Понятия длинный короткий для дошкольников. Задания и упражнения для дошкольников. Понятия «слева - справа»

Ирина Малахинская
Формирование элементарных математических представлений у дошкольников. Развивающее занятие «Длинный - короткий»

Цель :

- формировать представление о свойствах предметов по величине : длинный – короткий ; научить сравнивать предметы .

Материал :

Две ленты разной длины и разного цвета (красная и синяя) ; полоски из цветного картона разной длины для каждого ребенка (желтая и красная) ; картинки с изображением Буратино и Пьеро, раскраски и изображением Буратино и Пьеро для каждого ребенка, цветные карандаши.

Ход занятия

Занятие начинается с игры «Кто быстрее?» (Два ребенка по команде начинают скручивать ленты разной длины и разного цвета )

(ответы детей) (красная)

Давайте попробуем еще раз. (играют другие дети)

Какую ленту скрутили быстрее? (ответы детей) (красная)

Как вы думаете почему? (ответы детей)

Красная лента короче , а синяя длиннее . Чтобы это проверить, что надо сделать? (Положить красную ленту на синюю)

Ребята, сейчас посмотрите, у каждого из вас на столе лежат разноцветные полоски. Положите сначала самую длинную полоску .

Какого она цвета? (Желтая)

Теперь положите полоску покороче . Какого она цвета? (Красная)

Сколько всего полосок? (Полоски сравнивают методом наложения)

А сейчас отгадайте загадку.

Что за странный? Что за странный?

Человечек деревянный?

На земле и под водой

Ищет ключик золотой.

Всюду нос сует свой длинный .

Кто же это? (Буратино)

Правильно. Молодцы!

Как звали героя, у которого всегда был грустный вид, он любил читать стихи про Мальвину? (Пьеро)

(Демонстрация картинок с изображениями Буратино и Пьеро)

Физкультминутка

Буратино потянулся,

Раз нагнулся, два нагнулся,

Руки в стороны развел ,

Видно ключик не нашел.

Чтобы ключик нам достать,

Нужно на носочки встать.

А сейчас, ребята, давайте внимательно посмотрим на Буратино и Пьеро и найдем, чем они отличаются друг от друга.

У кого из героев нос длинный , а у кого короткий ? (ответы детей)

Какие волосы у Пьеро, какие у Буратино? (ответы детей)

У кого рукава в рубашке длинные , у кого короткие ? (ответы детей)

Работа в раскрасках.

Ребята, Буратино и Пьеро пришли к вам в гости. Давайте их раскрасим.

Подведение итогов.

Педагог подводит итог на основе впечатлений детей.

Рассмотрим работу над формированием представлений о признаках, характеризующих размеры предметов, на примере формирования представлений длинный - короткий, равные по длине .

Учащиеся коррекционной школы, сравнивая предметы по длине, редко употребляют такой существенный признак, как длинный - короткий , чаще всего они, заменяют его более общим признаком -большой - маленький . Учитель вводит в словарь учащихся терминдлинный - короткий и направляет усилия на то, чтобы они употребляли их в соответствующих случаях в своей речи.

На занятии, целью которого является уточнение и формирование признаков длинный - короткий , учитель создаёт определенную жизненную ситуацию, ставя учащихся перед решением бытовой задачи:

- «Нужно наклеить цветную полоску на крышки двух коробок. (Учитель показывает одну коробку длинную, другую короткую.) Какие полоски вы выберете для каждой коробки (полос разной длины: одна длинная, другая короткая)? Почему вы выбрали полоски?»

Это практическое задание показывает детям, в жизненной ситуации приходится учитывать длину предмета при выполнении определённой работы. Для уточнения представлений длинный - короткий и для сравнения предметов по длине используется специальный дидактический материал: полоски бумаги, бруски, палочки, а также такие предметы, как лента, кусок шнура, проволока, тесьма и т. д. Эти пособия отличаются только одним признаком - длиной, но одинаковы по другим признакам: ширине, толщине.

Сначала детям показывают две полоски, значительно отличающиеся по длине: одна - 1 см, другая - 10 см.

Затем предлагаются различные по длине предметы, но одинаковые по другим признакам: толщине, высоте. Например, длинный и короткий шарф; длинная и короткая лента, длинный и короткий брусок и т. д. Дети должны охарактеризовать по длине каждый предмет. «Это длинный шарф, а это короткий» и т. д.

Затем детям предлагаются рисунки с изображением длинных и коротких предметов: длинный и короткий пояс, шнурок, карандаш, линейка и т. д. Ребята должны показать предметы по указанному признаку, отобрать влево карточки с изображением длинных предметов, вправо - коротких.

На занятиях дети выполняют практические работы. Например, раскрашивают длинную и короткую полоску бумаги разными цветами.

На прогулке представления детей о длине отрезков закрепляются. Ребята наблюдают длинные и короткие дорожки, отмечают, что дорога и тротуар имеют одинаковую длину, рассматривают длинную сеть проводов, короткий отрезок провода между двумя ближайшими столбами.

На следующих занятиях детям предлагается выделить признак длины в предметах, которые имеют и другие признаки. Например, толстая и тонкая иголка, тонкая и короткая иголка, длинная толстая, длинная тонкая иголка (то же с кусками провода) . Учитель просит отобрать все длинные иголки, куски провода, шнура.

Дети знакомятся с приёмами сравнения предметов по путем наложения одного предмета на другой или приложения. При этом обращается внимание на то, что при сравнении левый или правый концы сравниваемых предметов должны совпадать. Если совпадают при наложении оба конца, то предметы равны по длине.

Разницу в длине необходимо научить показывать: на столько-то длиннее (короче).

Сначала дети сравнивают два предмета, определяя длинный, короткий или равные по длине предметы. Количество предметов для сравнения необходимо постепенно увеличивать. Например, построить лесенку из полосок или брусочков, располагая их друг под другом от самой длинной к самой короткой.

Детям предлагается сравнить по длине и неоднородные предметы: «Что длиннее: карандаш или линейка?», «Что короче: парта или классная доска?», «Что длиннее: пальто или платье?»

Затем ребята сравнивают по длине предметы по представлению, т. е. не видя их в данный момент. Например, коридор длиннее комнаты, а комната короче коридора, грядка под помидорами длиннее, чем грядка под огурцами, а грядка под огурцами короче грядки под помидорами, дорога и тротуар нашей улицы равны по длине и т. д.

При закреплении понятий, характеризующих размеры предметов, необходимо создавать жизненные ситуации, предлагать практические задания, для разрешения которых были бы необходимы полученные знания. Например, нужно постелить дорожку в коридор и в спальню (указать конкретные помещения): «Какая дорожка длиннее? Какая дорожка короче? Почему?»

У детей надо формировать понятие об относительности величины, например длины отрезков. При сравнении отрезков с этой целью необходимо ставить два вопроса: «Какой отрезок длиннее? Какой отрезок короче?» Следует подчеркнуть, что протяжённость одного и того же отрезка (длинный или короткий) может быть оценена по-разному. Это зависит от того, с каким отрезком он сравнивается.

Отношения парности этих признаков, их взаимообусловленность (если один отрезок длиннее, то другой короче) усваивается учащимися 1-го класса медленно, требуют систематической работы на уроках математики не только в пропедевтический период, но и на протяжении всего года. Ученики рассматривают два предмета, сравнивают их длину, ширину, высоту, толщину, составляют новые пары, устанавливают, что если об одном предмете можно сказать, что он длинный по отношению к другому, то о другом можно сказать, что он короткий по отношению к первому.

Для закрепления признаков длинный - короткий ученики вычерчивают сначала от руки, а потом и по линейке длинные и короткие отрезки, отрезают длинные и короткие полоски и т. д.

Аналогичные требования предъявляются к подбору наглядных пособий и дидактического материала, а также к методике проведения уроков при знакомстве с такими признаками, как высокий - низкий, равные по высоте, широкий - узкий, равные по ширине, глубокий - мелкий, равные по глубине , и сравнении пособий по этим признакам.

Ольга Яворская
«Длиннее, короче». Конспект занятия по математике для детей дошкольного возраста

Технологическая карта организационной деятельности дляIIмладшей группы

«познание» «математика » .Тема :«Длиннее , короче »

Задачи : сформировать представление о сравнении предметов по длине путем наложения и

приложения;

2) сформировать опыт самостоятельного преодоления затруднения под руководством

воспитателя (на основе рефлексивного метода) ;

3) закрепить счет до двух, умение сравнивать предметы по свойствам, умение сравнивать

группы предметов по количеству, используя числа;

4) тренировать мыслительные операции анализ, сравнение и обобщение, развивать память,

внимание, речь, воображение, логическое мышление, творческие способности.

Оборудование :2 игрушки медведей, 2 шарфа разной длины .

Раздаточный :карточки с домиками, полоски.

Мотивация. Введение в игровую ситуацию.

Дидактические задачи : мотивировать детей на включение в игровую деятельность.

Дети собираются около воспитателя.

В чем вы сегодня пришли в детский сад?

Почему вы надели куртки, шапки?

Зачем вам понадобился шарф? Ответы детей .

Воспитатель предлагает детям помочь двум медвежатам собраться на прогулку и повязать шею шарфами.

Игра «Шарфы» .

Дети подходят к столу, на котором сидят два одинаковых медведя. - Сколько медведей просят о помощи?

Сколько шарфов понадобиться двум медведям?

Воспитатель кладет на стол два шарфа - длинный и короткий . Воспитатель завязывает длинный шарф на шее у одного медведя. Второй шарф завязать не удается.

Никак не получается! Почему мы не можем завязать второй шарф? Как правило, дети правильно отвечают, что этот шарф короткий .

Какой шарф нужен мишке?

Воспитатель предлагает им выбрать для второго мишки длинный шарф .

Воспитатель берет короткий шарф и вместе с детьми подходит к соседнему столу, на котором находятся еще два шарфа : первый равен по длине короткому шарфу , а другой шарф - длиннее .

Выберите длинный шарф .

Обычно дети правильно выбирают длинный шарф , но мишка говорит, что шарфы одинаковые.

Покажите мишке, что выбранный вами шарф длиннее .

Может быть, вот так их наложить?

Открытие нового знания.

Игра «Шарфы»

Воспитатель предлагает детям высказать свои версии, хвалит детей даже за сами попытки высказать свою версию и особенно - за верные версии, создавая атмосферу поиска, творчества. Затем под его руководством дети сравнивают шарфы по длине путем приложения и наложения.

Мишка просит нарисовать ему картинки, чтобы он не забыл, как _ южно сравнить шарфы по длине .

Воспитатель фиксирует вывод : для того чтобы сравнить шарфы (ленты, полоски и т. д.) по длине , можно приложить их друг к другу (или наложить) и выровнять два конца.

Одновременно на отдельных листах он составляет опорные сигналы, приклеивая по две полоски :

1. Покажите ребенку рисунок и расскажите, что Винни Пух очень удивляется - почему, когда он идет в гости к Пятачку, который живет в домике с красной крышей, он очень устает, а когда идет в гости к Сове, то устает намного меньше.

Как ты думаешь, почему так происходит? Предложите ребенку провести линию вдоль длинной дорожки зеленым карандашом, а вдоль короткой - красным .

К картинке можно вернуться еще раз и спросить у ребенка, чем отличаются домики Пятачка и Совы

2. Покажите ребенку рисунок и расскажите, что Таня хочет выбрать прыгалки для своих подружек. Ей нужны прыгалки разной длины . Предложите ребенку нарисовать вверху прыгалки длиннее тех , что нарисованы на картинке, а внизу короче .

З. Покажите ребенку рисунок и расскажите, что Таня и Ваня просят ребенка помочь разложить все, что нарисовано на картинке, в мешочки. В каждом мешочке должно быть по 2 предмета, которые можно назвать одним словом. Таня и Ваня уже начали раскладывать предметы.

Что они положили в первый мешочек?

Сколько цветов в мешочке?

Как они называются?

Что ты положишь во второй (и т. д.) мешочек?

После выполнения задания спросите ребенка :

Сколько кубиков (пирамидок и т. д.) В мешочке? Ребенокдолжен отвечать, согласовывая числительное с существительным в роде : две куклы и т. д.

К картинке можно вернуться еще раз и попросить ребенка сказать, какой мешочек лишний. Лишний мешочек, в котором находятся цветы, потому что во всех остальных мешочках - игрушки.

4. Вспомните с ребенком Новый год.

Что всегда бывает на Новый год?

Что вешают на елку в Новый год?

Что делают с игрушками, когда праздник заканчивается?

Покажите ребенку картинку и расскажите, что Таня иВаня раскладывают елочные шарики по коробкам . В каждую коробку надо положить столько шариков, сколькопоказывает число на коробке .

5. Рассмотрите с ребенком картинку и расскажите, что как-то утром во двор вышли.

Кто вышел во двор?

Стали зверушки выяснять, кто из них не такой, как остальные.

Помоги им разобраться.

В этом задании три варианта ответа :

Зверушки благодарят ребенка за помощь. (Два.)

(Тоже два.)

(Длинный .)

(Нет.)

(это цвет крыш, количество окон - одно и два, количество цветов перед домиками - много цветов и один цветок.)

(Цветы.)

(Подарки, елка.)

(Бусы, шары.)

(Их убирают в коробки .) Лишняя серая собака, потому что все остальные рыжие.

Лишняя кошка, потому что все остальные собаки.

Лишняя большая собака, потому что все остальные маленькие.

Рефлексия 6. Расскажите ребенку, что в детском саду выбирают для праздника флажки. Осталось выбрать последний, но никак не могут решить, какой флажок нужен.

Дети этого детского сада просят ребенка помочь вы-

брать флажок.

Рассмотрите с ребенком флажки в рамке.

Чем отличаются флажки?

Назови цвет каждого флажка по порядку.

Как ты думаешь, какого цвета флажок надо выбрать?

Но у нас два красных флажка - большой и маленький.

Какой из них нужно взять?

Почему ты думаешь, что надо взять маленький?

Вы можете сами нарисовать маленький красный флажок в рамке и попросить ребенка еще раз назвать цвет и размер флажков по порядку.

Можно предложить ребенку провести линию от нужного флажка к его месту.

Лилия Скачко
Конспект НОД по ФЭМП для детей средней группы «Длинный-короткий»

Конспект непосредственно образовательной деятельности

по формированию элементарных математических представлений

с детьми среднего дошкольного возраста (от 4 до 5 лет)

Тема: «Длинный, короткий»

Лилия Скачко

Цель: знакомство с понятиями «длинный», «короткий», «длиннее», «короче».

Задачи:

Обучающие:

Познакомить детей с понятиями «длинный», «короткий», «длиннее», «короче».

Закрепить названия цветов (красный, жёлтый, оранжевый).

Обучение сравнению предметов по длине методом приложения.

Развивающие:

Развитие познавательных процессов, развитие общей и мелкой моторики.

Формировать у детей навыки сравнения предметов по длине.

Формировать представление о частях своего тела;

Воспитательные:

Развитие самооценки ребёнка.

Воспитание в детях уважения к себе и другим.

Сплочение детского коллектива.

Оборудование: магнитная доска, сюжетная картина к рассказу «Заяц и ёж», картинка с изображением двух девочек (у одной –короткие волосы, у другой- длинные, одна в коротком платье, другая - в длинном); пары коротких и длинных предметов: ленты, верёвки, линейки; две бумажные полоски разного цвета и разной длинны; рабочие тетради, простые и цветные карандаши (по количеству детей)

Ход НОД.

Организационный момент.

К друг другу повернулись, улыбнулись. (Дети поворачиваются, улыбаются)

Руку правую подали, руку левую пожали. (Подают и пожимают руки)

А теперь мы все обнялись. (Обнимаются)

Вы готовы заниматься?

Все готовы заниматься, (Дети отвечают)

Будем очень мы стараться.

2. Введение в тему.

На магнитную доску прикрепляется сюжетная картинка к рассказу.

Встретились на лесной опушке Ёж и Заяц. Посмотрел ёж на зайца и рассмеялся:

Ой, косой, какие у тебя длинные уши! И лапы длинные, а хвост короткий!

А у тебя, ёжик, короткие уши, короткие лапы, а мордочка длинная! И в этом совсем ничего смешного нет. Всё на свете может быть и длинным, и коротким. Правда, ребята?

3. Закрепление понятий «длинный», «короткий».

На магнитную доску прикрепляется картинка с изображением двух девочек.

Воспитатель.

Покажите девочку с короткими волосами.

Покажите девочку с длинными волосами.

Покажите девочку в коротком платье.

Покажите девочку в длинном платье.

4. Дидактическая игра «Скажи наоборот».

Длинные волосы- (короткие волосы);

Короткое платье- (длинное платье);

Воспитатель демонстрирует предметы, дети выполняют аналогичное задание.

Короткая лента- длинная лента;

Длинная верёвка- короткая верёвка;

Длинная линейка – короткая линейка.

5. Практическая работа за столами. Задание № 1 в рабочей тетради.

На столах рабочие тетради, простые карандаши.

Дети по просьбе воспитателя показывают короткую дорожку для Ёжика и длинную дорожку для Зайчика; Проводят их простым карандашом.

6. Динамическая пауза. «Собери грибы»

Во лесок пойдём (Дети идут по кругу)

И грибочки соберём. (Наклоняются)

Грибы съедобные берём, (Поворачиваются в центр круга и кивают)

Несъедобные - обойдём! (Разводят руки в стороны)

7. Практическая работа за столами. Задание № 2 в рабочей тетради.

На столах рабочие тетради, цветные карандаши.

Ребята, какое сейчас время года?

Дети: наступила осень.

Воспитатель.

Посмотрите, сколько листьев разбросала осень.

Листья какого цвета? (жёлтые, красные, оранжевые)

Дети по просьбе воспитателя показывают самую длинную из трёх веточек и закрашивают её цветными карандашами (красный, жёлтый).

8. На отдельном столе – две бумажные полоски разного цвета и разной длинны (по количеству детей).

Воспитатель.

Ребята, подойдите, пожалуйста, к этому столу и выберите себе одну длинную и одну короткую полоску. (Чтобы узнать, какая из лент длиннее, педагог советует положить полоски рядом и показывает, как нужно совместить их концы и боковые стороны).

Дети выполняют задание и отвечают на вопрос, какая лента длиннее, а какая короче.

9. Динамическое, музыкальное упражнение. «Листочки»

Воспитатель.

Ребята, а давайте превратимся в осенние листочки. Повторяйте за мной: «На одной ноге кручусь и в листочек превращусь…» (Дети повторяют)

А теперь споём песенку листочков:

На головку

Ветер дунул, (Сильно дуют)

Полетели (Взмах кистями рук)

Два листочка полетели (Разводят руки в стороны и плавно машут).

На животик тихо сели (Кисти рук на голову)

Ветер дунул, (Сильно дуют)

Полетели (Взмах кистями рук)

(повторяется 4-5 раз, называя другие части тела )

Посидели, Посидели. (Плавные движения кистями рук)

Ветер дунул, (Сильно дуют)

Улетели (Дети кружатся).

Нам пора возвращаться в детский сад. Давайте скажем волшебные слова:

На одной ноге кручусь и в себя я превращусь. (Дети повторяют)

Воспитатель.

Всех в детишек превратили,

Никого не позабыли?

10. Итог.

Чем мы сегодня занимались?

Что узнали нового?

Что вам понравилось? (Ответы детей)

Публикации по теме:

Конспект НОД для детей подготовительной группы по ФЭМП «Путешествие в страну времени» Конспект НОД для детей подготовительной группы по ФЭМП «Путешествие в страну времени» Тема: «Путешествие в страну времени» Цель: Развитие.

Конспект НОД по ФЭМП для детей старшей группы «Путешествие по сказкам» ЗАДАЧИ: 1. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ Закрепить навык прямого и обратного счета в пределах 10, знание цифр; Умение соотносить количество предметов.

Конспект НОД по ФЭМП «Путешествие в страну Здоровье» для детей средней группы Интеграция образовательных областей: “Познание”, “Коммуникация”, “Здоровье” Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательная.

Конспект НОД по ФЭМП «Повторение» для детей подготовительной группы Цель: -Упражнять в счете в пределах 20; -Учить понимать количественные отношения между числами в пределах 20, пользоваться знаками: «>»,.

Конспект НОД по познавательному развитию (ФЭМП) для детей с ЗПР средней группы Программные задачи: Формировать представления у детей об основных цветах спектра (красный, жёлтый, зелёный, синий, белый); о возможности.

Конспект НОД по познавательному развитию (ФЭМП) «Путешествие в страну математики» для детей средней группы ДОУ Примерная основная образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы»/ Н. Е. Веракса, Т. С. Комарова, М. А. Васильева.

Упражнения на развитие моторики

При подготовке ребенка к школе важнее не учить его писать, а создавать условия для развития мелких мышц рук. Существует много игр и упражнений.

  1. Рисование, раскрашивание картинок.
  2. Изготовление поделок из бумаги, природного материала, пластилина, глины.
  3. Конструирование.
  4. Застегивание и расстегивание пуговиц, кнопок, крючков.
  5. Всасывание пипеткой воды.
  6. Завязывание и развязывание лент, шнурков, узелков на веревке.
  7. Нанизывание бус и пуговиц.
  8. Игры в мяч, с кубиками, мозаикой.
  9. Переборка круп. Насыпать в небольшое блюдце гороха, гречки и риса и попросить ребенка перебрать.
  10. «Показ» стихотворения.

Все эти упражнения приносят тройную пользу ребенку: во-первых,развивают мелкие мышцы рук, во-вторых, формируют художественный вкус, в-третьих, детские физиологи утверждают, что хорошо развитая кисть руки «потянет» за собой развитие интеллекта.

Упражнения на развитие мышления

Выполняя упражнения на развитие логического мышления, ребенок одновременно будет развивать и внимание, и склонность к анализу, и способность к выделению обобщающих черт тех или иных явлений.

1. Запиши обобщающее слово:

Окунь, карась-…

Трава, дерево-…

Крот, мышка-…

Пчела, жук-…

Чашка, тарелка-…

Ботинки, туфли-…

2. В каждом ряду найди одинаковые цифры, вычеркни их. Сложи те, которые останутся. Сколько получилось?

3. Что здесь лишнее? Почему?

Таракан, муха, муравей, оса, жук, комар, самолет;

Тарелка, будильник, стакан, молочник, кружка;

Лиса, заяц, медведь, пчела;

Машинка, пирамидка, юла, слива, мишка

4. Найди отличия.

5. Найди одинаковых рыбок, бабочек с одинаковым рисунком, одинаковые домики.

6. Каких предметов нет на правой картинке?

7. Отыщи место в шкафу для каждой вещи.

8. Соедини линией, кто где живет.

Кротгнездо

Ласточканора

Паукв доме

Тараканпаутина

9. Заштрихуй клетки фигур, как показано на образце.

10. Ответь на вопросы

1. Назови времена года.

2. Сколько месяцев в году?

3. Перечисли месяцы года.

4. С какого месяца начинается год?

5. Назови последний месяц года.

6. Назови второй, пятый, девятый, одиннадцатый месяц.

7. Назови зимние месяцы.

8. Назови летние месяцы.

9. Назови весенние и осенние месяцы.

10. Сколько дней в неделе?

11. Перечисли дни недели.

12. Назови рабочие дни недели.

13. Назови выходные дни недели.

14. Какой день недели первый?

15. Какой день недели последний?

16. Сколько дней в месяце?

17. Сколько недель в месяце?

18. Какой месяц самый короткий?

11. Скажи коротко

  1. Остаться на зиму … (зимовать)
  2. Остаться на ночь … (заночевать)
  3. Мелкий дождь … (дождик)
  4. Капля дождя … (дождинка)
  5. Маленькая лошадка … (пони)

12. Кто что делает?

  1. Кто лечит больных? (врач)
  2. Кто учит детей? (учитель)
  3. Кто делает мебель? (столяр, плотник)
  4. Кто лечит зверей? (ветеринар)
  5. Кто добывает уголь? (шахтер)
  6. Кто кует железо? (кузнец)
  7. Кто пишет книги? (писатель)
  8. Кто управляет оркестром? (дирижер)
  9. Кто летает в космос? (космонавт)
  10. Кто разрабатывает планы домов? (архитектор)
  11. Кто управляет самолетом? (пилот)

Играем в выдающихся математиков

Необходимо проводить игры и игровые упражнения для усвоения математических понятий:

Сравнение предметов по размеру и форме (длиннее, короче, больше, меньше, выше, ниже);

Последовательность чисел и счет предметов (первый, второй, третий…) – до 10;

Временные и пространственные представления (раньше, позже, выше, ниже, слева, справа, за, перед, сверху, внизу, вверх и т. д.)

1.Игра «Что куда?»

Расстановка предметов по Вашим указаниям вида:

На верхнюю полку поставь кубик. Под ним - куклу, левее кубика поставь слона, правее - мишку и т. д.

2.Игра «Назови соседей».

Расставь 6 -7 игрушек в любом порядке. Назови соседей куклы, мишки и т.д.

3.Игра «Кто раньше, кто позже».

Эти игры можно проводить, используя сказки, например, «Репка», «Теремок» и др. Дети должны назвать героев, кто пришел раньше, кто позже.

4. Что выше?

Дом или забор?

Слон или крокодил?

Стол или стул?

Горка или песочница?

Грузовик или легковая машина?

5. Решизадачку!

1) Катя выше Люды, Люда выше Сони. Кто выше всех?

2) Нарисуй огурец слева от моркови, но справа от яблока.

3) Пчела летит выше, чем муха. Муха летит выше, чем оса.

Кто летит ниже всех?

4) Дима темнее Коли. Коля темнее Саши. Кто темнее всех?

6. Запомни и нарисуй. (Читается 2 раза)

1) Нарисуй пять бусинок разного цвета и размера так, чтобы средняя бусинка была красного цвета, последняя – самая маленькая.

2) Нарисуй пять квадратов разного цвета и размера так, чтобы четвертый квадрат был синего цвета, а средний – самый маленький.

3) Нарисуй семь грибов разного цвета и размера так, чтобы второй гриб был желтого цвета, на шляпке четвертого лежал листочек, а средний – самый маленький.

7. Посчитаем

Утром спросите у ребенка, сколько щеточек стоит в стаканчике в ванной комнате? Почему? Какая щетка самая большая?

Сели завтракать. Спросите, чего на столе больше: вилок или ложек? Сколько чашек? Положи в каждую чашку по чайной ложке. Чего меньше, чего больше?

По дороге в детский сад считайте деревья, проходящие машины, идущих навстречу людей.

8. У кого больше…

…лап - у кошки или попугая?

…хвостов - у собаки или лягушки?

…ушей - у мышки или свинки?

…глаз - у змеи или крокодила?

9. Кого больше?

Кого в реке больше - рыбы или окуней?

Кого у вас в группе больше - детей или мальчиков?

Чего на клумбе больше - цветов или тюльпанов?

Кого в зоопарке больше - животных или медведей?

Чего в квартире больше - мебели или стульев?

10. Посмотри вокруг

Что бывает прямоугольной формы?

Что бывает круглое?

Что бывает треугольное?

11. Истинно или ложно?

Все кошки полосаты.

В Москве есть зоопарк.

Я такая сильная, что могу поднять слона.

Заяц съел на обед волка.

На яблоне выросли бананы.

На елке сливы не растут.

12. Реши примеры:

13. Выполни задания:

1) Нарисуй 8 квадратов.

2) Под ними нарисуй треугольников на 3 меньше.

3) Нарисуй кругов на 2 больше, чем треугольников.

4) Половину квадратов заключи в овал, а остальные перечеркни.

5) Половину кругов закрась синим цветом, а половину красным.

14. Графические диктанты Напишии продолжи…

1) Одна клетка вниз.

2) Одна клетка вправо.

3) Одна клетка вверх.

4) Одна клетка вправо.

5) Одна клетка вниз.

6) Одна клетка вправо.

7) Одна клетка вверх.

1) Три клетки вправо.

2) Одна клетка вниз.

3) Одна клетка вправо.

4) Одна клетка вверх.

5) Три клетки вправо.

6) Одна клетка вниз.

7) Одна клетка вправо.

8)Одна клетка вверх.

Развитие грамматических способностей ребенка

Запоминаем буквы

Цель: помочь ребенку легче запоминать буквы алфавита, опираясь на слуховую, зрительную и мышечную память.

  1. Взрослый обводит букву по контуру, называя ее, а ребенок штрихует букву карандашом или закрашивает красками.
  2. Взрослый выводит контуры задуманной буквы в воздухе, ребенок пытается угадать и назвать ее.
  3. Буква вылепливается из пластилина, конструируется из спичек, счетных палочек, семечек.
  4. Взрослый с ребенком по очереди называют сходство какой-то буквы с предметами из окружающего мира.

Замени твердое звучаниена мягкое

Цель: тренировать фонематический слух, внимание.

Замените на конце слова твердый согласный звукна мягкий: угол, брат, ел, топ, мел, хор, пыл, был, жар, дал, стал, вес.

Цепочка из слов

Цель: тренировать навык звукового анализа слов, стимулировать интерес ребенка к словесному творчеству.

Все играющие по очереди называют слова, при этом каждое последующее должно начинаться с того звука, которым закончилось предыдущее. При этом не следует путать понятия «звук» и «буква».

Учите делить слова на слоги.

Полезный совет: попробуйте это сделать при помощи хлопка в ладоши. Потренируйте ребенка в делении слов на слоги и схематичном изображении слов.

Например, словоЛИ – СА (два слога)


Учите детей находить ударные слоги.

Выделение гласных и согласных звуков.

Это Вы должны знать, чтобы помочь Вашему ребенку выделять гласные и согласные звуки в словах и обозначать их на схемах.

1.Гласные звуки произносятся плавно и напевно, они как бы «поются».

2.Согласные звуки произносятся четко и отрывисто, при произношении мы встречаем в полости рта как бы препятствие.

Учите составлять предложения по схемам.

Что такое схема? Схема – это графическое изображение слов.

По схеме можноопределить количество слов в предложении.

В этом предложении 3 слова.


Это слово.

Составление рассказов по иллюстрациям.

Учите ребенка составлять простые предложения по картинкам, но сначала предложите ему самому рассказать, что он видит на картинке, без наводящих вопросов. Поощряйте ребенка, если предложения получились красивыми и выразительными. Если испытывает затруднения, то:

Задавайте наводящие вопросы;

Требуйте отвечать на вопросы целыми предложениями;

Исправляйте ошибки.

Загрузка...
Top