Франческо петрарка - биография, информация, личная жизнь. Франческо Петрарка: биография, основные даты и события, творчество Франческо петрарка годы жизни

Франческо Петрарка (Petrarca) – величайший из итальянских лирических поэтов и в то же время один из величайших ученых той эпохи родился 20 июля 1304, умер 18 июля 1374. Отец его Петракко (т. е. Пьетро) ди Паренцо, как член партии Белых вместе с Данте и другими подвергся в 1302 изгнанию из Флоренции и поехал в Авиньон, куда перебрался вскоре и папский двор . Преподавателем молодого Франческо был грамматик Конвеневоле да Прато. Затем Петрарка слушал право в Монпелье и Болонье.

Франческо Петрарка. Художник Андреа дель Кастаньо. Ок. 1450

В 1325 он вернулся в Авиньон и после смерти родителей (1326) вступил в духовное звание. В 1333 Петрарка совершил через Париж, Гент, Фландрию и Брабант путешествие в Люттих, где открыл две речи Цицерона. За латинское послание к папе Бенедикту XII с обращённой к нему мольбой вернуться из Авиньона в Рим Петрарка получил в 1335 первый свой приход – каноникат в Ломбеце. Вблизи Авиньона, в прелестной долине Сорги, у столь прославившегося, благодаря Петрарке, источника Воклюз, итальянский поэт купил себе маленький домик, в котором он и провел несколько лет в полной тишине, углубленный в занятия. Многие из лучших стихотворений его к Лауре были написаны им здесь. Поэтические произведения Франческо Петрарки доставили ему вскоре громкую славу. Римский сенат и канцлер парижского университета одновременно пригласили поэта для увенчания его поэтическим венцом. Петрарка решил принять лавры, предложенные ему Римом, и был увенчан ими из рук сенатора Орсо дель Аниляр в первый день Пасхи (8 апреля) 1341 в Капитолии. За новое послание к папе поэт получил приорат Мильярино в епархии Пизы.

С конца мая 1342 до начала сентября 1343 Петрарка жил в Авиньоне, где познакомился с Колой ди Риенци . В этот период времени Петрарка написал книгу «О презрении к миру» («De contemptu mundi»). Византиец Варлаам обучил его элементарным сведениям греческого языка. В сентябре 1343 папа послал Петрарку в Неаполь, чтобы оградить там верховные права папского престола. В 1346 Петрарка получил пребенду, а позже (1350) архидьяконат в Парме. Известие о восстании римского народа против своего высокородного тирана и возведение Колы ди Риенци в звание народного трибуна (1347) вдохновило поэта, и он написал знаменитое свое послание к Коле ди Риенци и к римскому народу.

В конце года Франческо Петрарка отправился в Парму, где 19 мая 1348 получил известие о смерти Лауры. В 1350 Петрарка поехал на юбилей в Рим. По дороге туда он посетил впервые родной свой город Флоренцию и здесь близко сошелся с Боккаччо . В мае 1353 Петрарка навсегда покинул Авиньон и последние 21 год своей жизни провел в Верхней Италии. Сначала он жил при дворе властителя Милана, архиепископа Джованни Висконти. Император Карл IV во время посещения Италии принял Петрарку в высшей степени любезно (1354). Слух о том, будто император намерен предпринять новый поход в Италию, побудил Петрарку в 1356 написать послание Карлу IV в Прагу. Живя в Милане, Петрарка принялся писать для своего друга Аццо да Корреджо две книги «De remedies utriusque fortunae». В 1360 Петрарке было поручено ехать послом к французскому королю Иоанну . С 1362 по 1368 главным местом пребывания Франческо Петрарки была Венеция. Затем он уехал оттуда и провел последние годы своей жизни поочередно в Падуе и селе Акуа в семье своей дочери. Здесь Петрарка и умер от удара в библиотеке, нагнувшись над фолиантом.

Большая часть произведений Франческо Петрарки написана по-латыни. На ней созданы: «Африка» (окончена 1342), эпическая поэма в гекзаметрах, трактующая о деяниях Сципиона Африканского Старшего; «Буколические песни» («Carmen Bucolicum»), подражание «Буколикам» Вергилия из 12 эклог (1346 – 1356), с многочисленными намеками, личными и политическими; «Epistolae metricae», разделенные на три книги и обращенные к разным лицам. Из нравоучительных трактатов Петрарки назовем еще «Об одинокой жизни» («De vita solitaria», 1346 – 1356). Из исторических трудов Франческо Петрарки упомянем: «Rerum memorandarum» (четыре книги коротких исторических, анекдотических и легендарных повествований); «О знаменитых мужах» («De viris illustribus»). Из всех латинских произведений Петрарки первое место, как по объему, так и по значению для его биографии и истории его времени занимает его переписка. Письма поэта распадаются на «Rerum familiarium» (семейные), «Rerum senilium» (старческие), «Rerum variarum» (разные) и «Sine titulo» (без адреса).

Национально-литературное значение Франческо Петрарки основано на итальянских его стихотворениях, которые он сам считал весьма незначительными. Это – «Canzoniere» или «Rime» (канцоны, сонеты, сестины, баллады, мадригалы), получившее значение поэтического устава всяких любовных мечтаний. На лирику Петрарки влияла провансальская поэзия и некоторые старинные итальянские поэты. Легкость и чистота языка, богатство и разнообразие мысли, выражёния и образов, тонкий вкус и чувство отличают Петрарку перед всеми остальными итальянскими поэтами. Сборник стихотворений Франческо Петрарки состоит из двух частей: «На жизнь мадонны Лауры» и «На смерть мадонны Лауры». Уже в старости. Петрарка написал аллегорически-моральное сочинение «Триумфы», на форму которого имела явное влияние поэзия Данте. Имеется еще некоторое число стихотворений Петрарки, не включенных им в «Canzoniere», и потому названных «Estravaganti».

Итальянские стихотворения, именно его «Canzoniere» Франческо Петрарки, обычно не вполне правильно называемые «Сонетами », пережили бесчисленное множество изданий.

Итальянский юрист (по образованию), поэт, один из родоначальников гуманистической культуры Возрождения.

Будущий поэт родился в семье нотариуса - друга Данте .

Франческо Петрарка хорошо знал античных авторов, особенно Цицерона , Вергилия и Сенеку искал их неизвестные рукописи, изучал тексты, часто цитировал их и даже писал им письма как своим друзьям... Восхищаясь античными авторами, он выработал свой литературный стиль.

«Воспитанный в христианской религии, Петрарка искал компромисса между нею и языческой философией, между верой и знанием.

На всём его творчестве лежит печать этой двойственности. Конечную цель собственных усилий он видел в том, чтобы преодолеть традиционное противопоставление христианской веры и античной культуры. […]

Петрарка стал одним из первых собирателей античных рукописей (разыскивал их в странствиях по Европе, часто обращался с такого рода просьбой к друзьям и знакомым). Его уникальная по тем временам библиотека включала сочинения Платона («Тимей» и несколько неизвестных в латинских переводах диалогов), Гомера («Илиада» и «Одиссея»), Аристотеля, Горация, Вергилия, Цицерона (большинство его речей и диалогов были открыты Петраркой), Квинтилиана, Тита Ливия, Плиния Старшего, Светония, Апулея, Палладия, Халкидия, Кассиодора, а также Августина, Марциала Капеллы, Евстахия, Абеляра, Данте и других авторов. Ещё более широк круг чтения Петрарки - кроме перечисленных это сочинения Овидия , Катулла, Проперция, Тибулла, Персия, Ювенала, Лукана, Стация, Клавдиана, Плавта, Теренция, Саллюстия, Флора, Евтропия, Юстина , Орозия, Валерия Максима, Макробия, Витрувия, Помпония Мела, Боэция. Наиболее почитаемыми и любимыми были Вергилий, Цицерон, Сенека.

Занимаясь тщательным изучением древних рукописей, Петрарка сличал и выверял различные списки, обнаруживал ошибки и искажения, заложив таким образом основы гуманистической филологии.
Начатая им работа по восстановлению полного корпуса античной литературы в подлинных текстах была в значительной части выполнена гуманистами XV века».

Брагина Л.М., Итальянский гуманизм. Этические учения XIV-XV веков, М., «Высшая школа», 1977 г., с. 80.

«Усилиями Петрарки был начат характерный для Возрождения процесс восстановления несравненно более широких, чем в средние века, преемственных связей с античностью. Страстный собиратель древних манускриптов, их первый толкователь и текстолог, Петрарка заложил основы ренессансной классической филологии. Его библиотека включала сочинения более 30 древних авторов, в том числе забытых или малоизвестных в средние века, и была крупнейшей в тогдашней Европе.

Иным было отношение первого гуманиста к средневековью: он усматривал в предшествующих столетиях эпоху «господства варваров», упадка образованности, порчи латинского языка, незаслуженного пренебрежения к языческой культуре античности. Петрарка критиковал схоластику за её неспособность дать удовлетворительные ответы на извечные вопросы о природе человека и его предназначении. Негативно оценивал он и саму структуру схоластических знаний, в которой квадривиум (математические науки) оттеснял на задний план столь важные для понимания природы человека гуманитарные дисциплины.

Назревшую задачу Петрарка видел в повороте всей системы знания к изучению «человеческого» и потому главную роль отводил филологии, риторике, моральной философии.

Он считал особенно важным восстановить античную основу именно в этих сферах знания, строить их на изучении широкого круга классических текстов - сочинений Цицерона, Вергилия, Горация, Овидия, Саллюстия и многих других древних авторов. По-новому прочитывал Петрарка и труды отцов церкви, прежде всего Августина , высоко ценил их классическую образованность».

Брагина Л.М., Итальянский гуманизм эпохи Возрождения: идейные поиски, в Сб.: Гуманистическая мысль итальянского Возрождения / Сост. Л.М. Брагина, М., «Наука», 2004 г., с. 8-9.

Наиболее известны его многочисленные сонеты, посвящённые донне Лауре - женщине, которую он, по его словам, встретил в Авиньонской церкви в 1327 году. Никаких попыток лично познакомиться с Лаурой он не предпринял. Смерь Лауры вызвала новую порцию сонетов... Друг поэта, Джованни Боккаччо утверждал, что реальной Лауры никогда не существовало. У Петрарки было двое внебрачных детей.

Неаполь, Рим и Париж хотели вручить Петрарке венок лучшего поэта (строго говоря, по его же просьбе). Поэт выбрал Рим.

Литературоведы считают, что подробнейшее описание в стихах внутренних и противоречивых переживаний человека было новым словом в литературе того времени…

Я – пока еще один из многих, хоть и всеми силами стараюсь стать одним из немногих.

Франческо Петрарка

Итальянский мыслитель и поэт Франческо Петрарка родился 20 июля 1304 года в городе Ареццо, где некоторое время жил его отец, по профессии нотариус, в свое время изгнанный из Флоренции. В 1312 году, когда Франческо было восемь лет, его семья переехала в Авиньон, где тогда находился папский двор. В Авиньоне Петрарка провел все свое детство.

Будучи девятилетним мальчиком, Петрарка заинтересовался изречениями Цицерона, музыкой его слова, с которым его познакомил учитель, Конвеневоле да Прато. Позже он говорил об этом: “Такая ладность и звучность слов сама собой захватывала меня, так что все другое, что я читал или слышал, казалось мне грубым и далеко не таким стройным”. Несомненно, сочинения Цицерона запомнились ему на всю жизнь.

В 1326 году Петрарка принимает духовный сан. Его учителями, мыслям которых он неотступно следовал в религиозном деле, были только древние авторы и основатели ранней церкви (больше всего Иероним и Августин). Тогда же, в 1326 году Петрарка поступает на юридический факультет в Болоньи, где посещал занятия вместе со своим младшим братом, Герардо Петраркой.

Пожалуй, один день – 6 апреля 1327 года стал переломным в жизни Франческо Петрарки. Тогда он встретил женщину, которую он полюбил на всю жизнь. В историю она вошла под именем Лауры. Кто она была – до сих пор достоверно не известно. Вдохновленный своим чувством, Петрарка написал свои первые сонеты, которые не только вошли в золотой фонд “поэтической науки любви”, но и стали великолепным образцом для последователей и подражателей Петрарки и остаются ими по сей день. Известно, что Франческо Петрарка был не только гениальным мыслителем и философом, но и поэтом; он считается родоначальником итальянской национальной поэзии.

В 1330 году Петрарка заканчивает учебу и поступает на службу к кардиналу Джованни Колонне, что дало ему, сыну изгнанника, и определенное общественное положение, и возможность играть заметную роль в жизни современного ему мира.

В начале 1337 года Петрарка впервые посетил Рим. Позже он писал об этом так: “Рим показался мне еще более великим, чем я предполагал, особенно великими мне показались его развалины”. Можно подумать, что мыслитель говорил так шутя, но это совсем не так. Скорее, Петрарка говорил о великом прошлом тогдашней Римской империи. Затем философ поселился в городке Воклюзе, близ Авиньона, где фактически начался расцвет его творчества. Поэтические творения Петрарки приносили свои плоды, и уже 1 сентября 1340 года он получил сразу два предложения венчаться лаврами первого поэта: первое поступило от Парижского университета, второе – из Рима. Петрарка, поразмыслив, отдал предпочтение Риму. В апреле 1341 года Петрарка был увенчан лаврами на Капитолии.

Петрарка был свидетелем страшной чумы, которая в XIV веке унесла жизни более чем трети населения Европы. Только в итальянских городах Сиене и Пизе умерло больше половины жителей. Однако самого Петрарку чума обошла стороной.

В 1351 году флорентийская коммуна направила к Петрарке Джованни Боккаччо (известного мыслителя, впоследствии ставшего близким другом Петрарки) с официальным посланием, приглашавшим поэта вернуться во Флоренцию, откуда были изгнаны его родители, и возглавить созданную специально для него университетскую кафедру. Петрарка сделал вид, что польщен и готов принять это предложение, однако, покинув в 1353 году Воклюз и вернувшись в Италию, он поселился не во Флоренции, а в Милане.

Летом 1356 года Петрарка был с посольством к чешскому королю Карлу IV от государя Милана Галеаццо Висконти.

Весной 1362 года Франческо Петрарка, “уставший от мира, от людей, от дел, уставший до крайности от самого себя”, отправился из Милана в Прагу, следуя троекратному приглашению Карла IV, но по дороге был задержан хозяйничавшими в Ломбардии отрядами наемников и повернул в Венецию, где и поселился.

В Венеции Петрарка был почетным гостем. В решении Большого совета Венеции от 4 сентября 1362 года, когда Республика приняла его план устроения публичной библиотеки, говорилось, что “на человеческой памяти не было в христианском мире философа или поэта, которого можно было сравнить с ним”. В своем завещании Петрарка дарил все свои книги Венецианской республике с условием, что они станут основой публичной библиотеки, устроенной по его плану.

По словам самого Петрарки, его жизнь складывалась нелегко. О своей судьбе он говорил так: “Почти вся моя жизнь прошла в скитаниях. Я сравниваю свои блуждания с Одиссеевыми; будь блеск его имени и подвигов одинаковым, его странствия не оказались бы ни дольше, ни длиннее моих… мне легче пересчитать морской песок и небесные звезды, чем все препятствия, какие ставила завидующая моим трудам фортуна”.

Петрарка как-то обмолвился: “Я хочу, чтобы смерть застала меня или молящимся, или пишущим”. Так оно и случилось. Франческо Петрарка умер в Аркве в ночь на 19 июля 1374 года, не дожив до своего семидесятилетия лишь одного дня.

Все сочинения Петрарки были пропитаны необыкновенным романтизмом и гуманизмом, любовью к окружающему миру. Среди его самых известных сочинений: комедия “Филология”, “Канцоньере”, то есть книга стихов и песен, героическая поэма “Африка”, “Лекарства от превратностей судьбы”, сборники сонетов “На жизнь Лауры” и “На смерть Лауры”, “Книга достопамятных вещей” и неоконченная поэма “Триумфы”.

Франческо Петрарка был первым великим гуманистом, поэтом и гражданином, который сумел прозреть цельность предвозрожденческих течений мысли и объединить их в поэтическом синтезе, ставшей программой грядущих европейских поколений. Своим творчеством он сумел привить этим грядущим разноплеменным поколениям Западной и Восточной Европы сознание - пусть не всегда четкое, но такое, которое стало как бы верховодящим в разуме и вдохновении для них.

Петрарка - родоначальник новой современной поэзии. Его “Канцоньере” надолго определила пути развития европейской лирики, став своего рода непререкаемым образцом. Если на первых порах для современников и ближайших последователей у себя на родине Петрарка являлся великим реставратором классической древности, провозвестником новых путей в искусстве и литературе, то, начиная с 1501 года, когда стараниями типографщика Альдо Мануцио Ватиканский кодекс “Канцоньере” был предан широкой гласности, началась эпоха т. н. петраркизма, причем не только в поэзии, но и в области эстетической и критической мысли. Петраркизм вышел за пределы Италии. Свидетельством тому – творчество таких известных поэтов, как Гонгора (в Испании), Камоэнс в (Португалии), Шекспир (в Англии), Кохановский (в Польше). Без Петрарки их лирика была бы не только непонятной для нас, но и попросту невозможной.

Мало того, Петрарка проторил своим поэтическим наследникам путь к познанию задач и сущности поэзии, познанию нравственного и гражданского призвания поэта.

В невольно возникающем при чтении Петрарки автопортрете бросается в глаза черта: потребность в любви. Это и желание любить, и потребность быть любимым. Предельно четкое выражение эта черта нашла в любви поэта к Лауре, главному предмету сонетов и других стихотворений, составляющих “Канцоньере”. Любви Петрарки к Лауре посвящено неисчислимое количество ученых произведений. Лаура - фигура вполне реальная. Любовь к ней, как это часто бывает в настоящей поэзии, романтическая и стремительная, концу жизни поэта несколько приутихшая и едва ли не слившаяся с представлением о любви райской, идеальной.

Еще одна черта, которую обнажил в себе сам поэт, за которую порой (особенно на склоне лет) себя бичевал – это любовь к славе. Не в смысле, однако, простого тщеславия. Желание славы у Петрарки было теснейшим образом связано с творческим импульсом. Оно-то в большей степени и побудило Петрарку заняться писательством. С годами и эта любовь, любовь к славе, стала умеряться. Достигнув славы беспримерной, Петрарка понял, что она вызывает в окружающих куда больше зависти, чем добрых чувств. В своем “Письме к потомкам” он с грустью пишет о своем увенчании в Риме, а перед смертью даже готов признать триумф Времени над Славой.

Начало знакомству русской общественности с Петраркой положил русский поэт Константин Батюшков, едва ли не первый в России приверженец так называемого итальянизма, автор статей о Петрарке. Батюшков также перевел один из самых его известных сонетов – 269-й, и написал переложение его I канцоны, названной им “Вечер”. Огромнейшая заслуга в ознакомлении с творчеством Петрарки принадлежит поэту Вячеславу Иванову. Пожалуй, основная заслуга Иванова как переводчика Петрарки в том, что он, первый из крупных русских литераторов подошел к Петрарке не “вдруг”, а во всеоружии основательнейших филологических и историко-культурных познаний, оставаясь при этом изрядным стихотворцем.

Несомненно, Франческо Петрарка внес огромный вклад в развитие философии и литературы в целом, прежде всего – как основоположник истинного гуманизма, который, возможно, и оказался тем, что привлекало последователей и подражателей Петрарки в его творчестве.

Франческо Петрарка. LXI сонет (перевод В. Иванова)

Благословен тот край, и дол тот светел,

Где пленником я стал прекрасных глаз!

Благословенна боль, что в первый раз

Я ощутил, когда и не приметил,

Как глубоко пронзен стрелой, что метил

Мне в сердце бог, тайком разящий нас!

Благословенны жалобы и стоны,

Какими оглашал я сон дубрав,

Будя отзвучья именем Мадонны!

Благословенны вы, что столько слав

Стяжали ей, певучие канцоны, -

Дум золотых о ней, единой, сплав!

Мысли и изречения Франческо Петрарки

Жизнь человеческая на земле – не просто воинское служение, а бой.

Личное присутствие вредит славе.

Любовь великолепно умеет побеждать.

Великий итальянский поэт.

Родился в 1304 г. в семье флорентийского нотариуса. Петрарка улился в университетах Болоньи и Монпелье, где изучал право. В 1309 г. принял духовных сан в Авиньоне, где тогда располагалась резиденция римских пап. В начале 1330-х гг. путешествовал по Европе. В 1337 г. постил Рим.

В 1337-1341 гг. жил в селении Воклюз, где создал немало своих произведений. В это время Петрарка написал «Африку», грандиозное произведение на латинском языке, повествующее о завоевании Римом Карфагена . Петрарка мечтал об объединении Италии, пытался убедить императора Карла IV соединить разрозненные итальянские земли под своей власть. Уповал Петрарка и на римских пап , и на короля Неаполя. Поскольку его политическая приверженность была неопределённа, ему не удалось добиться успеха в своих попытках приблизить воссоединение страны.

Петрарка был большим знатоком античной литературы и филологии. Античная культура питала мысль и творчество Петрарки. Петрарка написал не сколько морально-этических трактатов, в которых призывал к совершенно разному образу жизни: в одном о воспевал «обеспеченный досуг», посвящаемый занятиям науками и искусствами в другом — монашеский аскетизм.

В трактате «О средствах против всякой фортуны» он пишет о бренности земной жизни, но обнаруживает интерес к человеческой личности. В работе «Об истинной мудрости» Петрарка оспаривает утверждение, что философия — служанка теологии, утверждая, что истинная цель философии — самопознание. В трактате «Тайна» Петрарка пытается разрешить главный конфликт, присутствующий в его душе — конфликт мирских устремлений и гуманистического мировоззрения с аскетическим идеалом, олицетворяемым св. Августином.

Несмотря на богатое латинское наследие Петрарки, если всемирная слава основана на его итальянских поэтических произведениях, задачу которых Петрарка видит в воспевании прекрасной и жестокой дамы. Петрарка написал множество сонетов, посвященных его возлюбленной, Лауре, которую он встретил в 1327 г. Петрарка посвящал стихи Лауре до самой ее смерти в 1348 г., а также десять лет после ее кончины.

Таким образом, собрание сонетов разделяется на две части: «на жизнь» Лауры и «на смерть». В стихах Петрарки Лаура, не теряя реальных черт, становится аллегорией чистоты и добродетели. Петрарка пишет о очищающем и облагораживающем влиянии любви к Лауре на его душу. Последние годы жизни Петрарка провел в Италии, много путешествуя. Поэт умер в 1374 г.

Сочинения:

Петрарка Ф. Избранные сонеты и канцоны в переводах русских писателей, СПБ, 1898;

Петрарка Ф. Автобиография, Исповедь, Сонеты. М., 1915.

Иллюстрации:

Портрет Петрарки.

Интересные факты из жизни итальянского поэта изложены в этой статье.

Франческо Петрарка интересные факты

Его отец был нотариусом, а мать домохозяйкой.

Многие считают его основателем гуманизма и «Отцом Возрождения».

Петрарка был первым поэтом, который заявил, что каждый поэт имеет гражданское призвание. Выступал за торжество ума и воспевал красоту человека , как физическую и духовную. В своей поэзии Франческо проявил все лучшее, созданное в предыдущую эпоху Ренессанса.

Много путешествовал — посетил Францию, Германию, Фландрию. В странах он занимался поиском древних рукописей и осматриванием памятников.

Когда ему исполнилось 40 лет, Петрарка заболел. По происшествии некоторого времени его друзьям и родственникам показалось, что он умер. Но на самом деле поэт упал в летаргический сон. Шла подготовка к похоронам, все сокрушались о преждевременной кончине великого поэта. Но ему «повезло» — в те времена хоронить усопшего можно было только спустя сутки после смерти. Такие запреты и спасли жизнь Петрарке. Он очнулся около своей могилы, поднялся и заявил о том, что чувствует себя превосходно.

Вместе со своим братом по имени Герардо он совершил восхождение в 1336 году на горную вершину в окрестностях городка Авиньон. Говорили, что поэт услышал какой-то внутренний голос, говоривший ему взять «Исповедь» Блаженного Августина с собой. Поднявшись на вершину, Петрарка увидел, что книга открылась сама на определенной странице. Она призывала отречься от человеческих страстей.

Своей платонической любви – Лауре, Франческо Петрарка посвящал свои произведения на протяжении 21 года. И даже после ее смерти он еще 10 лет в честь Лауры писал канцоны и сонеты. Но им не было суждено быть вместе, ведь она была счастлива в браке с мужем и 11 детьми, поэтому любовницей стать отказалась.

Загрузка...
Top