Логопедические занятия зпр. Коррекционно-развивающее логопедическое занятие для учащихся младшего школьного возраста с зпр. Регулярные динамические паузы

Тема: Отработка лексико – грамматических компонентов (используя тему) «Профессии».

Цель: Знакомство детей с лексико-грамматической темой «Профессии».

Задачи:

Обучающие задачи:

Обучение образованию глаголов от существительных
- формирование навыка словообразования
- обучение пониманию и употреблению падежных форм имен существительных
- обучение подбора подходящих по смыслу определений
- упражнение в отгадывании загадок
- обучение говорить им.сущ. в дательном падеже (молоток - нужен кому? строителю и тд).

Коррекционно-развивающие задачи:

Активизация словаря по теме «профессии», «инструменты»
- обогащение словаря за счет глаголов и существительных
- развитие связной речи
- развитие общей и мелкой моторики, координации движений
- развитие умеренного темпа речи
- развитие восприятия, внимания, памяти, мышления.

Воспитательные задачи:

Воспитание положительного отклика на занятии
- воспитание интереса к занятию
- формирование положительное отношение к совместной деятельности

Оборудование:

  • Демонстрационный материал: картинки с изображением различных профессий
  • Картинка мальчика, письмо.
  • Раздаточный материал: картинки с предметами в конвертах (для каждого ребенка)
  • Сюжетные картинки: «мальчик хочет стать художником».

Ход занятия

1. Организационный момент.

Поздороваюсь с детьми, раздам по конвертам и предложу сесть за столы.

2. Сообщение темы занятия.

расскажу детям, что нам пришли письма от мальчика Валеры (ставлю картинку мальчика) который ходит ещё в школу, но уже задумывается кем же ему стать, ребята давайте поможем Валере, расскажем какие есть професии.
- Мальчик Валера и мне прислал письмо, давайте посмотрим что там
- Достаю из конверта картинку с какой-либо профессией - спрашиваю у детей, что это за профессия – уточняю – прикрепляю к доске и так дальше достаю следующие картинки.
- А теперь вы ребята посмотрите, что лежит в ваших конвертах.
- Начинаю поочереди спрашивать у детей, что изображено на картинке и к какой профессии относится этот инструмент, в какой профессии он пригодится.



3. Загадки

А в конверте у меня ещё что-то лежит.
- Угадайте про кого это?
- слушайте внимательно:

Кто у постели больного сидит
И, как лечиться он вам говорит?
Кто – болен, он – капли
Предложит принять
Тому кто здоров – разрешит погулять.
(Доктор)

Встаю я очень рано,
Ведь моя забота, -
Всех отвозить по утрам
На работу.
(Водитель)

Скажи, кто так вкусно
Готовит Щи капустные,
Вкусные котлеты
Салаты – венегреты,
Все завтраки – обеды?
(Повар)

С огнём бороться мы должны,
Мы смелые работники,
С водою мы напарники,
Так кто же мы…?
(Пожарники)

Средь облаков на высоте,
Мы дружно стоим новый дом,
Чтоб в тепле и в красоте
Счастливо вы жили в нём.
(Строители)

Что это всё мы назвали? (Профессии)

4. Игра «кто – что делает?»

Сейчас я буду называть профессии, а вы мне будете говорить, что делает человек этой профессии.
Пример: Учитель – учит.
- А кто назовёт быстрее, тот получит фишку, у кого окажется больше фишек, тот выиграл.
Строитель - строит, водитель – водит, грузчик – грузит, повар – варит, уборщица – убирает, лётчик – летает, врач – лечит, парикмахер – стрижет, пожарник – тушит.

5. Физкультминутка.

Качу, лечу - ходят на месте и крутят воображаемый руль
Во весь опор.
Я сам – шофёр
И сам – мотор.
Нажимаю на педаль – Останавливаются, ставят правую ногу на пятку и переест на носок (как будто нажимают на педаль)
И машина мчится в даль – нагибаются вперед и вытягивают руки перед собой.

6. Игра « Подбери слово»

Подбор подходящих по смыслу определений.
- Сейчас я буду называть профессию человека, ваша задача – назвать какой он?

Пожарник какой? – Храбрый, смелый.
Учитель какой? – Умный, добрый.
Водитель? Какой? – Внимательный, осторожный.
Грузчик какой? – Сильный, ловкий.
Строитель какой? – умелый, трудолюбивый.
Врач какой? – Старательный, добрый.
Повар какой? – Аккуратный, чистоплотный.

7. Игра «Скажи о себе» с мячом.

Я буду называть профессию и кидать мяч, ты кидаешь мне обратно и говоришь, что – ты делаешь.
Пример: Учитель учит, и я учу.

Водитель водит и я вожу, врач лечит и я лечу, строитель строит и я строю, пожарник тушит и я тушу, повар варит и я варю, парикмахер стрижёт и я стригу.

8. Составление рассказа по опорным картинкам.

Перед детям рассмотреть картинки, затем разложить их в правильной последовательности на доске. Вызываю к доске по одному составить по картинкам рассказ (неск. детей). Проговариваем рассказ все вместе.
Картинки:
1. Мальчик решил стать художником, он рисут на мольберте – фундамент дома
2. мальчик нарисовал одно окошко
3. мальчик нарисовал – крыльцо, 2 окошка, крышу
4. мальчик нарисовал дом и раскрасил крышу в красный цвет.

Подведение итогов:

Кто приходил к нам в гости?
- о чём мы сегодня говорили?
- в какие игры мы играли?
- вам понравилось занятие?

Обучающие:

  • Обучение послоговому чтению;
  • Обучение умению проводить звуковой анализ слова с опорой на звуковую схему и фишки;
  • Автоматизация звука «Ш»;
  • Закрепление правильного произношения свистящих звуков в стихотворной речи;
  • Закрепление правильного произношения звука «Л» в чистоговорках;
  • Закрепление правильного произношения звука «Л» в предложениях;
  • Закрепление правильного произношения звуков «Р» и «Р» в стихотворной речи.

Коррекционно – развивающие:

  • Развитие умения отгадывать загадки;
  • Развитие фонематического слуха и фонематического восприятия;
  • Развитие артикуляционной мускулатуры;
  • Развитие направленности выдоха;
  • Развитие познавательных процессов (памяти, внимания);
  • Развитие силы голоса, интонационной выразительности речи;
  • Развитие чувства ритма;
  • Активизация словаря по теме «Одежда», «Овощи», «Фрукты».

Воспитательные:

  • Воспитание познавательного интереса;
  • Воспитание доброжелательности.

Оборудование:

  • В.С. Володина «Альбом по развитию речи» стр. – 87, 94
  • О.А. Новиковская «Логопедическая азбука» стр. – 59
  • Звуковые домики;
  • Фишки желтого, синего, красного, зеленого цвета.
  • Иллюстрации с изображением фруктов, овощей, одежды;
  • Картинка с изображением воздушных шариков.


Ход занятия

1. Организационный момент.

Предложить ребенку послушать стихотворение и досказать слово:
Гусь крикливый,
С длинным носом,
Шея, словно знак вопроса.
Гусь идет
Гулять в луга
И гогочет: … … … !

2. Дыхательная гимнастика.

Предложить ребенку подуть на снежинки сначала сильно, потом слабо.

3. Артикуляционная гимнастика.

Предложить ребенку сесть перед зеркалом, выполнить следующие упражнения:
-Заборчик
-Лопатка
-Иголочка
-Часики
-Чистим зубки
-Лошадка
-Грибок
-Маляр

4. Предложить ребенку посмотреть на картинку,

на которой нарисованы воздушные шарики; предложить надуть, сдуть шарики, произнося при этом звук Ш.

5. Развитие фонематического восприятия.

А) Предложить ребенку послушать звуки и хлопнуть 1 раз в ладоши, когда он услышит звукШ.
С-К-Т-Ш-В-Ф-Т-Л-Ш-К-С-Ш

Б) Предложить ребенку послушать слоги и поднять руку только тогда, когда он услышит слог со звуком Ш.
СУ-ШО-ХИ-ПУ-ША-ЛУ-КА-ШУ-ЛИ-РО-ШО

6. Фонематический анализ.

Послушай…Ш…А….что получится?(ША)
Предложить ребенку взять фишки синего и красного цвета; выложить из них получившийся слог.

7. Предложить ребенку отгадать загадку:

Встаёт на заре,
Поёт во дворе,
На голове гребешок.
Кто же он?
(Петушок)

8. Игра «Найди картинку».

Перед ребенком лежит карта с нарисованными картинками (по 4 на каждой карте). Предложить ребенку найти из 4-х картинок одну картинку со звуком Ш.

9. Игра «Овощи-фрукты».

Предложить ребенку разложить овощи и фрукты следующим образом: овощи со звуком Р на грядки, а фрукты со звуком Л на дерево.

10. Игра «Какой звук».

Предложить ребенку послушать слова и сказать, какой звук слышится в начале, конце слова.

Начало: Лиса, листья, лампа, лимон.
Конец: стол, Стул, мел, укол.

11. Предложить ребенку рассмотреть картинки и назвать слова со звуком Л.

12. Предложить ребенку рассказать стихотворение.

Дворник дверь
Два дня держал -
Деревянный дом
Дрожал.
Ветер дёргал
Эту дверь.
Дворник думал
Это зверь.

13. Игра «Одежда»

Предложить ребенку сложить в чемодан одежду со звуком Р.
Стр.- 87

14. Предложить ребенку рассмотреть картинку и назвать слова со звуком С.

15. Определение позиции звука С в слове.

Предложить ребенку взять «звуковые схемы»; фишки желтого цвета.
-«Сейчас мы с тобой будем расселять слова со звукам С в разные комнаты. Я буду называть слова, а ты будешь ставить желтую фишку в первое окошко, если звук С будет в начале слова; во второе – если звук С будет в середине слова; в третье – если звук С будет в конце слова.

Стол, колесо, стул, яблоко, лиса, укус.

16. Обучение послоговому чтению.

17. Подведение итогов.

Спросить:
-«Чем мы сегодня занимались?»
-«Какие звуки сегодня приходили к нам в гости?»
Завершить занятие эмоционально-положительной оценкой ребенка.

Конспект

для дошкольников с ЗПР.

Тема: «Дом»

Цель

Задачи

- Обогащать словарь по теме «Дом»; - Уточнять и расширять представление о назначении, материалах, из которых строят дома; - Закреплять знания о том, где живут животные, насекомые, рыбы; - Совершенствовать грамматический строй речи; - Образование относительных прилагательных со значением соотнесенности с различными материалами; - Помогать в практическом усвоении предлога "в" ; - Образовывать сложные слова; - Совершенствовать звуковую культуру речи (автоматизировать поставленные звуки, развивать ритмическую структуру слова).

Коррекционно-развивающие:

Развивать связную речь - Развивать внимание, мышление; уметь сравнивать предметы, выделяя отличительные признаки.

Коррекционно-воспитательные: - Воспитывать бережное, заботливое отношение к окружающему.

Оборудование

Ход занятия:

I.Оргмомент. Приветствие. Введение в занятие. Логопед и ребёнок: Говорим всегда красиво, Смело и неторопливо, Ясно, четко говорим, Потому что не спешим. Логопед: Отгадай загадку:

В нём живёт моя родня,

К нему дорогу не забуду.

Я без него дышу с трудом,

Логопед: А что такое дом? (Дом - жилое помещение, где мы ночуем, отдыхаем, куда приходим из детского сада, с работы)

Вот красивый дом стоит,

Двери в нём мы открываем,

И друзей мы там встречаем

Достаём Чупа и Чупу - героев артикуляционной гимнастики) II. Основная часть. Артикуляционная гимнастика. Упражнения « Бегемотик», « Качели», « Чашечка», « Иголочка».

Логопед: Раньше дома строились из естественных материалов: дерева, камня и глины (картинки). Чтобы больше и быстрее строить, придумали плиты из бетона, кирпича (картинки) Дом из кирпича (какой дом?) - кирпичный дом. из бетона - из пластмассы - из бумаги - из камня - из металла - изо льда - из глины — из стекла - из дерева - Логопед: Назови части дома (стены, крыша, двери, окна, балконы, труба, ступени) Логопед: Если в доме много этажей, то это какой дом? (многоэтажный) Мой дом высокий, а мой дом (низкий). Мой дом светлый, а мой дом (тёмный). Мой дом одноэтажный, а мой дом (многоэтажный). Мой дом большой, а мой дом (маленький). Мой дом старый, а мой дом (новый). Мой дом стоит слева от дороги, а мой дом стоит (справа) от дороги. Мой дом стоит на широкой улице, а мой дом стоит на (узкой) улице.

Логопед: Дом нужен не только людям, но и всем живым существам. Раздаточный материал с животными и их жилищем. Игра « Кто где живёт» Подобрать живое существо и его жилище.

Логопед: Живым существам очень трудно без дома! Жильё нужно птицам, зверям, насекомым… Для шустрых и быстрых лесных муравьёв В большом муравейнике пища и кров. Лиса и барсук в тёмных норах живут, А птицы уютные гнёздышки вьют. Живым существам без жилища- беда. И людям без дома - совсем никуда!

Физкультминутка. Упражнение на развитие связной речи - описание предмета «Мой дом» (рассказ по рисунку).

III. Итог занятия.

Логопед: « В гостях хорошо, дома лучше!» Дом - место, где нам хорошо, нас ждут и всегда нам рады. Пускай мне хорошо в гостях, Но лучше дом родной. В каких бы ни был я местах - Всегда вернусь домой. Меня родные стены ждут - Помогут, защитят. Ведь дома нас всегда поймут, Утешат и простят!

Просмотр содержимого документа
«Конспект индивидуального логопедического занятия для дошкольников с ЗПР. Тема: «Дом»»

Конспект

индивидуального логопедического занятия

для дошкольников с ЗПР.

Тема: «Дом»

Цель : совершенствовать лексический строй речи. средний

Задачи

Коррекционно-образовательные:
- Обогащать словарь по теме «Дом»;
- Уточнять и расширять представление о назначении, материалах, из которых строят дома;
- Закреплять знания о том, где живут животные, насекомые, рыбы;
- Совершенствовать грамматический строй речи;
- Образование относительных прилагательных со значением соотнесенности с различными материалами;
- Помогать в практическом усвоении предлога "в" ;
- Образовывать сложные слова;
- Совершенствовать звуковую культуру речи (автоматизировать поставленные звуки, развивать ритмическую структуру слова).

Коррекционно-развивающие:

Развивать связную речь
- Развивать внимание, мышление; уметь сравнивать предметы, выделяя отличительные признаки.

Коррекционно-воспитательные:
- Воспитывать бережное, заботливое отношение к окружающему.

Оборудование : Раздаточный материал с животными и их жилищем, картинки с изображением жилища человека, одноэтажный и многоэтажный дома, картинки с изображением строительного материала, опорная схема описания дома.

Ход занятия:

I.Оргмомент. Приветствие. Введение в занятие.
Логопед и ребёнок:
Говорим всегда красиво,
Смело и неторопливо,
Ясно, четко говорим,
Потому что не спешим.

Логопед: Отгадай загадку:

В нём живёт моя родня,

В него стремлюсь всегда и всюду,

К нему дорогу не забуду.

Я без него дышу с трудом,

Мой кров, родимый, тёплый… дом. (Открывается домик)

Логопед: А что такое дом? (Дом – жилое помещение, где мы ночуем, отдыхаем, куда приходим из детского сада, с работы)

Вот красивый дом стоит,

Двери в нём мы открываем,

И друзей мы там встречаем

Достаём Чупа и Чупу – героев артикуляционной гимнастики)

II. Основная часть.
Артикуляционная гимнастика.
Упражнения « Бегемотик», « Качели», « Чашечка», « Иголочка».

Логопед: Раньше дома строились из естественных материалов: дерева, камня и глины
(картинки). Чтобы больше и быстрее строить, придумали плиты из бетона, кирпича
(картинки)

Дидактическая игра: «Назови, какой дом?»
Дом из кирпича (какой дом?) – кирпичный дом.
из бетона – из пластмассы - из бумаги -
из камня – из металла - изо льда -
из глины - из стекла - из дерева –
Логопед: Назови части дома (стены, крыша, двери, окна, балконы, труба, ступени)
Логопед: Если в доме много этажей, то это какой дом? (многоэтажный)

Игра «Скажи наоборот» (с мячом)
Мой дом высокий, а мой дом (низкий).
Мой дом светлый, а мой дом (тёмный).
Мой дом одноэтажный, а мой дом (многоэтажный).
Мой дом большой, а мой дом (маленький).
Мой дом старый, а мой дом (новый).
Мой дом стоит слева от дороги, а мой дом стоит (справа) от дороги.
Мой дом стоит на широкой улице, а мой дом стоит на (узкой) улице.

Логопед: Дом нужен не только людям, но и всем живым существам.
Раздаточный материал с животными и их жилищем. Игра « Кто где живёт»

Подобрать живое существо и его жилище.

Логопед: Живым существам очень трудно без дома!
Жильё нужно птицам, зверям, насекомым…
Для шустрых и быстрых лесных муравьёв
В большом муравейнике пища и кров.
Лиса и барсук в тёмных норах живут,
А птицы уютные гнёздышки вьют.
Живым существам без жилища- беда.
И людям без дома - совсем никуда!

Физкультминутка.

Упражнение на развитие связной речи - описание предмета «Мой дом» (рассказ по рисунку).

III. Итог занятия.

Логопед: « В гостях хорошо, дома лучше!» Дом - место, где нам хорошо, нас ждут и всегда нам рады.
Пускай мне хорошо в гостях,
Но лучше дом родной.
В каких бы ни был я местах –
Всегда вернусь домой.
Меня родные стены ждут –
Помогут, защитят.
Ведь дома нас всегда поймут,
Утешат и простят!

Задержка психического развития (или ЗПР) часто сочетается с речевыми нарушениями, ограниченностью словарного запаса и в целом с задержкой развития речи. Для большей части детей характерна недостаточность речевой моторики, смешение звуков, незаконченность формирования фонематического восприятия. Для детей с ЗПР логопедия является актуальным источником преодоления сложностей. Грамотная программа коррекционно-развивающих занятий детей с ЗПР способствует общему прогрессу и улучшению познавательных процессов.

Польза коррекционно-развивающих занятий для детей с ЗПР

Коррекционные занятия детей с ЗПР можно разделить на 2 основных этапа:

  • подготовительный;
  • основной.

На подготовительном этапе больше подходят индивидуальные коррекционные занятия с детьми с ЗПР. На них выявляются особенности пациента. Составляется общая программа коррекционных занятий.

На основном этапе ребёнок проходит целый комплекс занятий с дефектологом и занятий с логопедом , в результате чего формируются навыки связной речи, существенно корректируются коммуникативные особенности, совершенствуется артикуляционная система, улучшается память, внимание. Логопедические занятия с ребенком с ЗПР существенно расширяют лексические и грамматические средства его языка.

Особенности логопедических занятий при ЗПР

Создание четких образцов

Малыши часто излишне внушаемы и склонны к подражанию. Отличным инструментом занятий логопеда с детьми с ЗПР является создание внятных и понятных образцов речи.

Благоприятный эмоциональный фон

Комфорт эмоциональной сферы во время уроков помогает лучшему усвоению материала и сохранению к нему интереса.

Регулярные динамические паузы

Диагноз ЗПР часто сопровождается нарушением внимания и гиперактивностью. Отвлечение на систематические физически активные, динамические игры помогает избежать утомления и негатива со стороны ребенка.

Активное использование игровых приемов

Игра, интересные по возрасту сюжетные ситуации способствуют эффективности коррекционных занятий с детьми с ЗПР дошкольного возраста.

Взаимодействие с родителями

Совместное решение проблемы педагогов, специалистов и родителей сокращает время получения желанного результата и устранения существующих проблем.

Конспекты индивидуальных логопедических занятий с детьми подготовительной группы по постановке звука Р, постановке и автоматизации звука Ш с использованием визуальной поддержки.

Использование "визуальной поддержки" способствует, в первую очередь, более быстрому и эффективному расположению ребёнка по отношению ко взрослому, снятию тревожности, формированию умения планировать и выстраивать в цепочку свои действия, повышению самостоятельности на занятиях детей, имеющих ЗПР.

Скачать:


Предварительный просмотр:

компенсирующей направленности

Тема: постановка звука [Р]

Задачи :

Образовательные:

Коррекционно-развивающие:

Развитие мышления, внимания

Воспитательные:

Здоровьесберегающие:

Оборудование : карточки с изображением того или иного задания, картинный материал, используемый для постановки звуков, соответствующий электронный материал (в случае необходимости), зеркало, зондозаменители, фланелеграф, мольберт, колокольчики.

Ход занятия:

Артикуляционная гимнастика

«Лопатка»

«Иголочка»

«Вкусное варенье»

«Чашечка»

«Парус»

«Маляр»

«Часики»

«Качели»

«Лошадка»

«Грибок»

«Барабан»

Развитие фонематического слуха

Логопед предлагает ребёнку поиграть в колокольчик, если он услышит песенку [Р] (в дальнейшем можно использовать готовые подборки отдельных звуков, слогов, слов из медиатеки).

Постановка звука [Р] (смешанный способ)

По подражанию в положении сидя (в качестве зрительной опоры могут выступить специальные картинки, рисунок взрослого на мольберте, электронная презентация, состоящая из нескольких слайдов – фотографий с изображением правильной артикуляции вызываемого звука, его игрового сравнения с неречевым звуком) и механическим способом в положении лёжа с использованием зондозаменителя.

Развитие мелкой моторики

Ребёнку предлагается выбрать игру из зоны «Послушные ручки» (мячики Су-Джок и массажные пальчиковые колечки, прищепки, кубики, шнурочки, счётные палочки, пуговицы и т.д.)

Работа над дыханием

Логопед предлагает ребёнку поиграть в игру «Часики».

И.п. - стоя, ноги слегка расставить, руки опустить. Размахивая прямыми руками вперед и назад, произносить: «Тик - так» (10 раз - на выдохе).

Развитие слухового внимания, мышления и быстроты реакции

Логопед предлагает ребёнку выполнить действия наоборот:

Закрой рот → ребёнок открывает рот;

Открой рот → ребёнок закрывает рот;

Открой глаза → ребёнок закрывает глаза;

Закрой глаза → ребёнок открывает глаза;

Покажи язык → ребёнок прячет язык;

Спрячь язык → ребёнок показывает язык;

Подними руки → ребёнок опускает руки;

Опусти руки → ребёнок поднимает руки.

Конспект индивидуального логопедического занятия с ребёнком подготовительной группы компенсирующей направленности

Тема: постановка звука [Р]

Задачи :

Образовательные:

Формирование устойчивых артикулем

Обучение умению точно и полно отвечать на вопросы, грамотно излагать свои мысли

Упражнять в употреблении пространственных предлогов на, под, за, в

Коррекционно-развивающие:

Развитие артикуляционной моторики

Развитие умения делать плавный вдох через нос и спокойный, продолжительный выдох

Развитие фонематического слуха

Развитие внимания

Воспитательные:

Формирование умения следовать инструкции и доводить начатое дело до конца

Развитие способности регулировать свое поведение

Здоровьесберегающие:

Формирование правильной осанки

Повышение самооценки ребёнка при выполнении сложных заданий

Оборудование : карточки с изображением того или иного задания, картинный материал, используемый для постановки звуков, соответствующий электронный материал (в случае необходимости), фланелеграф, мольберт, зеркало, зондозаменители, бубен, карандаши, папка «Послушный карандаш», осенние листья (картинки с липучками) и дерево (вытянутый коричневый треугольник – ствол, прикреплённый к фланелеграфу).

Ход занятия:

I. Организационный момент (подготовка к занятию)

После приветствия ребёнок выкладывает карточки с изображением того или иного задания (заранее приготовленные логопедом) из папки (например, картинка с изображением язычка символизирует артикуляционную гимнастику, с изображением рук – пальчиковую игру и т.д.) и самостоятельно прикрепляет их на фланелеграфе, тем самым установив последовательность заданий по своему желанию. После выполнения каждого задания ребёнок также самостоятельно убирает карточку обратно в папку.

Артикуляционная гимнастика (выполняется перед большим зеркалом с объяснением не только техники выполнения каждого упражнения, но и значения, смысла каждого движения органов артикуляционного аппарата, чтобы ребёнок не просто автоматически выполнял все упражнения, а понимал, для чего он делает каждое конкретное движение)

«Лопатка»

«Иголочка»

«Вкусное варенье»

«Чашечка»

«Парус»

«Маляр»

«Часики»

«Качели»

«Лошадка»

«Грибок»

«Барабан»

Развитие фонематического слуха

Логопед предлагает ребёнку поиграть в бубен, если он услышит песенку [Р] (в дальнейшем можно использовать готовые подборки отдельных звуков, слогов, слов из медиатеки).

Постановка звука [Р]

  • Постановка звука [Р] от «Болтушки» (следить, чтобы язык не выходил за зубы) с резким выдохом на кончик языка в положении сидя (или с использованием косметической палочки, при помощи которой логопед прижимает язык за верхними зубами, а ребёнок старается резким выдохом на кончик языка её оторвать, или механическим способом в положении лёжа с использованием зондозаменителя).

Развитие графо-моторного навыка

Ребёнку предлагается выбрать (и объяснить свой выбор) из папки «Послушный карандаш» бланк с определённым заданием, например: «Дорисуй», «Обведи», «Заштрихуй» и т.д.

Работа над дыханием

Логопед предлагает ребёнку поиграть в игру «Трубач».

И.п. - сидя на стуле, кисти рук сжаты и подняты вверх. Медленный выдох с громким произношением звука «ф-ф-ф-ф-ф» (4-5 раз - на выдохе).

Игра «Падают, падают листья»

Логопед раскладывает осенние листья в разных местах кабинета, обращая внимание на то, как они разлетелись от сильного ветра, и предлагает назвать, где находится каждый лист. Правильно назвав местоположение листика, ребёнок вешает его на специальное дерево.

Примерные высказывания ребёнка:

- «Один (желтый, оранжевый) листик улетел (упал) на (под) стол (стул, диван, подушку, полку, книгу и пр.)»;

- «Один (желтый, оранжевый) листик улетел за штору (игрушку, дверь и пр.)».

II. Подведение итогов занятия

Ребёнок ещё раз просматривает все картинки из папки, проговаривая их и понимая, что все задания он выполнил; вместе с логопедом находит понравившееся задание, то, которое хочется повторить в следующий раз, и самое трудное, коротко обозначив дальнейший путь саморазвития. Логопед и ребёнок прощаются.

Конспект индивидуального логопедического занятия с ребёнком подготовительной группы компенсирующей направленности

Тема: постановка звука [Ш]

Задачи :

Образовательные:

Формирование устойчивых артикулем

Обучение умению точно и полно отвечать на вопросы, грамотно излагать свои мысли

Обучение умению употреблять слова, обозначающие материал, из которого сделаны предметы (деревянный, стеклянный, пластмассовый, металлический)

Коррекционно-развивающие:

Развитие артикуляционной и мелкой моторики

Развитие умения делать плавный вдох через нос и спокойный, продолжительный выдох

Развитие фонематического слуха

Развитие внимания

Развитие тактильных ощущений

Воспитательные:

Формирование умения следовать инструкции и доводить начатое дело до конца

Развитие способности регулировать свое поведение

Здоровьесберегающие:

Формирование правильной осанки

Повышение самооценки ребёнка при выполнении сложных заданий

Оборудование : карточки с изображением того или иного задания, картинный материал, используемый для постановки звуков, соответствующий электронный материал (в случае необходимости), фланелеграф, мольберт, зеркало, шпатели, картотека пальчиковых игр «Пальцы учат говорить», мешочек с различными предметами.

Ход занятия:

I. Организационный момент (подготовка к занятию)

После приветствия ребёнок выкладывает карточки с изображением того или иного задания (заранее приготовленные логопедом) из папки (например, картинка с изображением язычка символизирует артикуляционную гимнастику, с изображением рук – пальчиковую игру и т.д.) и самостоятельно прикрепляет их на фланелеграфе, тем самым установив последовательность заданий по своему желанию. После выполнения каждого задания ребёнок также самостоятельно убирает карточку обратно в папку.

Артикуляционная гимнастика (выполняется перед большим зеркалом с объяснением не только техники выполнения каждого упражнения, но и значения, смысла каждого движения органов артикуляционного аппарата, чтобы ребёнок не просто автоматически выполнял все упражнения, а понимал, для чего он делает каждое конкретное движение)

«Забор-рупор-трубочка»

«Лопатка»

«Вкусное варенье»

«Чашечка»

«Парус»

«Маляр»

«Грибок»

«Качели»

«Фокус»

Развитие фонематического слуха

Логопед предлагает ребёнку хлопнуть в ладоши, если он услышит песенку [Ш] (в дальнейшем можно использовать готовые подборки отдельных звуков, слогов, слов из медиатеки).

Постановка звука [Ш]

  • На каждом занятии логопед старается объяснить ребёнку артикуляторно-акустическую характеристику вызываемого звука. В качестве зрительной опоры могут выступить специальные картинки, рисунок взрослого на мольберте, электронная презентация, состоящая из нескольких слайдов – фотографий с изображением правильной артикуляции вызываемого звука, его игрового сравнения с неречевым звуком;
  • Постановка звука [Ш] по подражанию или механическим способом с использованием шпателя.

Развитие мелкой моторики

Логопед предлагает ребёнку выполнить игру из картотеки «Пальцы учат говорить» (15 карточек с заданиями).

Работа над дыханием

Логопед предлагает ребёнку поиграть в игру «Гуси».

И.п. - основная стойка. Медленная ходьба по кабинету. На вдох руки подняты в сторону, на выдох - опустить вниз с длительным произношением: «У - у - у - у» (1-1,5 мин. - на выдохе).

Игра «Чудесный мешочек»

Ребёнок рассматривает, берёт в руки отобранные предметы, сделанные из разных материалов (5-7 предметов). Логопед обращает внимание ребёнка на собственные тактильные ощущения. Далее все предметы складываются в мешочек, и ребёнок выполняет задания логопеда:

Достань предмет, сделанный из дерева. Как по-другому можно сказать про этот предмет? Какой он? (Деревянный) и т.д.

II. Подведение итогов занятия

Ребёнок ещё раз просматривает все картинки из папки, проговаривая их и понимая, что все задания он выполнил; вместе с логопедом находит понравившееся задание, то, которое хочется повторить в следующий раз, и самое трудное, коротко обозначив дальнейший путь саморазвития. Логопед и ребёнок прощаются.

Конспект индивидуального логопедического занятия с ребёнком подготовительной группы компенсирующей направленности

Тема: автоматизация звука [Ш] в слогах

Цель: отработка умений произносить звук [Ш] в прямых, обратных слогах и со стечением согласных

Задачи :

Образовательные:

Формирование устойчивых артикулем

Обучение умению точно и полно отвечать на вопросы, грамотно излагать свои мысли

Обучение умению употреблять антонимы в активной речи

Коррекционно-развивающие:

Развитие артикуляционной и мелкой моторики

Развитие умения делать плавный вдох через нос и спокойный, продолжительный выдох

Развитие внимания

Воспитательные:

Формирование умения следовать инструкции и доводить начатое дело до конца

Развитие способности регулировать свое поведение

Здоровьесберегающие:

Формирование правильной осанки

Повышение самооценки ребёнка при выполнении сложных заданий

Оборудование : карточки с изображением того или иного задания, соответствующий картинный и электронный материал (в случае необходимости), фланелеграф, мольберт, зеркало, игрушечная мартышка, игрушечное пианино, картинки для игры «Наоборот».

Ход занятия:

I. Организационный момент (подготовка к занятию)

После приветствия ребёнок выкладывает карточки с изображением того или иного задания (заранее приготовленные логопедом) из папки (например, картинка с изображением язычка символизирует артикуляционную гимнастику, с изображением рук – пальчиковую игру и т.д.) и самостоятельно прикрепляет их на фланелеграфе, тем самым установив последовательность заданий по своему желанию. После выполнения каждого задания ребёнок также самостоятельно убирает карточку обратно в папку.

Артикуляционная гимнастика (выполняется перед большим зеркалом с объяснением не только техники выполнения каждого упражнения, но и значения, смысла каждого движения органов артикуляционного аппарата, чтобы ребёнок не просто автоматически выполнял все упражнения, а понимал, для чего он делает каждое конкретное движение)

«Забор-рупор-трубочка»

«Лопатка»

«Вкусное варенье»

«Чашечка»

«Парус»

«Маляр»

«Грибок»

«Качели»

«Фокус»

Развитие фонематического восприятия

Логопед предлагает ребёнку догадаться, какой общий звук есть в следующих словах: шапка, мишутка, кошка, мышка (→ [Ш]).

(отвечает ребёнок, логопед помогает)

Игра «Звук – ты мой друг»

Логопед произносит строчку стихотворения, ребёнок – только звук.

Вышли гуси на луга – Ш,

Зашипели свысока – Ш,

За гусями повторяй – Ш

И смотри-ка не зевай – Ш.

Логопед спрашивает у ребёнка, как шипят гуси? А потом предлагает произнеси звук [Ш] сначала тихо, затем громко.

Автоматизация звука [Ш] в слогах

Логопед предлагает ребёнку повторить слоги за мартышкой.

С радостью: ша-шо-шу, шо-шу-ши, шу-ши-ша, ши-ша-шо;

С удивлением: шта-што-шту-шты, ашп-ошп-ушп-ышп, амш-омш-умш-ымш.

Игра «Пианист»

Логопед предлагает ребёнку поиграть на пианино – повторить за логопедом «мелодию» (ритмический рисунок) с правильным произнесением следующих слогов: аш-ош-уш, ош-уш-иш, уш-иш-аш, иш-аш-ош.

Активизация межполушарного взаимодействия

Логопед предлагает ребёнку выполнить игру «Ухо-нос» из папки «Здоровьесберегающие приёмы работы на логопедических занятиях»: левой рукой взяться за кончик носа, а правой – за противоположное ухо; одновременно отпустить ухо и нос, хлопнуть в ладоши; затем поменять положение рук «с точностью до наоборот».

Речевое сопровождение:

Села на нос мне, на правое ухо –

Лезет назойливо черная муха.

Снова на нос, но на левое ухо –

Кыш, улетай от меня, Цокотуха!

Работа над дыханием

Логопед предлагает ребёнку поиграть в игру «Каша кипит».

И.п. - сидя на стуле, одна рука лежит на животе, другая - на груди. Втягивая живот и набирая воздух в грудь - вдох, опуская грудь (выдыхая воздух) и выпячивая живот - выдох. На выдохе произносить звук «Ш - ш - ш» (5-6 раз).

Игра «Наоборот»

Логопед предлагает ребёнку рассмотреть 3-4 пары картинок, на которых изображены противоположные характеристики предметов и объектов, а потом сказать, что на них изображено в форме сложносочинённого предложения с союзом а. Например: Велосипедист едет быстро, а гусеница ползёт медленно.

II. Подведение итогов занятия

Ребёнок ещё раз просматривает все картинки из папки, проговаривая их и понимая, что все задания он выполнил; вместе с логопедом находит понравившееся задание, то, которое хочется повторить в следующий раз, и самое трудное, коротко обозначив дальнейший путь саморазвития. Логопед и ребёнок прощаются.

Конспект индивидуального логопедического занятия с ребёнком подготовительной группы компенсирующей направленности

Тема: автоматизация звука [Ш] в словах и предложениях

Задачи :

Образовательные:

Формирование устойчивых артикулем

Обучение умению точно и полно отвечать на вопросы, грамотно излагать свои мысли

Обучение умению образовывать существительные с уменьшительно-ласкательным значением

Коррекционно-развивающие:

Развитие артикуляционной и общей моторики

Развитие внимания

Активизация межполушарного взаимодействия

Воспитательные:

Формирование умения следовать инструкции и доводить начатое дело до конца

Развитие способности регулировать свое поведение

Здоровьесберегающие:

Формирование правильной осанки

Повышение самооценки ребёнка при выполнении сложных заданий

Оборудование : карточки с изображением того или иного задания, соответствующий картинный и электронный материал (в случае необходимости), фланелеграф, мольберт, зеркало, аудиозапись «Шипение змеи», картинный материал и соответствующая схема с синим кружком для игры «Где живёт звук?».

Ход занятия:

I. Организационный момент (подготовка к занятию)

После приветствия ребёнок выкладывает карточки с изображением того или иного задания (заранее приготовленные логопедом) из папки (например, картинка с изображением язычка символизирует артикуляционную гимнастику, с изображением рук – пальчиковую игру и т.д.) и самостоятельно прикрепляет их на фланелеграфе, тем самым установив последовательность заданий по своему желанию. После выполнения каждого задания ребёнок также самостоятельно убирает карточку обратно в папку.

Артикуляционная гимнастика (выполняется перед большим зеркалом с объяснением не только техники выполнения каждого упражнения, но и значения, смысла каждого движения органов артикуляционного аппарата, чтобы ребёнок не просто автоматически выполнял все упражнения, а понимал, для чего он делает каждое конкретное движение)

«Забор-рупор-трубочка»

«Лопатка»

«Вкусное варенье»

«Чашечка»

«Парус»

«Маляр»

«Грибок»

«Качели»

«Фокус»

Автоматизация изолированного звука [Ш]

Логопед предлагает ребёнку пошипеть, как змея (с опорой на аудиозапись).

Уточнение артикуляторно-акустической характеристики звука [Ш]

В качестве зрительной опоры могут выступить специальные картинки, рисунок взрослого на мольберте, электронная презентация, состоящая из нескольких слайдов – фотографий с изображением правильной артикуляции уже отрабатываемого звука, его игрового сравнения с неречевым звуком.

Развитие фонематического анализа

Игра «Где живёт звук?»

Логопед предлагает ребёнку определить место звука [Ш] в следующих словах: шаг, шайба, шуба, шина, машина, мишень, тишина, горошина, ваш, наш, финиш, мякиш.

Автоматизация звука [Ш] в словах

Игра «Назови ласково» (с мячом)

Изба – избушка

кума – …

зима – …

штаны – …

тётя – …

дядя – …

хозяйка – …

солнце – …

хлеб – …

камень – …

пятно – …

дно – …

окно – …

дед – …

Активизация межполушарного взаимодействия

«Кулак-ребро-ладонь». Логопед показывает ребёнку три положения руки на плоскости стола, последовательно сменяющих друг друга: ладонь, сжатая в кулак, ладонь ребром, распрямлённая ладонь. Ребёнок выполняет движения вместе со взрослым, затем по памяти в течение 8-10 повторений моторной программы. Упражнение выполняется сначала правой рукой, потом - левой, затем - двумя руками.

Речевое сопровождение:

Лягушка (кулак) хочет (ребро) в пруд (ладонь),

Лягушке (кулак) скучно (ребро) тут (ладонь).

Игра «Закончи фразу»

Логопед предлагает ребёнку закончить предложения.

Я люблю конфеты, потому что они…

Я беспокоюсь за бабушку, потому что…

Я хочу дружить с…, потому что…

Мы любим слушать сказки, потому что…

II. Подведение итогов занятия

Ребёнок ещё раз просматривает все картинки из папки, проговаривая их и понимая, что все задания он выполнил; вместе с логопедом находит понравившееся задание, то, которое хочется повторить в следующий раз, и самое трудное, коротко обозначив дальнейший путь саморазвития. Логопед и ребёнок прощаются.


Загрузка...
Top