Виталий бианки три весны краткое содержание. Интегрированное занятие по рассказу В.Бианки "Три весны" план-конспект занятия по художественной литературе (старшая группа) на тему. Как велась работа над произведением

ВЕСНА

Первая телеграмма из лесу.
Прилетели стаи грачей. Весна началась. Тяжелая, темная туча, закрывавшая все небо, ушла. По синему небу поплыли кучевые облака, похожие на большие сугробы снега. Родились первые зверята. У лосей и козуль отрастают новые рога. В лесу запели чижи, синицы и корольки. Скоро прилетят скворцы и жаворонки. Обнаружена берлога медведя под корнями вывороченной ели. Струйки тающего снега тайно собираются подо льдом. В лесу капель: тает снег на деревьях. По ночам морозы заново куют лед.

ЛЕСНЫЕ ПРОИСШЕСТВИЯ.

Первое яйцо.
Самка ворона первою из всех птиц снесла яйцо. Ее гнездо - на высокой ели, густо засыпанной снегом. Чтобы яйцо не застыло и птенчик в нем не замерз, ворониха не оставляет гнезда. Пищу ей приносит ворон.

Сосунки в снегу.
В поле еще снег, а у зайчих уж родятся зайчата.
Зайчата родятся зрячими, в теплых шубках. Сразу, как появятся на свет, они уже умеют бегать. Наевшись досыта материнского молока, они разбегаются и прячутся под кустами, кочками. Лежат смирнехонько, - не пищат, не балуются, хоть мать и убежала куда-то.
Проходит день, другой, третий. Зайчиха по всем полям скачет, давно уже про них и забыла. А зайчатки все лежат. Бегать им нельзя: ястреб заметит или нападет на след лиса.
Вот, наконец, бежит мимо зайчиха. Нет, не мамаша - тетка какая-то чужая. Зайчата к ней: накорми нас! Ну что ж, пожалуйста, кушайте! Накормила - и дальше.
И опять зайчата под кустиками лежат. А мамаша их где-то чужих зайчат кормит.
Так уж повелось у зайчих: всех зайчат общими считать. Где бы ни повстречала зайчиха зайчат, она их накормит. Все равно, свои они ей или чужие.
Думаете, плохо зайчатам беспризорниками жить? Ничуть! Им тепло: шубка у них. А молоко у зайчих такое сладкое, густое, что зайчонок раз насосется, - потом несколько дней сыт.
А на восьмой-девятый день зайчата начнут травку зубрить.

Весенняя хитрость.
В лесу хищники нападают на мирных животных. Где увидят, так и хватают.
Зимой на белом снегу не так-то скоро увидишь зайца-беляка и белую куропатку. А сейчас снег тает, во многих местах уже показалась земля.
Волки, лисицы, ястреба, совы, даже маленькие хищные горностаи и ласки издали замечают белую шерстку и белые перья на черных проталинах.
И вот беляки и белые куропатки пустились на хитрость: они линяют и перекрашиваются.
Беляк стал весь серенький; у куропатки выпало много белых перьев, а на их месте отросли бурого и ржавого цвета новые перья с черными полосами.
Теперь беляка и куропатку не так-то просто заметить: они замаскированы.
Некоторым из нападающих тоже пришлось прибегнуть к маскировке. Ласка была вся белая зимой, горностай тоже, только кончик хвоста у него был черный. И им обоим удобно было подкрадываться к мирным животным по снегу: белым по белому.
А сейчас они перелиняли и стали серыми. Ласка вся черная, а у горностая кончик хвоста как был, так и остался черным.
Но ведь черное пятнышко на одежде не вредит ни зимой, ни летом; ведь и на снегу есть черные пятна - соринки да сучочки, а на земле и в траве их сколько хочешь.

По чердакам.
Обойдите дома центрального района города, и вы познакомитесь с условиями жизни населения чердаков.
Птицы, занимающие здесь углы, оказывается, очень довольны своим жильем. Кому холодно, тот жмется к печным трубам и пользуется даровым отоплением. Голубки уже сидят на яйцах, воробьи и галки по всему городу собирают соломинки для гнезд, пух и перья для своих мягких перин.
Жалуются птицы только на кошек и мальчишек, которые разоряют их гнезда.

Сонные мухи.
На улице появились большие зеленовато-синие с металлическим отливом мухи. Вид у них сонный, как осенью. Они еще не летают, а только еле ползают по стенам домов, качаясь на тонких ножках.
Целый день мухи греются на солнце, а ночью опять заползают в щели и скважины стен и заборов.

Веснянки.
Из воды через трещины речного льда вылезают неуклюжие серые личинки. Они карабкаются на набережную, освобождаются от своих шкурок-чехликов и превращаются в крылатых, стройных насекомых - ни мух, ни бабочек веснянок.
Длиннокрылые, легкие, они еще не могут летать: слабы. Им нужно солнце.
Они пешком переходят мостовую. Их давят прохожие, давят копытами лошади, давят колесами автомобили. Их проворно клюют воробьи. А они все идут да идут - их тысячи, тысячи, тысячи.
И те, кому удалось перейти улицу, взбираются на стены домов - за солнцем.

Комарики пляшут.
В солнечные теплые дни уже пляшут в воздухе комарики.
Не бойся их: эти не кусачие, это комары-толкуны.
Легкой стайкой, столбиком держатся в воздухе, толкутся, кружатся.
И там, где их много, - воздух в крапинках, как в веснушках.

Елена Творогова

Цель : формирование интереса и потребности в чтении ; достижение понимания текста на уровне смысла и содержания.

Задачи :

Продолжать знакомить с творчеством писателя;

Развивать умение чувствовать красоту и выразительность языка произведения;

Привлечь внимание к выразительным средствам (образным словам и выражениям, эпитетам, сравнениям : «ледяные укрепления зимы» , «золотые солнечные стрелы» , «Будто пушка ухнула над рекой – треснул толстый лед).

Формировать умение строить композицию рисунка, передавать своё представление о разных победах весны – полевой , речной или лесной.

Воспитывать творческую индивидуальность.

План занятия :

Загадывание загадки о весне :

«Она приходит с ласкою

И со своею сказкою

Волшебной палочкой взмахнёт-

В лесу подснежник расцветёт».

Да, ребята, это, конечно же, весна . И сегодня, мне бы хотелось познакомить вас с замечательным рассказом любимого уже вами писателя (показ портрета, дети узнают и называют его имя - Виталия Валентиновича Бианки ). А рассказ называется «Три весны » . А разве у нас бывает в природе три весны , как вы думаете? - Выслушиваются все ответы детей и их предположения. Ну почему-то ведь рассказ назван именно так. Хотите узнать, почему? Ну, тогда, приготовьтесь внимательно слушать.

(Чтение текста предполагается «медленное» , т. е. с остановками для комментария прочитанного, включения воображения, усиления эмоционального восприятия и привлечения внимания детей.)

Примерные вопросы по содержанию текста :

Какая первая победа весны ? Когда она начинается? – «Когда в полях показались первые проталины, освободилась первая земля» . Показ иллюстраций или слайдов. Кто же больше всего обрадовался этой победе? (Дети вспоминают описание жизни птиц в рассказе) .

Проводится физкультминутка «Птицы» .

«Птицы долго зимовали в чужедальней стороне,

Но по Родине скучали и мечтали о весне

Будет труден перелёт, приготовиться в полёт!» (Свободно летают по группе)

Дети рассказывают о своих впечатлениях, о «весне речной » . Как она «ведёт наступление» .

Какими словами и выражениями это передано в рассказе?

-«поднатужилась и поднялась» , «будто пушка ухнула над рекой – треснул толстый лед» , «река вырвалась на волю» , «солнце расстреляет их золотыми горячими стрелами» , «паводок - весенний разлив» . (Показ иллюстраций) .

А как выглядит в рассказе третья победа весны ? Какие выражения Вам запомнились и чем понравились?

-«морозы – утренники» , «последние разбитые отряды снега» , «лес закутается зеленым туманцем» , «цветущая, благоуханная сирень» . Дети объясняют, чем им так нравится весна лесная в рассказе В . Бианки .

Ребята, я предлагаю вам нарисовать свои впечатления по услышанному произведению. (Уточнить его название и автора) . В рисунке покажите, пожалуйста, ту победу весны , которая произвела на вас наиболее сильное впечатление, наиболее запомнилась и как её описывает Виталий Валентинович Бианки .

Дети выполняют работы цветными карандашами.

Ребята, сегодня у нас нет ни одной одинаковой работы. Как вы думаете, это хорошо? (Мнения детей) . Конечно, это просто - здорово! Это означает, что у вас есть собственное восприятие художественных произведений , воображение, своё мнение, а это так важно в жизни любого человека.

После занятия обмениваются впечатлениями о работах, своём замысле : кто какую весну изобразил ; какие работы оказались наиболее удачными и т. д.




Бианки В. Птичьи год-весна

Весну открывают птицы. Но велика наша Родина, и в разных её краях открывают весну разные птицы: под Москвой, Ленинградом, на Украине первым прилетает белоносый грач, на севере - серая ворона, в Сибири - галка.

Чуть появятся первые проталинки, уже тут как тут чибис, скворец и жаворонок. А растопит солнце лёд на реках, - глядь, на полыньях уже сидят утки, по берегам суетятся белые трясогузки, в небе звонко, торжественно трубят лебеди, гогочут гуси, вьются над водой чайки.

Шумными стаями перелётных наполняются воды, леса, степи. Одни птицы остаются здесь - эти здесь и сами родились, здесь будут и детей выводить. Другие летят дальше на север: это пролётные, они там родились и гнездятся. И в это же время идёт отлёт от нас: подорожники, чечётки, чижи, снегири, свиристели, белая полярная сова. Только на зиму к нам прилетали. Теперь спешат домой, на север, там тоже потеплело, опять можно жить. Даже вороны, которые были у нас зимой, не наши вороны, а северные. Они отлетают, с юга прилетают наши.

Но мы этого даже и не замечаем, потому что весь год все наши вороны серы.

Прилёт идёт не как попало, а в строгом порядке: первыми к нам весной прилетают те птицы, что улетали от нас последними осенью; последними - те, что улетали первыми.

Птички, которые собирают на земле зёрна или клюют почки - зяблики, щеглы, коноплянки, прилетают раньше. Мухоловки, горихвостки, ласточки, козодои, стрижи ждут, когда вылетят мухи, комары, бабочки.

Всем в глаза бросилась бы на голой земле, в голом лесу золотая иволга, жёлтая трясогузка, яркие разноцветные щурки, сизоворонка, чеканчики, если бы они явились, когда ещё у нас ни травы на земле, ни листьев на деревьях. Они прилетят, когда солнечные зайчики заиграют в траве и листве, когда яркий свет сделает их яркое цветное оперение не таким заметным.

И воздушные дороги у разных перелётных разные. Одни стаи тянут из года в год, из поколения в поколение вдоль морских берегов, другие - над реками, третьи - по лесам, полям и перелескам. Тянут из года в год одинаково, как по ниточке, и ни одна стая даже ночью не собьётся со своего пути, разве только попадёт в густой туман или бурей занесёт её в сторону.

Выстраиваются птицы в пути по-разному. Треугольником строятся на полёте журавли.

Некоторые кулики летят редкой цепочкой, гуси вытягиваются длинной вожжой. А лесные мелкие птахи - просто кучкой, а в кучке то и дело все меняются местами.

А что в это время делают те птицы, которые и не улетали от нас на зиму?

Ворон, сорока, сойка, воробей, рябчик, тетерев, глухарь, филин и многие другие давно уже встретили весну, радуются ей, кто как может.

Куропатки, синицы, чижи жили зимой дружными стаями, а пришла весна - и дружба врозь: живут парочками, а тетерева и глухари даже поодиночке: каждая самочка отдельно и каждый самец сам по себе.

Мороз не велик, да стоять не велит.

Спасибо, мороз, что снегу нанёс.

Береги нос в большой мороз!

Солнце - на лето, зима - на мороз!

Народные приметы

Дым столбом - к морозу.

Если ночью был иней, днём снег не выпадет.

Кошка - в печурку, стужа - на двор.

Вороны и галки садятся на вершины деревьев - к морозу.

Зимние вопросы

1. Где зимой теплее: в ельнике или березняке?

2. Почему клёст вьёт гнездо зимой?

3. Как ворона предсказывает мороз?

4. Какой снег быстро тает - чистый или грязный?

5. Что теряет лось каждую зиму?

6. Почему у снегиря такое снежное имя?

7. У кого из зверей холодильник в сугробе?

В. Бианки

Три весны

Зима лютая, она всё бы хотела заморозить насмерть - людей, зверей, птиц, деревья. И всех с голоду уморить. Но солнце - отец жизни - уже объявило ей войну и 21 марта перешло в решительное весеннее наступление.

В этот день оно ровно полсуток побыло на небе, разя врага своими лучами-стрелами. Другие полсуток - ночью - зима морозила землю, чинила свои разрушенные укрепления. Потом солнце всё дольше и дольше стало задерживаться на небе, день стал быстро расти, ночь уменьшаться, тепло прибывать. С каждым днём теперь солнце выше поднимается в небо, лучи его прямей падают на землю и сильней разят снег.

Первая победа - весна полевая.

Она началась, когда в полях показались первые проталины, освободилась первая земля. Обрадовались ей грачи, мигом примчались к нам. Потом - скворцы и полевые жаворонки.

Грачи рады, что могут ковырять носами поле, вытаскивать из потеплевшей земли проснувшихся червей, жучьих личинок. Скворцы ловят оживших насекомых, жаворонки собирают в поле зёрнышки.

Вслед за жаворонками прибыли с зимовок самцы-зяблики - и тоже пока кормятся на земле. А из куликов первыми прилетели красивые хохлатые чибисы - заняли ещё мокрые пашни, с которых поднимается уже тёплый пар.

Вторая победа - весна речная.

Ещё не кончилась весна полевая, не все ещё поля освободились от снега, а солнце повело уже новое наступление - на самые крепкие, ледяные укрепления зимы.

В полях отступает, бежит с них ручьями снег, спасается от солнца в овраги, под крепкий лёд реки. Не дремлют реки, копят силы в неволе. Вот понатужились и поднялись.

Будто пушка ухнула над рекой - треснул толстый лёд. Река вырвалась на волю, с громом и звоном понесла к морю льдины, кроша и разламывая их. Но не доплыть им до далёкого моря: по дороге солнце расстреляет их золотыми горячими своими стрелами.

Ждут не дождутся освобождения рек, озёр, прудов водяные птицы - утки, гуси, лебеди, чайки, гагары, речные и болотные кулики. Ведь в освобождённой воде будет им чем поживиться: проснулись в ней рыбы, разные насекомые, рачки, улитки, личинки и другая водная мелюзга.

А реки, освободившись от льда, поднимаются выше и выше. И будет скоро: выйдут из берегов своих, хлынут в луга, затопят долины, кустарники. Люди скажут: «Вот и паводок - весенний разлив. Напоит вода землю».

Это вторая великая победа солнца, вторая весна - весна речная.

В полях уже ни следа не останется от снега, реки начнут возвращаться в свои берега, а зима ещё всё не захочет сдаваться, всё ещё будет бросаться в контратаки - насылать свои морозы-утренники. Последние разбитые отряды её снега ещё долго будут прятаться от солнца в лесу, по тенистым склонам оврагов.

Закукует кукушка, лес закутается зеленоватым туманцем, прилетят ласточки, с последним крепким морозцем белыми звёздочками зацветёт черёмуха. Все певчие птицы вернутся на родину, и бегом прибежит, прячась в зелёной, уже подросшей осоке, болотная курочка-погоныш.

Лес оденется. И соловей запоёт в цветущей, благоуханной сирени.

Это будет третьей решительной победой солнца над зимой. Это третья весна - весна лесная. Последняя: за ней наступит лето.

Г. Скребицкий

Зазвенела по водосточным трубам капель, побежали ручьи, испортились, почернели дороги, на пригорках, на солнцепёке, из-под снега показалась земля. Значит - зиме конец. Пришёл первый весенний месяц - март.

А взгляните на небо - оно тоже совсем не такое, как было зимой: не бесцветное, будто вылинявшее.

Весной небо становится ярко-синим, и по нему, как белые комья ваты, раскинуты пушистые облака. Называются они кучевыми: под вечер скучатся у самого горизонта, точно огромные снеговые горы, и светятся тёплым розовым светом в лучах заходящего солнца. Ручьи, проталины, первые кучевые облака - это и есть самое начало весны.

В палисадниках задорно чирикают воробьи, растопырив крылышки, хвостики, наскакивают друг на друга, кричат, дерутся. Это на них так весеннее солнышко действует. По карнизам домов и на крышах воркуют голуби. А что такое случилось с вороной? Уселась на дерево, вся взъерошилась, шею вытянула, во всё горло кричит: «Карр, карр»… Это она поёт. Тоже радуется весне и солнцу.

Хорошо выйти за город в погожий ясный денёк, когда так весело журчит первый ручей, чирикают воробьи и в воздухе пахнет тающим снегом.

Виталий Валентинович Бианки - известный писатель-натуралист. Он был одним из тех, кто стоял у истоков советской Появление в ней научно-популярного жанра - это большая заслуга Бианки. "Лесная газета", главные герои которой это не только люди, но и растения звери, птицы, - самое известное произведение писателя. Оно входит в круг детского чтения уже более пятидесяти лет.

Как велась работа над произведением

Виталий Бианки рассказы "Лесная газета" писал на протяжении тридцати лет. Произведение совершенствовалось от издания к изданию - обновлялись представленные там сведения о природе, увеличивалось количество рубрик этой своеобразной "газеты". Кроме того, расширялась география регионов страны, природа которых была описана в рассказах. Дети узнают о природе в жарком климатическом поясе России, за полярным кругом и в средней полосе.

Обновление фактического материала становилось возможным благодаря огромной работе, которую проделывал писатель. Он много путешествовал по стране, лично сам проводил исследования, записывал результаты своих наблюдений. Для написания рассказов В. В. Бианки использовал сведения о новейших достижениях, касающихся разных сторон жизни человека и окружающей его природы. Для этого писатель постоянно изучал работы ведущих ученых страны. Он был высокоэрудированным человеком, способным изложить научные сведения доступным для детей языком.

В 1923 году в детском журнале "Воробей" стали появляться первые статьи Бианки. "Лесная газета", краткое содержание которой можно передать словами "вести о лесной жизни", очень полюбилась детям и их родителям. В 1928 году книжка вышла как самостоятельное издание.

Особенности произведения

Форма подачи материала в "Лесной газете" носила новаторский характер. Подобный способ преподнесения научных сведений используется и сегодня теми людьми, кто занимается в сфере образования и

Как известно, любая газета предназначена для того, чтобы передавать события, происходящие в мире. Именно на этом основывалась задумка Виталия Бианки. "Лесная газета" - рассказы, отражающие все, что происходит в лесу, поле, на реке в разные времена года. Героями же произведения стали звери, птицы, насекомые, растения и, конечно, человек.

В каждом номере этой "газеты", как и любой другой, всегда есть свежие новости. Здесь публикуются объявления, очерки корреспондентов, статьи редакции, письма охотников и рыболовов и даже срочные телеграммы. Все происшествия, случившиеся в природе, тоже освещены на страницах номеров газеты. Читатель легко ориентируется в материале, так как он разбит по рубрикам, да и названия выпусков говорят о многом.
Всего существует двенадцать номеров газеты - по количеству месяцев в году.

Воспитать любовь к своей Родине, показать многообразие ее природы, напомнить о существовании взаимосвязей в ней призвано произведение Бианки "Лесная газета".
Краткое содержание рассказов, входящих в номера, передать очень трудно. Это связано с тем, что по объему рассказы маленькие, в них содержится только самая важная для раскрытия темы информация.

А идеи, которые обсуждаются на страницах "Лесной газеты", самые разнообразные. Например, дети узнают, можно ли вырастить бруснику у себя в огороде? Что может случиться, если зайца вскормит кошка? Как птицы учат летать своих птенцов? Почему медведя зимой нельзя тревожить? И еще много очень интересных и запоминающихся сведений получают читатели этого необычного издания.

Летние месяцы

В номерах газеты, посвященных описанию жизни природы в июне, июле и августе, читатели узнают, как определить, когда началось и закончилось лето. Это время года, которому радуются и люди, и животные, и растения. О преимуществах летних месяцев неоднократно упоминает Бианки.

"Лесная газета", краткое содержание которой приводится в статье, извещает о том, где животные добывают корм для себя и потомства. Что может стать пищей для обитателей водоемов, лесов, степей и полей.

Кроме того, имеется информация, раскрывающая секреты строительства "квартир" всех лесных, водных, степных, полевых жителей. Надо сказать, что животных мало интересует, как строят жилье их многочисленные соседи. Самое важное - это знать, как строили убежища сородичи. Ведь только в нем можно по-настоящему чувствовать себя в безопасности.

"Газета" много рассказывает о самых трудолюбивых представителях дикой природы. К ним, конечно же, можно причислить пчел, шмелей и других насекомых, которые помогают опылять растения.

Человек летом тоже не перестает трудиться. Ему нужно постараться вырастить и собрать хороший урожай зерна, овощей и фруктов. О том, как это делается, читатель тоже узнает.

Зимние месяцы

Много удивительных историй может поведать "газета" своим читателям. Но особенно интересно узнать, как переносят звери суровую зиму. Об этом и рассказывает Виталий Бианки.

"Лесная газета", краткое содержание которой передано в статье, познакомит с птицами, ведущими необычный образ жизни. Писатель говорит, что для них "законы не писаны". Оказывается, клест вопреки всем законам выводит свое потомство в самый разгар зимних морозов. А оляпка - птица, которая умеет не только летать, но нырять и бегать по дну водоема.

Несмотря на лютую стужу, жизнь зимой тоже полна историй и происшествий. Необычным поведением может отличиться медведь, мыши-полевки, зайцы и многие другие животные. А у каждого из растений тоже есть своя зимняя история.

Литературное наследие

За свою творческую жизнь, которая длилась более 25 лет, писатель создал около 300 рассказов, сказок, былей для детей. На этих произведениях выросло несколько поколений настоящих читателей. И сегодня на полках библиотек можно встретить сборники и отдельные издания книг, которые создал Виталий Валентинович Бианки.
"Лесная газета" не потеряла своей актуальности до сих пор. И является одним из самых востребованных произведений писателя. За время своего существования она переиздавалась семь раз и была выпущена миллионными тиражами.

Загрузка...
Top