Социально-экономические взгляды фурье. Фурье шарль. биография Основные идеи теории ш фурье

ШАРЛЬ ФУРЬЕ (1772 - 1837)

Многотомное издание сочинений Фурье начало издаваться в Париже в 40-е годы XIX века. «Социетарным» книгоиздательством. Основные сочинения Шарля Фурье: «Заблуждение разума, доказанное смехотворными сторонами неопределенных наук», «Теория четырех движений и всеобщих судеб», «О близости социальной метаморфозы», «О гарантизме», «Межсумочным или близлежащем лимбе», «Новый хозяйственный и социетарный мир», «Новый хозяйственный мир».

Цель его учений не улучшить старую цивилизацию, а уничтожить его и вызвать желание изобрести лучший социальный механизм, доказывая, что порядок цивилизаций нелеп.

Фурье во всех своих сочинениях горячо пропагандировал право на труд и решительно выступал против концепции «естественного права», развивавшейся такими западно-европейскими мыслителями XVII - XVIII вв., как Руссо, Монтескье, Дидро и др. Эти мыслители считали, что принципы свободы и равенства вытекают из естественной природы человека и не зависит от социальных условий. Фурье резко отрицательно относился к теории общественного договора, сторонники которой считали, что государство возникло в результате добровольного договора между людьми; якобы необходимость охраны собственности и безопасности вынудила людей отказаться от части естественных прав в пользу государственной власти.

Теория общественного договора была особенно распространена в эпоху буржуазных революций XVIII - XIX вв. Она тесно связана с концепцией «естественного права». Развивали идею общественного договора Дидро, Гоббс, Руссо. Фурье выступал последовательным критиком «общественного права» и «общественного договора».

Фурье считал основным видом общественного производства сельское хозяйство. По его мнению, склонности к сельскохозяйственному и промышленному труду распределяются у людей в отношении 3:1, поэтому промышленность находится в системе общественного труда на втором месте. Ассоциация будущего должна быть, прежде всего, земледельческой, пребывание в деревне люди будут предпочитать городской жизни.

Фурье полагал, что капитал, труд и талант являются тремя факторами, определяющими плоды производственной деятельности и называл эти факторы производственными данными. У Фурье не было четкого определения классов, которые он не редко называл «кастами», вместе с тем он неоднократно отмечал противоположность и враждебность классов общества при строе цивилизации. Обычно Фурье различал два основных класса- богатых и бедных. Фурье считал классовую борьбу «междоусобную войну классов» величайшим несчастьем для человечества. По мысли Фурье, социетарный порядок, не устанавливая социального равенства, приведет к сотрудничеству классов на основе гармонии интересов, к слиянию в единых производственных и иных общественных объединениях. В понятие «роскошь» Фурье вкладывал отличное от общественного содержание. Понимая под «внутренней роскошью»- здоровье, а под «внешней роскошью»- богатство, он объединял их в едином понятии «роскошь». Фурье считал, что при строе цивилизации, роскошь внутри противоречивое, т.к. она является индивидуальной принадлежностью немногих, пользующихся ею за счет многих; при строе гармонии, роскошь должна стать единой и коллективной, и превратиться в стимул к повышению производительности труда, тем самым к росту богатства, при этом частная собственность не исчезнет, а подчинится интересам общества.

Фурье называл «социетарным» общественный строй будущего, который должен прийти на смену строю цивилизации. «Строй цивилизации, где царят обман и отталкивающий труд, будет наименован миром навыворот, а социетарный строй- миром в прямом смысле, основанном применении правдивости привлекательного труде. Особенно для ученых и деятелей искусства социетарный строй будет новым миром и миром в прямом смысле: они обретут здесь сразу предмет своих самых пылких желаний - безмерное богатство, в двадцать и в сто раз больше, чем то, на какое они могут надеяться при состоянии цивилизации».

«В прочем, строй цивилизации занимает последовательном ряду ступеней движения важную роль, потому что именно он создает движущие силы, необходимые для того, чтобы направиться по пути к ассоциации: он создает крупное производство, высокие науки изящные искусства. Следовало воспользоваться этими средствами, чтобы подняться выше по восходящим ступеням общественного развития».

Категория «страсть» - одна из важнейших в теоретических построениях Фурье. Фурье полагал, что поскольку мир подчиняется законам движения, существует два порядка этих законов: закон материального движения - притяжения и закон социального движения - влечение страстей или притяжение по страсти. Первый был открыт Ньютоном, честь открытия второго закона Фурье присваивает себе. Открытый им закон, полагал Фурье, лежит в основе социального кодекса, который приведет человечество к строю гармонии. Чтобы открыть путь к лучшему общественному устройству, надо понять предустановленный Богом план социального порядка, соответствующий природе человека. Определяющими свойствами природы человека Фурье признает страсти.

«Притяжение по страсти - это побудительная сила, данная природой раньше способности рассуждать и упорная, не смотря на противодействие разума, долга, предрассудка и пр.» Установление нормального общественного порядка создает такие условия, при которых свободное удовлетворение страстей обеспечивает, гармоническое сочетание интересов всех членов общества. Бог, по мнению Фурье, управляет миром по средствам притяжения, а не посредством принуждения. Счастье каждого - в удовлетворении его страстей и полном их развитии. Чтобы достигнуть общего счастья, необходимо найти средства удовлетворить страсти всех людей. Свойственные человеку страсти распадаются, по Фурье, на три группы. Самые важные страсти распределительные, их три: страсть к соревнованию или интрига, страсть к разнообразию и страсть к творчеству энтузиазм. Полное развитие страстей человека создает еще одну, тринадцатую страсть - гармонизм или унитеизм. Гармонизм - стремление человека согласовать свое счастье со счастьем всего окружающего мира, всего человечества.

В основе учения Фурье лежит «сериальный принцип», который якобы действует в природе и обществе, устанавливая равновесие между различными видами движения. Сериальный принцип устанавливает гармонию, между страстями, движущими людьми. По мнению Фурье, общественная организация связана с необходимостью создания серий - специализированных трудовых общностей; серия является основной общественной ячейкой социетарной фаланги.

Фурье впервые высказал в печати свои идеи о будущем обществе в 1803 г. 3 декабря 1803 г. В газе появилась невинная статья «Всемирная гармония», где в зародышевой форме уже заключены основные положения социального учения Фурье: признание полной несостоятельности философских и политических систем; провозглашение необходимости новой социальной науки, дающей анализ и синтез «притяжения по страсти как основы социального движения; критика существующего «строя цивилизации» как строя не только неразумного, но и преходящего; возвещение грядущего «строя гармонии».

С тех пор до самой смерти он разрабатывает свою теорию. Будущее общество должно состоять из общин или объединений - фаланг. Фаланга - это наименование Фурье дает ассоциации социетарного строя. Фаланга - это ассоциация производителей. Это основная организация, построенная на принципе соответствия частных и общих интересов, в основе которых лежит гармоническое притяжение страстей.

Фаланга строится в первую очередь на сельскохозяйственной основе, Однако, ее члены не пренебрегают и различными промышленными работами. В составе фаланги 1600 - 2000 человек. Для каждого рода работ организуется ряд серий. Каждая серия занимается отдельным видом труда; существует серия плотников, ткачей, огородников, садоводов, скотников и многие другие.

От слова «фаланга» Фурье образовал слово «фаланстер», до него не существовавшее для обозначения населения фаланги.

Жилые помещения фаланстера сдаются за особую плату и, каждый снимает то, что отвечает его средствам. На этих же началах организовано и питание: все члены фаланги питаются в общих столовых, но имеют различные меню, в зависимости от своей состоятельности.

Фаланга - акционерное предприятие. Сам фаланстер, а так же земельный участок, на котором он расположении, инвентарь, строительный материал - все это создается и покупается на деньги, собранные от продажи акций. Точно также и доход фаланги распределяется не только соответственно труду, но и соответственно внесенному капиталу. Весь доход делится на 12 частей. Пять двенадцатых приходится на долю труда, три - на долю таланта, четыре - на долю капитала. Высокий процент дохода на капитал, полагает Фурье, привлечет в фалангу богачей, прибыль которых здесь будет большей, нежели они получают в современном обществе.

Хотя в фаланге состоят и бедные, и богатые, Фурье утверждает, что между ними нет и не может быть серьезных противоречий, поскольку каждый член фаланги заинтересован в ее процветании, зная, что только в этом случае будут возрастать его личные доходы. Отсутствие наемного труда приводит к тому, что бедный смотрит на богатого как на коллегу, с которым тесно связано т его благосостояние. С течением же времени, полагает философ, наступит полное слияние различных общественных классов: богачи, вовлекаясь в общественный труд, станут такими же производителями, как и бывшие бедняки; бедняки же смогут покупать акции и станут вследствие этого получать доход не только от труда, но и от капитала. Так постепенно ассоциация устранит все общественные пороки и установит полную гармонию.

Заглавие «Новый хозяйственный мир» показалось мне наиболее точным для обозначения этого прекрасного социетарного порядка, который среди прочих свойств обладает свойством создавать трудовое притяжение: при нем увидят, как наши празднолюбцы даже щеголихи будут на ногах и с 4-х часов утра, зимой, как и летом, чтобы с жаром отдаться полезным работам - уходом за садами и за птичниками, занятиям домоводством, фабричным производством и другим, в отношении которых механизм строя цивилизации внушает отвращение всему богатому классу. Все эти работы станут привлекательными благодаря влиянию совершенно неизвестного распределения, которое я буду называть сериями по страсти, или сериями контрастных групп. Это - механизм, к которому тянутся все страсти, единственный порядок, соответствующий требованиям природы».

В каждом объединении люди разбиваются на группы 7 - 9 человек в группе каждый работает не более 2-х часов. Сначала человек, например, работает в группе лесников, затем в группе косцов, потом работает на фабрике. «Действуя очень короткими сеансами, самое большее по полтора - два часа, каждый может заниматься в течение дня семью - восьмью родами привлекательных работ, разнообразить следующий день, посещать группы, отличные от тех, что накануне; этот образ действия - одиннадцатой страсти, именуемой напийонной, которая влечет к тому, чтобы порхать от удовольствия к удовольствию, избегать чрезмерностей, в которые беспрестанно впадают люди строя цивилизации». 1

«В физическом отношении он создает санитарное равновесие: здоровью непременно наносится ущерб, если человек отдается двенадцать часов однообразной работе - тканью, шитью, письму или другой работе, которая не упражняет последовательно всех частей тела и ума. В этом случае наносится ущерб даже действенной работой по земледелию, как и работой конторской: одна приводит в изнеможение члены и внутренние органы, другая портит твердые и жидкие составные части организма».

«Папийона - путь равновесия между духовными и телесными способностями, залог здоровья тела и развития ума. Одна только она может создать то всеобщее благожелательство, о котором мечтают философы, и рассеивают сотрудников одного дела в сотне других групп, то из этого сцепления происходит то, что каждая группа имеет друзей во всех прочих; это нечто противоположное механизму строя цивилизации, где каждая профессия безразлична к интересам других, зачастую даже враждебных им».

Совершенные приемы труда, свободное избрание каждым профессии, соответствующей его склонностям, разнообразие занятий в течение дня в кругу дружественных друзей приведут, по мнению Фурье, к значительному росту производительности труда и к резкому возрастанию богатств все фаланги. Труд станет не тяжкой обязанностью, а наслаждением, и все будут охотно трудиться. Фурье писал, что в таких условиях исчезнет конкуренция в буржуазном обществе.

Люди будут не конкурировать, а соревноваться. Это была одна из догадок Фурье об особенностях социалистического строя.

Фурье уделяет большое внимание внешней обстановке и быту фаланги. Он поселяет всех членов фаланги в общем громадном здании, расположенном в центре ее территории. Это здание и есть фаланстер. Это должно быть прекрасное здание типа Версальского дворца. Центральная часть его отводилась для общественных учреждений: столовых, библиотек, «виржи», храма, телеграфа, зимнего сада и т.д. В одном крыле будут расположены мастерские, в другом - большие залы для собраний и жилые помещения. Домашнее хозяйство станет ненужным, т.к. каждый будет питаться в общественной столовой. Фурье уделяет большое внимание общественному питания в фаланге, придавая большое значение чувству «вкуса». При строе цивилизации хороший «вкус» является принадлежностью немногих, при строе гармонии хорошие и утонченные вкусы станут достоянием всех. «Гастрономия, которую Фурье противопоставлял «гастронолатрии» - чревоугодию, должна, по его мнению, превратиться в «гастрософию» - науку высокой социальной политики, основанную на химии, агрономии, медицине и кулинарии. Женщины будут пользоваться равными правами с мужчинами, и работать вместе с ними. Фурье был сторонником разнообразных любовных связей; в соответствии с этим он предлагает для фаланги три любовных разряда: 1) супругов и супруг, образующих прочную семейную связь для воспроизведения потомства; 2) дамуазелов и дамуазелей, которые меняют свои связи, но всегда имеют только одну связь; Галантов и галанток, предпочитающих разнообразные и мимолетные связи.

Дети, по мнению Фурье, являются главной пружиной социетарной гармонии и трудового притяжения. «Поэтому с воспитания надо начинать, тем более, что оно будет той отраслью механизма, какую придется наладить первой, так как дети, будучи лишь в малой степени извращены предрассудком и проявлениями недоверчивости, будут более послушны притяжению, чем отцы; они отдадутся ему полностью с первой же недели и очень скоро выявят превосходство строя серий по страсти. Социетарное воспитание имеет целью осуществлять полное развитие физических и умственных способностей, применять их все, даже развлечения, к производительному труду».

Уже с трех лет малыши начнут трудиться, заботиться о цветниках, украшении залов и т.д. Наряду с трудом, дети будут обучаться различным наукам, а кроме того, соответственно склонностям, обучаться на музыкальных инструментах. «Если человек должен жить от труда земледельческого и промышленного, то надо сделать его сельским хозяином и фабричным производителем до того, как делать из него ученого. Таков ход воспитания при строе гармонии, где ребенок, будь он хоть наследником мирового престола, воспитывается в садах птичниках, мастерских и кухнях какой-нибудь фаланги, как только он умеет ходить; там он становится земледельцем и промышленным производителем, прежде чем заняться науками: к ним он приступает лишь мало-помалу и, как к вспомогательным добавлениям, к производительным работам.

В которые он включается постепенно с 2-х до 4-х лет. Затем он требует обучения для того, чтобы применять его к этим работам, в которых он горит нетерпением совершенствоваться».

В результате всех этих мер, по мнению Фурье, уничтожатся общественные противоречия, и установится согласие и доброжелательность всех людей, наступит всеобщая гармония. Население всего земного шара объединится в фалангах. Все будут жить во дворцах-фаланстерах, поэтому не будет городов и деревень. Фурье страстно верил во всеобщее преобразование при строе гармонии и полагал, что сама природа, животные, растения изменятся для блага людей. Растают льды на полюсах, улучшится климат, люди станут собирать по два урожая в год. Земля обзаведется четырьмя искусственными лунами, более светлыми, чем наша Луна, и благодаря этому, ночи станут столь же светлыми, как дни. Вместо хищных зверей и вредных насекомых появятся антильвы, антиакулы и антикрокодилы, которые будут служить человеку». Социетарный строй возведет в домашнее состояние много видов, удалившихся в воды и леса из-за жестокости людей, строя цивилизации или их предрассудков. Строй ассоциации будет иметь парки прирученных зайцев, как мы имеем парки прирученных кроликов… Строй ассоциации будет иметь стада различных водоплавающих и лесных птиц столь же легко, как мы имели стада гусей».

Вода в морях приобретет вкус лимонада. Изменится и организм человека. По определению Фурье высший хозяйственный совет фаланги, состоящий из высоких должностных лиц каждой серии, ареопаг - исключительно совещательный орган, отражающий «могущество общественного мнения.

Фурье отрицательно относился ко всем известным историческим формам демократии, считая, что демократия - это только химера. На этом основании, Фурье считает нелепой цель революционеров, создание республики, он не верит в избирательное право. Выдуманная Фурье система управления в горманическом обществе соответствует его идее «притяжения по страсти». Учитывая страсть людей к величию, славе, Фурье сохраняет высокие титулы и звания, носители которых никаких реальных функций власти не имеют, Фурье рассчитывал, что высокие звания, присваиваемые за особые заслуги перед обществом, смогут быть использованы в качестве стимула для усиления трудового соревнования.

Чтобы осуществить свои идеи, Фурье считал, что достаточно организовать несколько правных фаланг, и все человечество немедленно последует этому примеру. Через 5 - 6 лет на всей земле воцарится новый общественный строй, при котором интересы каждого человека и всего общества сольются воедино. Дело заключается лишь в том, полагал Фурье, чтобы убедить богатых дать деньги для устройства фаланг. В течение 30 лет Фурье писал письма и посылал свои книги капиталистам, правительствам, императору Наполеону, царю Николаю I, министрам и ученым. Фурье сообщал всем, что сделал выдающееся открытие, как преобразовать порочный буржуазный строй и создать условия для счастья людей. С этим открытием, сообщал он, можно познакомиться, прочитав его книги. «… Кто будет видеть фалангу, изумительные явления вызовут на земном шаре такое ошеломление, что все состоятельные люди захотят совершить путешествие и увидеть собственными глазами столь непостижимые следствия… При виде этого социетарного волшебного зрелища, этих проявлений согласия, этих чудес, этого океана величайших наслаждений, произведенных одним только притяжением, или божественным побуждениям, мы заметим как рождается неистовство восторга перед богом, творцом столь прекрасного порядка, и бессчетный совершенствуемый строй цивилизации будет покрыт всеобщими проклятиями. Его политические и моральные библиотеки будут оплеваны, изорваны в первый миг гнева и отданы на самые низкие виды использования, вплоть до того, чтобы перепечатывали их с критическими пояснениям».

Фурье предлагал богачам дать деньги для организации первых фаланг, Ежедневно в 12 часов дня, сообщал Фурье, он ожидает дома прихода богатых посетителей. Он, конечно, не дождался их прихода.

Фурье отрицательно относился к борьбе классов, боялся новых революций и хотел преобразовать общество мирным и «безболезненным» путем, не задевая интересов капиталистов.

В последний период своей жизни, Фурье оставался оторванным от масс мыслителем-одиночкой, социальным утопистом.

Все свои надежды он продолжал возлагать на возможный, и даже может, неизбежный, по его мнению, единовременный и безболезненный переход человечества к строю ассоциации.

При всей неколебимой вере в свою правоту, одинокий искатель на закате дней не раз испытывал разочарование и горечь. Но вместе с тем, у него это сочеталось с гордой уверенностью в том, что его творческий подвиг, будет понят и оценен обновленным человечеством будущего:

«…И как мудрец из мудрецов,

До грани будущих веков

Я возношусь к бессмертной славе».

С такими чувствами подводил итоги своих жизненных трудов мечтатель, целиком отдавшись миру своих утопических идей, не понятый современниками.


Фурье Шарль (1772-1837)- великий французский социалист-утопист. Фурье выступил с блестящей критикой буржуазного общества. Он вскрыл противоречие между идеями и обещаниями идеологов французской революции - о равенстве, братстве, справедливости - и наступившей материальной и моральной нищетой буржуазного общества. Буржуазный строй порочен, пишет Фурье. В этом строе бедность на одном полюсе порождается избытком на другом полюсе. Этот строй калечит человека, подавляет его чувства, желания, мысли. Счастье одного при буржуазном строе основано па несчастье другого. Находясь под влиянием идей французских материалистов о решающей роли воспитания, Фурье, обосновывая необходимость возникновения социалистического общества, развивает учение о человеческих страстях и влечениях.

Человеку, по Фурье, свойственны 12 страстей (вкус, осязание, зрение, слух, обоняние, чувства дружбы, честолюбия, любви, отцовства, страсть к «интриге», стремление к разнообразию, к объединению в группы). Моралисты до сих пор писали о порочности человеческой природы, призывали к подавлению человеческих страстей. На самом дело, заявляет Фурье, порочным было само общество. Все свойства человеческого характера хороши. Дело заключается в создании такого общества, которое способствовало бы полному удовлетворению человеческих страстей, их развитию и расцвету.

Исходя из этих теоретических предпосылок, Фурье рисует картину будущего общественного строям Основной ячейкой в нём является фаланга, состоящая из различных производственных серий. Каждый член фаланги имеет право на труд. Добровольно руководствуясь влечением своих страстей, член фаланги вступает в те или иные производственные группы. Труд в фаланге является потребностью, предметом наслаждения для человека.

Этому способствует отсутствие калечащего человека узкого профессионализма буржуазного строя. Член фаланги в течение рабочего дня переходит несколько раз от одного вида труда к другому, занимаясь каждым из них от полутора до двух часов (этим удовлетворяется страсть человека к разнообразию). О людях будущего Фурье говорит, что обуревающая их буйная гордость будет опрокидывать все препятствия, для них не будет существовать самое слово «не возможно». В будущем обществе и интересы личности совпадают с интересами коллектива. Следствием творческого характера и высокой производительности труда является обилие материальных благ общества. Принцип распределения в фаланге определяется в основном по труду и таланту: 5/12 доходов фаланги- на труд, 3/13 - на талант. Фурье высказывает идеи (в зародышевой форме) об уничтожении противоположности между умственным и физическим трудом, между городом и деревней.

Социализм Фурье - утопический социализм. Фурье выступал против насильственной революции. Разочаровавшись в французской революции, Фурье думал мирной пропагандой своих идей организовать будущее, социалистическое общество. Он считал, что можно создать фаланги и при капитализме. Фурье обращался к богатым людям и, рисуя им перспективы будущего общества, просил субсидировать его организацию. В целях привлечения капиталистов Фурье устанавливает для них в будущем строе нетрудовой доход: 4/12 Дохода фаланги Фурье обещает выдавать на внесённый капитал. Как и другие социалисты-утописты, он совершенно не понял исторической роли пролетариата. Фурье, (см.), (см.) были одиночками-социалистами. За ними ещё не шли массы. Утопический социализм не мог указать действительного выхода из капиталистического рабства.

1772–1937) Французский социолог, социалист-утопист. Подверг критике строй современной «цивилизации» и разработал проект плана будущего общества - строя «гармонии», в котором должны развернуться все человеческие способности. Основные сочинения «Теория четырех движений и всеобщих судеб» (1808), «Теория всемирного единства» (1822), «Новый хозяйственный социетарный мир» (1829). Фурье родился 7 апреля 1772 года в крупном городе Восточной Франции - Безансоне, в семье торговца колониальными товарами. Шарль был четвертым, последним ребенком и единственным сыном почтенного семейства. Господин Шарль Фурье-старший, человек весьма уважаемый в среде безансонского купечества, вел оптовую торговлю сукном. О степени его влияния говорит тот факт, что в 1776 году его избрали коммерческим судьей города. Фурье-отец был малообразован, но достаточно умен от природы и заботился не только о наживе, но и доброй репутации торгового дома, в чем и преуспел. Мать Шарля, урожденная Мари Мюге, принадлежала к богатейшему семейству Безансона. Добродетельная госпожа Фурье была экономна и рачительна, помогала мужу в его коммерческих делах и занималась воспитанием детей. На уроках катехизиса мальчику внушали, что лгать грешно, а дома и в магазине обучали «ремеслу лжи, или искусству продажи». В семь лет Шарль поклялся «в вечной ненависти к торговле» и - завидное постоянство - остался верен этой клятве до конца своей жизни. Правда, обстоятельства сложились так, что ему довольно долго приходилось стоять за прилавком или сидеть за конторкой, подсчитывать расходы и прибыли. Но не было во всей Франции человека, который бы так ненавидел это занятие и так стремился в мечтах, а затем в трудах ниспровергнуть его. Шарлю было девять лет, когда умер его отец. После смерти Фурье-старшего осталось 200 тысяч ливров. Из этого по тем временам богатого наследства Шарлю согласно завещанию досталось две пятых, то есть 80 тысяч ливров. До совершеннолетия Шарля его деньгами должна была распоряжаться мать. Экономная и расчетливая госпожа Фурье требовала отчета от детей даже в мелких расходах. Когда Шарлю исполнилось 10 лет, его отдали в безансонский иезуитский колледж. Здесь он был лучшим учеником, неизменно получал при переходе из класса в класс награды. Особенно увлекался географией. Богатая фантазия переносила мальчика в разные страны. Деньги, что доставались ему от родителей, уходили на покупку географических атласов и карт. После окончания колледжа Фурье, вопреки воле матери, видевшей сына коммерсантом, пытался поступить в инженерное училище. Увы, в училище принимали только дворянских детей. Фурье работает в руанском, а затем в лионском торговом доме. Он знакомится с городами и странами, где приходилось бывать в качестве разъездного агента. В свободное время читает книги. Путешествия еще больше возбудили тягу к знаниям. Занятый по службе днем, он по вечерам и ночам, забывая все, увлекался Платоном, Сократом, Лейбницем и Руссо. На средства, полученные в наследство от отца, Фурье приобретает «самостоятельность» - открывает в Лионе торговлю колониальными товарами. В конце XVIII столетия Лион был самым большим после Парижа торговым и промышленным городом. Революция 1789 года больно ударила по интересам процветающей буржуазии. Особенно ущемление почувствовала она себя в якобинский период диктатуры. Упадок торговли, строгие законы о «максимуме», запрещавшие спекуляцию, принудительный беспроцентный заем у богатых коммерсантов - все это настраивало имущие слои города против Конвента. 29 мая 1793 года жирондисты Лиона подняли мятеж. Власть якобинцев была свергнута, мэра лионской коммуны казнили. Бурные события увлекли и Фурье. Молодого купца мобилизовали в армию мятежников. Для разгрома контрреволюции Конвент направил в Лион своих виднейших деятелей: Кутоиа, Колло дЭрбуа, Фуше и других. Мятежники не смогли долго сопротивляться - город капитулировал. Фурье арестовали, но ему удалось избежать наказания, и он решил вернуться к себе на родину, в Безансон. Здесь его ждал второй арест. После освобождения Фурье призвали на военную службу, где он приобрел репутацию преданного, честного и смелого защитника революционной Франции. Недавний торговец разработал план перехода войск через Рейн и Альпы, за что получил благодарность от генерала Карно. Возможно, Фурье ждала бы стремительная карьера военного, но в 1796 году по состоянию здоровья его освободили от службы. И снова ему пришлось заняться торговым делом. Он получил должность приказчика в Марселе. Алчность купцов не знала пределов. Особенно потрясло Фурье решение его хозяина сбросить в море 60 000 пудов риса, которые он сгноил в выжидании повышения цен. Фурье начал размышлять о причинах существующего зла, путях спасения человечества. Он оказался свидетелем того, как на трон политического господства взошла новая общественная сила - буржуазия. Молодой мыслитель делает вывод о том, что возникший буржуазный строй, прославленный философами и экономистами, находится в вопиющем противоречии с целями человеческого существования. Он задумывается о судьбах мира и разрабатывает идею «всемирного единства». К тридцати годам приходит решение стать социальным реформатором. Это решение Фурье связывает с двумя фактами из своей жизни: потопление риса в Марселе и обедом в парижском ресторане, где ему подали яблоко, которое стоило почти в сто раз дороже, чем в Нормандии. Оба случая окончательно уверили его в несовершенстве «индустриального механизма» буржуазного строя. На склоне лет он утверждал, что ему, как и Ньютону, удалось благодаря яблоку открыть идею об «ассоциации». «В мире было четыре знаменитых яблока: два гибельных - яблоки Евы и Париса, из-за которого возникла Троянская война; два благотворных - Ньютона и мое». Дело, разумеется, не в яблоке, хотя оно и могло «озарить» мыслителя. Весь социально-экономический уклад капитализма, властно вторгавшийся во все уголки Франции, уклад, который не признавал ничего, кроме богатства, разрушал все ради денег, не мог не возмущать человека, с детства не принимавшего ни зла, ни обмана, ни постыдной спекуляции. Сам того не замечая, он шел к социальному реформаторству. Его первый проект социальных преобразований уложился в… 56 строк «Лионской газеты». Познакомившись в декабре 1803 года с его статьей «Всемирная Гармония», читатели, люди состоятельные и благоразумные, пришли к выводу: господин Фурье не от мира сего. Он рассуждал о какой-то математической теории, о судьбах всех планет и их обитателе, о всемирной Гармонии, когда наступит всеобщее счастье, благоденствие, а весь земной шар составит одну только нацию, у которой будет только одна администрация. Непонимание и насмешки по поводу «Всемирной гармонии», напротив, вызвали у автора желание оповестить мир о своем открытии. Но он понял, что нужно привести свои взгляды в порядок, систематизировать их. А для этого писать не коротенькие статьи, а обстоятельные книги и брошюры. Фурье приступил к работе. В 1807 году появляется хлесткая, бичующая торговцев брошюра «О торговом шарлатанстве», вслед за ней - «Теория четырех движений и всеобщих судеб». Фурье полагал, что общество в своем историческом развитии проходит ряд ступеней: первобытного рая, дикости, варварства и цивилизации. Так как, по мнению Фурье, цивилизация недалеко ушла от варварства, Фурье разработал структуру организации будущего общества - гармоничный строй, который соответствует исторической необходимости. Этот строй основывается на принципе «притяжения по страсти» - природной человеческой склонности к определенному виду труда. За Гармонией, самой высшей социальной формой, по мнению Фурье, наступает упадок, а весь человеческий исторический цикл занимает около 80 тысяч лет. Фурье исходит из того, что человеку присущи «144 зла цивилизованного общества», которые включают обман и измену жене. Кроме того, по мнению Фурье, человечество наделено 12 основными «страстями», требующими своего удовлетворения: страсти пяти чувств, страсти дружбы, любви, семьи и честолюбия, «тайная» страсть к разнообразию и сложная страсть, соединяющая физические и умственные удовольствия. В идеальном случае тринадцатая страсть к гармонии объединяет все другие. Темперамент каждого индивида определяется различными комбинациями из господствующих страстей, а в цивилизованном обществе страсти подавляются и искажаются несовершенными общественными институтами, несут несчастья себе и другим. Фурье предлагал создать общины, называемые им фалангами, представляющие собой форму социальной организации, при которой страсти каждого получают полное развитие и удовлетворение. Фаланги, состоящие из 1610 человек различного темперамента, основываются на принципе привлекательности труда. Каждый работает для получения собственного удовольствия, любитель роз выращивает розы, а дети, которые получают удовольствие от игры с землей, действуют как мусорщики. Люди работают группами, называемыми сериями: они совершают двенадцать различных работ каждый день, чтобы удовлетворить страсть к разнообразию, а также девять раз едят. Вследствие этого вся социальная деятельность и работа основываются на естественной привлекательности и склонности, не требуя никакой политической организации - общество функционирует спонтанно. Вознаграждение за труд распределяется в соответствии с вкладом каждого, талантом и вложениями, но различия между богатыми и бедными не имеют значения, так как все живут сообща. Дети также воспитываются теми, кто обладает страстью к воспитанию. Характеризуя свою работу, Фурье пишет, что возвещаемое им «открытие само по себе более важно, чем все научные работы, сделанные с тех пор, как существует род человеческий, один лишь спор должен отныне занимать людей периода цивилизации: это - спор с целью удостовериться, действительно ли я открыл теорию четырех движений; ибо в случае подтверждения следует бросить в огонь все политические, моральные и экономические теории и готовиться к самому изумительному, самому счастливому событию, какое может иметь место на этом земном шаре и на всех планетах, - к внезапному переходу от социального хаоса к всемирной гармонии». Общество встретило новую книгу с полнейшим равнодушием. Ежедневно Фурье заходил в книжные лавки. «Теорию» не покупали. Мыслитель был удручен неудачей. Но жизнь продолжалась. В 1811 году Фурье в очередной раз переменил работу. Его назначили экспертом по приемке сукна на лионские военные склады департамента Роны. Шел второй год войны. В ее ходе в состав Французской империи была включена Голландия, а затем и все побережье Северного моря. «Мировая империя» Наполеона закончилась в апреле 1814 года. Фурье был раздосадован поражением Наполеона, так как считал, что тот, обладая выдающимися способностями, должен был сделать шаг к осуществлению универсальной гармонии, к счастью народа, то есть к тому, о чем мечтал сам Фурье. Благодаря покровительству дальнего, но влиятельного родственника, знаменитого математика, физика, военного и политического деятеля графа Жана-Батиста-Жозефа Фурье. Шарль получил должность заведующего бюро статистики префектуры Роны. Новая работа оторвала Фурье от прилавка. В эти годы мыслитель заканчивает «Новый любовный мир» (опубликован только в 1967 году). По моральным соображениям ученики будут тщательно скрывать рукопись, хотя отдельные разделы выйдут как самостоятельные статьи. Фурье описывает сексуальную организацию фаланг, основанную на страстном влечении, свободной любви и множественности любовных связей. Социальная сплоченность в фалангах должна быть, по мысли Фурье, очень сильной, так как каждый связан со своими коллегами по работе в различных сериях и с сексуальными партнерами. Фурье предусматривал всемирную федерацию общин. Фурье вновь пришлось зарабатывать себе на жизнь службой в конторах Парижа и Лиона. Правда, в 1828 году ему на время удалось освободиться от постылого труда благодаря материальной поддержке друзей и последователей. Это помогло закончить книгу «Новый хозяйственный и социальный мир» - его лучшее произведение, которое издала на свои средства одна из состоятельных учениц. Книга вобрала в себя весь двадцатипятилетний опыт литературной работы автора, его богатейшие жизненные наблюдения. Взгляды на будущее общества Фурье излагал более популярно, чем прежде, в очищенном от мистики виде. Постепенно вокруг него сгруппировался кружок последователей. Его организатором явился провинциальный чиновник Жюст Мюирон, просвещенный, умный, энергичный человек. Он был поражен новизной и смелостью выводов Фурье. В 1820 году Мюирон представил Фурье безансонскому обществу. Среди горячих поклонников таланта философа оказалась Кларисса Вигурэ. Эта женщина, обладавшая литературным талантом, много сделала впоследствии для распространения идей мыслителя. В ее доме познакомился с фурьеризмом и Виктор Консидеран, будущий депутат парламента. В 1832 году единомышленники попытались создать экспериментальную фалангу и начали сбор денег по подписке, но потерпели крах. Тогда они взялись издавать журнал «Промышленная реформа». Но и он просуществовал не более года. Несмотря на неурядицы и появившиеся разногласия в кружке, Фурье продолжал напряженно работать, педантично выполняя ежедневную норму. В тот период он написал книгу «Ложная индустрия» и ряд статей, в которых рассматривается широкий круг социальных и экономических проблем. И хотя здоровье Фурье ухудшилось, он по-прежнему был полон творческой энергии. Смерть вырвала Фурье из жизни тихо, незаметно для общества. 10 октября 1837 года поднявшаяся поутру в его скромное жилище консьержка нашла изнуренного невзгодами мыслителя бездыханным и прикрыла ему веки. Немногие друзья и ученики проводили в последний путь - на Монмартрское кладбище. На свежей могиле осталась лежать простенькая плита с надписью: «Здесь покоятся останки Фурье. Серия распределяет гармонии, притяжения пропорциональны судьбам». Фурье свято верил, что найдется какой-нибудь великий человек или богач, который воплотит в жизнь его систему, и поочередно обращался ко всем выдающимся людям и миллионерам Европы, ко многим коронованным особам. Наивность его была так велика, что он даже печатал объявление в газетах, что от 12 до 13 часов ждет в своей квартире тех, кто пожелает отдать свои средства на создание фаланги. Но ждал он многие годы напрасно. Такового он не нашел, но зато у него появились ученики. Эксперименты, проведенные в различных странах, окончились неудачно. Сюрреалист Бретон написал «Оду Фурье», в которой высоко оценивается понимание Фурье психологии людей. Идеи Фурье были подняты на щит многими французскими студентами во время волнений 1968 года, потому что он защищал индивидуальное развитие личности. В жизни Фурье был добрым, но немного странным человеком. Приятный и остроумный собеседник, он умел удивлять и смешить, оставаясь при этом неизменно серьезным. Будучи всегда и во всем педантически точным и аккуратным, он любил все измерять и вычислять. Постоянно поглощенный какими-то мыслями, отличался крайней рассеянностью. Лицо его обычно выражало задумчивость. Это было лицо мыслителя и мечтателя. Фурье никогда не был женат. Комментируя это обстоятельство, одни биографы утверждают, что он провел бурную молодость, другие, что, наоборот, он всю жизнь сторонился женщин. Сам Фурье как-то признался друзьям, что он не женился, потому что никогда не смог бы сделать женщину по-настоящему счастливой. Трудно сказать, что он имел в виду, говоря так. Его комната была всегда полна горшков с цветами, разнообразными луковицами или прорастающими зернышками. Даже в середине зимы у него расцветали великолепные цветы…

(1772 - 1837)

     Франсуа Мари Шарль Фурье - французский социалист-утопист. Родился 7 апреля 1772 года в Безансоне в семье торговца одеждой. В годы Великой французской революции участвовал в Лионском антиправительственном восстании. Его семейная собственность была конфискована, а самого Фурье посадили в тюрьму. Спустя некоторое время он был призван на военную службу. В 1799 году стал коммивояжером. Во время одной из деловых поездок Фурье обратил внимание на то, что яблоко в парижском ресторане стоит в сто раз дороже, чем в Безансоне. Это стало моментом озарения - постижения сути "нового социетарного порядка". Фурье предпринимал неоднократные попытки заинтересовать своими концепциями официальных лиц, но поддержки так и не нашел. В 1808 году он опубликовал свой главный труд - "Теорию четырех движений и всеобщих судеб". Согласно Фурье, стержнем идеальной системы социальной организации является фаланга. Она заключает в себе идею всеобщего братства и основывается на соответствии частных и общих интересов. Фаланга строится на сельскохозяйственной основе, но предполагает взаимодействие с промышленным производством. В ней объединяются от 1700 до 2000 человек. При свободном проявлении способностей одна личность дополняется другой, что составляет основу счастья всех вместе и каждого в отдельности. Работа в фалангах привлекательна, поскольку труд соответствует способностям и наклонностям каждого индивидуума. Рабочие бригады создаются на основе взаимной любви. Каждая бригада в психологическом отношении представляет "серию". К другим "сериям" она относится как к конкурентам, но без враждебности, свойственной классовому обществу. Предполагалось, что члены фаланги могут менять занятия, удовлетворяя "инстинкты приятной изменчивости". В процессе разнообразных занятий человек может испытывать чувство любви, соперничества или причастности к "каббалистическому". Под последним понятием Фурье подразумевал "притяжение" к загадочному, таинственному. Все эти инстинкты, считал он, следует воспринимать как дар Божий и высвобождать, а не подавлять их, как это происходит в современном обществе, где они превращаются в разрушительные страсти. На протяжении всей жизни Фурье пересматривал и уточнял свои идеи, вводя в "систему" новые термины и теории. Самые важные из его последних работ - "Трактат о домоводческо-земледельческой ассоциации" (1822), "Новый хозяйственный социетарный мир" (1829) и "Ложная промышленность" (1835-1836). Умер Фурье в Париже 10 октября 1837 года. На основе его идей сложилась "социетарная школа", приверженцем которой стал В. Консидеран. В середине 19 века система Фурье, переработанная и уточненная, оказывала заметное влияние на мыслителей, устремленных к поиску нового социального идеала. Последователи Фурье провели социальный эксперимент в США на знаменитой Брук-Фарм в Роксбери (штат Массачусетс).

Ш. Фурье (1772-1837). Франсуа Мари Шарль Фурье родился в семье купца в городе Безансоне. Всю жизнь Фурье трудился в торговле. Свободное время Фурье тратил на пополнение своего образования. Гениальный самоучка с одинаковым интересом изучал физику, астрономию, но главным образом философию древних греков - Платона, Аристотеля и просветителей (Руссо и др.).

Литературной деятельностью начал заниматься с 1800 г. Основные работы Ш. Фурье: «Теория четырех движений и всеобщих судеб» (1808), «Трактат о домашней и земледельческой ассоциации» (1822), «Ложная промышленность, раздробленная, отталкивающая, лживая, и противоядие - промышленность естественная, согласная, привлекательная, истинная, дающая учетверенный продукт» (1835- 1836).

Методу Фурье присущ историзм, а также материалистические тенденции и черты диалектики. Он составил таблицу развития человеческого общества, включающую 32 периода. Описание этих периодов было дано фантастическое; научное значение ее состояло в том, что в ней утверждалась идея о закономерности общественного развития от низших форм к высшим.

Особое внимание в своих произведениях Фурье уделял критике капитализма, указав на исторически преходящий характер этого строя. Фурье характеризовал капитализм как строй, противоречащий «естественному порядку», строй несправедливый, антинародный, безнравственный. Одним из главных источников бед капитализма Фурье считал капиталистическую торговлю. В специальной работе «О торговле» он утверждал, что в буржуазной торговле царит спекуляция и бесстыдное мошенничество. Фурье требовал искоренения «всех видов торгового грабительства». Ф. Энгельс высоко оценил критику капиталистической торговли Фурье, отметив, что своей критикой торговли Фурье подводил к мысли о признании капиталистического общества негодным и необходимости его реорганизации. Большое внимание, которое уделил Фурье критике торговли, привело к тому, что он придавал первостепенное значение в обществе отношениям распределения.

Характеризуя капитализм, Фурье классифицировал монополии, выделив: «а) кооперативную монополию или монополию замкнутых объединений, б) казенную монополию или государственное управление, в) колониальную, или экзотическую, монополию, г) простую морскую монополию и д) сложную феодальную монополию». Достоинство классификации монополий Фурье состоит в теоретическом обобщении экономических явлений и характеристи

ка ке тенденций их развития. Фурье предвидел замену свободной конкуренции монополиями Ч

Критика капитализма Фурье вскрыла обреченность этого строя. Фурье считал, что реформами спастись нельзя. «Задача моя,- писал он, - не в том, чтобы улучшить цивилизацию, а в том, чтобы привести ее в замешательство и зародить в людях желание лучшего социального механизма, показать им, что строй цивилизации нелеп как в целом, так и в частности...»49 Но Фурье, как и все социалисты-утописты, не видел правильных путей перехода к будущему строю, он надеялся, что с помощью отдельных благотворителей из среды капиталистов возможно создание ассоциаций и мирным путем перейти к «гармоническому обществу».

Будущее общество Фурье представлял как справедливое и гармоничное, состоящее из ассоциаций, созданных без принуждения, на основе широкого удовлетворения всех потребностей людей. Социальная гармония приведет, по его мнению, к установлению «всеобщего единства» на земле, к исчезновению войн, нищеты и несправедливости 50. Фурье предполагал, что в будущем произойдет слияние классов и будет создано бесклассовое общество, основанное на подлинном человеколюбии, потребности людей распространять вокруг себя очарование. Будущее гармоничное общество Фурье представлял себе состоящим из производственных ассоциаций, которые он называл фалангами, а поселения - фалангстера- ми. Каждая фаланга, по его мнению, представляет собой земледельческо-промышленное объединение примерно в 1600-1800 человек. Внутри фаланги люди объединены в серии, включающие разных людей по возрасту, по характеру, по знаниям и по имуществу. Основным видом труда Фурье считал земледелие, промышленности он отводил второстепенную роль. Фурье отмечал, что в будущем обществе у людей изменится отношение к труду: если при капитализме труд был тяжелой обязанностью, то для членов фаланги он превратится в наслаждение, в естественную жизненную потребность. Стимулами к труду будет соревнование, самолюбие и в малой мере материальный интерес. Разработанный Фурье вопрос о производительной силе соревнования в будущем обществе явился вкладом в теорию политэкономии социализма и коммунизма.

Чтобы труд в гармоничном обществе был производительным и приятным, Фурье выдвигал ряд условий: он предлагал заменить систему зарплаты участием в прибылях; рабочий день каждого труженика, по его мнению, должен складываться из сеансов по полтооа-два часа самых разнообразных работ, чтобы избежать снижения производительности труда из-за переутомления однообразием деятельности; обязательно требовал напряженного соревнования между сериями.

Воззрения Фурье о характере труда в будущем обществе содержат много интересных и правильных предвидений. Однако ему г/рисуще, как отмечал К. Маркс, наивное толкование труда как простой забавы, удовольствия, сведение процесса труда к спортивным играм. Фурье подчеркивал лишь привлекательность труда* приносящего людям радость, веселье и счастье. А между тем не следовало забывать о чувствах долга тружеников будущего общества, о борьбе и трудностях этого серьезного дела.

Проблему распределения Фурье поставил в зависимость от трех факторов: труда, таланта и капитала. По капиталу распределялось 4/12 всей продукции фаланги, по труду - 5/12, по таланту-3/12. Такое распределение он считал справедливым и отвечающим гармоничному сотрудничеству классов.

В целом учение Фурье было высоко оценено К. Марксом и Ф. Энгельсом. Учение Фурье оказало влияние на социально-экономическую мысль во Франции, Англии, Германии, Италии. В 30- 40-е годы в Северной Америке развитие идей утопического социализма получило название «Фурьеристского периода». В России идеи Фурье восприняли декабристы, ими также интересовались

А. И. Герцен, Н. П. Огарев, Н. Г. Чернышевский. 1.

Загрузка...
Top