Платонов А. Сочинение Платонов А.П. Ювенильное море платонов анализ

Платонов А. П.

Сочинение по произведению на тему: Ювенильное море" А. Платонова

Мотив смерти, один из важнейших в творчестве Платонова, становится символом мертвой жизни, берущей истоки в примитивном усвоении необразованным народом философии социального рационализма. Это ускоряло процесс мифологизации сознания, последний этап которого отразил в повести "Ювенильное море", написанной в середине 30-х годов.
Платонов подвергает критике умозрительные прожекты гигантского строительства, не учитывающие интересы отдельного человека. Разрыв между "общим" и "частным" ведет к потере "родства" между людьми, к росту формализма. Человек теряет свою ценность, превращается в механизм. Наиболее характерен эпизод, в котором герой, глядя вслед любимой женщине, размышляет о том, какую практическую пользу может принести ее тело, "сколько гвоздей, свечек, меди и минералов" можно получить из него. Гротескно описание бывшей совхозной кухарки, "печальной бесхозной женщины", у которой даже дешевые сережки отобрали, чтобы расплавить и получить материал для стройки, затеянной активистами на месте уничтоженного совхоза. В "Ювенильном море" писатель часто использует один из характерных своих приемов - художественную конкретизацию абстрактной идеи. Зачастую, как и в других произведениях, это те самые идеи, которыми он "переболел" в молодости.
В "Ювенильном море" одной из центральных является проблема "человек и технический прогресс". Платонов критически относится к позиции своих героев, сходной с той, которую он имел сам в юные годы, в период увлечения философией пролеткульта. В ранних статьях молодой писатель-публицист, как известно, отстаивал взгляд на человека как на "социально-организованный автомат", считая, что член будущего коммунистического общества должен быть гайкой и болтом в "общей машине - человечестве", не выделяясь из коллектива. Однако уже вскоре писатель отдает предпочтение личности, посвятив свое дальнейшее творчество исследованию ее "сокровенности". Таким образом, и структура повести "Ювенильное море" не лишена следов мировоззренческой эволюции художника. В этой повести идея ценности личности утверждается путем от противного, критикой бездуховности, явившейся следствием рационализации сознания "нормализованного человека". В системе персонажей отсутствует тип сокровенного платоновского героя. Почти все действующие лица гротескны, ирреальны, порой сатиричны. В то же время следует признать, что такой взгляд во многом определен той значительной дистанцией, которая разделяет эпоху 30-х годов и современность. Многие читатели повести, особенно старшего поколения, узнают и атмосферу того времени" и его приметы, воспринимая повесть в сугубо реалистическом плане, не замечая высокой степени художественной условности. Подобное осмысление "Ювенильного моря" закономерно влечет за собой предположение о том, что писатель "заразился" мироощущением большинства современников, сам поверил в миф, развенчанный им в произведениях, написанных незадолго до создания повести.
Полярные взгляды на "Ювенильное море" свидетельствуют о сложности его повествовательной структуры, в которой авторская позиция оказывается далеко не проясненной. Первым условием прочтения повести является, вероятно, ее анализ в контексте общей писательской концепции действительности. "Ювенильное море" написано почти одновременно с острогротескным, сатиричным "Мусорным ветром", одним из самых значительных произведений Платонова, которое прочитывается сегодня как социальное, что позволяет спроецировать изображенную автором инонациональную действительность на российскую почву. Вряд ли художник мог изменить за столь короткий срок свой взгляд на социальную действительность, тем более что в ходе ее художественного исследования Платонов гротескно трансформировал реалии и приметы времени.
Критике подверглись бюрократизм, догматизм, бесхозяйственность, недоверие к ближнему, ненависть к "классовому врагу". На критическое отношение писателя к современному ему социуму указывает и одна примечательная деталь - об Иоанне Грозном, самом жестоком правителе России, образ которого актуализируется в ЗО-е годы. Эту книгу читает герой, составляющий известную оппозицию остальным персонажам повести. Образ Умрищева сложен, в отличие от других претерпевает эволюцию, оставляет впечатление авторской зашифрованное™. Вполне может возникнуть убеждение в том, что герой в конце концов "заразился" идеологической болезнью. В то же время этот персонаж является носителем многих авторских взглядов, в том числе на крестьянский вопрос. Бюрократизм Умрищева, который может вызвать негативную оценку героя, настолько утрирован, что оставляет двойственное впечатление: либо автор видит героя хитрецом, приспособившимся к эпохе и пародирующим стандартное мышление, либо "маскирует" образ в традициях тайнописи. Остается открытым и вопрос о том, насколько может быть истинной перестройка сознания Умрищева, которую мы наблюдаем в финале повести. Ведь именно ему принадлежит сомнение в целесообразности фантастических проектов. "Не настанет ли на земле тогда сумрак?" - вопрошает герой, и это сомнение выдает в нем человека со здравым смыслом, практика, призванного сохранить преемственность поколений, вечного оппозиционера строителям вавилонских башен (именно так прочитывается в повести образ башни), деятельность которых получает сегодня суровую оценку. Современный исследователь отмечает, что "мессианизм, обожествление будущего или какой-либо великой идеи - это не столько слабость, романтическое увлечение, сколько великий грех перед человеком, перед своим народом".
Актуальность социальных утопий Платонова и состоит в том, что в них с известной прозорливостью исследован феномен русского мессианизма и его исторические последствия.http://www.

Мотив смерти, один из важнейших в творчестве Платонова, становится символом мертвой жизни, берущей истоки в примитивном усвоении необразованным народом философии социального рационализма. Это ускоряло процесс мифологизации сознания, последний этап которого Платонов отразил в повести “Ювенильное море”, написанной в середине ЗО-х годов.
Платонов подвергает критике умозрительные прожекты гигантского строительства, не учитывающие интересы отдельного человека. Разрыв между “общим” и “частным” ведет к потере “родства”

Между людьми, к росту формализма. Человек теряет свою ценность, превращается в механизм. Наиболее характерен эпизод, в котором герой, глядя вслед любимой женщине, размышляет о том, какую практическую пользу может принести ее тело, “сколько гвоздей, свечек, меди и минералов” можно получить из него. Гротескно описание бывшей совхозной кухарки, “печальной бесхозной женщины”, у которой даже дешевые сережки отобрали, чтобы расплавить и получить материал для стройки, затеянной активистами на месте уничтоженного совхоза. В “Ювенильном море” писатель часто использует один из характерных своих приемов – художественную конкретизацию абстрактной идеи. Зачастую, как и в других произведениях, это те самые идеи, которыми он “переболел” в молодости.
В “Ювенильном море” одной из центральных является проблема “человек и технический прогресс”. Платонов критически относится к позиции своих героев, сходной с той, которую он имел сам в юные годы, в период увлечения философией пролеткульта. В ранних статьях молодой писатель-публицист, как известно, отстаивал взгляд на человека как на “социально-организованный автомат”, считая, что член будущего коммунистического общества должен быть гайкой и болтом в “общей машине – человечестве”, не выделяясь из коллектива. Однако уже вскоре писатель отдает предпочтение личности, посвятив свое дальнейшее творчество исследованию ее “сокровенности”. Таким образом, и структура повести “Ювенильное море” не лишена следов мировоззренческой эволюции художника. В этой повести идея ценности личности утверждается путем от противного, критикой бездуховности, явившейся следствием рационализации сознания “нормализованного человека”. В системе персонажей отсутствует тип сокровенного платоновского героя. Почти все действующие лица гротескны, ирреальны, порой сатиричны. В то же время следует признать, что такой взгляд во многом определен той значительной дистанцией, которая разделяет эпоху ЗО-х годов и современность. Многие читатели повести, особенно старшего поколения, узнают и атмосферу того времени’ и его приметы, воспринимая повесть в сугубо реалистическом плане, не замечая высокой степени художественной условности. Подобное осмысление “Ювенильного моря” закономерно влечет за собой предположение о том, что писатель “заразился” мироощущением большинства современников, сам поверил в миф, развенчанный им в произведениях, написанных незадолго до создания повести.
Полярные взгляды на “Ювенильное море” свидетельствуют о сложности его повествовательной структуры, в которой авторская позиция оказывается далеко не проясненной. Первым условием прочтения повести является, вероятно, ее анализ в контексте общей писательской концепции действительности. “Ювенильное море” написано почти одновременно с острогротескным, сатиричным “Мусорным ветром”, одним из самых значительных произведений Платонова, которое прочитывается сегодня как социальное, что позволяет спроецировать изображенную автором инонациональную действительность на российскую почву. Вряд ли художник мог изменить за столь короткий срок свой взгляд на социальную действительность, тем более что в ходе ее художественного исследования Платонов гротескно трансформировал реалии и приметы времени.
Критике подверглись бюрократизм, догматизм, бесхозяйственность, недоверие к ближнему, ненависть к “классовому врагу”. На критическое отношение писателя к современному ему социуму указывает и одна примечательная деталь – книга об Иоанне Грозном, самом жестоком правителе России, образ которого актуализируется в ЗО-е годы. Эту книгу читает герой, составляющий известную оппозицию остальным персонажам повести. Образ Умрищева сложен, в отличие от других претерпевает эволюцию, оставляет впечатление авторской зашифрованное™. Вполне может возникнуть убеждение в том, что герой в конце концов “заразился” идеологической болезнью. В то же время этот персонаж является носителем многих авторских взглядов, в том числе на крестьянский вопрос. Бюрократизм Умрищева, который может вызвать негативную оценку героя, настолько утрирован, что оставляет двойственное впечатление: либо автор видит героя хитрецом, приспособившимся к эпохе и пародирующим стандартное мышление, либо “маскирует” образ в традициях тайнописи. Остается открытым и вопрос о том, насколько может быть истинной перестройка сознания Умрищева, которую мы наблюдаем в финале повести. Ведь именно ему принадлежит сомнение в целесообразности фантастических проектов. “Не настанет ли на земле тогда сумрак?” – вопрошает герой, и это сомнение выдает в нем человека со здравым смыслом, практика, призванного сохранить преемственность поколений, вечного оппозиционера строителям вавилонских башен (именно так прочитывается в повести образ башни), деятельность которых получает сегодня суровую оценку. Современный исследователь отмечает, что “мессианизм, обожествление будущего или какой-либо великой идеи – это не столько слабость, романтическое увлечение, сколько великий грех перед человеком, перед своим народом”.
Актуальность социальных утопий Платонова и состоит в том, что в них с известной прозорливостью исследован феномен русского мессианизма и его исторические последствия

(Пока оценок нет)

Сочинение по литературе на тему: Ювенильное море

Другие сочинения:

  1. Мотив смерти, один из важнейших в творчестве Платонова, становится символом мертвой жизни, берущей истоки в примитивном усвоении необразованным народом философии социального рационализма. Это ускоряло процесс мифологизации сознания, последний этап которого Платонов отразил в повести “Ювенильное море”, написанной в середине ЗО-х Read More ......
  2. В течение последних двух десятилетий в печати стали появляться многие произведения, запрещенные ранее цензурой. К их числу относятся и книги Андрея Платонова. Чем необычен писатель Андрей Платонов? Чем вызван нарастающий во всем мире интерес к его творчеству? Наверное тем, что Read More ......
  3. В течение последних двух десятилетий в печати стали появляться многие произведения, запрещенные ранее цензурой. К их числу относятся и книги Андрея Платонова. Чем необычен писатель Платонов? Чем вызван нарастающий во всем мире интерес к его творчеству? Наверное, тем, что проблематика Read More ......
  4. Стихотворения Ф. Тютчева “Как хорошо ты, о море ночное…” и А. Фета “Море и звезды” представляют собой “философские пейзажи”. Любованье ночным морем заставляет героев обоих произведений не только восхищаться красотой природы, но и размышлять о себе, о своей душе. Однако, Read More ......
  5. Тема “Человек и природа” всегда была глубоко органична для отечественной поэзии. Она неизменно ставила рядом с человеком все многообразие природы и открывала ему глаза на “трепет жизни”, на мудрую целесообразность, величие и гармонию, красоту родной земли. Природа всегда оставалась для Read More ......
  6. К повести “Старик и море” обращались кинематографисты разных стран. Первая экранизация произведения появилась еще при жизни Хемингуэя в 1958 г. (США, режиссер Джон Старджес, в главной роли Спэнсэр Трейси). Участие в работе над ней принимал и сам писатель. Стремясь к Read More ......
  7. Летом я был на Средиземном море с родителями и старшей сестрой. Отдых на море – это мой любимый отдых. Солнце, море, горы, сосны, песок, ракушки, катание на “банане” и катере – все это было незабываемо. Мы ездили на экскурсию по Read More ......
  8. Как приятно после холодной и долгой зимы почувствовать теплые солнечные лучи. Пришло лето, время отдыха. Одним из самых излюбленных видов отдыха современного человека является поездка на море. Желтый песок и лазурное море, что может быть лучше после душных объятий города. Read More ......
Ювенильное море

По своему сюжету это повесть о людях, которые строят социализм в отдельно взятом мясомолочном совхозе (написана она в 1934-м, но опубликована в СССР только в 1986 году). Тема откровенно на любителя, но Платонов излагает эту историю таким своеобразным языком, что невозможно оторваться от текста ("Зоотехник Високовский пришел к Босталоевой в землянку и вежливо, тщательно скрывая свою производственную радость, поздравил Босталоеву с высоким постом"; "Она помнила всех выдающихся коров в совхозном поголовье, а быков знала лично каждого…"). Так что ничего похожего на "Поднятую целину" здесь нет.

Что особенно радует, автор по-настоящему глумится над людьми труда, и их мечтами о будущем счастье человечества. И это в 30-е годы! Главные герои – доведенные до абсурда плакатные большевики, которые не имеют никаких жизненных потребностей и думают только о счастье человечества. Для директора совхоза Босталоевой главное в жизни – перевыполнить план по мясу, чтобы накормить рабочий класс. Ей помогают 2 клинических фантазера: зоотехник Високовский и инженер-музыкант Вермо. А с классовым врагом борется самый колоритный персонаж повести - старая беззубая бабка Федератовна ("добрая тетушка всего будущего и теща всего прошлого"). "Федератовна" - это партийная кличка. Надо полагать от слова Федерация.

Мечты о светлом будущем зоотехника и инженера – это просто песня! Читаешь и радуешься. Зоотехник Високовский надеется, что "эволюция животного мира, остановившаяся в прежних временах, при социализме возобновится вновь и все бедные, обросшие шерстью существа, живущие ныне в мутном разуме, достигнут судьбы сознательной жизни". – "Будет еще лучше, - обещала Босталоева. – Между живой и мертвой природой будет проложен вечный мост". Ну, разве не чудный диалог?

Мысль любителя коров и свиней Високовского витает вокруг преобразования живой природы: "Теперь засыпается пропасть между городом и деревней, - коммунистическое естествознание сделает, вероятно, из флоры и фауны земли более близких родственников человеку…". Даже страшно подумать, кто (или что) это будет…

А вот инженер Вермо, в основном, фонтанирует идеями, связанными с техническими изобретениями. Особенно его влечет к себе электрическая энергия. Для начала он решает покрыть всю Среднюю Азию озерами ювенильной (т.е. чистой) воды (вот откуда "ювенильное море" в названии!), чтобы бесплодную пустыню превратить в плодородную землю, на которой будут пастись несметные стада коров. Чтобы добыть воду из-под земли, инженер планирует прожигать землю электрическими разрядами.

Но циклопического плана по превращению Средней Азии в море Вермо мало и его мысль устремляется дальше: он намерен разрезать каменную породу электричеством, а затем сваривать отдельные камни при возведении домов (!) – снова с помощью того же электричества. Есть у него идеи и в области гастрономии: Вермо надумал заготавливать советский хамон, а чтобы мясо не портилось годами, пропускать через него ток.

А откуда электричество возьмется на все эти опыты? - Из дневного света! – И эта идея действительно разумная – солнечная энергетика развивается сейчас почти в любом цивилизованном государстве, но нужно учитывать, что в годы создания повести данная мысль была чистой фантастикой. Но и это не все, что пришло в голову инженеру! Вермо – это социалистический Эдисон и венцом его рацпредложений является идея разводить вместо коров огромных животных (вроде бронтозавров!), чтобы их молоком можно было напоить весь рабочий класс!

Неутомимый процесс мышления своего героя Платонов описал следующим образом: "на обратном пути Вермо погрузился в смутное состояние своего безостановочного ума, который он сам воображал себе в виде низкой комнаты, полной табачного дыма, где дрались оборвавшиеся от борьбы диалектические сущности техники и природы…"

В общем и целом, автор в "Ювенильном море" познакомил нас с колонией сельских сумасшедших – невероятно забавных и по большому счету безобидных. Даже Федератовна, готовая разорвать на куски каждого кулака и подкулачника (то есть всех, кроме Босталоевой, Високовского и Вермо) и та к концу повествования добреет. Когда находит себе мужика.

На заключительных страницах повести Платонов попытался как-то сгладить общее впечатление от своего глумливого произведения и замаскировать свой плохо скрываемый сарказм по поводу строительства социализма группой не совсем вменяемых товарищей (он, видимо, надеялся опубликовать "Море" в Советском Союзе, хотя в те годы его совсем не печатали). В самом конце повести читатель с изумлением видит, что мечты героев начали потихоньку осуществляться. Бронтозавров они, правда, доить еще не начали, но работа в этом направлении пошла…

Тем ни менее, попытка Платонова обойти цензуру не удалась, что вполне объяснимо. Такое в 30-е годы напечатать никак не могли – эпоха, когда одна часть населения с упоением истребляла другую, ни с юмором, ни с сатирой совершенно не сочеталась. Смеяться в те годы имел право только один человек, но у него представление об юморе было весьма специфическим. Когда его бывшие коллеги признавались в работе на зарубежные разведки – усатому было очень смешно, а юмор "Ювенильного моря" ему был абсолютно чужд.

В течение последних двух десятилетий в печати стали появляться многие произведения, запрещенные ранее цензурой. К их числу относятся и книги Андрея Платонова. Чем необычен писатель Андрей Платонов? Чем вызван нарастающий во всём мире интерес к его творчеству? Наверное тем, что проблематика его книг совпадает с древнейшими представлениями человека о мире, но даётся с позиции современной личности, впитавшей в себя культуру, историю России, достижения всего мира.

Среди них повесть «Ювенильное море», созданная в 1934 году и дошедшая до читателя лишь в 1986 году. В ней с необычайной убедительностью автор отразил абсурдность жизни в первые годы коллективизации и попытался предсказать будущее страны.

Перед нашим взором предстает мясосовхоз «нумер сто один», к которому инженер-электрик Вермо добирался в течение пяти дней по вымершей земле. Условия жизни людей и животных мало чем отличаются. Директор совхоза Умрищев отдает абсурдные приказы: рожать детей по графику, обрывать былинки на пешеходных тропинках, - а в целом хозяйством не занимается. В свое время он приехал из центра, где были созданы отделы по планированию «безвестных времен на тридцать лет вперед». Эти задачи невыполнимы, поскольку для их решения «требуется вечность».

В изображении абсурда жизни писатель продолжает традиции М. Е. Салтыкова-Щедрина. Платонов, как и великий сатирик, показывает происходящее в гиперболической и гротескной форме: люди живут в огромных выдолбленных тыквах; радея о мясосовхозе, Федератовна не спит уже полгода. Вермо мечтает вместо «ветхих форм животных» завести бронтозавров для получения «по цистерне молока в один удой»,

Писатель подчеркивает, что в этом обществе к человеку относятся как к еще одной производительной единице. Вермо, глядя на Босталоеву, размышляет, «сколько гвоздей, свечек, меди и минералов можно химически получить из тела Босталоевой». Жалость приравнивается к преступлению. («Ведь миллиарды разных людей умерли бесполезно. Что же вы одну-то стоите жалеете. Мало ли на свете жителей осталось!.. Жалейте хоть меня, если в вас гнилой либерализм бушует!» - возмущается Божев возле тела повесившейся Айны, на похоронах которой люди будут плакать только из приличия), милосердие и доброта отрицаются полностью («Всех жалеть не нужно... многих нужно убить»,- соглашается с ним Федератовна), счастья личной жизни не существует, его заменил труд. За годы гражданской войны и коллективизации люди забыли, что такое любовь. Вермо считал, что «любовь - это изобретение, как и колесо, и человек... долго обвыкался с любовью, пока не вошел в ее необходимость». Становится ясно, что в этой «стране трудного счастья» тяжело и страшно всем людям.

Несмотря на небольшие размеры произведения, проблематика повести достаточно сложна. Платонов поднимает социально значимые для тридцатых годов проблемы будущего страны, путей ее развития, методов хозяйствования и общечеловеческие проблемы - добра и зла, счастья, свободы личности,

Все поступки герои повести совершают с пафосом, но писатель обращает внимание на ложность этого пафоса. Как пример, можно привести лозунги, которые автор как бы выворачивает наизнанку, раскрывая их абсурдность. Босталоева призывает увеличить надои и количество мяса, не увеличивая поголовья взрослого скота, а осеменяя коров круглый год, что противоречит физиологии животного.

Необычен и язык писателя: он сопоставляет несопоставимые понятия («ударный поцелуй», «кипящая вселенная», «безысходная энергия»), намеренно использует косноязычие («смотреть друг в друга», «пошла... нечаянно рядом»), иронию и сарказм (несмотря на то, что совхоз находился «в русле речки, высохшей лет тысячу тому назад», на открытом месте, обдуваемом всеми ветрами, автор отмечает: «Гуртовая база была расположена разумно и удобно», а ее директор «любил все темы, кроме скотоводства»), политическую лексику («либерализм», «оппортунизм»), газетные штампы.

У персонажей повести «говорящие» имена и фамилии. Это еще один способ, с помощью которого автор раскрывает образ. Вермо ассоциируется со словами «верный», «верность». Он человек, навсегда преданный тому, во что поверил однажды. Фамилия Умрищев словно происходит от слова «умереть», такие, как он, не способны жить в новом обществе. Божев, как Господь Бог, может судить и наказывать. Федератовна, бывшая Кузьминична, сменила отчество с приходом новой власти. Надежда Босталоева олицетворяет грядущую победу над «классовым врагом». Всё это помогает писателю ярче передать особенности того времени.

С этой же целью автор мастерски использует многие художественные детали: голые ноги доярок, потемневшие от нехватки порошка зубы Босталоевой, спящие на земляном полу пастухи - все указывает на бедственное положение людей и хозяйства страны.

Немалую роль играет в произведении пейзаж. Он помогает увидеть параллель между скудной природой степи и положением государства в целом: «Редкий ковыль покрывал здешнюю степь, при этом много росло полыни и прочих непищевых, бедных трав», «трава утомилась жить под солнцем», «скучная сила осеннего ветра и зимняя пурга, поющая о безысходности жизни». Сама «мертвая природа» отвергает возможность построения счастливого социалистического общества на нищей земле.

Создавая портрет героя, писатель уделяет особое внимание глазам. Противопоставляя глаза Умрищева, в которых находилось «постоянное углубление в коренные вопросы человеческого общества и всего текущего мироздания», глазам Босталоевой, в которых светится «классовая вражда», Платонов подчеркивает огромную нравственную пропасть между ними.

Поражает жестокость героев. Хотя Вермо и пытается облегчить труд человека, все его мысли направлены на «убийства всех врагов». Ужасает образ Босталоевой, мечтающей «разбить и довести до гробовой доски действующего классового врага», и образ Федератовны, говорящей, что «многих нужно убить». Наиболее безнравственны Божев и Священный. Их черствость, подозрительность и деспотичность становятся яркой приметой диктаторского режима.

Особая роль отводится «невыясненным» людям, к которым откосится и Умрищев. Писатель показывай деградацию человека» находящегося под гнетом тоталитарной системы, постепенное превращение его в винтик, в человекоробота. Ведь Умрищев в конце концов смиряется с навязанным образом жизни и отказывается от своих взглядов.

В «Ювенильном море» А. П. Платонов выступает как провидец, предсказывая будущее. В этом повесть схожа с романом-антиутопией Е. И, Замятина «Мы». Как и Замятин, Платонов показывает последствия бесчеловечной политики государства. И даже сегодня, спустя столько лет, картины, изображенные в повести, ужасают и заставляют читателя задуматься над тем, какую цену приходится платить за социалистические идеи.

Повесть называется «Ювенильное море», и рядом автор дает пояснение - «море юности». Возможно, имеется в виду юность, молодость, а значит, и неопытность страны. Как и человек в молодости, государство готово идти на любые безрассудства (уничтожение народа, переделку природы и всего земного шара), но скоро оно повзрослеет, и поймет все свои ошибки.

Загрузка...
Top