Что стало с иудой после смерти иисуса. Кто такой иуда искариот в библии. Причина, по которой согрешил Иуда

О предательстве Иуды Искариота архимандрит Сильвестр (Стойчев), профессор КДА.

Идет Страстная седмица. Каждый день вспоминается какое-либо евангельское событие. В Великий Четверг читается Евангелие, в котором повествуется и о прощальной беседе, и о Тайной Вечере, и о предательстве Иуды…

Иуда. Апостол и предатель. Фигура, вызывающая глубокое негодование, даже отвращение, и при этом трагическая.

В Писании ничего не сказано о призвании Иуды. Апостол, так сказать, без предыстории… Говорится, что «он имел при себе денежный ящик и носил, что туда опускали» (Ин. 12:6).
В основном имя Иуды упоминается в повествовании о последних днях земной жизни Иисуса Христа. Иуда: вор, лицемер, предатель. И все же он был с Господом все 3,5 года и состоял в числе 12… Чего он ждал от Христа? Чего хотел от Него? Зачем следовал за Ним?

Мы не поймем этого, если будем рассматривать Иуду отдельно от 12 апостолов. Посмею предположить, что его чаяния были такими же, как и остальных апостолов. Я имею в виду ожидание славы и торжества. Согласно Евангелию, эти ожидания двенадцати, споры о первенстве, о своем положении, о желании сесть по правую и по левую сторону не оставляют апостолов вплоть до последних дней жизни Христа. Иисус уже «грядет на вольную смерть», а у апостолов нет-нет да и вспыхнут споры о чести, о месте, о первенстве.

И в этом смысле Иуда, хотя Писание не говорит о его участии в этих спорах, переживает о том же: о славе, о месте, о вознаграждении… Иоанн Богослов говорит, что Иуда был вор (Ин. 12:6). Видимо, как хранитель ковчежца с деньгами, Иуда временами награждал сам себя. Свт. Иннокентий Херсонский с соответственным ему красноречием писал, что этот ковчежец стал для Иуды своеобразным ковчегом завета. Только не с Богом, а с диаволом, так как ковчежец с монетами символизировал все, чего на самом деле хотел Иуда.

Три с половиной года – немалый срок. Учитывая постоянное странствование и связанные с этим лишения, эти годы переносились с трудом, а ожидаемое торжество так и не наступало... Если попытаться понять психологию поступка Иуды, то, прежде всего, следует ответить на вопрос, веровал ли он в мессианство Христа? И ответ будет положительным. В противном случае и следование за Иисусом, и вхождение в число избранных теряет смысл. Если бы Иуда не верил в мессианство Христа, он бы за Ним не пошел.

У некоторых персонажей есть такая черта характера: «получить все и сразу». В противном случае постигают сомнение, разочарование, озлобление. Иуда был из таковых… Поэтому хотя он последовал за Христом и провел с Ним три с половиной года, но, в конце концов, начал сомневаться. Сомнение, отсутствие ожидаемого – вот основной лейтмотив действий Иуды.

Богословами и библеистами разных конфессий высказывались всевозможные точки зрения на мотивацию Иуды. Условно можно выделить два основных ответа:

1. Иуда, сначала поверив в Христа, потом разочаровывается, перестает верить. И им движет ненависть к Иисусу, желание получить удовлетворение за потраченные годы, силы, за неисполненные ожидания и мечты. То есть по сути Иуда банально хочет отомстить Тому, с Кем он связывает крушение своих надежд. И получение 30 серебряников в этой страшной схеме предательства далеко не главное (это не такая уж и большая сумма). 30 серебряников – лишь небольшая компенсация за 3,5 года… Но важнее отомстить ненавидимому.

2. Иуда не оставляет надежды на воцарение Христа. Он продолжает верить, что Иисус может победить всех врагов. Ведь Он творил чудеса, свидетелем которых был Иуда. Поэтому апостол ищет возможности спровоцировать Христа на явление Себя в силе и славе. То есть Иуда создает провокативную ситуацию, в которой, как он ожидал, Христос вынужден будет явить всю Свою силу, и, таким образом, произойдет торжество Христа и его учеников. Следовательно, Иуда стремился получить чаемое при помощи своеобразного марш-броска. Такой точки зрения на мотивацию Иуды придерживался известный дореволюционный публицист прот. Павел Алфеев. Также упоминает это мнение в своей книге «Последние дни земной жизни Господа нашего Иисуса Христа» свт. Иннокентий Херсонский.

Иуда и предатель, и лицемер. Он принял решение предать Христа, но при этом присутствует как ни в чем не бывало на Тайной Вечере. И когда Христос говорит ученикам, что один из них предаст Его, вместе с другими взволнованными апостолами Иуда вопрошает: «Не я ли, Господи?»

Возникает вопрос: зачем врагам Христовым понадобился Иуда? Неужели они не могли найти и арестовать Его сами? Вспомним Вход Господень в Иерусалим. Христа встречают толпы. День Тайной Вечери и последующие дни – период приготовлений и сам праздник ветхозаветной Пасхи, то есть то время, когда Иерусалим переполнен приезжими, многие из которых видели и слышали Христа в других местах Палестины. Иными словами, первосвященники и их сторонники боялись общественных беспорядков, в случае если они решатся арестовать Христа перед народом. Поэтому им нужно было удобное время и удобное место. Иуда указал им и то, и другое.

Однако зачем Иуда пошел сам с врагами Христовыми? Неужели они не знали, как выглядит Иисус, и не смогли бы Его арестовать? Иуда вполне мог обойтись, так сказать, наводкой: Он там-то в такое-то время будет одет в то-то...

Ведь преступники, как правило, предпочитают не светиться. Иуда мог бы взять свои 30 серебряников и уйти восвояси. Но нет… Думаю, ответ на эти недоумения нужно искать в своеобразной психологии тех, кто испытывает к кому-то сильную ненависть и желание навредить. Тут ключевым моментом является даже не сам наносимый вред, а своеобразное торжество! Мол, вот посмотри и пойми, кто Тебе это сделал! Знай, кто источник Твоей беды! Именно ради этого сиюминутного ликования над уничижаемым и желает Иуда лично предать (в смысле передать) Иисуса врагам.

Иуда раскаялся. И повесился. Почему так? Он раскаялся, но не покаялся… То есть понял, что погубил невинного, но при этом апостол не исправляет образ мыслей (покаяние). Можно сказать, что Иуда поступает как атеист. Он может признать свою неправоту, свое преступление, но не в силе покаяться, так как не верит в Бога милующего, в Бога прощающего, в Бога восстанавливающего. Для него за раскаянием следует отчаяние, выхода из которого нет. Можно предположить, что Иуда не ожидал раскаяния. Он был уверен, что ничего с ним не случится.

Для иллюстрации этой мысли можно воспользоваться образом Смердякова из «Братьев Карамазовых». Достоевский отлично показал действие этого неожиданного эффекта на убийцу. Смердяков в Бога не верил. Как и в совесть. Он думал, что убьет старика Карамазова, но никаких мучений не будет (как может мучать то, чего нет?). Оказалось же, что-то его грызет, мучает. Смердяков все равно в Бога не уверовал. Так что избавление от мучений только одно – повеситься. И Иуда, и Смердяков так и сделали.

Архимандрит Сильвестр (Стойчев)

Этот библейский персонаж стал известен благодаря тому, что явился предателем своего учителя, Иисуса Христа.

Последнее время многих людей интересует вопрос о том, кто такой Иуда в Библии. Отечественные и зарубежные исследователи пытаются рационально объяснить причины предательского поступка ученика Спасителя. Они хотят узнать, почему человек с высокими духовными качествами (на первый взгляд) продал своего наставника за 30 серебряников.

Образ Иуды в Библии

Образ Иуды Искариота покрыт большой тайной, несмотря на известную роль в драме, произошедшей в Великую Среду . Евангелисты чрезвычайно скупятся на описание жития предателя Христова. О мотивах духовной крамолы пишет Иоанн, а о покаянии и суициде - апостол Матфей.

Иуда Искариот

На заметку! Имя Иуда обладало широким распространением на территории Древней Иудеи. Это государство получило название благодаря «первому» упомянутому Иуде, праотцу Израильского народа. Во всех книгах Библии насчитывается 14 персонажей с этим именем. Прозвище Искариот трактуется неоднозначно: существует несколько различных версий происхождения.

Он являлся одним из двенадцати апостолов . Отличие его характеристики в том, что он родился не в Галилеи (севере Палестины), а именно в Иудеи. Отцом Иуды Искариота являлся Симон, о котором в Евангелие нет вообще никакой информации, что вызывает удивление, потому что Библия повествует о значимых людях подробно.

Молитвы святым апостолам:

  • При перечислении учеников Христа в Священных Писаниях этот апостол всегда упоминается в самом конце списка. Чрезвычайно выразительно делается акцент на самом факте духовного предательства.
  • Иуду Искариота избрал Сам Господь для проповедования апостольского учения. Он обязывался одушевлять веру в будущее Небесное Царство, где главою станет Спаситель. Предатель имел силы, какие наблюдались у других учеников: Иуда нес благие вести, исцелял больных от тяжёлых недугов, воскрешал почивших и прогонял нечисть из тел.
  • Искариот отличался умением вести экономические дела. Он являлся казначеем общины, образовавшейся вокруг Иисуса. Этот апостол носил с собою небольшой ковчег и хранил там пожертвованные верными христианами финансы.
  • Предатель Христов родился первого апреля. В некоторых повериях эта дата считается неблагоприятной. О молодых годах его жития сообщает «Сказание Иеронима». Здесь говорится, что родители Иуды бросили одинокого младенца в море, потому что узрели предзнаменования о бедствиях, идущих от их сына. Через несколько десятилетий Искариот пребывает на родной остров, убивает отца и вступает в связь со своею матерью.
  • Иисус принял его в собственную общину, когда Иуда раскаялся в преступлении, долго совершая аскетические поступки.
  • Часто некоторые ученые представляют предателя как необходимое орудие в руках Всевышнего. Иисус называет Искариота несчастнейшим человеком, потому что спасение возможно и без предательства.
  • Нельзя точно указать, вкусил ли Иуда тела и крови Сына Божьего и установился ли в Таинстве Евхаристии (соединения с Богом). Ортодоксальная точка зрения настаивает на том, что предатель не вошел в Царствие Господа, но сделал лживый вид и осудил Мессию.
Интересно! Искариот считает единственным иудеем среди всех учеников Христа. Между жителями Иудеи и Галилеи царила неприятная вражда. Первые считали вторых невеждами в Законе Моисеевой религии и отвергали их как соплеменников. Иудеи не могли признать факта пришествия Мессии из территории Галилеи.

Различные версии мотивации предательства

Самые авторитетные апостолы (Матфей, Марк и Лука) вообще ничего не сообщают из бытия предателя. Только святой Иоанн обращает внимание на то, что Искариот страдал сребролюбием. Главный вопрос о предательстве трактуется по-разному.

Лука. Поцелуй Иуды

  • Среди писателей выделяются некоторые, желающие оправдать этот поступок. С религиозной точки зрения такая позиция выглядит кощунственной. Она заключается в следующем: Иуда знал об истинной сущности Мессии и совершил своё преступление, потому что ощущал надежду на чудесное спасение Христа и его воскресение.
  • Еще одно оправдательное предположение заключается в том, что Иуда искренне желал увидеть скорейшее восхождение Сына Божьего в собственной славе, поэтому обманул того, кто доверял.
  • Ближе к истине является точка зрения, рассматривающая Искариота в качестве религиозного фанатика, который разочаровался в истинности царствования Мессии. Иуда считал Христа ложным защитником народности и моральных устоев Святой земли. Не найдя подтверждения своим вожделениям, Искариот не признал Иисуса за настоящего Мессию и решил придать «законному» наказанию от рук государственной и народной структуры.
  • Евангелисты точно указывают: мотивацией к духовной крамоле явилась безграничная любовь к деньгам. Никакое иное толкование не имеет такого авторитета. Искариот заправлял казной Христовой общины, а сумма, предложенная ему, соблазнила на свершение отвратительного плана. На эти деньги можно было приобрести участок земли.
  • Корыстолюбие покрывает образ предателя мрачной пеленою. Любовь к деньгам сделала Иуду грубым материалистом, в отличие от остальных апостолов, любивших Спасителя и Христову Церковь. Предатель оказался совершенно глухим к религиозным наставлениям учителя. Он символизировал отказ от христианства всего народа Иудеи. В душе Искариота затаился демон ложного мессианизма, не позволяющего чистым сердцем взглянуть на деяния Сына Божьего. Его материалистический ум породил корыстолюбие, уничтожившее духовную чувствительность.
На заметку! Христос, зная о присутствии среди его учеников диавола, не спешил открывать тайну апостолам. Он только ограничивался некоторыми намеками.

Мирские исследователи предполагают, что Мессия не знал этого точно, однако евангелисты утверждают, что замысел Божий протекал по определенному заранее плану. Через пять месяцев, в Тайную вечерю, Иисус раскрыл имя предателя святому Иоанну.

О других апостолах Христа:

Судьба несчастного апостола

Этот вопрос также является тяжелым и спорным. Матфей утверждает: Искариот раскаялся в совершенном деянии и выбросил проклятые серебряники в храме, когда не смог вернуть их первосвященникам.

Однако сожаление о собственном преступлении возникло у Иуды не от искренней веры в Спасителя, а от обыкновенного угрызения совести. Матфей заключает, что после раскаяния предатель ушел и удавился.


После всех событий ученики Христа намерились выбрать нового апостола вместо Искариота. Этот человек должен был присутствовать в общине все время, когда Божий Сын проповедовал знание, от Крещения до смерти на кресте . Жребий бросили между двумя именами, Иосифа и Матфия. Последний стал новым апостолом и обязался нести христианское учение в округе.

На заметку! Имя Иуды стало нарицательным и обозначает предательство, а его поцелуй - символическое обозначение наивысшего коварства. Несмотря на то, что этот духовный крамольник изгонял бесов, исцелял больных и совершал знамения, он навсегда лишился Царства Небесного, так как в душе своей был и остался разбойником и коварным вором, стремящимся к наживе.

Изображения в живописи

Библейский сюжет предательства Мессии всегда вызывал большой интерес и споры.

Творческие люди, вдохновленные этой драмой, создали множество индивидуальных произведений.

  • В европейском искусстве Иуда представляется духовным и физическим антагонистом Христа. На фресках Джотто и Анжелико он изображен с черным нимбом.
  • В византийской и русской иконографии принято разворачивать образ в профиль, чтобы зритель не встретился с коварным дьяволом глазами.
  • В христианской живописи Искариот - темноволосый молодой человек, со смуглой кожей, без бороды. Нередко представлен как отрицательный двойник Иоанна Богослова. Ярким примером такой позиции является сцена Тайной вечери.
  • На иконе, имеющей название «Страшный Суд», Иуда изображен сидящим у сатаны на коленях.
  • В искусстве Средних веков наблюдаются картины, где на плече коварного изменщика располагается демон, манипулирующий сознанием.
  • Самоубийство - распространенный мотив с эпохи Возрождения. Предатель часто изображен повешенным с выпавшими наружу кишечными внутренностями.
Важно! Иуда Искариот - один из 12 апостолов, несущих учение Мессии. За 30 серебряников продал Сына Божьего первосвященникам, а после раскаялся и удавился на дереве.

В среде исследователей библейских историй возникают споры о мотивах его преступного поступка и дальнейшей судьбе. Единой точки зрения добиться не удается, но самой авторитетной всегда считается та, что описана евангелистами.

Протоиерей Андрей Ткачев об Иуде Искариоте

Иуда Искариот – один из самых узнаваемых религиозных антигероев. Предатель польстился на 30 сребреников, однако быстро раскаялся. Имя персонажа стало нарицательным для обозначения предательства, а сумма полученных денег превратилась в символ вознаграждения тех, кто предает друзей и близких.

История жизни

В официальных источниках жизнь Иуды лишена детальных подробностей. В Библии это один из 12 апостолов Иисуса, к тому же на него возложена миссия казначея маленькой общины. Ответственная должность досталась герою за бережливость, умение отказываться от бесполезных и необоснованных трат денег. В канонических документах описан момент, когда Иуда упрекает Марию из Вифании за то, что та умастила ноги Иисуса миром стоимостью в 300 динариев. Деньги-то серьезные, вполне хватило бы накормить множество нищих.

В следующий раз персонаж появляется во время Тайной вечери: Иуда и другие ученики Иисуса ужинают за общим столом, и учитель пророчит предательство со стороны одного из присутствующих.

Неканонические источники более щедры на подробности биографии предателя. Иуда родился 1 апреля (с тех пор день считается самым несчастливым в году). Ребенку не повезло с самого начала: перед рождением мать увидела ужасный сон, который предупреждал, что новорожденный сын погубит семью.


Поэтому родители решили сбросить младенца в ковчеге в реку. Но Иуда остался жив и невредим, попал на остров Кариоф, а когда вырос и возмужал, вернулся в родные пенаты. Страшное пророчество исполнил – убил отца и вступил в кровосмесительную связь с матерью.

Затем Иуда прозрел и раскаялся. Чтобы замолить грехи, он 33 года ежедневно, набрав в рот воды, поднимался на гору и поливал высохшую палку. Чудо свершилось – мертвое растение выпустило новые листочки, а Иуда подался в ученики Иисуса.

В других апокрифах утверждается, что герой с детства жил по соседству с Иисусом. Болезненный мальчик попал на лечение к малолетнему целителю, но во время процедуры в него вселился демон, поэтому Иуда укусил Иисуса за бок. В оставшийся шрам позже попало копье римского легионера. Часть легенд и вовсе говорит о родстве Иуды и Иисуса – персонажей даже называют братьями.


По поводу значения прозвища «Искариот» нет единого мнения. Сын Симона иш Кариофа Иуда (хотя имя отца прямо не называется) получил второе имя для отличия от своего тезки, еще одного ученика Иисуса. Искариот появилось как переиначенное название родины – герой единственный из всех апостолов родился в городе Кариот (или Кариоф), остальные были уроженцами Галилеи.

Некоторые исследователи предполагают, что слово «кериййот» означает просто «пригород», деревня близ Иерусалима. Другие углядывают аналогию с греческими и арамейскими словами, что переводятся как «лживый», «убийца», «вооруженный кинжалом».


Образ Иуды сложился из описаний древних апокрифов. Персонаж представлен как невысокий и смуглый мужчина с темными волосами, крайне суетливый, любящий серебро (казначей нередко крал из денежного ящика).

В Евангелии цвет волос не указывается, этой особенностью внешности героя наделили литераторы. А позднее укоренилось мнение, что Иуда был рыжим. Например, и в своих произведениях использовали выражение «рыжий как Иуда». Апостол носил одежды из белой ткани, которые обязательно украшал кожаный передник с карманами. В исламе Иуда выглядит, как Иисус, – Аллах сделал так, чтобы его распяли вместо Мессии.


Смерть Иуды точно описана в Библии, правда, в двух вариантах. Предав своего учителя, казначей пошел и повесился. Легенда гласит, что для этих целей мужчина выбрал осину. Именно с тех пор листья деревьев стали дрожать на ветру, а само растение обрело удивительные свойства. Из древесины осины выходит отличное оружие против нечисти (вампиров), из нее нельзя возводить жилье, исключительно надворные постройки.

Вторая каноническая версия утверждает:

«…и когда низринулся, расселось чрево его, и выпали все внутренности его».

Священники не видят здесь противоречия, считая, что веревка, на которой повесился Иуда, оборвалась, и он «низринулся». По некоторым источникам, предатель Иисуса умер в глубокой старости от непонятной неизлечимой болезни.

Предательство Иуды

Задумав предательство, Иуда отправился к первосвященникам и спросил, какую цену получит за свой поступок. Апостолу обещали за «работу» 30 сребреников. По каноническому представлению – сумма приличная: за такую стоимость продавали участки земли в городе. Удобный случай сдать Христа представился в ту же ночь. Мужчина привел в Гефсиманский сад воинов, где на учителя указал поцелуем, прежде пояснив:

«Кого я поцелую, Тот и есть, возьмите Его».

По утверждению архиепископа Феофилакта Болгарского, Иуда поцеловал Иисуса, чтобы воины не перепутали его с апостолами, ведь на дворе стояла темная ночь.


Почему был выбран именно такой способ указания на Мессию, исследователи Нового Завета тоже объясняют – это традиционный знак приветствия, пожелание мира и добра у евреев. Со временем словосочетание «поцелуй Иуды» превратилось в идиому, которая обозначает высшую степень коварства. Как только Христа приговорили к распятию, Иуда осознает, что он сделал, и раскаивается. Возвращает тридцать сребреников со словами

«Согрешил я, предав кровь невинную»,

а в ответ слышит:

«Что нам до того? Смотри сам».

Рассуждать на тему, зачем Иуда предал Христа, брались десятки умов. Одно из самых очевидных объяснений – корыстолюбие. Евангелисты также указывают на участие Сатаны: якобы он вселился в казначея и управлял действиями.


Некоторые представители церкви утверждают неотвратимость божьего промысла, мол, события были задуманы свыше, и Иисус знал об этом. Мало того, просил апостола выдать его, а поскольку ученик не в силах ослушаться учителя, пришлось повиноваться. Таким образом, Иуда превращается в жертву, и вместо ада герой будет в раю.

Некоторые пытаются оправдать поступок тем, что Иуда устал ждать, когда Иисус, наконец, обнародует свою славу и миссию, при этом все же надеялся на чудесное спасение учителя. Другие пошли дальше, обвиняя Иуду в том, что тот разочаровался в Иисусе, приняв его за лже-Мессию, и действовал во имя торжества правды.

В культуре

Десятки писателей пытались на свой лад интерпретировать образ библейского Иуды. Итальянский журналист Фердинандо Гаттина в середине 19 века выпустил книгу «Мемуары Иуды», которая возмутила религиозное сообщество, – предатель выставлен борцом за свободу еврейского народа.


Переосмысливали жизнь героя Алексей Ремизов, Роман Редлих. Интересным взглядом на деяния Иуды Искариота поделился в одноименной книге. Представитель Серебряного века показал предателя, который в душе бесконечно любил Христа. Российским читателям персонаж также знаком по книге «Мастер и Маргарита», где Иуда идет на отвратительный поступок ради возлюбленной.

Живопись неизменно связывает Иуду с «темными» силами. На картинах, фресках и гравюрах мужчина то сидит на коленях у Сатаны, то изображен с черным нимбом над головой или же в профиль – так рисовали бесов. Самые знаменитые творения изобразительного искусства принадлежат перу художников Джотто ди Бондоне, Фра Беато Анджелико, ювелира Жана Дюве.

Персонаж стал героем музыкальных произведений. В нашумевшей рок-опере и Тима Райса «Иисус Христос – суперзвезда» нашлось место арии Иуды.

Поговаривают даже, что этому предателю, как первому революционеру, в конце лета 1918 года устанавливал памятник в центре города Свияжск. Впрочем, эта история так и осталась мифом.

Экранизации

На заре кинематографа первым примерил образ Иуды американец Фрэнк Гейлор в фильме «Игра страсти Обераммергау». Затем последовала череда экранизаций на тему жизни Христа, в которой ярким пятном стала картина «Царь Царей» (1961) режиссера Николаса Рэя. Роль апостола под номером 12 досталась Рипу Торну.


Критики по достоинству оценили киноинтерпретацию мюзикла «Иисус Христос - суперзвезда». Канадец Норман Джуисон снял одноименный фильм в форме спектакля, где предателя сыграл Карл Андерсон.Юрий Кара снял фильм по мотивам произведения Михаила Булгакова, однако он дошел до зрителя только в 2011 году. На роль Иуды режиссер пригласил .


В 2005 году на телевидении состоялась премьера «Мастера и Маргариты» от . В этой ленте зрители наслаждались игрой , который убедительно изобразил евангелистского предателя.

Цитаты

«Христос – один на все эпохи. Иуд же в каждой – сотни».
«Было бы хорошо для всего мира, особенно для детей Божьих, чтобы Иуда оставался одиноким в своем преступлении, чтобы не было больше предателей, кроме него».

Януш Рось, польский сатирик:

«Всего лишь один Иуда на двенадцать апостолов? Трудно поверить!»

Василий Ключевский, историк:

«Христы редко являются, как кометы, но Иуды не переводятся, как комары».

Поль Валери, французский поэт:

«Никогда не судите о человеке по его друзьям. У Иуды они были безупречны».

Веслав Брудзиньский, польский сатирик:

«Начинающий Иуда вкладывает в свой поцелуй много искреннего чувства».

Оскар Уайльд, английский писатель:

«Сегодня у каждого великого человека есть ученики, а его биографию обычно пишет Иуда».

Иуда Искариот был одним из двенадцати учеников Иисуса Христа.

Кем он был на самом деле, и каким он был?
В Библии об Иуде Искариоте говорится немного. Но по его поступкам можно судить о нем, как о личности деятельной и целеустремленной.

Находясь рядом с Иисусом, он сидел рядом с другими его учениками и слушал, наблюдал, делал выводы. Он не был открытым и простым, не был прямолинейным и добродушным. Таких характеристик Иуды в Библии не найти.

Написано, что он носил ящик с пожертвованиями (единственная ценная вещь в этой группе простых и небогатых людей: рыбаков, плотников и пастухов), и был вором.
"Иуда Симонов Искариот, который хотел предать Его, сказал: "Для чего бы не продать это миро за триста динариев и не раздать нищим?" Сказал же он это не потому, чтобы заботился о нищих, но потому, что был вор. Он имел при себе денежный ящик и носил, что туда опускали” (Иоанна 12:5-6).
Так ли были необходимы Сыну Божьему эти деньги? Иисус накормил тысячи людей пятью хлебами, и его ученики видели это. Почему Иуда так беспокоился? Нигде нет его разговоров с Иисусом о вере, о народе Израильском, о других важных вещах.
Так что же привело Иуду Искариота к пророку из Назорета?

Однажды Иуда услышал о человеке, который может творить чудеса: исцелять слепорожденных, расслабленных, изгонять бесов, останавливать кровотечение, поднимать на ноги калек, лечить множество болезней без денег и лекарств, простую воду превращать в вино. Кто мог иметь такую власть над болезнями, темными силами, над стихиями природы? Что это был за человек?

Тысячи людей искали встречи с Ним. И в те далекие времена, и сегодня люди готовы отдать целое состояние, чтобы продлить жизнь себе, своим близким еще на год, на месяц или хотя бы на один день.
Не трудно представить, какой поток денег хлынет на счет современного целителя за исцеление от таких болезней, как: рак, ДЦП, СПИД, слепота, паралич, и др.
К Иисусу обращались сотники, купцы, градоначальники и другие богатые люди, которые готовы были платить за свое исцеление, или исцеление своих детей, родных и близких. Возможно, что они даже приносили с собой дары для Иисуса и показывали ему свои сокровища. А Он говорил: «Не собирайте сокровища на земле… Продавайте ваши имения и раздавайте нищим... Отдавайте Кесарю кесарево…». Единственной ценной вещью была одежда Иисуса, о которой стражники кидали жребий после того, как распяли его на кресте. "Распявшие же Его делили одежды Его, бросая жребий" (Матфея 27:35). И больше ничего.

Быть учеником такого человека как Иисус (научиться исцелять, творить чудеса), это реальный шанс стать известным и состоятельным человеком, получить власть. Кто-то утверждает, что у Иуды была благая цель: выгнать угнетателей с родной земли, помочь своему народу обрести свободу. Но тогда почему он раскаялся в том, что предал кровь невинную?

Иуда слышал, что придет Мессия (Спаситель) и Он станет Царем не только Иудеи, но и других государств, и освободит еврейский народ.
"И Ему дана власть, слава и царство, чтобы все народы, племена и языки служили Ему; владычество Его - владычество вечное, которое не пройдет, и царство Его не разрушится" (Даниил 7:14).

Иисус говорил, что он является Сыном Божьим, Мессией, и обращался к грешникам со словами о прощении грехов. Кто мог говорить такие слова? Только будущий Царь. А быть одним из приближенных Царя - это большая честь.
Но это нелегко - быть рядом с таким учителем, как Иисус. Его ученикам пришлось сопровождать его в долгих, изнуряющих походах. Они нигде не останавливались надолго. Двигались от города к городу, от поселка к поселку, через долины, озеро, реки. Часто ночевали в поле, на голой земле, иногда терпели голод и жажду.

Три долгих года Иуда ждал, что Иисус начнет сплачивать вокруг себя израильский народ для свержения власти, начнет предпринимать шаги к получению реальной, государственной власти. Но время шло, а учитель не вступал в свои царские права, а главное, и не собирался этого делать. Три года пропали зря. Мечты Иуды не могли осуществиться. Мог ли он искренне любить Иисуса за обманутые надежды?
Когда же Иисус сказал своим ученикам, что Он пришел на землю для того, чтобы принять мучения и быть убитому, Иуда принял окончательное решение.

Придя на вечерю как верный ученик, Иуда уже знал условия договора, и знал сумму предательства – тридцать серебряных монет. Ему нужно было только определиться с днем и местом, куда могут прийти священники и стража, чтобы арестовать «Царя Иудейского».
Библия утверждает, что Иисус знал, кто у него в учениках, и знал, что Иуда Искариот способен предать. Обращаясь к своим ученикам, он сказал однажды:"Вы чисты, но не все".
В последнюю вечерю перед казнью, зная мысли и планы «ученика», Иисус, чтобы исполнилось пророчество, сказал Иуде: «Что делаешь, делай быстрее».

Доказательств того, что Иисус заставил Иуду совершить предательство нет. Этот выбор Иуда сделал самостоятельно. Иначе все учение Христа можно было бы поставить под сомнение, а Его самого можно было бы назвать злодеем, который намеренно вверг человека в смертный грех, склонив его к предательству и самоубийству.
В этом случае, все высказывания Иисуса о любви Божьей, его нагорная проповедь, само учение Христа, являются ложью. Этого и добиваются те, кто оправдывают Иуду.

Написано, что Иуда "пошел и удавился", а перед этим он раскаялся. Что же произошло?
После своего предательства, Иуда приходит в храм, чтобы вернуть деньги, но даже священники, арестовавшие Иисуса в Гефсиманском саду, теперь отвернулись от Иуды. Они не взяли деньги, сказав, что эти деньги - цена крови. Но при чем тут кровь? Кровь врагов не смущала священников, а кровь Христа они не приняли. Видя, как Иисус мужественно принял страдания и смерть на кресте, многие (и священники и жители города), впоследствии, уверовали в то, что он был невиновен в тех преступлениях, в которых его обвиняли. Его кровь стала для них невинной.

Что это означает? Иисус мужественно принял свою смерть, принял как Царь, как победитель, как Сын Божий. Иуда был уверен, что Иисус лжец, и на кресте все увидят его настоящего - слабого, трусливого, лживого. Тогда весь народ поймет, что именно Иуда - тот настоящий лидер, герой, Царь, которого все ждут. Только жажда славы, власти, богатства были причиной предательства Иуды. В истории есть много примеров, когда малозначительные личности получали мировую известность только благодаря тому, что совершили покушение на известных, знаменитых людей. Иуда действительно увековечил свое имя, но не славой, а позором.

Большая толпа сочувствующих собралась у креста, на котором был распят Иисус Христос. Иуда увидел каким измученным и истерзанным было тело Иисуса и это зрелище испугало его. Он понял, что Иисус повел себя не как трус и предатель. Иисус победил, Иуда проиграл. Получил ли Иуда признание среди учеников? Нет, не получил. Получил ли он признание среди священников, фарисеев и книжников? Нет, не получил. И даже среди народа он был чужим, одиноким, презираемым всеми. Его несчастная душа видела только один путь освобождения от позора и разочарования.

Есть и другая версия.
Все люди грешат, нет безгрешных на земле. И мы не сразу видим последствия наших поступков, и часто не понимаем того, что делаем. ("Отче, прости им, ибо не ведают, что творят"). Но Иуде была открыта правда о Христе, он увидел последствия своего поступка. Увидел и раскаялся в содеянном. Из этого следует, что Бог простил Иуду, и открыл ему истину, но Иуда не принял ее. Чтобы искупить грех предательства Иуде нужно было пройти путь апостолов Христа. А этот путь узок и тернист, он полон страданий и лишений.
Иуда не принял прощение Бога потому, что не любил Бога, не любил его заповеди, и не смог принять Его прощение. В ответ на данное ему откровение, он пошел и удавился.

Есть утверждение, что Иуда был патриотом своего народа. Зная популярность Иисуса, Иуда Искариот пытался смертью Христа вызвать волнения и бунт среди евреев, чтобы свергнуть римский гнет. Но много ли настоящих патриотов берут деньги за смерть невинного человека? Распятие на кресте - казнь, при виде которой, содрогнется любой нормальный человек. Сами методы достижения поставленной цели в данном случае вызывают сомнения.

Существует еще и противоположная версия (назовем ее "версия первосвященников"): "Тогда первосвященники и фарисеи собрали совет и говорили: что нам делать? Этот Человек много чудес творит. Если оставим Его так, то все уверуют в Него, и придут Римляне и овладеют и местом нашим и народом. Один же из них, некто Каиафа, будучи на тот год первосвященником, сказал им: вы ничего не знаете, и не подумаете, что лучше нам, чтобы один человек умер за людей, нежели чтобы весь народ погиб" (Иоанна 11:47-50).
Возможно, что Иуда принял позицию первосвященников, и решил, что лучше пусть погибнет один человек, чем весь народ от рук римлян. Но эта версия вызывает большие сомнения. Человек, для которого главное - свобода и благополучие его соотечественников не будет в отчаянии искать себе оправдание, и не покончит жизнь самоубийством.

В течении 20-ти веков человечество в своем общеполитическом развитии двигалось вперед путем проб и ошибок. И цена этих "ошибок" очень высока, она исчисляется миллионами погубленных человеческих жизней. Сегодня большинство стран мира имеют демократическую модель государственного строя. Но можно ли с уверенностью сказать, что демократическое устройство является лучшим из всех существующих? Только время является определяющим фактором.

Был ли Иуда Искариот членом политической организации? Библия умалчивает об этом. Известно, что хорошо организованная политическая организация тщательно готовит почву для свержения существующей власти. Есть два основных пути: путь политических реформ и свержение существующей власти силовыми методами: с помощью оружия, солдат, армии.
Террористы действуют самым грубым способом: берут бомбу и взрывают царскую карету. Они действуют целенаправленно. В их понимании все зло заключено в главе государства и его ставленниках. И это зло должно быть уничтожено раз и навсегда.
Но в момент, когда человек рискует собственной жизнью для освобождения собственного народа, он не будет думать о звонких монетах. Не логично перед лицом смерти запасаться материальными благами, ведь деньги нужны только живым.

Глубокой ночью Иуда торопиться к фарисеям и священникам. Он идет, окруженных воинственно настроенной толпой, в Гефсиманский лес, и подходит к своему учителю, духовному наставнику. Иуда подходит к Иисусу и целует его, подавая знак стражникам.

Довольно странное поведение для освободителя своей страны от зла и несправедливости. Его не окружают идейные соратники, он везде один. Никто не поддерживает его, и никто не удерживает за руку. Почему он остался один? Где были его единомышленники? Почему он не видел иного выхода для себя, кроме самоубийства? Ведь высокие цели дают человеку духовные силы, его жизнь приобретает высокую цену.

Еще одним контраргументом того, что Иуда был лидером группы патриотов, является то, что деньги должны были поступить в "общую кассу" для целенаправленного использования. В данном случае деньги были взяты самим Иудой для себя, для собственного обогащения. Иначе, зачем Иуда хотел вернуть эти деньги первосвященникам? Почему не раздал нищим, как он делал раньше, находясь в кругу учеников Иисуса Христа?

И сегодня вокруг личности Иуды Искариота существует много вопросов, не имеющих достаточно полного ответа. Одно лишь не вызывает сомнения - поступок Иуды не внушает уважения. Итог его жизни был предопределен (бесславие и самоубийство). Иисус Христос знал сущность этого человека:"Когда Я был с ними в мире, Я соблюдал их во имя Твое; тех, которых Ты дал Мне, Я сохранил, и никто из них не погиб, кроме сына погибели" (Иоанна 17:12).

Утверждение сторонников Иуды Искариота о том, что он был любимым учеником Иисуса Христа, поэтому учитель поручил ему выполнить миссию предателя, кажется мне неверной.
Да, Иуда изначально не замышлял предательство: «И Иуду Искариота, который ПОТОМ сделался предателем» (Луки 6:16). И сам Иисус относился к нему также, как и к другим своим ученикам. Но, судя по тому, как Иисус говорит о человеке, который предаст его, можно с уверенностью сказать, что Спаситель горько скорбит о его судьбе, предрекая, что будущее такого человека - смерть и Ад.
"Впрочем Сын Человеческий идет, как писано о Нем, но горе тому человеку, которым Сын Человеческий предается: лучше было бы этому человеку не родиться. При сем и Иуда, предающий Его, сказал: не я ли, Равви? Иисус говорит ему: ты сказал" (Матфея 26:24-25, Марка 14:21, Луки 22:22).
Из этого следует, что Иисус видел сердце Иуды Искариота, и знал, что в нем ложь и предательство.

Итогом данных рассуждений являются пророческие слова апостола Павла (1-е послание Коринфянам 13 глава):

"Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я – медь звенящая или кимвал звучащий.

Если имею дар пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви, – то я ничто.

И если я раздам все имение моё и отдам тело моё на сожжение, а любви не имею, нет мне в том никакой пользы".

Иуда - пример того, как без любви любой человек, в том числе верующий, может пойти по пути предательства и лжи, и не будет ему в этом никакой пользы.

Но зачем и для чего делаются попытки оправдать поступок Иуды Искариота? Что заставляет защитников Иуды Искариота отвергать простое и понятное изложение сведений о предателе Иисуса Христа, приведенное в Библии?

Любое учение, противоречащее Библии, ставит под сомнение правдивость сведений, приведенных в Священном Писании.
Первое, что сделал Змей с Эдемском саду, чтобы заставить первых людей согрешить, он посеял сомнение в сердце Евы о правдивости предостережений Бога относительно дерева познания добра и зла. "И сказал Змей жене (Еве): «Подлинно ли сказал Бог?..." (Бытие 3:1)

Основой любого христианского лжеучения была Библия, а лжепророков - Иисус Христос. К Библии, или к Иисусу Христу всегда прибавляется еще что-то, или кто-то.

Библия + дополнительное учение,
или
Христос + новый (современный) Мессия, пророк более позднего века, или кто-то из приближенных к Иисусу Христу, например Иуда Искариот.

Результатом таких "дополнений" всегда является принципиальное искажение основ Христианского учения. Тонко и грамотно, иногда почти незаметно, но все переворачивается с ног на голову. Новый фигурант (Иуда Искариот или Новый "Мессия") ставятся на одну ступень с Иисусом Христом, а чаще всего, выше самого Спасителя.

Главная цель лжеучений и лжепророков - заставить людей усомниться в Слове Божьем и отвергнуть спасительную жертву Сына Божьего - Иисуса Христа. Библия дает надежду всякому человеку: «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего единородного, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (От Иоанна 3:1-16).

Иисус Христос предостерегает всех людей на земле: «Если не покаетесь, все так же погибнете…» (Лук.13:3).

Он говорил, обращаясь к Иудеям, обступившим Его в храме, притворе Соломоновом:
"Если Я не творю дел Отца Моего, не верьте Мне; а если творю, то, когда не верите Мне, то верьте ДЕЛАМ Моим" (Иоанна 10:37-38).

Если даже словам не верите, то верьте делам! Простые и понятные слова, объясняющие очень важный аспект веры в Бога и любви к Нему. "Вера без дел мертва" (Иакова 2:17).
Какими же были дела Иуды Искариота?
А наши дела? Какие они?

Загрузка...
Top