Скачать презентацию размножение и развитие рыб. Презентация по биологии "размножение рыб". ІІІ. Закрепление

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Старицкая средняя общеобразовательная школа»

Муниципальный конкурс профессионального мастерства педагогических работников

«Мой лучший урок»

Урок по биологии

8 специальный (коррекционный) класс школы VIII вида

Учитель Захарова Н.В.

Старица

3. Органы размножения и этапы развития рыб.

Рыбы раздельнополые животные. В теле самок икринки. Слайд 6 .

В теле самцов сперматозоиды. Половые продукты рыбы выметывают в воду, где и происходит оплодотворение.

Такое оплодотворение, происходящее вне организма самки, называется наружным.

Составление схемы развития рыб. Слайд 12

Анализ этапов. Слайды 7,8,9,10,11.

4. Забота о потомстве.

Посмотрите, пожалуйста, на таблицу Проанализируйте ее, что за информация заключена в таблице?

Луна-рыба

До 300 млн икринок

Икринки свободно плавают в толще или на поверхности воды

Треска, угорь

Осетровые

Судак, сазан

Окунь

Толстолобик

Сом

Щука

100 млн

до 1,5 млн

до 1 млн

до 900 тыс

500 тыс

450 тыс

200 тыс

Липкая икра, которую приклеивают к растениям или на грунт

Кета

Горбуша

Колюшка

Сомик ариевый

3-4 тыс

1-2 тыс

около 100 икринок

3-10 икринки

Икра в ямках, засыпанных галькой

Скаты,акулы

Одиночные яйца в капсулах

Тщательная защита потомства

Количество откладываемых разными рыбами икринок разное. Почему? От чего это зависит?

Это зависит от того, насколько сильно развит инстинкт заботы о потомстве у вида.

Забота о потомстве у некоторых рыб ограничивается только подбором места для метения икры. Затем отложенная икра оставляется на произвол судьбы, и только необычайная плодовитость рыб спасает их потомство от полного истребления.

Есть однако виды,у которых забота о потомстве идет несколько дальше. Различные виды лососей и форелей для откладки икры вырывают на дне ямки и затем прикрывают оплодотворенную икру песком или мелкими камешками. Таким образом, их икра подвергается меньшим опасностям, в связи с этим число икринок 2-8 тыс. Икринки у них крупнее и богаче питательными веществами.

В таблице было отмечено, что колюшка откладывает 100 икринок, сомик ариевый -3-10 икринок. А как они заботятся о своем потомстве, может кто знает или ваши предположения?

Слайд 15.

Еще любопытнее забота о потомстве проявляется у колюшки. Они не оставляют свою икру на произвол судьбы. Колюшки – рыбки очень мелкие 4-9 см, вооруженные на спине острыми колючками (видоизменение спинного плавника), которые защищают их от хищника. Самец строит из травы и водорослей настоящее гнездо, склеивая его при помощи слизи, а затем загоняет туда готовую к откладке икры самку, Каждая самка откладывает в гнездо всего лишь несколько икринок. Заботливый отец не только караулит гнездо с икрой, но и освежает в нем воду, прогоняя ее в гнездо быстрыми движениями плавников , затем еще несколько дней защищает вылупившихся из икры мальков, пока они не будут в состоянии самостоятельно плавать. Несмотря на то, что самки колюшки откладывают по 60-70 икринок, они развиваются в очень большом количестве, т.к. сами не имеют промысловой ценности и не являются кормом для других животных.

Некоторые рыбы, например, аквариумные гуппи и меченосцы, не откладывают икру, а рождают развившихся в их теле личинок. Слайд 16.

- Множество личинок и мальков погибает, их поедают хищные рыбы, птицы. Слайд 14.

- И в заключении, давайте мы с вами сделаем вывод.

Рыбы размножаются путем живорождения, а в большинстве мечут икру

У рыб развит инстинкт заботы о потомстве.

V . Закрепление изученного.

1. Игра «да, нет». Слайд 17

Проверь себя. Слайд 18.

2. Тест «Размножение рыб»

Фамилия, имя______________________________

    Икра - это________________________________.

    Соедините стрелками

Самец икра

Самка молоки

    Что такое "нерест"? Подчеркните правильный ответ.

    кормление рыб

    откладывание икры

    рыбная ловля

    Расставьте цифры по порядку: ___ взрослая рыба, ___ икра, ___ малёк, ___ личинка.

VI. Итог.

Выставление оценок.

Урок биологии с презентацией. Размножение и развитие рыб, 8 класс.

Окунева Раиса Даниловна, учитель биологии МБОУ Целинная основная школа-интернат №15.
Описание: раскрывает тему размножение и развитие рыб, дети учатся делать выводы. Материал может быть использован при подготовке к урокам учителями коррекционных школ VIII вида.
Конспект урока биологии по теме: Размножение и развитие рыб. 8 класс.
Цель: изучение особенностей размножения и развития рыб
Задачи:
Образовательные: формировать знания о размножении и развитии рыб, раскрыть разнообразные формы заботы о потомстве как приспособление к выживанию вида.
Воспитательные: воспитание любви к животным, интерес к предмету
Коррекционные: развивать устную речь, зрительную память и внимание Слайд №2
Средства обучения: презентация
Тип урока: комбинированный
Методы обучения: словесный, наглядный
Ход урока
I. Орг. момент
Взаимное приветствие.
Проверка готовности учащихся к уроку
II. Повторение пройденного материала
1. Работа по карточ кам
Карточка №1
Найди ошибку в тексте.
В пруду плавал карась и, мигая, смотрел на нас. Тело карася было сухое и теплое. Парные спинной и хвостовой плавники работали бесшумно, и карась спокойно плавал, поедая мелких рыбешек.
Карточка №2
1. К парным плавникам относятся:
А) только грудные
Б) только брюшные
В) грудные и брюшные

2. Кровеносная система рыб:
А) замкнутая
Б) незамкнутая

3. Кровь у рыб приносит органам:
А) питательные вещества
Б) кислород
В) питательные вещества и кислород

2. Фронтальный опрос.
Перечислите органы пищеварения рыбы.
Из чего состоит нервная система рыб?
Какие органы относится к кровеносной системе?
Как дышат рыбы?
Какие системы органов внутреннего строения мы вспомнили? Сегодня на уроке познакомимся с половой системой, узнаем, какие органы входят в её состав, когда и как происходит размножение и развитие рыб.
III. Изучение новой темы
У самок в полости тела находится большой яичник, в котором развиваются яйцевые клетки (икринки), у самцов - молоки. В них созревают сперматозоиды. При созревании половых клеток у рыб появляется инстинкт размножения. Его нерест Слайд №3
Нерест- Сложное инстинктивное поведение рыб в период размножения. (Словарная работа)
Во время нереста рыбы инстинктивно ищут места более благоприятные для развития их потомства. Рыбы одних видов устремляются из моря в реки, а другие, наоборот, уходят из рек в море - это так называемые проходные рыбы. Слайд №4
Для икрометания они проходят большие расстояния. На Дальнем Востоке ход некоторых лососевых (кета, горбуша) во время нереста представляет интересное зрелище: огромные косяки рыб продвигаются против течения, преодолевая все препятствия. На порогах рыбы выпрыгивают из воды, а на мелких местах буквально ползут по дну, выставляя спину на воздух. В верховьях рек рыбы откладывают икру и совершенно обессиленные скатываются вниз по течению. Многие из них при этом погибают. К проходным рыбам, постоянно живущим в море, а для размножения заходящим в реки, относят также осетровых, лососевых и некоторых других рыб.Слайд №5
Угри, имеющие длинное змеевидное тело, живут в пресных водоемах, а для размножения уходят из рек Европы и Северной Америки в Атлантический океан. Слайд №6
Такое перемещение рыб называется миграцией. Запись в тетради.
Многие рыбы размножаются на мелководьях своих водоемов.Слайд №7
Размножение и развитие рыб мы будем изучать на примере речного окуня. Окуни, как и большинство рыб, раздельнополые. За некоторое время до нереста окраска окуней становится особенно яркой. Они собираются стаями в заводях, старицах и других местах, мелких и без течения. Слайд№8
Процессу нереста должны способствовать определенные условия:
1. Вода должна нагреться до 8-15 градусов тепла
2. Отсутствие течения вообще или наличие, но слабого течения.
3. Наличие водной растительности, что делает эти места идеальными для нереста рыбы
4. Соответствующий кислородный баланс. Слайд 9
Самки выметывают склеенную в виде лент икру на водные растения. Самцы в это время извергают молоки. Подвижные сперматозоиды подплывают к икринкам и проникают в них. Слайд №10
Развитие. Икринка-----зародыш-----личинка-----малек-----взрослая рыб
Запись в тетради
Физминутка Упражнение для мобилизации внимания.
И.п. - стоя, руки вдоль туловища.
1 - правую руку на пояс, 2 – левую руку на пояс,
3 - правую руку на плечо, 4 -левую руку на плечо,
5 – правую руку вверх, 6 - левую руку вверх,
7-8 - хлопки руками над головой,
9 - опустить левую руку на плечо, 10 - правую руку на плечо,
11 - левую руку на пояс, 12 - правую руку на пояс,
13-14 - хлопки руками по бедрам.
Повторить 4-6 раз. Темп - 1 раз медленный, 2-3 раза - средний, 4-5 - быстрый, 6 -медленный
Самка откладывает более 300 000 икринок.
-С чем связано откладывание такого количества икринок? Икра окуня часто погибает от пересыхания водоемов, гибнут от врагов личинки и мальки. Только благодаря тому, что при нересте самка окуня выметывает до 300 тыс. икринок, часть потомства доживает до взрослого состояния. Количество икринок у рыб других видов может быть еще большим. Чем у речного окуня. Например, треска выметывает до 10 миллионов, рыба луна до 300млн. Те виды рыб, для которых характерна забота о потомстве. Откладывают обычно небольшое количество икринок. Но их икра, личинки и мальки в большинстве не погибают. Например, самец трехиглой колюшки строит из водорослей гнездо в форме муфты и сторожит икринки, отложенные в гнездо самками. Растопырив колючки, самец яростно нападет на рыбок. Приближающихся к гнезду, очищает его от мусора, ремонтирует и движением грудных плавников гонит туда свежую воду. Несколько суток он охраняет мальков и не дает им расплываться далеко от гнезда, сохраняя, таким образом, молодое потомство. Слайд №11
Самец морского конька гнезда не строит, а носит икринки в особой сумке на брюхе. Слайд №12
Еще удивительнее забота о потомстве африканской пресноводной рыбы тиляпии: самец вынашивает икринки в ротовой полости, и даже мальки в случае опасности прячутся в рот отца.
Слайд №13
Среди рыб есть и живородящие виды. К ним принадлежат аквариумные рыбки - гуппи, меченосцы, а также некоторые виды акул, морского окуня. Слайд №14 У всех живородящих рыб оплодотворение внутреннее, зародыш развивается внутри организма самки. В этот период он может получать необходимые вещества либо непосредственно из организма матери (как у некоторых акул), либо за счет веществ, содержащихся в яйцах (зубные карпы). По окончании развития зародыша из организма самки выходят мальки, способные к самостоятельному существованию. Как правило, живородящие рыбы рождают небольшое количество мальков.
IV. Закрепление
1) Объясните понятия: нерест, проходные рыбы.
2) Что такое миграция, и какова ее роль в жизни рыб?
3) Как происходит развитие рыб? Слайд №15
Вывод: (учащиеся) Итак, в ходе сегодняшнего урока мы с вами повторили системы органов рыбы, познакомились с новой системой – половой, выяснили способы размножения рыб, определили стадии развития и объяснили одну из причин миграции.
V. Домашнее задание Стр.77-79

Презентация на тему: Размножение и развитие рыб

Тема: «Размножение и развитие рыб».

Цель урока: показать особенности размножения и развития рыб, раскрыть разнообразные формы заботы о потомстве как приспособление к выживанию вида.

Оборудование: влажный препарат «Развитие рыбы», таблица «внутреннее строение рыбы», видеофильм «Размножение и развитие рыб»

Ход урока

Учитель:

Зоологию учить интересно,
Всего нового узнать всем полезно.
Ребятишкам надо знать очень много,
Ведь на то она и знаний дорога.

Действительно, зоология очень увлекательная наука, на каждом уроке вы открываете для себя мир животных заново.

Вы уже познакомились с насекомыми, моллюсками, рыбами. Мы продолжим изучение последних.

Сегодня наш урок не совсем обычный, мы идём на рыбалку. Клев зависит от прикормки и места ловли. Давайте разделимся, одни будут готовить прикормку, а другие место для ловли.

Прикормка - индивидуальное задание:

  1. Запишите логическую цепочку строения пищеварительной системы рыб и докажите, что между её строением и функциями существует взаимосвязь.
  2. В чём различие кровеносной системы членистоногих и позвоночных животных? Какая кровь – артериальная или венозная – поступает в сердце рыб?

(Двое учащихся выполняют индивидуальные задания у доски, учитель делит класс на три группы, кто быстрее доберётся до вершины горы.)

Первым двинется в путь тот, кто отгадает загадку:

Не летит, не поет, а клюет.
(Рыба)

Вопросы для класса:

  1. Почему рыба не может повернуть голову?
  2. Назовите 5 отделений головного мозга.
  3. Назовите органы выделительной системы рыб.
  4. Назовите животное, у которого хорда сохраняется в течение всей жизни.
  5. Назовите отделы скелета.
  6. Какой отдел головного мозга рыбы наиболее хорошо развит и почему?
  7. До вершины осталось чуть - чуть. Какие системы органов внутреннего строения мы вспомнили?

(Учитель открывает на доске системы: ОДС, выделительную, нервную.)

Учитель: Итак, место для ловли мы нашли. Оглянитесь! Как оно прекрасно, и рыбы много. Готова ли прикормка? (Проверка индивидуальных заданий.)

Учитель: Теперь дело за малым – поймать рыбу.

Перед вами водоем. Чтобы вытащить рыбу нужно ответить на ряд вопросов. Кто первый осмелится закинуть удочку?

  1. Почему рыба скользкая и её трудно удержать в руках?
  2. Каково значение боковой линии?
  3. Согласно какой физической формуле рыбы легко погружаются в воду и всплывают на поверхность?
  4. Почему жабры рыб ярко-красного цвета, как эти знания могут пригодиться вам на практике?
  5. Из чего состоит жаберный аппарат?
  6. Жабры – элемент какой системы?

Мы повторили дыхательную систему. (Учитель открывает на доске дыхательную систему.)

Учитель: рыбы наловили, вспомнили особенности внутреннего и внешнего строения, обобщили знания о системах организма. Вы знаете пока ОДС, выделительную, нервную, пищеварительную, кровеносную системы.

Сегодня на уроке познакомимся с половой системой, узнаем какие органы входят в её состав, когда и как происходит размножение и развитие рыб.

Тема урока: «Размножение и развитие рыб».

Предупреждающее задание: в ходе объяснения запишите в тетради органы половой системы рыб.

Рассказ учителя

В основе продолжения жизни любого живого организма лежит процесс размножения, т.е. воспроизведения себе подобного.

Большинство рыб – раздельнополые животные, хотя есть среди них и гермафродиты (некоторые морские окуни и караси).

Половые органы костных рыб парные, располагаются под почками, по бокам плавательного пузыря.

Органы размножения самок – яичники, в них созревают половые гаметы – яйцеклетки (икринки), которые выводятся наружу через яйцеводы.

Органы размножения самцов – семенники, в них созревают сперматозоиды и биологически активные вещества, такую жидкость называют молока, выводится по семяпроводам. Все эти органы составляют половую систему рыб.

Итак, назовите, опираясь на записи в тетради, половые органы самок и самцов.

Время наступления половой зрелости у различных видов рыб различно. Используя текст №1 (Приложение 1 ) раздаточного материала, назовите эти возрастные рамки.

Во время размножения внешний вид рыб меняется. (Рис. 164) Как в биологии называется этот процесс? (Ответ: половой деморфизм.)

Период размножения рыб, т.е. выметывание половых продуктов с последующим оплодотворением называют нерест. Некоторые виды преодолевают тысячи километров до нерестилища, такое перемещение называют миграция.

Проанализируйте фрагмент фильма.

Объясните:

а) почему большинство лососей погибает во время миграций;
б) что означает понятие проходная рыба.

Место для нереста определено. Самки разных видов откладывают различное количество икры. Так, например, Луна-рыба до 300 млн.икринок, морской окунь до 1,5 млн.икринок, щука от 200 тыс. до 1млн.икринок, лососевые от 2 до 14 тыс. икринок, сом до 200 икринок. (Лучше показать иллюстрированную книжку-раскладушку. )

Несмотря на то, что рыба – водный обитатель, она может откладывать икру не только в воду, но и в самых неожиданных местах. (Видеосюжет «Размножение и развитие рыб».)

Итак, икра выметана, самец поливает её молокой. Происходит наружное оплодотворение.

Икра → ? → ? → Взрослая Рыба.

Какие же стадии должна пройти оплодотворенная икринка, чтобы превратиться во взрослую рыбу? Используя влажные препараты для работы в группах, запишите недостающие звенья логической цепочки у себя в тетради. (Ответ учащегося: Икра → Личинка → Малек → Взрослая Рыба.)

Сравните развитие рыб и насекомых. Что общего и в чем различия?
(Ответ учащегося: развитие рыб такое же как и у насекомых с полным превращением.)

Чем же отличается малек от личинки? Ответ найдите в раздаточном материале (текст №2, Приложение 1). (Ответ учащегося: в питании. )

Но не для всех рыб характерно икрометание, есть и живородящие. Попробуйте отгадать кто это:

Я вечный странник и злодей,
Не сплю даже минуту,
Зубами щелкаю в воде,
Ищу добычу тут я!
(Акула)

Акула – почетное место в галерее.

Итак, мы познакомились с размножением и развитием рыб.

Где только не встретишь рыб – в морях, прудах, реках. Вот и Емеля из русской народной сказки «По щучьему велению» однажды пошел на речку за водой, зачерпнул ведро, а там щука. Изловчился Емеля и ухватил её. Вдруг щука говорит ему человечьим голосом: «Емеля, отпусти меня в воду, к деткам малым, они меня ждут - не дождутся. А я тебе еще пригожусь».

Интересно, а правду ли сказала щука? Могут ли рыбы заботиться о своем потомстве? Ученые, исследовавшие эту проблему, отвечают «да». Науке известны некоторые виды рыб, заботящихся о своих мальках. В ходе нашей беседы заполните таблицу. (Приложение 2)

О поведении колюшки расскажет … (Сообщение учащегося.)

Попробуйте разгадать, какие еще рыбы заботятся о своем потомстве.

В ней нитки нет и нет ушка,
Нет плавников среди брюшка;
Игла от года к году
Все шьет
Морскую воду.
Шьет неспеша – куда спешить?
Ведь море всё равно не сшить!
(Морская игла)

В море, в зарослях игриво
Вьется пламя огонька –
Раздувают воды гриву
Норовистого конька.

Видит он любую норку,
За добычей смотрит зорко,
Не зевай, глупыш-рачок:
От врага – один скачок!
(Морской конек)

В нашей галерее они так же представлены, но морские иглы вот здесь едва заметны, еще раз доказывает необходимость маскирующей окраски. Вынашивают икру в выводной сумке на брюхе.

Но есть такие представители, которые вынашивают икру в желудке.

Он лежит на дне часами
Шевелит во сне усами,
Под корягой под мостом,
В реке живет усатый…
(Сом)

Южно-американский сом вынашивает икру в желудке, горчак с помощью длинного яйцеклада откладывает икру в мантийную полость моллюсков.

Ребята, давайте выясним, связаны ли между собой количество выметываемой икры и забота о потомстве? Обратите внимание на диаграмму. (Ответ учащегося: количество икринок обратно пропорционально заботе о потомстве.)

Таким образом, вы узнали много нового о размножении и развитии рыб.

Предлагаю, вооружившись знаниями отправиться в далекое путешествие – по следам угря.

Нам нужен капитан, который, используя карту, проведёт нас по пути движения угря.

Мы благополучно добрались до цели путешествия.

Как называется путь, который прошли мы за угрем? (Миграция)

Зачем угрю понадобилось плыть за 5.000 км к Саргассову морю? (Нерест)

Дайте определение понятию нерест.

Как называются рыбы, идущие на нерест из рек в моря и из морей в реки. (Проходные)

Назовите представителей проходящих рыб.

При условии, что угорь выметывает до нескольких миллионов икринок, сделайте вывод, заботиться ли он о потомстве? (Нет)

Итак, в ходе сегодняшнего урока мы с вами повторили все системы органов рыбы, познакомились с новой системой – половой, выяснили способы размножения рыб, определили стадии развития и объяснили одну из причин миграции.

Домашнее задание

1. § 33. Тест для самопроверки. (Приложение 4 )
2. Творческое сообщение «Где и как можно применить знания о размножении рыб на практике».
3. Какие рыбы, обитающие в реках Орловской области мигрируют, выяснить как, когда и где нерестятся.

Большинство рыб откладывает огромное количество икринок. Треска 7млн., щука 1млн.Имеются рыбы, которые мечут сотни или десятки икринок. Какие это рыбы и как они могли сохраниться в природе? Пресноводная рыба горчак обитает в реках, в которых живут двустворчатые моллюски. Как можно объяснить такое явление? Некоторые виды рыб проходят к местам нереста тысячи километров из морей в реки. При этом они сильно худеют, а после икрометания гибнут. Что заставляет, кету и горбушу, живущих в Тихом океане, идти на нерест в мелкие речки побережья Дальнего Востока? Некоторые виды рыб во время нереста строят гнезда, в которые затем помещают икру. Самцы помещают оплодотворенные икринки в гнезда, охранят их, возвращают в гнезда выпавших личинок. В это время они ничего не едят. Однако, как только молодь расплывается и переходит к самостоятельному образу жизни, самцы готовы съесть её. Как можно объяснить такое явление?

Загрузка...
Top