Вернуться в меню шпаргалок по текущему предмету. Транспорт «кровеносная система» экономики Транспорт кровеносная система российского хозяйства








Железнодорожный транспорт. Этот вид транспорта является ведущим среди универсальных видов транспорта в России(более 40% грузов и 1\3 всех пассажиров.)Это обусловлено тем,что для осуществления перевозок по территории России в широтном направлении практически нельзя использовать морской и речной транспорт. Протяженность дорог в России 86 тысяч км. У железнодорожного транспорта есть много достоинств:высокая грузоподъемность,низкая себестоимость перевозок, перевозка грузов на большие расстояния,всепогодность.В Липецкой области это важнейший транспорт, Его первые линии пролегли по липецкой земле в конце 60-х.годов. Область занимает одно из первых мест в Центрально-черноземном экономическом районе. Днем и ночью в область идут составы с железной рудой, углем, нефтью, лесом, машинами и промышленными изделиями. А из области по железным дорогам вывозится чугун, сталь, прокат, трубы и т. д. Объем железнодорожных перевозок с каждым годом растет. ©LunkinaMI


Вывод: Проблемами ж/д транспорта является: нехватка подвижного состава (в бывшем СССР вагоны для электропоездов производились в Риге, электровозы в Тбилиси и т.д.) В настоящее время организуется их производство на заводах России.Этот транспорт зависит от рельефа. ©LunkinaMI


Этот вид транспорта является самым дорогим по себестоимости перевозок. Его преимущества в скорости перевозок,большой маневренности и доставке груза непосредственно потребителю «от ворот до ворот»Но грузооборот составляет всего 0,6% всего российского грузооборота. Среднее расстояние перевозок 40 км.Для автотранспорта Липецкой области проложены дороги с твердым покрытием.По ним тысячи легковых и грузовых автомашин,пикапов и фургонов, автобусов перевозят различные грузы и пассажиров.Объем этих перевозок значителен.Автомобильный транспорт оказывает сильное загрязнение атмосферы выбросами выхлопных газов. Каждый автомобиль на 1000 литров топлива выбрасывает 200 кг. Окиси углерода, 20 кг. Окиси азота,25 кг. Углеводородов,1 кг. Сажи. Выхлопные газы карбюраторных двигателей содержат тяжелые металлы(свинец).




Авиационный транспорт. Авиационный транспорт – один из самых дорогих видов транспорта.На самолетах и вертолетах можно доставить груз в любую точку страны. Воздушным транспортом перевозят грузы в труднодоступные районы, скоропортящиеся и срочные грузы. Авиация специализируется на перевозке пассажиров на большие расстояния. В России действуют 800 аэропортов,50 из них международные. Авиационный транспорт оказывает сильное загрязняющее воздействие на атмосферу. За один час полета самолет сжигает 15 тонн топлива,на сгорание которого расходуется 625 тонн воздуха, при этом выбросы продуктов горения составляют 66 тонн. В районе аэропорта жители страдают от шумового загрязнения.Это самый молодой вид транспорта.В Липецкой области протяженность воздушных линий – невелика,но самолеты гражданской авиации перевозят пассажиров и тысячи тонн грузов и почты. ©LunkinaMI




Трубопроводный транспорт. Трубопроводный транспорт- по грузообороту вышел на первое место.Прокладка трубопровода дешевле, чем строительство железной дороги. Транспортировка нефти по трубам обходится в 2-3 раза дешевле, чем железнодорожным транспортом. По трубам насосные станции перекачивают нефть,газ, керосин, бензин,т.е. жидкие и газообразные продукты. В России по нефтепроводам переправляется 95% нефти, и по газопроводам -почти весь газ. Работа трубопроводов контролируется автоматами, которые обслуживает небольшое количество людей.Этот транспорт не имеет выбросов в атмосферу. Не загрязняет природу. Но 50% трубопроводов имеют высокую степень износа.Ежегодно в стране происходит около 700 взрывов трубопроводов.В результате разлива нефти происходит очень сильное загрязнение природы,а при утечке газа из газопровода возможны взрывы,пожары, гибель людей. В Липецкой области по газопроводам поставляется газ во все районы области.Газифицированы практически все села.Проходят «нити» нефтепроводов. ©LunkinaMI




Гужевой транспорт. Этот вид транспорта наиболее распространен в районах с неблагоприятными условиями климата например: в районах крайнего Севера России- используются собачьи упряжки, оленей как средство перемещения.В Центральной части страны этот вид транспорта устарел.Экологически чист. ©LunkinaMI


Морской транспорт. Морской транспорт обслуживает внешнюю торговлю.А «каботажное» плавание -,его доля в перевозках невелика.Этот транспорт дешевый, так как морские суда имеют большую грузоподъемность,прямые бесплатные морские пути.По числу торговых судов» около 5000»флот России входит в первую пятерку стран мира.Но суда(более 60%)имеют возраст эксплуатации более 15 лет и не могут заходить в иностранные порты.С распадом СССР наша страна потеряла много портов,самыми крупными сегодня являются следующие порты: Санкт- Петербург, Новороссийск, Мурманск, Архангельск, Владивосток. Этот транспорт зависит от погодных условий(штормы, большая часть морей России замерзает) Влияет на состояние вод Мирового океана, в результате перевозок нефтепродуктов происходит загрязнение воды,что в свою очередь приводит к гибели органического мира океана. ©LunkinaMI




Речной транспорт. Это дешевый вид транспорта, обеспечивающий в основном внутренние перевозки.Россия богата судоходными реками,которые дают возможность транспортировать грузы, не требующие быстрой доставки:лес,нефть,хлеб,строительные материалы.Речной транспорт по-прежнему является важным и для индустрии туризма, на реках организуются круизные маршруты.Реки выполняют соединительную роль – соединяют моря (северные) с железными дорогами и при помощи каналов соединяются между собой.Крупными реками Липецкой области являются: Дон, Воронеж, Быстрая Сосна. ©LunkinaMI
20 Электронный транспорт. Этот вид транспорта является самым современным и удобным для человека. Он дает возможность за короткий промежуток времени и на огромное расстояние передать информацию Он состоит из телефонной связи,(сотовой связи), телеграфной, космической связи, электронной почты,телекоммуникационной связи- Интернет.Транспорт перспективный. ©LunkinaMI
Резюме. Транспорт является одним из главных источников загрязнения окружающей среды. На его долю приходится 60-70% химического и 90% шумового загрязнения,отрицательно влияющих на здоровье человека. Самым сильным источником загрязнения атмосферы является автомобильный транспорт. Транспорт является одним из главных источников загрязнения окружающей среды. На его долю приходится 60-70% химического и 90% шумового загрязнения,отрицательно влияющих на здоровье человека. Самым сильным источником загрязнения атмосферы является автомобильный транспорт. Основными путями решения проблемы загрязнения окружающей среды являются поиск способов снижения токсичности выхлопных газов, усовершенствование старых и создание новых двигателей(электромобилей),создание систем контроля за выбросами выхлопных газов. Основными путями решения проблемы загрязнения окружающей среды являются поиск способов снижения токсичности выхлопных газов, усовершенствование старых и создание новых двигателей(электромобилей),создание систем контроля за выбросами выхлопных газов. ©LunkinaMI


Литература. А.И.Алексеев, В.В. Николина. «Население и хозяйство России.» А.И.Алексеев, В.В. Николина. «Население и хозяйство России.» Большой справочник для школьников и поступающих в вузы «География» Большой справочник для школьников и поступающих в вузы «География» Е.А.Криксунов, В.В.Пасечник «Экология» Е.А.Криксунов, В.В.Пасечник «Экология» ©LunkinaMI

Транспорт. Транспорт - «кровеносная система экономики»

Транспорт - «кровеносная система экономики». Развитие транспорта является непременным условием для функционирования хозяйства, жизни населения.

Специфика транспорта как сферы экономики заключается в том, что он сам не производит продукцию, а только участвует в ее создании. Транспорт обеспечивает производство сырьем, материалами, оборудованием и доставляет готовую продукцию потребителю. Грузовой транспорт обеспечивает производственные связи между предприятиями и доставку населению предметов потребления. Эффективность работы грузового транспорта характеризуется величиной грузооборота.

Пассажирский транспорт обеспечивает перевозки населения, его главный показатель - пассажиро-оборот.

Выделяют следующие виды транспорта: железнодорожный, водный (морской и речной), автомобильный, авиационный, трубопроводный.

В последние годы грузооборот транспорта РФ значительно уменьшился, изменилась его структура. Так, повысилась доля морского и трубопроводного, снизилась роль железнодорожного и речного транспорта.

Произошло снижение ряда важных для отрасли показателей, в том числе состояние дорожных путей, сокращение выпуска продукции транспортного машиностроения.

Железнодорожный транспорт - основной из видов транспорта России (50% грузооборота РФ). По протяженности железных дорог (87 тыс. км) - наша страна уступает США, но грузооборот ее железнодорожного транспорта (1,2 млрд. тонн грузов) больше, чем в других странах мира.

Основная функция железнодорожного транспорта РФ - обеспечение надежного транспортного обмена между отдельными районами страны. В европейской части России расположение железных дорог в основном радиальное. Здесь находится крупнейший транспортный узел Москва, от которого расходятся в разных направлениях магистрали железной дороги.

В Сибири железнодорожная сеть имеет, в основном, широтное направление и не столь густа, как в европейской части России. Основные железнодорожные магистрали Сибири - Транссиб и Байкало-Амурская магистраль (БАМ). Эксплуатируются также Южно-Сибирская, Средне-Сибирская и Северо-Сибирская магистрали.

Железнодорожные пути и подвижной состав сильно изношены, поэтому дальнейшее развитие железнодорожного транспорта невозможно без значительных капиталовложений при жестком контроле со стороны государства.

Морской транспорт имеет особенно важное для России значение, что определяется ее положением на берегах морей, принадлежащих акваториям трех океанов: Атлантического, Северного Ледовитого и Тихого. На его долю приходится 38% всех грузоперевозок.

Россия обладает крупным торговым флотом(более 5000 судов), на её берегах расположеноЗЭ морских портов разной величины. Но только 40% портов достаточно глубоководны чтобы принимать большие суда.

Первое место в грузообороте страны принадлежит сейчас Тихоокеанскому бассейну. Через него Россия связана со странами Азии, Америкой, Австралией. Крупнейшие порты: Находка, Владивосток, Восточный, Холмок, Ванино.

Второе место занимает Балтийский бассейн, связывающий РФ со странами Европы и Америки. Важнейшие порты: Санкт-Петербург, Выборг, Балтийск, Калининград (самый западный порт страны). Мурманск - крупнейший незамерзающий порт бассейна, отсюда начинается протянувшийся на 11 тыс. км Северный морской путь. Он связывает европейскую часть России с Сибирью и Дальним Востоком.

В Финском заливе намечено строительство трех новых портов.

Через порты Черноморского бассейна в основном ведется экспорт нефти, так же, как и через порты на Каспийском море.

После распада СССР изменились возможности России для использования морского транспорта. Потеряны крупнейшие порты на Балтике (Рига, Таллинн, Вентспилс, Клайпеда) и на Черном море (Одесса). Значительная часть флота потеряна, так как многие суда остались в портах приписки. Происходит устаревание эксплуатируемых судов из-за нехватки средств на их ремонт, остановлено строительство десятков крупных военных и транспортных судов на верфях страны. В России дефицит газовозов, рефрижераторов, паромов, лихтеровоэов, универсальных судов.

Речной транспорт Развит особенно хорошо в тех районах, где протекают многоводные реки, а создание сухопутного транспорта требует больших затрат. Внутренние судоходные пути России - более 80 тыс. км. Доля внутреннего водного транспорта в грузообороте - 3,9%.

Судоходные речные пути России относятся к разным бассейнам. Основной - Волго-Камский. К нему тяготеет экономически развитая часть страны. Благодаря созданию судоходных каналов (Волга-Балтийского, Беломоро-Балтийского, Волго-Донского) Волга стала стержнем единой водной системы европейской части, а Москва - портом пяти морей. На севере европейской части страны текут важнейшие в транспортом отношении реки: Северная Двина, Сухона. Онега, Сверь, Нева.

Судоходные речные пути Сибири имеют очень большую протяженность. Здесь протекают крупнейшие реки России - Амур, Енисей, Лена, Обь и др. Они используются для сплава леса, перевозки продовольствия, промышленных товаров. В Сибири, в условиях недостаточного развития железных дорог, значение речного транспорта очень велико.

Авиационный транспорт. Специфика этого вида транспорта в том, что он охватывает перевозками почти все районы страны. Но из-за дороговизны авиаперевозок грузооборот авиационного транспорта невелик. Главная его специализация - перевозка на дальние расстояния пассажиров и доставка грузов в труднодоступные районы.

Авиационный транспорт потребляет большое количество топлива, наносит существенный ущерб атмосфере, выбрасывая около 66 т продуктов горения в час.

Трубопроводный транспорт по величине грузооборота уже превзошел железнодорожный. По трубопроводам передается 97% нефти, весь газ, многие продукты их переработки.

Размещение трасс трубопроводов меньше зависит от рельефа местности и климата, чем железные и автомобильные дороги. Это позволяет прокладывать их в любых районах; потери при транспортировке очень низки.

Основные нефтепроводы: «Дружба» (Поволжье - Центр - Северо-Запад, Коми - Центр, Поволжье -Сибирь).

Основные газопроводы: «Союз», «Сияние Севера», Западная Сибирь - Центр, Западная Сибирь - Западная Европа.

В настоящее время в России проложено свыше 210 тыс. км магистральных трубопроводов.

Автомобильный транспорт - наиболее маневренный вид транспорта, но и один из самых дорогостоящих. Он имеет преимущество при перевозке пассажиров и грузов на короткие расстояния. Велико значение автомобильного транспорта в обслуживании промышленности и сельского хозяйства, строительства, торговой сети.

Сеть автомобильных дорог в России - около 560 тыс. км, но только 30% из них имеют твёрдое покрытие.

Густо покрыта автомобильными дорогами европейская часть РФ. В восточных районах их пока недостаточно.

Важнейшими проблемами в развитии автомобильных перевозок являются отсталость российского автомобилестроения, плохое качество дорог. В суровых условиях российского климата требуются большие затраты на поддержание действующих дорог и строительство новых.


















Как совершенствуется транспорт сегодня?


Как измерить работу транспорта? ГРУЗООБОРОТ экономический показатель работы транспорта, измеряемый в тонно- километрах (т-км), и представляет собой произведение количества груза (т) на расстояние перевозки (км). На пассажирском транспорте применяются соответствующие показатели ПАССАЖИРООБОРОТ, измеряемый в первом случаев пассажиро-километрах (произведение числа перевезенных пассажиров на расстояние перевозки), во втором в числе пассажиров за какой-либо период.




















Оцениваем работу транспорта, подводим итоги скорость грузоподъемность (единичная) грузооборот пассажирооборот зависимость от погоды и сезонность min min max max км/ч реч. и мор. авиа. тавто.мор. т/км труб. пасс/км авто. зависит от погоды труб. реч. и мор.


Выполните задания по группам: Большую массу груза (50 т цитрусовых из Абхазии) необходимо быстро и с минимальными потерями довезти до Москвы. При этом стоимость груза не должна сильно увеличиться. Какой вид транспорта вы выбираете (воздушный, водный, автомобильный, железнодорожный)? Дайте обоснование своего выбора. Пассажиры (семья из 4 человек – 2 взрослых и 2 детей) собираются из Москвы в Петербург. Какой наиболее удобный вид транспорта вы выберете – воздушный или железнодорожный, потому что своего автомобиля у них нет. Объясните свой выбор.


Итоги Транспорт. Углубление научно-технического прогресса внесло свои коррективы и в разделение труда между различными видами транспорта. Суть основных внутриотраслевых и территориальных изменений на транспорте в конце XX в. можно свести к следующему: 1) произошло существенное удлинение транспортной системы мира (без морских трасс) за счет сооружения новых шоссейных дорог (в том числе в слаборазвитых странах), нефте- и газопроводов, железнодорожных магистралей; 2) еще более упрочилось первое место автомобильного транспорта в мировом пассажирообороте, главным образом за счет «автомобилизации» стран «новой индустриализации», Китая, Индии, стран СНГ и др.; 3) повышенной динамикой отличалось развитие трубопроводного транспорта, особенно в нефтегазодобывающих странах Ближнего Востока, Западной Европы, России и странах СНГ (отчасти это обстоятельство не дает оснований говорить о продолжающемся упрочении позиций морского транспорта в мировом грузообороте). Общая длина трубопроводов в мире уже превысила 1,5 млн. км, причем лидируют здесь США, а последующие места занимают Россия и Канада); 4) возросла роль в мировом грузообороте таких стран, как Китай, Индия, «новые индустриальные» страны.

1. Выявите преимущества каждого вида транспорта.

Авиационный и электронный транс-порт — самые быстрые; морской и трубо-проводный имеют самую низкую себесто-имость. У речного транспорта достаточно низкая себестоимость, кроме того, для не-го не надо прокладывать специальных пу-тей, поэтому он имеет очень важное значе-ние в Сибири и на Дальнем Востоке, где транспортная сеть пока очень плохо развита. Автомобильный транспорт наибо-лее маневренный, поэтому имеет макси-мальный пассажирооборот. Железнодо-рожный транспорт обеспечивает около 10% грузооборота.

Железнодорожный транспорт, не выделяясь среди других видов транспорта, отличается лучшей комбинацией заданных и таблице параметров: большой скоростью, надежностью, ритмичностью, мало зависит от погодных условий. Он способен перевозить все виды грузов быстро с относительно низкой себестоимостью.

У морского транспорта, кроме низкой себестоимости (вдвое ниже, чем у желез-нодорожного, и в 20 раз ниже, чем у автомобильного), важно подчеркнуть еще один момент — огромную протяженность морских границ. В России они составляют более 44 тыс. км, что в три раза больше, чем сухопутных. На его долю приходится более 90% грузооборота в международном сообщении. Кроме того, у морского транс-порта самая большая единичная грузо-подъемность и неограниченная пропуск-ная способность морских путей.

2. Какие грузы (массовые виды, громоздкие, цен-ные, скоропортящиеся, срочные) какими видами транспорта предпочтительно перевозить?

Массовые и громоздкие грузы на боль-шие расстояния выгодно перевозить же-лезнодорожным транспортом. Ценные, скоропортящиеся и срочные — автомо-бильным и авиационным.

3. Как вы объясните употребляемое образное выражение, что транспорт — это «кровеносная сис-тема» хозяйства страны?

Как кровеносные сосуды доставляют к каждой клеточке организма кислород и питательные вещества, так и транспорт — по путям сообщения (дорогам, трубопро-водам, авиационным коридорам) достав-ляет в разные уголки страны продукты питания, товары первой необходимости и другие грузы. Это особенно важно при современном крупномасштабном разделении труда. Сейчас практически не оста-лось районов, ведущих натуральное хо-зяйство, поэтому сбои транспортной сис-темы аналогичны перерывам в подаче крови в организме.

В управлении страной ведущую роль сейчас приобрел электронный транспорт.

4. Что нового привнес в развитие транспортных средств XX в.? Какие виды транспорта играли ве-дущую роль в разные периоды экономического развития страны?

Фактически в XX в. картина транспор-та кардинально изменилась. Еще в XIX в. основную роль играл гужевой, морской и речной транспорт, железнодорожный только начал появляться.

Первый паровой локомотив появился в Англии в 1801 г., а первая железнодорож-ная линия между Стоктоном и Дарлингто-ном была построена в 1820-х гг.

В России первый паровоз был изготовлен Е. А. и М. Е. Черепановыми на заводе в Нижнем Тагиле (1832-1834). Паровоз развивал скорость до 15 км/ч и работал на шахте как вывозной локомотив. В 1912 г. на Луганском заводе был построен паровоз серии «Э» мощностью 1000 лошади-ных сил и максимальной скоростью 50 км/ч для грузовых перевозок. Этот паровоз для своего времени был лучшим в мире по экономному расходованию топли-ва и простоте обслуживания.

Изобретенные в XIX в. виды связи по-лучили в XX в. большое развитие и новые формы. Хотя основы телеграфной связи были заложены в 1832-1844 гг. работа-ми П. Л. Шиллинга, Б. С. Якоби (Россия), С. Морзе, массовым этот вид связи стал только в середине XX в. Кроме того, были изобретены новые его виды — факси-мильная и электронная связь. В послед-ние годы удивительный прогресс достиг-нут в беспроводных средствах связи. Изо-бретенный в 1876 г. профессором физио-логии речи А. Беллом телефон сейчас стал необходим каждому человеку и посред-ством спутниковой связи позволяет мо-ментально соединять людей в противопо-ложных концах планеты.

В начале XX в. в Германии в городе Вуппертале была построена первая моно-рельсовая дорога с электрической тягой, которая показала, что ее эксплуатация об-ходится дешевле трамвая на 20%.

Сейчас во многих странах имеются ко-роткие участки монорельсового транспор-та.

5. Используя карту «Транспорт России», выясни-те, чем отличается рисунок транспортной сети за-падных и восточных регионов страны, северных районов Европейской России и остальной ее терри-тории .

В целом на территории России преоблада-ет широтное направление сухопутного транспорта и меридиональное — речного. Для крупных городов европейской части страны характерна радиальная структу-ра. Между 50 и 60° с. ш. европейской час-ти сеть дорог настолько густа, что напо-минает плотную решетку. На севере и вос-токе страны — это отдельные лучи, и только в южной части Сибири выделяют-ся субширотные Транссибирская и Байкало-Амурская магистрали.

6. Используя физические карты, сравните условия плавания в морях Северного Ледовитого и Тихого океанов.

На физической карте России обратите внимание на бело-синюю зубчатую ли-нию — это зимняя граница распростране-ния плавучих льдов. Акватории, располо-женные севернее этой линии, в зимнее время скованы льдом, и чем дальше к северу от этой линии, тем продолжительнее период ледостава. Средняя продолжительность ледостава — 7-8 месяцев. Из российских морей Северного Ледовитого и Тихого океанов только юго-западная часть Баренцевого моря (из-за влияния Северо-Атлантического течения) в тече-ние всего года свободна ото льда. Ледо-став — главный осложняющий навига-цию фактор. Однако на Дальнем Востоке морской транспорт имеет исключительно важное значение, как для перевозки гру-зов, так и пассажиров, как для междуна-родных, так и для каботажных перевозок. Доля каботажных перевозок здесь дости-гает 85%.

7. Назовите крупные морские порты страны и по-кажите их на карте. Какие из них имеют наибольшее значение для внешних экономических связей? Материал с сайта

Россия имеет 39 портов и 22 портовых пункта. Длина причалов составляет 60,5 тыс. км. На первом месте по грузо-обороту находятся порты Дальневосточно-го бассейна — Владивосток, Находка, Восточный. Они снабжают северо-восток страны промышленными и продовольст-венными товарами, а также осуществля-ют внешнеэкономические связи со страна-ми Азии и Австралией. Главные грузы — каменный уголь, лес, нефть, морепродук-ты, соль.

На втором месте — Балтийский бассейн с портами Выборг, Санкт-Петербург, Ка-лининград, который обеспечивает связь со странами Европы и Америки. Для это-го бассейна характерен большой объем пассажироперевозок. В грузообороте пре-обладают металлы, технические грузы (включая машины и агрегаты), строитель-ные материалы.

Северный бассейн имеет большое значе-ние для освоения районов Крайнего Севе-ра. Крупнейший порт — единственный незамерзающий на Северном Ледовитом океане — Мурманск, через который про-ходят апатиты, руды цветных и черных металлов, рыба, уголь, строительные ма-териалы. Архангельск специализируется на погрузке леса и лесоматериалов.

Через порты Черноморско-Азовского бассейна в основном ведется экспорт неф-ти (Новороссийск, Туапсе).

Каспийский бассейн используется для внутренних перевозок хлеба, леса, металлов, поваренной соли, рыбы, хлопка, строительных материалов (основные порты — Астрахань, Махачкала).

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском

На этой странице материал по темам:

  • транспорт сочинение
  • используя физические карты сравните условия
  • сочинение транспорта
  • транспорт-это кровеносная система хозяйства страны
  • что нового привнес в развитие транспортных средств

Транспорт - «кровеносная система экономики». Развитие транспорта является непременным условием для функционирования хозяйства, жизни населения.

Специфика транспорта как сферы экономики заключается в том, что он сам не производит продукцию, а только участвует в ее создании. Транспорт обеспечивает производство сырьем, материалами, оборудованием и доставляет готовую продукцию потребителю. Грузовой транспорт обеспечивает производственные связи между предприятиями и доставку населению предметов потребления. Эффективность работы грузового транспорта характеризуется величиной грузооборота.

Пассажирский транспорт обеспечивает перевозки населения, его главный показатель - пассажиро-оборот.

Выделяют следующие виды транспорта: железнодорожный, водный (морской и речной), автомобильный, авиационный, трубопроводный.

В последние годы грузооборот транспорта РФ значительно уменьшился, изменилась его структура. Так, повысилась доля морского и трубопроводного, снизилась роль железнодорожного и речного транспорта.

Произошло снижение ряда важных для отрасли показателей, в том числе состояние дорожных путей, сокращение выпуска продукции транспортного машиностроения.

Железнодорожный транспорт - основной из видов транспорта России (50% грузооборота РФ). По протяженности железных дорог (87 тыс. км) - наша страна уступает США, но грузооборот ее железнодорожного транспорта (1,2 млрд. тонн грузов) больше, чем в других странах мира.

Основная функция железнодорожного транспорта РФ - обеспечение надежного транспортного обмена между отдельными районами страны. В европейской части России расположение железных дорог в основном радиальное. Здесь находится крупнейший транспортный узел Москва, от которого расходятся в разных направлениях магистрали железной дороги.

В Сибири железнодорожная сеть имеет, в основном, широтное направление и не столь густа, как в европейской части России. Основные железнодорожные магистрали Сибири - Транссиб и Байкало-Амурская магистраль (БАМ). Эксплуатируются также Южно-Сибирская, Средне-Сибирская и Северо-Сибирская магистрали.

Железнодорожные пути и подвижной состав сильно изношены, поэтому дальнейшее развитие железнодорожного транспорта невозможно без значительных капиталовложений при жестком контроле со стороны государства.

Морской транспорт имеет особенно важное для России значение, что определяется ее положением на берегах морей, принадлежащих акваториям трех океанов: Атлантического, Северного Ледовитого и Тихого. На его долю приходится 38% всех грузоперевозок.

Россия обладает крупным торговым флотом(более 5000 судов), на её берегах расположеноЗЭ морских портов разной величины. Но только 40% портов достаточно глубоководны чтобы принимать большие суда.

Первое место в грузообороте страны принадлежит сейчас Тихоокеанскому бассейну. Через него Россия связана со странами Азии, Америкой, Австралией. Крупнейшие порты: Находка, Владивосток, Восточный, Холмок, Ванино.

Второе место занимает Балтийский бассейн, связывающий РФ со странами Европы и Америки. Важнейшие порты: Санкт-Петербург, Выборг, Балтийск, Калининград (самый западный порт страны). Мурманск - крупнейший незамерзающий порт бассейна, отсюда начинается протянувшийся на 11 тыс. км Северный морской путь. Он связывает европейскую часть России с Сибирью и Дальним Востоком.

В Финском заливе намечено строительство трех новых портов.

Через порты Черноморского бассейна в основном ведется экспорт нефти, так же, как и через порты на Каспийском море.

После распада СССР изменились возможности России для использования морского транспорта. Потеряны крупнейшие порты на Балтике (Рига, Таллинн, Вентспилс, Клайпеда) и на Черном море (Одесса). Значительная часть флота потеряна, так как многие суда остались в портах приписки. Происходит устаревание эксплуатируемых судов из-за нехватки средств на их ремонт, остановлено строительство десятков крупных военных и транспортных судов на верфях страны. В России дефицит газовозов, рефрижераторов, паромов, лихтеровоэов, универсальных судов.

Речной транспорт Развит особенно хорошо в тех районах, где протекают многоводные реки, а создание сухопутного транспорта требует больших затрат. Внутренние судоходные пути России - более 80 тыс. км. Доля внутреннего водного транспорта в грузообороте - 3,9%.

Судоходные речные пути России относятся к разным бассейнам. Основной - Волго-Камский. К нему тяготеет экономически развитая часть страны. Благодаря созданию судоходных каналов (Волга-Балтийского, Беломоро-Балтийского, Волго-Донского) Волга стала стержнем единой водной системы европейской части, а Москва - портом пяти морей. На севере европейской части страны текут важнейшие в транспортом отношении реки: Северная Двина, Сухона. Онега, Сверь, Нева.

Судоходные речные пути Сибири имеют очень большую протяженность. Здесь протекают крупнейшие реки России - Амур, Енисей, Лена, Обь и др. Они используются для сплава леса, перевозки продовольствия, промышленных товаров. В Сибири, в условиях недостаточного развития железных дорог, значение речного транспорта очень велико.

Авиационный транспорт. Специфика этого вида транспорта в том, что он охватывает перевозками почти все районы страны. Но из-за дороговизны авиаперевозок грузооборот авиационного транспорта невелик. Главная его специализация - перевозка на дальние расстояния пассажиров и доставка грузов в труднодоступные районы.

Авиационный транспорт потребляет большое количество топлива, наносит существенный ущерб атмосфере, выбрасывая около 66 т продуктов горения в час.

Трубопроводный транспорт по величине грузооборота уже превзошел железнодорожный. По трубопроводам передается 97% нефти, весь газ, многие продукты их переработки.

Размещение трасс трубопроводов меньше зависит от рельефа местности и климата, чем железные и автомобильные дороги. Это позволяет прокладывать их в любых районах; потери при транспортировке очень низки.

Основные нефтепроводы: «Дружба» (Поволжье - Центр - Северо-Запад, Коми - Центр, Поволжье -Сибирь).

Основные газопроводы: «Союз», «Сияние Севера», Западная Сибирь - Центр, Западная Сибирь - Западная Европа.

В настоящее время в России проложено свыше 210 тыс. км магистральных трубопроводов.

Автомобильный транспорт - наиболее маневренный вид транспорта, но и один из самых дорогостоящих. Он имеет преимущество при перевозке пассажиров и грузов на короткие расстояния. Велико значение автомобильного транспорта в обслуживании промышленности и сельского хозяйства, строительства, торговой сети.

Сеть автомобильных дорог в России - около 560 тыс. км, но только 30% из них имеют твёрдое покрытие.

Густо покрыта автомобильными дорогами европейская часть РФ. В восточных районах их пока недостаточно.

Важнейшими проблемами в развитии автомобильных перевозок являются отсталость российского автомобилестроения, плохое качество дорог. В суровых условиях российского климата требуются большие затраты на поддержание действующих дорог и строительство новых.

Следует также отметить, что автомобильный транспорт - один из основных загрязнителей окружающей среды, поэтому при его развитии необходимо учитывать необходимость строгого контроля за выбросами вредных веществ и уровнем шумового загрязнения.

Загрузка...
Top