Конспект загрязнение и охрана окружающей среды. Тема урока: «Загрязнение и охрана окружающей среды. Тема: География природных ресурсов мира

Тема урока:

« Загрязнение и охрана окружающей среды»

Цели урока:

Сформировать представление о проблемах антропогенного загрязне- ния окружающей среды, источниками загрязнения атмосферы, гидро- сферы, литосферы;

Рассмотреть и определить главные пути решения проблем охра- ны окружающей среды;

Научиться работать с текстом, добывая нужную информацию,

Научиться высказывать свою точку зрения;

Воспитывать в себе чувство ответственности за окружающий их мир, чистоту природы своей планеты

Оборудование: учебники экологии, дополнительные источники информации, интернет- ресурсы, рабочие тетради.

Тип урока: урок с элементами интерактивной методики.

Ход урока

1. Вводное слово учителя.

Мы летим в космическом пространстве на космическом ко- рабле. Корабль этот мы привыкли называть — планета Земля. Если на корабле нарушается система жизнеобеспечения, то космонавты обрече- ны на гибель. Мы хотим жить, жить долго и счастливо. Мы хотим, чтобы жили и наши дети. Но на нашем корабле уже возникли проблемы и нам необходимо их решать.

Тема сегодняшнего урока: «Загрязнение и охрана окружающей среды».

Сегодня мы выясним, какие проблемы угрожают жизни на Земле и как их можно решить.

Попробуйте дать определение: загрязнение, охрана окружающей среды.

(Ученики предлагают свои варианты)

Посмотрим, что предлагают нам авторы учебника.

Загрязнение окружающей среды - это нежелательное изменение ее свойств в результате антропогенного поступления различных веществ и соединений, которые оказывают вредное воздействие на литосферу, гид-росферу, атмосферу, на растительный и животный мир, на здания и мате- риалы, на самого человека. Загрязнение окружающей среды подавляет способность природы к самовосстановлению своих свойств.

Скажите, что на ваш взгляд является главным источником загрязнения?

(Ответы учеников)

Охрана окружающей среды - система мер, направленных на обеспечение благоприятных и безопасных условий среды обитания и жизнедеятельности человека.

Назовите важнейшие факторы окружающей среды.

(Ответы учеников)

Задание: Используя текст, выясните, что является главным источником загрязнения окружающей среды. Какие виды загрязнения существуют?

Ответ ученика: Главным источником загрязнения окружающей среды явля- ются отходы, которые образуются в процессе производства и потребления человеческого общества. В 1970 г. они составили 40 млрд тонн, а к концу XX века возросли до 100 млрд тонн.

Различают количественное и качественное загрязнение среды.

Учитель: Найдем с вами информацию об этом в учебнике.

Ответы учеников: Коли-чественное загрязнение окружающей среды возникает в результате воз- вращения в нее тех веществ и соединений, которые встречаются в природе в естественном состоянии, но в гораздо меньших количествах (соедине- ния железа, древесина и т.д.).

Качественное загрязнение окружающей среды связано с поступлением в нее неизвестных природе веществ и со-единений, создаваемых химией органического синтеза (пластмассы, хи- мические волокна, резина и т.д.).

2. Интерактивное задание. Работа с текстом.

1) Задание. Рассмотрим более подробно загрязнение различных оболочек Зем- ли.

На каждую пару я выдам текст. Получив из него информацию вам необходимо заполнить таблицу в рабочей тетради под названием «Загрязнение оболочек Земли ». Сначала каждый из вас заполняет свою колонку. При обмене информацией, слушая друг друга, мы заполним таблицу до конца.

2) Ученики выполняют работу с текстом. Записывают кратко основную информацию по своему вопросу в таблицу.

Таблица «Загрязнение оболочек Земли» .

Оболочка Земли

Источники загрязнения

Последствия загрязнения

Пути решения проблемы

Загрязнение атмосферы

Загрязнение гидросферы

Загрязнение литосферы

3. Рефлексия.

Вопросы для обсуждения:

(Записаны на доске)

1. Почему проблема загрязнения приобрела глобальный характер?

2. Какие проблемы загрязнения вод Мирового океана являются наи- более острыми?

3. Какова роль России в загрязнении вод Мирового Океана?

4. Какие пути природоохранных мероприятий вы можете предложить?

4. Подведение итога урока. Домашнее задание

География 10 класс.

Урок на тему: «Загрязнение и охрана окружающей среды»

Цели урока:

    Образовательные.

Познакомить учащихся с проблемой антропогенного загрязнения окружающей среды, и

источниками загрязнения атмосферы, гидросферы, литосферы;

Рассмотреть три главных пути решения проблем охраны окружающей среды.

    Развивающие.

Создать условия для навыков проектной деятельности учащихся по географии и экологии.

Развивать навыки работы с различными источниками информации.

3. Воспитательные.

Способствовать формированию экологических, эстетических качеств личности учащихся.

Осознать значимость проблемы загрязнения окружающей среды для общества и для себя лично.

ОБОРУДОВАНИЕ: карта - экологические проблемы мира, атласы, учебники, таблица по теме (наглядный материал), тестовая работа, презентация.

Тип урока: урок-семинар.

Ход урока

I . Организационный момент.

II . Проверка домашнего задания.

Беседа по вопросам: Что такое окружающая среда?

Что такое географическая среда?

Что такое ресурсообеспеченность?

Какие виды природных ресурсов вы знаете?

III .Сообщение темы и цели урока.

Учащиеся смотрят видеофрагмент и определяют тему урока.

Тема нашего урока – «Загрязнение и охрана окружающей среды».

I V . Изучение нового материала.

I. Вводное слово учителя.

Друзья! Мы летим в космическом пространстве на космическом корабле. Корабль этот мы привыкли называть - планета Земля. Если на корабле нарушается система жизнеобеспечения, то космонавты обречены на гибель. Мы хотим жить, жить долго и счастливо. Мы хотим, чтобы жили и наши дети. Но на нашем корабле уже возникли проблемы и нам необходимо их решать. Сегодня мы выясним, какие проблемы угрожают жизни на Земле и как их можно решить.

На доске записана народная пословица: «Плоха та птица, которая загрязняет собственное гнездо». Как вы понимаете эти слова? Неужели все человечество, да и каждый из нас, уподобились такой птице? Попробуем ответить на этот вопрос.

Человечество вступило в 21 век, полный тревог не только за свое будущее, но и за само существование на Земле. Все настойчивее звучат голоса общественности, специалистов, политиков, призывающих прекратить загрязнение и уничтожение природы, поскольку жизненные ресурсы Земли близятся к своему пределу. Процессы самовосстановления в природе не в состоянии справиться с постоянно возрастающей нагрузкой, которую оказывает на нее человек. Наступает время, когда мир может задохнуться, если не придет на помощь природе человек. Только человек владеет экологическим талантом – содержать окружающий мир в чистоте… «Одно из двух: или люди сделают так, что планета станет менее загрязненной, или его загрязнение сделает так, что на Земле станет меньше людей».

Загрязнение окружающей среды - это нежелательное изменение ее свойств в результате антропогенного поступления различных веществ и соединений, которые оказывают вредное воздействие на литосферу, гидросферу, атмосферу, на растительный и животный мир, на здания и материалы, на самого человека. Загрязнение окружающей среды подавляет способность природы к самовосстановлению своих свойств.

Задание: Используя текст на с. 38, выясните, что является главным источником загрязнения окружающей среды. Какие виды загрязнения существуют? (Главным источником загрязнения окружающей среды являются отходы, которые образуются в процессе производства и потребления человеческого общества. В 1970 г. они составили 40 млрд. тонн, а к концу XX века возросли до 100 млрд. тонн.)

Различают количественное и качественное загрязнение среды. Количественное загрязнение окружающей среды возникает в результате возвращения в нее тех веществ и соединений, которые встречаются в природе в естественном состоянии, но в гораздо меньших количествах (соединения железа, древесина и т.д.). Качественное загрязнение окружающей среды связано с поступлением в нее неизвестных природе веществ и соединений, создаваемых химией органического синтеза (пластмассы, химические волокна, резина и т.д.).

Проблема загрязнения

Источники загрязнения

Последствия загрязнения

Пути решения проблемы

Загрязнение атмосферы

Загрязнение гидросферы

Загрязнение литосферы

Рассмотрим более подробно загрязнение различных оболочек Земли. Давайте послушаем ваши мини проекты, над которыми работала каждая группа, получив опережающее задание. Вы должны не только слушать, но и заполнять таблицу основные данные по источникам загрязнения, последствиям загрязнения, пути решения проблем.

II. Защита проектов учащимися.

Проект «Спасение атмосферы или путь к Гибели»

«Одно из двух: или люди сделают так, что в воздухе станет меньше дыма, или дым сделает так, что на Земле станет меньше людей».

Луис Батан

Цель проекта:

Определить значение атмосферы для жизни на Земле;

выявить опасность промышленных загрязнений на атмосферу и живые организмы;

расширить знания о способах уменьшения вреда от самых распространенных загрязнений атмосферы.

Актуальность проекта:

Загрязнение атмосферы наносит большой ущерб окружающей среде и всему живому на планете. В настоящее время загрязнение атмосферы является наиболее важной проблемой для всего человечества.

Значение: воздух – важнейшее условие жизни на Земле. Жизнь на Земле возможна до тех пор, пока существует земная атмосфера – газовая оболочка, защищающая живые организмы от вредного воздействия космических излучений и резких колебаний температуры.

Воздух – важнейшие условие жизни на Земле. Воздух влияет на человека, на растения, на животных, на здания, сооружения, памятники и др. Поэтому загрязнение атмосферы неблагоприятно влияет на окружающую среду. Все источники загрязнения атмосферы подразделяются на естественные и антропогенные. Естественное загрязнение атмосферы происходит в результате извержения вулканов, пыльных бурь. Самым сильным за всю историю человечества было извержение вулкана Кракатау в 1883 году. Взрыв этого вулкана был слышен на расстоянии 4800 км. Вулканическая пыль поднялась на высоту более 20 км. Этот пепел опоясал весь земной шар в течении нескольких месяцев. Естественным поставщиком пыли является пустыня Сахара. Пылевые облака, возникающие над Сахарой, переносятся пассатами над всей Западной Африкой.

Антропогенное загрязнение атмосферы имеет очень много источников и наносит более ощутимый вред. Главными источниками загрязнения атмосферы являются: ТЭС, металлургия, химическая, нефтехимическая, целлюлозно-бумажная отрасли промышленности, автомобильный транспорт.

Аэрозольное загрязнение – это загрязнение атмосферы пылью и жидкими частицами. Аэрозоли образуют в атмосфере туман и смог. Смог крайне отрицательно влияет на организм человека. Известны Лондонский и Лос-анджелесский смоги, обладающие повышенной токсичностью. Крупным и опасным источником аэрозолей являются лесные пожары, дымовые облака от которых тянутся на тысячи километров.

Газообразное загрязнение представляет повышенную опасность. На него приходится 80 – 90 % всех выбросов в атмосферу. Это соединение серы, азота, хлора и углерода. Попадая в атмосферу, соединения серы и азота соединяются с капельками воды и образуют серную и азотную кислоты. Затем с дождями они выпадают на землю, нарушая нормы кислотности почвы, способствую высыханию лесов, особенно хвойных. Попадая в реки и озёра, они уничтожают флору и фауну водоёмов. Кислотные дожди приводят и к разрушению конструкций, памятников. Главные районы распространения кислотных – США, зарубежная Европа. Отмечены они также и в Японии, Индии, Бразилии. В первую десятку городов, где отмечена высокая концентрация диоксида серы входят: Тегеран, Рио – де – Жанейро, Стамбул, Москва, Пекин, Катовице, Мехико, Тяньцзинь, Каир и Сеул.

В первую десятку городов по степени концентрации оксидов азота входят: Милан, Мехико, София, Пекин, Кордова, Сан – Пауло, Сантьяго, Катовице, Нью – Йорк и Лондон.

Район образования кислотных дождей и район их выпадения часто расположены на расстоянии тысяч километров друг от друга. Например, главный виновник кислотных дождей в южной части Скандинавии – промышленные районы Великобритании, Бельгии, ФРГ. В Канаду кислотные дожди приносятся из США.

Ещё большее внимание учёных привлекают последствия попадания в атмосферу соединений углерода: углекислый газ, угарный газ и метан. Среди них преобладает углекислый газ. Он не ядовит, но, накапливаясь, приводит к образованию парникового эффекта. Поступление этих соединений в атмосферу связано со сгоранием топлива и утечками метана из нефтяных и газовых скважин.

Если в 1950 году в атмосферу Земли поступало 1520 млн. тонн углерода, то в 2000 году – 6200 млн. тонн, то есть поступления углерода увеличилось в 4 раза.

Первые десять стран по размерам выбросов углерода в атмосферу Земли в середине 1990 годов:

Выброс, млн. т

Доля в глобальном выбросе, %

Выброс на душу населения, т

Германия

Великобритания

Каждая тонна углерода, попадающая в атмосферу, эквивалента 3,7 тонн углекислого газа. 6 млрд. углерода соответствуют 22 млрд. тонн углекислого газа.

Из данных таблицы видно, что основную ответственность за выбросы углерода несут развитые страны. Наиболее сильное загрязнение углекислым газом происходит в северном полушарии между 40-50 параллелями. По размерам выбросов на душу населения стоят на первых местах нефтедобывающие и нефтеперерабатывающие страны – Кувейт, ОАЭ и Сингапур.

Другая группа газов – фреоны – имеют антропогенное происхождение. Фреоны используют в качестве хладагентов в холодильниках и кондиционерах, в виде растворителей, распылителей, моющих средств.

Радиоактивное загрязнение атмосферы связано с испытанием атомного оружия.

Пути решения проблемы загрязнения атмосферы:

1. Сокращение самых вредных выбросов, то есть повышенные требования к топливу, запрет на использование сернистых угля и нефти.

2. Замена двигателей внутреннего сгорания на более экологически безопасные.

3. Использование солнечной, ветровой, водной энергии.

4. Внедрение новых технологий, создание и внедрение безотходных замкнутых технологий.

5. Озеленение городов, промышленных центров.

Вопросы для учащихся, защищавших проект «Спасение атмосферы или путь к Гибели» (вопросы задают учащиеся из другой группы).(атмосферы или путь к Гибели». 0000000000000000000

Вопрос 1: Укажите мероприятия по снижению вредного влияния автомобильного транспорта (т.е. перспективы развития автотранспорта в интересах защиты окружающей среды.)

Ответ на первый вопрос:

Совершенствование конструкции автомобилей для уменьшения токсичных выбросов;

Повышение уровня технического обслуживания и совершенствование контроля технического состояния машин;

Перевод автомобилей на экологически менее опасные виды топлива.

Последние десятилетия осуществляются действия по переводу автомобильного транспорта на природный газ. В России каждая тысяча газобаллонных автомобилей экономит на грузовых перевозках 12 тыс. тонн бензина, на пассажирских- 38 тыс. тонн. Экологически чистое топливо получают при переработки сахарного тростника и других растений. В ряде стран мира обращаются к идее создания «чистого» автомобиля -электромобиля.

Вопрос 2: Поясните, в чем преимущества использования замкнутых производственных циклов перед строительством очистных сооружений.

Ответ на второй вопрос: Замкнутые производственные циклы не требуют новых порций чистого воздуха, а многократно используют уже отработанный и очищенный воздух. Замкнутые производственные процессы своей цикличностью похожи на естественные круговороты веществ в природе.

Проект «Вода – голубая артерия планеты»

Цель проекта:

Определить значение гидросферы для жизни на Земле, пресная вода – это дефицитный ресурс, требующий особой охраны;

показать опасность промышленных, сельскохозяйственных, коммунальных, транспортных видов загрязнения;

выявить пути решения по проблеме загрязнения гидросферы.

Актуальность проекта:

Изучая водные ресурсы и их значение, мы понимаем, как вода влияет на весь окружающий мир и живые организмы. Данная работа поможет нам разобраться в огромных количествах видов разнообразных загрязнений, которые попадают в воду. Поняв изучив все аспекты, мы сможем выделить эффективные меры по борьбе с загрязнением гидросферы.

Значение:

Вода является для человека наиболее ценным природным богатством, потому что она незаменима. Нет ни одной отрасли хозяйства, где не использовалась бы вода. Таким образом, вода – это источник всего живого на Земле. Нет воды – нет жизни. Ведь не случайно жизнь есть только на нашей планете. Можно подвести итог, вода играет огромное значение. Это тот источник, благодаря которому, поддерживается жизнь.

Огромную отрицательную роль играет антропогенное загрязнение вод суши. Главными источниками загрязнения являются промышленность, транспорт, сельское хозяйство, коммунальное хозяйство. В загрязнении вод наиболее велика доля промышленности, в особенности предприятий черной и цветной металлургии, энергетики, нефтепереработки и нефтехимии, деревообрабатывающей и целлюлозно - бумажной промышленности. Сельское хозяйство, являясь крупным источником загрязнения, сбрасывает во внутренние водоёмы химические удобрения, ядохимикаты, отходы животноводческих ферм. Водный транспорт сбрасывает в реки и озёра большое количество отходов и ядохимикатов.

Загрязнение делят на физическое, химическое и биологическое. К физическому загрязнению относят загрязнение твёрдыми отходами - мусором, потерями леса при молевом сплаве. Такое загрязнение не создаёт опасности для живых организмов, но затрудняет работу транспорта, рыболовства и ухудшает качество ландшафта.

Химическое загрязнение вызывает попадание в водоёмы кислот, щелочей, тяжёлых металлов, удобрений, пестицидов, фенолов, нефти и нефтепродуктов, радионуклидов. Биологическое загрязнение-это загрязнение микроорганизмами, многие из которых являются болезнетворными. Загрязнение происходит при попадании в воду стоков химической, пищевой, целлюлозно-бумажной промышленностей, а также стоков коммунального хозяйства городов. Коммунальные стоки особенно велики в Северной Америке, Азии, Европе, по промышленным стокам лидирует Северная Америка, сельскохозяйственные стоки огромны в Азии, Северной Америке и в бывшем СССР. Во многих районах загрязнение превышает возможности самоочищения водоёмов. В сточные канавы превратились реки Темза, Рейн, Миссисипи, Огайо, Потомак и многие реки России и стран СНГ. Для спасения водоёмов необходимы меры очистки – механической (удаление твёрдых частиц), биологической (переработка органических соединений микроорганизмами в растворённые безвредные вещества) и физико-химической (дистилляция, вымораживание и др.). Любая очистка не даёт 100% результата, поэтому для вторичного использования вод, необходимо разбавлять очищенные воды чистыми русловыми водами. При этом на единицу объёма обычно требуется 10-12- кратное разбавление, а иногда и в 100-кратном объёме. В будущем необходимо основное внимание уделить мерам по предупреждению загрязнения вод. Для этого используются новые методы: оборотные системы водоснабжения, малоотходные и безотходные технологии. В России только 2/3 стоков подвергаются очистке. На многих реках предельно допустимая концентрация (ПДК) загрязнений превышена в 10, а иногда в 100 раз. Наиболее загрязнён бассейн реки Волги.

Загрязнение Мирового океана.

Источниками загрязнения вод являются: нефть и нефтепродукты, тяжёлые металлы, пестициды, радиоактивные вещества, а также огромное количество твёрдых и жидких коммунально-бытовых отходов. 70% загрязнений связано с наземными источниками: большие города, промышленность, сельское хозяйство, транспорт. Часто сильное загрязнение морей и океанов наблюдается вдали от побережий и от источников загрязнений. Это происходит потому, что течения переносят загрязнения далеко в океан. Океаны могут получать загрязнения из атмосферы с осадками и от тысяч морских судов. Внутренние моря загрязнены сильнее, чем окраинные и открытые. Наиболее загрязнены: Средиземное, Северное, Красное и Жёлтое моря, Мексиканский и Персидский заливы.

Наиболее опасно нефтяное загрязнение. Нефтяные углеводороды, попадая в морскую воду, могут испариться и попасть в атмосферу, а также раствориться в воде, создав большую угрозу живым организмам. Третья часть растекается по водной поверхности. Нефтяная плёнка препятствует проникновению солнечного света, затрудняет испарение воды, снижает газообмен между атмосферой и водами океана, уменьшает содержание кислорода в морской воде. Морской транспорт является основным источником загрязнения вод океана. Главный виновник загрязнения -танкерный флот. Нефть в воду попадает при загрузке и разгрузке танкеров в портах, мойке и чистке грузовых танков и особенно при авариях танкеров. Аварии танкеров могут буть вызваны поломками, пожарами. Иногда на танкерах происходят взрывы, они попадают на рифы и камни. У южной оконечности Африки причиной крушений танкеров часто являются волны-убийцы, высота которых достигает 20 метров. Такие волны разламывают корпус судна.

Другими источниками загрязнения нефтью морской воды являются разведка и добыча нефти на шельфе, военные действия (во время ирано - иракской войны более 150 танкеров были повреждены). Экологической катастрофой явился намеренный сброс в Персидский залив 1,5 тонн нефти, предпринятый Ираком в начале 1991 года во время оккупации Кувейта. Такой сброс по масштабам можно сравнить одновременной аварией нескольких супертанкеров. Наиболее загрязнён нефтью Атлантический океан. Причинами этого являются: добыча нефти в Северном море, массовая транспортировка нефти по Средиземному и Северному морям. У побережья Африки проходят трассы супертанкеров, и ведётся добыча нефти в Гвинейском заливе. Также трассы супертанкеров проходят у берегов Северной Америки. Шельфовая добыча нефти ведётся в Мексиканском заливе и Карибском море.

Значительная часть Атлантики покрыта нефтяной плёнкой и нефтяными комками.

В Тихом океане наиболее загрязнено побережье Азии, так как там проходят трасы супертанкеров, и ведётся шельфовая добыча нефти. В Индийском океане наиболее загрязнена нефтью часть, прилегающая к Персидскому заливу.

Средний показатель загрязнения мирового океана составляет 5-10 мг/л. При более высокой концентрации многие рыбы не могут существовать, а икра погибает уже при концентрации 0,01-0,1 мг/л. В Мировом океане есть зоны с концентрацией 50-300 мг/л.

Особую опасность представляет радиоактивное загрязнение Мирового океана. На дне морей и океанов проводилось захоронение радиоактивных отходов в зацементированных контейнерах с 1946 года (США). А с 1949 года многими странами Европы (Великобритания, Франция, Италия, Швеция, Германия, Бельгия) и Азия (Япония, Китай, Республика Корея), и Новой Зеландией. С 1980-х годов захоронение радиоактивных отходов резко сократилось.

В 1973 году была подписана Международная конвенция, запрещающая сброс нефтяных отходов вблизи побережья и ограничивающая сброс отходов в открытый океан. С 1981 года вступила в силу Конвенция по охране человеческой жизни на море, которая потребовала дообурудования танкеров.

В России больше всего сточных вод сбрасывается в Балтийское, Азовское и Каспийское моря. Большая доля загрязнений приходится на нефтяное загрязнение из-за аварий танкеров. В 1981 году в Куршском заливе Балтийского моря произошла авария на танкере “Глобе Асими”, в 1997 году во время шторма в Японском море раскололся на две части танкер “Находка” с грузом мазута. Около 250 судов атомного флота сбрасывали радиоактивные отходы в моря Атлантического и Тихого океанов.

Пути решения проблемы загрязнения гидросферы.

1. Бережное и более эффективное использование воды (экономия на производстве и в быту).

2. Создание безотходного производства, когда отходы одной ступени производственного цикла используются как сырье для другой.

3.Создание водоохранных зон, прилегающих к акваториям.

4. Разработка новых технологий, обеспечивающих максимальную утилизацию и обеззараживание промышленных отходов.

5. Посадка в прибрежной полосе рек древесно - кустарниковой растительности.

Вопросы для учащихся, защищавших проект «Вода – голубая артерия планеты» .

Вопрос 1: Ученые установили одну из причин гибели морских животных, в частности кожистой черепахи, тюленей, - мешочки из пластика, которые в большом количестве выбрасываются в океан. Животные, очевидно, принимают их за медуз и заглатывают. Какие меры необходимо принять, чтобы устроить эту опасность для обитателей морей и океанов?

Ответ на первый вопрос : Рекомендации по решению « пластиковой проблемы» связывается с переориентацией упаковочной промышленности на использование натуральных полимеров и произодство безвредной альгиновой пленки из морских водорослей, в частности, из черноморской бурой водоросли цистозиры.

Альгинаты уже применяются в парфюмерной, кондитерской, пищевой, медицинской промышленности и агропромышленном комплексе, они обладают многими полезными свойствами - в частности, выводят из организма тяжелые металлы и радиоактивные элементы.

Вопрос 2: Для ликвидации нефтяных разливов в океане предлагают поджигать нефть. Предскажите возможные экологические последствия применения такого способа ликвидации нефтяного загрязнения.

Ответ на второй вопрос: Бактерии - пожиратели нефти широко распространены по всем водоемам планеты. Но в каждом из них обитают свои виды, приспособившиеся к конкретным условиям температуры, солености воды, насыщенности ее кислородом.

Физкультминутка.

Проект «Земля у нас только одна»

«Стали люди сильными,
как боги,

И судьба Земли у них в руках

Но темнеют страшные ожоги

У земного шара на боках.
Мы давно « освоили » планету
Широко шагает новый век
На Земле уж белых пятен нету
Черные сотрешь ли человек?»
А. Плотников

Цель проекта:

Выявить основные источники загрязнения литосферы;

определить влияние загрязнения литосферы на окружающую среду и живые организмы;

найти пути решения проблемы загрязнения литосферы.

Актуальность проекта:

На планете Земля живем мы и нам хорошо известны особенности и проблемы загрязнения литосферы. А в настоящее время эта проблема стоит на первом месте перед всем человечеством.

Значение:

Почва это часть литосферы. Это важный и сложный компонент биосферы. Без литосферы не было бы жизни на Земле.

Литосфера загрязняется в первую очередь твердыми отходами, которые накапливаются в отвалах, на свалках и являются главными источниками загрязнения земной поверхности.

Твердые отходы, как правило, сжигают, захоранивают или складируют. Бытовой мусор состоит из бумаги, металла, древесины, стекла, полимеров и др. Рекордсменом по объёму мусора на душу населения является США. Промышленных отходов больше, чем бытового мусора. Наиболее «грязными» отраслями промышленности являются - энергетика, металлургия химическая, целлюлозно-бумажная. Еще более опасным является нарушение горными выработками земель, общая площадь которых составляет 12-15млн га.

Экологически наиболее опасными являются токсичные отходы, которые хранят в хранилищах, могильниках, на складах. К ним относятся металлы (мышьяк, свинец, кадмий, ртуть), которые накапливаются в организме человека и обладают канцерогенным действием. 9/10 различных отходов приходится на развитые страны. На первом месте по объему находится США, а на втором - Россия.

Особую проблему составляет захоронение радиоактивных отходов. Это отходы образующиеся при работе атомных станций, атомоходов, пред­приятий военной промышленности. Больше всего радиоактивных отходы образуются в США, России, Канаде, во Франции и в Великобритании.

Переработку твердых отходов производят на мусороперерабатывающих заводах (в США их более 300), отходы складируют в специально подготовленных местах. В Англии избавляются таким образом от 90% твёрдых отходов. Часто отходы служат вторичным сырьём, например для производства строительных материалов.

Для облагораживания земель, нарушенных горными выработками, применяют рекультивацию.

Пути решения проблемы загрязнения литосферы.

1. Сокращение самых вредных выбросов в литосферу.

2. Бережное расходование при добыче, транспортировке и переработке полезных ископаемых.

3. Восстановление нарушенных ландшафтов при добыче полезных ископаемых.

4. Внедрение новых технологий.

Вопросы для учащихся, защищавших проект «Земля у нас только одна» .

Вопрос 1: Химические яды, применяемые против вредителей сельского хозяйства, часто вызывают тяжелые отравления у человека. Предложите эффективные способы защиты людей от ядов.

Ответ на первый вопрос: Можно, например, внести химическую добавку, делающую яд заметным для человека, создать яды, нейтральные для человека, но опасные для вредителей сельского хозяйства, изобрести быстроразрушающиеся яды.

Вопрос 2: Хорошо известны слова Д.И. Менделеева: «Нефть-это не топливо; топить можно и ассигнациями». Что имел в виду великий химик, и какое отношение эти слова имеют к охране недр?

Ответ на второй вопрос: Нефть - это невозобновляемое полезное ископаемое, запас нефти уменьшается по мере использования. При добыче нефти загрязняется окружающая среда, в том числе и литосфера. Мы знаем, что из нефти производят бензин, для автотранспорта, авиатранспорта. В настоящее время многие страны переходят на экологическое топливо. Поэтому слова Д.И. Менделеева актуальны и сегодня: «Нефть - это не топливо; топить можно и ассигнациями », а это дорогое удовольствие для человека и для окружающей среды.

III. Обсуждение вопросов семинара.

Вопросы для обсуждения:

(Записаны на доске или в тетради.)

1. Почему проблема загрязнения приобрела глобальный характер?

2. Какие проблемы загрязнения вод Мирового океана являются наиболее острыми?

3. Какие пути природоохранных мероприятий вы можете предложить?

IV . Работа с учебником.

Задание - прочитайте стр. 40-42 и выделите три пути решения природоохранных проблем.

Решение природоохранных проблем может осуществиться тремя путями:

1-й путь – разного рода очистительные сооружения;

2-й путь – переработка мусора;

3-й путь – применение природоохранных технологий и рациональное размещение «грязных» производств.

К этому перечню можно добавить еще один путь – создание сети охраняемых природных территорий (ОПТ).

ОПТ – это территории, на которых обеспечивается охрана от традиционного хозяйственного использования и поддержание естественного состояния в научных, учебно-просветительских и культурно-эстетических целях.

Основные формы ОПТ: заповедники, заказники, резерваторы, национальные парки.

Природоохранная деятельность и экологическая политика.

Она складывается из понятий:

а) природоохранные законы;

б) долгосрочные программы улучшения окружающей среды;

в) введение систем штрафов (платит тот, кто загрязняет);

г) создание министерства и других государственных органов;

д) партии «зеленых», общественная организация «Гринпис»;

е) международные конференции (ООН приняла международный документ – «Всемирную стратегию охраны природы»).

V . Самостоятельная работа в группах.

Следующий вид нашей работы – творческий. В течение 5-7 минут вы попробуете создать экологические знаки по охране окружающей среды. И затем защитите их.

VI. Закрепление.

Тестовая работа учащихся с последующей взаимопроверкой. (приложение1)

VII . Домашнее задание.

1. Тема № 2. (По желанию - дополнительный текст.)

2. Задания из блока самоконтроля и взаимоконтроля (стр.48-49)

VIII . Рефлексия.

В завершении урока мы подведем итоги (оценки) и ответим на данные вопросы:

Продолжи фразу

Сегодня на уроке я научился…

Мне было интересно…

Мне было трудно…

Я понял, что…

Я почувствовал, что…

Больше всего мне понравилось…

Урок навёл меня на размышления...(заставил задуматься)

Своей работой на уроке я доволен (не совсем, не доволен), потому что…

А ещё давайте оценим наш сегодняшний урок - если вам урок понравился то вы увидите свою планету зеленой, а если нет то планету мы увидим красной и безжизненной.(ученики прикрепляют к рисунку планеты Земля зеленые или красные листики растений)

Учитель: хочу закончить урок словами выдающего академика И.Д. Зверева «Человек, овладевший экологической культурой, относится к природе как к матери, считает её своим родным домом, который надо беречь и о котором надо заботиться».

Хотелось бы верить, что вы молодое поколение сохраните нашу планету зеленой и цветущей для будущих потомков.

Приложение 1.

1. Главным виновником химического загрязнения воды является:

1) водная эрозия;

2) ветровая эрозия;

3) человек;

4) гниение растений.

2. Причиной обмеления малых рек является:

1) севообороты;

2) глубокая вспашка;

3) вырубка лесов;

4) строительство дорог

3. Научно-технический прогресс:

1) должен развиваться с учетом законов природы;

2) должен устанавливать новые законы развития природы;

3) не должен учитывать законы природы;

4) развивается вне зависимости от развития природы. .

4. В крупных городах основным источником загрязнения воздуха являются:

1) тепловые электростанции;

2) предприятия нефтехимии;

3) предприятия строительных материалов;

4) автотранспорт.

5. Экологически чистые источники энергии:

1) тепловые электростанции;

2) дизельные двигатели;

3) атомные электростанции;

4) солнечные батареи.

6. Самые крупные экологические катастрофы связаны с авариями в промышленности:

1) атомной;

2) нефтедобывающей;

3) химической;

4) металлургической.

7. Главный виновник уничтожения озонового слоя:

1) угарный газ; 2) фреон;

3) углекислый газ; 4) сернистый газ. .

8. Основная причина кислотных дождей – наличие в атмосфере Земли:

1) угарного газа; 2) углекислого газа;

3) сернистого газа; 4) аэрозолей. .

9. Созданию парникового эффекта способствует наличие в атмосфере Земли:

1) углекислого газа; 2) сернистого газа;

3) фреона; 4) аэрозолей. .

10. Массовая гибель рыбы при разливе нефти в водоемах связана с уменьшением в воде:

1) световой энергии; 2) кислорода;

3) углекислого газа; 4) солености. .

Приложение 2.

Загрязнение географических оболочек Земли.

Проблема загрязнения

Источники загрязнения

Последствия загрязнения

Пути решения проблемы

Загрязнение атмосферы

ТЭС, металлургия, химическая, нефтехимическая, целлюлозно-бумажная отрасли промышленности, автомобильный транс-порт, радиоактивное загрязнение.

Аэрозольное загрязнение – туман и смог. Газы серы и азота – кислотные дожди. Соединения углерода – парниковый эффект. Повышение радиоактивного фона планеты.

1. Сокращение самых вредных выбросов, т.е. повышение требований к топливу, запрет на использование сернистых угля и нефти.

2. Внедрение новых технологий: использование солнечной, ветровой, водной энергии.

Загрязнение литосферы

Твердые отходы, грязные отрасли промышленности- энергетика, металлургия, химическая, целлюлозно-бумажная; горные выработки. Токсичные и радиоактивные отходы.

Свалки, нарушение земель, повышение уровня Радиации, токсичные отходы накапливаются в организме человека и обладают канцерогенным действием.

1. Уменьшение материалоемкости производства.

2. Переработка от-ходов.

3. Рекультивация земель.

Загрязнение гидросферы

Промышленность (черная и цветная металлургия, энергетика, нефтепереработка и нефтехимия, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная), транспорт, коммунальное хозяйство.

Превышение пре-дельно-допусти-мой концентрации загрязнений. Физическое, химическое и биологическое загрязнение. Опасность для живых организмов, затруднение работы транспорта, рыболовства и ухудшение качества ландшафта.

1. Методы очистки: механический, биологический, физико-химический.

2. Использование новых методов: оборотные системы водоснабжения, малоотходные и безотходные технологии.

МОУ СОШ с.Поима Белинского района Пензенской области имени П.П.Липачёва.

Конспект урока по географии для 10 класса.

Тема: «Загрязнение и охрана окружающей среды».

Разработала и провела:

учитель географии

МОУ СОШ с.Поима

Белинского района

Пензенской области

им.П.П.Л.ипачёва

Павлова Елена Юрьевна.

Тема: «Загрязнение природной среды, источники и меры борьбы и защиты природной среды»

ВВЕДЕНИЕ………………………………….……………………………...

1. Понятие «загрязнение природной среды» и основные ее типы………

2. Источники загрязнение природной среды…………………………….

3. Меры борьбы с загрязнением природной среды и методы защиты природной среды……………………………………………………………

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………...

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы исследования заключается в том, что в настоящее время антропогенное загрязнение окружающей природной среды приобрело огромный размах. Это привело к серьезным экологическим, экономическим, социальным последствиям для общества, которое проявляется в ухудшении состояния окружающей природной среды, необходимости значительных финансовых вложений для ее восстановления, резкого снижения продолжительности жизни людей по сравнению с развитыми странами.

Актуальность темы исследования вызывается и необходимостью разработки организационно-правовых мероприятий по обеспечению охраны окружающей природной среды от загрязнения: экологический контроль, наблюдение, экономические меры.

Цель исследования : изучить проблематику загрязнения природной среды, а также рассмотреть источники ее загрязнения, меры борьбы и защиты природной среды.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1. Определить понятие «загрязнение природной среды» и основные ее типы;

2.Рассмотреть основные источники загрязнение природной среды;

3. Проанализировать меры борьбы с загрязнением природной среды и методы защиты природной среды.

1. Понятие «загрязнение природной среды» и основные ее типы

Загрязнение природной среды - привнесение в среду или возникновение в ней новых (нехарактерных для нее) физических, химических или биологических агентов, или превышение естественного средне многолетнего уровня концентрации тех же агентов в рассматриваемый период. Различают природные и антропогенные загрязнения.

Под загрязнением окружающей среды автор Снакин В.В. понимает «изменение свойств среды (химических, механических, физических, биологических и связанных с ними информационных), происходящие в результате естественных или искусственных процессов и приводящие к ухудшению функций среды по отношению к любому биологическому или технологическому объекту» 1 .

Используя различные элементы окружающей среды в своей деятельности, человек изменяет её качество. Часто эти изменения выражаются в неблагоприятной форме загрязнения 2 .

Загрязнение окружающей среды - это поступление в нее вредных веществ, могущих нанести ущерб здоровью человека, неорганической природе, растительному и животному миру или стать помехой в той или иной человеческой деятельности. Конечно, загрязнения, вызванные деятельностью людей (их называют антропогенными), надо отличать от естественных загрязнений. Обычно, говоря о загрязнении, имеют в виду именно антропогенное загрязнение и оценивают его, сравнивая мощности естественных и антропогенных источников загрязнения 3 .

Из-за больших количеств поступающих в среду отходов человеческой деятельности способность окружающей среды к самоочищению находится на пределе. Значительная часть этих отходов чужда природной среде: они либо ядовиты для микроорганизмов, разрушающих сложные органические вещества и превращающих их в простые неорганические соединения, либо вообще не разрушаются и поэтому накапливаются в различных частях окружающей среды. Даже те вещества, которые привычны для окружающей среды, поступая в нее в слишком больших количествах, могут изменять ее качества и воздействовать на экологические системы.

Загрязнение окружающей среды – привнесение новых, не характерных для нее физических, химических и биологических агентов или превышение их естественного уровня.

Рассмотрим основные типы загрязнения:

    Физическое (тепловое, шумовое, электромагнитно, световое, радиоактивное);

    Химическое (тяжелые металлы, пестициды, пластмассы и др. химические вещества);

    Биологическое (биогенное, микробиологическое, генетическое);

    Информационное (информационный шум, ложная информация, факторы беспокойства 1 .

Любое химическое загрязнение – это появление химического вещества в непредназначенном для него месте. Загрязнения, возникающие в процессе деятельности человека, являются главным фактором его вредного воздействия на природную среду.

Химические загрязнители могут вызывать острые отравления, хронические болезни, а также оказывать канцерогенное и мутагенное действие. Например, тяжелые металлы способны накапливаться в растительных и животных тканях, оказывая токсическое действие. Кроме тяжелых металлов, особо опасными загрязнителями являются хлордиоксины, которые образуются из хлорпроизводных ароматических углеводородов, используемых при производстве гербицидов. Источниками загрязнения окружающей среды диоксинами являются и побочные продукты целлюлозно-бумажной промышленности, отходы металлургической промышленности, выхлопные газы двигателей внутреннего сгорания. Эти вещества очень токсичны для человека и животных даже при низких концентрациях и вызывают поражение печени, почек, иммунной системы 1 .

Наряду с загрязнением окружающей среды новыми для нее синтетическими веществами, большой ущерб природе и здоровью людей может нанести вмешательство в природные круговороты веществ за счет активной производственной и сельскохозяйственной деятельности, а также образования бытовых отходов.

2. Источники загрязнение природной среды

Загрязнению подвергаются атмосфера (воздушная среда), гидросфера (водная среда) и литосфера (твердая поверхность) Земли. Рассмотрим виды источников загрязнения среды с учетом места загрязнения.

Таблица 1. Источники загрязнения окружающей среды 1

Место

загрязнения

Основные источники загрязнения

Основные вредные вещества

Атмосфера

Промышленность

Транспорт

Тепловые электростанции

Оксиды углерода, серы, азота

Органические соединения

Промышленная пыль

Гидросфера

Сточные воды

Утечки нефти

Автотранспорт

Тяжелые металлы

Нефтепродукты

Литосфера

Отходы промышленности и Сельского хозяйства

Избыточное использование Удобрений

Пластмассы

Тяжелые металлы

Источником загрязнения окружающей природной среды выступает хозяйственная деятельность человека (промышленность, сельское хозяйство, транспорт). В городах наибольший удельный вес от загрязнения дает транспорт (70-80%). Среди промышленных предприятий наиболее «грязными» считаются металлургические - 93,4%. За ними следуют предприятия энергетики - прежде всего ТЭС - 27%, 9% - падают на предприятия химической промышленности, 12% - нефтяной и 7% газовой промышленности.

Хотя химическая промышленность не является главным поставщиком загрязнений (рис. 1), для нее характерны выбросы, наиболее опасные для природной среды, человека, животных и растений (рис. 2) 2 .

Рис. 1. Загрязнение атмосферы различными отраслями промышленности

Рис.2. Загрязнение окружающей среды опасными отходами. Основная доля опасных отходов образуется за счет продукции химической промышленности.

Термин «опасные отходы» применяют к любого рода отходам, которые могут нанести вред здоровью или окружающей среде при их хранении, транспортировке, переработке или сбросе. К ним относятся токсичные вещества, воспламеняющиеся отходы, отходы, вызывающие коррозию и другие химически активные вещества 1 .

Природные воды могут загрязняться пестицидами и диоксинами, а также нефтью. Продукты разложения нефти токсичны, а нефтяная пленка, изолирующая воду от воздуха, приводит к гибели живых организмов (в первую очередь, планктона) в воде. Сильнейшими загрязнителями окружающей природной среды являются отходы производства, бытовые отходы. Ежегодно на одного жителя Земли приходится свыше 20 т. отходов. Особо опасными из них считаются диоксины. Постановлением Правительства от 5 ноября 1995 года была принята федеральная целевая программа по диоксинам. В ее включен следующий блок вопросов: разработка нормативов содержания диоксинов в выбросах и сбросах промышленных предприятий и мусоросжигающих заводов; разработка нормативов содержания диоксинов в почве, питьевой воде, в воздушной среде; оценка масштабов и степени загрязнения открытых регионов России диоксинами; разработка технологий и методов обезвреживания диоксинов и другие, что в какой-то степени должно привести к уменьшению загрязнения окружающей природной среды этим токсикантом.

В период экономических реформ произошло преобразование организационно-правовых форм ведения сельского хозяйства. Однако из-за отсутствия финансовых средств сельскохозяйственные предприятия различных форм собственности не проводят природоохранных мероприятий на животноводческих фермах, бесконтрольно применяют минеральные удобрения и агрохимикаты, которые первоначально накапливаются в почве, а затем вместе с дождевыми потоками попадают в реки, загрязняя сельскохозяйственную продукцию и окружающую природную среду. На наш взгляд, необходимо усилить контроль за деятельностью сельских товаропроизводителей, активнее применять меры административной, уголовной, гражданско-правовой ответственности к юридическим и физическим лицам, не проводящим природоохранные мероприятия 1 .

Сильным загрязнителем окружающей природной среды является автотранспорт. Выбросы автомобилей представляют собой смесь очень вредных для здоровья веществ. Однако на сегодняшний день отсутствует единый орган, занимающийся разработкой и реализацией комплексных программ по экологической безопасности применительно к сфере автомобильного транспорта, отсутствует методика организации дорожного движения, разработанная с учетом экологических требований. В период рыночных реформ в России увеличилось количество негосударственных предприятий, которые в погоне за получением больших доходов не уделяют внимания мероприятиям по охране окружающей природной среды. Отсутствует единый пакет нормативных правовых актов, регулирующих экологические отношения, где должна быть предусмотрена ответственность за экологические правонарушения в сфере автомобильного транспорта.

Помимо накопления в почве токсичных и вредных веществ в результате деятельности человека, ущерб землям наносится за счет захоронения и свалок промышленных и бытовых отходов 1 .

Загрязнителями воды являются и органические отходы. На их окисление расходуется дополнительное количество кислорода. При слишком низком содержании кислорода нормальная жизнь большинства водных организмов становится невозможной. Аэробные бактерии, которым необходим кислород, также погибают, вместо них развиваются бактерии, использующие для своей жизнедеятельности соединения серы. Признаком появления таких бактерий является запах сероводорода – одного из продуктов их жизнедеятельности.

В итоге, можно сказать, что одним из основных загрязнителей окружающей среды является сельскохозяйственное производство. В систему круговорота химических элементов искусственно вводятся значительные массы азота, калия, фосфора в виде минеральных удобрений. Их избыток, не усвоенный растениями, активно вовлекается в водную миграцию. Накопление соединений азота и фосфора в природных водоемах вызывает усиленный рост водной растительности, зарастание водоемов и загрязнение их мертвыми растительными остатками и продуктами разложения. Кроме того, аномально высокое содержание растворимых соединений азота в почве влечет за собой повышение концентрации этого элемента в сельскохозяйственных продуктах питания и питьевой воде. Это может вызвать серьезные заболевания людей.

3. Меры борьбы с загрязнением природной среды и методы защиты природной среды

Основными мерами борьбы с загрязнением атмосферы являются строгий контроль выбросов вредных веществ. Токсичные исходные продукты заменяют на нетоксичные, практикуется переход на замкнутые циклы, совершенствуются методы газоочистки и пылеулавливания. Большое значение имеет оптимизация размещения предприятий для уменьшения выбросов транспорта, а также грамотное применение экономических санкций.

Большую роль в защите окружающей среды от химических загрязнений играет международное сотрудничество. Так, например, в 1970-е в озоновом слое, защищающем нашу планету от опасного действия ультрафиолетового излучения Солнца, было обнаружено снижение концентрации О3. В 1974 установили, что озон разрушается под действием атомарного хлора. Одним из основных источников хлора, попадающего в атмосферу, являются хлорфторпроизводные углеводородов (фреоны, хладоны), используемые в аэрозольных баллонах, холодильниках и кондиционерах. Разрушение озонового слоя происходит, возможно, не только под действием этих веществ. Тем не менее, были предприняты меры по уменьшению их производства и использования. В 1985 многие страны договорились о защите озонового слоя. Обмен информацией и совместные исследования изменений концентрации атмосферного озона продолжаются 1 .

Проведение мероприятий, предупреждающих попадание загрязняющих веществ в водоемы, включает установление прибрежных защитных полос и водоохранных зон, отказ от ядовитых хлорсодержащих пестицидов, уменьшение сбросов промышленных предприятий за счет применения замкнутых циклов. Снижение опасности загрязнения нефтью возможно путем повышения надежности танкеров 1 .

Для предотвращения загрязнения поверхности Земли нужны предупредительные меры – не допускать засорения почв промышленными и бытовыми сточными водами, твердыми бытовыми и промышленными отходами, нужна санитарная очистка почвы и территории населенных мест, где такие нарушения были выявлены.

Самым эффективным решением проблемы загрязнения окружающей среды были бы безотходные производства, не имеющие сточных вод, газовых выбросов и твердых отходов. Однако безотходное производство сегодня и в обозримом будущем принципиально невозможно, для его реализации нужно создать единую для всей планеты циклическую систему потоков вещества и энергии. Если потери вещества, хотя бы теоретически, все же можно предотвратить, то экологические проблемы энергетики все равно останутся. Теплового загрязнения нельзя избежать в принципе, а так называемые экологически чистые источники энергии, например ветряные электростанции, все равно наносят ущерб окружающей среде 2 .

На сегодняшний день единственным путем существенного уменьшения загрязнения окружающей среды являются малоотходные технологии. В настоящее время создаются малоотходные производства, в которых выбросы вредных веществ не превышают предельно допустимых концентраций (ПДК), а отходы не приводят к необратимым изменениям природы. Используется комплексная переработка сырья, совмещение нескольких производств, применение твердых отходов для изготовления строительных материалов 3 .

Существуют следующие основные способы уменьшения загрязнения окружающей среды: безотходное производство, малоотходное производство, комплексная переработка сырья, новые технологии и материалы. Создаются новые технологии и материалы, экологически чистые виды топлива, новые источники энергии, снижающие загрязнение окружающей среды 1 .

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В заключении хотелось бы сказать, что загрязнение окружающей среды имеет почти такую же долгую историю, что и история самого человечества. Долгое время первобытный человек мало чем отличался от других видов животных и в экологическом смысле находился в равновесии с окружающей средой. К тому же численность человечества была невелика.

С течением времени в результате развития биологической организации людей, их умственных способностей, человеческий род выделился среди других видов: возник первый вид живых существ, воздействие которых на все живое представляет собой потенциальную угрозу равновесию в природе.

На всех стадиях своего развития человек был тесно связан с окружающим миром. Но с тех пор как появилось высокоиндустриальное общество, опасное вмешательство человека в природу резко усилилось, расширился объём этого вмешательства, оно стало выражать разнообразные проявления и сейчас грозит стать глобальной опасностью для человечества. Человеку приходится все больше вмешиваться в хозяйство биосферы - той части нашей планеты, в которой существует жизнь. Биосфера Земли в настоящее время подвергается нарастающему антропогенному воздействию.

В заключение следует отметить, что в условиях ожидаемого роста объемов производства, постоянно увеличивающихся выбросов автотранспорта, без принятия эффективных природоохранных мер, негативная тенденция уровней загрязнения природной среды может ещё более обостриться.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

    Ардашкин, И.Б. Социальная экология. Дистанционное обучение: учебное пособие / И.Б. Ардашкин. - Томск: Изд-во ТПУ, 2009. - 116 с.

    Виды и масштабы негативного воздействия человека и промышленности на природную среду // Природопользование: Учебник / Под ред. Э.А.Арустамова. – М., 2008. – С.80-87.

    Маркович, Данило Ж. Социальная экология: Монография / Д. Ж. Маркович. - М.: Изд-во Российского ун-та дружбы народов, 2007. - 436 с.

    Проблемы социальной экологии: Сборник научных трудов. - Кемерово: Изд-во КузПИ, 2007. - 99 с.

    Снакин В.В. Экология и охрана природа: Словарь-справочник. - М.: Академия, 2008. с. 17.

    Социальная экология: теоретические и прикладные аспекты: учебное пособие / отв. ред. В. Г. Раскин. - Кемерово: Изд-во Кузбасского ГУ, 2006. - 135 с.

    Современный мир и его влияние на окружающую природную среду // Безопасность жизнедеятельности/ Ред. Э.А. Арустамов. – М., 2008. – С.47-59.

Окружающая среда - не просто то, что находится вокруг человека, именно от нее зависит здоровье людей, а также возможность жить на этой планете будущим поколениям. Если безответственно подойти к ее сохранению, то вполне вероятно, что произойдет уничтожение всего человеческого рода. Следовательно, каждый должен знать о а также о том, какую лепту он может внести в ее защиту или восстановление.

Что зависит от окружающей среды?

Вся жизнь на Земле зависит от того, насколько хорошей является окружающая среда. При этом нельзя учитывать какую-то отдельную сферу, так как все системы имеют определенную связь между собой:

  • атмосфера;
  • океаны;
  • суши;
  • ледяные покровы;
  • биосфера;
  • водные потоки.

И каждой системе так или иначе угрожает Но после того как определенная сфера подвергается слишком большому негативному воздействию, могут возникнуть различные стихийные бедствия. Те, в свою очередь, в обязательном порядке угрожают жизни людей. Поэтому от окружающей среды зависит все, начиная от благоприятной жизни человека и заканчивая сохранностью природных ресурсов для будущих поколений.

Наблюдение за всеми системами осуществляется ответственными лицами. Однако, как было указано, каждый человек пострадает, если какая-либо сфера достигнет критической точки, ведущей к стихийному бедствию. По этой причине все должны следить за тем, чтобы природа оставалась в своем первозданном состоянии, либо, если оно уже было нарушено, требуется приложить максимум усилий к тому, чтобы его вернуть.

Природа и окружающая среда

Свое влияние на окружающую среду оказывает фактически каждый человек, независимо от рода его занятий. Некоторые из них делают на самом деле полезные вещи, с помощью которых можно донести до будущих поколений обширные богатства - чистый воздух и воду, нетронутую природу и так далее. Однако большинство людей оказывают именно негативное влияние, которое постепенно уничтожает все то, что дает человечеству планета.

К счастью, множество стран в наше время отлично понимают важность вопроса окружающей среды, свою ответственность за ее сохранность. И именно по этой причине удается сберечь отдельные природные богатства, ресурсы, без которых окружающая среда погибнет, а вскоре после нее и все человечество.

Свое внимание как странам в целом, так и отдельным организациям в частности необходимо уделять не только девственным участкам природы, но и тем, которые в действительности нуждаются в помощи человека. Это морские экосистемы, атмосфера, ведь от них напрямую зависит здоровье людей. Поэтому в основе сохранения природы и окружающей человечество среды лежит не только ответственность за конкретную сферу, но и за их совокупность, взаимосвязь. Если брать за пример химические отходы, то их следует рассматривать не только в качестве элементов, портящих здоровье людей, но и тех, которые вредят природе.

Взаимодействие человека и окружающей среды

Известно, что от выбросов химических отходов в атмосферу или морские экосистемы зависят не только ресурсы окружающей среды, их сохранность, но и здоровье человека. В связи с этим к 2020 году запланировано полностью исключить подобное загрязнение, даже не свести его к минимуму. По этой причине в наши дни все те предприятия, которые имеют дело с химикатами, должны представлять подробные отчеты относительно того, как происходит утилизация отходов.

Если в атмосфере наблюдается повышенная концентрация веществ, которые вредны для человека, необходимо оперативно снижать их уровень. Но для этого требуется участие всех людей, а не только тех организаций, которые несут определенную ответственность за охрану среды. Существует общепринятое и неоспоримое мнение, что человеку крайне важно проводить время на открытом воздухе. Это приносит ему пользу, помогает подправить или поддержать здоровье на хорошем уровне. Однако если он будет вдыхать химические отходы, то это не только не поспособствует выполнению задачи, но и навредит. Следовательно, чем ответственнее ведет себя каждый индивидум в отношении окружающей среды, тем больше вероятности ее сохранения и поддержания на протяжении долгих лет.

Морские экосистемы

Многие страны и государства окружены большими водными пространствами. Кроме того, нельзя не учитывать круговорота воды. Поэтому любой город, пусть даже он будет располагаться в центре материка, имеет прямое отношение к морским экосистемам. Следовательно, жизнь всех людей на планете связана с океанами, потому сохранение и защита водного пространства является далеко не последней задачей.

Департамент окружающей среды попросту не может обойтись без работы по защите морских экосистем. К его задачам относится сведение к минимуму загрязнения океанов. К сожалению, современная деятельность человека не может исключить этот фактор, однако стремиться к его уменьшению необходимо.

Источники, которые загрязняют гидросферу, следующие:

  1. Коммунальное хозяйство.
  2. Транспорт.
  3. Промышленность.
  4. Непроизводственная сфера.

Максимальный негативный эффект оказывают промышленные выбросы в реки или моря различных отходов.

Загрязнение атмосферы

Атмосфера представляет собой такую систему, которая имеет несколько способов самозащиты. Однако негативное воздействие на окружающую среду в наше время является настолько большим, что ей не хватает сил на оборонные мероприятия, в результате чего она постепенно изнашивается.

Нужно выделить несколько основных источников, которые загрязняют атмосферу:

  1. Химическая промышленность.
  2. Транспорт.
  3. Электроэнергетика.
  4. Металлургия.

Среди них особо пугающе аэрозольное загрязнение, которое означает, что в атмосферу выбрасываются частицы в жидком или твердом состоянии, но они не входят в ее постоянный состав.

Однако более опасными являются оксиды углерода или серы. Именно они приводят к парниковому эффекту, в результате которого происходит увеличение температуры на материках и так далее. Следовательно, нужно внимательно следить за составом воздуха, так как дополнительные примеси рано или поздно скажутся на человечестве.

Способы охраны окружающей среды

Чем выше негативное воздействие на природу, тем больше должно создаваться организаций, которые не только будут нести ответственность за ее защиту, но и распространять информацию, помогающую всем жителям планеты понять, насколько опасно загрязнение. Следовательно, с ростом вреда усиливаются и охранные мероприятия.

Международная включает в себя несколько методов сохранности природы и ее ресурсов:

  1. Создание очистительных сооружений. Они могут оказывать свое влияние только на морские ресурсы или атмосферу, а могут и служить в комплексе.
  2. Разработка новых очистительных технологий. Обычно этим занимаются предприятия, которые работают с химикатами, чтобы облегчить утилизацию либо увеличить положительное влияние в той или иной системе.
  3. Правильное размещение грязных производств. Охранные компании и организации все еще не могут дать ответ на вопрос о том, где именно следует располагаться соответствующим предприятиям, но он активно решается.

Одним словом, если и искать решение проблемы экологического состояние планеты, то делать это необходимо всем представителям мирового сообщества. В одиночку ничего не получится.

Плата за загрязнение среды

Поскольку сегодня нет таких стран, где бы деятельность человека не связывалась с с некоторых предприятий взимается плата за окружающую среду. Происходит этот процесс в соответствии с законом, принятым в 2002 году.

Распространенной ошибкой компаний, занимающихся грязным производством, является то, что после уплаты средств на сохранность природы они продолжают процесс негативного воздействия на нее. На самом деле это может привести к уголовной ответственности. Уплата сбора вовсе не освобождает от ответственности, и каждое предприятие обязано стремиться к тому, чтобы уменьшить вред, а то и исключить его вовсе.

Заключение

В заключение можно сказать, что окружающая среда представляет собой совокупность всех тех элементов, которые находятся около людей. Именно она предоставила возможность для эволюции, для появления человеческого рода. Поэтому основной целью нашего времени является ее защита, очищение и сохранность. Если этого не произойдет, то буквально за несколько столетий планета превратится в место, непригодное для жизни и деятельности людей.

>>География: Мы рассматриваем загрязнение и охрану окружающей среды

3. Мы рассматриваем загрязнение и

охрану окружающей среды


1. Антропогенное загрязнение окружающей среды: причины и последствия.

О загрязнении окрyжающей среды вы уже мнoгoe знаете из предыдущих курсов географии, и оно не может вас не тревожить. «Плоха та птица, которая загрязняет собственное гнездо» говорит народная пословица. Неужели же все человечество, да и каждый из нас уподобились такой птице?

3агрязнение окружающей cpeды нежелательное изменение ее свойств в результате антропoгенного поступления различных веществ и соединений.

Оно приводит или может привести в будущем к вредному воздействию на литосферу , гидросферу, aтмосферу, на растительный и животный мир, на здания, конструкции, материалы, на caмoгo человека. Оно подавляет способность природы к самовосстановлению своих свойств.

3агрязнение окружающей среды человеком имеет длительную историю. Еще жители Древнего Рима жаловались на загрязненность вод реки Тибр. Жителей Афин и Древней Греции беспокоило загрязнение акватории порта Пирей. Уже в средние вeка появились законы об охране окружающей среды . .

Главный источник загрязнеания- возвращение в природу той огромной массы отходов, торая образуется в процессе производства и потребления человеческого общества. Уже в 1970 г. они составили 40 млрд т, а к началу ХХI в. возросли до 300 млрд т.

При этом следует различать количественное и качественное загрязнение. Количественное загрязнение окружающей среды возникает в результате возвращения в нее тех веществ и соединений, которые встречаются в природе в естественном состоянии, но в гораздо меньших количествах (например, это соединения железа и других металлов).

Качественне загрязнение окружающей среды связано с поступлением в нее неизвестных природе веществ и соединений, coздаваемых в первую очередь промышленностью органического синтеза.

Загрязнение литосферы (почвенного покрова) происходит в результате промышленной, строительной и сельскохозяйственной деятельности . При этом в роли главных загрязнителей выступают металлы и их соединения, удобрения, ядохимикаты, радиоактивные вещества, концентрация которых при водит к изменению химического состава почв. Все более сложной становится и проблема накопления бытового мусора; не случайно на Западе по отношению к нашему времени иногда применяют термин «мусорная цивилизация». .

И это не говоря уже о полном разрушении почвенного покрова прежде вceгo в результате открытых гopныx разработок, глубина которых в том числе и в России иногда достигaeт 500 м и даже более. Так называемые бедленды («дурные земли»), полностью или почти полностью потерявшие свою продуктивность, занимают уже 1 поверхности суши. Общая же площадь загрязненных земель на суше превышает 13 млн.км2 что составляет 1/10 земельного фонда.

Пример. В Скандинавии, которая получает кислотные осадки в основном из Великобритании и ФРГ, погибла жизнь в 20 тыс. озер, в них исчезли лосось, форель и другая рыба. Во многих странах Западной Европы происходит катастрофическая гибель лесов. Такая же гибель лесов началась и в России.

Воздействия кислотных ocaдков не выдерживают не только живые организмы, но и камень. . Особую проблему создает увеличение выбросов в атмосферу диоксида углерода (СО2). Если в середине ХХ в. во всем мире эмиссия СО2 составляла примерно 6 млрд т, то В начале ХХI в. она превысила 27 млрд т. Основную ответственность за эти выбросы несут экономически развитые страны. В последнее время выбросы углерода значительно возросли в некоторых развивающихся странах в связи с развитием промышленности и особенно энергетики (см. таблицу 9 в «Приложениях»). Такие выбросы угрожают человечеству парниковым эффектом и глобальным потеплением климата. А растущая эмиссия хлорфторуглеродов (фреонов) уже привела, по мнению многих ученых, к образованию огромных «озоновых дыр)) и частичному разрушению «озонового барьера»). Авария на Чернобыльской АЭС в 1986 г. свидетельствует о том, что случаи радиоактивного загрязнения атмосферы также нельзя полностью исключить.

Циркуляционные процессы в атмосфере привели к тому, что проблема ее загрязнения приобрела глобальный характер.

2. Решение природоохранных проблем: три главных пути.

Но человечество не только засоряет свое «гнездо». Оно разработало пути охраны окружающей среды и уже приступило к их осуществлению. Первый путь заключается в создании разного рода очистных сооружений, в применении малосернистого топлива, уничтожении и переработке мусора, строительстве дымовых труб высотой 200-300 м и более, peкультивации земель и др. Oднaко даже самые современные сооружения не обеспечивают полного очищения. А сверхвысокие дымовые трубы снижают концентрацию вредных веществ в данном месте, способствуют pacпространению пылевого загрязнения и кислотных дождей на гoраздо более обширные территории: труба высотой в 250 м увеличивает радиус рассеивания до 75 км. Второй путь состоит в разработке и применении принципиально новой природоохранительной (чистой») технологии производства, в переходе к малоотходным и безотходным производственным процессам. Так, переход от прямоточного (peка предприятие река) водоснабжения к оборотному и тем более к «сухой» технологии может обеспечить сначала частичное, а затем и полное прекращение сброса сточных вод в реки и водоемы.

Этот путь является главным, поскольку он не просто уменьшает, а пpeдyпpeдaeт загрязненuе окруающей среды. Но он требует oгpoмныx расходов, непосильных для многих стран. Третий путь заключается в глубоко продуманном, наиболее рациональном размещении так называемых «грязных» производств, оказывающих отрицательное воздействие на состояние окружающей среды. К числу «грязных» производств прежде вceгo относятся химическая и нефтехимическая, металлургическая, целлюлознобумажная промышленность, тепловая энергетика, производство стройматериалов. При размещении таких предприятий особенно необходима географическая экспертиза.

3. Природоохранная деятельность и экологическая политика.

Расхищение природных pecypсов и рост загрязнения окружающей среды стали препятствием не только для дальнейшего развития производства. Нередко они угрожают и самой жизни людей.

Поэтому еще в 70-80-x п. большинство экономически развитых стран мира стало осуществлять разнообразную природоохранную деятельность, про водить экологическую политику. Были приняты строгие природоохранные законы, разработаны долгосрочные программы улучшения окружающей среды, введены системы штрафов (по принципу «платит тот, кто загрязняет»), созданы специальные министерства и другие государственные органы. Одновременно началось массовое движение общественности в защиту окружающей cpeды. Во многих странах появились и добились немалого влияния партии «зеленых», возникли различные общественные организации, например Гринпис1 .

В результате в 80-90x гг. загрязнение окружающей среды в ряде экономически высоко развитых стран стало постепенно уменьшаться, хотя в большинстве развивающихся стран и в нeкоторых странах с переходной экономикой, включая Россию, оно попрежнему остается yгpoжающим.

Пример. Отечественные ученыегеографы выделяют на территории России 16 критических экологических районов, которые в совокупности занимают 15% территории страны. Среди них преобладают промышленно-городские агломерации, но есть также сельскохозяйственные и peкреационные районы.

В наше время для про ведения природоохранной деятельности, осуществления экологической политики недостаточно мер, предпринимаемых отдельными стpaнами. Необходимы усилия вceгo мирового сообщества, которые координируются ООН и другими международными организациями. В 1972 г. в Стокгольме состоялась первая Конференция ООН по проблемам окружающей среды, день ее открытия 5 июня бы объявлен Всемирным днем окружающей среды.

В дальнейшем был принят важный документ «Всемирная стpaтегия охраны природы», coдepжавший развернутую программу действий всех стран. Вторая конференция по окружающей среде и развитию состоялась в 1992 г. в Рио-де-Жанейро. Она приняла «Повестку дня на ХХI век» и другие важнейшие документы.

В системе ООН существует специальный opгaн Программа ООН по окружающей среде (ЮНЕП), который координирует работы , ведущиеся в разных стpaнах, обобщает мировой опыт. Aктивно участвуют в природоохранной деятельности Всемирный союз охраны природы (ВСОП), Международный гeoгpaфический союз (MГC) и дpyгие организации. В 80-90x гг. ХХ в. были заключены международные соглашения о снижении выбросов углерода, фреонов и многие другие. Некоторые из предпринимаемых мер имеют ярко выраженные географические аспекты.

1 Гринпис (англ. gгeeпpeace зеленый мир) независимая общественная международная организация, основанная в 1971 г. с целью предотвращения деградации окружающей среды. Гринпис выступает против ядерных испытаний, загрязнения окружающей среды промышленными и другими отходами, выступает в защиту животнoгo мира, морей и т. д.

Пример 1. В начале XXI в. в мире насчитывалось уже более 12 тыс. особо охраняемых природных территорий (ОПТ). Больше вceгo их в США, Австралии, Канаде, ФРГ, Китае. Общее число национальных парков приближается к 2 тыс., а биосферных заповедников к 500.

Пример 2 . С 1972 г. действует Конвенция ЮНЕСКО по охране Всемирного культурного и природного наследия. В конце 2007 г. в Список Всемирного наследия, который ежегодно дополняется, входил 851 объект (см. таблицу 10 в «Приложениях»), в их числе 660 культурных, 166 природных и 25 культурно-природных. .

И тем не менее каждый из вас, граждан наступившего XXI в., должен всегда помнить о заключении, к которому пришли на Конференции «Рио-92»: «Планета Земля находится в такой опасности, в какой она не была никогда». (Задание 9.)

Максаковский В. П., География. Экономическая и социальная география мира 10 кл. : учеб. для общеобразоват. учреждений

Содержание урока конспект урока опорный каркас презентация урока акселеративные методы интерактивные технологии Практика задачи и упражнения самопроверка практикумы, тренинги, кейсы, квесты домашние задания дискуссионные вопросы риторические вопросы от учеников Иллюстрации аудио-, видеоклипы и мультимедиа фотографии, картинки графики, таблицы, схемы юмор, анекдоты, приколы, комиксы притчи, поговорки, кроссворды, цитаты Дополнения рефераты статьи фишки для любознательных шпаргалки учебники основные и дополнительные словарь терминов прочие Совершенствование учебников и уроков исправление ошибок в учебнике обновление фрагмента в учебнике элементы новаторства на уроке замена устаревших знаний новыми Только для учителей идеальные уроки календарный план на год методические рекомендации программы обсуждения Интегрированные уроки
Загрузка...
Top