Технологическая карта урока "отделка изделий из древесины". Урок "составление технологической карты изготовления табуретки" с учётом развития универсальных учебных действий

Данный урок разработан для выполнения работы по планированию и составлению технологической карты при выполнении творческого проекта, он является одним из самых сложных элементов проекта.

Технологическая последовательность операций разработана для художественного точения древесины на токарно – винторезном станке ТВ-4 с использованием данного типа станков, которые имеют ряд преимуществ перед токарными станками по дереву.

Преимущества токарно – винторезного станка ТВ-4 перед токарным станком по дереву ДИП:

  • Токарно – винторезный станок имеет комплект прямых и обратных кулачков, при помощи которых можно обрабатывать заготовку до 120 мм, устанавливая сначала обратные кулачки и проточив чистовую базу,

подперев заготовку центром задней бабки, затем устанавливаются прямые кулачки, подпирается центром задней бабки заготовка и производятся все последующие операции при помощи необходимого резца.

  • На данном типе станков возможна обработка древесины твёрдых пород, так как она имеет очень красивую природную текстуру древесины по сравнению с мягкими породами, обработку которых рекомендуют на токарных станках по дереву.
  • Резцы в токарно – винторезных станках закрепляются в резцедержателе и их подача к месту резания производится при помощи винтовых механизмов. Точнее при помощи продольной и поперечной подачи, что совершенно безопасно по сравнении с работой на токарных станках по дереву, где резцы держит руками ученик, соблюдая зазоры и другие условия обработки древесины.
  • При необходимости заготовку легко снять и снова поставить так как это необходимо для дальнейшей обработки.
  • В резцедержатель можно закрепить расточные резцы и любые другие приспособления для художественного точения.
  • Заднюю бабку используют для установки сверла, других режущих инструментов, а также для точения конуса 10- 12 градусов.
  • Если необходим конус определённой величины, то он делается при помощи верхнего поворотного круга.
  • Скорость вращения заготовки изменяется при помощи переключения рукоятки, что очень важно при чистовом точении и шлифовке.

Работа на данных станках гораздо безопасней и быстрее чем на токарных станках по дереву.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема открытого урока: «Разработка карт технологического процесса изготовления изделия из древесины. Оформление проекта.»

Тема открытого урока: «Разработка карт технологического процесса изготовления изделия из древесины. Оформление проекта.»...

Презентация к уроку производственного обучения по теме: "Изготовление швейных изделий ассортиментных групп".Тема урока: «Обобщение знаний об изготовлении швейных изделий. Познакомиться с петель...

Календарно-тематический план по профессиональному модулю ПМ.01 Разработка технологических процессов изготовления деталей машин

Календарно-тематический план по профессиональному модулю ПМ.01 Разработка технологических процессов изготовления деталей машин составлен на 1 семестр, включает в себя максимальную нагрузку 113 часов, ...

Опыт разработки профессионального модуля ПМ.01 «Разработка технологических процессов изготовления деталей машин»

Профессиональный модуль понимается как целостный набор подлежа­щих освоению умений, знаний, отношений и опыта (компетенций), описанных в форме требований, которым должен соответствовать обучающийся по...

учитель: Шильников Александр Васильевич

Предмет: технология

Класс: 5

Тип урока: Урок усвоения новых знаний

Тема: Древесина. Пиломатериалы и древесные материалы

Цели:

Образовательные: Ознакомление с природным конструкционным материалом - древесиной, пиломатериалами и древесными материалами

Воспитывать культуру поведения при фронтальной работе, индивидуальной работе; бережное отношение к природе; формировать и развивать экологическое мышление.

Формировать УУД:

Личностные УУД: готовность и способность к выполнению правил техники безопасности на уроках технологии; умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения; умение конструктивно разрешать конфликты

Регулятивные УУД: готовность и способность к постановке целей; планировать пути достижения целей; учиться самостоятельно контролировать свое время; осуществлять самооценку правильности выполнения действия на всех этапах его реализации

Коммуникативные УУД: формировать собственное мнение, но устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор; задавать вопросы; осуществлять взаимный контроль и оказывать взаимопомощь; учиться высказывать свои мысли и внимательно выслушивать товарищей

Познавательные УУД: осуществлять расширенный поиск информации; давать определения понятиям; работать с текстами (ознакомительное, изучающее, усваивающее или поисковое чтение): выделять главное и второстепенное

Планируемые результаты:

Предметные:

Знать определения древесины, пиломатериалов и древесных материалов и области их применения

Уметь различать породы древесины и виды пиломатериалов; подбирать нужный материал для изделия

Личностные: понимание значения леса для жизни отдельного человека и человечества; осознание потребности в бережном отношении к природе.

Метапредметные: понимание исторического отношения человека к древесине, как самому удобному природному конструкционному материалу и необходимостью сохранения экологического равновесия.

Основные понятия: древесина, хвойная и лиственная породы, строение древесины, кора, годичные кольца, пиломатериалы, доски, брусья, бруски, горбыль, пласть, ребро, торец, кромка, древесные материалы, фанера, шпон и т.п.

Оборудование: Учебник: Технология. Индустриальные технологии. 5 класс. А.Т. Тищенко, В.Д. Симоненко; Методическое пособие. 5 класс. А.Т. Тищенко; Рабочая тетрадь; задания 2,3,4,5 подготовленные в таблицах MO Excel, презентация, раздаточный материал, мультимедиа проектор, компьютеры

ВНИМАНИЕ. Этот урок имеет несколько особенностей, которые следует учитывать при анализе его структуры и планировании времени.

Это один из первых уроков технологии в 5 классе. Новое всё и учитель, и мастерская и некоторые приемы работы. Плотность этого урока от 60% до 80% ,т.е. учебная работа должна занять не все 90 минут, а от 55 минут до 72 минут (гигиенические критерии рациональной организации урока по Н.К. Смирнову).

Большое количество основных понятий в содержании темы урока для лучшего усвоения разбивается на отдельные группы и для каждой из них проходят этапы изучение нового и закрепление нового. Для закрепления нового продумано два варианта работы с заданиями. Если урок проводим в мастерской, то обучающиеся получают задания на карточках, а проверка выполняется с помощью соответствующих слайдов презентации.

Отличная работа получается, если на данном этапе урока класс переходит в кабинет информатики. Тогда учитель предлагает варианты заданий 2,3,4,5 подготовленные в таблицах MO Excel. Такие задания любят выполнять все мои ученики. На их выполнение уходит намного меньше времени, компьютер строго следит за орфографией и не пропускает ошибки. И главное компьютер справедливо оценивает работу, не придирается, но и не делает поблажек. Переход из мастерской в кабинет информатики и обратно считается динамической паузой.

Основные этапы организации учебной деятельности

Ожидаемые результаты

(развитие УУД)

Задачи этапа

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Организационный

Момент (2 мин)

Организовать актуализацию требований к учащимся со стороны учебной деятельности

Приветствие учителя, психологический настрой

Рапорт дежурного

Регулятивные:

волевая саморегуляция;

Личностные:

смыслообразование (Я должен...)

Коммуникативные:

I. Мотивация к учебной деятельности

Цель: включение учащихся в деятельность на личностном уровне. «Хочу, потому что смогу»

Подготовка к сознательному восприятию материала, стимулирование познавательного интереса, преобразование содержания обучения в личностно значимое

Организует. Уточняет тематические рамки.

Предлагает продолжить предложение:

Карелия это край … и …

Предлагает выбрать только один объект, тот который подходит для урока технологии

Предлагает дать пояснение, ответить на вопросы: почему? как ты считаешь?

Повторяют основные правила техники безопасности

Предлагают варианты, выбирают, обобщают, комментируют

Выбирают лес

Отвечают на вопросы

Коммуникативные:

планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками.

Познавательные: логические - анализ объектов с целью выделения признаков

II. Формулирование темы урока, постановка цели (7 мин)

Цель: повторение изученного материала; проговаривание цели урока в виде темы урока

Воспроизведение знаний, умений, жизненного опыта, необходимого для открытия и усвоения новых знаний и способов действий.

Обеспечение мотивации учения, принятие целей урока

Предлагает назвать деревья, связанные с праздниками;

деревья и сказки;

деревья - польза и историческая слава Заонежья.

Предлагает сформулировать тему урока и цель урока;

Помогает наметить план работы.

Уточняет формулировки;

Предлагает оценочный лист для работы по методу райтин г

Задание 1: стр. 4 в рабочей тетради

Критерии оценки задания слайды 2 и 3

Отвечают на вопросы:

Ель - Новый Год

Верба - Пасха, Вербное воскресенье

Береза - Троица. Пятидесятница

Липа - Лиса и заяц (лубяная избушка)

Ель, сосна - музей - заповедник Кижи (памятники деревянного зодчества)

Осина - лемех (покрытие куполов храмов)

Формулируют тему: Древесина. Пиломатериалы и древесные материалы.

Формулируют цель: Ознакомление с природным конструкционным материалом - древесиной, пиломатериалами и древесными материалами

Заполняют таблицу в рабочей тетради;

Вносят результаты работы в оценочный лист

Личностные: осознание своих возможностей

Коммуникативные:

Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью; постановка вопросов; планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками

Регулятивные:

Целеполагание; выполнение пробного учебного действия

Познавательные:

Самостоятельное формулирование познавательной цели;

Логические - формулирование проблемы; анализ объектов с целью выделения признаков

Физкультминутка

Динамическая пауза

III. Изучение нового (15 мин)

Цель:«Открытие» нового знания

приложение 4.jpg

приложение 3

приложение 3.1

приложение 2

приложение 2.1

приложение 1

IV. Закрепление нового (25 мин)

Цель: проговаривание нового знания, запись в виде опорного сигнала

Открытие и усвоение обучающимися новых знаний и способов действий

Выполнение заданий на усвоение главного в новой информации, выполнение заданий, в том числе и творческих, на основе изученного.

Выявление пробелов первичного осмысления изученного материала, коррекция выявленных пробелов, обеспечение закрепления в памяти обучающихся знаний и способов действий, которые им необходимы для самостоятельной работы

Предлагает рассмотреть строение ствола дерева по учебнику стр. 10 - 11 (3 абзаца) и выполнить:

Задание 2 (карточка - приложение 1 или вариант MO Excel строение ствола);

Задание 3 (карточка - приложение 2 или вариант MO Excel поперечный разрез)

Предлагает работу с учебником стр.11 - стр.12 и назвать достоинства и недостатки древесины

Учитель крепит на доску карточки в 2 столбика или предлагает сделать это ученику.

Предлагает проблемный вопрос: как по маленькому образцу определить (предположить) от какого он дерева?

Предлагает работу с текстом учебника на стр. 13 и выполнить: Задание 4 (карточка - приложение 3 или вариант MO Excel виды пиломатериалов); слайд 8

Предлагает выполнить: Задание 5 (карточка - приложение 4 или вариант MO Excel элементы доски); слайд 10

Учитель показывает несколько образцов (фанера, рейка, вагонка, ДВП, и т.п.)

И просит выбрать натуральные древесные материалы, т.е. что получаются из бревен или пиломатериалов пилением, строганием, рубкой

Задание 2 по карточкам или в MO Excel. При работе на карточке проверка по слайдам 4 и 5, заполнение листа самооценки.

Обучающиеся работают с учебником и выполняют Задание 3 по карточкам или в MO Excel. При работе на карточке проверка по слайдам 6 и 7, заполнение листа самооценки.

Обучающиеся работают с учебником, выделяют в тексте достоинства и недостатки.

Устно называют достоинства и недостатки древесины.

Обучающиеся работают с учебником и называют свойства древесины: порода, текстура, цвет, запах, твердость;

Обучающиеся работают с учебником и выполняют Задание 4 по карточкам или в MO Excel. При работе на карточке проверка по слайду 9 и заполнение листа самооценки

Обучающиеся выполняют Задание 5 по карточкам или в MO Excel. При работе на карточке проверка по слайду 11 и заполнение листа самооценки

Обучающиеся делают выбор.

Появляется вопрос, а как назвать оставшиеся образцы? Где найти ответ? Какими источниками информации располагают обучающиеся в настоящий момент?

Работа с учебником стр. 14. Проговаривают названия образцов древесных материалов

Коммуникативные:

Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью; постановка вопросов; инициативное сотрудничество: контроль, коррекция, оценка действий партнера

Регулятивные:

Планирование, прогнозирование, контроль, оценка, коррекция

Познавательные:

Физкультминутка

(4 минуты за 2 урока)

Динамическая пауза

Зарядка для глаз

Учитель предлагает паузу после выполнения каждой смысловой группы заданий

Древесина

Пиломатериалы и древесные материалы

V. Контролирующее задание (20 мин)

Цель: каждый должен сделать для себя вывод о том, что он уже умеет.

Выполнение заданий, которые содержат новые понятия и переход к заданиям, в которых новое знание используется вместе с изученным ранее.

Первичная проверка и самопроверка уровня освоенности материала и способов действий. Выявление качества и уровня усвоения знаний и способов действий, а также выявление недостатков в знаниях и способах действий, установление причин выявленных недостатков.

На столе разложены образцы для практической работы. Учитель предлагает выполнить п.1 и п. 4 изЛР 1 на стр.15 учебника

Выполнить упражнение 2 на стр. 4 рабочей тетради.

Выполнить упражнение 5 на стр. 5 рабочей тетради.

Выбирают образец, разбирают свойства и пробуют определить вид древесины.

Вносят итоги практической работы в оценочный лист

Обучающиеся выполняют упражнение 2 и проводят самопроверку по критериям, используя слайды 12 и 13.

Обучающиеся выполняют упражнение 5 и проводят самопроверку по критериям, используя слайд 14.

Вносят данные в лист самопроверки.

Личностные: самоопределение

Регулятивные:

Контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения

Познавательные:

Анализ, сравнение, обобщение, аналогия; подведение под понятие; определение основной и второстепенной информации; структурирование знаний; осознанное и произвольное построение высказывания

VII. Рефлексия учебной деятельности на уроке (5 мин)

Цель: осознание учащимися своей учебной деятельности, оценка результатов деятельности своей и всего класса.

Установление соответствия между поставленными задачами урока и результатами, внесение корректив, анализ и самоанализ учебной деятельности

Учитель предлагает проанализировать работу на уроке. Высказать свое мнение по вопросу: совпали ли результаты учебной работы с плановыми показателями? В чем были трудности? Что было интересно, а что лучше не использовать?

Самооценка.

Обучающиеся работают с оценочными листами.

Высказывают свое мнение о заданиях урока, предложенных методах работы.

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

Познавательные: рефлексия

Регулятивные: оценка-осознание уровня и качества усвоения; контроль

VIII. Домашнее задание и уборка рабочих мест (5 мин)

Сообщение объема и содержания домашнего задания, в том числе и вариантов домашнего задания по выбору учащихся, инструктаж по его выполнению

Учитель предлагает выбрать домашнее задание:

1. Найти в Интернете, чем отличается древесина карельской березы от древесины остальных видов берез.

2. Найти ответы на задания по карточкам с фотоизображениями

Обучающиеся записывают задания в дневники;

Выполняют уборку рабочих мест

Литература

Столярное дело/ Сост. Е.В. Смирнова - М.: Стройиздат, 1996 - 328 с.

Степанов Б.А. Материаловедение для профессий, связанных с обработкой дерева: Учеб. для нач. проф. образования./М.: Издательский центр «Академия», 2003- 328с.

CD-ROM «Технология. Библиотека электронных наглядных пособий» ЗАО «ИНФОСТУДИЯ. ЭКОН» 2004.

Электронное сопровождение для уроков технологии и системы дополнительного образования, адаптировано к демонстрации на интерактивной доске. 5 класс. Глозман Е. С., Глозман А. Е., Хотунцев Ю.Л. Мнемозина, М., 2009.

Дата публикации: 13.09.2015

Краткое описание:

предварительный просмотр материала

План - конспект урока

Занятие № 4 «Рабочее место и инструменты для ручной обработки древесины.

Последовательность изготовления деталей из древесины»

Цель урока : ознакомить обучающихся с устройством сто­лярного верстака, приёмами работы на верстаке, правила­ми безопасной работы у верстака и инструментами для обработки древесины; дать сведения о рабочей профессии сто­ляр, ознакомить с понятиями «производственный процесс», «технологический процесс», видами технологических опе­рации, примерами технологических процессов; научить формулировать и записывать последовательность технологического процесса изготовления простой детали из древесины; развивать техническое мышление, навыки планиро­вании трудовой деятельности с учётом имеющихся ресурсов и условий.

Образовательная: ознакомить с устройством инструментов, столярного верстака. Получить представление о последовательности изготовления изделий из древесины. Научиться организовывать рабочее место, соблюдать правила безопасного труда.

Развивающая: развивать техническое мышление, навыки планиро­вании трудовой деятельности с учётом имеющихся ресурсов и условий.

Воспитательная: воспитывать аккуратность, точность.

ТИП УРОКА: Урок комбинированный (УК)

Методы: рассказ, беседа, демонстрация наглядных пособий, инструментов, инструктаж по правилам безопасной работы, практическая работа.

Формируемые универсальные учебные действия: личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные.

Опорные понятия: столярный верстак (крышка, передний и задний зажимы, отверстия (гнёзда), клинья, лоток), столяр, производственный процесс, технологический процесс, технологическая операция, технологическая карта, технолог.

Планируемые результаты обучения.

Личностные

результаты

Предметные

результаты

Метапредметные

результаты

Иметь мотивацию к учебной деятель-

ности, проявлять интерес к занятиям предметно-практической деятельности.

Познакомятся с устройством инструментов, столярного верстака. Получат представление о последовательности изготовления изделий из древесины. Научатся организовывать рабочее место, соблюдать правила безопасного труда.

Познавательные УУД: уметь извлекать информацию, представленную в разных формах (рассказ, изделие, иллюстрация и др.); самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию, преобразовывать ее.

Регулятивные УУД: уметь планировать алгоритм

действий по организации своего рабочего места с установкой на функциональность, удобство.

Коммуникативные УУД: уметь слушать учителя и одноклассников, вступать в учебное

сотрудничество, формулировать ответы на вопросы.

Технологическая карта с методической структурой урока 80мин

Цель этапа

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.Организационный этап 2 мин.

Активация учащихся

Приветствие класса. Проверка готовности класса к проведению занятия

Приветствие учителя, контроль своей готовности к предстоящему занятию.

Личностные : мобилизация внимания, уважение к окружающим

Регулятивные : планирование занятия

Познавательные: порядок проведения и организация урока по технологии

Коммуникативные : взаимное сотрудничество учителя и обучающихся на уроке

2. Актуализация знаний -5 мин

Выявить уровень знаний и степень готовности к усвоению нового материала.

Проанализировать полученные знания:

Типы графических изображений

Линии чертежа
- масштаб

Чтение чертежа

Осуществить выход на задание, вызывающее познавательное затруднение: где выполняется работа по изготовлению изделия?

Участвуют в диалоге и обсуждении проблемных вопросов, формулируют собственное мнение и аргументируют его.

Ученики должны осознать, почему и для чего им нужно изучать данную тему.

Личностные : осознание своих возможностей.

Регулятивные : умение планировать свою работу.

Познавательные: умения работать с информацией, анализировать, сравнивать, выделять главное.

Коммуникативные : сотрудничество и общение учителя и обучающихся.

3. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся -3 мин.

Создать условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность.

Информировать учащимся сведения об уроке:

Урок состоит из 2 частей

1. тема «Рабочее место и инструменты для ручной обработки древесины». 2. вторая часть урока «Последовательность изготовления деталей из древесины».

После каждой темы практическая работа.

Отвечают на вопросы учителя, обсуждают их. Формулируют цель урока, определив границы знания и незнания. Составляют план достижения цели урока и определяют алгоритм своих действий.

Личностные : мобилизация внимания, стремление узнать новое

Регулятивные : целеполагание, планирование деятельности

Познавательные: умения работать с информацией, анализировать, сравнивать, выделять главное

Коммуникативные : инициативное сотрудничество в поиске, выборе и анализе информации.

4. Первичное усвоение новых знаний 10 мин.

Проводит объяснение нового материала первой темы «Рабочее место и инструменты для ручной обработки древесины», помогает разобрать сведения:

Объясняет устройство столярного верстака, подробно останавливаясь на всех его основных элементах, и акцентируя внимание обучающихся на правилах безопасной работы у верстака;

Демонстрирует инструменты для столярных работ.

Личностные : осознание своих возможностей;

Регулятивные : умение планировать этапы выполнения будущего проекта.

Познавательные : извлекать необходимую информацию из прослушанного, структурировать знания.

Коммуникативные : вступать в диалог, с уверенность в полноте и точности выражения свои мысли.

5. Первичная проверка понимания 5 мин

Способствовать эмоциональному настрою и развитию познавательного интереса к теме

Задаёт вопросы:

Рабочее место для обработки древесины

Основные части верстака

Инструмент для обработки древесины

Правила ТБ при работе на верстаке

Отвечают на вопросы учителя, участвуют в обсуждении, отстаивают свою точку зрения, приводят примеры, анализируют просмотренную презентацию.

Личностные :

Регулятивные : анализировать и устанавливать логическую последовательность в ответах на вопросы.

Коммуникативные : слушать, слышать и анализировать мнения собеседников

Познавательные : применять полученные знания при выборе темы своего творческого проекта.

6. Первичное закрепление 15 мин

Практическая работа№3. Организация рабочего места для столярных работ.

Для закрепления учебного материала школьникам предлагается выполнить п. 1 и 2 задания 3 из рабочей тетради.

Расставляет учеников по рабочим местам, подгоняет верстак под рост каждого ученика, раздаёт заготовки из древесины.

Исправляет ошибки при закреплении заготовок. Следит за выполнением правил ТБ.

Ученики выполняют:

П. 1 и 2 задания 3 из рабочей тетради;

Изучают устройство столярного верстака и назначение его элементов;

Закрепляют заготовки в передней и задней зажимной коробки.

Личностные : осознание своих учебных возможностей;

Познавательные :

7. Первичное усвоение новых знаний 10 мин

Организовывать осмысленное восприятие новой информации.

Проводит объяснение нового материала второй темы «Последовательность изготовления деталей из древесины».

Сначала доводит информацию, что создание машин, мебели, предметов быта и других изделий является сложным и длительным процессом, включающее проектирование, конструирование, технологическую подготовку и изготовление.

Прежде чем изготовить какое-нибудь изделие, его необходимо спроектировать и сконструировать.

Проектирование это разработка конструкции изделия в целом, а конструирование - создание изделия в чертежах. Документация, получаемая в результате проектирования и конструирования, носит единое наименование - проект .

Затем наступает этап эскизного конструирования , где конструктор делает эскизные наброски всех основных частей изделия, выбирает лучшие из них и вычерчивает чертежи в масштабе.

После этого разрабатывают технический проект изделия. Часто он заключается в изготовлении макета в определённом масштабе или в натуральную величину. Макетирование позволяет выявить допущенные в чертежах ошибки, уточнить пропорции и цветовое оформление изделия. На этом этапе подсчитывают стоимость деталей, из которых состоит изделие, и стоимость всего изделия. При необходимости вносят поправки и создаваемую конструкцию и разрабатывают уточнённые рабочие чертежи изделия.

На этапе технологической подготовки определяется последовательность выполнения операций по изготовлению изделии, составляются технологические карты (технологические процессы).

Завершающим этапом создания изделия является изготовление опытного образца , который испытывают в реальных условиях для выявления недостатков конструкции. После этого вносят изменения в техническую документацию и изготовляют по ней нужное количество изделий.

В создании машин, мебели, различных устройств участвуют как правило, творческие коллективы различных специалистов: инженеры-конструкторы, художники-конструкторы (дизайнеры), технологи, экономисты, рабочие разных специальностей.

Ознакомить с понятиями:

Производственный процесс- превращение материалов в готовое изделие при помощи инструментов;

Технологический процесс - часть производственного процесса с последовательностью действий по обработке заготовки для получения отдельной детали изделия или сборке изделия из деталей;

Технологическая операция - часть технологического процесса выполняемая на одном рабочем месте.

Разобрать на примере изображённого на рисунке 18 из учебника (общий вид стр.182). В мастерских ученики работают по технологическим картам - в упрощенном виде показан процесс изготовления детали. Для их составления лучше использовать компьютер.

Участвуют в беседе; формулируют выводы, делают записи в рабочей тетради.

Разбирают пример на рис.18. определяют инструмент для каждой операции.

Личностные :

Регулятивные : контроль, коррекция, выделение и осознание того, что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения учебного материала;

Познавательные :

Коммуникативные: уметь слушать учителя и одноклассников, вступать в учебное сотрудничество, формулировать ответы на вопросы.

8. Первичное закрепление 20 мин

Обеспечить осмысленное и усвоение и закрепление знаний по теме занятия

Практическая работа№4.Разработка последовательности изготовления детали из древесины.

Предлагает самостоятельно записать в рабочую тетрадь этапы технологического процесса изготовления детали, предложенной учителем. Для этого учитель должен заранее подготовить необходимое количество чертежей деталей. Выбор деталей должен определяться тем, чтобы их технологические карты (технологический процесс) содержали не более 5-6 позиций (операций). Вычерчивать эскизы обработки не нужно. Ученик может также разрабатывать технологический процесс изготовления детали своего творческого проекта, если выбор темы проекта уже определён.

Ученики выполняют задание:

Рассматривают чертёж или эскиз детали;

Записывает в рабочую тетрадь последовательность изготовления

Определяет инструменты для изготовления детали и записывает название в рабочую тетрадь.

Личностные : осознание своих учебных возможностей;

Регулятивные: планировать алгоритм действий по организации своего рабочего места.

Познавательные : умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов в ответах на вопросы, умение осознанно и грамотно выстраивать ответы включающие технологическую терминологию, преобразовывать информацию.

Коммуникативные: организовывать учебное взаимодействие друг с другом, и в целом в коллективе, формулировать ответы на вопросы.

9. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция 6 мин

Определить типичные ошибки и возможные пробелы в знаниях и умениях, путем их устранения, коррекции и совершенствования

Анализирует работу обучающихся на протяжении занятия, консультирует по возникающим при обсуждении вопросам, советует, помогает.

Обучает способам контроля и самооценки деятельности.

Развивает умение у учащихся самостоятельно находить и исправлять ошибки, определять степень успешности.

Учитель формулирует выводы, подводит итог совместной и индивидуальной деятельности, выставляет оценки за урок

При выставлении оценки за усвоение данной темы урока учитывать та правильность выполнения п. 1 и 2 задания 3 из рабочей тетради

Правильные ответы к заданию «Проверь себя» по теме «Рабочее место и инструменты для ручной обработки древесины»

Утверждение

Подведение итогов изучения второй темы урока «Последовательность изготовления деталей из древесины» осуществляется по результатам разработки технологической карты по критериям:

    правильный выбор материала детали;

    выбор размеров заготовки с учётом припусков;

    точность изложения содержания операций;

    полнота перечня инструментов;

    полнота перечня приспособлений;

    грамотность изложенного текста;

    правильное изложение последовательности выполнения операций;

    все необходимые операции указаны в технологическом процессе;

    аккуратность заполнения технологической карты;

10) время выполнения задания.

Представляют результаты усвоения материала в классе и индивидуально, осуществляют контроль (с помощью учителя применяются формы самоконтроля и взаимоконтроля), формулируют затруднения и осуществляют коррекцию, возможных допущенных ошибок.

Формулируют выводы по изученному материалу.

Личностные : осознание важности обучения предмету;

Регулятивные : контроль, коррекция, выделение и осознание того, что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения учебного матеиала;

Познавательные : умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов в ответах на вопросы;

Коммуникативные: управление поведением партнера - контроль, коррекция, оценка действий партнера, уметь слушать учителя и одноклассников

10.Информация о домашнем задании, инструктаж о его выполнении 2 мин

Информация о домашнем задании

Учитель консультирует.

Три уровня домашнего задания:

Стандартный минимум

(репродуктивный уровень)

Конструктивный

- Творческий

1.Ответить на вопросы, приведённые в конце § 5 и 6 учебника.

2.Разгадать кроссворд из рабочей тетради.

3.Найти в Интернете и других источниках информацию о том, какие ещё существуют инструменты для столярных работ, кроме рассмотренных в учебнике.

4. Если ученик захочет изготовить деталь, изображение которой отсутствует в учебнике, то необходимо выполнить поиск в Интернете и записать последовательность технологических операций для выбранной детали.

Ответы на кроссворд . По горизонтали: 1 - столяр, 5 - конструктор. По вертикали: 2 - технолог, 3 - чертёж, 4 - верстак.

Осознают вариативность домашнего задания, выбирают посильный вариант его выполнения и работы над ним.

Личностные: осознание важности обучения предмету;

11. Рефлексия (подведение итогов занятия) 2 мин

Дать качественную оценку работы класса и отдельных учащихся.

Инициировать рефлексию учащихся по поводу своего психоэмоционального состояния, мотивации своей деятельности и взаимодействия с учителем и одноклассниками на прошедшем занятии.

Учитель организует рефлексию учебной деятельности на уроке.

Что нового узнали на уроке?

Какие новые понятия вы изучили сегодня?

Где можно применить полученные знания в практической деятельности?

Для чего необходимо знать данный материал?

Какие затруднения у Вас возникли?

Дайте анализ своей деятельности на уроке.

Предлагает учащимся сформулировать свой ответ в форме телеграммы, СМС-сообщения, законченного предложения.

Можно попросить учащихся аргументировать свой ответ.

1.На уроке я работал активно / пассивно

2.Своей работой на уроке я доволен / не доволен

3.Урок для меня показался коротким / длинным

4.За урок я не устал / устал

5.Мое настроение стало лучше / стало хуже

6.Материал урока мне был понятен / не понятен

полезен / бесполезен

интересен / скучен

7.Домашнее задание мне кажется легким / трудным

интересно / не интересно

Отвечают на вопросы учителя, анализируют проделанную ими работу на уроке, выполняют самооценку, ее обсуждают, делают выводы.

Личностные : осознание интереса и важности изучения предмета;

Регулятивные : самооценка деятельности на уроке;

Познавательные : развитие познавательного интереса к предмету;

Коммуникативные: умение слушать и вести диалог;

Если материал вам не подходит, воспользуйтесь поиском

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Введение

1. Описание конструкции изделия

1.1 Описание изделия - стол журнальный

1.2 Конструкция изделия, соединения, материалы

1.3 Технические требования

1.4 Маркировка, упаковка, транспортирование, хранение

1.5 Правила приёмки, методы контроля

1.6 Гарантия изготовителя

2. Расчет количества основных материалов

2.1 Расчет необходимого количества ДСтП

2.2 Расход клея

2.3 Расчет количества отходов

3. Разработка технологического процесса изготовления изделия

3.1 Карты раскроя

3.2 Карта технологического процесса

3.3 Схема технологического процесса

3.4 Режимы обработки деталей

3.5 Описание технологического процесса изготовления изделия из ДСтП

3.6 Описание технологического процесса изготовления изделия из массивной древесины

Заключение

Список использованных источников информации

Введение

В курсовом проекте в соответствии с заданием необходимо разработать конструкцию и технологический процесс изготовления изделия, а также спроектировать деревообрабатывающий цех для выполнения этого процесса в объемах, заданных годовой программой.

Исходными материалами для изготовления изделия являются ДСтП, пленочный материал и массивная древесина, которые очень технологичны и нашли широкое применение в современной деревообрабатывающей промышленности главным образом для производства корпусной мебели.

Конструкция изделия разрабатывается в соответствии с действующими стандартами, что обеспечивает высокое качество изделия.

Технологический процесс составляется с учетом наиболее эффективного использования лесоматериалов. Для обеспечения процесса применяется современное высокопроизводительное, в большинстве своем автоматизированное оборудование.

План деревообрабатывающего цеха составляется с учетом наиболее рационального размещения оборудования и наименьшего использования площадей.

1. Описание конструкции изделия

1.1 Описание изделия - стол журнальный

Щит верхний горизонтальный (пиломатериал-сосна, облицованный шпоном красного дерева) Габаритные размеры, мм:

длина - 750;

ширина - 500;

толщина - 18.

Щит имеет прямоугольную форму.

Щит нижний горизонтальный (материал - ДСтП, облицованный синтетическим шпоном). Габаритные размеры, мм:

длина - 750;

ширина - 500;

толщина - 18.

Имеет прямоугольную форму.

Перегородка вертикальная (материал -ДСтП, облицованный синтетическим шпоном). Габаритные размеры, мм:

длина - 500;

ширина - 314;

толщина - 18.

Имеет прямоугольную форму.

1.2 Конструкция изделия, соединения, материалы

Щит нижний горизонтальный и перегородки состоят из основы из ДСтП и облицовки пластей и кромок синтетическим шпоном.

На щите выполнены 10 отверстий для установки перегородок и ножек журнального столика.

В качестве основного материала используется ДСтП (ГОСТ 10632 - 89).

Влажность деталей из древесины и древесных материалов должна быть 10%.

Щит облицовывается синтетическим шпоном, согласно ТУ 13-160-79 и ТУ 13-617-81.

Верхний горизонтальный шит состоит из 9 продольных брусков (пиломатериал сосна ГОСТ 8684-86), соединенных на гладкую фугу. Размеры бруска, мм:

длина - 750;

ширина - 60;

толщина - 18.

Влажность деталей из древесины и древесных материалов должна быть 8-12%.

Щит облицовывается натуральным шпоном красного дерева, согласно ТУ 13-160-79 и ТУ 13-617-81.

На нижней пласти столешницы выполнены 6 отверстия под стяжки угловые.

1.3 Технические требования

древесина производство оборудование деревообрабатывающий

Изделие должно изготавливаться в соответствии с требованиями ГОСТ 16371-84 "Мебель бытовая. Общие технические условия".

Облицовочные материалы должны быть подобраны по виду, породе, цвету, текстуре. На облицованной поверхности не допускается расхождения и нахлестки полос облицовок, отслоение облицовки и пятна просочившегося клея. Изделия должны быть изготовлены с предельными отклонениями на размеры по 13 квалитету в соответствии с ГОСТ 6449.1-82 "Изделия из древесины и древесных материалов. Допуски и посадки". Покоробленность щитовых деталей на 1 м длины не должна превышать 1,5 мм.

1.4 Маркировка, упаковка, транспортирование, хранение

На каждую деталь должны быть нанесены номера согласно спецификации. Маркировка должна быть расположена на поверхностях, невидимых при нормальной эксплуатации.

Детали в пакете должны быть проложены прокладками и обращены лицевыми поверхностями внутрь пакета. Пакет упаковывается в оберточную бумагу и перевязывается шнуром или шпагатом. На пакете должна быть маркировка, на которой указывается: наименование предприятия-изготовителя, его местонахождение, наименование изделия, индекс государственной регистрации, артикул, обозначение стандарта, дата выпуска, штамп ОТК.

В пределах населенного пункта допускается перевозка изделий открытым транспортом в упаковке или без упаковки при условии предохранения её от повреждений, загрязнений и атмосферных осадков. При междугородных перевозках изделия должны быть упакованы в оберточную бумагу, гофрированный картон, плёночные или другие материалы, обеспечивающие сохранность изделий.

Изделий должны храниться в крытых отапливаемых помещениях при температуре не ниже 10 °С и относительной влажности воздуха 45-70%.

1.5 Правила приёмки, методы контроля

Внешний осмотр изделия проводится без применения увеличительных приборов. Размеры изделий проверяются универсальными измерительными инструментами с ценой деления равной 1 мм, шаблонами, предельными калибрами. Габаритные размеры готовых изделий измеряют с точностью до 1 мм.

1.6 Гарантия изготовителя

Изготовитель должен гарантировать соответствие изделий требованиям ГОСТ 16371-84 "Мебель бытовая. Общие технические условия" при соблюдении условий транспортирования, хранения и эксплуатации.

Гарантийный срок эксплуатации - 24 месяца. Гарантийный срок при розничной продаже через торговую сеть исчисляется со дня продажи изделия, при внерыночном распределении - со дня получения потребителем.

2. Р асчет количества основных материалов

Норма расходов - это максимально допустимое плановое количество материала на производство единицы продукции установленного качества с учетом планируемых организационно-технических условий производства. Она является основой для определения плановой потребности производства в материалах при годовом планировании выпуска продукции на предприятии.

В нормах расхода на производство единицы продукции учитывается полезный расход, а также потери материалов.

Полезный выход учитывает количество материалов, которые вещественно входят в состав годового изделия или затрачиваются непосредственно на проведение соответствующих технологических процессов.

Выход чистовых заготовок - отношение объема деталей в габаритных чистовых размерах к объему затраченных древесных материалов, здесь учитываются технологические потери и выход при раскрое.

Чистый выход - отношение объема деталей в изделии к объему затрачиваемых материалов.

Величина полезного выхода измеряется в процентах. Рассмотрим ведомость расчета лесоматериалов.

2 .1 Расчет необходимого количества ДСтП

Расчет плитных материалов ведется в м 2 . Заготовки выпиливаются из плит стандартных размеров. Расчет начинается с задания размеров детали в чистоте в колонки № 8,9,10. В колонку № 11 заносят объем одинаковых деталей в чистоте Vд, м 2 на одно изделие с учетом их количества.

Vд=Дд*Шд*n/106,

где Дд - длина детали, мм;

Шд - ширина детали, мм;

n - количество деталей в изделии,

В данном случае

Vд=750*500*1/106=0,375 м 2 .

В колонки № 12,13 заносим припуски на механическую обработку заготовок деталей из плит древесностружечных. Задаем припуски на длину и на ширину.

L=?от+4*(n-1)= 14 мм;

Ш=?от+?Iмо+?IIмо+?шл+4*(a-1)=12мм

где?от - припуск на оторцовку;

n - кратность заготовки по длине;

От - припуск на оторцовку;

Iмо - припуск на первичную машинную обработку;

IIмо - припуск на вторичную машинную обработку;

Шл - припуск на шлифование.

Припуски на толщину для ДСтП не назначают (колонка № 14). Полученные размеры заготовок в мм заносим в колонки № 15,16,17.

Объем заготовок на изделие (колонка №18):

Vз=Дз*Шз*n/106=764*512*1/106=0,392 м 2 ,

где Дз - длина заготовки, мм;

Шз - ширина заготовки, мм;

Объем заготовок на программу 1430 изделий (колонка №19):

Vп=0,392*1430=559,4 м 2 .

В колонке № 20 указывают необходимое увеличение количества изготовляемых заготовок, требующихся с учетом отбраковки части заготовок в процессе производства (количество технологических отходов заготовок).

Процент технологических отходов и потерь Ртп=2%, а коэффициент, учитывающий технологические отходы: kтп=1,02

В колонке № 21 указывается объем заготовок на программу с учетом технологических потерь:

Vтп= Vп * kтп =527,67*1,02=538,2234 м 2

В колонке № 22 записывается процент выхода заготовок из исходного материала.

К=У Sзаг/Sпл*100, %=6,497/6,698*100%=97%,

Sпл - площадь плиты, м 2 .

Объем сырья на программу (колонка № 23):

Vс= Vтп*µ=570,6*1,087=620,24 м 2 ,

где µ - коэффициент, учитывающий полезный выход заготовок.

В колонке № 24 определяем процент чистого выхода изделий:

С= Vд*А*/ Vс 100%=0,375*1430/620,24*100%=86,46%,

где А - годовая программа, шт.

Расчет необходимого количества пиломатериалов, пленочного материала для облицовки пластей и кромочного рулонного материала для облицовки кромок проводится аналогично. Отметим лишь следующее:

Размеры заготовок для облицовок назначаются по отношению к размерам заготовок из ДСтП;

Расчет расхода кромочного материала ведется в погонных метрах;

Размеры заготовок кромочного материала для продольных кромок назначается по отношению к размерам заготовок из ДСтП, для поперечных кромок - по отношению к ширине детали.

Ведомость расчета лесоматериалов в приложении.

По результатам вышеописанных расчетов составляется спецификация необходимых древесных и облицовочных материалов (приложение). На предприятиях спецификации служат заявками на получение материалов от поставщиков.

2 .2 Расход клея

Для облицовывания пластей щитовых деталей используют клей карбамидный на основе смол КФ-Ж(М):

расход - 0,230кг/м 2 .

Для облицовывания кромок используют клей-расплав "Крус":

расход - 0,385кг/м 2 .

Перегородка:

На пласти:

mпр=S*N*А=0,157*0,230*1430*6=310 кг;

на кромки:

mпр=0,072*0,385*1430*6=238 кг,

где S - площадь облицовываемых деталей на одно изделие, м 2;

N - расход клея, кг/м 2 .

Щит нижний :

Расчитываем необходимое количество клея на программу.

На пласти:

mпр=S*N*А=0,375*0,230*1430=124 кг;

на кромки:

mпр=0,072*0,385*1430=40 кг.

2.3 Расчет количества отходов

Полезное использование древесных материалов в изделиях из древесины во многих случаях остается низким, но может быть улучшено за счет переработки части отходов на мелкие детали, плиты и т.д.

Количество отходов зависит от качества поставляемого сырья, типа и размера изготовляемой продукции.

Количество отходов определяется по стадиям обработки исходя из суммарных данных расхода отдельных видов материалов, и рассчитывается для каждого вида материала в кубических метрах.

Количество отходов при раскрое:

Vраск=УVc- УVзаг,

где Vc - объем сырья, м 3 ;

Vзаг - объем заготовок на программу с учетом технологических потерь, м 3 .

Количество технологических потерь в процессе обработки деталей и заготовок при обработке:

Vтп= УVзаг-Vз,

где Vз - объем заготовок на программу без учета технологических потерь, м 3 .

Количество отходов за счет удаления припусков при обработке заготовок:

Vмо= УVз-Vдет*А,

где УVдет - объем деталей на одно изделие, м 3 ; А - годовая программа.

Количество отходов в виде обрезков, опилок и пыли

Vп=(0,02...0,05)*УVc

Для определения отходов, необходимо перевести метры квадратные (для ДСтП и пленочного материала) и метры погонные (для МКР) в метры кубические, для чего объем сырья и отходы для ДСтП умножаем на 0,016, для пленочного материала - на 0,0008, для МКР - на 0,00045.

В производстве есть безвозвратные отходы или потери, которые составляют 3…5% от объема сырья - потери стружек, опилок, пыли, поэтому общее количество отходов будет меньше расчетного.

Полученные отходы могут быть деловыми, то есть возвращенными в производство в качестве вторичного сырья, и топливными.

Для изготовления мелких деталей может быть использовано около 70% обрезков из отходов после отбраковки заготовок и деталей и около 20% обрезков, получающихся при раскрое. Обрезки размером от 250мм и выше можно склеивать по длине на зубчатый шип, что увеличивает выход основных заготовок на 8…12%. Для изготовления ДСтП может быть использовано около 80% стружек. Количество топливных отходов определяют как разность между объемом всех отходов и количеством деловых отходов. На основании вышеописанных расчетов составляют баланс перерабатываемых материалов

Таблица для расчета отходов по видам, распределение отходов по видам и баланс перерабатываемых материалов в приложении.

3. Разработка технологического процесса изготовления изделия

При разработке технологических процессов в качестве исходной используется следующая техническая документация: производственная программа; рабочие чертежи изделий, спецификации, технические описания; технические условия или стандарты на изделия, материалы, инструмент, контрольно-измерительную аппаратуру и приборы; стандарты на допуски и посадки, на шероховатость, на припуски на обработку и усушку и т.д.

3.1 Карты раскроя

Раскрой ДСтП производится по заранее разработанным раскройным картам. Карта раскроя представляет собой эскиз плана раскроя.

Карты раскроя составляют с учетом следующих факторов:

Максимального выхода;

Комплектности деталей разных размеров в соответствии с программой;

Минимального количества типоразмеров деталей при раскрое одной плиты;

Минимального повторения одних и тех же деталей в разных картах раскроя.

Показатель полезного выхода заготовок из плитных материалов и листовых рассчитывается как отношение суммы всех площадей заготовок к площади плиты:

К=У Sзаг/Sпл*100, %=5,6567/6,6987*100%=97%,

где У Sзаг - сумма площадей заготовок, выпиливаемых из плиты, м 2 ;

Sпл - площадь плиты, м 2 .

Для раскроя берутся плиты стандартных размеров (в данном случае 3660*1830*16) в соответствии с ГОСТом. Ширина пропилов - 4 мм. Карты раскроя составлены в соответствии с программой, с учетом спецификации заготовок и необходимого количества.

3.2 Карта технологического процесса

Технологическая карта является важным производственным документом, определяющим состав, последовательность и режимы выполнения операций по обработке каждой детали, квалификацию рабочего и условия оплаты его труда.

В верхней части карты приведены основные сведения о данной детали, которые могут потребоваться при назначении операций и выборе режимов обработки. В карту по вертикали вносят перечень операций в той последовательности, в какой производится обработка изделия или его элемента, указывают оборудование с инструментом, которым следует пользоваться при каждой операции.

Рассмотрим составление карты технологического процесса на изделие из ДСтП.

Операция №1: Раскрой основы.

Процесс начинается с раскроя листа ДСтП на форматно-обрезном многопильном станке ЦТМФ.

В колонки № 5,6,7 вносим размеры заготовки в процессе обработки в мм:

длина - 514; длина - 764;

ширина - 316; ширина - 512;

толщина - 18; толщина - 18.

Так как на станке одновременно раскраивается 8 плит, то в колонке № 8 количество одновременно обрабатываемых деталей равно 8.

В колонке № 9 определяем норму выработки в штуках. Для станка ЦТМФ:

П=Тсм*100/(60*Тст)=480*100/(60*0,272)=2941 шт./см,

где Тсм - время смены (480 мин);

Тст - время работы станка, необходимое для раскроя заготовок, ч.

Значения Тст устанавливается опытным путем - в виде норматива времени.

В колонках № 10,11 проставлены разряды основного и вспомогательного рабочих.

После нормы выработки определяется норма времени на деталь - колонка №12 и на изделие - колонка №13.

Норма времени на деталь:

Ндет=480/П=480/2941=0,16 мин.

При определении нормы времени на изделие время на изготовление детали умножается на количество деталей в изделии.

Низд=Ндет*n=0,16*1=0,16 мин,

Низд=Ндет*n=0,16*3=0,48 мин

где n - количество деталей в изделии.

Операция №2: Калибрование по толщине.

После раскроя ДСтП проводится калибрование по толщине. Эту операцию выполняют на линии калибрования МКШ по одной детали.

П=Тсм*Кд*Км*U/L=480*0,9*0,85*15/0,764=7210 шт./см.

П=Тсм*Кд*Км*U/L=480*0,9*0,85*15/0,514=10716 шт./см.

где Кд - коэффициент использования рабочего времени;

Км - коэффициент использования машинного времени;

U - скорость подачи, м/мин;

L - длина заготовки, м;

Низд=Ндет=480/7210=0,06 мин.

Низд=Ндет=480/10716=0,04 мин

Операция №3: Раскрой пленочного материала.

Раскрой пленочного материала производят на гильотинных ножницах НГ 28, материал укладывают в пачки по 50 листов.

П=Тсм*Кд*Км*n/(tц*z)=480*0,9*0,8*50/(0,15*2)=57600 шт./см.

где n - количество листов шпона, шт;

tц - цикл обрезки одной стороны пакета (0,15 мин.);

z - количество резов;

Низд=Ндет=480/57600=0,008 мин.

Операция №4: Облицовывание пластей.

Для выполнения этой операции используют линию облицовывания пластей МФП-2.

П=Тсм*Кд*n*z/tц =480*0,9*2*8/1,5=4608 шт./см.

Низд=Ндет=480/4608=0,10 мин.

Операция №6: Обработка по периметру и облицовывание кромок. Операция выполняется на линии облицовывания кромок МФК-2.

П=Тсм*Кд*Км*U/L=480*0,8*0,85*15/0,764=6409 шт./см.

П=Тсм*Кд*Км*U/L=480*0,8*0,85*15/0,514=9526 шт./см.

Низд=Ндет=480/6409=0,10 мин.

Низд=Ндет=480/9526=0,07 мин

Операция №5: Технологическая выдержка.

Операция №9: Сверление отверстий.

Сверление отверстий производится на многошпиндельном сверлильном станке СГВП-1А.01

П=Тсм*Кд*Км/tц=480*0,9*0,5/0,2=1080 шт./см.

Низд=Ндет=480/1080=0,44 мин.

3.3 Схема технологического процесса

Схема составлена на основании технологических карт и необходима для увязки маршрутов обработки всей совокупности деталей и расчета необходимого количества оборудования.

В каждой строке схемы вписывается наименование деталей. Наименование операций является заголовками вертикальных колонок, а наименования станков пишутся над ними. Напротив наименования деталей вдоль строки в местах пересечения с колонками, где указаны операции, выполняемые с этими деталями, проставлены кружки. Кружок обозначает, что над деталью, наименование которой написано в данной строке, выполняется операция, название которой написано в этой колонке.

Кружки в этой же последовательности, что и выполняемые операции, соединены между собой прямыми линиями, указывающими на последовательность перемещения деталей от одного станка к другому для выполнения необходимых технологических операций.

Эффективный годовой фонд времени работы станков

Тэф=Тном-Трем

где Тном - номинальный годовой фонд времени, ч;

Трем - время простоев оборудования в связи с его капитальным ремонтом, ч.

Номинальный годовой фонд времени Тном, ч определяется с учетом 40-часовой рабочей недели по формуле:

Тном=[Г-(В+П)]*б*в

где Г - количество календарных дней в году;

В - количество субботних и воскресных дней в году;

П - количество праздничных дней в году;

б - количество смен работы в сутки;

в - продолжительность рабочей смены, ч.

Время на капитальный ремонт станка определяется в зависимости от его ремонтной сложности по формуле:

Трем=k*Н/Аср,

Н - норма простоя на одну ремонтную единицу при работе бригады - 3 человека в две смены, ч, принимается 13часов;

Аср - средний период капитального ремонта станка, принимается 5 лет.

Сложность ремонта и технического обслуживания зависит главным образом от его конструктивных особенностей и габаритных размеров.

Внутри кружков проставлено время в станко-часах для тысячи изделий с учетом количества деталей в изделии, которое рассчитывается по следующей формуле:

Н 1000изд=Низд*1000/60

После этого определяется потребное количество станко-часов на выполнение годовой программы. Для этого полученные при расчете значения затрат времени, складывают для определения времени, в течение которого должен работать конкретный станок для того, чтобы отработать все виды заготовок, проходящие через него.

Потребное количество станко-часов на годовою программу:

Расчетное количество единиц оборудования, шт.:

В том случае, если при использовании двух или более станков потребное количество станко-часов превышает эффективное не более чем на 25%, количество станков может быть округлено в меньшую сторону.

Процент загрузки станка:

где n- установочное количество оборудования, шт

Средний процент загрузки оборудования определяется по формуле:

Pср=n1P1+n2P2+...+nnPn/(n1+n2+...nn)

где n1, n2,...,nn - количество станков каждого типа;

Р 1, P2,...,Pn - процент загрузки станков.

Средний процент загрузки оборудования не должен быть больше 70%.

3.4 Режимы обработки деталей

Режим раскроя

· скорость резания при продольном и поперечном раскрое, м/с - 53

· скорость подачи стола и поперечного суппорта, м/мин:

Рабочий ход - 12

Холостой ход - 25

· скорость подачи продольного суппорта, м/мин:

Рабочий ход - 14

Холостой ход - 21

· диаметр пил, мм:

Для продольного раскроя - 400

Для поперечного раскроя - 320

· число зубьев дисковых пил, оснащенных пластинками из твердого сплава, шт. - 56-72

· число зубьев плоских круглых пил, оснащенных пластинами из твердого сплава, шт. - 72-120

· подача на зуб, мм для:

Дисковых пил - 0,06-0,04

Плоских круглых пил - 0,04-0,02

Режим калибрования по толщине

· крупнозернистая шлифовальная шкурка № 60

· скорость подачи, м/мин - 6-24

· расход сжатого воздуха, м 3 /мин - 1,15

· расход эксгаустерной сети, м 3 /г - 64000

Режим раскроя пленочного материала

· время двойного хода ножевой траверсы, с - 25

· ход траверсы, мм - 180

· скорость перемещения каретки с упорами, м/с - 0,1

· время прижима пакета высотой 90 мм, реза и подъема прижимной балки, с - 5

· удельное давление прижима на пакет шпона, МПа - 0,25

Режим облицовывания пластей пленочным материалом

· вязкость клея при t=20±2 єС по В 3-1, с - 60-80

· жизнеспособность клея при t=20±2є С, с - 10

· расход клея, г/м 2 - 230

· время от момента нанесения клея до загрузки пакетов в пресс, мин, - не более 10

· время от начала загрузки первого пакета до установления полного давления, мин, - не более 0,5

· температура плит пресса, єС - 150

· удельное давление прессования, кН - 10000

· общее время цикла, с - 60-90

· выдержка под давлением, с - 25-35

· технологическая выдержка в стопе облицовывания, ч - до остывания, но не менее 2

Режим облицовывания кромок

· температура клеевого резервуара, єС - 190-195

· температура на клеенаносящем валике, єС - 175-180

· норма расхода клея с учетом потерь г/мІ - 385

· скорость подачи, м/мин - 8-24

Режим сверления отверстий

· диаметр высверливаемых отверстий, мм - 6-30

· частота вращения шпинделей, мин - 12850

· скорость подачи, м/мин - 1,5-3,0

· углы сверла, град

Задний - 8-25

Резания - 45-60

3.5 Описание технологического процесса изготовления изделия из ДСтП

Плиты ДСтП доставляются в цех на рольганге по рельсовому пути. Затем перекладываются на подводной рольганг и поступают на раскрой на форматно-обрезной многопильный станок ЦТМФ. Полученные заготовки калибруются по толщине на линии МКШ. Далее производится облицовывание пластей на линии МФП-2, куда на рольганге доставляется пленочный материал, раскроенный на гильотинных ножницах НГ-28. После облицовки производится технологическая выдержка, затем заготовки поступают на линию МФК-2, где облицовываются кромки. Производится технологическая выдержка, затем на сверлильных станках СГВП-1А.01 выполняются необходимые отверстия, и готовые изделия вывозятся из цеха на рольганге.

3.6 Описание технологического процесса изготовления изделия из массивной древесины

Доски доставляются в цех по рельсовому пути, перекладываются на траверсную тележку и поступают на круглопильный станок ЦПА-40 для поперечного раскроя. Полученные заготовки брусков столешницы раскраиваются по ширине на круглопильном станке ЦДК 5-2, далее на фуговальном станке СФА-6 создаются базовые поверхности и заготовки поступают для склеивания на гладкую фугу в конвейерную вайму ВК-2. Все передвижения заготовок по цеху производятся на специальных колесных тележках, передвигаемых вручную. Полученные щиты проходят технологическую выдержку и направляются на двухсторонний рейсмусовый станок С 2Р 8-2 для снятия свесов по толщине. Затем на универсальном станке Ц 6-2ИТ опиливаются в размер. На фрезерном станке ФСА фрезеруется паз под рейку.

Рейка также раскраивается по длине на ЦПА-40, а продольный раскрой ведется на фрезерном станке ФС-1 дисковой фрезой. После заготовка фрезеруется по сечению на четырехстороннем продольно-фрезерном станке С 10-2.

Щит и рейка поступают в гидравлическую вайму ЦУ-7 для склеивания. После технологической выдержки склееная заготовка обрабатывается на кромкошлифовальном станке ШлНСВ. Затем на сверлильном станке СГВП-1А.01 выполняются необходимые отверстия, и заготовка поступает на специально огражденный участок шлифования. Там на ленточных шлифовальных станках ШЛПС-7 обрабатываются пласти и кромки, и готовые изделия вывозятся из цеха.

Далее производится облицовывание пластей на линии МФП-2, куда на рольганге доставляется шпон красного дерева, раскроенный на гильотинных ножницах НГ-28. После облицовки производится технологическая выдержка, затем заготовки поступают на линию МФК-2, где облицовываются кромки. Производится технологическая выдержка, затем на сверлильных станках СГВП-1А.01 выполняются необходимые отверстия, и готовые изделия вывозятся из цеха на рольганге.

Заключение

В ходе работы над данным курсовым проектом были разработаны технологические процессы и схемы изготовления изделий из ДСтП и массивной древесины, определено необходимое количество материалов для выполнения годовой программы, рассчитан баланс используемых материалов, а также составлены планы размещения оборудования в деревообрабатывающих цехах.

Список использованных источников информации

1. Н.А. Кошелева, С.В. Гагарина "Составление технического описания изделия", Екатеринбург, 1995г.

2. Н.А. Кошелева, С.В. Гагарина, "Расчет расхода основных и вспомогательных материалов в производстве изделий из древесины", Екатеринбург, 2005 г.

3. Ю.И. Ветошкин, Л.С. Глухих, Н.А. Кошелева, "Разработка конструкции и технологических процессов изготовления изделий из древесины", Екатеринбург, 1994 г.

4. А.Н. Чубинский, Б.А. Иванов "Технология изделий из древесины. Выбор оборудования и организация рабочих мест", Ленинград, 1984 г.

5. Справочник мебельщика /под ред. Бухтиярова В.Н./ ч.1,ч.2, М., "Лесная промышленность", 1985 г.

6. ГОСТ 6449 1-82-ГОСТ 6449.5-82. Изделия из древесины и древесных материалов. Допуски и посадки.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Разработка технологического процесса изготовления изделия из древесины и древесных материалов. Подбор и расчет потребного количества основных и вспомогательных материалов, технологического оборудования. Планировка технологического оборудования цеха.

    курсовая работа , добавлен 05.12.2014

    Проектирование технологического процесса изготовления стола компьютерного из древесины и древесных материалов. Разработка конструкции изделия, расчет производственной программы, выбор потребного оборудования, расчет основных и вспомогательных материалов.

    курсовая работа , добавлен 19.03.2012

    Устройство и виды мебельных изделий. Технологический процесс изготовления навесного шкафа: выбор материала, удаление влаги из древесины, строгание, электрофугование, склеивание и облицовывание заготовок. Отделка поверхности столярно-мебельного изделия.

    курсовая работа , добавлен 11.11.2010

    Технологический процесс и маршрутная схема механической обработки деталей стола. Расчёт основных и вспомогательных материалов, в оборудования и инструмента. Виды брака, причины и пути устранения. Организация технического контроля качества изделия.

    дипломная работа , добавлен 19.12.2013

    Массовое производство швейных изделий. Механизация и автоматизация выполнения сборочно-соединительных операций. Технологический процесс изготовления сорочки. Выбор и характеристика модели. Выбор и обоснование материалов и фурнитуры, обработка изделия.

    курсовая работа , добавлен 14.05.2009

    Технологический процесс изготовления детали "Кольцо наружное". Расчет трудоемкости электроэрозионной операции. Проектирование вспомогательных отделений участка и систем контроля качества изделий. Разработка производственных маршрутов изготовления изделий.

    реферат , добавлен 28.08.2013

    Требования к швейному изделию. Выбор номенклатуры показателей качества материалов. Требования к материалам для изготовления швейных изделий. Анализ ассортимента материалов для изготовления швейного изделия. Выбор материалов.

    курсовая работа , добавлен 22.01.2007

    Технологические расчеты оборудования, сырья и материалов для обработки древесины и производства строительной фанеры. Организация рабочих мест для окорки и раскроя сырья, изготовления и починки шпона. Выбор кромко-фуговальных и ребросклеивающих станков.

    курсовая работа , добавлен 07.04.2012

    Эскиз женской сумки. Выбор материалов с указанием физико-механических и гигиенических свойств. Технологический процесс изготовления изделия. Перечень производимых операций, оборудования, инструментов, приспособлений и вспомогательных материалов.

    курсовая работа , добавлен 24.10.2009

    Разработка технологического процесса изготовления мебели из древесины. Расчет потребного количества материалов. Затраты времени для обработки заготовок. Определение производительности и подбор фрезерных, шлифовальных, прессовых станков; планировка цеха.

Загрузка...
Top