II Всероссийский съезд учителей географии. Состоялся второй всероссийский съезд учителей географии Всероссийский съезд учителей географии

Педагоги со всей страны пожаловались чиновникам на устаревшие учебники географии. По словам учителей, в пособиях до сих пор не упоминается Крым, хотя с момента его присоединения прошло уже два года. Им объяснили, что «моментально выпустить новые учебники очень трудно», и предложили «вклеивать какую-то страничку» о полуострове.


Вчера в Москве открылся Всероссийский съезд учителей географии, на котором педагоги вместе с учителями должны выработать концепцию развития географического образования в РФ. Необходимость срочных изменений в этой сфере стала ясна после выступления главы Рособрнадзора Сергея Кравцова, который рассказал учителям о результатах их работы. Специалисты ведомства проанализировали ответы 330 тыс. девятиклассников (26% от общего числа), которые в 2016 году сдавали ОГЭ по географии как экзамен по выбору. «80% смогли найти на карте объект по его географическим координатам, 70% - определить расстояние между объектами, используя масштаб,- рассказал он.- Большинство демонстрирует знание крупных форм рельефа России, рек, озер, морей. Неплохие знания в экономической и социальной географии мира: это вопросы географического разделения труда, урбанизации и миграции».

На этом хорошие новости закончились. «Недостаточно хорошо освоены знания о географической специфике большинства крупных стран мира, об их природно-ресурсном потенциале, населении, хозяйственной культуре. Зафиксированы недостаточное владение понятийным аппаратом физической географии, недостаточное понимание географических явлений и процессов,- перечислял господин Кравцов.- Не знают и не понимают особенности природы, населения и хозяйства крупных регионов России. Есть определенные вопросы в части использования источников информации, чтения контурных карт и так далее». Глава Рособрнадзора предупредил, что в этом году одиннадцатиклассники напишут Всероссийскую проверочную работу по географии, а в следующем - Национальное исследования качества знаний в 7–8-х классах: чтобы оценить масштаб проблемы «и оказать необходимую методическую помощь».

Заместитель главы директора департамента госполитики в сфере общего образования Минобрнауки Алексей Благинин напомнил педагогам, что содержание школьного образования определяет в том числе и «программа воспитания». «У географии ой как много вопросов, связанных с воспитательными моментами,- сказал он.- Это один из ключевых учебных предметов, которые сегодня формируют в том числе нашу российскую государственную идентичность».

Впрочем, большинство участников съезда не очень-то интересовались «воспитательными моментами» - практически сразу они начали обсуждать чисто профессиональные вопросы. Многие жаловались на плохое оснащение, заявляя, что в XXI веке недостаточно преподавать географию с помощью одного глобуса - детей надо учить работать с GPS и ГЛОНАСС. Другие, разумеется, требовали увеличения школьных часов для своего предмета. Периодически вспыхивали яростные дискуссии между преподавателями экономической географии, физической географии и сторонниками третьего пути - объединения их в один предмет.

Мне бы очень хотелось, чтобы в программах курса была отражена геополитика Российской Федерации,- неожиданно заявила пожилая учительница.- Потому что дети не понимают, что мы делаем в Сирии и в других регионах.

Я вот тоже не понимаю, что мы там делаем. И президент сам не понимает,- негромко перебил ее кто-то из зала. К инициативе больше не возвращались.

Тем не менее политических вопросов избежать не удалось. «Мы преподаем в 9-м классе субъекты федерации. Но ни в экономгеографии, ни в физгеографии нету Крыма. Как нам быть?» - спросила учительница из Курска Лидия Литвин. Зал зашумел, раздавались выкрики «Два года уже прошло!».

«Учебник пишется небыстро, это очевидно,- ответил ей вице-президент Русского географического общества, президент геофака МГУ Николай Касимов.- Это сложный процесс, моментально что-то сделать чрезвычайно трудно. Но давайте все же подходить к этому осторожно и с нашей стороны». Упомянув, что закон нарушать нельзя (вероятно, имеется в виду принятая в 2013 году ст. 280.1 УК РФ «Публичные призывы к осуществлению действий, направленных на нарушение территориальной целостности Российской Федерации»; максимальное наказание - пять лет лишения свободы), господин Касимов посоветовал учителям «объяснять эту ситуацию устно». «Нужны какие-то дополнительные материалы с включением Крыма в состав России. Пускай выпускается какая-то страничка и вклеивается»,- предположил вице-президент Русского географического общества.

«В настоящее время идет работа по утверждению концепции развития географического образования, которая нацелена на формирование единого подхода в преподавании этого предмета, и, безусловно, вопросы, связанные с географией Крыма, также найдут свое отражение в этой работе»,- заявили “Ъ” в пресс-службе Минобрнауки, добавив, что «вопросы истории Крыма и Севастополя, являясь неотделимой частью истории России, в полной мере получили отражение в принятой концепции нового учебно-методического комплекса по отечественной истории».

Напомним, что в августе 2014 года издательство «Просвещение» доставило на полуостров более 2 млн учебников, обеспечив ими учащихся всех школ с 1-го по 11-й класс. В издательстве подчеркивали, что жители Крыма и Севастополя получили новейшие российские учебники. Однако, как выяснил “Ъ”, ясности со статусом Крыма нет и в них. «Мы столкнулись с довольно странной ситуацией,- рассказал “Ъ” один из учителей географии Севастополя, попросивший сохранить анонимность.- В учебниках за 5–6-е и 8–9-е классы при упоминании Крыма в скобках указывается, что по состоянию на 1 апреля 2014 года он является территорией России». Он даже указан в разделе «Экзотика России» - вместе с Дальним Востоком и Кавказом. А вот в пособиях для 7-х, 10-х и 11-х классов полуостров обозначен как принадлежащий Украине. И дети это сами замечают - приходят ко мне и говорят, что в учебнике ошибка».

Александр Черных, Анна Макеева


Сельские учителя одобрили идеи главы Минобрнауки Ольги Васильевой


На прошедшем в сентябре в Чебоксарах III Всероссийском съезде учителей сельских школ глава Минобрнауки РФ Ольга Васильева еще раз подчеркнула приоритет воспитания над образованием и пообещала сохранить малокомплектные школы в сельской местности. Учителя приветствовали идею возвращения в школу трудового воспитания, а также новости о возможном закреплении базовой части зарплат, не зависящей от надбавок и премий, на уровне 70%.

Впервые Съезд учителей географии России был созван в 1915 году и прошел в старом здании МГУ на Моховой улице. Инициатором его проведения стал один из выдающихся деятелей Русского географического общества Дмитрий Анучин. I Cъезд учителей географии в новейшей истории Российской Федерации прошел в октябре 2011 года в Москве, в МГУ им. М.В. Ломоносова.

Учителя обсудили концепцию географического образования

2 ноября 2016 года в МГУ имени М.В. Ломоносова начал работу второй Всероссийский съезд учителей географии, организованный МГУ имени М.В. Ломоносова совместно с Минобрнауки России, Российским географическим обществом, Российской академией образования и Российской ассоциацией учителей географии. Более пятисот учителей географии и методистов из всех регионов, среди которых лауреаты региональных конкурсов учителей, номинанты грантов Президента России в области образования, наставники победителей Всероссийских олимпиад школьников по географии, собрались в Московском университете.

Перед участниками и делегатами съезда ставилась задача обсудить проект «Концепции развития общего географического образования в Российской Федерации», внести в него свои замечания и предложения - с тем, чтобы доработанный вариант представить в правительство. Следует отметить, что обсуждение документа продолжается уже несколько месяцев - как в интернете, так и в рамках семинаров и других мероприятий. За это время в адрес разработчиков поступило более 500 поправок. Насколько они были учтены в той версии документа, которая была представлена на съезде? Некоторые участники и делегаты отмечали, что их замечания не были учтены при доработке, а вопросы, которые их волнуют, так и остались без ответа.

Основное отличие представленного на съезде варианта Концепции от первоначального заключается в том, что в последней версии сделан акцент на изучении географии в школе (первоначальный проект рассматривал все уровни географического образования - от дошкольного до высшего).


Увеличить количество часов и ввести обязательные экзамены

На съезде дискуссии проходили в рамках круглых столов и секций, тематика которых отражала основные направления реализации Концепции - от модернизации содержания географического образования и современных образовательных технологий в преподавании предмета, до системы подготовки и повышения квалификации педагогов и популяризации географии.

Главное беспокойство педагогов связано с тем, что в последние годы география в школе стала второстепенным предметом. На ее изучение отводится недостаточное количество часов - например, в 5-6 классах - 1 час в неделю. За это время, по мнению педагогов, нельзя заложить фундамент знаний и привить любовь к предмету. Неэффективность одночасовых курсов давно доказана: дети быстро забывают информацию, полученную в таком объеме.

В Концепции предлагаются разные варианты распределения времени на изучение предмета, в том числе образовательным учреждениям рекомендуется формировать учебные планы по схеме: в 6-9 классах - по 2 часа в неделю, в 8-9 классах - по 1 часу в неделю на изучение дополнительного курса «География родного края»; в старшей школе на базовом уровне включить географию как обязательный учебный предмет в объеме не менее 2 часов в 10 классе и 1 часа - в 11-м. В Концепции предлагается также существенно расширить число вузов и направлений подготовки, принимающих в качестве обязательных ЕГЭ по географии.

В настоящее время таких вузов очень мало, из-за чего ЕГЭ по географии, согласно данным Рособрнадзора, в 2016 году сдавали лишь около 18 тыс. выпускников (менее 3 % от общего числа). Для сравнения: обществознание выбрали около половины выпускников школ, поскольку ЕГЭ по этой дисциплине обязателен при приеме на большинство экономических и юридических специальностей, столь популярных среди абитуриентов.

Атлас 1 часть курса «География России. Природа. Население» предназначен для учащихся 8-х классов общеобразовательных учебных заведений. В атласе представлены разделы: географическое положение России, формирование и исследование территории государства, рельеф и минеральные ресурсы, климат, водные ресурсы, охрана окружающей среды и население. Для визуального анализа статистических данных и повышения наглядности отображаемой информации, в атласе присутствуют карты-анамарфозы. Атлас формирует целостный географический образ России. Содержание атласа соответствует федеральному компоненту образовательного стандарта.

Купить

Еще одна мера, которая по мнению авторов Концепции, должна решить проблему привлечения внимания к географии и усилению ее роли - это введение обязательных ОГЭ и ЕГЭ по географии. Кстати, министр образования и науки Ольга Васильева, выступавшая во второй день съезда, одобрила эту инициативу, отметив, что ее надо обсудить детально, в том числе и с точки зрения финансирования.


«Обязаловка делу не поможет»

Правда, многие специалисты скептически относятся к перечисленным предложениям. Так, академик РАО, главный редактор журнала «География в школе» Михаил Викторович Рыжаков обращает внимание на то, что «в соответствии с Законом «Об образовании в РФ» и ФГОС, содержание образования определяется участниками образовательного процесса самостоятельно, и уменьшение часов на географию свидетельствует прежде всего о том, что школьные администрации не видят большой пользы от изучения этой дисциплины».

«Введение обязательных ОГЭ и ЕГЭ тоже делу не помогут - требуются кардинальные изменения структуры и содержания школьного курса», - убежден М. В. Рыжаков. По его мнению, «на сегодняшний день это очень сложно написанный предмет, материал которого перегружен и часто непонятен даже хорошим ученикам». Эту позицию разделяют и учителя - практики, которые в своих выступлениях на секциях съезда говорили о том, что сложность изучаемого материала не соответствует возрастным особенностям учащихся, и это отбивает интерес к предмету. Многое зависит и от учебников, которые должны быть написаны доступным, ярким языком. Педагоги предлагали разработать единые подходы к созданию ; уточнить список тем, обязательных для изучения по этому предмету; согласовать научные трактовки проблемных вопросов.

Не менее важный вопрос заключается в том, как мотивировать учащихся к изучению географии и доказать необходимость этого предмета в дальнейшей жизни.



Как сделать географию интересной и востребованной?

На эту тему в рамках съезда развернулась интересная дискуссия, в которой наряду с учителями приняли участие известные телеведущие Анастасия Чернобровина и Валдис Пельш, главный редактор телеканала «Моя планета» Николай Табашников и другие представители масс-медиа. Они поделились своим видением того, как сделать географию увлекательным и востребованным предметом. Для этого необходимо использовать все возможные средства - от традиционных (художественная литература о путешествиях, научно-популярные и документальные фильмы о природе) до современных - таких, как дистанционные уроки, интерактивные методики обучения. И все-таки, по общему мнению, никакие компьютерные технологии не заменят живых впечатлений, которые дети могут получить во время путешествий, экскурсий, поездок по родной стране. Правда, осуществить это на практике становится все сложнее из-за финансовых расходов и административных препон, связанных с обеспечением безопасности детей.


Все начинается с учителя

Но педагогам-энтузиастам удается успешно преодолеть и эти барьеры. Как рассказал заслуженный учитель РФ Игорь Шидловский, в столичной школе № 1282, где он работает, учебные экспедиции проводятся регулярно - как в Москве, так и за ее пределами. Причем учащиеся не просто гуляют по городам и весям, а выполняют конкретные задания учителя, связанные не только с изучением географии, но и других предметов - истории, литературы, биологии.

«Нам надо вернуться к учебным экспедициям и интегрировать географию с другими дисциплинами, - убежден Игорь Шидловский. - В таких путешествиях дети узнают о культуре, истории, природе родного края. Сегодня у детей разрозненные знания по каждому предмету, а география все вокруг себя объединяет и создает целостную картину мира». Учитель географии из г. Сарова Нижегородской области Наталья Цветкова предложила записать в концепции требования к обязательному проведению экспедиций, экскурсий, организации практических занятий в процессе изучения географии. По ее словам, до тех пор, пока эти виды деятельности существуют только на рекомендательном уровне, время и деньги на их проведение приходится искать самим учителям.

Контурные карты предназначены для учащихся 8-х классов общеобразовательных учебных заведений. В контурных картах отражены темы курса "География России. Природа. Население": геополитическое положение России, административно-территориальное устройство, рельеф и минеральные ресурсы, климат и агроклиматические ресурсы, водные ресурсы, почвенные ресурсы и население. Карты снабжены заданиями. Работая с контурными картами, учащиеся научатся находить и запоминать географические объекты, понимать их взаимосвязи, давать характеристику явлениям.

Купить

По общему мнению, привить интерес к географии способен только квалифицированный, знающий и любящий свой предмет педагог. Однако, как отмечали участники съезда, примерно две трети преподавателей географии в регионах не имеют профильного образования. Бюджетный прием на географические факультеты педвузов минимален и составляет в некоторых регионах 5 мест, и даже этот минимум выделяется не каждый год. Подготовка на курсах повышения квалификации также не всегда отвечает современным требованиям.


Вопросы без ответов, или набор благих пожеланий

В то же время в концепции нет четкого ответа на вопрос о том, как эффективно решить эти проблемы. Например, предлагается «внедрить систему мер, нацеленных на сохранение и воспроизводство кадрового потенциала преподавателей географии: премии и стимулирующие гранты для учителей, демонстрирующих выдающиеся успехи в обучении географии; реализовать программы материально-технического стимулирования (оснащение кабинетов географии) образовательных учреждений, показывающих наилучшие результаты в обучении» и т. д. При этом не указано, на какие средства будут осуществляться эти планы.

Документ не дает четкого ответа на вопрос о том, в каком направлении должны реформироваться структура и содержание школьного курса географии - только констатируется отставание школьных географических курсов от современных достижений в области географической науки, а каким образом это отставание будет преодолеваться, неясно. Все это превращает концепцию в набор благих пожеланий и рекомендаций, не обеспеченных конкретными источниками финансирования и четкой стратегией дальнейших действий. Несмотря на подобные существенные недостатки, концепцию планируется как можно скорее внести в правительство - об этом заявили и министр обороны, президент Русского географического общества Сергей Шойгу, и Ольга Васильева, завершая работу съезда.

Как подчеркнула министр образования и науки, «разработанный проект Концепции, должен стать основой системных изменений в школьном географическом образовании, которые уже давно назрели».



А вот, что думают эксперты о прошедшем съезде и о концепции

Виктор Дронов, член-корреспондент РАО, автор УМК по географии: «Концепция нуждается в доработке - поскольку некоторые ее положения некорректно сформулированы с точки зрения действующих документов. Например, такие понятия, как «минимум содержания образования» и «базисный учебный план» - ушли в прошлое вместе с введением ФГОС. Упоминание их в тексте документа свидетельствует о том, что разработчики не вполне учитывают образовательную ситуацию, в которой должна быть реализована концепция. Каким образом эти архаизмы остались в тексте документа после многочисленных правок, мне непонятно. Вообще не ясно, почему, не внедрив до конца новые школьные стандарты, мы взялись за разработку концепций по предметам, потому что в том виде, в котором они принимаются, они возрождают старую болезнь нашей школы – предметоцентризм, что противоречит метапредметной идеологии ФГОС. Концепцию также нужно дополнить документом о подходах к созданию новых УМК по географии (эти вопросы в документе освещаются фрагментарно и разрозненно)».

Инна Шимлина, декан естественно-географического факультета Новокузнецкого филиала Кемеровского государственного университета: «В Концепции смешиваются два понятия - «географическое образование» и «географическое просвещение». Первое адресовано школьникам и студентам, второе - широким слоям населения. Содержание географического образования в документе не регламентировано, не сказано, в каком оно должно быть объеме, какому уровню что должно соответствовать, будет ли география делиться на физическую и экономическую или речь идет о комплексном изучении. И таких неотработанных моментов очень много. Прежде чем писать Концепцию, надо ответить на вопрос: какие результаты мы хотим получить результаты от ее реализации? На этот вопрос авторы документа ответа не дают - несмотря на то, что все современное образование ориентируется на результаты, прописанные в стандартах. Концепцию надо дорабатывать и снова обсуждать». «Съезд произвел неоднозначное впечатление. Конечно, хорошо, что благодаря этому мероприятию учителя, методисты получили возможность встретиться и пообщаться, а что касается главной темы - концепции, то я испытала некоторое разочарование. Задачей съезда должно быть не принятие концепции, а интересное, яркое, профессиональное обсуждение документа. Однако с самого начала работы съезда его участникам и делегатам организаторы этого мероприятия дали понять, что концепция будет принята вне зависимости от результатов предстоящих на съезде дискуссий. Концепция обсуждалась достаточно давно, было много споров, предложений, критических замечаний, высказанных многими учителями, методистами, учеными. Но, по признанию очень многих участников дискуссий они (предложения) не просто не вошли в представленный на съезде вариант, но, словно и не рассматривались. Я согласна с мнением М.В. Рыжакова, что в концепции не отражены достижения в области преподавания школьного курса географии, что многие важные идеи географического образования, рассматриваются в нынешней концепции, как «с чистого листа». Важно, что на съезде звучали серьезные и главное, аргументированные замечания по структуре Концепции и по ее содержанию. И это были замечания сущностные, а отнюдь не только стилистические.

Печально, что даже в итоговом выступлении Н.С Касимова, перед самым голосованием, так и не было определено что такое «общее географическое образование», является ли оно синонимом «школьному географическое образованию». И это странно, так как с самого начала на разных этапах обсуждали «Концепцию развития географического образования …», потом появилась «Концепция общего географического образования». Эти неточности крайне существенны. Осталось непонятным, кто имел право голосовать за принятие обсуждаемого документа: только делегаты съезда или делегаты и участники? В последнем случае не понятно, чем различался статус собравшихся? И главное, что в итоге приняли участники и делегаты съезда: резолюцию съезда (но ее текст не зачитывался) или Проект Концепции (тогда какой вариант, с какими поправками)? К сожалению вопросов больше, чем ответов. Жаль, что на съезде не прослеживалась преемственность с предыдущим съездом: не было разговора о том, что было сделано по решениям, принятым на I съезде, что не получилось и по каким причинам. Представляется, что подобный анализ мог стать основой более предметного разговора о новой Концепции. Жаль, что не вспомнили, не почтили память тех, кто ушел за эти годы - В. П. Максаковского, Г.И. Котельникову и других. Искренне поздравляю учителей и методистов, награжденных грамотами РГО. Не умаляя заслуг награжденных, столь же искренне недоумеваю: почему так мало (!) учителей и методистов, чей труд отмечен и замечен хотя бы грамотой. Неужели в зале не было и других достойных? Конечно, были, и не один десяток. Остается только радоваться состоявшимся встречам с коллегами».

2-3 ноября 2016 года в Ломоносовском корпусе МГУ имени М.В. Ломоносова состоится второй Всероссийский съезд учителей географии.
Организаторами Съезда выступают Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова, Министерство образования и науки Российской Федерации, Русское географическое общество, Российская академия образования и Российская ассоциация учителей географии.

Главной темой обсуждения станет проект Концепции развития географического образования в Российской Федерации , а также планы по разработке стандарта школьного географического образования, совершенствованию учебников и учебно-методических комплексов.

Первый Съезд учителей географии состоялся в Москве, в МГУ имени Ломоносова 28–29 октября 2011 года. В работе Съезда приняли участие около 600 учителей географии со всей России.

В качестве делегатов в мероприятии примут участие учителя географии и методисты из всех субъектов Российской Федерации, в том числе лауреаты региональных конкурсов учителей, номинанты грантов Президента в области образования, наставники победителей Всероссийских олимпиад школьников по географии и другие специалисты.

Правом выдвижения делегатов Съезда обладают:
. региональные отделения Русского географического общества;
региональные отделения Российской ассоциации учителей географии;
региональные органы исполнительной власти в сфере образования.

Все предложения по кандидатурам делегатов направляются в региональные отделения Русского географического общества до 16 сентября 2016 года. Для рассмотрения кандидатуры делегата необходимо предоставить анкетные данные, образец анкеты делегата Съезда прилагается.

Контакты региональных отделений Общества можно найти на сайте РГО по ссылке www.rgo.ru/ru/regiony .
Региональные отделения Общества формируют перечень кандидатов в делегаты Съезда на основании поступивших и собственных предложений и утверждают делегатов Съезда в рамках квот, установленных на основе численности населения в соответствующих регионах.
Решения по составу делегатов Съезда оформляются в виде протоколов заседаний Советов региональных отделений Общества.
Региональные отделения Русского географического общества предоставляют итоговые протоколы заседаний Советов с приложением составов делегатов в Оргкомитет Съезда до 23 сентября 2016 года по адресу: .

Делегатам Съезда необходимо подготовить и направить предложения к проекту Концепции развития географического образования в Российской Федерации в срок до 30 сентября 2016 года по адресу .

Контактное лицо по всем вопросам, касающимся проведения Второго Всероссийского съезда учителей географии – Косицкий Алексей Григорьевич (телефон: +7 926 6677639, электронная почта: ).

Делегатам предоставляется проживание в общежитии МГУ имени М.В.Ломоносова в период работы Съезда с 1 по 4 ноября 2016 года. Оплата проезда делегатов за счет средств организаторов Съезда не осуществляется.

Старший преподаватель кафедры "География" Педагогического института им. В.Г. Белинского ПГУ и руководитель Молодежного клуба при Пензенском отделении РГО Алексеева Наталья Сергеевна приняла участие в работе Второго Всероссийского съезда учителей географии, который прошел в МГУ имени М.В.Ломоносова 2-3 ноября 2016 г. От Пензенской области также в Съезде приняли участие учителя географии: Жигулина Лариса Анатольевна (ФЭЛ №29) и Куликова Екатерина Сергеевна (гимназия №6) - члены Русского географического общества.

Организаторами Второго Всероссийского съезда учителей географии выступили Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова, Министерство образования и науки Российской Федерации, Русское географическое общество, Российская академия образования и Российская ассоциация учителей географии.

В работе съезда приняли участие более 550 учителей географии, методистов, преподавателей высшей школы, представителей региональных отделений Русского географического общества, Российской ассоциации учителей географии из всех субъектов нашей страны. Основной темой съезда стало обсуждение Концепции развития географического образования в России. Ректор МГУ академик РАН В.А. Садовничий, открывая съезд, признал: «Над географией нависла угроза из-за непродуманных реформ в школе. При этом география была и остается предметом, формирующим сознание человека и его отношение к жизни.

География как наука формирует сознание и отношение человека к жизни. Каждую секунду своей жизни мы находимся в этой среде — в среде природы, в среде человеческой, и все это требует глубокого изучения, фундаментальных знаний".

Он также отметил, что съезды учителей — традиция в нашей стране, и всегда такие события происходили «в орбите Московского университета». Впервые съезд преподавателей географии России состоялся в МГУ им. М.В. Ломоносова в 1915 году.

На пленарном заседании съезда 2 ноября 2016 г. выступили: первый вице-президент РГО, президент географического факультета МГУ академик Н.С. Касимов, руководитель Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки С.С. Кравцов и президент межрегиональной ассоциации учителей географии России А.А. Лобжанидзе.

Работа съезда продолжилась на круглых столах и секциях. Главная тема — обсуждение проекта Концепции развития географического образования в Российской Федерации. Алексеева Н.С. приняла участие в работе круглых столов: "Система подготовки и повышения квалификации педагогических кадров и сетевое взаимодействие профессиональных ассоциаций учителей географии" и "Роль вузов в организации научно-исследовательской деятельности школьников".

3 ноября 2016 года в Московском государственном университете имени М.В. Ломоносова продолжил свою работу второй Всероссийский съезд учителей географии. День начался с заседания, в котором приняли участие Президент Русского географического общества С.К. Шойгу, Министр образования и науки РФ О.Ю. Васильева, Первый Вице-президент Общества Н.С. Касимов и модераторы круглых столов, проходивших накануне.

Сергей Шойгу напомнил, что разработать Концепцию поручил Президент России Владимир Путин, а авторами документа стали представители Русского географического общества и Минобрнауки.

Мы довольно плотно и основательно работали с разными структурами, которые так или иначе серьезным образом влияют на развитие географического образования. Это и Академия наук, и Ученый совет РГО, в который, на наш взгляд, входит действительно цвет нашей географической науки, и, безусловно, преподавательское сообщество, которое могло ознакомиться с Концепцией на сайте, - подчеркнул Президент РГО <…> Мы с Ольгой Юрьевной настроены на то, чтобы как можно быстрее провести ее в Правительстве. Но нам всем нужно понимать, что Концепция - это лишь начало пути. Дальше предстоит очень большая работа, работа и над учебниками, и над учебными программами, и многое-многое другое...

Позвольте выразить глубокую благодарность Русскому географическому обществу, Межрегиональной ассоциации учителей географии, Вам, Сергей Кужугетович, Московскому государственному университету за ту огромную работу, которая была проделана в рамках подготовки новых принципов и подходов к модернизации школьного курса географии. Разработанный проект Концепции, который сегодня выносится на обсуждение Съезда, по моему мнению, должен стать основой системных изменений в школьном географическом образовании, которые уже давно назрели, - сказала Ольга Васильева.

Проект Концепции широко обсуждался научным сообществом и педагогами. Николай Касимов озвучил проблемы, которые особенно волнуют учителей:

Сокращение часов географии в школе. Резолюция предлагает их увеличить, и я очень рад, что Ольга Юрьевна об этом уже сказала. Положение географии в структуре испытательных процедур. То, что география является необязательным предметом, значительно уменьшает поток возможных желающих получить географическое образование. Отсутствие обязательных вступительных испытаний по географии при приеме в вузы.

Завершая Съезд, Президент РГО наградил почетными грамотами Общества за большой вклад в развитие географической науки учителей и преподавателей географии.

Мы услышали все предложения, изложенные Вами. Все они без исключения интересны и важны. Нам предстоит большая, но очень интересная работа. Я желаю Вам новых открытий, экспедиций и времени для осуществления мечты, - сказал Сергей Шойгу, завершая выступление.

Загрузка...
Top