Русский предприниматель парфюмер и меценат французского происхождения. Как французский парфюмер брокар покорил царский двор. Хронология развития Брокаръ и Ко

История компании Брокард началась еще в середине XIX века, когда сын известного французского парфюмера Атанаса Брокара Генрих в 1861 году приехал в Россию искать свое счастье и спустя три года основал собственное мыловаренное дело. С детства подготовленный отцом к профессии «нюхача», Генрих неплохо разбирался в производстве ароматов и обладал куда более необходимыми качествами для достижения успеха: здравым смыслом, упорством и коммерческим чутьем. Все это позволило потомкам называть Генриха «абсолютным гением рекламы».

Генрих Брокар с женой Шарлоттой

В Москве Генрих Афанасьевич Брокар сначала получил место лаборанта на одной из парфюмерных фабрик. Француз-лаборант, знающий секреты технологии и парижскую парфюмерную моду, был значимой фигурой. Для него эта работа стала способом познакомиться со страной, которую он собирался покорить.

В процессе работы Генрих создал технологию изготовления концентрированных духов, внедрение которой сулило большие прибыли. Не имея возможности самостоятельно использовать это открытие, он продал ноу-хау французской фирме «Рур Бертран», а на вырученные 25 тыс. франков организовал собственное предприятие.

В 24 года француз открыл свою первую мыловарню, которая располагалась в конюшне, где три работника производили в день от 60 до 120 кусков мыла. Брокар надевал свой лучший костюм и на пролетке развозил товар по мелочным лавкам.

По совету жены, выросшей в России бельгийке Шарлотте Реве, которая стала настоящим партнером мужа в производстве, на каждом куске мыла стали печатать буквы русского алфавита, а само мыло делать в форме рыбки, зайчика, морковки. Мыло назвали «Детское» и стоило оно всего копейку.

«Копеечное» мыло пришлось народу по вкусу - и дешевое, и на вид оригинальное, можно как гостинец детям с ярмарки привозить. Дела Брокаров пошли в гору. Да так, что уже осенью 1869 года они перебрались в собственный особняк на Мытной улице, а по соседству приобрели еще несколько домов - для фабрики.

Идея, превратившая лабораторию Брокара в одно из крупнейших предприятий России, заключалась в том, что мыть руки с мылом и благоухать одеколоном могут не только представители социальной элиты. Выпуск «Народного мыла» (именно эти слова были написаны на этикетке), кусок которого стоил одну копейку, произвел настоящую сенсацию. Самое многочисленное сословие становится потребителем брокаровской продукции.

Парфюмерия для Брокаров стала не просто способом зарабатывания денег, но и настоящей страстью. Шарлотта Андреевна занималась дизайном упаковки, придумывала название для продукции и прекрасно вела переговоры. Помимо мыла на фабрике стали производить пудру «Лебяжий пух», помаду «Румяш крем «Снежинка». Все в ярких упаковках, с красивыми этикетками, которые народ расклеивал на стенах и коллекционировал, словно открытки. Созданное Генрихом «Товарище парфюмерного производства в Москве Брокар и компания» господствовало на российском рынке.

Трудно сказать, Генриху или Шарлотте первому пришла идея составлять наборы, предназначен для демонстрации образцов товара. Эти наборы в нарядной упаковке вскоре стали самой популярной продукцией фирмы. С тех пор стало принято комбинировать изделия, создавая из них серии, или, как теперь принято выражаться, линии.

Однако честолюбивый Генрих мечтал выпускать духи, которые смогут конкурировать с самыми известными французскими. Посетив ряд европейских производителе парфюмерии и обеспечив поставки цветочных эссенций, Генрих Афанасьевич приступил к выпуску одеколона «Цветочный», выход в свет которого сопровождался эффектной рекламной акцией. На Всероссийской промышленно-художественно выставке 1882 года был построен фонтан, из которого вместо воды бил одеколон. Посетители бросали в фонтан платки и пиджаки, а потом долго благоухали как цветы. Так же, как и «Народное мыло», «Цветочный» стал первым массовым одеколоном в России.

одеколон "Цветочный"

Когда в столицу пожаловала Великая княжна Мария Александровна, на приеме в Кремлевском дворце Генрих решил пойти «ва-банк». Низко кланяясь, он преподнес высокой гостье изысканный букет из… воска. Когда княжна наклонила голову к цветам, ее восхищению не было предела - искусственные розы, ландыши, нарциссы благоухали, как настоящие, каждый своим ароматом! На изумленные возгласы княжны, что такого чуда она не встречала во всей Европе, Брокар скромно произнес: «В Европе - нет, а в Москве - есть».

Этот шаг стал для Брокара единственно верным, так как уже через неделю он был удостоен звания поставщик Российского Императорского двора, а оборот фирмы увеличился в 40 раз.

Хотя Брокаровская парфюмерия регулярно получала призы и дипломы на международных выставках, на фирме работали лучшие технологи Европы, завоевать место на рынке элитной парфюмерии было непросто. Брокар изобрел изящный способ продемонстрировать покупателям, что они ничего не понимают в хороших духах. В присутствии свидетелей в брокаровские флаконы были разлиты духи одной из наиболее известных французских фирм «Любрэн». Духи поступили в продажу, однако значительная часть флаконов была возвращена в магазин с жалобой на низкое качество. Привередливые покупатели были публично уличены в неспособности самостоятельно определить качество духов. Эта история широко использовалась для доказательства того, что российская парфюмерия на самом деле не уступает французской.

В 1889 году на выставке в Париже представленные Брокаром духи «Персидская сирень» получили «Гран-при». После ошеломляющего триумфа во Франции они стали «парфюмом номер один» и в России. «Персидская сирень» целых три де­сятилетия пользовалась огромным спросом у всех слоев населения. Эти духи считались признаком тонкого вкуса и хорошего тона. Наконец Генрих добился своей цели: он стал парфюмером с мировым именем, а оборот фирмы составлял в середине 1900 года 2,5 миллиона рублей.

Однако в год триумфа у Генриха стала пошаливать печень - профессиональный недуг парфюмеров, на лечении в Каннах в возрасте 64 лет «маэстро запахов» не стало.

К 1917 году фирма Брокар, возглавляемая после его смерти сначала Шарлоттой, а затем их детьми, достигла зенита. Обороты её выросли в 750 раз. Да и после 1917-го, уже без упоминания основателя, продукцию фирмы продолжали выпускать десятки советских лет. С того памятного дня 1864 года, когда из бывшей конюшни в Теплом переулке на улицу впервые донесся аромат душистого мыла, прошло без малого 140 лет. Однако и сегодня это имя продолжает свою историю. Вернее, это уже совсем другая история, но которая является не менее достойным, чем начало, продолжением самого прекрасного в мире дела: делать людей красивыми. И имя у этого дела сегодня - Брокард Парфюмс.

Современный концерн Brocard Parfums GmbH, сохранив традицию служения красоте, представляет самую крупную на сегодняшний день в Украине сеть мультибрендовых магазинов парфюмерии и косметики BROCARD). Каждый магазин, сохраняя корпоративный стиль, имеет свою изюминку в оформлении интерьера, что делает пребывание в нем удовольствием. В каждом из них представлены линии известных мировых брендов - самый широкий ассортимент парфюмерной и косметической продукции в широчайшем ценовом сегменте.

Прошедшие стажировку у представителей брендов продавцы-консультанты всегда готовы прийти на помощь в определении так­тики ухода за кожей лица и тела и выработке «стратегии обольщения». Уходя традициями в XIX век, BROCARD и сегодня дарит всем клиен­там не только первоклассную продукцию на любой вкус и кошелек, но и прекрасное настроение.

Февраль 25, 2012

Работа маркетолога сродни труду волшебника. Сделать так, чтобы люди узнали, полюбили и регулярно покупали то, что им, возможно, вовсе не нужно – разве это не чудо? При этом «маг» остается в тени – редко кто может назвать хоть бы одно имя специалиста по маркетингу – если, конечно, сам не трудится в этой сфере. Давайте исправим эту несправедливость. Вспомним женщину, которая, вероятно, первая в нашей стране открыла и успешно применила хитроумные рекламные технологии.

Конечно, ее очень условно можно назвать русской. Однако так уж вышло, что дочка бельгийского предпринимателя Шарлотта Брокар прожила всю жизнь в Москве, занимаясь тем, что сегодня бы назвали «повышением лояльности» к отечественному бренду. А точнее – ломая стереотипы. А если еще точнее – доказывая самым взыскательным покупателям, что российские духи лучше французских. Скажете, это невозможно? Только не для Шарлотты Брокар.

Эта история началась в 1862 году. Девятнадцатилетняя Шарлотта вышла замуж за начинающего парфюмера Генриха Брокара, перебравшегося в Россию из Парижа. Там конкуренция была слишком высока – он решил попытать судьбу в стране, где ароматный бизнес был развит крайне слабо.

Казалось: это огромный рынок, который так и ждет, чтобы его завоевали. Кто бы мог подумать, что главные сражения будут разворачиваться вовсе не в химических лабораториях, а на огромных не паханых полях маркетинга?

Генрих и Шарлотта Брокар

Брокар взял в аренду заброшенную конюшню на Пресне и нанял двух подручных. В их задачу входило варить, сушить, резать, а затем развозить по лавкам товар – ароматное мыло. Но спроса не было. Составляя «бизнес-план», Брокар не принял в расчет особенности русского менталитета: простые люди не использовали мыло вовсе, предпочитая париться в бане. А аристократы выписывали его из Парижа.

Положение спасла коммуникабельная и предприимчивая Шарлотта. Стремясь помочь мужу, она провела «маркетинговое исследование» — расспросила торговцев и покупателей об их нуждах и предпочтениях. И в результате предложила гениальный план: продавать мыло не в лавках, а на ярмарке.

А чтобы привлечь целевую аудиторию – правильно позиционировать товар. Пусть это будет не просто мыло, а гостинец. Детям – «Детское» мыло в форме зайчика или рыбки. Взрослым – мыло в форме овоща: моркови, огурца, свеклы. И самое главное, пусть оно стоит всего одну копейку.

Шарлотта предчувствовала: с этой копейки соберутся миллионы.

Так и произошло. Мыльные гостинцы пошли на «ура», и уже через несколько лет Брокар стал первым мыловаром России. Параллельно с мылом на его фабрике начали выпускать помаду, пудру и духи. Справиться с многочисленными конкурентами и отвоевать львиную долю рынка удалось опять-таки благодаря Шарлотте. Именно она придумала продавать косметику в особой, привлекательной упаковке и размещать рекламные объявления в газетах.

Сегодня многие фирмы тратят круглые суммы на соцпакет для своих сотрудников. Но в 19 веке подобные вещи были, мягко говоря, не распространены. Все мы помним страшные истории из советских учебников, описывающие, в какой нищете и убожестве жил угнетаемый рабочий класс. Если бы авторы этих учебников заглянули на фабрику Брокара, они бы не поверили своим глазам. Потому что в этом месте творились немыслимые по тем временам вещи. По инициативе Шарлотты Брокар были построены чистые и просторные дома для рабочих, открыта школа для их детей и большая библиотека. А вокруг фабричных корпусов она приказала вырыть озеро и запустить туда лебедей. Другие фабриканты недоумевали: зачем это все нужно? Шарлотта отвечала: «Мы создаем для людей красоту, хочу, чтобы и в жизни рабочие такую же красоту видели!»

Несмотря на то, что Брокары уже добились немалых успехов, главная битва за потребителя была еще впереди. Гордостью их производства были духи, завоевавшие немало наград, признанные во всем мире. Кроме, пожалуй, России. Здесь все еще бытовал стереотип: хорошие духи делают только во Франции. Знакомо, не так ли? Сегодня маркетологи осознанно вводят покупателя в заблуждение: маскируют отечественный товар под импортный. Но в те времена подобный прием был неизвестен…

Шарлотта придумала хитрый ход. Она купила ящик французских духов и перелила их в брокаровские флаконы, а свои духи поместила в парижские пузырьки. Последние ушли нарасхват, зато от настоящих французских духов покупатели морщились и воротили нос. Каково же было всеобщее удивление, когда через неделю в газете Шарлотта раскрыла свой обман.

Вот это был скандал и… успех! Самая взыскательная публика стала регулярно отовариваться у Брокаров, предпочитая их парфюмерию импортной.

…После смерти мужа управление империей Брокара перешло к Шарлотте. Вместе с сыновьями она довела годовой оборот фирмы до 8,5 миллионов, привлекая к работе самых талантливых парфюмеров мира. Под ее руководством в 1913 году к 300-летию царствования дома Романовых были созданы духи, покорившие императрицу Александру Федоровну. Тогда они получили название «Любимый букет императрицы» и стали одним из самый популярных парфюмов Европы. Мы все знаем этот запах. Ведь после революции он стал называться «Красная Москва». А фабрика Брокара была национализирована и превратилась в «Новую зарю».

(1900-12-16 ) (61 год) К:Википедия:Статьи без изображений (тип: не указан)

Генрих (Анри) Афанасьевич Брокар (1836, Париж - 3 декабря 1900, Москва) - российский предприниматель-парфюмер и меценат французского происхождения. Коллекционер живописи и произведений искусства.

Биография

Происходил из богатой семьи французского парфюмера Атанаса Брокара. Из-за конкуренции семья парфюмера уехала в Америку, в 1850 году вернулась во Францию. В 1861 году переехал в Россию, сохранив при этом французское подданство. Он был приглашён на парфюмерную фабрику промышленника Гика, но вскоре решил основать своё собственное производство.

Брокар и Ко

Капитал для открытия собственной фабрики в Москве Брокар получил, после того, как продал известной французской фирме "Рур Бертран" своё открытие (новый способ изготовления концентрированных духов) за 25.000 франков. 15 мая 1864 г. состоялось открытие предприятия Брокара в Теплом переулке в Москве. Изначально на предприятии работало всего три человека (сам Генрих Брокар, ученик Брокара А.И. Бурдаков и рабочий Герасим). Фабрика вырабатывала всего 60-120 кусков мыла в день. Первым продуктом, которые стала выпускать фабрика, стало "Детское мыло" (на каждом куске был оттиск буквы русского алфавита).

После того, как продукция предприятия удостоилась двух наград на российских выставках и почётного диплома в Филадельфии, его фирма "Брокар и Ко" ("Товарищество Брокар и Ко" основано в 1871 г., ныне «Новая заря ») удостоилась звания поставщика Великой Княгини Марии Александровны, герцогини Эдинбургской с правом "употреблять на вывеске вензелевое изображение Имени Её Императорского высочества". Было открыто два магазина фирмы: первый в 1872 г. (Никольская улица, Дом Бостанжогло), второй в 1878 г. (Биржевая площадь, дом Троицкого подворья).

Продукция фирмы Брокара пользовалась огромной популярность. Появились новые виды мыла: "Глицериновое", "Народное" (1 копейка за кусок), "Мятное мыло", "Русское мыло", "Кокосовое мыло" и т.д.

На Всемирной выставке в Париже в 1878 г. продукция компании удостоилась бронзовой медали. В 1882 г. Товарищество "Брокар и Ко" удостоилась высшей, золотой медали на Промышленно-Художественной выставке в Москве, где был представлен, изобретённый Брокаром "Цветочный одеколон".

Реклама

Успеху продукции фирмы "Брокар и Ко" способствовало то, что стоимость мыла была очень низкой, и покупать его могли широкие слои населения. Кроме того, компания Брокара стала известна своими нестандартными по тем временам рекламными шагами. Например, была выпущена нарядная коробка с парфюмерным набором (всего 10 предметов), которая стоила всего 1 рубль.На выставке в Москве Брокар для рекламы своего изобретения установил фонтан "Цветочного одеколона", попробовать который мог любой желающий. Чтобы убедить обеспеченного покупателя, что российские духи могут быть не хуже французских, Брокар также прибегал в разным маркетинговым ходам. Чтобы обезопасить свою продукцию от подделок, на фирме Брокара стали использовать особую торговую марку, которую наклеивали на все товары.Оборот фирмы к 1900 г. составил 2,5 млн. рублей.

Изобретения. Коллекционирование

Генрих Брокар известен также как изобретатель: открыл новый способ изготовления концентрированных духов, изучал воздействие духов на человеческие эмоции, придумал несколько новых ароматов, первым в России начал производство цветочного одеколона. Духи "Персидская сирень", изобретённый Генрихом Брокаром, пользовались огромным успехом и популярностью. За них фирма Брокара удостоилась "Большой золотой медали" на Всемирной выставке в Париже 1889 г. .

Был известен как коллекционер: с 1872 года собирал художественные изделия из бронзы, фарфор и керамику, ежегодно выставляя свои коллекции и тратя все доходы от этих выставок на благотворительность. Кроме того, собрал большую коллекцию картин фламандских художников.

Семья

Супруга,Шарлотта Андреевна Брокар, во всём помогала мужу. У пары были дети - сыновья и дочь. Генрих Брокар прожил в Москве 39 лет . Врачи настояли, чтобы он уехал лечиться в Канны, где и умер в декабре 1900 года. Похоронен в фамильном склепе в городе Провен под Парижем.

"Товарищество" после смерти Генриха Брокара

После смерти Генриха Брокара дело продолжили его жена, сыновья и дочь. В 1913 г. "Товарищество Брокар и Ко" удостоилась звания поставщика Двора Его Императорского Величества. К празднованию трёхсотлетия дома Романовых Брокары выпустили аромат «Любимый букет Императрицы», занявший первые места на самых крупных выставках за рубежом.

Награды фирмы Генриха Брокара

  • 1865 г. Выставка русских производств в Москве - "Серебряная медаль"
  • 1870 г. Выставка в Москве- "Большая серебряная медаль"
  • 1878 г. Всемирная выставка в Париже - "Бронзовая медаль"
  • 1882 г. Промышленно- Художественная выставка в Москве - "Золотая медаль"
  • 1883 г. Торгово-Промышленная выставка в Риге - "Серебряная медаль"
  • 1883 г. Всемирная выставка в Ницце - "Золотая медаль"
  • 1884 г. Всероссийская выставка в Одессе - "Большая серебряная медаль"
  • 1884 г. Всемирная выставка в Бостоне - "высшая награда"
  • 1885 г. Всемирная выставка в Антверпене - "Золотая медаль"
  • 1885 г. Серебряная медаль от Парижской Национальной Академии
  • 1885 г. Международная выставка в Париже - "Золотая медаль"
  • 1887 г. Всероссийская Горная выставка в Екатеринбурге - "Серебряная медаль"
  • 1889 г. Всемирная выставка в Париже - "Большая золотая медаль"
  • 1890 г. Международная выставка в Мадриде - "Золотая медаль"
  • 1890 г. Казанская выставка - "Высшая награда (почётный диплом и звезда)"
  • 1896 г. Всероссийская выставка в Нижнем Новгороде - "Высшая награда (Государственный герб)"
  • 1900 г. Всемирная выставка в Париже - "Высшая награда"

Галерея

    Brokar,c.1900.Unknown artist.jpg

Напишите отзыв о статье "Брокар, Генрих Афанасьевич"

Литература

  • Вайнштейн О.Б. Ароматы и запахи в культуре. Кн.2. - М, 2010.
  • Золотой юбилей товарищества Брокар и Ко. - М, 1914.
  • Увлекательный мир Московской рекламы 19-начала 20 в.. - М, 1996.
  • Чумаков В. Русский Капитал. От Демидовых до Нобелей. - М, 2008.
  • Журнал Business Excellence, 2011 г. № 5. Ст. Первый русский парфюмер

Ссылки

Примечания

Отрывок, характеризующий Брокар, Генрих Афанасьевич

Подъехав к крыльцу большого дома у конно гвардейских казарм, в которых жил Анатоль, он поднялся на освещенное крыльцо, на лестницу, и вошел в отворенную дверь. В передней никого не было; валялись пустые бутылки, плащи, калоши; пахло вином, слышался дальний говор и крик.
Игра и ужин уже кончились, но гости еще не разъезжались. Пьер скинул плащ и вошел в первую комнату, где стояли остатки ужина и один лакей, думая, что его никто не видит, допивал тайком недопитые стаканы. Из третьей комнаты слышались возня, хохот, крики знакомых голосов и рев медведя.
Человек восемь молодых людей толпились озабоченно около открытого окна. Трое возились с молодым медведем, которого один таскал на цепи, пугая им другого.
– Держу за Стивенса сто! – кричал один.
– Смотри не поддерживать! – кричал другой.
– Я за Долохова! – кричал третий. – Разними, Курагин.
– Ну, бросьте Мишку, тут пари.
– Одним духом, иначе проиграно, – кричал четвертый.
– Яков, давай бутылку, Яков! – кричал сам хозяин, высокий красавец, стоявший посреди толпы в одной тонкой рубашке, раскрытой на средине груди. – Стойте, господа. Вот он Петруша, милый друг, – обратился он к Пьеру.
Другой голос невысокого человека, с ясными голубыми глазами, особенно поражавший среди этих всех пьяных голосов своим трезвым выражением, закричал от окна: «Иди сюда – разойми пари!» Это был Долохов, семеновский офицер, известный игрок и бретёр, живший вместе с Анатолем. Пьер улыбался, весело глядя вокруг себя.
– Ничего не понимаю. В чем дело?
– Стойте, он не пьян. Дай бутылку, – сказал Анатоль и, взяв со стола стакан, подошел к Пьеру.
– Прежде всего пей.
Пьер стал пить стакан за стаканом, исподлобья оглядывая пьяных гостей, которые опять столпились у окна, и прислушиваясь к их говору. Анатоль наливал ему вино и рассказывал, что Долохов держит пари с англичанином Стивенсом, моряком, бывшим тут, в том, что он, Долохов, выпьет бутылку рому, сидя на окне третьего этажа с опущенными наружу ногами.
– Ну, пей же всю! – сказал Анатоль, подавая последний стакан Пьеру, – а то не пущу!
– Нет, не хочу, – сказал Пьер, отталкивая Анатоля, и подошел к окну.
Долохов держал за руку англичанина и ясно, отчетливо выговаривал условия пари, обращаясь преимущественно к Анатолю и Пьеру.
Долохов был человек среднего роста, курчавый и с светлыми, голубыми глазами. Ему было лет двадцать пять. Он не носил усов, как и все пехотные офицеры, и рот его, самая поразительная черта его лица, был весь виден. Линии этого рта были замечательно тонко изогнуты. В средине верхняя губа энергически опускалась на крепкую нижнюю острым клином, и в углах образовывалось постоянно что то вроде двух улыбок, по одной с каждой стороны; и всё вместе, а особенно в соединении с твердым, наглым, умным взглядом, составляло впечатление такое, что нельзя было не заметить этого лица. Долохов был небогатый человек, без всяких связей. И несмотря на то, что Анатоль проживал десятки тысяч, Долохов жил с ним и успел себя поставить так, что Анатоль и все знавшие их уважали Долохова больше, чем Анатоля. Долохов играл во все игры и почти всегда выигрывал. Сколько бы он ни пил, он никогда не терял ясности головы. И Курагин, и Долохов в то время были знаменитостями в мире повес и кутил Петербурга.
Бутылка рому была принесена; раму, не пускавшую сесть на наружный откос окна, выламывали два лакея, видимо торопившиеся и робевшие от советов и криков окружавших господ.
Анатоль с своим победительным видом подошел к окну. Ему хотелось сломать что нибудь. Он оттолкнул лакеев и потянул раму, но рама не сдавалась. Он разбил стекло.
– Ну ка ты, силач, – обратился он к Пьеру.
Пьер взялся за перекладины, потянул и с треском выворотип дубовую раму.
– Всю вон, а то подумают, что я держусь, – сказал Долохов.
– Англичанин хвастает… а?… хорошо?… – говорил Анатоль.
– Хорошо, – сказал Пьер, глядя на Долохова, который, взяв в руки бутылку рома, подходил к окну, из которого виднелся свет неба и сливавшихся на нем утренней и вечерней зари.
Долохов с бутылкой рома в руке вскочил на окно. «Слушать!»
крикнул он, стоя на подоконнике и обращаясь в комнату. Все замолчали.
– Я держу пари (он говорил по французски, чтоб его понял англичанин, и говорил не слишком хорошо на этом языке). Держу пари на пятьдесят империалов, хотите на сто? – прибавил он, обращаясь к англичанину.
– Нет, пятьдесят, – сказал англичанин.
– Хорошо, на пятьдесят империалов, – что я выпью бутылку рома всю, не отнимая ото рта, выпью, сидя за окном, вот на этом месте (он нагнулся и показал покатый выступ стены за окном) и не держась ни за что… Так?…
– Очень хорошо, – сказал англичанин.
Анатоль повернулся к англичанину и, взяв его за пуговицу фрака и сверху глядя на него (англичанин был мал ростом), начал по английски повторять ему условия пари.
– Постой! – закричал Долохов, стуча бутылкой по окну, чтоб обратить на себя внимание. – Постой, Курагин; слушайте. Если кто сделает то же, то я плачу сто империалов. Понимаете?
Англичанин кивнул головой, не давая никак разуметь, намерен ли он или нет принять это новое пари. Анатоль не отпускал англичанина и, несмотря на то что тот, кивая, давал знать что он всё понял, Анатоль переводил ему слова Долохова по английски. Молодой худощавый мальчик, лейб гусар, проигравшийся в этот вечер, взлез на окно, высунулся и посмотрел вниз.
– У!… у!… у!… – проговорил он, глядя за окно на камень тротуара.
– Смирно! – закричал Долохов и сдернул с окна офицера, который, запутавшись шпорами, неловко спрыгнул в комнату.
Поставив бутылку на подоконник, чтобы было удобно достать ее, Долохов осторожно и тихо полез в окно. Спустив ноги и расперевшись обеими руками в края окна, он примерился, уселся, опустил руки, подвинулся направо, налево и достал бутылку. Анатоль принес две свечки и поставил их на подоконник, хотя было уже совсем светло. Спина Долохова в белой рубашке и курчавая голова его были освещены с обеих сторон. Все столпились у окна. Англичанин стоял впереди. Пьер улыбался и ничего не говорил. Один из присутствующих, постарше других, с испуганным и сердитым лицом, вдруг продвинулся вперед и хотел схватить Долохова за рубашку.
– Господа, это глупости; он убьется до смерти, – сказал этот более благоразумный человек.
Анатоль остановил его:
– Не трогай, ты его испугаешь, он убьется. А?… Что тогда?… А?…
Долохов обернулся, поправляясь и опять расперевшись руками.
– Ежели кто ко мне еще будет соваться, – сказал он, редко пропуская слова сквозь стиснутые и тонкие губы, – я того сейчас спущу вот сюда. Ну!…
Сказав «ну»!, он повернулся опять, отпустил руки, взял бутылку и поднес ко рту, закинул назад голову и вскинул кверху свободную руку для перевеса. Один из лакеев, начавший подбирать стекла, остановился в согнутом положении, не спуская глаз с окна и спины Долохова. Анатоль стоял прямо, разинув глаза. Англичанин, выпятив вперед губы, смотрел сбоку. Тот, который останавливал, убежал в угол комнаты и лег на диван лицом к стене. Пьер закрыл лицо, и слабая улыбка, забывшись, осталась на его лице, хоть оно теперь выражало ужас и страх. Все молчали. Пьер отнял от глаз руки: Долохов сидел всё в том же положении, только голова загнулась назад, так что курчавые волосы затылка прикасались к воротнику рубахи, и рука с бутылкой поднималась всё выше и выше, содрогаясь и делая усилие. Бутылка видимо опорожнялась и с тем вместе поднималась, загибая голову. «Что же это так долго?» подумал Пьер. Ему казалось, что прошло больше получаса. Вдруг Долохов сделал движение назад спиной, и рука его нервически задрожала; этого содрогания было достаточно, чтобы сдвинуть всё тело, сидевшее на покатом откосе. Он сдвинулся весь, и еще сильнее задрожали, делая усилие, рука и голова его. Одна рука поднялась, чтобы схватиться за подоконник, но опять опустилась. Пьер опять закрыл глаза и сказал себе, что никогда уж не откроет их. Вдруг он почувствовал, что всё вокруг зашевелилось. Он взглянул: Долохов стоял на подоконнике, лицо его было бледно и весело.
Брокар, Генрих Афанасьевич
Имя при рождении Henri Brocard
Дата рождения 23 июля (1839-07-23 )
Место рождения
  • Париж , Франция
Дата смерти 16 декабря (1900-12-16 ) (61 год)
Место смерти
  • Канны
Страна
Род деятельности предприниматель-парфюмер и меценат
Отец Атанас Брокар
Супруг Шарлотта Брокар
Брокар, Генрих Афанасьевич на Викискладе

Генрих (Анри) Афанасьевич Брокар (1836, Париж - 3 декабря 1900, Москва) - российский предприниматель-парфюмер и меценат французского происхождения. Коллекционер живописи и произведений искусства.

Биография

Происходил из богатой семьи французского парфюмера Атанаса Брокара. Из-за конкуренции семья парфюмера уехала в Америку, в 1850 году вернулась во Францию. В 1861 году переехал в Россию, сохранив при этом французское подданство. Он был приглашён на парфюмерную фабрику промышленника Гика, но вскоре решил основать своё собственное производство.

Брокар и Ко

Капитал для открытия собственной фабрики в Москве Брокар получил, после того, как продал известной французской фирме "Рур Бертран" своё открытие (новый способ изготовления концентрированных духов) за 25.000 франков. 15 мая 1864 г. состоялось открытие предприятия Брокара в Теплом переулке в Москве. Изначально на предприятии работало всего три человека (сам Генрих Брокар, ученик Брокара А.И. Бурдаков и рабочий Герасим). Фабрика вырабатывала всего 60-120 кусков мыла в день. Первым продуктом, которые стала выпускать фабрика, стало "Детское мыло" (на каждом куске был оттиск буквы русского алфавита).

После того, как продукция предприятия удостоилась двух наград на российских выставках и почётного диплома в Филадельфии, его фирма "Брокар и Ко" ("Товарищество Брокар и Ко" основано в 1871 г., ныне «Новая заря ») удостоилась звания поставщика Великой Княгини Марии Александровны, герцогини Эдинбургской с правом "употреблять на вывеске вензелевое изображение Имени Её Императорского высочества". Было открыто два магазина фирмы: первый в 1872 г. (Никольская улица, Дом Бостанжогло), второй в 1878 г. (Биржевая площадь, дом Троицкого подворья).

Продукция фирмы Брокара пользовалась огромной популярность. Появились новые виды мыла: "Глицериновое", "Народное" (1 копейка за кусок), "Мятное мыло", "Русское мыло", "Кокосовое мыло" и т.д.

На Всемирной выставке в Париже в 1878 г. продукция компании удостоилась бронзовой медали. В 1882 г. Товарищество "Брокар и Ко" удостоилась высшей, золотой медали на Промышленно-Художественной выставке в Москве, где был представлен, изобретённый Брокаром "Цветочный одеколон".

Реклама

Успеху продукции фирмы "Брокар и Ко" способствовало то, что стоимость мыла была очень низкой, и покупать его могли широкие слои населения. Кроме того, компания Брокара стала известна своими нестандартными по тем временам рекламными шагами. Например, была выпущена нарядная коробка с парфюмерным набором (всего 10 предметов), которая стоила всего 1 рубль.На выставке в Москве Брокар для рекламы своего изобретения установил фонтан "Цветочного одеколона", попробовать который мог любой желающий. Чтобы убедить обеспеченного покупателя, что российские духи могут быть не хуже французских, Брокар также прибегал в разным маркетинговым ходам. Чтобы обезопасить свою продукцию от подделок, на фирме Брокара стали использовать особую торговую марку, которую наклеивали на все товары.Оборот фирмы к 1900 г. составил 2,5 млн. рублей.

Изобретения. Коллекционирование

Генрих Брокар известен также как изобретатель: открыл новый способ изготовления концентрированных духов, изучал воздействие духов на человеческие эмоции, придумал несколько новых ароматов, первым в России начал производство цветочного одеколона. Духи "Персидская сирень", изобретённый Генрихом Брокаром, пользовались огромным успехом и популярностью. За них фирма Брокара удостоилась "Большой золотой медали" на Всемирной выставке в Париже 1889 г. .

Предприниматель-парфюмер и меценат французского происхождения. Коллекционер живописи и произведений искусства. В. Пикуль посвятил его деятельности свою миниатюру "Душистая симфония жизни".

Происходил из богатой семьи французского парфюмера Атанаса Брокара. Из-за конкуренции семья парфюмера уехала в Америку, в 1850 году вернулась во Францию. В 1861 году переехал в Россию, сохранив при этом французское подданство. С 1861 и до конца 1863 года Брокар прослужил в качестве главного парфюмера на фабрике Константина Гика, но затем решил основать своё собственное производство.

Никольская улица в Москве. Правление и оптовый склад товарищества парфюмерного производства «Брокар и Ко»

Капитал для открытия собственной фабрики в Москве Брокар получил после того, как продал известной французской фирме «Рур Бертран» своё открытие (новый способ изготовления концентрированных духов) за 25 тыс. франков. Его первая фабрика была устроена на территории бывшей конюшни домовладелицы Фаворской в Тёплом переулке в Москве. Открытие состоялось 15 мая 1864 года. Изначально на предприятии работало всего три человека (сам Генрих Брокар, его ученик А. И. Бурдаков и рабочий Герасим). Фабрика вырабатывала всего 60-120 кусков мыла в день. Первым продуктом, которые стала выпускать фабрика, стало «Детское мыло» (на каждом куске был оттиск буквы русского алфавита). Желающие могли составить всю азбуку. А так как мыло было недорогое, обитатели русской глубинки смогли позволить себе покупку брокаровского средства личной гигиены.

Продукция фирмы Брокара пользовалась огромной популярностью. В самом начале планировалось наладить выпуск продукции, которая пользовалась бы спросом и у беднейших слоев населения. Так появилось мыло «Шаромъ» диаметром чуть более 4 см и стоимостью в 5 копеек. Затем Брокер изобрел мыло «Народное», цена которому была всего 1 копейка за кусок. Также появились новые виды мыла: «Глицериновое», «Мятное мыло», «Русское мыло», «Кокосовое мыло» и т. д. Его дешёвое мыло «Огурец», которое не отличалось по внешнему виду от настоящего овоща, не сходило с прилавков российских магазинов почти четверть века и раскупалось даже как игрушка.

Желая расширить производство, Брокар переводит свою фабрику на Зубовский бульвар, а в 1866 году переезжает на Красную Пресню. Осенью 1869 года его фирма перемещается в купленную им усадьбу за Серпуховскими воротами на углу Арсеньевского переулка и Мытной улицы. Брокар расширяет производство и строит новые цеха. А в 1871 году он основывает на паях с купцом Василием Германом «Торговый дом Брокар и Ко».

После того как продукция предприятия удостоилась двух наград на российских выставках и почётного диплома в Филадельфии, его фирма «Брокар и Ко» (ныне «Новая заря ») удостоилась звания поставщика с правом «употреблять на вывеске вензелевое изображение Имени Её Императорского высочества». Было открыто два магазина фирмы: первый в 1872 году (Никольская улица, Дом Бостанжогло), второй в 1878 году (Биржевая площадь, дом Троицкого подворья).

В конце 70-х годов Брокар начал выпуск дешевых парфюмерных наборов, в которые входили мыло, помада, одеколон, духи, саше. 2000 наборов были раскуплены за шесть часов. Когда началась продажа собралось столько желающих, что началась давка и во избежание беспорядков пришлось вызвать полицию.

На Всемирной выставке в Париже в 1878 году продукция компании удостоилась бронзовой медали. В 1882 году товарищество «Брокар и Ко» удостоилась высшей, золотой медали на Промышленно-художественной выставке в Москве, где был представлен изобретённый Брокаром «Цветочный одеколон». Тогда, желая поразить воображение публики, он устроил фонтан из своего нового цветочного одеколона и каждый желающий имел возможность подушиться.

В 1893 году «Торговый дом Брокар и Ко» переименовывается в «Товарищество Брокар и Ко». Это означало, что единоличными хозяевами фабрики и магазинов теперь становится семейство Брокаров.

Успеху продукции фирмы «Брокар и Ко» способствовало то, что стоимость мыла была очень низкой, и покупать его могли широкие слои населения. Кроме того, компания Брокара стала известна своими нестандартными по тем временам рекламными шагами.

Например, в упаковки с мылом были вложены небольшие листы со схемами вышивок для столового белья. Успех этих схем был так высок, что до сего дня мастерицы вышивания с удовольствием коллекционируют их.

Также была выпущена нарядная коробка с парфюмерным набором (всего 10 предметов), которая стоила всего 1 рубль .

Чтобы убедить обеспеченного покупателя, что российские духи могут быть не хуже французских, Брокар также прибегал в разным маркетинговым ходам - например, как-то Брокар разлил французские духи известной фирмы «Любэн» во флаконы фирмы «Брокар».

Чтобы обезопасить свою продукцию от подделок, на фирме Брокара стали использовать особую торговую марку, которую наклеивали на все товары.

Генрих Брокар известен также как изобретатель: открыл новый способ изготовления концентрированных духов, изучал воздействие духов на человеческие эмоции, придумал несколько новых ароматов, первым в России начал производство цветочного одеколона. Духи «Персидская сирень», изобретённые Генрихом Брокаром, пользовались огромным успехом и популярностью. За них фирма Брокара удостоилась «Большой золотой медали» на Всемирной выставке в Париже 1889 года. .

Был известен как коллекционер: с 1872 года собирал художественные изделия из бронзы, фарфор и керамику, ежегодно выставляя свои коллекции и тратя все доходы от этих выставок на благотворительность. Кроме того, собрал большую коллекцию картин фламандских художников.

Супруга, Шарлотта Андреевна Брокар, во всём помогала мужу. У пары были дети - сыновья и дочь.

Генрих Брокар прожил в Москве 39 лет . Врачи настояли, чтобы он уехал лечиться в Канны, где он и умер в декабре 1900 года. Похоронен в фамильном склепе в городе Провен под Парижем.

После смерти Генриха Брокара дело продолжили его жена, сыновья и дочь. В 1913 году «Товарищество Брокар и Ко» удостоилась звания поставщика Двора Его Императорского Величества. К празднованию трёхсотлетия дома Романовых Брокары выпустили аромат «Любимый букет Императрицы», занявший первые места на самых крупных выставках за рубежом.

В 1914 году фирма Брокара отмечала пятидесятилетний юбилей, а три года спустя, в 1917, после национализации она получила новое название - «Замоскворецкий парфюмерно-мыловарный комбинат № 5». Фабрика носила это название до 1922 года, пока главный парфюмер Брокара не предложил назвать её «Новая заря» . Духи «Букет Императрицы» получили новое название «

Загрузка...
Top