребляются эти окончания.
Тема: Правописание
Урок: Написание ТСЯ и ТЬСЯ в конце глаголов
Учится, учиться, ученица, трудится, трудиться, синица, улица, искупаться, искупаются. В конце слов слышится [ца]. В словах ученица, синица и улица читается и пишется [ца]. Перечисленные слова принадлежат к существительным. Не существует никакой трудности написать эти слова правильно, потому что в данных словах нет никакой орфограммы. Что касается написания остальных слов. Все они являются глаголами. Слышится [ца], но в конце глагола мы пишем -тся, -ться.
Разделим слова на две группы. Определим форму глаголов и зададим к ним вопросы.
Нагибаться (что делать?) неопределенная форма (инфинитив), пишем в 1 столбик.
Боится (что делает?) настоящее время, пишем во 2 столбик.
Держится (что делает?) настоящее время, пишем во 2 столбик.
Хвалится (что делает?) настоящее время, пишем во 2 столбик.
Улыбаться (что делать?) неопределенная форма (инфинитив) пишем в 1 столбик.
Рис. 1.
В глаголах 3-го лица пишется -ТСЯ, в глаголах неопределенной формы пишется -ТЬСЯ.
Есть простой способ определить, что именно нужно написать в конце глаголов -ТСЯ, -ТЬСЯ. Если в конце вопроса стоит «т», то в конце глагола будет писаться -тся. (что делается? пишется). Если в конце глагола стоит «ть», то в конце глагола будет -ться (что сделать? прогуляться).
Задание 1. Потянуться, отдохнуть, Глубоко теперь вздохнуть. Встать, умыться, Кашу съесть, Поскакать легонько, И на корточки присесть. Встать, попрыгать, посмеяться, Покружиться, покачаться, Поклониться, распрямиться И опять начать трудиться.
В каких словах, в конце слышится [ца]?
1. (что сделать?) потянуться - в вопросе мягкий знак, значит и в глаголе его пишем.
2. (что сделать?) умыться - неопределенная форма глагола, значит надо писать мягкий знак.
3. (что сделать?) посмеяться - в вопросе есть мягкий знак, значит, пишем его и в глаголе.
4. (что сделать?) покружиться - неопределенная форма глагола, значит надо писать мягкий знак.
5. (что сделать?) покачаться - в вопросе есть мягкий знак, значит, пишем его и в глаголе.
6. (что сделать?) поклониться - в вопросе есть мягкий знак, пишем его в глаголе.
7. (что сделать?) выпрямиться - неопределенная форма, пишется с мягким знаком.
8. (что делать?) трудиться - есть мягкий знак в вопросе, значит пишем его и в глаголе.
Задание 2
Письмо под диктовку. Отметьте √ или × нужную клеточку. Пользуйтесь алгоритмом. 1) Запираться на засов;
2) расстилается туман;
3) собирается в школу;
4) надо заботиться о здоровье;
5) хочет учиться;
6) девочка учится;
1. Каленчук М.Л., Чуракова Н.А., Байкова Т.А. Русский язык 4: Академкнига/Учебник.
2. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О. Русский язык 4: Баллас.
3. Ломакович С.В., Тимченко Л.И. Русский язык 4: ВИТА_ПРЕСС.
3. Кабинет русского языка и литературы ()
1. Перепишите. Подчеркните глаголы в форме 3-го лица одной чертой, в неопределенной форме - двумя.Не торопи: дай умыт_ся, да помолит_ся, да перекусить! Скоро сказка сказывает_ся, да не скоро дело делает_ся. Что летом родит_ся, то зимою пригодит_ся. Нет труднее: Богу молит_ся, родителей почитать да долги отдавать. Господь повелел от земли кормит_ся. Глазами плачет, а сердцем смеет_ся. Журавль ходит по болоту, нанимает_ся в работу. Кто пахать не ленит_ся, у того и хлеб родит_ся. Товар полюбит_ся - ум расступит_ся. Дорожит_ся - товар залежит_ся; продешевить - барышей не нажить.
2.Выборочные диктанты. Глаголы 3-го лица запишите в левый столбик, глаголы в инфинитиве - в правый. Чужому смеху (т.е. беде) хорошо смеяться: посмейся своему! Не насытится око зрением, а ум богатством. В чужом платье не накрасоваться. Намучится - научится. Всякая птица своим пером красуется. Куда соваться в волки, коли хвост собачий. Сену с огнем не улежаться. По-купецки чай пьет, да не по-купецки расплачивается. Есть время плакать, есть и веселиться. Лучше споткнуться ногою, нежели словом. Берегись его, как берегутся огня да воды. На чужое добро и глаза разгораются. На друга надеяться - самому пропадать. Всякий мастер сам себе дивится.
3. Отгадаейте загадки, подчеркните орфограммы -тся, -ться и объясните их. Кланяется, кланяется - придет домой, растянется. Кочет голенаст, кланяться горазд. Два братца глядятся, а вместе не сойдутся. Мать черна, дочь красна, сын голенаст, выгибаться горазд. Серое сукно тянется в окно. Днем куражится, ребрится, а к ночи в уголок ложится. Два брата купаются, а третий насмехается . Был на копке, был на топке, был на кружале, был на пожаре, стал на базаре; молод был, сто голов кормил; стар стал - пеленаться стал.
4.* Найдите и выпишите 10-15 загадок или поговорок, или пословиц, в которых встречается орфограмма -тся, -ться.
В современном мире очень много общения происходит через написание текстов в интернете – это может быть чат в игре, переписка в или социальных сетях, комментарии в тех же социальных сетях или на других сайтах. Но факт остаётся фактом – текста очень много. Увы, но и ошибок достаточно. Одна из самых распространённых – правописание «ться» и «тся» в окончаниях глаголов.
Ради эксперимента я зашёл в чат одной недавно запущенной и достаточно популярной онлайн-игры. За полчаса я насчитал 22 использования глаголов с соответствующими окончаниями и… 10 раз была допущена ошибка, т.е. практически в половине случаев. И это достаточно печально.
Как же определить, в каком случае нужно писать на конце «ТСЯ», а в каком – «ТЬСЯ»?
Начнём с того, что «ТСЯ» пишется в том случае, если глагол стоит в 3-ем лица, а «ТЬСЯ» — если глагол стоит в инфинитиве. Но есть более простой способ – задать вопрос. Если в вопросе есть мягкий знак, то и в глаголе он будет. Если в же в вопросе на конце нет мягкого знака, то его не будет и в глаголе.
- Если глагол отвечает на вопрос «Что делает?» или «Что сделает?» — пишется «ТСЯ».
- Если глагол отвечает на вопрос «Что делать?» или «Что сделать?» — пишется «ТЬСЯ».
Примеры
На экране смартфона начали появляться царапины. Начала что делать? Появляться. Мягкий знак в данном случае нужен.
Планшет скоро зарядится . Планшет что сделает? Зарядится. Мягкий знак не нужен.
Ты не дал планшету зарядиться , поэтому батарея опять скоро сядет. Не дал что сделать? Зарядиться. Мягкий знак нужен.
Дополнительно
Мальчик старается учиться, но не получается . В первой части предложения имеется два глагола с «тся» и «ться» на конце. Вопрос нужно задать в обоих случаях. Мальчик что делает? Старается. Мальчик старается что делать? Учиться. В первом случае мягкий знак не нужен, а во втором – нужен.
К некоторым глаголам вопросы «Что делать?» / «Что сделать?» не подходят. Их можно заменить на аналогичные вопросы, к примеру, «что происходит?». В этом случае мягкий знак не нужен. Если же вопрос звучит «Что будет происходить?», то мягкий знак нужен. Пример – осенью будет рано смеркаться. Осень что будет происходить? Мягкий знак нужен.
Урок русского языка в 5 классе «Правописание –ТСЯ, -ТЬСЯ в глаголах»
Цель деятельности учителя : актуализировать знания об известных учащимся правилах –ТСЯ, -ТЬСЯ в глаголах.
Задачи:
1) отработать способ действия при выборе написания – ться и –тся, вести работу по предупреждению наиболее распространенных и устойчивых ошибок в написании данной орфограммы;
2) развивать умение высказываться на определенную тему, сопоставлять, анализировать, развивать орфографическую зоркость;
3) воспитывать положительное отношение к учебе, к знаниям, к здоровому образу жизни, уважение друг к другу через работу над пословицами.
Универсальные учебные действия учащихся:
Познавательные :
формируется умение понимать познавательную задачу;
формируется умение устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы;
формируется умение извлекать необходимую информацию.
Регулятивные :
формируется умение планировать необходимые действия;
формируется умение контролировать учебные действия;
формируется умение замечать допущенные ошибки;
формируется умение оценивать свою работу.
Коммуникативные :
формируется умение слушать, задавать вопросы, высказываться, формулировать собственные мысли;
формируется умение осуществлять совместную деятельность в парах.
Личностные :
формируется умение осознавать трудности и стремиться к преодолению;
формируется желание приобретать новые знания, мотивация процесса образования.
Оборудование: учебник, печатный материал, алгоритм, мультимедийная презентация.
Тип урока : урок умений и навыков.
Ход урока.
Мотивация (фронтальная работа).
Слайд 2.
Громко прозвенел звонок,
Он позвал нас на урок.
Парта у меня в порядке:
И учебник, и тетрадки.
Я настроился, готов
Слушать весь у вас урок.
II . Актуализация знаний (фронтальная и в парах)
Продолжи предложения с соседом по парте.
Глагол- это…
Инфинитив- это…
Глаголы в инфинитиве отвечают на вопросы…
Инфинитив имеет на конце…
Прочитайте стихотворение (на карточке-распечатке)
Придумано кем-то
Просто и мудро
При встрече здорова(-тся, ться?):
- Доброе утро!
- Доброе утро!
Солнцу и лицам.
Доброе утро!
Улыбчивым птицам.
И каждый станови(-тся, -ться?)
Добрым, доверчивым...
Пусть доброе утро
Дли(-тся, -ться?) до вечера!
О чем стихотворение?
III . Выявление места и причин затруднения (фронтальная работа).
Выпишите из текста глаголы, которые заканчиваются на -ТСЯ, -ТЬСЯ. В какой форме стоят глаголы? Как вы их написали? Почему?
Целеполагание (фронтальная, индивидуальная).
Какова тема урока? (Правописание –ТСЯ, -ТЬСЯ у глаголов).
Слайд 1.
Каковы цели урока? (вспомнить условия выбора правописаний –тся и –ться; находить слово, к которому относится глагол, ставить от него вопрос; правильно произносить и писать глаголы на –тся, -ться)
Слайд 3.
Вспомните правило - помощник или алгоритм написания, который помог вам выбрать нужный вариант правописания –ТСЯ или –ТЬСЯ в стихотворении.
Работа над темой урока.
Чтоб не думать, не гадать,
Нужно ль мягкий знак писать,
Надо помнить, что к глаголу
Должен ты вопрос задать.
Мягкий знак в вопросе есть,
То хвала ему и честь –
Нужен тоже он в глаголе.
Так всегда учили в школе
Алгоритм правописания –тся, -тьсяНеопределенная форма
Форма 3 лица, единственного числа
Что делать? Что сделать?
Что делает? Что сделает?
Нужно учиться
Нужно трудиться
Он учится
Она трудится
Лингвистическая задача: (на карточке-распечатке)
Характер складывает(?)ся из привычек. Делать зарядку, занимат(?)ся спортом, умыват(?)ся по утрам, расчесыват(?)ся, пользоват(?)ся чистым носовым платком – все это полезные привычки, которые помогают нам сохранить здоровье.
Где нужно поставить мягкий знак?
Что нужно для решения задачи?
(Для решения задачи применяем правило:
Если глагол отвечает на вопросы что делает? (что сделает?) или что делают? (что сделают?), то этот глагол стоит в 3-м лице и в нём перед -ся- буква «Ь» НЕ ПИШЕТСЯ. Если глагол отвечает на вопросы что делать? (что сделать?), то этот глагол в неопределённой форме и в нём перед –ся буква «Ь» ПИШЕТСЯ)
3. Работа с пословицами. Объясните значение пословиц. Запишите пословицы; там, где нужно, поставьте Ь.
Не потрудит…ся, так и хлеба не добит…ся.
Как шьет…ся, так и носит…..ся.
Кто много знает, с того много и спрашивает….ся.
Дело мастера боит….ся.
С тобой разговорит…ся, что меду напит…ся.
4. Распределительный диктант. Распредели по столбикам: глагол, существительное.
Но!!! Не путай!
Болит переносица, собрание переносится; чистая водица, не стоит с ним водиться; белая курица, вулкан курится; острая спица, ему не спится.
Запомните!
слайд 4
Физкультминутка.
Раз – подняться, подтянуться,
Два – нагнуться, разогнуться.
Три – в ладошки три хлопка.
Головою три кивка.
На четыре – руки шире.
Будто пух в руках, не гири!
Пять – руками помахать,
Шесть – на место тихо сесть.
Вариант физкультминутки.
Потянуться, отдохнуть,
Глубоко теперь вздохнуть.
Встать, попрыгать, посмеяться,
Покружиться, покачаться.
Поклониться, распрямиться
И опять начать трудиться.
5. Проверочная работа.
Придумай и запиши предложения с данными глаголами.
Цель урока: Создать условия для формирования познавательных универсальных учебных действий обучающихся.
Задачи урока:
- познакомить с особенностями правописания глаголов на -тся и -ться;
- формировать навыки грамотного письма глаголов;
- развивать орфографическую зоркость;
- воспитывать трудолюбие, уважение друг к другу через работу над пословицами.
ХОД УРОКА
1. Психологический настрой
На уроке наши глаза внимательно смотрят и все
видят.
Уши внимательно слушают и все слышат.
Голова хорошо думает.
На уроке вас ожидает много интересных заданий.
Вы готовы?
Тогда мы начинаем.
2. Мотивация к учебной деятельности
«Язык – удивительное орудие, посредством которого люди, общаясь между собой, передают друг другу свои мысли»
– Продолжите фразу: «Если мы будем хорошо
знать
язык, то сможем...»
(лучше понимать
прочитанное и друг друга, правильно говорить,
писать без ошибок, интересно рассказывать)
– А занимаемся мы всем этим на уроках русского
языка.
– Сегодня на уроке нам предстоит сделать важное
открытие в области языка. Для этого нужно быть
внимательными и активными. На уроке вы должны
показать свои знания, проявить наблюдательность,
умение анализировать и делать выводы.
Рассказать секреты слова
Я для вас всегда готова.
Но на уроке будь готов
Сам раскрыть секреты слов.
3. Минутка чистописания
учил, ученик, учебник
– Из данных слов назови то, которое нельзя
перенести.
– Какой частью речи является это слово?
– Что такое глагол?
– Назовите грамматические признаки глагола.
– Запись в тетради
У, учил, учат, учишь
(данный глагол записать в 3л. мн. числа; во 2 л ед.
числа)
– Укажите спряжение данных глаголов
4. Сообщение темы урока
– Послушайте внимательно слова:
Учится, учиться, ученица, синица, улица, искупаться, искупаются.
– Что интересного услышали в этих словах? (На
конце ца)
– Посмотрите на написание этих слов. Что вы
заметили? (В одних словах пишется ца. а в других
нет)
– Выпишите слова с ца, какой частью речи они
являются?
– Существует ли проблема написания?
– Обратите внимание на остальные слова.
– Какой частью речи они являются?
– Что заметили?
– Слышится -ца, а пишется -тся или -ться (это
проблема)
– Сочетание -ца в конце глагола – это опасное
место – орфограмма
– Давайте сформулируем тему урока
5. Учебные задачи урока
(учебник стр. 111)
6. Изучение нового материала
Работа по учебнику упр №119
– Сформулируйте правило о правописании
глаголов (Сочетание ца в конце глаголов
никогда не пишется)
– Так что же мы должны писать на месте сочетания
ца? (Либо -тся
, либо -ться
)
– Прочитайте слова:
Нагибаться, боится, держится., хвалится, улыбаться
– Данные слова разделим на две группы
– Определим форму глаголов и зададим к ним
вопросы.
– Отчего же зависит написание -тся, -ться?
– Какой вывод сделаем?
Вывод: глаголы в неопределенной форме пишутся с ь, а глаголы в 3-м лице н.в. – без ь; либо по вопросу, если в вопросе есть ь, то в слове пишется, а если нет, то не пишется
– Составьте алгоритм написания глаголов на -тся, -ться :
- Найдите глагол.
- Задайте вопрос к глаголу.
- Если глагол употреблен в начальной форме и отвечает на вопросы что делать? что сделать?, то на конце пишется -ться.
- Если глагол употреблен в форме 3 лица, единственного или множественного числа и отвечает на вопросы что делает? что делают? что сделает? что сделают?, то на конце глаголов пишется -тся.
7. Самостоятельная работа
Учится – учиться.
– Что интересного заметили?
– Какие вопросы у вас возникли?
– Разные это слова или в каком-то из них допущена
ошибка?
– Поставьте ударение в словах.
– Составьте предложения со словами: учится и
учиться.
– Запишите предложения, подчеркните глаголы,
определите лицо глаголов.
8. Работа по учебнику
Упр 120 (работа в парах)
– Назовите слово, в котором на конце надо
писать -ца
– Почему?
– А есть ли слово с -ться (улыбаться
)
– Почему пишем ь знак?
– Назовите еще глаголы, указав спряжение, время
число и лицо
Глядят – н.в., 3л.,мн..ч., 2с.;
Умеет – н.в.,3л.,ед.ч.,1с..;
Хмурит – н.в., 3л., ед.ч.. 1с.
9. Работа с пословицей
– Какая пословица подходит к тексту?
Дело мастера боится.
– Звуковая модель слова боится
– Как будем писать данное слово?
Запись пословицы в тетрадь.
Дело мастера боится. (полный разбор
предложения)
10. Игра «Услышь Ь»
– Если надо мягкий знак – хлопните в ладоши, если
нет – потопайте:
Двигаться, смотрится, разговориться,
пробежаться, приближается, прогуляться,
разболеться,
крутится, прислушаться.
11. Контроль знаний
(выполнение заданий по вариантам)
– Поставьте, где нужно мягкий знак перед суффиксом – ся:
1 вариант
Любишь катат…ся – люби и саночки возить. Нужно наклонит…ся, чтоб из ручья напит…ся. Чем даром сидеть, лучше даром трудит…ся.
2 вариант
Меж грибами мухомор
Красотой гордит…ся.
Нечего гордит…ся –
Для супа не годит…ся
12. Домашнее задание
13. Итог урока
Рефлексия деятельности учащихся.
– На какой вопрос отвечает глагол настоящего
времени?
– На какие вопросы отвечают глаголы
неопределённой формы?
– Как определить, когда пишется -тся?
– Как определить, когда пишется -ться?
– Достигли ли вы цели, которую поставили себе на
урок?
– Оцените свою работу.
Удивительно, но правописание «тся» и «ться» в глаголах у многих вызывает трудности. Причем ошибки, сделанные в этих окончаниях, бросаются в глаза. Надеемся, наша статья поможет вам их избегать.
Правило «ться», «тся» в глаголах изучается по учебной программе средней школы. Оно очень простое.
Мысленно поставьте вопрос перед проверяемым словом. Если мягкий знак есть в вопросе, то он есть и в глаголе.
Примеры: «На небе стали (что делать) появляться тучи» или «Утром надо (что сделать) умыться». В первом и во втором случае в задаваемых вопросах мягкий знак есть. Следовательно, он должен присутствовать и в окончаниях слов «умыться», «появляться». Мягкий знак не ставится в словах, которым задаются вопросы «что делает» и «что сделает». Например: «Земля скоро (что сделает) покроется зеленой травой» или «Мама (что делает) учится готовить». В этих вопросах мягкий знак отсутствует, следовательно, его не должно быть в словах «покроется» и «учится».
Но есть и нюансы. В правилах русского языка указано, что основой предложения или ее главными членами являются подлежащее или сказуемое в начальной форме. Однако часто, особенно в разговорной речи, встречаются предложения без подлежащего или без сказуемого. Как быть в этом случае, ведь без подлежащего нельзя поставить вопрос и определиться с правильностью написания окончания «тся» или «ться» в глаголе? Особые трудности возникают при написании слов, обозначающих действие в третьем лице единственного числа. Например: «Трудиться – всегда пригодится». В данном примере словом, обозначающим действие в третьем лице, является «пригодится», то есть речь идет о человеке, который не участвует в разговоре и никак не определен. Глагол в данном случае носит обобщенный характер, без обращения к кому-либо конкретно.
В такой ситуации надо просто запомнить правило: если невозможно поставить вопрос перед глаголом единственного числа третьего лица, то мягкий знак не употребляется.
Иногда, в предложениях встречаются два слова подряд, обозначающие действие. Например: «Школьник старается учиться». Многие допускают ошибку, так как задают один вопрос к двум словам: «старается» и «учиться». Например, вопрос «что делает» предполагает в данной ситуации в обоих случаях написать окончание «тся», но это будет неправильно. Надо быть внимательнее и не торопиться. К одному слову задается вопрос «что делает» — «старается», а ко второму «что делать» — учиться.
Грамматика русского языка очень сложна и тем отличается от большинства европейских языков. Чтобы правильно и грамотно писать, надо знать правила, а так же больше читать художественной литературы.