Криминология. Планирование борьбы с преступностью, предупреждения преступлений Криминологическое прогнозирование и планирование борьбы с преступностью

Криминология. Избранные лекции Антонян Юрий Миранович

5. Криминологическое прогнозирование и планирование мер борьбы с преступностью

Криминологическое прогнозирование заключается в попытках выяснить, каково будет состояние преступности в будущее время. Различают два вида криминологического прогнозирования: прогнозирование преступности и прогнозирование индивидуального преступного поведения. Можно, конечно, прогнозировать состояние не только преступности в целом, но и ее отдельных видов: преступности в отдельных регионах, в отдельных отраслях промышленности, вообще в народном хозяйстве, преступности в отдельных социальных группах. Такие виды криминологического прогнозирования тоже очень важны и полезны.

Прогнозирование второго вида – прогнозирование преступного поведения – крайне сложно, поскольку мы сталкиваемся со множеством индивидуально неповторимых, а также криминогенных факторов, многие из которых недостаточно изучены, вообще или применительно к отдельно взятому индивиду. Поэтому прогнозирование преступного поведения обычно вызывает серьезные трудности. Прогнозированию преступного поведения посвящено значительное количество работ.

В специальной литературе выделяются следующие исходные принципы криминологического прогнозирования:

– криминологическое прогнозирование есть часть социального прогнозирования;

– разработка прогнозов развития преступности как массового явления исходит из данных и методологии различных научных дисциплин;

– прогнозирование преступности должно быть основано на систематическом изучении прошлой и настоящей динамики преступности, рассматриваемой в широком социальном плане с установлением связи между преступностью и прочими социальными явлениями и процессами;

– для создания объективно правильных прогнозов решающее значение имеет познание основных тенденций преступности на основе понимания общих закономерностей и тенденций развития общества;

– поскольку преступность – специфическое отражение общественных отношений, прогнозы развития преступности отражают и ожидаемое развитие всего общества;

– прогнозы преступности как массового явления не могут быть суммой индивидуальных прогнозов, а исходят из предсказания поведения и деятельности массы людей;

– конкретный процесс общественного развития является комбинацией различных возможностей, поэтому криминологические прогнозы следует формулировать как альтернативы;

– объективная правильность криминологических прогнозов достигается в том случае, если правильно отражены основные тенденции изменений в динамике и структуре преступности.

Криминологическое прогнозирование должно учитывать реально действующие силы, которые, с одной стороны, могут затруднять процесс ограничения преступности и вызывать ее рост, с другой – вести к некоторому сокращению, к изменениям ее состояния и структуры.

Создать систему, включающую все факторы (социально-психологические, демографические, организационные и др.), воздействующие на динамику и структуру преступности, как криминогенные, так и антикриминогенные, – весьма сложная задача, поскольку все они взаимосвязаны между собой и действуют одновременно, в одном случае исключая друг друга, в другом – нейтрализуя.

На практике чаще всего используются два основных вида прогнозирования преступности: экстраполяция, т. е. проекция состояния преступности из прошлого и настоящего на будущее, и экспертный опрос специалистов о будущем преступности, ее динамики, структуре и др.

Рассмотрим пример экстраполяции преступности. Предположим, что в 2002 г. мы пробуем прогнозировать состояние преступности на 2003, 2004 и т. д. годы. Тот период, на который мы опираемся, называется анализируемым периодом, а тот, в рамках которого мы пытаемся определить будущее состояние преступности, – прогнозируемым. Здесь действует правило: чем длиннее (или глубже) анализируемый период и чем короче прогнозируемый период, тем точнее прогноз. Это и понятно, поскольку прогнозировать состояние преступности гораздо сложнее на десять лет, чем на ближайший год. Поэтому желательно ограничить прогноз рамками будущего года, но, конечно, может возникнуть задача прогнозирования преступности на длительный срок. Вообще прогнозирование преступности служит для того, чтобы наметить какие-то пути и способы борьбы с ней.

Поэтому хотелось бы отметить, что прогнозирование должно быть не беспредметным, а направленным на решение конкретной проблемы. Оно не предназначено удовлетворять любопытство, в том числе больших начальников, желающих знать, какова будет преступность, но не отпускающих никаких средств на борьбу с ней. Прогнозирование должно осуществляться в целях борьбы с преступностью, ориентировать предупредительную деятельность, помочь рассчитать силы и средства, сосредоточить усилия на узловых проблемах. Если прогноз отрицательный, нужно принять меры, чтобы он не сбылся. Но если он положительный, необходимо стремиться к его обязательному осуществлению и закреплению успеха. Увы, это бывает очень редко.

Как реально осуществить экспертный опрос? Обычно это делается так: экспертам, т. е. специалистам-криминологам, рассылается (раздается) некая анкета, содержащая вопросы о том, возрастет или уменьшится преступность (отдельные ее виды) в будущем, какой период займет и в силу каких причин произойдет та или иная динамика. Довольно часто опрос экспертов осуществляется во время научных конференций, семинаров, их просят письменно высказаться по данному вопросу. А потом ответы экспертов обобщают, чтобы составить общий прогноз. Конечно, полезно сопоставить прогноз преступности, полученный с помощью экстраполяции, с прогнозом, полученным с помощью экспертного вопроса.

Хотелось бы также сказать о прогнозировании индивидуального преступного поведения. Я несколько раз участвовал в научных исследованиях по такому прогнозированию. Основывались они, в частности, на изучение осужденных в местах лишения свободы и данных о конкретных личностях: что они представляют собой как личности, какие преступления совершили и почему, как ведут себя во время отбывания наказания. В качестве экспертов выступали представители администрации и другие осужденные. Интересно отметить, что мнения осужденных оказались не менее весомы, чем представителей администрации. Разумеется, опрос других осужденных должен быть весьма тактичным и продуманным, поскольку, когда одних осужденных спрашивают о других, возможны эксцессы различного рода. Затем в течение нескольких лет отслеживалось, совершают или нет обследованные новые преступления. Точность прогноза в описываемом случае достигала 55–60 %, т. е. данная методика позволяет более или менее точно спрогнозировать поведение осужденных после выхода на свободу.

Осужденные в колонии находятся, так сказать, под рукой, их легче изучать, особенно если они сами стремятся к сотрудничеству, что случается нередко. Сложнее обстоит дело с людьми, которые находятся на свободе. Привлекают внимание в первую очередь те, которые освободились из мест лишения свободы. Общение с ними достаточно ограничено. Поэтому приходится опираться на материалы, которые имеются в органах внутренних дел. Это данные о том, совершал ли преступления конкретный человек и какие именно, почему он совершил, как он себя ведет, работает – не работает, пьянствует – не пьянствует, с кем общается и т. д., т. е. нужны сведения о личности и поведении в прошлом и настоящем. Из всех полученных данных делается вероятностный вывод о будущем поведении конкретного человека. Подчеркнем, что любой прогноз преступности в целом или же в отношении отдельного лица всегда носит вероятностный характер. Прогноз относительно человека нужен в первую очередь для осуществления профилактических мероприятий, недопущения преступных действий. Поэтому можно сказать, что прогноз делается в интересах конкретного лица.

Возвратимся к прогнозированию преступности и рассмотрим вопрос о сроках, которые оно затрагивает. По срокам можно выделить пять видов: сверхкраткосрочное, краткосрочное, среднесрочное, долгосрочное и сверхдолгосрочное. Самым точным является сверхкраткосрочное: на одни сутки, на двое суток – одним словом, на ближайшее дни; оно чаще всего встречается в деятельности органов внутренних дел, когда составляется прогноз, например, в связи со спортивными соревнованиями, с праздничными или политическими мероприятиями и в соответствии с ним распределяются силы и средства. Конечно, сверхкраткосрочный прогноз можно и нужно составлять в отношении конкретного человека, если существует реальная опасность того, что он может совершить преступление в ближайшее время. Целью прогноза являются меры, препятствующие его осуществлению.

Краткосрочные прогнозы составляются на один год, они наиболее точны, среднесрочные прогнозы – на срок до трех лет, долгосрочные – до пяти лет, сверхдолгосрочные – на срок свыше пяти лет. Сверхдолгосрочные точны менее других и сейчас составляются достаточно редко, хотя математически не представляют собой большой сложности. Для практических нужд борьбы с преступностью наиболее полезны первые три вида прогнозирования преступности, а именно: краткосрочные, сверхкраткосрочные и среднесрочные.

Криминологическое прогнозирование очень тесно связано с планированием борьбы с преступностью. Планирование борьбы с преступностью может быть ведомственным, межведомственным или охватывать город, район, регион, субъект Федерации или федеральный округ, даже всю страну. В любом случае это должно быть комплексное планирование, предусматривающее участие правоохранительных и иных государственных и общественных организаций, администраций предприятий и учреждений, в том числе культурных, предпринимательских структур и т. д. Все они должны реализовывать экономические, организационные, технические, воспитательные и иные предупредительные меры.

По своему содержанию и направленности планы могут быть ориентированы на борьбу преступностью в целом, с отдельными ее видами (преступность несовершеннолетних, насильственная преступность, корыстная преступность и др.) или на борьбу с преступностью в отдельных сферах жизни, в неблагополучных слоях общества, в тех или иных отраслях хозяйства или в социальных группах. Наверное, излишне доказывать, что каждый вид планов в зависимости от направленности обладает своей спецификой и предусматривает различные средства и подходы к осуществлению предупредительной деятельности. Можно рекомендовать, чтобы к разработке планов по мере необходимости привлекались специалисты. Например, если планируется работа по предупреждению преступности в семье и повышению роли семьи в борьбе с преступностью, для большей эффективности надо привлекать специалистов в области семьи, психологов и юристов, специализирующихся в области семейного права. То же самое касается планов по предупреждению преступности в отдельных отраслях хозяйства и экономической деятельности, по борьбе с терроризмом или имущественными преступлениями, вообще с любыми преступлениями, где требуются специальные навыки и знания.

Планы борьбы с преступностью должны опираться на результаты криминологического прогноза, в них должны вноситься необходимые коррективы в зависимости от результатов прогнозирования. Планы должны ориентироваться также и на возможности, которые имеются у субъекта предупредительной деятельности, и обязательно учитывать особенности объекта предупредительного воздействия. Без этого ничего не получится. Таким образом, субъект, объект и результаты криминологического прогнозирования должны быть связаны между собой, особенно если речь идет о планах не только на будущий год, а скажем, на несколько лет.

На практике совершенно оправданно выделяется приоритетное планирование борьбы с преступностью несовершеннолетних, в котором принимают участие специалисты самого различного профиля. Авторы таких планов понимают, что от преступности несовершеннолетних зависит состояние преступности в обществе в целом, в том числе и рецидивной, и организованной преступности.

В процессе планирования преступность необходимо рассматривать как сложную, стихийно складывающуюся многофакторную систему, характеризующуюся нестабильностью и вероятностью. Преступность, будучи системным образованием, имеет собственную структуру, специфические функциональные связи между составляющими ее компонентами (отдельными преступниками, группами и видами преступлений). Она выступает не как механическая сумма конкретных преступлений, а как определенное качественное единство, социальное явление системного порядка. Непосредственное управляющее воздействие на преступность в целях ее ограничения и локализации имеет существенные ограничения в силу вероятностного характера и стихийности этого социального феномена, сложного переплетения различных факторов, порождающих преступность либо способствующих ей. Борьба с преступностью может и должна быть плановой и организованной.

Преступность в силу сложного взаимодействия способствующих и противодействующих обстоятельств развивается неравномерно во времени применительно к отдельным видам преступлений и в территориальном разрезе. Криминологическое планирование должно базироваться на социологическом анализе закономерностей и тенденций, проявляющихся в структуре, функциональной взаимосвязи элементов и динамике преступности как одной из систем социального порядка, а также на результатах изучения комплекса причин и условий, способствующих совершению преступлений. При этом направления, объем, характеристику профилактических мероприятий в криминологических планах как целенаправленных управленческих решениях, обращенных в будущее, целесообразно строить применительно к уровням преступности, уровням проявления криминогенных факторов и результатам действия мер общей и специальной криминологической профилактики.

Анализ задач, стоящих перед правоохранительными органами как субъектом криминологического планирования, свидетельствует о том, что они носят комплексный характер и могут быть решены только совместными целенаправленными усилиями государственных и общественных организаций, что, безусловно, требует широкого использования принципов программно-целевого планирования для разработки и реализации мероприятий по предотвращению преступлений и борьбе с преступностью в целом. Переход на систему программно-целевого планирования, отмечает в своем исследовании К.Р. Абызов, позволит существенно повысить эффективность перспективного планирования предупредительной деятельности правоохранительных органов, поскольку оно:

– способствует научному обоснованию перспективных целей и задач деятельности этих органов. Программное планирование требует, чтобы разработка перспективных целей и задач базировалась на результатах комплексных прогнозов, чтобы они формулировались таким образом, что конечный результат предупредительных усилий был бы достижимым и измеряемым. При четком количественном формулировании долгосрочных целей возможен аналитический подход к распределению ресурсов, сил и средств на основе их вклада в достижение целей;

– обеспечивает научно-методический инструмент для оптимального распределения ограниченных ресурсов, сил и средств. При этом решается одна из труднейших задач – обеспечение такого оптимального распределения ресурсов, сил и средств, которое позволит достичь наибольшей эффективности деятельности;

– увязывает цели и расходы на предупредительную активность в количественной форме затраты-результаты-цели;

– совершенствует основу для принятия оптимальных решений по распределению ресурсов. Система программного планирования стимулирует анализ затрат и результатов альтернативных мероприятий и программ. Ее задача – представить лицу, принимающему решения, набор альтернатив, включающих в себя оптимальные сочетания различных подходов к решению поставленных проблем с необходимыми объемами ассигнований. Основная проблема при распределении ресурсов – выбор таких альтернатив, которые обеспечивают наибольший результат для общества в условиях определенных ограничений в финансах, личном составе, техническом обеспечении, уровне подготовки кадров и т. д. Эта задача осуществляется путем анализа различных программ и методов проведения операций и сопоставительной оценки затрат и результатов каждого из вариантов;

– взаимоувязывает годовое финансирование правоохранительных органов с перспективными программами и финансовыми планами. Стратегические решения по распределению ресурсов отражаются в перспективных программах и соответствующих финансовых планах, определяющих перечни задач и уровни их финансирования на планируемый период с разбивкой на пятилетку и годам. Текущее же их финансирование осуществляется на основе финансовых планов. Таким образом, годовой финансовый план становится материальным инструментом управления оперативной предупредительной деятельностью. Программное планирование, объединяя в единый комплекс перспективное (среднесрочное) и тактическое (текущее) планирование, обеспечивает преемственность планов и реализацию «скользящего» принципа планирования;

– стимулирует непрерывный анализ текущих и перспективных программ и мероприятий.

Таким образом, программное планирование – это научно-методический инструмент для разработки и принятия оптимальных решений по распределению ресурсов, а также для реализации программ и мероприятий в соответствии с принятыми решениями.

Вместе с тем внедрение системы программного планирования связано с решением ряда научно-методических и организационных проблем, основными из которых являются:

– формулирование научно обоснованных перспективных целей деятельности правоохранительных органов на основе результатов соответствующих комплексных прогнозов и в виде системы определенных количественных и качественных показателей, которые могут практически использоваться руководством регионами страны;

– разработка методов количественного измерения задач, затрат и результатов в сопоставляемой форме;

– ограниченность информационной базы;

– разработка достоверного справочно-информационного фонда и отраслевых нормативов по всем аспектам деятельности названных органов.

Проблема предупреждения преступности является сложной задачей, охватывающей деятельность органов внутренних дел, прокуратуры, юстиции, судов и различных общественных организаций, которую необходимо решать на основе комплексных межведомственных планов и программ. В свою очередь, эти планы и программы должны формироваться на основе перспективных целей, определяющих наиболее важные и актуальные проблемы по предупреждению преступности. Основой формулирования этих целей являются результаты перспективных комплексных прогнозов.

Из книги История Русской мафии 1995-2003. Большая крыша автора Карышев Валерий

Указ по борьбе с организованной преступностью В этом году выходит пресловутый указ президента: в связи с борьбой с организованной преступностью государство ввело специальный указ, который давал широкие права работникам милиции. Например, они получали право

Из книги Обеспечение безопасности образовательного учреждения автора Петров Сергей Викторович

Из книги Градостроительный кодекс Российской Федерации. Текст с изменениями и дополнениями на 2009 год автора Автор неизвестен

Глава 3. ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ Статья 9. Назначение территориального планирования и виды документов территориального планирования 1. Территориальное планирование направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий

Из книги Шпаргалка по международному праву автора Лукин Е Е

63. ПОНЯТИЕ МЕЖДУНАРОДНОЙ БОРЬБЫ С ПРЕСТУПНОСТЬЮ Все цивилизованные государства стараются координировать свои действия в борьбе с преступностью. Они заключают договоры по международному сотрудничеству о борьбе с отдельными видами международных преступных деяний и

Из книги Шпаргалка по криминалистике автора Аленников Андрей Геннадьевич

45. ПЛАНИРОВАНИЕ РАССЛЕДОВАНИЯ ПРЕСТУПЛЕНИЙ Планирования расследование преступлений преследует следующие цели:1) полнота, всесторонность и объективность расследования;2) экономичность расследования;3) согласование усилий следователя с усилиями других служб органов

Из книги Теория доказательств автора Лоер Владислав

4. Версии и планирование в процессе доказывания Для того чтобы процесс собирания, проверки и оценки доказательств обеспечил всесторонность и полноту установления обстоятельств дела и вместе с тем осуществлялся быстро, без излишней затраты сил и средств, этот процесс

Из книги Убийства на «разборках» (методика расследования) автора Гурев Михаил Сергеевич

Глава 10 Планирование расследования Вопросы планирования достаточно полно рассмотрены существующей литературой{32}, однако хотелось бы еще раз подчеркнуть ряд моментов, имеющих, на наш взгляд, определяющее значение.Представляется, что является ошибочным мнение о том,

Из книги Бюджетная система Российской Федерации автора Федосов Виталий Анатольевич

Вопрос 8 Прогнозирование и планирование доходов бюджетов В соответствии с Федеральным законом «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации» выделяют: долгосрочный прогноз (на срок 10 лет, составляется 1 раз в

Из книги Муниципальное право. Шпаргалки автора Ольшевская Наталья

104. Планирование социально-экономического развития ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» относит принятие планов и программ развития муниципального образования и утверждение отчетов об их исполнении к исключительному ведению

Из книги Криминалистика. Шпаргалки автора Петренко Андрей Витальевич

Из книги Криминология. Шпаргалки автора Орлова Мария Владимировна

1. Понятие криминологии как учебной дисциплины Криминология как учебная дисциплина занимается изучением преступлений, их причин, видов их взаимосвязи с различными явлениями и процессами, а также результативностью принимаемых мер в борьбе с преступностью.Криминология

Из книги Криминология. Шпаргалка автора Гришина И. Г.

1. Понятие и содержание криминологии как учебной дисциплины Криминология - учебная дисциплина, изучающая преступления, их причины, виды взаимосвязи с различными явлениями и процессами, а также результативность принимаемых мер по борьбе с преступностью. Криминология

Из книги Все о правах работника и обязанностях работодателя автора Богданова Н.

Планирование отпуска При планировании отпуска вам надо учитывать, что дни отдыха рассчитываются в календарных днях. Вам будет положено 28 таких дней.В их число входят выходные (праздничные дни - исключение). В то же время у вас есть право разделить отпуск на две части. Одна

Из книги Бюджетный кодекс Российской Федерации. Текст с изменениями и дополнениями на 2009 год автора Коллектив авторов

Статья 174.1. Прогнозирование доходов бюджета 1. Доходы бюджета прогнозируются на основе прогноза социально-экономического развития территории в условиях действующего на день внесения проекта закона (решения) о бюджете в законодательный (представительный) орган

Из книги Механизм преступного насилия автора Петин Игорь Анатольевич

1. Преступное насилие и криминологическое значение его признаков Несмотря на давно отмечаемую криминологами чрезвычайную ситуацию в сфере насильственных преступлений, в действующем уголовном законодательстве отсутствует само понятие насилия, что отмечал, в

Из книги Избранные труды автора Беляев Николай Александрович

§ 4. Основные направления и задачи борьбы с преступностью Советская уголовно-правовая политика призвана определять конечные цели, к достижению которых стремится Коммунистическая партия Советского Союза в области борьбы с преступностью в конкретных исторических

Профилактика преступлений будет неэффективной, если она будет осуществляться не на научной основе прогнозирования и планирования, программирования борьбы с преступностью, т.е. иначе говоря -- вслепую .

Составной частью программирования профилактической деятельности является криминологическое программирование, которое, в свою очередь, невозможно без составления научно обоснованных прогнозов тенденций преступности и индивидуального преступного поведения.

Отсюда вытекает и практическая значимость данной темы, поскольку борьба с правонарушениями и преступлениями невозможна без знания основ криминологического прогнозирования и программирования.

Криминологическое прогнозирование -- это научно обоснованное предвидение и предсказание развития тенденций преступности в будущем, также возможности преступного поведения со стороны конкретного лица, на основе учета изменений в причинах, условиях и факторах, влияющих на них. Криминологическое программирование -- это составление программы (плана) профилактики (предупреждения) преступлений, создающей основы дня управления преступностью, воздействия на нее, борьбы с нею. При этом «необходимо строго соблюдать «золотое» правило взаимосвязи между прогнозированием и планированием любой деятельности: прогнозирование предшествует и сопровождает (например, качестве мониторинга) планирование на всех его этапах».

В основе криминологического прогнозирования находится познание закономерностей преступности и преступного поведения, их причин, условий, а также их состояния в прошлом и настоящем. Иными словами, прямую линию можно провести только через две точки -- прошлое и настоящее в будущее.

Г.А. Аванесов в структуре криминологического прогнозирования выделяет субъекты, объекты, содержание, формы, цели и задачи:

  • 1) субъектами криминологического прогнозирования, по его мнению, являются:
    • а) органы, ведущие борьбу с преступностью, научно-исследовательские учреждения, занимающиеся изучением проблем преступности,
    • б) коллективы (специально созданные группы ученых и практических работников). Кроме того, он полагает, что основную работу по составлению прогнозов преступности должно вести МВД;
  • 2) объектами криминологического прогнозирования являются:
    • а) преступность, тенденции и закономерности ее изменения, ее состояние, уровень, структура, а также причины и условия;
    • б) преступное поведение отдельного лица, его виды, причины и условия, при индивидуальном прогнозировании»;
  • 3) содержание криминологического прогнозирования -- это данные, информация, сведения о будущей преступности (о ее тенденциях и закономерностях, состоянии, уровне, структуре и т.д.), а также данные о закономерностях преступного поведения.
  • 4) форма криминологического прогноза -- это конкретно выраженные в каком-либо документе результаты прогнозирования, прогностическое заключение. Форма прогноза не может быть постоянной. В связи с тем, что в сам прогноз постоянно вносятся коррективы, изменения, форма его каждый раз выступает в особом виде. Поэтому под формами криминологических прогнозов следует понимать не только разрабатываемые для одного определенного случая законченные документы, но и формы отображения непрерывной, постоянно меняющейся, использующей новые данные прогностической деятельности;
  • 5) основными целями криминологического прогнозирования являются подготовка материалов для разработки общей концепции, программы управления преступностью, выбор оптимального пути развития (совершенствования) деятельности органов уголовной юстиции. Иначе говоря, цели прогнозирования определяются стратегией предвидения изменений преступности и мер воздействия на нее, а задачи -- тактикой управления ею в настоящее время с учетом прогноза на ближайшее будущее. криминологический прогноз составляет основу программирования предупреждения преступности -- в этом его основное предназначение.

В структуре криминологического программирования следует выделять принципы, этапы, систему программы и показатели.

Принципами криминологического программирования (планирования) являются:

  • а) законность (его соответствие основным законам);
  • б) научность (любая программа должна строиться на основе научного криминологического исследования);
  • в) реальность и экономическая целесообразность (учет реальной обстановки и ее динамики, а также материальное, финансовое, кадровое и техническое обеспечение программы (плана);
  • г) дифференциации и многоуровневость мероприятий программы (сочетание общих мер предупреждения преступлений со специальными, общесоциальных с личностномикросредовыми, по сферам жизнедеятельности, учет особенностей первичных объектов (коллектив, микрорайон, район) и контингентов населения);
  • д) конкретность (актуальность, учет местных особенностей, определение исполнителей, сроков исполнения и форм контроля и т.п.);
  • е) директивный характер (обязательность для всех субъектов профилактики).

Выделяют четыре основных этапа криминологического программирования: а) организационно-подготовительный (определение персонального состава разработчиков программы; выделение ответственных за отдельные направления, инструктаж, составление плана- графика работы);

б) информационно-аналитический (разработка программы по изучению состояния преступности и иных правонарушений, их причин и условий, опыта профилактической деятельности; сбор информации, статистическая обработка и анализ с оценкой, выводы, ознакомление с результатами всех разработчиков программы и конкретных исполнителей);

в) непосредственная разработка программы (определение цели и главных задач, структуры, конкретных взаимоувязанных мероприятий, ответственных исполнителей и сроков, рецензирование и доработка);

г) исполнение программы (доведение заданий до исполнителей, определение органов, ответственных за исполнение; организация контроля над исполнением, корректировка).

Система программы (плана) профилактики включает чаще всего 13 направлений, разделяемых на пять блоков:

  • -- первый блок (общий):
    • а) формулирование целей, основных направлений профилактики и иерархии задач;
    • б) предложения, в основном юридического характера, по общесоциальным мероприятиям (экономические, организационно-управленческие, технические т.п.);
  • -- второй блок (типовой):

в) анализ корыстных преступлений, экономической организованной преступности, их видов, причин и условий, разработка мер профилактики;

м) особенности профилактической деятельности системы правоохранительных государственных органов и негосударственных организаций; неправоохранительных государственных органов и негосударственных формирований; граждан -- специалистов и экспертов и просто граждан, безотносительно к их профессиональным качествам (субъектный срез программы);

н) разработка предложений о порядке исполнения программы и контроле над ходом исполнения (первый блок).

К показателям программы относятся:

б) исполнители, а при совместной организации исполнения -- головной орган;

в) время действия каждого мероприятия;

г) административно-территориальные границы действия мероприятий;

д) предполагаемые изменения в уровне и структуре преступности и правонарушаемости;

е) группы населения, которым адресованы мероприятия (социально-демографические, социально- профессиональные, особые);

  • ж) мероприятия по сферам жизнедеятельности людей (труд, быт, досуг и т.п.);
  • з) материально-ресурсное обеспечение каждого мероприятия (финансы, кадры, материалы, техника);
  • и) указание на контролирующий орган и формы контроля.

Кроме того, при криминологическом программировании следует выделять:

  • 1) проблемные преступления и социальные отклонения -- наиболее распространенные, наиболее опасные преступления, и те, число которых растет, и те, которым не уделяется внимания;
  • 2) проблемные криминогенные зоны региона, отрасли -- территориально-отраслевые единицы с особо неблагоприятными показателями преступности, криминальной концентрации, где чаще всего совершаются преступления, места, где скапливаются носители социальных отклонений, например, проститутки, бродяги и др. (так, в г. Москве -- район трех вокзалов, практически в любом городе -- парки);
  • 3) проблемные группы людей -- это социальные группы наибольшей криминальной зараженности (безработные, освободившиеся из мест лишения свободы и др.).

В зависимости от сроков различают краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные прогнозы:

  • 1) краткосрочные криминологические прогнозы используются для повседневной организации воздействия на преступность и определения тактики этой деятельности (например, сезонные прогнозы в курортных городах);
  • 2) долгосрочные криминологические прогнозы лежат в основе главной стратегической линии уголовной политики. Их назначение состоит в определении ведущих тенденций преступности с учетом изменений, происходящих в социальных условиях и системе мер воздействия на нее. Сейчас возможны долгосрочные прогнозы на 20 лет -- за этот срок в основном завершается демографический цикл (воспроизводство одного поколения населения, нравственное и профессиональное формирование личности);
  • 3) среднесрочные криминологические прогнозы связывают между собой долгосрочные и краткосрочные прогнозы, т.е. стратегию и тактику воздействия на преступность, ее управления. Они рассчитываются обычно на пять лет.

В зависимости от уровня прогнозирования криминального явления выделяют обобщенный и индивидуальный прогноз.

Обобщенный криминологический прогноз -- это предвидение территориальных и отраслевых изменений в преступности, по социальным группам и т.п. на основе учета общесоциальных явлений и индивидуальное криминологическое прогнозирование -- это предвидение вероятности совершения преступления со стороны конкретного лица на основе учета степени напряженности криминогенной ситуации и уровня устойчивости криминогенной мотивации, наиболее полного определения анатомических, психофизиологических, психологических, социально-психологических микросоциальных особенностей в каждом конкретном случае. При прогнозировании индивидуального преступного поведения используется формула:

где I -- следствие (конкретное преступление, его вид); К -- коэффициент вероятности совершения преступления; Т -- время существования криминогенной ситуации до совершения преступления (устанавливается по результатам эмпирических исследований); U -- ступень напряженности криминогенной ситуации в каждом конкретном случае; u -- разрядка напряженности; U -- u -- развитие процесса напряженности; М -- устойчивость криминогенной мотивации конкретного лица; m -- сила антикриминогенной мотивации этого же лица; М -- m -- мотивационная борьба; R -- негативные внутренние условия; r -- позитивные внутренние условия; R --r -- степень сопротивления или содействования криминогенным мотивации и ситуации, процесс взаимодействия позитивных и негативных внутренних условий; А -- негативные внешние условия; а -- позитивные внешние условия; А -- а -- степень сопротивления или содействования криминогенным мотивации и ситуации, процесс взаимодействия позитивных и негативных внешних условий.

Главная проблема состоит в переводе этой модели в единую сопоставляемую систему показателей, на основе шкалирования. Кроме того, в зависимости от количества предполагаемых вариантов изменений в преступности различают многовариантные и одновариантные, или простые прогнозы.

Многовариантный криминологический прогноз предусматривает разновидности изменений в уровне и тенденциях преступности в зависимости от характера, масштаба, типа применяемых профилактических мероприятий. При простом криминологическом прогнозе расписывается лишь однозначная, одновариантная зависимость преступности от конкретных мероприятий и социальных изменений.

Нормативные криминологические прогнозы, строятся на подробном расчете сил, ресурсов, последовательности определенных операций в целях выполнения конкретных задач.

В криминологическом прогнозировании используются обычно три обобщенных метода:

а) экстраполирования

б) экспертных оценок

в) моделирования.

Экстраполирование -- это продолжение в будущее динамико-статистических рядов, закономерности, построения которых в прошлом и настоящем известны. Рассчитанные с помощью математических средств показатели изменений уровня и структуры преступности прошлого и настоящего периодов, темпа и ритма этих изменений путем построения динамического ряда абсолютных данных или индексов переносятся на ближайшее будущее. Этот метод применяется, если факторы, воздействующие на преступность, устойчивы, поэтому он эффективен только в краткосрочных и в среднесрочных видовых (т.е. по видам преступного поведения) прогнозах. Метод экспертных оценок состоит в выяснении мнения экспертных групп ученых и практиков о будущем развитии преступности с последующей обработкой полученных оценок по специальным шкалам. Этот метод используется при долгосрочных прогнозах, когда не требуется детализированных выводов.

Метод математического моделирования -- это разработка и применение в компьютерных программах комплекса (системы) математических формул, отражающих взаимодействие процессов и явлений, существенно влияющих на преступность. Это наиболее точный, детализированный и обоснованный метод, он может применяться во всех видах прогнозов, но очень трудоемок, зато современен и эффективен.

Криминологическое программирование бывает перспективным и текущим.

Перспективное программирование рассчитано на длительный срок и предусматривает мероприятия по достижению главной цели -- наиболее полной регуляции преступности.

Перспективное программирование основано на долгосрочных и среднесрочных прогнозах.

Текущее программирование предназначено для решения промежуточных задач с учетом криминологической ситуации, оперативной обстановки в регионе в определенный краткий период времени, составляется на основе краткосрочного прогноза.

В зависимости от направлений деятельности выделяется комплексно-территориальное, комплексно-отраслевое и ведомственно-отраслевое программирование.

Комплексно-территориальное программирование предусматривает мероприятия в региональном разрезе, т.е. по местностям; комплексно-отраслевое -- по отраслям экономики; ведомственно-отраслевое -- предусматривает специальные мероприятия по воздействию и управлению всей преступностью или ее отдельными типами и координирует деятельность органов внутренних дел, прокуратуры, юстиции, арбитража -- всех правоохранительных органов.

Методы криминологического программирования -- общие и специальные.

Общими методами программирования являются те, которые применяются и в программах экономического, социального развития. К ним относятся:

1) балансовый метод, суть которого заключается в обеспечении равновесия различных, равнозначимых и разнохарактерных процессов социального развития -- экономических, культурных, политических и т.п. в их воздействии на преступность;

  • 2) программно-целевой подход, который предусматривает не только мероприятия, сроки, исполнителей, но и их ресурсное (кадровое, финансовое, материально-техническое) обеспечение, расписание конкретных задач по субъектам и т.п. Специальные методы используются только при криминологическом программировании. К их числу относятся:
  • 1) криминологическая экспертиза, одно из направлений этой деятельности -- мероприятия по воздействию на преступность, управлению ею, предупреждению, которые проходят «красной нитью по всем разделам программ экономического, социального развития, а также муниципальных, т.е. являются «сквозными», и специально не выделяются;
  • 2) мероприятия по управлению преступностью, выделяемые в отдельный раздел программы экономического или социального развития или разрабатываемые самостоятельно, которые получают наименование программы предупреждения преступности и иных правонарушений и состоят из ряда подразделов, расписаны по субъектам, как общей компетенции (выделение задач для органов местного самоуправления, учебных заведений и т.п.), так и специально осуществляющим эту деятельность (правоохранительные органы).

В юридической науке прогнозирование преступности принято относить к предмету криминологии и именовать криминологическим прогнозированием. Данный вид прогностических исследований является ключевым средством научного предвидения не только деятельности по предупреждению преступности, но и формирования уголовной политики государства. Наряду с анализом закономерностей развития криминальных ситуаций, связанных с совершением различных преступлений, концептуальная основа прогнозирования преступности в сфере экономики базируется еще и на усвоении существовавших ранее и сложившихся в стране в настоящее время политических, экономических, социальных и уголовных доктрин. Такой комплексный подход позволяет рассматривать прогнозирование криминологических показателей преступности в качестве одного из элементов предмета не только собственно криминологии, но и уголовной политики в целом.

В учебнике по криминологии под редакцией профессора В.Д. Малкова приводятся определения понятий криминологического прогнозирования и криминологического прогноза. Криминологическое прогнозирование в названной работе определяется как процесс научного познания будущего состояния преступности, факторов, влияющих на ее изменения, и разработки криминологического прогноза. Такое предвидение ориентировано на оценку вероятного состояния преступности с учетом наблюдаемых в ней тенденций и допустимых в будущем изменений с целью оптимизации решений, направленных на противодействие ей, повышения их научной обоснованности. Криминологический же прогноз определяется как результат предвидения, который представляет собой научно обоснованное, вероятностное суждение о будущем состоянии, тенденциях развития преступности, ее детерминантах и последствиях, личности преступника, а также о мерах предупреждения преступлений, что включает в себя качественную и количественную оценки предполагаемых изменений .

Так, в учебном пособии Казанского юридического института МВД России сформулировано только понятие криминологического прогноза, под которым понимается научное предсказание вероятности совершения преступлений в будущем, в том числе повторных (прогноз рецидивизма), или вероятности для лица стать жертвой (прогноз вероятности стать жертвой). При этом отмечается, что в более широком смысле под криминологическим прогнозом подразумевается предсказание вероятных последствий для общества, вызванных изменениями законодательных мер, судебной практики и управления в области уголовного судопроизводства .

Мы не видим проблемы в том, что некоторые авторы не рассматривают понятие криминологического прогнозирования. Поскольку категории криминологического прогнозирования и криминологического прогноза соотносятся между собой только как процесс и результат. Сущность дискуссии по поводу определения данных понятий сводится к установлению перечня элементов, составляющих предмет криминологического прогнозирования (прогноза). Разрешение данной дискуссии очень важно для теории криминологии и других наук, в рамках которых может осуществляться прогнозирование в сфере борьбы с преступностью, так как до сих пор точно не определено, какими аспектами должно характеризоваться криминологическое прогнозирование или к предвидению чего именно оно должно стремиться.

В докторской диссертации В.Е. Новичкова, посвященной прогнозированию в сфере борьбы с преступностью, анализируются различные точки зрения по поводу предметной области данного вопроса, которые классифицируются в следующие группы.

  • 1. Прогнозирование осуществляется с целью получения сведений о количественно-качественной характеристике преступности или отдельных ее видов, социальных характеристик личности преступника и его типов, объектов социальной превенции и субъектов индивидуальной профилактики.
  • 2. Прогнозирование осуществляется с целью получения сведений о потребности общества и государства в определенном объеме уголовно-правового регулирования и развития общественных отношений, которые возникают из-за совершенных преступлений и возможных последствий такого регулирования.
  • 3. Прогнозирование осуществляется с целью получения сведений о необходимости разработки новых уголовно-правовых, уголовнопроцессуальных и уголовно-исполнительных норм, возможной эффективности их применения, достаточного в них объема репрессии и превенции, а также разработки направлений деятельности государства в определении форм, задач, содержания работы правоохранительных органов, иными словами, государственной политики в области борьбы с преступностью.
  • 4. Прогнозирование осуществляется с целью получения сведений о практике уголовного преследования, назначения наказания, правовых последствий его исполнения, динамики типологических признаков личности осужденных, возможностей их последующей адаптации.

Исходя из данной классификации, Новичков делает вывод, что предметная область прогнозирования в сфере борьбы с преступностью включает в себя такие общие теоретические и практические проблемы, как:

  • предвидение объективных процессов, тенденций, закономерностей, характерных для преступности в будущем;
  • предвидение появления и развития уголовно-правовых отношений, необходимости их регулирования нормами уголовного права и обеспечения их соответствующими процедурами;
  • прогнозирование путей реформирования уголовного, уголовно-исполнительного и уголовно-процессуального законодательства с учетом последствий такого реформирования, в том числе результатов пенализации, депенализации и правореализации;
  • определение перспективных стратегических, тактических и практических направлений борьбы с преступностью .

Таким образом, в качестве основного направления криминологического прогнозирования преступности выступает разработка возможных вариантов ее развития. Особенностью любого вида прогнозирования является вероятностный характер прогноза и его многовариантность. Точность прогноза зависит от сложности прогнозируемого явления. Чем сложнее явление, его внутренние и внешние связи, тем больше вероятность неполного их учета. Преступность представляет один из наиболее сложных объектов прогнозирования. Поэтому прогнозирование в сфере борьбы с преступностью по степени детализации и конкретизации существенно отличается от других прогнозов, в частности, в естественных науках. Научное предвидение будущего преступности всегда связано с проблемой неопределенности, ибо даже при самом тщательном изучении процессов, влияющих на преступность, невозможно предусмотреть все возможные варианты ее предстоящих изменений. Основная задача данного вида прогнозирования состоит в том, чтобы найти необходимое решение проблемы борьбы с преступностью в условиях неопределенности, свести до минимума ее степень, дать прогноз, в максимальной мере приближенный к предстоящей объективной реальности.

Дополнительными направлениями выступают:

  • 1) прогнозирование путей реформирования (совершенствования) законодательства, обеспечивающего борьбу с преступностью, с учетом результатов такого реформирования;
  • 2) определение наиболее эффективных стратегических, теоретических и практических направлений борьбы с преступностью.

Такой подход к оценке предметной области и перечня элементов прогнозирования преступности соответствует функциям, целям и задачам криминологического прогнозирования, определяемым в современной юридической литературе.

Функции криминологического прогнозирования преступности состоят в том, чтобы дать возможную информацию о развитии преступности в будущем и оказывать на нее позитивное воздействие.

Целью криминологического прогнозирования является установление наиболее общих показателей, характеризирующих генезис преступности в перспективе, выявление и фиксация на этой основе нежелательных тенденций и закономерностей и отыскание способов изменения этих тенденций и закономерностей в нужном и позитивном направлении.

Криминологическое прогнозирование имеет следующие задачи:

  • выяснение всех обстоятельств, имеющих существенное значение для разработки перспективных планов;
  • выработка общей концепции борьбы с преступностью, включающей в качестве составной части выбор оптимального развития (совершенствования) правоохранительных органов;
  • определение возможных изменений в состоянии, уровне, структуре и динамике преступности в будущем;
  • выявление обстоятельств, способствующих этим изменениям.

видно, что активное применение аппарата научного предвидения дает возможность согласовать цели и текущие задачи деятельности субъектов борьбы с преступностью с требованиями завтрашнего дня, выделить главное, обозначить второстепенное, способствовать разработке механизма последовательного осуществления выработанных решений. Следовательно, прогнозирование - это тот инструментарий, который позволяет повысить эффективность борьбы с преступностью, определить приоритеты такой деятельности. Результаты предвидения являются основой для научной экспертизы проблемных ситуаций, которые потребуют использования уголовно-правовых средств с целью регулирования или охраны общественных отношений

Криминологический прогноз является научной основой программирования и планирования деятельности общества, правоохранительных органов по борьбе с преступностью.

Программирование борьбы с преступностью и предупреждения преступлений - это деятельность по разработке и реализации соответствующих целевых, комплексных программ, в которых определяется система (комплекс) мер борьбы с преступностью, предупреждения преступлений посредством указания целей, задач, средств, способов, этапов, механизма реализации соответствующих мер, их ресурсного обеспечения, а также показателей ожидаемых результатов.

Программирование осуществляется республиканскими и местными органами исполнительной власти на основе анализа государственной и ведомственной статистической отчетности, результатов криминологических исследований, криминологических экспертиз и мониторинга, опросов общественного мнения населения, материалов деятельности правоохранительных органов.

Согласно Варчука Т.В: "планирование предупреждения преступности - это деятельность представительных органов власти по разработке и внедрению системы мероприятий, направленных на создание, и развитие позитивных объективны, и субъективных условий, исключающих или нейтрализующих возможность отклоняющегося от норм уголовного законодательства поведения людей" .

Целью планирования предупреждения преступности является достижение или сохранение тенденции снижения преступности и позитивное изменение её характера и структуры в планируемый период.

Наибольшую результативность в сфере борьбы с преступностью могут приносить криминологические планы (или разделы), являющиеся органической частью социально-экономического планирования.

План - это решение, содержащее указание о путях его реализации.

Таким образом, необходимым элементом плана является, и комплекс организационных мер по обеспечению выполнения намеченной программы.

Субъекты разработки и принятия программ осуществляют их финансирование, ресурсное и кадровое обеспечение, контроль за их реализацией.

Разработка программ является сложным процессом, включающим следующие основные этапы:

1) обоснование программного решения проблемы;

2) формирование целей программы;

3) разработка вариантов программы;

4) разработка проекта программы;

5) разработка сценария реализации программы.

Программы борьбы с преступностью и предупреждения преступлений имеют достаточно сложное содержание, охватывающее: обоснование необходимости решения проблемы путем реализации соответствующей программы; цели, задачи, сроки и этапы ее реализации; систему программных мероприятий; меры финансового, материально-технического, кадрового обеспечения; объем и источники такого обеспечения.

Криминологическое планирование - это целенаправленный процесс выработки плана, в котором на основе целей и задач в сфере борьбы с преступностью намечаются пути и средства их решения, нормативного, информационного, организационного, методического и ресурсного обеспечения на определенный период времени.

Планирование осуществляется на разных уровнях и реализуется в комплексных планах профилактики правонарушений, а также в ведомственных планах правоохранительных органов применительно к их задачам и функциям.

Наиболее распространенным видом планов деятельности по предупреждению преступлений длительное время были комплексные планы профилактики правонарушений. Они составлялись и реализовывались в масштабах республик, краев, областей, городов, районов, а также отдельных отраслей народного хозяйства.

Система комплексного планирования профилактики преступлений имела, таким образом, не только территориальный, но и ведомственно - отраслевой подход.

Планы включали мероприятия, направленные главным образом на устранение причин и условий совершения правонарушений и развитие всего антикриминогенного потенциала региона либо отрасли народного хозяйства.

В настоящее время предпринимаются значительные усилия по восстановлению системы такого планирования.

Его основная задача состоит в том, чтобы объединить разрозненные усилия разнообразных субъектов предупреждения преступлений и направить их в единое русло целенаправленной деятельности по более эффективному использованию своих возможностей в сфере борьбы с преступностью.

Комплексный подход позволяет заложить в основу деятельности субъектов профилактики слаженность в работе, последовательность выполнения профилактических мероприятий, взаимодействие, координацию и единство действий всех исполнителей в соответствии с предусмотренными сроками.

Комплексное планирование позволяет учитывать в сложной и многообразной деятельности конкретное решение вопросов, связанных с применением организационных, хозяйственных, правовых, воспитательных и иных факторов.

Мероприятия текущего плана должны быть всегда строго индивидуализированы и применительно к конкретной обстановке борьбы с преступностью.

Текущие планы строятся на основе краткосрочных прогнозов и в зависимости от характера их обычно на те же сроки. В деятельности органов, ведущих борьбу с преступностью, наибольшее распространение получило текущее квартальное, полугодовое и годовое планирование.

Органы государственной власти на местах и в центре обладают необходимыми материальными, финансовыми, организационными и правовыми возможностями позитивного воздействия на все сферы социальной жизни различных уровней организации общества.

Правовой основой деятельности органов по экономическому и социальному планированию, в том числе и планированию предупреждения преступности, является Конституция, которая возлагает на органы государственной власти обеспечение соблюдения законов, охрану государственного и общественного порядка, прав граждан.

Назрела потребность разработки методологических и методических основ определения эффективности предупреждения преступности на основе, и в рамках планов социального развития регионов, и трудовых коллективов, которые позволили бы дать конкретный, и обоснованный ответ на вопрос, какие в качественном, и количественном выражении результаты следует ожидать от реализации плана и его отдельных разделов, в частности от криминологического.

Криминологическое планирование (программирование) представляет собой целенаправленный процесс по выработке плана, в котором на основе целей и задач борьбы с преступностью намечаются пути и средства решения их решения, нормативного, информационного, организационного, методического и ресурсного обеспечения на определенный временной период.

Криминологическое планирование, реализуется в форме управленческих документов-планов (программ) "и имеет следующие виды:

1. по уровню масштабу:

Региональное,

Местное,

На отдельном объекте;

2. по органу власти, утверждающему план (программу);

3. по составу участников и их роли:

Комплексное, межведомственное, ведомственное;

По направленности:

4. территориальное или отраслевое;

5. по предмету:

Охватывающее борьбу с преступностью в целом и по видам либо только борьбу с отдельными видами преступлений;

6. по срокам:

Долгосрочное,

Среднесрочное,

Краткосрочное.

Базой криминологического планирования является прогноз, данные о преступности, влияющих на нее процессах и состоянии борьбы с нею. При этом разработчики оценивают существующие возможности воздействия на прогнозируемые неблагоприятные тенденции преступности и закладывают в план (программу) соответствующие мероприятия, стремясь разрушить или смягчить их и, наоборот, стимулировать позитивные для общества тенденции.

Программы разрабатываются на стратегическом уровне управления борьбой с преступностью. Они предусматривают цели и задачи на относительно длительный период, их приоритеты и увязку с другими целями специального управления, систему субъектов и средств борьбы с преступностью, ресурсы, которые может выделить общество, и т. п.

Планы же детализируют по задачам, направлениям, функциям отдельных субъектов борьбы с преступностью, организацию этой борьбы,

предусматривая конкретные мероприятия, порядок, последовательность,

сроки исполнения, ответственных исполнителей.

Краткосрочное криминологическое планирование рассчитывается на квартал, полугодие, год и направлено на решение текущих проблем, вытекающих из существующей и прогнозируемой на ближайший период обстановки.

Среднесрочное и долгосрочное планирование исходит из прогнозов на эти же периоды. Такие виды планирования направлены на определение перспективы борьбы с преступностью, постановку задач на продолжительный срок, определение путей и средств их решения.

Таким образом, среднесрочное и долгосрочное криминологическое планирование имеют форму крупномасштабных программ, определяющих стратегические цели, комплекс вытекающих из них задач, систему участников, направлений, средств (мер) их решения, обеспечение.

Комплексное и межведомственное криминологическое планирование охватывают соответственно разработку комплексов задач и средств борьбы с преступностью на определенной территории, в определенной сфере социальной жизни, отрасли народного хозяйства.

Такие планы включают в себя как решения экономических, социальны, идеологических задач, одновременно направленных на устранение причин преступности, так и меры по повышению эффективности работы правоохранительных органов, а также по искоренению из сознания людей пережитка прошлого, в том числе расширение правовых знаний и воспитание правовой культуры.

В настоящее время развивается практика создания единого плана, в котором содержатся разделы о мероприятиях по предупреждению правонарушений.

Планы составляются с учётом одного из основных принципов планирования - выделения ведущих направлений, т. е. актуальных задач, которые необходимо решить в определённый срок. Реальные возможности общества на каждый период ограничены.

Поэтому одновременное и интенсивное решение всех задач борьбы с преступностью невозможно. Среди них следует выделять наиболее важные и намечать меры по их разрешению. Выделение ведущих направлений способствует концентрации сил средств на решении узловых вопросов.

Ведущие направления определяют на основе изучения преступности, оценки эффективности средств борьбы с ней, криминологических прогнозов и с учётом реальных возможностей решения тех или иных задач.

Последним звеном в системе планирования является реализация плана. Организация работы исполнителей и нахождение оптимальных вариантов их деятельности обеспечивается контролем исполнения.

Поэтому контроль выполняет и регулирующую задачу, внося коррективы в намеченную плановую программу в соответствии с изменениями в законодательстве и с учётом процессов, происходящих в состоянии, в структуре и динамике преступности. Регулирующая функция контроля особо важна при реализации перспективных планов, исполнение которых рассчитано на длительное время.

Прогнозирование преступности тесно связано с планированием борьбы с преступностью, хотя они и отличаются по целям и задачам.

Цель прогнозирования - выявить возможные варианты изменения преступности в будущем, и обстоятельства, которые могут способствовать сокращению (либо увеличению) преступности.

План устанавливает, что в связи с этим надо сделать, в какой срок, какие нужны ресурсы, средства и т. д.

Прогнозирование преступности предшествует формированию плана во времени, определяет его сущность и содержание. Прогнозирование является научной основой для составления планов борьбы с преступностью, планов предупреждения преступности.

Причем имеется прямая связь между надежностью прогноза и обоснованностью плана; чем точнее прогноз, тем больше оснований для обеспечения оптимальности плана.

Криминологический прогноз по существу служит основой всей организации борьбы с преступностью, осуществляемой не только государственными органами, но и общественными организациями. Это важный этап планомерной борьбы с преступностью, ибо только на основе прогноза можно решать вопросы принятия заблаговременных решений относительно воздействия на преступность, а также развития системы органов, реализующих предупредительные и иные мероприятия по борьбе с преступностью. Криминологический прогноз является необходимой научной базой для комплексного планирования предупреждения преступности на любом уровне организации общества.

Таким образом, криминологическое прогнозирование обеспечивает не только определение оптимального варианта научно обоснованной стратегии и мер повышения уровня организаторской деятельности государственных и общественных органов, но и выработку тактики и методики борьбы с преступностью.

Этапу разработки профилактических мер, после анализа качественно-количественных характеристик обязательно предшествует прогнозирование, представляющее собой процесс получения, обработки и анализа необходимой для прогноза информации.

Предупреждение преступности буквально означает предохранение людей, общества, государства от преступлений.

В настоящее время предупреждение преступности представляет собой сложный комплекс разнообразных мер упреждающего воздействия.

Предупреждение преступности - это сложный, многоаспектный процесс, обладающий определенными признаками целостности, являющийся неким единством в различиях.

Отсюда велико значение его комплексного рассмотрения, выделения составляющих элементов, их классификации по различным основаниям, интегративной оценки, т.е. многого из того, что присуще системному анализу.

По признаку или уровню принято выделять обще - социальное (или общее) и специальное предупреждение преступности.

В случае общего предупреждения речь идет о том, что позитивное развитие общества, совершенствование его экономических, политических, социальных и иных институтов, устранение из жизни кризисных явлений и диспропорций, питающих преступность, объективно способствуют ее предупреждению (путем ограничения сферы действия, снижения уровня, уменьшения вредных последствий и т.д.).

В отличие от общих, специальные предупредительные меры осуществляются целенаправленно в интересах предупреждения преступности, т.е. они призваны решать задачи:

Устранения, нейтрализации, минимизации криминогенных факторов;

Оздоровления социальной микросреды, коррекции поведения лиц, чье поведение чревато угрозой совершения преступления, и т.д.

Таковыми являются, профилактические операции, ежегодно проводимые ОВД ПМР.

Такие как: Мак, Арсенал, Квадрат, Квартира, Подросток, или административный надзор за определенными категориями лиц, освобожденных из мест лишения свободы, и т.д.

В зависимости от масштаба применения различают меры предупреждения:

Общегосударственные, относящиеся к большим социальным группам;

Меры предупреждения, относящиеся к отдельным объектам или микрогруппам;

Индивидуальные.

Общегосударственные -- это, например, меры предупреждения преступности, предусмотренные законами, действующими на всей территории ПМР.

Предупредительные мероприятия, относящиеся к большим социальным группам, осуществляются в рамках отрасли хозяйства, района республики, применительно к определенному контингенту лиц.

Предупреждение преступлений на отдельном объекте, в микрогруппе - это выявление и устранение обстоятельств, способствующих правонарушениям, на конкретном предприятии, в зоне отдыха, данном учебном коллективе или, например, переориентация молодежной группировки с антиобщественной направленностью поведения.

Индивидуальные меры предназначены для оказания предупредительного воздействия на конкретных лиц, их ближайшее окружение.

Насыщение рынка товарами массового спроса, повышение уровня доходов населения, целевые ассигнования на улучшение работы по устранению обстоятельств, способствующих определенной разновидности преступлений, это экономические меры предупреждения преступности (разного вида, уровня и масштаба).

Примером политических мер предупреждения преступности служит решение органов власти о разграничении полномочий, в области общественной безопасности, охраны правопорядка.

К социальным мерам относится, к примеру, защита интересов малообеспеченных слоев населения, жизненное устройство беженцев, вынужденных переселенцев, безработных.

В качестве организационно - управленческих мер предупреждения преступности можно указать на его программно - целевое планирование или координацию субъектов предупредительной деятельности.

Культурно - воспитательные меры включают разнообразные усилия по утверждению в жизни общества идей добра и справедливости, законов высокой нравственности, по устранению явлений моральной безнормативности и деградации, эффективному противостоянию так называемой массовой культуре, пропаганде эгоцентризма, насилия, жестокости, сексуальной распущенности.

По стадиям принято выделять раннее, непосредственное предупреждение, предупреждение рецидива преступлений.

Раннее предупреждение преступности. Предупредительные меры могут носить упреждающий характер, разрабатываться и вводиться в действие на основании прогнозов, предсказывающих возможное повышение криминогенности отдельных социальных факторов.

Непосредственное предупреждение преступности направлено на нейтрализацию криминогенных факторов, уже действующих в обществе.

Более значимо, с практической точки зрения, выделение в предупреждении преступности таких стадий (этапов), как профилактика, предотвращение, пресечение.

Профилактика -- это меры по выявлению, устранению (нейтрализации, блокированию, ограничению сферы действия), причин, условий, других детерминант преступлений.

Под предотвращением понимается деятельность, направленная на недопущение замышляемых или подготавливаемых преступлений.

Наконец, пресечение - это действия, обеспечивающие прекращение уже начатых преступлений на стадии покушения либо последующих эпизодов при длящихся или так называемых серийных преступлениях.

Цель во всех случаях одна -- не допустить совершения преступления либо его повторения.

Предупреждения преступности представляет собой наиболее действенный путь борьбы с преступностью, прежде всего потому, что обеспечивает выявление и устранение (нейтрализацию, блокирование) ее корней, истоков. В значительной мере это упреждение самой возможности совершения преступлений.

Общее (обще - социальное) предупреждение преступности реализует антикриминогенный потенциал общества в целом, всех его институтов.

Так, целенаправленные усилия сотрудников правоохранительных органов и специализированных общественных формирований по организации в каникулярное время досуга трудных подростков, состоящих на учете в милиции, могут рассчитывать на успех лишь в условиях, когда общество, государство, его образовательно - воспитательные структуры уделяют необходимое внимание вопросам жизнеобеспечения, развития и социализации подрастающего поколения.

Точно так же специальные меры предупреждения имущественных преступлений могут быть результативными в том случае, если они осуществляются в условиях нормальной работы экономических, финансовых, контрольных механизмов.

Общее (обще - социальное) предупреждение охватывает крупные, имеющие долговременный характер виды социальной практики в самом широком смысле этого слова.

Например, в сфере экономики - это развитие производства на основе современных технологий, продуманная структурная и инвестиционная стратегия, справедливое перераспределение собственности, укрепление национальной валюты и всей финансовой системы, снижение инфляции и многие другие аспекты совершенствования экономических, а также тесно связанных с ними распределительных отношений.

В сфере политической -- это становление и развитие новой государственности, упрочение демократии; укрепление всех ветвей власти, реализация политической воли противостояния социально негативным явлениям и процессам.

В сфере социальной большое антикриминогенное значение имеют меры, направленные на усиление социальной ориентации преобразований:

Устранение резкого социального расслоения общества;

Поддержка малоимущих граждан; укрепление семейных устоев;

Обеспечение надлежащих условий для социализации личности, преодоление ее социального отчуждения;

Ограничение негативных последствий безработицы, вынужденной миграции людей и т.п.

Что касается духовной сферы жизни, то нравственность всегда противостоит преступности, а безнравственность усиливает ее.

Обще - социальное предупреждение действует и в правовой сфере.

Таким образом, меры обще - социального предупреждения имеют исключительно широкий диапазон, они воздействуют практически на все виды, группы, разновидности причин, условий и других детерминант преступности.

Обще - социальное предупреждение, специальные предупредительные меры, которые были целенаправленно осуществлены на территории ПМР, в 2011 и 2012 году, позволили снизить общее количество преступлений с 6853 в 2011 году до 5417 преступлений в 2012 году.

При этом общая раскрываемость преступлений в 2012 году составила 85,6%.

Раскрываемость тяжких преступлений составила 75,5% (на 5% больше), раскрываемость особо тяжких преступлений - 87,5% (практически на уровне 2011 года).

В октябре 2012 года в системе МВД было сформировано Управление специальных операций, которое вошло в состав криминальной милиции.

В числе главных задач подразделения: борьба с организованной преступностью; проведение оперативно-розыскных мероприятий по раскрытию разбойных нападений, умышленных убийств, в том числе заказных. Управление сформировано из самых опытных оперативников.

За непродолжительное время работы личным составом был раскрыт ряд резонансных преступлений. Среди них такие особо тяжкие преступления, как убийство, совершенное летом 2012 года в с. Чобручи, Слободзейского р-на.

Вывод: Криминологическое планирование - это целенаправленный процесс выработки плана, в котором на основе целей и задач в сфере борьбы с преступностью намечаются пути и средства их решения, нормативного, информационного, организационного, методического и ресурсного обеспечения на определенный период времени.

Многоаспектный, комплексный характер предупреждения преступности наиболее ярко проявляется на обще - социальном уровне.

При этом сильной стороной такого предупреждения является взаимосвязь различных по содержанию мер, а также способность на основе взаимного дополнения придавать ему новое, несравненно более высокое в смысле результативности качество.

Основная ударная сила обще - социального предупреждения направлена на причины и условия преступности.

таврический институт

ЮРИДИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА N1

ПО криминологиии

ТЕМА:

Симферополь - 1998 г.

ТЕМА: КРИМИНОЛОГИЧЕСКОЕ ПРОГНОЗИРОВАНИЕ И

ПЛАНИРОВАНИЕ БОРЬБЫ С ПРЕСТУПНОСТЬЮ

ПЛАН

ВВЕДЕНИЕ

1.Понятие, виды и значение прогнозирования преступности

1.1 Прогнозирование преступности

1.2 Классификация прогнозов

1.3 Задачи научного прогнозирования преступности

1.4 Планирование предупреждения преступности

2. Методы прогнозирования преступности

3. Планирование борьбы с преступностью

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

В В Е Д Е Н И Е

В отличие от других социальных идей и политических ориентаций демократическое правовое государство при верховенстве правового закона и приоритете прав человека и гражданина практически воспринято обществом как будущее государственного строя Украины. Решение этой задачи связано не только с созданием современного законодательства, обеспечением законности деятельности государства и его органов, муниципальной системы и общественных формирований, надежной, быстрой и справедливой юстиции, независимого правосудия, но с преодолением достигшего опасных пределов правового нигилизма, находящегося ныне на грани беспредела во всех сферах государственной и общественной жизни, и, главное, формирование высокого уровня правовой культуры общества и каждого человека.

Необходимым условием развития этих процессов является их правовое сопровождение и обеспечение государством - единственной на территории страны политической организации, осуществляющей суверенитет, источник которого - народ Украины. Но государство и право имеют не только инструментальное значение и " самостоятельную ценность. Одновременно это право жить цивилизованной жизнью и средство обеспечить человеку соответствующие свободы". К этой цели общество прийдет только через повышение ответственности, возложенной " на институты государственной власти", решительные действия по экономическому, политическому и социальному реформированию, созданию качественной " правовой базы для таких действий".

Все вышесказанное в особенной степени касается уголовно-правовых наук, в том числе и криминологии - науки, изучающей преступность.

#1. Понятие, виды и значение прогнозирования преступности

1. Прогнозирование преступности - это предвидение вероятностных изменений тенденций и закономерностей преступности в будущем.

Современная криминология исходит из того, что прогноз преступности не только возможен, но и необходим. Прогноз в современном значении слова - не просто предвидение, а специальный вид его, который существенно отличается от всех прочих видов (например, от предвосхищения) высокой степенью обоснованности, научной основательностью. Прогнозирование предполагает не высказывание о будущем, а систематическое исследование перспектив развития того или иного явления или процессов с помощью средств современной науки. Прогноз выступает как модель будущего, построенного на материалах прошлого и настоящего, как некий образец, который в зависимости от социальных потребностей следует посредством человеческой деятельности либо приблизить, либо предотвратить.

Разумеется, прогнозы выявляют вероятностную картину ожидаемых событий. Но их ценность состоит в том, что они обладают необходимой достоверностью, которая обеспечивается выбором правильных методов прогнозирования и надежной исходной первичной информацией.

Во многих экономических, философских исследованиях проблемам прогнозирования уделяется значительное внимание, подчеркивается необходимость и важность познания будущего.

Основной целью прогнозирования преступности является установление наиболее общих показателей, характеризующих развитие (изменение) преступности в будущем, выявление нежелательных и положительных тенденций, закономерностей и отыскание способов изменения или стабилизации этих тенденций и закономерностей в нужном направлении.

Степень вероятности прогноза преступности в значительной мере зависит от числа различного рода факторов, используемых при прогнозировании. Как справедливо указывают Г.А.Аванесов и С.Е.Вицин, “нужно учитывать и изучать не только данные о преступности, но и данные, характеризующие развитие (изменение) других социальных явлений, так или иначе влияющих на преступность: социально-политические явления, организационно-правовые, экономические, демографические и т.д.” .

Конечно, при таком положении чрезвычайно сложно добиться абсолютного точного прогноза в данной области, да и вряд ли это будет возможно в будущем. Однако это не означает нецелесообразности составления прогнозов преступности. Даже прогноз, который лишь частично оправдывается, полезен и нужен. В литературе правильно отмечается, полезен и нужен. В литературе правильно отмечается, что “даже плохой прогноз лучше хорошей неопределенности”. Основная задача прогноза состоит в том, “ чтобы найти хорошее или даже наилучшие решения в условиях неопределенности”.

Прогноз преступности должен опираться на учет: общих причин преступности причин, обусловливавших отдельные виды преступлений. К ним, в частности, относятся демографические данные об изменении населения, его численности, состава по полу, возрасту, образованию и др., миграции, в которой следует различать как внешнюю, так и внутреннюю. Во внутренней миграции, необходимо выяснение соотношения механического и маятникового /сезонного/ прироста населения. Важным обстоятельством, влияющим на прогноз, выступает урбанизация, характерной чертой которой является увеличения доли скрытого населения, т.е. населения, проживающего в сельской местности, но работающего в городах. Кроме того, урбанизации свойственны и отдельные своеобразные стороны, нередко имеющие криминогенный характер /например, ослабление социальных связей в городах/.

Нельзя не учитывать изменения, вносимые в уголовное законодательство. Так, в истекшем десятилетии имела место интенсивная законодательная деятельность в области совершенствования борьбы с преступностью. На основе новых законодательных актов активизировалась борьба с многими видами преступлений, что повлекло увеличение числа регистрируемых преступлений.

При прогнозе преступности следует обращать внимание и на преступность, ее характер и виды в зарубежных странах, которые в определенной мере могут оказывать свое влияние на преступность и ее характер в нашей стране в целом и в отдельных регионах в частности.

Необходимость увязки прогнозирования преступности с другими социальными причинами обуславливается многообразными социальными связями и взаимозависимостью самого объекта прогнозирования - преступности.

2. Классификацию прогнозов преступности можно проводить, исходя из различных критериев.

Основное значение имеет объект прогнозирования - преступность как социальное явление и преступное поведение отдельной личности. По этому критерию можно выделить два вида прогнозирования: общее и индивидуальное.

Общее прогнозирование может осуществляться на различных уровнях: на уровне преступности в целом, на уровне определенной категории преступности (рецидивной преступности, корыстной преступности и т.п.), на уровне отдельных видов преступлений.

Эти три уровня прогнозирования нельзя рассматривать изолированно друг от друга. Они находятся в отношениях общего и особенного. При всей важности прогнозирования преступности в целом нельзя не учитывать развитие отдельных видов преступлений, и особенно тех из них, которые оказывают по своему характеру влияние на преступность как социальное явление.

Самостоятельное значение имеет индивидуальное прогнозирование. Прогнозирование индивидуального преступного поведения в отличие от прогнозирования преступности вообще в настоящее время недостаточно разработано теоретически, а на прикладном уровне делаются по существу лишь первые попытки.

Методологическое обоснование возможности прогнозирования поведения человека связана с детерминистической концепции поведения, рассматриваемого в качестве результата сложного взаимодействия личности, среды и конкретной жизненной ситуации. Безусловно, сложная сущность человека, различные свойства его природы обусловливают трудность методологии познания и прогнозирования поведения, затрудняют практическое их осуществление, но не делают таковые невозможными.

Следует подчеркнуть, что индивидуальное прогнозирование преступного поведения может применяться лишь в отношении лиц, которые в прошлом уже совершили преступления или допускали иное антиобщественное поведение. Роль индивидуального прогнозирования преступного поведения состоит именно в том, чтобы из указанного контингента лиц определить тех, в отношении которых необходимо вести индивидуальную предупредительную (профилактическую) работу, чтобы не допустить совершение преступления.

Прогнозирование может быть осуществлено в рамках различных социальных групп, сформированных по таким признакам, как образование, семейное положение, возраст, профессия и т.д. При классификации прогнозов по возрастному признаку специальное внимание должно быть уделено несовершеннолетним.

По масштабам территории прогнозы движения преступности могут быть классифицированы на прогнозы преступности в районе, городе, области, республике и в других регионах страны.

В зависимости от продолжительности прогностического периода прогнозы преступности делятся на краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные. Как отмечает В.Н. Кудрявцев, “Долгосрочные прогнозы общего характера определяют... “стратегию” борьбы с преступностью. Для повседневной “тактики” этой борьбы, для выработки наиболее эффективных мер предупреждения преступлений... необходимы более конкретные сравнительно кратковременные прогнозы состояния, динамики и структуры антиобщественных явлений” .

Загрузка...
Top