Влияние собора спасо андроникова на историю. Спасский собор (XV в.). Монастырская жизнь в Спасо-Андрониковой обители до сих пор не восстановлена. Но Спасский собор действует как приходской храм

Андроников монастырь - бывший мужской монастырь на левом берегу реки Яузы, близ одной из Поклонных гор. Основан в 1357 году митрополитом Алексием как митрополичий монастырь, назван по имени первого игумена - Андроника, ученика Сергия Радонежского. В настоящее время монастырь находится в черте Москвы у Андроньевской площади.

В 1354 году Киевский митрополит Алексий по пути в Константинополь попал в шторм. Святитель дал обет построить в Москве собор в честь того святого или праздника, в день которого он благополучно достигнет бухты Золотой Рог. Шторм чудесным образом затих и митрополит благополучно доплыл до Золотого Рога. День его прибытия пришёлся на празднование Спасу Нерукотворному.


По версии О. Г. Ульянова, в 1356 году Алексий, будучи повторно в Константинополе, привез в Москву икону Спаса Нерукотворного Образа (первая половина XIV века), которая была при освящении Спасского собора обители 16 августа 1357 года и стала особо почитаемой святыней Андроникова монастыря, поэтому датировка основания Андроникова монастыря митрополитом Алексием в Заяузье на великокняжеской земле приходится на 1357 год.


Один из притоков Яузы был назван Золотым Рожком в память о константинопольской бухте, где митрополита застала стихия; позднее одна из близлежащих московских улиц стала называться Золоторожским валом.


Игуменом монастыря стал один из любимых учеников преподобного Сергия Радонежского - Андрони?к († 1373; память - 13 июня). В монастыре долгое время сохранялся колодец, считавшийся святым и, по легенде, ископанный им. На территории Андроникова монастыря находилась одна из древнейших в Москве скудельниц (братское захоронение).


По версии Г. К. Вагнера и О. Г. Ульянова, после пожара 1368 г., в котором сгорел первоначальный деревянный собор Андроникова монастыря, был построен из плинфы каменный Спасский собор, от которого сохранились белокаменные рельефы с фрагментами зооморфных и растительных композиций, архаичных по своей стилистике и исполнению. В 1420-1427 гг. Спасский собор был вновь перестроен, и белокаменный храм того времени сохранился до наших дней. Практически полностью погибшая роспись собора была выполнена монахами Даниилом Чёрным и Андреем Рублёвым, который провёл в монастыре последние годы своей жизни.


Н. Н. Воронин полагал, что сохранившийся храм, который ученый датировал 1425-1427 годами, был первым каменным храмом монастыря. С. В. Заграевский следует позиции Н. Н. Воронина и доказывает, что гипотетического плинфяного храма, предшествующего существующему, не существовало.


В интерьере Спасского собора уцелели фрагменты фресок, выполненных около 1428 года Андреем Рублёвым, который был иноком Андроникова монастыря . Существует версия, что Андрей Рублёв скончался 17 октября (30 октября по н. ст.) 1428 года во время морового поветрия и был похоронен в монастыре (точное местонахождение могилы неизвестно).


###Страница 2

В 1439 в Андрониковом монастыре учреждена архимандрития. За стенами монастыря во второй половине XIV века сложилась монастырская слободка, где с 1475 было налажено изготовление кирпича (в связи со строительством Кремля).


При игумене Митрофане, духовнике Ивана III, в Андрониковом монастыре построена одностолпная трапезная (третья по величине после Грановитой палаты и трапезной Иосифо-Волоцкого монастыря).


В XIV-XVII веках Андроников монастырь - один из центров переписки книг; рукописное собрание монастыря включало значительную часть сочинений Максима Грека.


В Средние века Андроников монастырь неоднократно подвергался разорениям (1571, 1611).


В августе 1653 в монастыре содержался под стражей протопоп Аввакум.

По желанию царицы Евдокии Лопухиной в 1691 году над трапезной монастыря надстроили храм, в третьем ярусе которого учредили церковь святого Алексея-митрополита. В среднем ярусе устроили церковь Михаила Архангела с приделом святых апостолов Петра и Павла, который был упразднен в 1819 году (затем на его месте освятили придел в честь иконы Усекновения главы Иоанна Предтечи). Был также устроен еще один придел - во имя святого Александра Команского. На нижнем ярусе была сделана фамильная усыпальница Лопухиных с церковью иконы Знамения Божией Матери.

В 1690 году около Святых ворот Андроникова монастыря монастыря поставили настоятельский корпус; позже отстроили братские корпуса.


###Страница 3

В 1747-1756 годах стены Андроникова монастыря были выстроены из камня. По проекту архитектора Р. Р. Казакова на месте старой колокольни, над святыми воротами, воздвигли новую высотой 73 м. В ней на средства купца С. П. Васильева основали церковь святого Симеона Богоприимца.


Во время пожара 1748 года сильно пострадали библиотека и архив монастыря.

В XVIII веке стенопись Спасского собора была почти полностью счищена; с тех пор собор не расписывался. Во время реставрации 1763-1779 годов к собору пристроили крытую паперть.


В 1812 году монастырь был разорён французами. Пожар уничтожил архив монастыря. Сгорел иконостас и обрушились барабан и глава Спасского собора .


В 1846-1850 годах собор был значительно переделан по проекту П. А. Герасимова: с юга к собору был пристроен придел Успения Божией Матери, с севера - святого Андроника. Закомары и кокошники убрали под четырехскатную крышу, а над ним подняли восьмигранный барабан с шатровой крышей.


В XIX веке при монастыре действовали духовное училище и библиотека. К 1917 году в монастыре находились 17 монахов и один послушник.


В 1918 году Андроников монастырь был закрыт; на его территории, наряду с Ивановским и Новоспасским монастырями, располагался до 1922 года один из первых концентрационных лагерей ВЧК для офицеров и политических противников новой власти. В 1922-1928 годах в монастыре располагалась колония для беспризорников. В 1928 году территория была передана в ведение рабочего коллектива завода «Серп и Молот», в монастырских зданиях, в том числе и в храмах, устроили 200 комнат для рабочих. В 1930-1940-х годах там также располагались учреждения Наркомата обороны.


В 1929-1932 годах уничтожена колокольня монастыря (1795-1803), вторая по высоте в Москве после Колокольни Ивана Великого, 13 сентября 1927 года - некрополь Андроникова монастыря, где были похоронены Андрей Рублев, воины, погибшие во время Северной войны 1700-1721 и Отечественной войны 1812 года, основатель русского театра Ф. Г. Волков, представители многих дворянских родов: Лопухины, Толстые, Барятинские, Аладьины, Щербатовы.

Громадная заслуга в сохранении ветшавшего памятника и превращении его в музей принадлежит П. Д. Барановскому и Г. Ф. Сенатову, большую роль в выявлении первоначальных форм собора сыграли работы П. Н. Максимова и Б. А. Огнева.

###Страница 4

Исследованиями П. Д. Барановского и П. Н. Максимова было впервые установлено, что после многочисленных переделок сохранился белокаменный Спасский собор Андроникова монастыря XV века.

Возрождение монастыря началось после Великой Отечественной войны, когда выяснилось, что собор монастыря - самое древнее сохранившееся здание Москвы (церковь Рождества Богородицы (Воскрешения Лазаря) в Кремле уцелела лишь до уровня хор). В 1947 году (в год 800-летия Москвы) инициативная группа во главе с академиком И. Э. Грабарём обратилась к правительству с просьбой о создании на территории монастыря Музея древнерусской живописи.

10 декабря 1947 г. Сталин подписал постановление № 3974 о создании в Андрониковом монастыре историко-архитектурного заповедника имени русского художника Андрея Рублева. Но в хрущевскую «оттепель» работы по созданию музея-заповедника были заморожены, что вынудило авторитетных специалистов по древнерусской культуре М. В. Алпатова, Н. Н. Воронина, В. Н. Адрианову-Перетц, Д. С. Лихачева выступить с открытым письмом в газете «Правда» (№ 300, 26 октября 1956 г.).


В 1959-1960 годах произведена реставрация первоначальных форм Спасского собора, в том числе вызывающее споры восстановление формы утраченной главы и кокошников..

Первый секретарь ЦК КПСС Н. С. Хрущев был вынужден разрешить после повторного письма к нему академиков М. В. Алпатова и народного художника СССР С. В. Герасимова официальное открытие Музея Андрея Рублева в 1960 году, который был объявлен ЮНЕСКО «годом русского иконописца Андрея Рублева» в связи с 600-летием со дня его рождения. С 1985 года музей носит современное название - Центральный музей древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублёва (ЦМиАР).

В 1985 году в небольшом сквере у стен бывшего Андроникова монастыря великому иконописцу был установлен памятник работы скульптора Олега Комова – автора памятников А. С. Пушкину в Твери (1974), Болдине (1979) и Пскове (1983), А. Г. Венецианову в Вышнем Волочке (1980). В 1988 году собор Русской Православной Церкви причислил Андрея Рублева к лику святых "на основании святости жизни и подвига иконописания".

Храм Спаса Нерукотворного Образа в Андрониковом монастыре является одним из древнейших сохранившихся белокаменных сооружений Москвы. Точное время строительства Спасского собора установить уже невозможно, принято считать, что это 1420-е годы. О том, что он строился, существует лишь одно письменное сообщение. В третьей Пахомиевской редакции Жития преподобного Сергия Радонежского есть сведения, что собор в честь Нерукотворного образа Спасителя создается при ученике преподобного Саввы Московского - игумене Александре и иконнике Андрее Рублеве, расписывавшем храм.

Собор построен из естественного камня - плотного известняка, отесанного в виде правильных прямоугольных блоков с гладкой лицевой поверхностью, высотой от 30 до 40 сантиметров. Белый камень («яузский известняк») добывали неподалеку от Спасо-Андроникова монастыря.

Спасский собор стоит на высоком белокаменном основании - подклете. С запада, севера и юга - высокие белокаменные крыльца с тремя входными дверями, которые обрамлены перспективными порталами. Над западным входом - «Нерукотворный образ Спасителя». На восточной стороне собора - алтарь. Здесь находятся три полукруглые алтарные апсиды, центральная из которых имеет больший размер.

Фасады Спасского собора разделены пилястрами (столпами, встроенными в стены и выступающими на фасадах). Пилястры точно соответствуют внутренним лопаткам и подпружным аркам интерьера. Основной объем Спасского собора - небольшой куб, заканчивающийся тремя рядами: первый (нижний) - килевидные закомары, второй и третий - кокошники. Завершает собор большой световой барабан, увенчанный пологим куполом и крестом.

Спасский собор Андроникова монастыря - пример раннемосковского зодчества. Храмы этого периода крестово-купольные, четырехстолпные, одноглавые, с тремя апсидами. Крестово-купольная конструкция Спасского собора наглядно прослеживается в его интерьере. Здесь мы видим четыре больших крестчатых столпа, которые делят внутреннее пространство на три нефа. Столпы служат опорой своду и световому барабану с венчающим его куполом. Вверху хорошо читается крест, образованный пересечением продольного и поперечного цилиндрических сводов. Стены храма украшены лопатками, это вертикальное членение подчеркивает высоту здания.

Главная особенность композиции собора - динамичность его силуэта, ясно выраженная устремленность вверх, что связано с его особым мемориальным характером: это храм-памятник героям Куликовской битвы, погребенным в Андрониковом монастыре, как о том сообщают отдельные списки «Повести о Мамаевом побоище».

Андрей Рублев расписывал фасады и интерьер собора, но сохранились лишь фрагменты на двух откосах окон в алтаре собора - южном и северном. Эта живопись представляет собой стилизованный орнамент, помещенный в одинаковых по размеру кругах, соединенных между собой.

Перестройки собора начались уже с середины XV столетия: с запада к нему добавляют притвор с двумя главами. В конце XVII века на месте старой колокольни возводится новая, с шатровым верхом.

Во время пожара 1748 года Спасский собор сильно пострадал от огня; в ходе последующих ремонтных работ была сделана новая кровля, которая закрыла первоначальное позакомарное перекрытие. В 1763-1779 годах собор расширили. Узкие древние двери растесали, устроили широкие окна. В конце XVIII века была разобрана шатровая колокольня.

Во время французского нашествия в 1812 году Спасский собор вновь пострадал - полностью обрушился верх. В том же году его начали восстанавливать, в 1813 году работы продолжились, было сделано новое завершение.

В середине XIX века Спасский собор еще раз перестраивается. В 1848-1850 годах архитектором П.А. Герасимовым устанавливается восьмигранный барабан с высоким шатром и главкой. С левой (северной) стороны собора был пристроен придел во имя преподобного Андроника, с правой (южной) - во имя Успения Пресвятой Богородицы. Устроена крытая железом паперть с крыльцами. В результате собор приобрел характерный для XIX столетия вид.

В Спасском соборе находилась величайшая святыня монастыря - рака с мощами первых игуменов обители - преподобных Андроника и Саввы. В начале 1918 года Спасо-Андроников монастырь закрыли. Церковная утварь и иконы были изъяты. С раки, в которой покоились мощи первых игуменов, было сорвано серебро весом более семи пудов. Что стало со святыми мощами преподобных Андроника и Саввы - неизвестно.

В середине ХХ столетия началась реставрация Спасского собора, в результате которой был возвращен его древний облик. Первый проект реставрации собора выполнил известный архитектор Петр Николаевич Максимов. Над проектом реставрации работали также П.Д. Барановский, Г.Ф. Сенатов; реставрационные работы были выполнены бригадой архитекторов (Б.Л. Альтшуллер, С.С. Подъяпольский, М.Д. Циперович) под руководством Л.А. Давида в 1959-1961 годах.

В начале 1990-х годов, после того как в Спасском соборе стали регулярно проводить богослужения, в нем сделали солею, иконостас, отопление, а главное - престол. В 1993 году западный фасад над входом в собор был украшен настенной живописью - образом Спаса Нерукотворного. Подобный был здесь и в древности, он принадлежал кисти Андрея Рублева. Современный образ выполнен в технике термофосфатной живописи, устойчивой к различным воздействиям среды. Методику новой живописной техники разработал О.Б. Павлов. Прорись «Спас Нерукотворный» выполнил Н.В. Гусев, а живописные работы - О.Б. Павлов и А. Ремнев.

В ходе реставрационных работ было открыто двенадцать белокаменных резных блоков. Установлено, что орнаментальная резьба производилась в непосредственной близости от месторождения известняка, сразу после его добычи. Этим специалисты объясняют особенности большинства сохранившихся рельефов: каменный декор выглядит сделанным как будто из мягкого пластичного материала, тончайшие грани резьбы по нему не имеют сколов. Возможно, в конце XIV - начале XV столетия алтарная преграда Спасского собора Андроникова монастыря представляла собой резную белокаменную стену, в которую и входили сохранившиеся блоки с рельефами.

При перестройках Спасского собора менялся и иконостас. В 1794 году был воздвигнут четырехъярусный иконостас с пышным декором. Иконостас начала XIX века, выполненный в стиле классицизма, значительно отличался от предыдущего большей сдержанностью, монументальностью композиции, выделением центральной части. В 1867 году его сменил пятиярусный деревянный позолоченный иконостас «с резьбою разнофигурною», о чем свидетельствовала «Главная опись Спасо-Андроникова монастыря».

После закрытия монастыря иконостас был разорен, большинство икон пропало. Когда в Спасском соборе возобновились богослужения, был установлен небольшой временный деревянный иконостас, без каких-либо украшений. Справа от Царских врат традиционно помещена храмовая икона - «Нерукотворный образ Спасителя», а также «Святая Троица» (выполнены настоятелем собора протоиереем Вячеславом Савиных). В левой части иконостаса находятся большие ростовые иконы русских святых - «Равноапостольная княгиня Ольга и князь Владимир», «Иноки-иконописцы преподобные Андрей Рублев и Даниил» (работа Владимира Сидельникова).

К 650-летнему юбилею Спасо-Андроникова монастыря в иконостасе собора был установлен ряд небольших праздничных икон (автор - Матвей Шибаев). На северной стене собора - большая икона «Преподобные Андроник и Савва» второй половины XIX века. Поистине уникальна икона «Преподобные Александр и Ефрем» (автор - Вячеслав Савиных): впервые созданы образы святых игуменов Спасо-Андроникова монастыря.

ул. Казанская, 50

Спасский собор. 2015 г.

История Спасского собора начинается почти 400 лет назад, в начале XVII в., когда на месте храма стояла деревянная Троицкая церковь. На ее паперти над входом висела икона Спаса Нерукотворного, прославленная чудесами, которые начались 12 июля 1645 г. Это был день возведения на престол Алексея Михайловича, второго самодержца из дома Романовых. Именно в этот день житель города Хлынова (Вятки) Петр Палкин, будучи слепым уже три года, пошел в храм и стал молиться на паперти перед иконой Спасителя. Внезапно, по милости Божией, он прозрел. Весть о чуде быстро облетела город, к иконе Спасителя стало приходить множество людей, просящих помощи, и многие получали исцеление.


Вид на Спасский собор и южную часть города. Начало XX в.

Весть о чудесах, происходивших в Вятке в 1646 г., достигла Москвы. Алексей Михайлович, посоветовавшись с патриархом Иосифом, решил перенести в Москву святыню, чтобы она стала достоянием всего православного мира. Посланники царя с молитвой сняли образ и крестным ходом понесли в Москву. Встреча в столице происходила 14 января 1647 г. у Яузких ворот при огромном стечении народа. Навстречу вышли сам царь с семьей и патриарх Иосиф. Приложившись к святой иконе, Алексей Михайлович с приближенными внес ее в Кремль через Фроловские ворота и далее - в Успенский собор. В память об этом событии царь назвал Фроловскую башню Спасской. Спасская башня Кремля, получившая таким образом, «вятские корни», навсегда стала одним из символов России. Около 300 лет икона находилась в Преображенском соборе Новоспасского монастыря Москвы, однако после событий 1917 г. она бесследно исчезла.



Спасский собор и приказная изба (в центре снимка). Начало XX в.

В Вятке же на месте обветшавшей Троицкой церкви был построен каменный Спасский собор, но простоял он недолго, около шестидесяти лет. После пожара 1757 г. храм разобрали, и на его месте в 1764 – 1767 гг. был воздвигнут новый величественный собор, в верхнем храме которого находился чудотворный образ Христа Спасителя. Эта постройка и сохранилась в несколько измененном виде до наших дней.


Вид на Спасский собор с перекрестка Преображенской и Казанской улиц

Строительство собора пришлось на вторую половину XVIII в., на период раннего классицизма. Внутренняя отделка храма завершилась к 1818 г., когда освятили последний престол на втором этаже - святых апостолов Петра и Павла. Таким образом, строительство храма продолжалось 54 года. Верхний храм собора не отапливался, службы в нем проходили лишь летом. Спасский собор поражал горожан своими масштабами: высота колокольни достигала 53 метров, в храме было два этажа и шесть престолов.


Бывшая Соборная площадь Вятки. В центре - обезглавленный Спасский собор. 1930-е гг.

В 1929 г. храм был закрыт, но в отличие от многих остальных соборов города уцелел. Долгие годы здесь находилось общежитие педагогического института, а с 1960-х годов - научно-проектный институт. В 1995 г. собор был возвращен церкви, начались работы по его реконструкции. В 2009 г. была восстановлена колокольня, на которой установлен девятиметровый золоченый шпиль с крестом. В настоящее время восстановление храма продолжается.

Фото: С. Суворов, ГАКО, pastvu.com

История Спасского собора связана с древним преданием, согласно которому храм был построен по велению московского митрополита Алексея. В 1357 году, еще не имея сана, Алексей отправился в Царьград (Константинополь), на церемонию рукоположения к Вселенскому православному патриарху, который и посвятил его в сан Митрополита московского. На обратном пути его корабль попал в шторм. Алексей стал читать молитвы иконе Нерукотворного образа Спасителя, но стихия не успокаивалась до тех пор, пока митрополит не поклялся поставить в Москве храм во имя Нерукотворного образа Спасителя. Как повествует предание, он вернулся на Родину как раз в день церковного праздника Спаса Нерукотворного.

Собор был построен в 1357 году, но в 1368 сгорел при пожаре. Заново его отстроили в период между 1390 и 1427 годами при игумене Александре, и именно в таком виде он до сих пор стоит на территории Андроникова монастыря. Рядом с храмом находятся захоронения Андроника и Саввы Московских, основавших монастырь.

У Спасского собора один купол, увенчанный крестом. На стенах можно разглядеть следы былой росписи – элементы зооморфных и растительных композиций. Известно, что в украшении храма участвовали известные иконописцы того времени Даниил Черный и Андрей Рублев, однако от их фресок мало что осталось – только орнаменты по бокам окон.

В 1812 году храм был разграблен и сильно пострадал от пожара, охватившего Москву. В нем выгорел иконостас, обрушился купол, но прочные белокаменные стены все же уцелели. Реставрация и модернизация собора продолжалась до 1850 года под руководством архитектора Герасимова: были восстановлены и покрыты железом кровля и купол, вновь расписаны стены, установлен новый иконостас, достроены два боковых придела и паперть. Еще одна реставрация Спасского собора была произведена в 1959-1960 годах, она способствовала обновлению здания и придала ему первоначальный исторический облик.

В настоящее время в храме ведутся церковные службы. В монастырских зданиях располагается Центральный музей древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева. Музей, посвященный памяти великого иконописца, был основан в 1947 году, в годовщину 800-летия Москвы. Долгое время его фонды не отличались значительным богатством, но со временем музей стал хранилищем и центром реставрации ветхих икон и фресок, которые переносились сюда из разрушенных храмов разных областей России. В наши дни в музее можно увидеть около 5000 икон разных эпох, иконные оклады, старинные православные культовые атрибуты, рукописные и печатные церковные книги, в том числе старообрядческие. При музее работают клубы любителей древнерусского искусства для взрослых и детей, проводятся экскурсии и лекции.

Стоимость посещения музея: 300 рублей для взрослых, 150 рублей для пенсионеров и студентов. Для детей до 16 лет вход бесплатный. На временные выставки билеты продаются отдельно.

Подозреваю такой заголовок способен удивить. Многие, скорее даже большинство, уверены, что в Москве нет ничего древнее Кремля. Но это не совсем так.

Княжеская крепость, возведенная на Боровицком холме, действительно, было первой московской постройкой.

Но прежде чем превратиться в здание Кремля, которым мы любуемся и сегодня, она несколько раз перестраивалась. Была на этом месте и дубовая крепость, была крепость белокаменная. Тот же Кремль, который видим мы, появился только в 80х-90х годах XV века, а храм, о которым мы говорим, появился лет на 50-60 раньше – в 20х годах XV века. История этого храма неотделима от истории Спаса-Андроникова монастыря, которая, в свою очередь, теснейшим образом связана с митрополитом московским Алексеем.

Как сообщают летописи, будущий митрополит Алексей(еще не имея сана) переплыл Черное море

Чтобы в Царьграде (Константинополе) быть рукоположенным Вселенским православным патриархом в этот сан. В те времена такая поездка была обязательной. Поскольку до захвата Византии турками русская православная церковь была подчинена византийской. И когда уже утвержденный в своем сане митрополит отправился домой, корабль попал в сильнейшую бурю. Многометровые волны кидали судёнышко как щепку, и тогда Алексей начал неистово молится Нерукотворного образа Спасителя, но волны не уменьшались. и митрополит поклялся господу поставить в окрестностях Москвы монастырь и храм в честь этого образа Христа. Вскоре шторм угомонился и чудесным образом получилось так, что на родину митрополит Алексей и его подопечные вернулись как раз в светлый день праздника Спаса-Нерукотворного.

Именно здесь более века назад состоялась в 1238 году одна из первых битв русских князей с полчищами и хана Батыя. Любопытно, что здесь, уже в существующем Спасо-Андрониковым монастыре произошла первая в окрестностях Москвы торжественная встреча армии Дмитрия Донского, возвращавшегося шедшего назад с победой. Здесь же были захоронены и некоторые солдаты, павшие на Куликовом поле. В пешей доступности возможно так же посетить и Храм Матроны Московской, что расположен на ул. Таганская. Часы посещения храма Матроны Московской.

Однако, вернемся к моменту основания храму.

Монастырь и храм появились в 1360м году. Первым его настоятелем был выбран любимый ученик Сергия Радонежского — монах Андроник. Первоначально все постройки, в том числе и храм, были деревянные. Но в 1368 на территории монастыря вспыхнул пожар, уничтоживший храм. На его восстановление ушло почти 60 лет. И только в 20х годах следующего века храм был построен в том виде, в каком он предстает перед нами и сегодня. Правда, с тех пор сохранилось, конечно, далеко не все. Например, известно, что росписью храма занимались в том числе и Андрей Рублёв и Даниил Чёрный, но от их рисунков до нашего времени ничего не сохранилось, за исключением небольших фрагментов орнаментов на откосах алтарных окон.

Убранство храма за прошедшие века не раз менялось.

Например, согласно описи, сделанной в 1760х годах, здесь находилась паперть с красивейшей ризничной палатой, но от нее ничего не осталось. Большие потери понес храм и в 1812 году, отступавшие солдаты наполеона разграбили собор и сожгли иконостас. В 1934 году этот древнейший монастырь собирались снести, но, к счастью, этого не произошло. В конце 50х годов прошлого века тут прошла очень основательная и тщательная реконструкция.

Спасский собор Спасо-Андроникова монастыря, по признанию ученых, является одним из самых совершенных произведений раннемосковского зодчества.

Этот собор оказал влияние и на многие последующие московские постройки. Например поднимающуюся ступенями «корону» закомар(то есть полукруглых окончаний стен под сводами) и кокошников была активно развита в последующем московском зодчестве в течение XVI-XVII веков. В архитектуре собора Андроникова монастыря видно влияние традиций владимирских храмов, архитектуры юго-западной Руси. Также имеются и архитектурные детали, говорящие о контактах и взаимодействии с Псковом и Новгородом.

Например, приподнятые арки, поддерживающие своды, формы половинок арок и закомар.

Если говорить о художественном образе этого храма в целом, то его авторам удалось наполнить свое творение необыкновенной динамикой и напряжением. Они словно специально принизили угловые части, а средние деления подняли до основного объема. Композиция создает ощущение устремленности вверх, вперед, в будущее. Традиционная для своего времени крестово-купольная форма построения храма здесь была ими смело изменена, как будто подготавливая почву для новых дерзаний и смелых поисков русских зодчих следующих веков.

А в наше время, проходя сквозь ворота на территорию монастыря, ловишь себя на удивительно ощущении, что перенесся из шумной и суетной московской жизни куда-то очень далеко, совсем в иной мир, неторопливый и тихий, внутри которого время течет по своим, особым законам.

Ране-московская архитектура и небольшие часовенки, наследие барокко и здание духовного училища, и все это в окружении шуршащих листьями деревьев.

Так в душе каждого посетителя этого места возникает ощущение прямого и непосредственного взаимодействия и контакта со временем. Кажется, что история этого древнего монастыря, как будто оживает прямо на твоих глазах, и беседует с тобой напрямую, без лишних посредников. Опустошенный в 1812 году французскими солдатами, а после революции — большевиками, этот монастырь и в наше время остается островком настоящей московской древности.

Загрузка...
Top