Особенности социалистической модели. Роль в экономической интеграции социалистических страх. Членство в СЭВ, ОВД. Социалистическая модель в послевоенной европе Особенности социалистической модели и внешнеполитического развития

История. Всеобщая история. 11 класс. Базовый и углублённый уровни Волобуев Олег Владимирович

§ 15. Социалистические страны и особенности их развития после Второй мировой войны

Установление просоветских режимов. Освобождение советскими войсками стран Восточной Европы от фашистов привело к тому, что здесь началось формирование новых органов власти. Правительства восточноевропейских государств, заметную роль в которых играли местные коммунисты и их союзники, начали ориентироваться на Москву. Руководящие посты в компартиях, за редким исключением, занимали политики, прошедшие школу Коминтерна. Сильное влияние левых партий в Восточной Европе объяснялось их активным участием в движении Сопротивления, ослаблением правых сил после разгрома фашизма, а также поддержкой со стороны Советского Союза.

Сначала коммунистические партии входили, как правило, в состав широких общественно-политических объединений (фронтов). Представители компартий получали министерские портфели в коалиционных правительствах. Постепенно влияние коммунистов усиливалось. В частности, их авторитет возрос после проведения в восточноевропейских странах аграрной реформы, сопровождавшейся уничтожением крупного землевладения. С этого момента поддержку компартиям стали оказывать не только рабочие, но и многие крестьяне. К концу 1940-х гг. коммунисты вытеснили из правительств представителей других партий, установив контроль над государствами Восточной Европы. Почти повсеместно переход власти был осуществлён невооружённым путём при видимом сохранении демократических процедур.

Демонстрация в Праге. Конец 1940-х гг.

В послевоенные годы восточноевропейские социалистические страны добились значительных успехов. При активной помощи СССР был восстановлен их экономический потенциал. Если до войны только Чехословакия обладала развитой промышленностью (восточные районы Германии, вошедшие в состав ГДР, были менее развитыми, чем западные), то во второй половине ХХ столетия современная промышленность была создана во всех странах Восточной Европы. Даже такие традиционно аграрные страны, как Болгария и Румыния, уверенно вступили на путь индустриального развития. Однако по темпам роста экономики и жизненному уровню уже с 1960-х гг. Восточная Европа стала резко отставать от Запада. Неэффективность советской модели экономики, принятой восточноевропейскими коммунистами, стала одной из причин кризисов в странах социализма.

Югославия и Албания в первые послевоенные десятилетия. Единственным восточноевропейским государством, оказавшимся вскоре после войны вне сферы влияния СССР, была Югославия. Коммунистическое руководство этой страны, декларировавшее приверженность курсу на строительство социализма, вступило в острый конфликт со Сталиным. Причиной конфликта стало нежелание югославской компартии, и прежде всего её лидера И. Броз Тито, слепо выполнять распоряжения «товарищей» из Москвы. В отличие от руководителей компартий других восточноевропейских стран, он пришёл к власти без серьёзной помощи со стороны СССР. Совет-ских войск после окончания войны в Югославии не было, и в этих условиях Тито начал проводить самостоятельную политику.

В конце июня 1948 г. состоялось совещание Информационного бюро коммунистических партий (Коминформа) – международного объединения, пришедшего на смену Коминтерну. С подачи Кремля участники совещания обвинили «клику Тито» в отходе от идей марксизма-ленинизма. Они потребовали от югославских коммунистов «выдвинуть новое интернациональное руководство партии». В Югославии произошёл раскол. Тито жестоко подавил сопротивление: более 16 тыс. просоветски настроенных членов партии были заключены в концлагеря.

Сталин, в свою очередь, организовал показательные судебные процессы над рядом коммунистических руководителей стран Восточной Европы. Они были обвинены в пособничестве «клике Тито». Советский Союз разорвал договор о безопасности и сотрудничестве, подписанный с Югославией ещё в годы Второй мировой войны, и начал подготовку к осуществлению военной интервенции в Югославию. Однако этим планам помешала сначала война в Корее, а затем смерть Сталина.

Руководство Югославии было вынуждено переориентироваться в своих экономических связях и внешней политике на страны Запада. Внутри страны Тито взял курс на строительство особой «югославской модели» социализма, основанной на отказе от форсированных темпов индустриализации, сохранении частных хозяйств в аграрном секторе, передаче предприятий в руки трудовых коллективов, допущении частного предпринимательства в сфере обслуживания и торговле, отсутствии твёрдых плановых заданий. Это позволило избежать тех экономических трудностей, которые испытывали большинство восточноевропейских стран в 1960 – 1970-х гг. Советскоюгославские отношения после смерти Сталина нормализовались. Однако руководство КПСС продолжало считать «югославскую модель» ошибочной, югославских коммунистов по-прежнему обвиняли в ревизии марксизма-ленинизма. Тито парировал эти обвинения остроумной фразой: «Наши критики любят посещать наши магазины».

Нормализация отношений между СССР и Югославией вызвала недовольство со стороны коммунистического руководства Албании. Одновременно ухудшились отношения Албании с остальными странами Восточной Европы. Результатом стал вывод советских военнослужащих с военно-морской базы на территории Албании и выход в 1962 г. этой Балканской страны из СЭВ.

Королева Великобритании Елизавета II и президент Югославии И. Броз Тито

Германия: разделённая нация . Особое место среди социалистических государств Восточной Европы занимала Германская Демократическая Республика. Решения Потсдамской конференции о сохранении единой демократической Германии не были реализованы. Обе половины разделённой «железным занавесом» нации создали в 1949 г. собственные государства. Вдоль их границ пролёг «фронт» двух военно-политических блоков. Здесь находились противостоящие друг другу мощные группировки советских и американских войск.

Германия не раз становилась ареной острых конфликтов. Первый раз это произошло в 1948 г., когда в ответ на проведение оккупационными властями союзников сепаратной денежной реформы советское руководство блокировало транспортные магистрали, ведущие из западных зон оккупации в западные секторы Берлина. В советскую оккупационную зону хлынул поток обесцененных денежных знаков, возникла угроза экономического хаоса. Для обеспечения снабжения Западного Берлина американская и британская транспортная авиация установила эффективный воздушный мост. Только через год блокада Западного Берлина была снята.

Новый кризис разразился в 1953 г. После смерти Сталина в ГДР вспыхнули беспорядки, переросшие в восстание против просоветского режима. Это стало ответом восточных немцев на снижение жизненного уровня. Положение коммунистического руководства ГДР осложнялось тем, что в «другой» Германии – ФРГ – благодаря реформам экономическая ситуация улучшалась. Коммунистическая верхушка ГДР не справилась с кризисом собственными силами. В Берлин были введены советские войска, восстание подавлено.

Вид Берлинской стены и Бранденбургских ворот

Новому руководителю страны Вальтеру Ульбрихту удалось стабилизировать положение в стране. Однако со временем ГДР стала всё больше проигрывать Западной Германии в темпах роста экономики и уровня жизни. Жители ГДР, преимущественно квалифицированные работники, покидали страну и перебирались в ФРГ. В этих условиях власти ГДР решили закрыть границу с Западным Берлином и ФРГ. В августе 1961 г. была построена Берлинская стена. Протянувшись в черте города более чем на 40 км, она «по живому» разделила город. Это сооружение стало символом «холодной войны» и раскола германской нации.

События 1956 г. в Польше и Венгрии. Критика в адрес Сталина, прозвучавшая на XX съезде КПСС, и призыв Н. С. Хрущёва учитывать национальные особенности разных стран в ходе социалистического строительства привели к неожиданным для советских руководителей последствиям. Осуждение сталинизма переросло в отрицание «социалистических завоеваний» и коммунистической идеологии. Результатом этого процесса стали социально-политические кризисы в Польше и Венгрии.

В июне 1956 г. на некоторых предприятиях Польши начались забастовки, быстро переросшие во всеобщую стачку. Рабочих поддержали студенты и либерально настроенная интеллигенция. Однако благодаря позиции руководителя польской компартии Владислава Гомулки удалось избежать вмешательства советских войск, расквартированных в Польше, и стабилизировать ситуацию в стране.

Польские события эхом отозвались в Венгрии, где коммунистическое руководство оказалось неспособно покончить со сталинскими методами управления государством. В сложившихся условиях в компартии усилилось реформаторское крыло во главе с Имре Надем. Росли оппозиционные настроения среди интеллигенции. Взрыв общественного недовольства разразился в октябре 1956 г. Вышедшие на улицы Будапешта демонстранты потребовали назначить Надя премьер-министром и вывести из Венгрии советские войска. Власти применили оружие, тем самым спровоцировав восстание, в ходе которого повстанцы захватили ключевые объекты в городе. По просьбе венгерского руководства в ночь на 24 октября в город были введены советские войска. В результате начавшихся столкновений имелись убитые и раненые с обеих сторон. В этих условиях ставший главой венгерского правительства И. Надь объявил Венгрию нейтральным государством, заявил о выходе из Организации Варшавского договора (ОВД) и подтвердил требование о выводе частей Советской Армии. Компартия была распущена. После того как советские войска покинули венгерскую столицу, здесь начались жестокие расправы над коммунистами и сотрудниками органов госбезопасности.

Восставшие в Будапеште сжигают портрет Ленина. 1956 г .

В условиях потери влияния в одной из социалистических стран и установления здесь прозападного режима руководство СССР встало на путь вооружённого свержения правительства И. Надя. В начале ноября на контролировавшейся советскими войсками территории была воссоздана просоветская венгерская компартия, новым руководителем которой стал Янош Кадар. В ночь на 4 ноября в соответствии с решением политбюро ЦК КПСС и просьбой нового руководителя венгерских коммунистов советские танковые соединения вошли в Будапешт. В ходе тяжёлых уличных боёв повстанцы были разгромлены. Западные страны, вопреки ожиданиям И. Надя, не осмелились вмешаться в венгерские события. После подавления восстания Надь и его ближайшие соратники были казнены.

«Пражская весна». Во второй половине 1950-х – 1960-егг. в большинстве государств Восточной Европы, в том числе в Венгрии, были предприняты шаги по либерализации экономических и политических основ жизни общества. В народно-хозяйственных планах существенное внимание уделялось производству предметов потребления. Там, где отсутствовали необходимые сырьевые ресурсы и не хватало людей, были пересмотрены темпы промышленной модернизации. Стали более разнообразными формы производственной и потребительской кооперации. Расширилась доля частного сектора в торговле и сфере услуг. Реабилитация жертв репрессий конца 1940-х – начала 1950-х гг. сопровождалась «оттепелью» в сфере идеологии и культуры.

Особенно значительные изменения произошли в Чехословакии. В январе 1968 г. лидер реформаторского крыла компартии Александр Дубчек стал первым секретарём ЦК компартии. Программа действий реформаторов предусматривала большую идеологическую открытость общества, создание механизмов для обеспечения плюрализма мнений. Как только оппоненты коммунистов получили возможность открыто пропагандировать свои идеи, многие коммунистические постулаты оказались поколебленными. Либерализация общественной жизни в Чехословакии получила название «Пражская весна».

Руководство СССР с опаской наблюдало за событиями в ЧССР. Рассчитывая удержать ускользающую из рук власть, консервативная часть руководства компартии Чехословакии обратилась к советскому лидеру Л. И. Брежневу с просьбой защитить «завоевания социализма» в стране. Руководство СССР получило, наконец, повод для вмешательства. После ареста ряда руководителей Чехословакии СССР, Польша, ГДР, Венгрия и Болгария 21 августа 1968 г. ввели в Чехословакию свои войска. Интервенция стран ОВД привела к тому, что консервативные силы внутри чехословацкой компартии получили возможность освободить её ряды от реформаторов. Менее чем через год от демократических надежд граждан ЧССР ничего не осталось. Чехословакия вернулась в ровный строй социалистических государств, согласовывавших с Москвой каждый шаг.

На улицах Праги. 1968 г .

Поражение «Пражской весны» вновь продемонстрировало готовность руководства СССР подавить (если надо – военной силой) любую попытку той или иной страны выйти из зоны советского влияния. Верхушка КПСС присвоила себе право вмешиваться во внутренние дела восточноевропейских союзников с целью защиты ценностей социализма. Подобные действия стали называться «доктриной Брежнева».

Однако во время нового политического кризиса, разразившегося в 1980 – 1981 гг. в Польше, советские руководители уже не решились на прямую интервенцию. Недовольство поляков снижением уровня жизни вызвало всплеск рабочего движения, массовые забастовки и создание независимого от властей профсоюза «Солидарность», одним из лидеров которой был рабочий Гданьской верфи Лех Валенса. Задачу подавления оппозиции польские власти решали силами собственной армии, объявив в стране военное положение. Предупреждая возможное вторжение советских войск, польские власти собственными силами решили задачу подавления оппозиции. 13 декабря генерал В. Ярузельский ввёл в Польше военное положение. Этот шаг на время отсрочил падение коммунистического режима в Польше.

После Второй мировой войны в государствах Восточной Европы к власти пришли коммунистические правительства, опиравшиеся на поддержку СССР. Несмотря на отдельные успехи в развитии экономики, политика правительств социалистических стран приводила к острым социально-политическим кризисам. Власть коммунистов сохранялась благодаря вмешательству СССР в дела восточноевропейских союзников.

Вопросы и задания

1. Какими методами сталинское руководство добилось установления просоветских режимов в государствах Восточной Европы?

2. Как внутриполитические изменения в СССР сказывались на политических процессах в социалистических странах?

3. В чём и каких успехов добились социалистические страны Европы?

4. Какими обстоятельствами были вызваны кризисные явления в государствах Восточной Европы?

5. Почему Польше, в отличие от ГДР, Венгрии и Чехословакии, удалось избежать вмешательства советских войск во внутренние дела?

6. Ориентировавшиеся на советскую модель социализма деятели компартии Чехословакии так обосновывали необходимость введения советских войск в страну:

«Наш, по существу, здоровый демократический процесс, исправление ошибок и недостатков прошлого и общее политическое руководство обществом постепенно вырываются из рук Центрального Комитета партии. Печать, радио и телевидение, которые практически находятся в руках правых сил, настолько повлияли на общественное мнение, что в политической жизни страны сейчас без сопротивления общественности начинают принимать участие элементы, враждебные партии. Они развивают волну национализма и шовинизма, вызывают антикоммунистический и антисоветский психоз. Руководство партии уже не способно успешно защищаться перед атаками на социализм, не способно организовать против правых сил ни идеологического, ни политического отпора. Само существование социализма в нашей стране стоит под угрозой. Политические средства и средства государственной мощи в нашей стране в настоящее время уже в значительной степени парализованы. Правые силы создали благоприятные условия для контрреволюционного переворота».

Каких изменений, происходивших в Чехословакии, больше всего опасались авторы этого документа?

Почему они смогли восстановить свой контроль над страной только при помощи советских войск?

Из книги История. Всеобщая история. 11 класс. Базовый и углублённый уровни автора Волобуев Олег Владимирович

§ 15. Социалистические страны и особенности их развития после Второй мировой войны Установление просоветских режимов. Освобождение советскими войсками стран Восточной Европы от фашистов привело к тому, что здесь началось формирование новых органов власти.

Из книги История религий Востока автора Васильев Леонид Сергеевич

Ислам после второй мировой войны Ситуация резко изменилась лишь с середины XX в., после второй мировой войны и крушения системы колониализма. Эти события послужили толчком, резко усилившим весь ход общественной жизни, политическую активность масс, культурные и прочие

Из книги Вопросы и ответы. Часть I: Вторая мировая война. Страны-участницы. Армии, вооружения. автора Лисицын Фёдор Викторович

Страны-участницы Второй мировой войны. Нейтральные

автора

Из книги История государства и права зарубежных стран. Часть2 автора Крашенинникова Нина Александровна

Из книги Партизанство [Вчера, сегодня, завтра] автора Боярский Вячеслав Иванович

Глава 11 Использование опыта вермахта после Второй мировой войны «Мы видели, как дорого заплатили немцы за то, что заблаговременно не создали организацию для борьбы с партизанами... Мы должны учиться на ошибках немцев и извлекать пользу из их опыта». Ч.Диксон, О.Гейльбрунн,

автора Ткаченко Ирина Валерьевна

16. Какие были итоги Второй мировой войны? Какие изменения в Европе и мире произошли после Второй мировой войны? Вторая мировая война наложила печать на всю историю мира второй половины ХХ в.В ходе войны были погублены 60 млн жизней в Европе, к этому следует добавить многие

Из книги Всеобщая история в вопросах и ответах автора Ткаченко Ирина Валерьевна

20. Какие были основные тенденции развития стран Восточной Европы после Второй мировой войны? Страны Центральной и Юго-Восточной Европы (Польша, ГДР, Венгрия, Румыния, Чехословакия, Югославия, Албания), которые в послевоенный период стали называть просто Восточной

Из книги Всеобщая история в вопросах и ответах автора Ткаченко Ирина Валерьевна

21. Как происходило развитие США после Второй мировой войны? США вышли из войны самой мощной в экономическом и военном отношении страной в капиталистическом мире. Президентом США стал Г. Трумэн, занявший этот пост в 1945 г. в связи со смертью Ф. Рузвельта.Переход экономики и

Из книги Всеобщая история в вопросах и ответах автора Ткаченко Ирина Валерьевна

22. Каковы особенности развития Великобритании после Второй мировой войны? Великобритания вышла из Второй мировой войны победительницей, как одна из участниц антигитлеровской коалиции. Ее людские потери были меньше, чем во время Первой мировой войны, но материальный

автора Феденко Панас Васильевич

3. Международное положение после второй мировой войны Свою беспомощность авторы Истории КПСС проявляют особенно, перейдя к описанию международного положения после второй мировой войны. По их словам, после войны создался «реакционный империалистический лагерь», цель

Из книги Новая «История КПСС» автора Феденко Панас Васильевич

VI. После второй мировой войны - до смерти Сталина 1. Коренное изменение международного положения XVI глава Истории КПСС охватывает период времени с конца второй Мировой войны до смерти Сталина в 1953 г. С большим удовлетворением авторы констатируют коренное изменение

Из книги Отечественная история: Шпаргалка автора Автор неизвестен

99. ОБРАЗОВАНИЕ МИРОВОЙ СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ ПОСЛЕ ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ. ПОСЛЕДСТВИЯ «ХОЛОДНОЙ ВОЙНЫ» ДЛЯ СССР После окончания Второй мировой войны соотношение сил между ведущими державами принципиально изменилось. Значительно усилили свои позиции США, в то время

Из книги Всеобщая история государства и права. Том 2 автора Омельченко Олег Анатольевич

Из книги Ближний Восток: война и политика автора Коллектив авторов

Борьба за нефтяное могущество после Второй мировой войны Послевоенный период во многом стал переломным в истории нефтяной промышленности. С 1950 г. вследствие беспрецедентного роста темпов развития мировой экономики и промышленного производства, повышается и важность

Из книги От древнего Валаама до Нового Света. Русская Православная Миссия в Северной Америке автора Григорьев Протоиерей Дмитрий

В географии восток означает ту часть света, где всходит солнце, а запад - где солнце заходит. В истории эти два понятия имеют другое значение. В то же время в различные временные эпохи они тоже означали разные понятия.

Например, слово «Восток» раньше применялось в отношении нехристианских стран. Позже оно применялось в отношении колониальных территорий. Во времена «холодной войны» слово «Восток» применялось в отношении СССР и его союзников, слово же «Запад» в отношении США и их союзников.
Позже слово «Восток» стало применяться в отношении тоталитарных государств без рыночной экономики, а слово «Запад» в отношении демократических государств с высокоразвитой экономикой, основанной на рыночных отношениях.

Сегодня на Земном шаре имеется более 190 государств. По мнению специалистов 75 из них считаются демократическими с высокоразвитой экономикой, основанной на рыночных отношениях.

Создание процветающего государства

Одной из основных особенностей развития стран Запада после Второй мировой войны является создание процветающего государства. Такое государство было образовано в 50~х годах XX века. В 60-70-х годах оно уже процветало и укреплялось.

Что такое «процветающее государство»? Процветающее государство - демократическое государство, которое способно при сохрании рыночной экономики обеспечить своим гражданам благополучную жизнь с гарантированным социальным обеспечением,

Человечество смогло создать такое государство в 50-х годах XX столетия. Случиться это могло потому, что здравомыслящие люди, политики к этому времени полностью осознали, что государство должно наделе обеспечить социальную защиту граждан, их права и свободы.

Какие же факторы позволили построить процветающее государство?

Первым фактором является новая мощная волна демократического движения после Второй мировой войны, требование демократических сил проведения коренных социальных реформ. Во-вторых, этому поспособствовала и «холодная война». Западные политики не хотели, чтобы на территории их государств пустили корни подрывные коммунистические идеи.

Самым действенным средством защиты граждан от подрывных коммунистических идей было строительство справедливого процветающего общества. Конечно же, такое государство не могло быть построено само по себе. Для этого необходимо было затратить огромные средств на социальную защиту граждан. А следовательно, чтобы иметь такие средства и платить гражданам высокую заработную плату, экономика самого государства должна была процветать.

Причины бурного развития экономики стран Запада

К началу 50-х годов промышленное производство стран Западной Европы достигло своего довоенного уровня. В 50-60 годы экономика этих стран стала бурно развиваться.

Какие факторы обеспечили такое развитие экономики?

Во-первых, США и страны Западной Европы во время Второй мировой войны и после нее предприняли меры по предотвращению возникновения неустойчивости товарно-денежных отношений. В частности, были созданы Международный валютный фонд и Европейский банк реконструкции и развития.

Во-вторых, неоценима была роль «плана Маршалла». В соответствии с ним США в период с 1948 по 1952 год оказали странам Западной Европы помощь в размере 13 млрд долларов.

В-третьих, были созданы благоприятные условия для внешней торговли - это ликвидация протекционизма и таможенных преград. Например, только на товары, ввозимые из США, таможенные пошлины сократились на 50%. Эго привело к процветанию международной торговли. Например, ежегодные темпы роста международной торговли за период 1948-1960 гг. составлял в среднем 6%, а в период 1960-1973 гг. - 9%. В самой Европе объем межгосударственной торговли за период 1950-1970 гг. вырос с 18 млрд долларов до 129 млрд долларов. Таким образом, внешняя торговля превратилась в источник экономического развития.

В-четвертых, уделялось огромное внимание интеллектуальной мощи народа и своевременному внедрению в производство новой техники и технологий. Промышленность была перестроена по последнему слову техники. Сельское хозяйство не просто было механизировано, в нем
произошла в полном понимании революция - внедрялись биотехнологии и химизация.

В-пятых, нефть стала использоваться в полном объеме в качестве топлива. Она в экономической жизни превратилась в основное движущее средство. К тому же она была очень дешевая. Стоимость одного барреля (159 литров) нефти стоила всего 1,5 доллара.

В-шестых, в западных странах стала проводиться политика упорядочения государственной экономики, которая осуществлялась на основе создания смешанной экономики. Было достигнуто соответствие в экономике частной собственности, частной предпринимательской деятельности и государственного капитала.

В-седьмых, вопрос развития экономики высокими темпами был возведен в ранг правительственной политики. Инвестирование экономики всесторонне поощрялось.
Вышеперечисленные факторы позволили почти всем западным странам уже к (975 году создать крепкую систему социального обеспечения. Государство взяло на себя заботу об оказании помощи вдовам, сиротам, инвалидам, многодетным семьям, работающим гражданам, чей заработок был ниже прожиточного минимума. Были социально застрахованы: работающие - от безработицы от 52 до 67%, от несчастных случаев - от 48 до 94%, по временной нетрудоспособности из-за болезни - от 72 до 100% населения.
От 80 до 100% человек, достигших пенсионного возраста, были обеспечены пенсией. От 28 до 60% государственного бюджета расходовалось на социальные нужды. Работающим стати платить высокую заработную плату. Это повысило потребительский спрос. Например, во Франции на 1000 работающих приходилось: 636 автомобилей, 769 телевизоров, 844 холодильника. Государство привело в соответствие с законом трудовые отношения;

В законах о труде были гарантированы необходимые права в вопросах занятости, направления на работу и увольнения с работы. Таким образом, на Западе добились строительства полноценного индустриального общества.

Процесс объединения (интеграции) в Европе

Объединение западных стран а экономическом плане явилось еще одной особенностью развития Запада во второй половине XX века. Положение европейских стран после войны вынудило их совместно решать свои экономические проблемы. В 1951 году шесть европейских стран (Бельгия, Италия, Люксембург, Голландия, ФРГ и Франция) создали союз по производству стали и угля. В 1957 году оно было переименовано в «Европейское экономическое сообщество» (ЕЭС). (Он еще назывался «Общим рынком»). Европейское сообщество в соответствии с Маастрихтскими соглашениями 1993 года стало именоваться Европейским Союзом.

В соответствии с договором, подписанным в Риме в 1957 году, эти шесть государств договорились об отмене таможенных преград при торговле друг с другом и создании общего рынка сельскохозяйственной продукции.

Членами этого сообщества в 2004 году стали: Венгрия, Кипр, Латвия. Литва, Мапьта, Польша, Словакия, Словения, Чехия, Эстония, а в 2007 году в него вступили Болгария и Румыния. Количество государств, являвшихся в 2007 голу членами Евросоюза, достигло 27, в которых проживают около 500 млн. человек. В Норвегии по данному’ вопросу было проведено 2 референдума, но она и по сей день еще не вступила в Евросоюз.

Страны, входящие в Евросоюз (последнее расширение — 2013 год)

Австрия (1995 год)
Бельгия (1957 год)
Болгария (2007 год)
Великобритания (1973 год)
Венгрия (2004 год)
Германия (1957 год)
Греция (1981 год)
Дания (1973 год)
Ирландия (1973 год)
Испания (1986 год)
Италия (1957 год)
Кипр (2004 год)
Латвия (2004 год)
Литва (2004 год)
Люксембург (1957 год)
Мальта (2004 год)
Нидерланды (1957 год)
Польша (2004 год)
Словакия (2004 год)
Словения (2004 год)
Португалия (1986 год)
Румыния (2007 год)
Финляндия (1995 год)
Франция (1957 год)
Хорватия (2013 год)
Чехия (2004 год)
Швеция (1995 год)
Эстония (2004 год)

Кандидаты на вступление в Евросоюз:

Исландия
Македония
Сербия
Турция
Черногория

Начиная с 1990 года в сфере ЕЭС были устранены все преграды для свободного продвижения инвестиций, товаров и рабочей силы. В 1991 году был сделан еще один большой шаг в деле объединения Европы. В декабре этого же года в городке Маастрихт (Голландия) 12 стран подписали соглашения о создании единой Европы.
Соглашения состояли из трех следующих групп вопросов:
- создании единой европейской валюты (евро);
- формирование единого политического союза Европы;
- утверждение Европейской Комиссии.

Начиная с 1999 года название ЕЭС изменилось, и оно стало теперь называться «Европейский совет» (ЕС). Предполагалось, что на начальных ступенях европейский союз будет заниматься согласованием внешней и оборонной политики стран Западной Европы, разрабатывать основы единого направления в этих областях, а также в дальнейшем будет служить инструментом проведения единой внешней и военной политики.

Европейская комиссия должна была исполнять обязанности органа, занимающегося упорядочением политики в области здравоохранения, народного образования и экологии входящих в ЕС стран. Было намечено, что правительства стран, входящих в ЕС, передадут свои полномочия в этих областях Европейской Комиссии.
Правда, не все договора исполнялись настолько, насколько рассчитывали их авторы. Однако главное в том, что были сделаны исторические шаги в деле создания единой Европы. В декабре 1999 года члены ЕС (их было 15) решили создать единые вооруженные силы. Было определено, что в их обязанности будет входить сохранение мира в районах военных конфликтов,

В странах ЕС, начиная с 1 января 2002 года, была введена единая валюта - евро. Основу Европейского Союза составляли в прошлом такие организации, как Евроатом, угольные и стальные европейские объединения (которые прекратили свою деятельность в 2002 году). В соответствии с Лиссабонским соглашением 2007 года эта сложная система прекратила свое существование, а Европейский Союз стал единственным обладателем субъекта международного права. Также европейские лидеры - Франция, Италия и Испания объявили в 2007 году о создании средиземноморского союза.

Европейский Совет - международная межгосударственная организация Она была создана 5 мая 1949 года. Поначалу в нее входило 10 государств. Этот Совет сыграл огромную роль в деле объединения Европы. На сегодня почти все европейские страны, включая страны Восточной Европы и Российскую Федерацию, являются членами этой организации. Высшим органом Европейского Совета является Комитет министров иностранных дел и Парламентская Ассамблея. В обязанности Европейского Совета входит оказание помощи в развитии демократии, законности и прав человека. Высший орган Европейского Совета осуществляет контроль нал выполнением взятых на себя обязательств странами - членами ЕС. Свои выводы они передают соответствующим правительствам. Европейский Совет предусматривает наказание, вплоть до вывода из состава ЕС, в случае грубых нарушений ими (правительствами стран) в области демократии, законности и прав человека. Резиденция Европейского Совета находится во французском городе Страсбург. В этот Совет в настоящее время входит около 50 государств. Этот совет не занимается военно-политическими вопросами.

Консервативная волна

Еще одной особенностью развития Запада во второй половине XX века является консервативная волна и процесс ее преодоления. Что такое консервативная волна и как она образовалась?

Консервативная волна - приход к власти противников построения процветающего государства. В 1974-1975 гг., а также в 1980-1982 гг. в индустриальных странах произошел экономический кризис. В результате упало производство и сократился объем торговли. Безработица приобрела массовый характер. Сторонники традиционных, старых порядков (консерваторы) стали винить в этом сторонников процветающего государства. Они пытались объяснить, что инфляция - это последствие чрезмерного увеличения государственных расходов на социальное страхование. Таким образом, родилось движение противников строительства процветающего государства. Оно получило в истории название «консервативной волны». В 80-е годы во многих западных странах к власти пришли консерваторы. Они уменьшили вмешательство государства в экономическую сферу, предприняли необходимые меры для широкого развития частного предпринимательства. Для снижения инфляции они стали проводить жесткую финансовую политику. В частности, сократили расходы на социальное страхование и провели денационализацию государственного сектора.

Однако «консервативная волна» не смогла покончить с процветающим государством. Она смогла только сократить государственные расходы на социальную защиту, соотнося их с экономическими возможностями государства. В то же время было доказано, что и в процветающих государствах не все вопросы социальной защиты трудящихся находят свое решение. Например, проблема безработицы была постоянным спутником человечества и остается таковой и по сей день.

Рождение информационного общества

В 70-90-е годы XX столетия в западных странах продолжатся процесс перехода рабочей силы из сферы производства в сферу обслуживания. Это одна из особенностей индустриального общества.

Например, этот показатель в середине 90-х годов в США, Канаде и Великобритании составлял 70-72%. Всего 2-3% рабочей силы было задействовано в сельском хозяйстве.
Причиной увеличения доли рабочей силы в сфере обслуживания является внедрение ультрасовременной техники и технологии в производство в результате научно-технической революции. В 1973 году впервые был создан персональный компьютер. С 1977 года началось его массовое производство. Промышленное производство стало полностью компьютеризироваться. Компьютеризация, в свою очередь, создала возможность использовать в процессе производства новые технологий - роботов, и автоматическое проектирование.

В промышленность и сферу обслуживания стали приходить высококвалифицированные специалисты. Теперь они наряду с товарами потребления стали создавать и информацию. Персональные компьютеры позволили решить проблемы международных связей и обмена информацией по Интернету, а также скорейшему их внедрению в производство.

Изменения в социальном составе населения западных стран

За последние 50 лет произошли коренные изменения в социальном составе населения западных стран. Это является одной из особенностей общественного развития Запада, Например, число занятых в сельскохозяйственном производстве резко сократилось. На сегодняшний день в этой отрасли заняты всего лишь от 2 до 7% населения.
Наемным трудом занято более 90% трудоспособного населения, 2/3 - в сфере обслуживания. Работники наемного труда более квалифицированные. Это дает возможность получать им более высокую зарплату. Поэтому они стали более обеспечены материально. Сегодня 2/3 западноевропейского населения - это люди среднего достатка. 1/10 часть населения составляют богатые люди. А 20% населения считаются бедными людьми. Они получают помощь от государства и от благотворительных фондов.

Изменения в партийно-политической системе и в государстве

За последние 50 лет идеология коммунизма на Западе полностью потерпела крах. Хотя идеи фашизма и не отмерли, но сегодня они не имеют под собой социальной основы. На сегодняшний день в западном обществе больше распространены такие направления, как консерватизм, либерализм, социализм и национализм. Политические партии берут одну из них за основу своей идеологии. Возрождение в послевоенное время в ряде западноевропейских государств консервативных партий было результатом сильного религиозного давления.

Война и ее ужасные последствия усилили влияние религии среди населения. Например, это подтверждается и созданием в Италии Христианско-Демократической партии, а в ФРГ - Христианско-Демократического союза и Христианско-социалистического союза.

В то же время, во Франции, Бельгии, Австрии и Голландии религиозные партии превратились в ощутимую силу в политической жизни общества. В США и Великобритании сохранилась сильная двухпартийная система. Выросло влияние также социалистических и социал-демократических партий. В конце 90-х годов XX столетия правительства 13 государств из 15, входящих в Европейское сообщество, возглавляли представители этих партий.

Во всех ведущих западных государствах, за исключением США, после войны были приняты новые конституции. Это были Конституции демократического толка соответствующие требованиям современного мира. Например, в конституциях Франции, ФРГ, Италии и других государств были внесены статьи, которые определяли военный способ разрешения конфликта недопустимым. В конституцию же Японии была внесена статья, в которой содержится отказ от войны как от средства национальной политики.

Особенности мирового политического развития

Сегодня существуют две основные модели социального развития:
1. Либерально-демократическая
2. Тоталитарная.

Противоречия между двумя этими моделями продолжаются вплоть до сегодняшнего дня. Если в 20-40-х годах XX столетия более сильной была модель тоталитарного развития, то в период 1950-2001 гг. более распространена модель либерально-демократического развития.

На сегодняшний день такая модель получила распространение в 75 государствах мира. Это, конечно, мало. Но не надо забывать, что демократия очень трудно пробивает себе дорогу. Сегодня на Западе все больше государств идет по этому пути развития.

Можно сделать вывод, что в странах с рыночной экономикой установилась благополучная жизнь. Экономика этих стран расцвела. Неразвитые страны остались в качестве сырьевых баз. В развитых странах усилилась борьба за рынки сбыта. При этом использовались махинации, аферы, обман, жульничество, а иногда и сила. Европа поднялась на новую ступень экономического развития. Пришло время информационного общества. В мире победила модель либерально-демократического развития.

  • Полученная помощь будет использована и направлена на продолжение развития ресурса, Оплата хостинга и Домена.

Особенности социально-экономического и политического развития западных государств после Второй мировой войны Обновлено: Декабрь 3, 2016 Автором: admin

Характеристика главных признаков социалистической модели. Роль в экономической интеграции социалистических страх. Членство в СЭВ и ОВД. Сущность новой внешнеполитической концепции СССР. Рассмотрение политического курса М.С. Горбачева, его последствия.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru

Страны Восточной Европы в 50-х -- начале 90-х гг. XX в.

Введение

Заключение

Список литературы

Введение

После второй мировой войны ряд стран Восточной Европы -- Албания, Болгария, Венгрия, Восточная Германия, Польша, Румыния, Чехословакия, Югославия - в силу обстоятельств послевоенного времени вошли в северу влияния интересов СССР и встали на путь строительства социализма. Социалистические общественно-экономические системы просуществовали в этих странах почти 50 лет - с сер. 50-х гг. до начала 90-х гг. В этих странах были проведены кардинальные реформы в социально-экономическом и политическом строе, призванные разрушить существовавшую там рыночную систему хозяйства и ориентированные на строительство социалистической экономики. Данные преобразования явились формированием командно-административной системы управления экономикой. Основными ее характеристиками были: введение тотальной государственной собственности на средства производства, установление жесткого централизованного планирования народнохозяйственной жизни, решающая роль партийно-государственных структур в экономической жизни, преимущественная ориентация на страны социалистического лагеря во внешнеэкономической деятельности, объявление марксизма единственной верой и официально допустимой экономической, социальной и политической теорией. Произошло заметное снижение темпов роста промышленности и национального дохода, вследствие отсутствия конкурентного режима в национальных экономиках. В этот период партнерство в хозяйственной сфере между странами социалистического лагеря во многом строилось на безвалютной некоммерческой основе. Это явилось одной из причин накапливания дальнейших противоречий между странами советского блока. Социалистические страны в силу слабой восприимчивости экономических систем, все более существенно отставали от развитых стран Запада.

1. Особенности социалистической модели. Роль в экономической интеграции социалистических страх. Членство в СЭВ, ОВД

В ходе Второй мировой войны возникли предпосылки для раскола единой системы мирового хозяйства. Освободив от фашистов Европу, Красная Армия привнесла туда идеи социалистического переустройства экономики. Победы над врагом в России и на Западе свидетельствовали, по мнению народов Восточной Европы (особенно коммунистов этих стран), о преимуществах социалистической системы хозяйствования. Здесь проходят буржуазно-демократические, затем социалистические революции, и возникают Народная Республика Болгария (НРБ), Венгерская Народная Республика (ВНР), Германская Демократическая Республика (ГДР), Чехословацкая Советская Социалистическая Республика (ЧССР), Польская Народная Республика (ПНР), Социалистическая Республика Румыния (СРР). Албания вскоре вышла из единого социалистического лагеря. Югославия все послевоенные годы занимала промежуточное положение между социалистическим лагерем и капиталистическим миром. Островом свободы стала в конце 50-х гг. Куба. Разгром милитаристской Японии сыграл благоприятную внешнеполитическую роль в победе революций социалистической направленности в ряде стран Азии, образуется Китайская Народная Республика (КНР), Корейская Народно-Демократическая Республика (КНДР), Демократическая Республика Вьетнам (ДРВ).

Окончательное оформление мировой социалистической системы (МСС) произошло к середине 50-х гг. XX в. Включив в свой состав созданную еще в 20-е гг. Монгольскую Народную Республику, МСС представляла из себя совокупность суверенных государств, в которых руководящая роль принадлежала авангарду рабочего класса в лице марксистско-ленинских партий. Главной задачей этих партий было возглавить строительство социализма и коммунизма.В 1949 г. возник СЭВ -- Совет Экономической Взаимопомощи с центром в Москве. Это была международная межправительственная организация многостороннего экономического и научно-технического сотрудничества и интеграции социалистических стран. В нее входили все вышеперечисленные страны Восточной Европы, кроме СФРЮ, которая принимала участие лишь в работе отдельных комиссий. Кроме восточноевропейских государств, СЭВ объединял экономические усилия на пути социалистического строительства некоторых других стран -- Монгольской Народной Республики и Республики Куба.

Если СЭВ определял экономическую стратегию МСС и направлял сотрудничество стран в экономике, Варшавский договор (1955 г.) призван был защитить эти страны от внешних врагов. В условиях холодной войны главным таким врагом были США. Страны Варшавского договора имели общее военное руководство, регулярно проводили совместные военные учения. Устав СЭВ был окончательно сформулирован лишь в I960 г.

Позднее, в 1962 г., договорились об основных принципах международного социалистического разделения труда, утвердили ряд комплексных программ подъема экономики. Принципы экономического сотрудничества между республиками СССР стали во многом моделью экономических взаимоотношениях внутри СЭВ. Существовало равное представительство, равные права и обязанности каждой страны -- участницы СЭВ, независимо от экономического потенциала страны и численности ее населения. Высшим органом СЭВ были сессии, на которых решались важнейшие вопросы. Постоянными руководящими органами были Исполком и Секретариат СЭВ.

Страны СЭВ занимали 30% всей территории Земли, на которой проживало 20% всего населения планеты, а объем производства достигал 38--39%. Не подключившись под влиянием СССР к плану Маршалла, страны зарождающейся МСС рассчитывали в трудные послевоенные годы на экономическую помощь со стороны СССР. И они ее получили. Но то, что считалось положительным в межэкономическом сотрудничестве: разделение труда по отраслям, отдельным видам производств и даже отдельным производственным операциям изготовления одного и того же вида продукции, привело позднее к большим осложнениям в экономике этих стран.

Предпринимаемые в течение сорока послевоенных лет усилия стран Восточной Европы, а также ряда стран Азии и Кубы по строительству социализма преподносились правительствами этих стран под влиянием СССР как более прогрессивное развитие социалистической системы хозяйствования по сравнению с капиталистической системой. Но чтобы соревноваться по всем параметрам, нужно было заложить основы социализма в странах МСС, как это предписывалось программами правящих партий.

Восточноевропейские страны в довоенный период больше развивались в условиях рыночной экономики, нежели Россия накануне 1917 года. Иным был и менталитет их народов, больше интеграция в мировую капиталистическую систему хозяйства (кроме Болгарии, Албании и Румынии). Социально-экономические преобразования в странах Восточной Европы не были подобны процессам в экономике и социальных отношениях в России в годы советской власти.

Ускоренными темпами создавались основы социализма и в Албании. К странам народной демократии она себя причислила сразу после освобождения от оккупации, в конце ноября 1944 г. Начавшаяся индустриализация проводилась с помощью СССР, т. е. пытались сразу произвести социалистическую реконструкцию хозяйства. Однако вскоре Албания, по воле Сталина, была подвергнута определенной дискриминации.

В несколько этапов проводилась национализация в Венгрии, с 1945 по 1949 г. Национализация промышленности (кроме мелкотоварного сектора) осуществилась к 1949 г. Ранее под контроль государства были взяты внешняя и оптовая внутренняя торговля, банки, другие денежно-кредитные учреждения.

Румыния тоже с весны 1945 г. пошла по социалистическому пути развития. Закон о национализации был принят в июне 1948 г., по нему к государству перешло 1609 предприятий промышленности. Однако многие крупные промышленные предприятия (металлургические, химические и т. д.) и до этого находились в ведении государства. Национализировали десять частных железных дорог и четыре пароходных общества. Медленнее проходил этот процесс в торговле, он завершился лишь к концу 1950 г.

Развитие Чехословакии после Второй мировой войны отличалось от развития стран Восточной Европы. До войны она входила в число десяти наиболее развитых капиталистических стран по производству промышленной продукции на душу населения. Поэтому здесь не планировалась крупномасштабная индустриализация. В 1950 г. была завершена национализация промышленных предприятий, где трудилось более 50 человек, а также внешней и оптовой внутренней торговли.

Наиболее активно в военные годы в борьбе с гитлеровским режимом участвовала Югославия. Провозглашение ее Федеративной народной республикой состоялось после упразднения монархии, 29 ноября 1945 г. До этого, в ходе народно-освободительного движения, были конфискованы промышленные предприятия, принадлежавшие ранее буржуазии Германии и Италии. Основная часть земельного фонда в Польше осталась в распоряжении крестьянских хозяйств. Наличие большого частного сектора в агросфере стало одной из причин усиления в 1980 г. оппозиционного правящей компартии движения. Национализация здесь была проведена ускоренными темпами -- в 1945--1946 гг. А уже в трехлетнем плане 1945--1947 гг. основное внимание уделялось индустриализации.

Своеобразно происходило экономическое развитие в ГДР, так как до 7 октября 1949 г. она находилась под контролем советской военной администрации, поэтому реформирование в экономике началось позже. Влияние СССР проявилось в организации народных имений по типу советских хозяйств, т. е. входящих в государственный сектор. Национализированы были все конфискованные ранее предприятия германских монополистов, военных и нацистских преступников.

Китай был провозглашен народной республикой 1 октября 1949 г. Сразу были национализированы предприятия, принадлежавшие китайской и иностранной буржуазии. Страна взяла курс на индустриализацию и социализм.

Таким образом, социально-экономические преобразования в странах народной демократии носили компромиссный характер. Почти во всех странах в структуре экономики остался мелкотоварный сектор.

Болгария и Румыния более других стран Восточной Европы выиграли от проведения индустриализации с помощью СССР и других государств социалистического содружества. Здесь впервые была создана фабрично-заводская промышленность, это свидетельствует о запоздалом осуществлении в БНР и СРР промышленной революции и индустриализации. Похожие процессы проходили и в Румынии.

ПНР и ВНР были экономически более развиты, чем БНР и СРР. Находясь до осени 1917 г. в составе Российской империи, Польша имела развитую текстильную, угольную и металлургическую промышленность, а в Венгрии почти те же отрасли развивались еще в рамках Австро-Венгрии. В довольно трудных условиях 50-х гг. XX в. здесь создавалась машиностроительная промышленность.

Чехословакия состояла из промышленно - но развитой Чехии и аграрной Словакии. Однако в последней, как и в Болгарии, протекает много горных рек, поэтому экономически выгодной оказалась переброска более 300 предприятий из Чехии в Словакию.

Индустриализация в Китае проводилась, как известно, в русле политики "большого скачка". С 1956 г. в условиях доминирования в экономике государственного сектора осуществлялись планы строительства социализма. В первой половине 60-х гг. выросло производство стали, угля, нефти, станков для металлообрабатывающей промышленности. Стали развиваться новые для Китая отрасли: нефтехимия и электроника. Но за годы "культурной революции" (1966--1969 гг.) экономический рост опять затормозился. В то же время с помощью СССР была создана водородная бомба, запущены спутники в космос.

Предвестником грядущих перемен в странах МСС явилась "Пражская весна" 1968 г. Тогда Чехословакия попыталась взять курс на постепенную демократизацию в общественной жизни и либерализацию в экономике, но попытка не удалась из-за ввода войск стран Варшавского договора. И все же в 70-е гг. наметились некоторые изменения системы хозяйствования. Это объяснялось экономическими причинами: во многих государствах СЭВ были исчерпаны резервы хозяйственного роста. Для интенсификации производства нужны были кредиты, в том числе из западных стран. В середине 1970-х гг. на Западе разразился валют-энергетический кризис. Усилился интерес к разработке новых технологий, в том числе биотехнологии, ЭВМ. А внутри МСС эти импульсы к росту не почувствовали, так как СССР готов был обеспечить стран-союзниц любыми видами сырья и топлива по "бросовым" ценам, что отрицательно сказалось на экономическом развитии СССР и в том числе России. Проигрышным в экономическом отношении для стран социалистического лагеря и их лидеров в первую очередь оказался новый этап НТР. Страны с рыночной экономикой, использовавшие достижения НТР в экономике, вырвались далеко вперед по сравнению с соцстранами. Назревали противоречия внутри стран социалистического содружества. Югославия, Венгрия и Чехословакия стремились преодолеть барьеры СЭВ и вписаться в мировой рынок. Но тогда почти неразрешимым был вопрос о мировых ценах.

В этих условиях СЭВ стремился к усилению процессов интеграции. Принятая в связи с этим в 1971 г. программа еще более углубленно предусматривала решение задач по специализации и т. д. В 70-е гг. вырос внутренний товарооборот, в рамках СЭВ было заключено более 100 многосторонних (с несколькими странами) и более 1000 двусторонних соглашений о производственной кооперации (несколько подобных соглашений действовало в автомобилестроении).

Многие принципы СЭВ сдерживали экономический прогресс СССР и других стран соцлагеря. Выравнивание уровня экономики разных стран приводило к нивелированию, отсутствию конкуренции, низким ценам на товары, неэффективности производства. Экспортируя в страны СЭВ сырье и топливо и импортируя от них готовую продукцию, СССР оказывался в положении не метрополии, а колонии. Процессы дезинтеграции нарастали, вызванные усилением противоречий как внутри стран, так и на уровне межхозяйственных отношений. Все яснее становилось, что в соревновании двух систем проигрывает социалистическая. Объективно необходимой была ломка планово-распределительной системы и изменение хозяйственного механизма в пользу перехода к рыночным отношениям.

В 1990 г. Промышленное производство в Польше упало на 23%, в Румынии -- на 20%. В других странах Восточной Европы также наблюдался спад производства, в Болгарии -- на 10,7% и т. д.

Страны бывшего социалистического лагеря, заявив о переориентации на капиталистический путь развития, ищут новых партнеров для экономического сотрудничества. Они стремятся "вписать" свою национальную экономику в мировое экономическое сообщество, более всего в ЕЭС, а также вступить в НАТО. На пути переориентации мирохозяйственных связей им предстоит преодолеть еще много экономических затруднений.

Раскол на две системы хозяйствования, наметившийся в 1917 г., окончательно проявился после 1945 г. Разделение на две системы: капиталистическую (рыночную) и социалистическую (командно-административную) на несколько десятилетий задержало развитие мирового хозяйства и мирового рынка.

2. Внешнеполитический курс. Отношения с СССР

Годы перестройки стали временем позитивных перемен во внешней политике СССР. Добиться безопасности страны можно лишь при учете интересов других народов и государств -- таково было основополагающее положение нового курса на международной арене. В многочисленных выступлениях советского президента были изложены задачи СССР в области внешней политики. Подчеркивалась необходимость широкого взаимодействия Советского Союза со странами мира. Признавались допущенные ранее ошибки в отношениях с некоторыми государствами, в частности с Китаем. Выражалась готовность к урегулированию межрегиональных конфликтов. Предусматривались уменьшение военных расходов и вывод советских войск из Афганистана. В декабре 1988 г. в речи па сессии Генеральной Ассамблеи ООН М. С. Горбачев сформулировал новую концепцию советской внешней политики. Центральное место в ней отводилось приоритету общечеловеческих интересов над классовыми.

Независимость от идеологических различий объявлялась одним из принципов межгосударственных отношений. В 1985 г. новым министром иностранных дел Советского Союза стал Э. А. Шеварднадзе.

Конкретные мероприятия советского правительства подтверждали его готовность следовать избранному внешнеполитическом) курсу, желание отказаться от идеи конфронтации в отношениях с западными странами и положить конец «холодной войне».

Об изменении прежних подходов СССР к решению внешнеполитических вопросов свидетельствовали состоявшиеся в Женеве осенью 1985 г. советско-американские переговоры. В подписанном президентами документе констатировалось, что «ядерная война недопустима и в ней не может быть победителей». Стороны заявляли о своем отказе добиваться военного превосходства друг над другом. Была достигнута договоренность о расширении отношений двух стран.

Правительство СССР объявило мораторий на испытания ядерного оружия. Приостанавливалось развертывание ракет среднего радиуса действия в европейской части страны. Была выведена советская военная техника с территории ГДР. На 500 тыс. человек уменьшались вооруженные силы. Начались конверсия военного производства, перевод военных заводов на выпуск гражданской продукции. В феврале 1988 г. был завершен вывод советских войск из Афганистана (правда, в течение еще двух лет Афганистану оказывалась помощь оружием и боеприпасами).

Новая внешнеполитическая концепция и ее реализация отвечали задачам внутриполитического развития СССР. Они позволяли ограничить гонку вооружений, значительно сократить военные расходы. Широкие слои населения в Советском Союзе и за рубежом выступили с поддержкой идей М. С. Горбачева и его ближайших соратников. Но были и противники новых подходов к решению международных вопросов. За сохранение прежнего курса в отношениях с Западом ратовали многие деятели военного и внешнеполитического ведомств, часть работников партийного аппарата. Будучи не в силах помешать начавшимся изменениям в области дипломатии, они пополнили ряды оппозиции горбачевской перестройке СССР и страны Восточной Европы. Серьезные перемены произошли в отношениях СССР и государств Восточной Европы. Экономический и политический кризис в этих странах, падение авторитета правящих партий вызвали рост в них оппозиции. Обстановка в СССР, курс на «обновление социализма» привели к активизации оппозиционных сил, усилению их конфронтации с правительствами. С первых дней пребывания у власти М. С. Горбачев заявил об отказе СССР от вмешательства в дела союзников по ОВД. На встречах с руководителями этих стран он разъяснял причины, сущность и пути проводимой в Советском Союзе «перестройки». Делались попытки изменить формы экономического сотрудничества с государствами ОВД, акцентируя главное внимание на прямые контакты между предприятиями.

На первых порах руководители стран ОВД поддержали новый политический курс М. С. Горбачева. Однако углубление перестроечных процессов, кадровые перестановки в советском партийно-государственном аппарате вызвали их неприятие. В ГДР и Румынии резко сократился объем публикуемой информации о преобразованиях в Советском Союзе.

Осенью 1989 г. прошли массовые выступления против существующих режимов и за восстановление демократических свобод в ГДР, Болгарии, Румынии, Чехословакии. Несколько ранее в результате свободных выборов была отстранена от власти правящая партия в Польше. Рухнули прежние режимы в Венгрии, Югославии и Албании. В бывших социалистических странах произошла смена партийно-государственных структур. На политическую арену в них вышли десятки новых политических партий и общественных организаций. Устанавливались демократические органы власти. Начались переход к рыночной экономике и приватизация промышленных предприятий. В некоторых странах эти меры привели к резкому обострению экономической ситуации. Крушение существующих порядков в Югославии привело к кризису национальных отношений и распаду страны на несколько государств. В 1990 г. состоялось объединение Восточной и Западной Германии.

Переход восточно-европейских стран к парламентской демократии привел к распаду социалистического содружества. Прекратили деятельность Совет Экономической Взаимопомощи и Организация Варшавского Договора (весна 1991 г.). Значительно сократился уровень экономического сотрудничества СССР и государств Восточной Европы. Если в конце 80-х годов их доля во внешнеторговом обороте Советского Союза превышала 50%, то в начале 90-х снизилась до 16%.

Потеря СССР прежних позиций в Восточной Европе, объединение Германии обострили политическую борьбу между сторонниками и противниками нового политического курса СССР и страны мира. Обновленные подходы к решению международных вопросов явились основой широкого сотрудничества СССР с государствами мира. В 1986--1987 гг. состоялись несколько встреч М. С. Горбачева с президентами США (Р. Рейганом, затем Дж. Бушем). Принятые в итоге переговоров соглашения (1987 г.) предусматривали уничтожение на территории Европы принадлежащих обеим державам ядерных ракет средней и меньшей дальности. В июле 1991 г. в Москве был подписан Договор о сокращении стратегических наступательных вооружений (ОСНВ-1). Претворение в жизнь достигнутой договоренности вызывало разную реакцию и правящих кругах обеих стран. По мнению многих руководителей партийно-государственного аппарата, эта акция серьезно угрожала безопасности СССР.

Активизировались государственные связи Советского Союза и стран Европейского экономического сообщества (ЕЭС). Подписанные между ними соглашения создавали благоприятные условия для развития экономического сотрудничества. Советский Союз был принят в Международный валютный фонд. Большое значение уделялось всесторонним контактам с государствами Северной Европы -- Швецией, Норвегией, Финляндией. Была достигнута договоренность о совместном освоении ими природных богатств Кольского полуострова и континентального шельфа Баренцева моря.

Нормализовались политические и экономические взаимоотношения СССР и стран Юго-Восточной и Южной Азии. Вывод советских войск из Афганистана и Монголии создал условия для урегулирования отношений с Китайской Народной Республикой. В 1989 г. М. С. Горбачев посетил Китай с официальным визитом. В короткие сроки между Советским Союзом и КНР были решены спорные вопросы и восстановлены межправительственные связи. Межгосударственные отношения установились с Южной Кореей. Достигнутая с нею договоренность предусматривала совместные работы по освоению природных ресурсов Сибири и Дальнего Востока. Расширялись экономические и общественные контакты с Израилем. Они привели к восстановлению дипломатических отношений между странами.

Советское правительство приняло несколько законов, соответствующих международному законодательству в области прав человека, в частности указ о выезде и въезде граждан в СССР. Ряд законов был направлен на установление взаимосвязей между деятелями культуры разных государств.

Советский Союз занял четкую позицию во время войны в Персидском заливе, причиной которой стал захват Ираком Кувейта. Он поддержал резолюцию Совета Безопасности ООН, осуждавшую действия иракских властей (осень 1990 г.). В ноябре того же года президенту СССР М. С. Горбачеву была присуждена Нобелевская премия мира.

Новый внешнеполитический курс СССР благоприятствовал преодолению последствий «холодной войны», ликвидации неприязни и недоверия в его отношениях с другими государствами.

3. Выступления против тоталитарного режима

Во второй половине 80-х годов страны Восточной Европы оказались в состоянии глубокого экономического и социально-политического кризиса, их отставание от индустриально развитых стран Запада все больше усиливалось. Особенно заметным оно было в таких отраслях, как электроника, информатика, вычислительная техника, отсталая технология, устаревший машинный парк, низкая эффективность сельского хозяйства были характерны той или иной степени для экономики всех стран региона Неделимая монополия компартий на власть, слияние партийного и государственного аппарата, антидемократизм, подавление инакомыслия, решения социально-политических проблем с помощью силы - все эти черты были присущи тоталитарным режимам Восточной Европы. Попытки реформирования существующей системы не принесли успеха. Формально одобрив перестроение, начатое СССР в апреле 1985 г., лидеры компартий социалистических стран на самом деле откровенно негативно относились к ней. Определяя на словах необходимость глубоких экономических и политических сдвигов и коренного обновления общества, на самом деле они проводили лишь косметические изменения, не касались самой сути существующей системы. Все это вызвало глубокое, а то и полное недоверие основной массы населения к имеющимся порядкам и породило практику проведения политических "круглых столов". Компартии, соглашаясь на политический диалог с оппозиционными партиями и силами, надеялись достичь общенациональной согласия в проведении демократических преобразований совместными усилиями. Оппозиция добивалась легальных условий для дальнейшего наступления против существующего политического строя.

М. Горбачев и перестройка в СССР стали толчком к революциям 1989 г. Изменения в СССР способствовали усилению реформистского крыла компартий и дискредитации консервативного руководства. Признание права народов Восточной Европы выбирать свой путь развития лишили народы этих стран от страха перед советской интервенцией. Почти во всех странах события начинались с прихода к власти сторонников "обновления социализма" в компартиях. Это и было результатом острой внутриполитической борьбы (Польша, Венгрия, Болгария, Албания), либо происходило под давлением массовых выступлений (ГДР, Румыния). Новые силы провозглашали курс на замену тоталитарного социализма демократическим; поддерживали плюрализм и многопартийность, критику тоталитаризма и политики компартий. На первых свободных выборах они, как правило, получали большинство и приходили к власти, вытесняя компартии «Сторонники обновления социализма». Предлагали политические программы не «Обновление социализма», а строительства капитализма, включая приватизацию государственного сектора, содействия бизнесу, создания рыночных структур, а в политической сфере они продолжали линию на ликвидацию тоталитарных режимов, а во внешней политике требовали ликвидации СЭВ и ОВД, вывода советских войск со своих территорий ОВД.

В Венгрии начало преобразованиям было положено в мае 1988 г, когда на конференции компартии признали необходимость проведения политической и экономической реформ и сменили руководство ВСРП. Новые лидеры выступили с инициативой проведения «круглого стола» с оппозиционными партиями, которых на конец 1989 г насчитывалось более 30. В октябре 1989 г вместо коммунистической партии была создана социалистическая партия. Однако на первых демократических выборах весной 1990 г победу одержали их политические оппоненты. Было сформировано правительство во главе с лидером Венгерского демократического форума И. Анталл, а президентом стал представитель свободных демократов А.Гьон.

В ГДР политический кризис возник в октябре 1989, когда начались многотысячные демонстрации и митинги против тоталитарного режима 18 октября на пленуме СЕПГ Е. Хонеккер был уволен с должности генсека и главы государства. Партия провозгласила о своем переходе на социал-демократические позиции. На первых демократических выборах в марте 1990 победу одержали оппозиционные демократические силы. Началась подготовка к объединению Германии, которое состоялось 3 октября 1990г.

Мирным путем произошел переход власти от коммунистов к оппозиционных демократических сил в Чехословакии (так называемая бархатная революция 1989 г.) и в Болгарии.

Антиправительственные выступления взорвались в городе Тимишоаре 21 декабря 1989, откуда недовольство имеющимся режимом перекинулось на другие города, прежде всего, Бухарест. С 22 до 25 декабря происходили кровавые столкновения восставших с войсками службы безопасности. Армия перешла на сторону народа и режим Чаушеску был свергнут. Диктатора и его жену казнили. Власть оказалась в руках Фронта национального спасения, который объявил о ликвидации всех государственных структур существовавших во времена диктатуры, в частности коммунистической партии.

Выступления широких народных масс, которые стали ведущей силой демократических революций 1989 - 1990 гг. в странах Восточной Европы, привели к свержению коммунистических режимов. Новые политические силы, пришедшие к власти, начали курс на рыночные реформы и утверждение парламентской демократии. Прекратили свое существование Варшавский договор и Совет экономической взаимопомощи. Начался сложный и достаточно сложный процесс врастания постсоциалистических стран Восточной Европы в европейское и мировое сообщество.

горбачев социалистический интеграция

Заключение

Со второй половины 80-х гг. начался последний и заключительный этап в истории восточноевропейских государств как социалистических стран. Процесс отхода от социалистической системы здесь был простимулирован и, в принципе, стал возможным благодаря началу перестройки в СССР, в связи с ослаблением позиций коммунистической партии внутри страны снизилась и степень ее международного влияния на страны восточноевропейского блока. В странах делаются более решительные, чем раньше, попытки отойти от коммунистических режимов. Результатом кардинальных реформ политического и экономического характера явилась смена в 1989--1990 гг. общественно-экономических систем, что сделало возможным строительство в этих странах капиталистической экономики. Новая экономическая политика бывших социалистических стран с начала 90-х гг. ориентируется на формирование классических рыночных механизмов. Основным направлением этой политики стало стимулирование частного предпринимательства, развитие свободной конкуренции, сокращение государственного н увеличение частного секторов экономики, проведение приватизации, принятие антиинфляционных мер, либерализация цен, привлечение иностранного капитала, расширение внешнеэкономических связей со странами Запада. Коммунистические партии были отстранены от руководства экономикой этих стран, а затем их деятельность в целом была запрещена в большинстве стран. Восточноевропейские страны отказались от марксизма как государственной идеологии.

Список литературы

1.История отечества. Учебник 11 класса средней школы В.П. Островский, В.И. Старцев. Просвещение 1992г.

2.История России XX век. 11 класс.Учебник для общеобразовательных учебных заведений. Дрофа1995г.

3.Христоматия по новейшей истории: Документы и материалы.1945-1961г. Гл 3.

4. Гелб А., Грей Ч. Экономические преобразования в странах Центральной и Восточной Европы-1995г.

5. Бредова В. Экономика стран Восточной Европы в 1993-1994 гг.
Мировая экономика и международные отношения.

6. «Круглый стол».Советский Союз и страны Восточной Европы: Эволюция и крушение режимов(середина 40-х,конец 80-х годов XX века) История СССР 1991г.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Становление государственного социализма в СССР, в странах Восточной Европы. Особенности развития социалистической системы в различных странах. Кризис коммунистической идеологии и административно-командной системы хозяйствования, его причины и последствия.

    контрольная работа , добавлен 17.07.2014

    Отношения СССР и стран Центральной и Восточной Европы. Конфликт с Югославией, разногласия между Сталиным и Тито. Советско-китайские отношения, подписание договора о дружбе и союзе между СССР и Китаем. Война в Корее и позиция СССР, её цели и последствия.

    контрольная работа , добавлен 15.11.2011

    Предпосылки кризиса власти в СССР. Характер реформ Горбачева в экономической и политической структуре страны. Политика внедрения новой идеологии в общество и осуществление политики гласности. Положительные и отрицательные моменты перестроечной эпохи.

    контрольная работа , добавлен 28.02.2015

    Итоги экономического, социально-политического и духовного развития общества в СССР к концу 30-х годов. Объективные и субъективные причины возникновения культа личности И. Сталина. Сущность сталинизма как политической системы, его последствия для страны.

    контрольная работа , добавлен 16.01.2012

    Характеристика политики разрядки международной напряженности, отношения СССР со странами Запада. Особенности экономического и политического сотрудничества СССР с социалистическими странами Восточной Европы. Деятельность Совета Экономической Взаимопомощи.

    реферат , добавлен 31.07.2011

    Анализ социально-экономического и политического развития СССР и России в 80-90-е годы ХХ века. Причины, которые побудили М.С. Горбачева начать процесс по внедрению "перестройки". "Период бурь и натиска" - новое видение современного мира. Распад СССР.

    дипломная работа , добавлен 18.09.2008

    Реформа политической системы. Изменение отношения к религии. Создание политических партий и движений. Экономическая реформа. Антикризисные программы. Внешнеполитические принципы. СССР и страны Восточной Европы. Анализ причин распада СССР.

    реферат , добавлен 10.01.2003

    Сталинская программа социалистической модернизации СССР. Индустриализация в западных странах. Три главных концепции промышленного развития. Пятилетнее планирование экономики, массовые репрессии. Экономические и социальные последствия индустриализации.

    презентация , добавлен 15.05.2012

    Реформа политической системы. Изменение отношения к религии. Создание политических партий и движений. Экономическая реформа. Антикризисные программы. Новые внешнеполитические принципы. СССР и страны Восточной Европы.

    реферат , добавлен 14.01.2003

    Начало и развитие "холодной войны". Внешняя политика СССР в середине 1950-х – начале 1960-х гг. История СССР в середине 1960-х – начале 1980-х гг. Политика "Нового мышления": начало разоружения, региональные конфликты, распад социалистических систем.

Начало 60-х годов в ГДР было отмечено нормализацией внутриполитической жизни. Политика СЕПГ направлена в основном на повышение жизненного уровня населения. В первой программе СЕПГ, принятой на VI съезде в 1963 г., основными задачами провозглашаются: рост производства за счет производительности труда, установление социалистических отношений между людьми, восстановление национального единства. С момента строительства Берлинской стены национальный вопрос серьезно обострился. Понимая это, руководство страны в 1962 г. приняло «Национальный документ», где было заявлено, что СЕПГ не стремится к враждебному противостоянию двух немецких государств. Предполагалось после длительного периода мирного сосуществования перейти к конфедерации.

В развитии ГДР 60-80-х годов можно выделить два периода:

1) начало 60-х - рубеж 60-70-х годов - развитие социалистической экономики;

2) начало 70-х - 1986 г. - «социальная модель» Э.Хонеккера.

В первый период в ГДР продолжается процесс обобществления, имеющий ряд особенностей: во-первых, мирный компромиссный характер национализации, во-вторых, смешанные формы компенсации (либо государство и частник являются совладельцами собственности; либо осуществляется перевод бывшего владельца собственности на пост руководителя предприятия с высоким жалованием; либо бывшие владельцы участвуют в прибылях). Все это позволило провести процесс обобществления наиболее безболезненно.

С 1963 г. вводится новая система экономического планирования и управления, предусматривающая расширение полномочий и самоуправление предприятий, усиление роли экономических рычагов. Главным звеном стали Объединения народных предприятий (ОНП), которые руководили деятельностью отраслей и активно участвовали в разработке годовых и перспективных планов. В 1968 г. была принята новая Конституция, в которой ГДР провозглашалась «социалистическим государством немецкой нации». Однако хозяйственные планы 1969 и 1970 гг. не были выполнены.

В мае 1971 г. был избран новый первый секретарь ЦК СЕПГ Эрих Хонеккер. Основным стержнем новой политики стал перенос центра тяжести на социальный аспект. Широкие социальные программы должны были осуществляться на основе высокого экономического роста, интенсификации и рационализации (единство экономической и социальной политики).

В политической жизни ГДР продолжается развиваться многопартийная система. При ведущей роли СЕПГ существовали некоммунистические союзные партии, которые были призваны расширить социальную базу государства, помогать в контактах с ФРГ. Кроме СЕПГ в стране действовали Демократическая крестьянская партия (ДКПГ), Христианский демократический Союз (ХДС), Либерально-демократическая партия (ЛДПГ), Национально-демократическая партия (НДПГ). ХДС ориентировался на граждан-христиан, ЛДПГ и НДПГ объединяли представителей мелких собственников, предпринимателей, интеллигенцию.

Социальная политика направлена на повышение зарплат и пенсий, интенсивное жилищное строительство. Только в 1987 г. было построено около 12 тыс. индивидуальных домов, улучшены жилищные условия для 643 тыс. чел. Принимается цикл законов по поддержке и обеспечению молодых семей. Молодожены получали беспроцентный кредит на 11 лет размером в 7000 марок, часть из которого списывалась после рождения детей. Многодетные семьи имели многочисленные льготы: дотации к квартплате, бесплатные услуги в ряде бытовых учреждений, бесплатные путевки и школьное питание, скидки на билеты при посещении культурных учреждений, государственные пособия на приобретение одежды и мебели. Получение медикаментов по рецептам было бесплатным для всех граждан. Для этого периода характерны рост жизненного уровня, стабильные цены, высокая обеспеченность населения товарами и услугами.

В 1971-1972 гг. государство выкупило большую часть частных и полугосударственных предприятий, в результате чего доля народных предприятий в промышленности составила 95%. Но в сфере услуг, торговле, а также ремесленном производстве сохранялся высокий уровень индивидуальных предприятий. В первую половину 70-х годов наблюдался быстрый подъем экономики, среднегодовой прирост составлял 5,2%. ГДР вошла в десятку наиболее экономически развитых стран мира.

После 1976 г. началось снижение темпов роста производства. Причинами стали мировой сырьевой кризис середины 70-х годов, затронувший и ГДР, а также огромные затраты на социальные программы, которые, по мнению западных историков, оказались непосильными для государства. Показателем обострения проблем стал рост числа ходатайств о выезде из страны.

Модель ГДР представляла достаточно гибкое сочетание плановой экономики с принципами хозрасчета и рыночными регуляторами в сфере услуг и торговли, с сильной социальной политикой государства. Но во второй половине 80-х годов в стране начался острый кризис, во многом связанный с внешними факторами: общим кризисом социалистической системы и серьезным воздействием ФРГ, наличием нерешенного национального вопроса -раскола немецкой нации.

Загрузка...
Top